ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.923
Волочков Андрей Александрович
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой практической психологии
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 219-07-19, e-mal: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА
Andrey A. Volochkov
doctor of psychological sciences, professor, head of the Chair of practical psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»
614006, Perm, Russia, Sibirskaja,24, e-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL HEALTH AND ACTIVENESS OF THE STUDENT
Аннотация: В статье представлены результаты исследования
взаимосвязей психологического здоровья и проявлений активности студентов в сферах общения, познания, учебной деятельности, созерцания и рефлексии. Наиболее значимые связи с психологическим здоровьем студента демонстрирует учебная активность студента (в особенности ее произвольная регуляция, самоконтроль). Эта закономерность характерна как для первокурсников, так и для выпускников высших учебных заведений. Анализ эффектов фактора «учебная активность» на характеристики психологического здоровья студентов позволяет сделать вывод о том, что данный фактор является значимым ресурсом психологического здоровья в студенческом возрасте.
Ключевые слова: психическое здоровье; психологическое здоровье; активность субъекта; учебная активность.
Abstract: The article presents results of research into the correlations among psychological health and manifestations of students’ activeness in the spheres of communication, extracurricular cognition, academic studies, contemplation and selfreflection. Most evident correlations were found between psychological health and academic activeness of the student, especially in relation to voluntary regulation and self-control. This is characteristic of both freshmen and graduate students. Analysis of the effects of academic activeness on aspects of students’ psychological health leads to the conclusion that this factor is a significant health resource in student age.
© Волочков А.А., 2014
Key words: mental health; psychological health; subject activeness; academic activeness.
Исследовательская проблема и основные понятия
Одно из направлений реализации проекта Ф-027, осуществляемого при поддержке Программы стратегического развития ПГГПУ на 2012-2016 гг., ориентировано на выявление взаимосвязей активности и психологического здоровья студентов. При этом исследовались взаимосвязи различных проявлений целостной активности студентов в сферах общения, познания, учебной деятельности, созерцания и рефлексии с характеристиками их психологического здоровья.
Понятие психологическое здоровье было введено в современную психологию профессором И.В. Дубровиной. Речь идет не о противопоставлении хорошо известного в мировой науке и практике понятия «психическое здоровье» какому-то особому психологическому здоровью - они неразрывно связаны. Вместе с тем «если термин “психическое здоровье” имеет отношение ... прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [7, с. 4, 3]. А.В. Шувалов определяет психологическое здоровье как состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл полноты и цельности (жизнеспособности и человечности индивида). По О.В. Хухлаевой [11], психологическое здоровье выражает динамическое равновесие между индивидом и средой, а его критерием является мера гармонии между человеком и социумом. Д.Н. Хломов и Е.Р. Калитеевская среди критериев психологического здоровья выделяют способность выйти за пределы своей биологической, социальной и даже психологической детерминированности, выступая субъектом своей жизни в изменяющемся мире [4]. Позиция этих авторов достаточно близка нашему пониманию активности сферы жизни как выражения меры субъектности.
Зарубежная психология наработала значительный теоретический и эмпирический материал в сфере закономерностей психического здоровья. А. Маслоу выделяет две составляющие психического здоровья: во-первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию, во-вторых, стремление реализовать гуманистические ценности и соответствующие им качества - принятие других, автономию, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству [17]. В гуманистической психологии среди критериев психически здоровой
личности выделяют также свободу, конгруэнтность и открытость опыту [8]. В логотерапии В. Франкла [9] появляется термин «душевное здоровье». Основным его критерием автор считает осмысленность существования, духовность и совесть. В потоке современных зарубежных концепций психического здоровья отметим также концепцию салютогенеза Аарона Антоновски [13; 14]. По его мнению, ключевым фактором и системным критерием психического здоровья является чувство связности как общая ориентация личности, зависящая от того, в какой степени человек испытывает проникающее во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, включающее в себя три компонента: постижимость, управляемость,
осмысленность [5].
Среди критериев психологического здоровья многие авторы также выделяют эмоциональное благополучие, в том числе отсутствие
депрессивности, профессионального выгорания, проявлений социальной и персональной дезадаптации и т.п.
Концепция активности субъекта сферы жизнедеятельности
предложена А.А. Волочковым [1; 2]. В основе понятия «активность субъекта
сферы жизнедеятельности» лежат следующие положения:
1. Активность в общепсихологическом плане акцентирует динамику бытия, это динамическая система.
2. Не следует противопоставлять активность субъекта и реактивность объекта. Это всего лишь абстракции, которые в «чистом» виде не существуют. В каждый момент взаимодействия наблюдается определенное соотношение объектности-субъектности в его детерминации и, соответственно, определенное соотношение реактивности - активности. Активность - мера субъектности полисистемных взаимодействий.
3. Активность неразрывно связана с такими категориями, как
взаимодействие, развитие, саморазвитие. В ее понимании наиболее
продуктивной может быть диалектическая методология с акцентами на единстве противоположностей как источнике саморазвития.
4. Модель структуры активности должна быть динамической, т.е. содержать в себе источник саморазвития на уровне системы в целом и на уровне ее подсистем. Структуры динамических систем отражают циклическое, спиралевидное развертывание трехкомпонентной структуры времени: прошлое
- настоящее - будущее, которая хорошо соотносится с гегелевским циклом-триадой саморазвития: тезис - антитезис - синтез.
5. По С.Л. Рубинштейну (2004) и А.В. Брулшинскому (2002), наиболее общие, универсальные сферы жизнедеятельности человека - познание, предметная деятельность, общение, созерцание, рефлексия.
6. Активность субъекта сферы жизнедеятельности - результат интеграции наиболее существенных для данной сферы видов активности. Например, в учебной активности взаимодействуют интеллектуальная, познавательная, регулятивная, эмоциональная, исполнительская, творческая, коммуникативная и другие виды активности. Поэтому структура активности
59
субъекта конкретной сферы жизнедеятельности (например, учебной активности) должна обобщенно выражать синтез наиболее существенных для этой сферы видов активности.
Учебная активность - активность субъекта в сфере образовательных взаимодействий, которая выражает меру субъектности ученика или студента в их учебной деятельности. Это мера зависимости учебной деятельности от ученика или студента как ее субъекта. В этом плане учебная активность - мера субъектности в учебной деятельности. Потенциал активности выражает соотношение желания и возможностей быть субъектом образовательных взаимодействий; регуляция активности - соотношение импульсивной, эмоциональной и произвольной его регуляции; реализация активности -соотношение исполнительских и творческих аспектов непосредственно наблюдаемой динамики учебной деятельности, а результат воплощает в себе итог движения и залог его постоянного возобновления, являясь, по сути, новым потенциалом активности. Единицей анализа активности является цикл активности.
Участники
Эмпирическое исследование взаимосвязи активности студентов и их психологического здоровья проведено в выборке 586 студентов 1 - 5 курсов двух пермских государственных университетов: национального
исследовательского (ПГНИУ) и гуманитарно-педагогического (ПГГПУ). По половому составу в выборке 441 девушка и 145 юношей. По курсам обучения в выборке 282 студента 1 - 2-х курсов обучения (в дальнейшем -группа «младшие»), 150 студентов 3-го курса («третьекурсники») и 154 студента 4 - 5-х курсов, из них 118 пятикурсников («старшекурсники»).
Диагностический инструментарий
Для измерения характеристик психологического здоровья студентов использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева (2006) позволил получить и использовать шкалу «осмысленности жизни». Опросник «Большая пятерка» 5PFQ Р. Мак-Крае и П. Коста в адаптации А.Б. Хромова [10] -использовались шкалы «самоконтроль» и «эмоциональная стабильность». Шкала «Чувство связности» А. Антоновски в адаптации М.Н. Дымщица [5]. Кроме того, использовался Общий опросник здоровья GHQ (General Health Questionnaire) Д. Гольдберга [15; 16].
Измерение уровня и структуры различных проявлений целостной активности студента проводилось с помощью второй версии опросника «Диагностика активности студента» (ДАС), разработанной А.Ю. Поповым и А.А. Волочковым [1; 2; 6]. Структура ДАС соответствует концепции целостной активности субъекта и позволяет получить 5 агрегированных шкал активности студента в 5 сферах жизнедеятельности (по С.Л. Рубинштейну
и А.В. Брушлинскому): 1) активность в сфере общения (коммуникативная активность); 2) активность в сфере созерцания; 3) активность в сфере познания (познавательная активность); активность в сфере учебной деятельности студента; 5) активность в сфере рефлексии.
Измерение компонентов и общего индекса учебной активности студента проводилось с помощью восьмой версии опросника учебной активности студента ВУАСТ (Волочков, 2007). Он включает 70 пунктов (по 10 на каждую первичную шкалу), расположенных в случайном порядке. Его структура соответствует теоретической модели активности субъекта сферы жизни [1; 2] и представлена 7 первичными и 4 агрегированными шкалами. Ответы респондентов выражают степень их согласия с суждениями и градуируются в диапазоне от 1 до 5 баллов. Диапазон оценок по шкалам - от 10 до 50 баллов. Первичные шкалы: 1) самооценка обучаемости; 2) учебная мотивация; 3) контроль активности в ситуации учебных неудач; 4) контроль активности в ходе реализации (настойчивость); 5) динамика исполнительская (воспроизведение стандартов деятельности); 6) динамика творческая;
7) результат учебной активности. Агрегированные (суммарные) шкалы:
8) потенциал учебной активности (усреднение шкал обучаемости и мотивации);
9) регуляция активности (усреднение шкал контроля активности);
10) реализация активности (усреднение шкал исполнительской и творческой динамики); 11) УА - общий индекс учебной активности, полученный усреднением шкал 7-10. Опрос может проводиться фронтально, например, одновременно для учебного курса.
Психометрическое исследование восьмой версии опросника проходило в выборке 1278 студентов вузов Перми, Поволжья и Кузбасса. Приведем лишь отдельные характеристики опросника. Надежность шкал ВУАСТ: коэффициенты внутренней согласованности по Кронбаху располагаются в диапазоне от 0,784 до 0,935; величины усредненной межпунктовой корреляции - в диапазоне от 0,315 до 0,428; диапазон коэффициентов ретестовой надежности шкал (выборка 278 участников, интервал 6 месяцев) -от 0,715 до 0,873. Результаты кроссвалидизации ВУАСТ, проверка его критериальной, прогностической и ретроспективной валидности показывают соответствие «работы» шкал опросника теоретической модели. Структурная валидность ВУАСТ определялась средствами эксплораторного факторного анализа по методу главных компонент. Эмпирическая структура взаимосвязей 70 пунктов опросника совпадает с теоретической моделью и по числу выделенных факторов, и по их составу.
Серия специальных психометрических исследований показала, что общий уровень учебной активности, определенный по выраженности суммарного индекса УАСТ, способен выявлять субъектную, т. е. преимущественно внутреннюю по источникам детерминации активность [1; 2].
Методы анализа данных
Для выявления взаимосвязей учебной активности с показателями психологического здоровья использовался эксплораторный факторный анализ по методу главных компонент с последующим вращением и корреляционный анализ по К. Пирсону.
Для сравнения выраженности компонентов учебной активности и характеристик психологического здоровья использовался критерий Стьюдента.
Для выявления эффектов фактора «уровень активности» на дисперсию переменных, характеризующих психологическое здоровье, использовался однофакторный дисперсионный анализ (АЫОУА). Независимым фактором выступил «уровень учебной активности», контролируемый принадлежностью испытуемых к группе высоко-, средне- и низкоактивных студентов. Зависимыми переменными были характеристики психологического здоровья.
С использованием ранжирования по суммарному индексу учебной активности из выборок «младших» (1 - 2-е курсы) и «старших» студентов (4 -5-е курсы) с применением рандомизации были отобраны три группы по 40 участников: «активные», «среднеактивные» («нормативные») и «пассивные».
Кроме того, соответствующий анализ проводился и в общей выборке студентов (по 120 участников в каждой из трех по уровню активности групп, где курс обучения уже не учитывался). Промежуточные по значению индекса учебной активности участники исключались.
Результаты и их обсуждение
1. Взаимосвязь активности и психологического здоровья студента
Имеется ли связь активности студента и его психологического здоровья? Если да, то какие именно сферы активности в наибольшей мере связаны с психологическим здоровьем? Соответствующие гипотезы проверялись в общей выборке студентов различных курсов (п = 587) в ходе эксплораторного факторного анализа структуры взаимосвязей указанных переменных (табл. 1).
Таблица 1
Факторная структура взаимосвязей показателей активности и психологического здоровья в общей выборке студентов (п = 587)
Переменные Факторы (после вращения)
1 2 3
Активность общения (Попов, Волочков) 0,00 0,23 0,79
Активность созерцания 0,49 -0,18 0,33
Активность познания 0,77 0,09 0,08
Активность учения 0,72 0,40 0,26
Рефлексия (Карпов, Пономарева) 0,39 -0,10 0,64
УА птц (потенциал учебной активности, Волочков) 0,79 0,29 -0,01
УА рег (регуляция учебной активности) 0,38 0,65 0,06
Окончание табл. 1
УА дин (динамика учебной активности) 0,75 0,30 0,04
УА рез (результат учебной активности) 0,39 0,14 0,26
ОЖ (осмысленность жизни, Леонтьев) 0,25 0,68 0,39
Нейротизм (Большая пятерка, Хромов) -0,16 -0,71 0,30
ЧСВ (чувство связности, по Антоновски) 0,15 0,82 0,27
Нарушения общего здоровья (по Г олдберг) -0,04 -0,72 -0,03
Собственные числа 3,09 3,02 1,64
Доля дисперсии, объясняемой фактором, % 24 23 13
Примечание: выделены наиболее значимые факторные нагрузки.
В ходе факторизации корреляционной матрицы 13 переменных выделено три наиболее значимых фактора. Первый фактор демонстрирует тесную прямо пропорциональную взаимосвязь шкал опросников «Диагностики активности студента» (по А.Ю. Попову и А.А. Волочкову) и «Учебная активность студента» (по А.А. Волочкову). В составе фактора доминируют характеристики учебной и познавательной активности, поэтому его можно охарактеризовать как фактор учебно-познавательной активности.
Второй фактор показывает связь учебной активности (прежде всего ее произвольной регуляции, контроля) со всеми измеренными нами параметрами психического (психологического) здоровья. Фактор интерпретируется как фактор психологического здоровья студента, связанного с произвольным контролем учебной активности.
Третий фактор демонстрирует тесную взаимосвязь коммуникативной активности студента с его рефлексией как метакогнитивной характеристикой. На наш взгляд, этот фактор в значительной мере раскрывает важность коммуникативной активности и ее рефлексивной насыщенности у современных студентов.
Таким образом, с характеристиками психологического здоровья в наибольшей мере связана учебная активность студента, в особенности ее регулятивный компонент (произвольный контроль активности). Поэтому в дальнейшем анализе эмпирических данных, наряду с характеристиками психологического здоровья, использованы только показатели учебной активности студента (по А.А. Волочкову).
2. Динамика учебной активности и психологического здоровья студента
Какова выраженность компонентов учебной активности и психологического здоровья студентов «младших» (282 студента) и старших (154 студента) курсов? Наблюдается ли позитивная или негативная динамика этих характеристик? Итоги сравнения средних значений в двух возрастных студенческих группах представлены в табл. 2.
Таблица 2
Различия средних значений компонентов учебной активности и психологического здоровья у студентов младших и старших курсов
Показатели 1-2-й курс 4-5-й курс t Р<
УА птц (потенциал учебной активности, по Волочкову) 29,33 29,94 -1,00 0,32
УА рег (регуляция учебной активности) 32,76 34,92 -3,78 0,00
УА дин (динамика учебной активности) 29,51 30,66 -1,88 0,06
УА рез (результат учебной активности) 34,54 36,71 -2,05 0,04
ОЖ (осмысленность жизни) 45,37 44,50 -2,18 0,03
Нейр (нейротизм, по Хромову) 41,52 40,07 1,18 0,24
ЧСВ (чувство связности, по Антоновски) 46,67 43,63 -2,18 0,03
Общ. здор. (нарушения общего психического здоровья, по Г олдберг) 11,89 12,89 1,29 0,20
В нашем сравнении, выполненном методом поперечных срезов, «младшие» студенты и старшекурсники не различаются по потенциалу (мотивация и самооценка обучаемости) и динамике учебной активности. Значимый сдвиг зафиксирован в нарастании произвольной регуляции контроле активности и ее результативности. Очевидно, это связано с доминантой соответствующих компонентов учебной активности у старшекурсников, ориентированных на результативное завершение своего обучения. Однако прослеживается и «цена» таких усилий. По сравнению с «младшими» студентами у старшекурсников несколько снижаются осмысленность жизни и чувство связности. Вместе с тем резких изменений характеристик психологического здоровья не обнаружено. В частности, нет значимых различий по параметрам эмоциональной стабильности (нейротизм, «большая пятерка») и ситуативным нарушениям психологического здоровья (по Гольдберг).
Таким образом, возраст, точнее, курс обучения студента, сказывается на его учебной активности. От первого к выпускному курсу наблюдается повышение произвольной регуляции и удовлетворенности результатами учебной активности при некотором снижении ключевых параметров психологического здоровья (осмысленность жизни и чувство связности). Вместе с тем резких возрастных колебаний психологического здоровья студентов от 1-го к 5-му курсу не обнаружено.
3. Эффекты фактора «учебная активность» на психологическое здоровье студента
Взаимосвязь учебной активности (в особенности ее произвольной регуляции) с психологическим здоровьем студента была выявлена в ходе факторного анализа эмпирических данных. Имеется ли влияние, значимый
64
эффект учебной активности на измеренные нами характеристики психического (психологического) здоровья? Данная гипотеза проверялась в ходе
однофакторного дисперсионного анализа (АЫОУА). Независимым фактором
в ходе анализа являлась переменная «уровень учебной активности»,
определяемая агрегированным индексом опросника учебной активности студента. Способность данного индекса представлять не только количественный, но и качественный уровень учебной активности был показан в более ранних исследованиях [1; 2]. Поскольку индекс учебной активности распределялся нормально, по этой переменной из общей выборки
586 студентов были отобраны три группы по 120 участников с высокой, средней и низкой учебной активностью. Промежуточные группы из анализа исключались. Итоги анализа представлены в табл. 3, а также на рис. 1 - 2.
Таблица 3
Эффекты фактора «уровень учебной активности» на дисперсию показателей психологического здоровья студентов
Показатели психологического здоровья Общая выборка (п = 586) 1-2-е курсы (п =282) 4-5-е курсы (п =154)
F Р F Р F Р
ОЖ (осмысленность жизни, по Д. Крамбо и Л. Махолику, адаптация Д. Леонтьева) 65,04 0,0000 15,21 0,001 14,03 0,001
Нейр (шкала нейротизма, «Большая пятерка», адаптация А. Хромова) 23,7 0,0000 12,47 0,001 10,12 0,001
ЧСВ (чувство связности, по А. Антоновски, адаптация М. Дымшица) 60,58 0,0000 42,35 0,000 40,03 0,000
Общ. здор. (нарушения психического здоровья, по Д. Г ольдберг) 23,92 0,0000 20,52 0,000 23,92 0,000
Очевидно, вне зависимости от курса обучения студента учебная активность влияет на все измеренные нами характеристики психологического здоровья. При этом наиболее мощные эффекты зафиксированы на ключевые с точки зрения концепций логотерапии («душевного здоровья», по В. Франклу) и салютогенеза (по А. Антоновски) маркеров психического (психологического) здоровья - осмысленность жизни и чувство связности (см. рис. 1-2).
Current effect: F(2, 345)=65,037, p=0,0000
Группы студентов
Рис. 1. Эффект фактора «уровень учебной активности» на переменную
«осмысленность жизни»
Current effect: F(2.345)=60,576, р=0.0000
Группы студентов
Рис. 2. Эффект фактора «уровень учебной активности» на переменную «чувство связности»
Аналогичная картина наблюдается и по другим переменным. Все эффекты отражают позитивное влияние фактора «учебная активность студента» на измеренные характеристики психологического здоровья. При этом
с нарастанием индекса учебной активности соответствующие характеристики тоже нарастают. Хорошо видно, что с нарастанием учебной активности нарастают осмысленность жизни, чувство связности. При этом различные по уровню активности группы студентов совершенно не пересекаются по значениям своих 95 %-х конфиденциальных интервалов (см. рис. 1-2). Это убедительно свидетельствует о том, что различный уровень учебной активности студента приводит к различному (количественно и качественно) уровню их психологического здоровья. Сравнительный анализ в разновозрастных группах студентов показывает, что эта закономерность сохраняется как «на старте» обучения, так и у старшекурсников. Эта закономерность позволяет высказать предположение о том, что учебная активность в студенческом возрасте является ресурсом психического (психологического) здоровья студента.
Заключение
1. Из различных проявлений активности студента (коммуникативной, познавательной, рефлексивной, созерцательно-рефлексивной и учебной) с характеристиками психологического здоровья наиболее связана учебная активность, в особенности ее регулятивный компонент (произвольный контроль активности).
2. От первого к выпускному курсу наблюдается повышение произвольной регуляции и удовлетворенности результатами учебной активности при некотором снижении ключевых параметров психологического здоровья (осмысленность жизни и чувство связности). Вместе с тем резких возрастных колебаний психологического здоровья и в общей учебной активности студентов от 1-го к 5-му курсу не обнаружено.
3. С нарастанием учебной активности нарастают осмысленность жизни и чувство связности. Эмпирически выявленные эффекты характеризуют учебную активность как значимый маркер психологического, «душевного здоровья» студента.
4. Различный уровень учебной активности студента приводит к различному (количественно и качественно) уровню их психологического здоровья. Сравнительный анализ в разновозрастных группах студентов различных вузов показывает, что эта закономерность сохраняется как «на старте» обучения, так и у старшекурсников. Эти закономерности позволяет высказать предположение о том, что учебная активность в студенческом возрасте является существенным ресурсом психического (психологического) здоровья студента.
Список литературы
1. Волочков А.А. Активность субъекта бытия: интегративный подход / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. - 376 с.
67
2. Волочков А.А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. -Т. 7, № 1. - С. 12 - 45.
3. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3. - C. 17-21.
4. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом. - М., 2010. - С. 230-238.
5. Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика //Психологическая диагностика. - 2007. - № 3. - С. 22 -40.
6. Попов А.Ю., Волочков А.А. Диагностика целостной активности субъекта
жизнедеятельности: методологические, статистические
и психометрические аспекты // Высшее образование сегодня. - 2008. -№ 2. - С. 46-49.
7. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Эксмо
- Пресс, 2004. - 412 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - СПб.: Ювента. 1997. - 352 с.
10. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. -Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000. - 23 с.
11. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2006.
12. Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей // Вопросы психологии. -2001. - № 6. - С. 66 - 69.
13. Antonovsky A. The Life Cycle, Mental Health and the Sense of Coherence // Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences. - 1985. - Vol. 22, № 4. -P. 273-280.
14. Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health //Advances, Institute for Advancement of Health. - 1984. - Vol. 1, № 3. -P. 37-50.
15. Goldberg D.P., & Hillier V.F. A scaled version of the General Health Questionnaire. Psychol Med. - 1979. - 9(1). - P. 139-45.
16. Goldberg D.P. et al. Manual of the General Health Questionnaire. Windsor, England: NFER Publishing, 1978.
17. The Third Force: The Psychology of Abraham Maslow (eBook edition, 2003).
Подготовлено в рамках проекта 027-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.