Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Урусова Асият Муссаевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА-ПСИХОЛОГА КАК СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи профессионального и личностного саморазвития студента-психолога, которые приводят его к успешной творческой самореализации.
Проведен теоретический анализ научных трудов ученых по исследованию роли эффективной профессионализации личности в русле личностных и профессионально-важных качеств, способностей и интересов, проблем жизненного пути и самоопределения, развития профессионального самосознания в деле формирования личности.
Авторы убедительно обосновывают тот факт, что ведущими в процессе становления профессионала как субъекта деятельности являются объект профессиональной деятельности, личностные и профессионально-важные качества субъекта, функциональная структура деятельности. Профессионализации отводится огромная роль в расширении кругозора молодого человека, оказании ему помощи в общении со сверстниками, а также в развитии его профессиональной компетентности как вхождения в профессиональную среду, усвоения профессионального опыта, овладения стандартами профессионального сообщества, активной самореализации и поступательного профессионального саморазвития.
Изучение особенностей профессионализации студентов-психологов как динамичного, трансформирующегося процесса, сопутствующего нам на протяжении всей карьеры и не ограничивающегося какими-либо периодами показывает, что здесь представлены не только проблемы оптимизации становления профессиональной компетентности как формообразования личности, но и индивидуально-личностные особенности, имеющие собственную образовательную траекторию и траектории личностного и профессионального роста.
Ключевые слова: профессионализация, психологическое сопровождение, коммуникативность, профессиональная компетентность, личностное саморазвитие.
Annotation. The article deals with the problems of interrelation between the professional and personal self-development of the student-psychologist, which lead him to successful creative self-realization.
The theoretical analysis of scientific works of scientists on the study of the role of effective professionalization of personality in the channel of personal and professionally important qualities, abilities and interests, problems of the life path and self-determination, the development of professional self-consciousness in the formation of the individual was carried out.
The authors convincingly substantiate the fact that leading in the process of becoming a professional as a subject of activity are the object of professional activity, personal and professionally important qualities of the subject, the functional structure of the activity. Professionalization is given a huge role in expanding the outlook of a young man, helping him in communicating with peers, and developing his professional competence as entering a professional environment, mastering professional experience, mastering the standards of the professional community, active self-realization and progressive professional self-development.
Studying the specifics of the professionalization of psychology students as a dynamic, transforming process that accompanies us throughout the career and is not limited to any periods shows that not only problems of optimizing the formation of professional competence as a form of personality are presented here, but also individual and personal characteristics that have their own educational trajectory and trajectories of personal and professional growth.
Keywords: professionalism, psychological support, communicative, professional competence, personal self-development.
Введение. Изучение процесса профессионализации личности как её саморазвития на всех этапах жизненного пути, в рамках которого происходит его становление, выявляет актуальные для современной психологии проблемы: способен ли человек как субъект труда быть субъектом своей жизни в мире профессий - свободным, целеустремленным, целостным, развивающимся? В каких эмпирических формах это обнаруживается? В каких направлениях развивается процесс активной самореализации и профессионализации личности? Профессионализм рассматривается нами как компетентность, которая означает умение отециалиста действовать, организовать и качественно выполнять профессиональную деятельность.
В современной отечественной психологии особенности профессионального развития личности исследуются в различных направлениях: в русле личностных и профессионально-важных качеств, способностей и интересов, проблем жизненного пути и самоопределения, развития профессионального самосознания.
Так, Л.М.Митина, сопоставляя личностное и профессиональное развитие педагога, выявляет взаимосвязи его профессионального и личностного саморазвития, которые приводят к успешной творческой самореализации. Она предлагает следующие стадии профессионализации зрелой личности: адаптацию, становление и стагнацию. Изучение профессионализации личности как последовательного роста профессиональной компетентности позволяет выделить три стадии ее модификации: самоопределение, самовыражение и самореализацию [2].
Акмеологическая концепция Э.Ф.Зеера [4] позволяет исследовать весь «жизненный путь» профессионала. Она содержит следующие стадии профессионализации:
1. Оптация - выбор профессии с учетом индивидуально-личностых и ситуативных особенностей.
2. Профессиональная подготовка - приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в процессе учебно-профессиональной деятельности.
3. Профессиональная адаптация - профессиональное самоопределение, формирование профессионально-важных качеств и наработка опыта.
4. Профессионализация - выработка индивидуального стиля деятельности, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение должностных обязанностей.
5. Профессиональное мастерство - реализация личности в профессиональной деятельности.
В результате анализа различных авторских концепций профессионализации можно рассмотреть основные подходы к определению его сущности: развитие и саморазвитие личности, овладение данной системой деятельности. Однако существует и объединяющее различные подходы к исследованию профессионализации положение о взаимном влиянии индивидуальных особенностей субъекта и социокультурной среды, о стадиальности процесса, о зависимости развития личности и её профессионального становления.
Профессионализм имеет широкий спектр проявлений начиная от поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. В тех случаях, когда человек не способен преодолеть профессиональные стереотипы в других социальных ролях, не изменяет стратегии своего поведения в соответствии с изменяющимися условиям и ожиданиями социума, профессионализм модифицируется в профессиональную деформацию личности, которая может начинаться с деформации системы межличностных отношений, а также личностных смыслов субъекта. Впоследствии данный процесс влияет на индивидуально-психическое здоровье, изменяя особенности характера и нарушая социальное поведение субъекта в целом. Факторов, влияющих на развитие профессиональных деформаций, много: разнонаправленные изменения в онтогенезе личности, возрастная динамика личностного и профессионального развития, социальная среда, важные события жизненного пути и случайные моменты.
Ведущими в процессе становления профессионала как субъекта деятельности являются объект профессиональной деятельности, личностные и профессионально-важные качества субъекта, функциональная структура деятельности. Мы полагаем, что они могут быть использованы применительно к любой профессии.
Можно изучать развитие профессиональной компетентности как двухсторонний процесс: вхождение личности в профессиональную среду, усвоение ею профессионального опыта, овладение стандартами профессионального сообщества - с одной стороны; активная самореализация, поступательное профессиональное саморазвитие - с другой.
«Профессиональное развитие» как психофизиологическая категория содержит особенности саморазвития субъекта труда на всех этапах его жизненного пути, в русле которого формируются специфические виды активности личности на основе становления, развития и структурирования системы профессионально важных ее характеристик, способствующих реализации функций познания, коммуникации и саморегуляции в профессиональной деятельности и на различных этапах жизненного и профессионального пути.
Профессионализация личности - это динамичный, трансформирующийся процесс, который сопутствует нам на протяжении всей карьеры и не ограничивается какими-либо периодами. Нам импонирует синтетическая модель процессуальной организации жизнедеятельности, разработанная К. К. Бойчинской [5] на основе положения об индивидуальной профессиональной стратегии становления профессионала, как интегральной системы качественно различных процессов. Данная разработка содержит следующие процессы: ценностно-мотивационные, креативные, рефлексивные, познавательные и практические.
Формирование профессиональной компетентности личности - системный процесс. Компонентами его анализа являются стадии различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды, фазы. Все стадии характеризуются ситуацией развития профессиональной компетентности; психическими новообразованиями личности, как результатами профессиональной активности, адекватной содержанию ситуации развития профессионала; сложной системой профессионально важных и личностных качеств, которые необходимы для её реализации. Этапы профессионализации субъекта профессиональной деятельности соответствуют особенностям деятельности в рамках различных профессий, сопровождаются различными требованиями к нему, как к профессионалу. Решение профессиональных задач на каждом этапе профессионализации, а также активность личности связаны с реализацией личностных и профессионально-важных свойств, которые различаются по составу, степени значимости и интенсивности.
К сожалению, в настоящее время в психологической науке нет единой, общепринятой периодизации становления пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся авторской периодизацией, предложенной Е.А. Климовым: оптант - выбор профессии; адепт - субъект,осваивающий профессию; адаптант - адаптация молодого специалиста кпрофессиональной деятельности, выработка индивидуального стиля деятельности; интернал - опытный профессионал, умеющий самостоятельно и эффективно выполнять профессиональные функции; мастер, наставник [6].
Периодизация профессионального становления личности, предложенная К.М.Левитаном, не менее содержательна. Он выделяет следующие стадии: подготовительная стадия - выбор профессии; начальная стадия - формирование профессионально важных качеств и свойств личности; основная стадия - полная самореализация в профессиональной деятельности и становление личности профессионала [7].
Отечественные психологи Т.В.Кудрявцев и Э.Ф.Зеер [8] подчеркивают стадиальность становления профессиональной компетентности личности педагога:
1. Формирование профессиональных намерений - выбор субъектом профессии по призванию, с учетом индивидуально-психологических особенностей. Факторы, влияющие на формирование адекватных профессиональных намерений: влияние микросоциума, средств массовой информации, потребности общества, престижа профессии и др. Следует отметить, что в выборе профессии огромное значение имеет направленность личности на ту профессиональную деятельность, которая соответствует её ценностным ориентациям, интересам, увлечениям.
2. Профессиональная подготовка - освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование личностных и профессионально важных качеств. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе становятся: профессиональная направленность личности, профессионально-важные качества и способности, ценностные ориентации, духовная зрелость личности.
3. Профессионализация - наработка профессионального опыта, формирование и развитие качеств и свойств личности, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
4. Мастерство - внедрение личностных и профессионально важных качеств в индивидуальный стиль деятельности. Достижение стадии мастерства означает, что профессиональное становление личности состоялось.
Формирование профессиональной компетентности личности - сложный, многофакторный, динамический процесс, охватывающий весь профессиональный путь личности: от стадии формирования профессиональных намерений до мастерства, как полной самореализации в творческой профессиональной деятельности. Процесс профессионализации личности позволяет использовать множество приемов социального воздействия на личность с целью её приобщения к различным видам деятельности, что, в свою очередь способствует последовательному формированию системы профессионально важных качеств. Мы изучаем становление профессиональной компетентности как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности. Профессиональное становление личности индивидуально, имеет собственную образовательную траекторию и траектории личностного и профессионального роста.
Проблема генезиса становления личности профессионала как субъекта деятельности основывается на положении о внутренней противоречивости процесса индивидуального развития личности. Ананьев Б.Г. неоднократно подчеркивал, что гетерохронность фаз развития характерна не только для процессов роста и созревания, но и для более поздних периодов жизни индивида на протяжении онтогенеза. Он отмечал значение законов гетерохронности не только для развития индивидуальных свойств и качеств личности, но и для её развития в ходе онтогенеза [9].
Изучение субъекта профессиональной деятельности как активного созидательного деятеля, который комплексно и последовательно включается в профессиональную деятельность, позволяет исследовать проблему функциональной взаимозависимости различных видов деятельности в психологической организации личности, а также выявить психологические механизмы ее интеграции. Выбор системы целей и задач, достижение которых требует активации индивидуальных психологических структур личности, а также их консолидации в соответствии с содержанием элементов профессиональной деятельности и эффективного достижения результата являются также источником развития психической организации личности профессионала.
Система современного высшего образования нацелена на профессионально-личностное развитие студента, а эффективность формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности является основной задачей российского вуза. Поскольку именно в процессе адаптации к обучению в университете, соответствующего младшим курсам, развивается самооценка и проявляются особенности самоопределения студентов-психологов в учебной и профессиональной жизни, осуществляется становление их жизненной позиции и мировоззрения, осваиваются различные стили и направления профессиональной деятельности психолога, его профессионализации, поведения и коммуникации, важнейшей проблемой становится создание особой системы учебно-профессиональной деятельности, которая оптимизировала бы закономерности и индивидуальные особенности не только личностного саморазвития студента-психолога, но и формирования его профессиональной компетентности. В процессе обучения в вузе студент воспринимает его не только как обучающий, но и как социальный институт профессионализации и социализации личности, разработки и применения эффективных технологий профессионального обучения и оптимизации самого учебного процесса.
Концепция профессионализации личности студента-психолога включает следующие элементы: принципы управления профессионализацией личности, источники и движущие силы становления и развития профессионала, функциональные стадии развития профессиональной компетентности, разработка оптимальных стратегий психологического сопровождения. Специфика факультета психологии предусматривает необходимость учета целого комплекса факторов, влияющих на профессиональное становление студента-психолога: соотношения личностного развития и формирования профессиональной компетентности в процессе учебно-профессиональной деятельности на всех этапах обучения в вузе, особенностей личной картины мира и динамики формирования адекватного образа будущей профессии, изменение представлений о задачах, направлениях и сложностях профессиональной деятельности; динамики личностных изменений на различных курсах обучения; профессионально важных качеств и творческой составляющей специалиста-психолога.
Так, в профориентационной деятельности с абитуриентами, планирующими обучаться на факультете психологии, при подготовке к профильному собеседованию эффективно выявление всего спектра индивидно-личностных особенностей будущего студента, включающих не только индивидуально-типические, свидетельствующие об особенностях эмоциональной устойчивости, саморегуляции и самоконтроля, но и социально-психологические, которые являются основой успешности профессиональной деятельности в системе профессий «Человек-Человек».
В процессе адаптации первокурсников факультета психологии необходимо акцентировать их внимание не только на тематических занятиях, но и последовательно знакомить со специфическими особенностями профессиональной деятельности практического психолога: требования к профессии, трудности в реализации профессиональных задач, особенности выполнения функциональных обязанностей, структура индивидуально-личностных и профессионально важных качеств. Это позволит студентам младших курсов осознанно выбирать профессию, соответствующую его индивидуальности, а также будет содействовать формированию максимально адекватного образа будущей профессиональной деятельности, планомерно развивать те его способности, которые необходимы психологу-профессионалу для определения профессиональной и жизненной карьеры.
Наш опыт показывает, что при поступлении на факультет психологии первокурснику необходимо иметь определенный ряд индивидно-личностных особенностей: сильный тип нервной системы, ярко выраженную направленность на познавательную деятельность, высокий уровень интернальности, особенно в области межличностных и производственных отношений. Следует учитывать и особенности самооценки первокурсника - ее адекватность зависит от его уровня коммуникативности и сензитивности.
В процессе профессионального обучения в вузе трансформации подвергаются не только индивидно-личностные особенности студентов-психологов, но и их профессиональные интересы и стремления, ценностные ориентации и мировосприятие, ведущие мотивы выбора профессии.
Система психологического сопровождения как фактора активизации саморазвития личности на всех этапах профессионализации основывается на понимании сопровождения как комплекса методов, обеспечивающего принятие эффективных решений в ситуациях многовариантного выбора. Нами разработаны следующие формы реализации сопровождения и поддержки студентов-психологов: мониторинг профессионального развития на всех этапах профессионализации личности; на этапе профессионального
образования -самореализация как способ формирования профессионального будущего и психологическое образование как поддерживающее образовательное пространство; на этапе адаптации - супервизия как осознание собственного опыта; на стадии профессионализации -профессиональное самосохранение.
Психологическое сопровождение студентов-психологов способствует созданию позитивного жизненного настроя, готовности к профессиональному саморазвитию, уверенности в успешности профессиональной карьеры, культуры дивергентного мышления. Анализ проблемы профессионального развития показал, что данный процесс неэффективен без сохранения целостности личности, нормального функционирования человека, его психического здоровья Профессиональное самосохранение рассматривается нами как способность студента-психолога применять копинг-стратегии в стрессовой социально-профессиональной ситуации, эффективно актуализировать личностные и профессиональные ресурсы в стрессовых ситуациях.
Направления психологического сопровождения студентов-психологов дифференцируются нами по направлениям учебно-профессиональной деятельности - обучение и воспитание. В процессе обучения психологическое сопровождение нацелено на решение проблем социальной адаптации к системе высшего образования, формирование и развитие дивергентного мышления, а также научно-исследовательской деятельности.
Выводы. В процессе воспитания и учебно-профессиональной деятельности психологическое сопровождение способствует формированию у студентов-психологов уверенности в перспективах профессионального образования, готовности к преодолению субъективных и объективных трудностей, способности принять ответственность за своё профессиональное будущее.
Рассмотренные социально-психологические особенности развития личности студента-психолога, его профессионализации и их динамика в процессе учебно-профессиональной деятельности могут стать базовыми для разработки специального методического инструментария при проведении профориентации с абитуриентами факультета психологии, прогноза успешности профессионального обучения и разработки рабочих программ дисциплин, составления психограммы и профессиограммы специалиста-психолога.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — (Серия «Мастера психологии»).
2. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности. - М.: 2005.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения - Академиа. — 2012. — 304 с.
4. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания [Текст] / Т. В. Кудрявцев. -М., 1986.
5. Левитан К.М. Педагогическая деонтология — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 272 с.
6. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014. — 376 с.
Психология
УДК 159.922. 6
кандидат психологических наук, доцент Федосеева Татьяна Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); студент Сулимова Ирина Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); студент Терехина Анастасия Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания условий для становления смысложизненных ориентаций в старшем подростковом возрасте. Охарактеризована актуальность развития смысложизненных ориентаций у старших подростков. Рассматриваются психологические особенности старших подростков, благодаря которым данный возраст является сензитивным периодом для осуществления психолого-педагогического воздействия, направленного на развитие смысложизненных ориентаций. Определено содержание программы развития смысложизненных ориентаций как сложных социально-психологических образований, которые порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта. Оно включает четыре блока: диагностический, теоретический, формирующий, аналитический.
Ключевые слова: старший подростковый возраст, смысложизненные ориентации, ценностно-смысловая сфера личности.
Annotation. The article is devoted to the problem of creating conditions for the formation of life-meaning orientations in older adolescence. The urgency of the development of life-meaning orientations in older adolescents is characterized. We consider the psychological characteristics of older adolescents, due to which this age is a sensitive period for the implementation of psychological and pedagogical influence aimed at the development of meaningful life orientations. The content of the program for the development of life-meaning orientations as complex socio-psychological formations, which are generated by real meaningful life relationships of the subject, has been determined. It includes four blocks: diagnostic, theoretical, formative, analytical.
Keywords: older adolescence, meaningful life orientations, value-semantic sphere of personality.