Научная статья на тему 'Психологическое здоровье как проблема психолого-акмеологической науки и практики'

Психологическое здоровье как проблема психолого-акмеологической науки и практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2748
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PSYCHOLOGICAL HEALTH / SCIENTIFIC APPROACH TO PSYCHOLOGICAL HEALTH RESEARCH / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сысоева Светлана Алексеевна

Рассмотрены научно-практические подходы отечественных и зарубежных психологов, акмеологов феномена «психологическое здоровье», в т. ч. педагога общеобразовательной школы. Автор также выражает собственную точку зрения на психологическое здоровье педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers psychological health as a problem of teachers psychological-acmeological theory and practice

In her work S.A. Sysoeva analyzes theoretical and practical approaches of the Russian and foreign psychologists, scholars, practicing teacher's career counseling and researching the phenomenon of psychological health, including teachers of comprehensive schools. The author also introduces her point of view concerning the teacher's psychological health.

Текст научной работы на тему «Психологическое здоровье как проблема психолого-акмеологической науки и практики»

4. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004.

Поступила в редакцию 20.09.2008 г.

Filonova N.A. Acmeological competence in the structure of professional activity of a college tutor. The article presents the views of famous national and foreign psycholo-

gists, acmeologists of professional competence and the constituents of specialist’s expertise. The author gives grounds and reveals acmeological competence of a college tutor in the structure of professional activity as an important constituent of its personal and professional achievements.

Key words: professional competence, professional expertise, acmeological expertise of college tutor.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

С.А. Сысоева

Рассмотрены научно-практические подходы отечественных и зарубежных психологов, акмеоло-гов феномена «психологическое здоровье», в т. ч. педагога общеобразовательной школы. Автор также выражает собственную точку зрения на психологическое здоровье педагога.

Ключевые слова: научные подходы к исследованию психологического здоровья, психическое здоровье, психологическое здоровье педагога.

Психология здоровья - одна из проблем, остро обсуждаемых в философии, психологии, психотерапии, медицине, педагогике, ак-меологии. В любой социальной практике, имеющей прямое или косвенное отношение к здоровью человека, специалисту приходится сталкиваться с одним из фундаментальных вопросов: что такое здоровье? На сегодняшний день едва ли можно найти окончательный и предельно корректный ответ на этот вопрос.

Представление о здоровье менялось со временем: рядом авторов оно определяется как нормальная функция организма на всех уровнях его организации; как динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой (Гиппократ, А.Г. Спенсер); как способность к полноценному выполнению основных социальных функций; как способность организма приспосабливаться (У. Кеннон, В.П. Петленко, И.И. Брехман); как отсутствие болезней, болезненных состояний, болезненных изменений (традиционное медицинское понимание); как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)); как обретаемая индивидом в процессе целостность, предполагающая личную зрелость (Г. Ол-порт, Ф. Перлз), интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс); как универсальная человеческая ценность, которая соотносится с

основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии (Платон, А. Маслоу).

Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека.

Длительное время проблема здоровья почти не рассматривалась психологической наукой. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и отдавала дань уважения таким феноменам, как внутриличностный конфликт, кризис. Принципиальный вклад в разработку системных представлений о феномене «психологическое здоровье» внесло научное наследие В.М. Бехтерева и его последователей:

А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова, В.Н. Мясище-ва, Б.Г. Ананьева и др. Во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г. Ол-порт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Грофф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья.

В настоящее время объектом исследования продолжает оставаться как «психологическое здоровье» (В.П. Казначеев, Э.Г. Эйде-миллер, В. Харькин, А. Гройсман, И.В. Дубровина, О.С. Васильева, А.В. Шувалов и др.), так и «эмоциональное» (Л.В. Тарабакина), и «социальное» (И.И. Соковня-Семенова, Ю.П. Сайко и др.).

Психологическое здоровье может быть исследовано как проблема психолого-акмео-логической науки и практики, что позволит раскрыть сущность этого феномена как комплексного психологического образования.

В связи с этим важно рассмотреть специфику понятий «здоровье», «психическое здоровье» и «психологическое здоровье», упрот-ребляемых в актуальной педагогической, психологической, медицинской литературе.

До сих пор остается неоднозначным само определение здоровья. Согласно Всемирной организации здравоохранения, здоровье -«состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ). Здесь очевидна попытка соединить аспекты психического и биологического здоровья - «в здоровом теле - здоровый дух». В реальности вполне возможен упадок духа в здоровом теле, и, напротив, духовное здоровье может сочетаться с болезнями тела.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова можно прочесть общеизвестное определение: «Здоровье - это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма». Следуя этой логике, при самом широком рассмотрении психическое здоровье есть нормальное состояние правильно функционирующей, неповрежденной психики. Однако данные критерии, на наш взгляд, представляются недостаточными для описания психического здоровья.

Академик В.П. Казначеев под здоровьем понимает процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни [1].

Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями, в нем отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие

духовную жизнь человека. Так, психическое здоровье характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти (С.М. Громбах, А.Б. Леонова, В.И. Медведев,

Н. Сарториус), понимается как интегральная характеристика полноценности психического функционирования индивида, включающая понимание природы и механизмов его поддержания (И.В. Дубровина). В.И. Слободчи-ков, А.В. Шувалов интерпретируют психическое здоровье как собственную жизнеспособность индивида, обеспеченную полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Очевидно, что психическое здоровье создает фундамент для психологического здоровья.

Термин «психологическое здоровье» введен сравнительно недавно, тем не менее описываемые этим понятием личностные особенности давно являлись предметом исследования многих авторов (Р. Ассаджиоли, Б. С. Братусь, Н.Г. Гаранян, И.В. Дубровина, Л.В. Ма-рищук, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, А. Б. Холмогорова,

A.В. Шувалов и др.) и рассматривались в различных аспектах.

Очень ответственной, на наш взгляд, оказалась позиция коллектива практических психологов, работающих под руководством И.В. Дубровиной, которые, осмыслив содержательную суть психологической службы образования, увидели необходимость введения в научный лексикон термина «психологическое здоровье», который относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и др. Таким образом, по мнению И.В. Дубровиной, именно психологическое здоровье можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.

Приведем несколько определений психологического здоровья. По определению

B.Э. Пахальяна: «Психологическое здоровье -состояние субъективного, внутреннего благополучия личности, обеспечивающее оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими объективными условиями, дру-

гими людьми и позволяющие ей свободно актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности». Обратимся к другому определению, сформулированному Е.Р. Калитеевской и В.И. Ильичевой: «Психологическое здоровье - это мера способности человека трансцендиро-вать свою социальную и биологическую детерминированность, выступать активным и автономным субъектом собственной жизни в изменяющемся мире». И.В. Дубровина рассматривает психологическое здоровье педагога как психологические аспекты психического здоровья, т. е. совокупность профессиональных характеристик личности специалиста помогающих профессий, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Однако эти определения, на наш взгляд, не дают конкретного ответа на вопрос: «Куда и как должна двигаться личность, что должна делать в процессе своего саморазвития, чтобы быть активной, автономной, психологически здоровой?».

Несмотря на имеющиеся исследования в данной области, психологическое здоровье все еще не находит должного научного осмысления, мало изучены его структура и содержательные характеристики, а также критерии и уровни проявления. При этом термин «психологическое здоровья» активно используется в психолого-педагогической теории и практике.

В ряде работ современных отечественных исследователей представлено целостное видение сущности того, что обозначается термином «психическое» или «психологическое» здоровье (Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков и др.). В частности, отмечается, что «психическое здоровье» следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение: высокий уровень психического здоровья, личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека, следующий уровень -индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений, наконец -уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутрен-

ней, мозговой нейрофизиологической организации актов психической деятельности, при рассмотрении проблемы психического здоровья в контексте взаимосвязи культуры, эмоций, психического здоровья отмечается: «психическое здоровье - это, прежде всего, баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.)» [2].

По-нашему мнению, данный взгляд показывает достоинства и ограничения поуров-невого строения психического здоровья, но не отражает должным образом гармоничное взаимодействие человека с самим собой и окружающим миром.

Представления гуманистической психологии о психическом и психологическом здоровье в значительной степени основаны на данных о том, что практически в каждом человеке заложено активное стремление к здоровью, заложена тяга к развитию, к актуализации человеческого потенциала (А. Маслоу).

В частности, А. Маслоу, изучая человеческую природу, констатировал, что «здоровье в психологическом смысле» присуще людям с высокой степенью самоактуализации. Психологи, практикующие в рамках гуманистической психологии, активно используют в таком контексте понятие «психологическое здоровье», проявляющееся в человечности, уверенности в себе, самообладании, потребности в знаниях.

Анализ и обобщение вышеизложенного утвердило нас в правомерности использования понятия «психологическое здоровье», которое, на наш взгляд, наиболее полно способно отразить гармоничное, адекватное состояние и соотношение личностно-смысловых и индивидуально-психологических характеристик личности.

Таким образом, проведенный анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме психологического здоровья показывает сложность и многоаспектность данного феномена.

Актуальность исследования психологического здоровья педагога обусловлена тем, что его нарушение составляет существенную проблему психологической службы в образовании, которая нуждается в понятийном аппарате, раскрывающем особенности феномена психологического неблагополучия, ко-

торый позволял бы их фиксировать, а также проектировать результативные профилактические мероприятия, направленные на поддержание психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Результаты эмпирического исследования показали наличие проблемы психологического здоровья у педагогов (V = 110, 20052007 гг.): 80 % педагогов не понимают сущности и особенностей психологического здоровья, не осознают, что собственно психологическое здоровье не берется ни откуда, а находится в их руках.

В ходе научно-практического поиска также был обнаружен ряд противоречий, подтверждающий актуальность изучения психологического здоровья педагогов: между потребностью современного общества в психологически здоровых людях и социальноэкономическими условиями, деконституирующими данное явление; потребностью психологической науки в разработке теории и практики достижения психологического здоровья и неразработанностью данной проблемы; потребностью педагога быть психологически здоровым и не готовностью к этому.

Ориентация на достижение психологического здоровья и его развитие у педагога позволяет решать важные психолого-педаго-гические задачи, которые стоят сегодня перед общим образованием: обеспечение качества образовательного процесса и создание условий для полноценной самореализации всех субъектов образовательного процесса.

В рамках акмеологической теории и практики здоровье выступает в качестве основного и необходимого условия актуализации высших («вершинных») возможностей человеческой природы. В рамках такого видения предполагается наличие «микроакме здоровья» как личностного конструкта, имеющего первостепенное значение для реализации всех видов высших (предельных) возможностей человека, выступающего как критерий его жизнестойкости и в значительной мере определяющего вклад отдельной личности в общечеловеческую культуру (А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.).

Именно акмеологический подход диалектично интегрировал в себе теоретикометодологические и эмпирические достижения философии, культурологии, антропологии, педагогики, психологии, медицины, что

позволило нам обосновать рассмотрение психологического здоровья не только как цели и результата деятельности, но и выделить в нем динамический аспект отношения педагога к собственному психологическому здоровью, а также обозначить проблему его достижения и совершенствования.

При этом диссертационные исследования и прикладные публикации, целостно раскрывающие психолого-педагогические

основы достижения, сохранения и развития психологического здоровья в условиях учебно-образовательного процесса, по-прежнему отсутствуют.

На наш взгляд, психологическое здоровье участников образовательного процесса следует рассматривать как основу полноценного и продуктивного образовательного процесса в школе, на базе которой формируется обученность, воспитанность, развитость личности ребенка, его жизнедеятельность в целом; показатель и результат успешного сотрудничества учащихся и педагога; как средство полноценной самореализации всех участников образовательного процесса.

Психологическое здоровье педагога предстает в настоящем исследовании как совокупность ценностей, знаний, умений и способов саморегуляции, обеспечивающих гармоничное взаимодействие с самим собой и окружающим миром.

Известно, что успешность в любой деятельности (общение, игра, труд, досуг и др.) обеспечивается степенью развитости личности и, в свою очередь, вызывает определенное состояние благополучия, комфорта, уверенности в себе, перспективности, гармонии. Это, по сути, и является воплощением «искомого» психологического здоровья. Отсутствие у педагога удовлетворенности, успеха в профессиональной деятельности, общении порождает негативные состояния дискомфорта, напряжения, в которых формируются отрицательные эмоции и чувства неуверенности в себе, агрессивности либо пассивности и другое, обнаруживая наличие у него проблем психологического здоровья. Речь идет о том, что чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, и сформированы адекватные отношения с собой и миром, тем более она устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся

нарушить ее целостность, а значит, психологически здорова. При этом в современных образовательных условиях данная проблема продолжает оставаться за пределами должного внимания со стороны администрации, педагогов, медицинских работников. Между тем речь должна идти о целенаправленной, комплексной программе помощи и поддержки педагогу в достижении и сохранении вершин психологического здоровья.

Таким образом, проблема психологического здоровья в рассмотрении научно-практической публикации задана: психолого-

акмеологическая наука рассматривает психологическое здоровье как высший уровень развития личности, как средство прогрессивных личностных и профессиональных достижений и полноценной самореализации педагога. Однако еще не намечены основные пути, принципы исследования, не разработан должный категориальный аппарат, и сама категория «психологическое здоровье» не насыщена эмпирическим содержанием.

Глубокое и полное раскрытие феномена «психологическое здоровье педагога» позволит выработать общую стратегию исследо-

вания, разработать концептуальную модель развития психологического здоровья педагога, определить адекватные психолого-акмео-логические технологии его достижения. Это является предметом нашего дальнейшего научно-практического поиска.

1. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2006.

2. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб., 2006.

Поступила в редакцию 11.09.2008 г.

Sysoeva S.A. Teacher’s psychological health as a problem of teacher’s psychological-acmeological theory and practice. In her work S.A. Sysoeva analyzes theoretical and practical approaches of the Russian and foreign psychologists, scholars, practicing teacher’s career counseling and researching the phenomenon of “psychological health”, including teachers of comprehensive schools. The author also introduces her point of view concerning the teacher’s psychological health.

Key words: scientific approach to psychological health research, mental health, teacher’s psychological health.

К ВОПРОСУ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Болд Лхамцэрэн

Статья посвящена проблеме восприятия художественного произведения. Восприятие художественного произведения делится на разные фазы: предкоммуникативная, коммуникативная, посткомму-никативная и т. д. Все фазы являются взаимопроникающими, взаимосвязанными, взаимообусловленными и не могут существовать одна без другой.

Ключевые слова: восприятие, художественное произведение, фаза восприятия.

В теоретическом осмыслении проблемы восприятия искусства главную роль сыграли фундаментальные работы по психологии искусства Р. Арнхейма, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона, где проблематике взаимодействия произведения искусства с его реципиентом уделено серьезное внимание.

Восприятие искусства - это особое физиологическое и психологическое состояние человека при общении с искусством. Оно насыщенно разнообразными переживаниями,

ценностно-значимым для человека духовным состоянием. В процессе художественного восприятия участвуют: 1) объективная, реальная сторона, т. е. само произведение искусства; 2) субъективная, т. е. человек с его способностями, опытом, культурой.

Р. Арнхейм, рассматривая восприятие искусства как познавательный процесс, указывал, что это не пассивный, содержательный акт, а творческий, активный процесс. Художественное восприятие не является «механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине твор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.