УДК 159.923.2 ББК 88.52 О 65
А.А. Орел
Соискатель кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета; E-mail: orel . 52@mail. ru
НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЯ ЕЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНОВЛЕНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены направленность и ценностно-смысловые характеристики субъектов профессиональной деятельности, находящихся на различных этапах профессионального становления (опытных профессионалов и студентов). Отмечена устойчивая взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и доминирующей направленностью личности на всех этапах профессионализации. Установлено, что преобладающим видом личностной направленности у опытных профессионалов является направленность на задачу, которая непосредственно связана с высоким уровнем осмысленности жизни. Зафиксирована динамика исследуемых характеристик в студенческий период. Делается вывод о том, что психологическими условиями самореализации личности в пространстве становления профессиональной субъектности выступают преобладающая деловая направленность и высокий уровень осмысленности жизни как комплекс личностных характеристик.
Ключевые слова: самореализация личности, профессиональное становление, направленность личности, ценностно-смысловая сфера личности, осмысленность жизни.
A.A. Orel
Applicant for Candidate degree of Department of Psychology of the Person and the General Psychology, the Kuban State University; E-mail: [email protected]
THE TREND AND VALUE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSON AS CONDITIONS OF HIS SELF-REALIZATION IN THE COURSE OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Abstract. The paper discusses the trend and value-semantic characteristics of subjects of the professional work being at various stages of professional development (skilled professionals and students). The steady interrelation is shown between level of life comprehension and the dominating trend of the person at all stages of professionalizing. It is established that a prevailing kind of a personal orientation at skilled professionals is the trend to a problem which is directly connected with high level of life comprehension. The dynamics of investigated characteristics during the student's period is fixed. It is inferred that psychological conditions of self-realization of the person in development of professional subjectness are the prevailing business trend and high level of life comprehension as a complex of personal characteristics.
Keywords: self-realization of the person, professional development, a trend of the person, value-semantic sphere of the person, comprehension of life.
Исследовательский интерес к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности в последние годы устойчиво сохраняется в отечественной психологии. Столь пристальное внимание к этой проблеме связано с тем, что новые социально-экономические условия в стране коренным образом изменили ситуацию на рынке труда, где конкурентоспособность профессионала определяется в значительной степени такими качествами, как способность к постоянному самосовершенствованию, саморазвитию, максимальной реализации своего личностного потенциала в профессиональной сфере. По
определению Д.А. Леонтьева, проблема самореализации личности на психологическом уровне предполагает анализ личностных качеств и конкретных внешних условий, позволяющих данной личности продуктивно самореализоваться [1].
Большинство исследователей в качестве одного из условий, обеспечивающих профессиональную самореализацию личности, рассматривают ее профессиональную направленность как наиболее обобщенную форму активного отношения человека к профессии. Будучи многомерным, сложно структурированным образованием, профессиональная направленность отражает, в первую очередь, те потребности и мотивы, которые человек удовлетворяет в профессии; те жизненные ценности и смыслы, которые он вкладывает в свою профессию; те стратегические цели, к которым он стремится, реализуя себя в профессиональной сфере. Таким образом, профессиональная направленность личности выступает как субъектная характеристика и как условие успешности профессионализации.
Признавая сложность и многомерность феномена профессиональной направленности, в качестве одного из ведущих ее компонентов исследователи определяют ценностносмысловую сферу личности. Ценностно-смысловые образования выступают важнейшими регуляторами жизни и деятельности человека, в том числе и профессиональной. «Значение предметов и явлений и их «смысл» для человека есть то, что детерминирует поведение», -отмечает С.Л. Рубинштейн [2, с. 79]. Смысл профессиональной деятельности - это основание для оценки человеком ее значимости для себя, то есть пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду. Зрелой личности свойственно постоянно искать все новые, более глубокие или более индивидуальные смыслы труда. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным.
Изучению проблемы формирования профессиональных ценностей в отечественной психологии посвящены фундаментальные исследования К.А. Абульхановой, Е.М. Борисовой, Т.М. Буякаса, А.А. Деркача, Н.Н. Захарова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, Г.П. Логиновой, А.К. Марковой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, З.И. Рябикиной, А.Р. Фонарева, Б.А. Ясько и др. Сегодня рассмотрение ценностно-смысловых аспектов профессионального развития личности выступает одним из перспективных направлений в данной области исследований. По мнению Н.С. Пряжникова, важно понимать, как происходит формирование ценностнонравственной, смысловой, личностной структуры профессионального сознания, ибо «безнравственный профессионал, да еще образованный, обученный, владеющий современными средствами, особенно опасен.. ..Такие перекосы часто образуют профессиональные кризисы и профессиональные деструкции» [3, с. 116]. Н.С. Пряжников обозначает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения Если человек не просто выступает проводником каких-то «высших» смыслов, а самостоятельно создает смысл своей жизни, то именно в этом случае он становится подлинным субъектом самоопределения [там же, с. 330].
Наличие или отсутствие смысла жизни К.А. Абульханова рассматривает как критерий развития личности, указывая на ведущую роль ценностного отношения к профессии как фактора регуляции профессиональной деятельности [4]. Этот методологический принцип развивается в исследованиях ГЮ. Фоменко и Е.Р. Куашевой, в которых показано, что ценностно-мировоззренческая сфера является важнейшей в структуре компетенций современного профессионала, основой его профессионального самоопределения [5].
По мнению А.Р. Фонарева, смысл жизни представляет собой способ отношения человека к миру. Через смысл жизни как многообразие отношений личности строится и отношение его к профессии. Конечно, возможен и такой вариант, когда смысл жизни и смысл профессиональной деятельности находятся в частичном или полном несоответствии друг другу. Данное положение ведет к неустойчивости личности, повышенной тревожности. Здесь возможны несколько вариантов. Либо смысл жизни начинает определять и отношение к
профессии, либо отношение к профессии «поведет» за собой и преобразует по своему подобию смысл жизни. Третий вариант определяется как бы параллельным существованием этих двух смысловых пространств. В качестве ядра личностных смыслов выступает Я-образ, который вместе с образом-эталоном непосредственно задает направление развития личности [6, с. 26-27].
З.И. Рябикина также рассматривает в качестве источника развития личности ее феноменологическое пространство или пространство личностных смыслов. По мнению автора, профессиональное становление, как одна из сторон развития личности, обусловлено противоречием между наличным состоянием личностных характеристик, отраженным в образе-Я, и эталоном или образом «идеального профессионала». Если эталон является целью саморазвития личности, он образует с образом-Я тесно взаимодействующую диаду, становится значимым, обретает личностный смысл. Эта диада, находясь в напряжении, в противоречивом единстве, порождает побуждения, энергезирующие деятельность по саморазвитию, предопределяет направленность развития личности [7].
Исследуя динамику ценностно-смысловой сферы личности на этапах профессионального пути, Б.А. Ясько вводит понятие профессиональной позиции, определяя ее как совокупность нравственно-этических норм профессионального поведения личности, в которых отражается её субъектно-личностное отношение к деятельности. В профессиональной позиции отражаются осознаваемые специалистом границы профессионального и личностного воздействия на объект деятельности; собственное место, занимаемое субъектом в системе межлюдских отношений; отношение к себе как личности и профессионалу; отношение к профессиональному социуму и к сложившимся социальным и историческим традициям профессии [8, с. 89].
В рамках данного исследования мы трактуем направленность и ценностно-смысловые характеристики как условия самореализации личности в качестве субъекта профессиональной деятельности. Данные условия закладываются и формируются уже на раннем этапе профессионализации, в процессе обучения в вузе.
Эмпирическая гипотеза состояла в предположении о наличии взаимосвязи между уровнем осмысленности жизни и доминирующей направленностью личности в системе психологических условий, обеспечивающих ее профессиональную самореализацию.
Постановка гипотезы определила цель исследования: изучить направленность и ценностно-смысловые личностные образования как комплекс личностно-психологических характеристик, обеспечивающих условия для самореализации личности в процессе профессионального становления.
Организация исследования. В соответствии с целью исследования была сформирована эмпирическая выборка, в которую вошли две группы испытуемых:
1) действующие профессионалы различных сфер деятельности - менеджеры предприятий финансово-экономической сферы и торговли, психологи, врачи-клиницисты -всего 119 человек, имеющие стаж профессиональной деятельности от 5 до 10 лет;
2) студенты различных направлений профессиональной подготовки - всего 141 человек. Диагностические срезы в студенческой подвыборке проводились дважды - на 1 и 5 курсах обучения.
Анализ направленности личности действующих профессионалов проводился с использованием методики В. Смекала и М. Кучера [9]. Данная методика позволяет определять преобладающие тенденции направленности личности (на себя - НС; на взаимодействие - ВД; и на задачу - НЗ). Направленность на себя связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Направленность на взаимные действия характеризует ситуация, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Деловая направленность (направленность на задачу) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и
навыками. Все три вида направленности не существуют абсолютно самостоятельно и независимо, а сочетаются друг с другом. Поэтому результаты диагностики позволяют говорить не о единственной, а о доминирующей направленности личности. В случае отсутствия явно доминирующей направленности можно говорить о неопределенном типе направленности.
Для диагностики ценностно-смысловой сферы личности использовался тест «Смысложизненные ориентации (СЖО)». Смысл жизни понимается автором методики как многообразие отношений личности, реализуемых в различных сферах жизни, в том числе и в профессии [10]. Общий показатель осмысленности жизни по тесту СЖО выступает в нашем исследовании в качестве критерия нацеленности, устремленности, направленности человека на всестороннее развитие, его внутреннего стремления к самореализации в различных жизненных сферах.
Результаты и их обсуждение.
Деловая направленность (направленность на задачу) в группе действующих профессионалов является преобладающей и зафиксирована у 69 респондентов (58, 0%). Для 29 (24,4%) респондентов доминирующей выступает направленность на взаимодействие, для 15 респондентов (12,6%) - направленность на себя. Для 6 респондентов (5,0%) доминирующая направленность не выявлена.
Анализ структуры смысложизненных ориентаций показал следующее.
Высокий общий уровень осмысленности жизни, как интегральный показатель смысложизненных ориентаций, в группе действующих профессионалов обнаружили 52,9% респондентов (63 человека). Средние показатели ОЖ имеют 37,9% (45 человек), а низкие -9,2% (11 человек) опрошенных.
Проведенный с применением коэффициента корреляции Пирсона (г - критерий) статистический анализ позволил установить высоко достоверную, положительную линейную взаимосвязь таких личностно-психологических характеристик, как направленность на задачу и высокий уровень осмысленности жизни (г=0,702)
В обследованной выборке действующих профессионалов мы выделили и определили как эталонную группу респондентов с доминирующей направленностью на задачу в сочетании с высоким уровнем ОЖ (59 человек - 49,6% от общего объема выборки). Полагаем, что именно такое сочетание (комплекс) личностных характеристик обеспечивает оптимальные условия для самореализации личности в профессии, причем их формирование происходит уже на ранних этапах профессионализации.
Применение коэффициента корреляции Пирсона (г - критерий) для статистического анализа взаимосвязи исследуемых характеристик в студенческой выборке также подтвердило высоко достоверную, положительную взаимосвязь направленности на задачу и высокого уровня осмысленности жизни (на 1 курсе обучения г=0,733; на 5 курсе обучения - г=0,821).
Данные лонгитюдной диагностики в студенческой выборке позволили проанализировать динамику направленности и ценностно-смысловых характеристик в период обучения в вузе (таблицы 1-2).
Таблица 1. Динамика направленности студентов в период обучения в вузе
Выборки Доли выборки с различными типами доминирующей направленности
ВД НС НЗ Неопределенный тип
абс. % абс. % абс. % абс. %
1 курс (141 чел) 37 26,2 40 28,4 28 19,9 36 25,5
5 курс (141 чел.) 42 29,8 29 20,6 49 34,8 21 14,8
Применение статистического критерия Фишера (ф* - критерий) [11, с. 163, 330-332] для сравнения показателей позволяет говорить о достоверном увеличении доли респондентов с доминирующей деловой направленностью (НЗ) к моменту завершения обучения в вузе (ф*=2,83).
Выборки Доля выборки с различными уровнем ОЖ
Высокий у ровень ОЖ Средний у ровень ОЖ Низкий уровень ОЖ
Абс. % Абс. % Абс. %
1 курс (141 чел.) 25 17,7 77 54,6 39 27,7
5 курс (141 чел.) 61 43,3 63 44,6 17 12,1
Доля испытуемых с высоким уровнем осмысленности жизни достоверно повышается к выпускному курсу (ф*=4,75), в то время как доля респондентов с низким уровнем ОЖ -достоверно уменьшается (ф*=3,34).
Сравнение студенческой выборки с эталонной также показало характерную динамику личностно-психологических характеристик.
Среди студентов 1 курса эталонный комплекс личностных характеристик (доминирующая деловая направленность в сочетании с высоким уровнем осмысленности жизни) был зафиксирован у 30 респондентов, что составляет 21,3% выборки. К пятому курсу доля студентов с эталонными характеристиками составила 38,3 % (54 человека).
Достоверность различий подтверждена применением критерия Фишера.
Сравниваемые показатели:
Эталонные характеристики: 1 курс Х=30/ 21,3% ^ 5 курс Х=54/ 38,3% ф*=3,15; р<0,001.
Совокупный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования, послужил основанием для следующих выводов:
Высокий уровень самореализации личности в пространстве становления профессиональной субъектности обеспечивается сочетанием преобладающей деловой направленности и высокого уровня осмысленности жизни, наличием хорошо осознаваемых, четких и определенных целей, свободы выбора, чтобы строить свою жизнь исключительно в соответствии с этими целями, восприятием жизни как процесса, наполненного смыслом.
Формирование данного комплекса личностно-психологических характеристик как условий самореализации личности осуществляется уже на ранних этапах профессионализации, в период обучения в вузе.
В качестве следующего этапа исследовательской работы мы определяем изучение совокупности личностных свойств, выступающих условиями самореализации субъектов в различных предметных сферах профессиональной деятельности.
Примечания:
1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие. М.: Академия, 2001.
4.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Наука, 1991.
5. Фоменко Г.Ю., Куашева Е.Р. Ценностные предпочтения как основа профессионального самоопределения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 4. С. 294-301.
6. Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Калуга, 2004.
7. Рябикина З.И. Личность как субъект бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М.: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2005.
8. Ясько Б.А. Психология личности и туда врача: курс лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
9. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.
10. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.
11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001.
1. Leontjev D.A. The psychology of sense: nature, structure and dynamics of a semantic reality. M.: Smysl, 2003.
2. Rubinshtein S.L. The fundamentals of the general psychology. SPb.: Peter Kom, 1999.
3. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. The psychology of work and human dignity: Manual. M.: Publishing center "Academia", 2001.
4. Abulkhanova-Slavskaya K.A. The life strategy. M.: Nauka, 1991.
5. Fomenko G. Yu., Kuasheva E.R. Value preferences as a basis of professional self-determination // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogics and Psychology». Maikop: Publishing House ASU. Issue 4. 2009. P. 294-301.
6. Fonaryov A.R. The psychology of professional’s personal formation. Dissertation abstract for Doctor of Psychology degree. Kaluga, 2004.
7. Ryabinkina Z.I. Personality as the subject of objective reality spheres // Subject, person and the psychology of human life. M., Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2005.
8. Yasjko B.A. The psychology of doctor’s personality and work: the course of lectures. Rostov -on-Don: Phoenix, 2005.
9. Karelin A. The Big Encyclopedia of psychological tests. M.: Eksmo, 2007.
10. Leontjev D.A. The life meaning orientations test (LMO). M.: Smysl, 1992.
11. Sidorenko E.V. The methods of mathematical treatment in psychology. SPb. Open Company "Rech", 2001.