Валерия Мухина, Виктор Басюк
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ: ПРОЕКТ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ
(Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?)
Аннотация. Рассматриваются условия воспитания и психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и позже - в профессиональных училищах, лицеях и кадетских корпусах. Обсуждаются: методологический и теоретический подходы к организации условий воспитания; эмпирический опыт авторов в работе, связанной с организацией условий воспитания и психологического сопровождения; инновационные подходы к организации условий психологического сопровождения; результаты долговременного психологического сопровождения в условиях инновационных подходов.
Авторы рассматривают типологию делинквентности и задаются вопросом: возможно ли преодолеть архетип делинквентности?
Теоретический аспект работы обусловлен позицией авторов в отношении: к анализу условий развития и бытия каждого нового поколения в контексте социальной реальности и образования амбивалентных социальных ориентиров человечества в процессе его истории; к пониманию феноменологии развития в обществе сущностно амбивалентно ориентированных субъектов - носителей амбивалентных качеств; к значению для развития самой личности подростка осознанной, самостоятельно выстроенной внутренней позиции в отношении к самому себе как личности, к своему месту в этом мире, к своему настоящему и будущему.
Показаны результаты практической работы и психологического сопровождения подростков-делинквентов в течение пяти лет.
Ключевые слова: амбивалентные ценности социальной реальности; воспитание; психологическое сопровождение; условия воспитания и психологического сопровождения подростков-делинквентов; архетип делинквентности подростков; принудительное давление культуры и субкультуры; феномен коллективных представлений в рамках конкретной субкультуры; амбивалентные качества человека; социально-психологическая сущность человека.
Abstract. The conditions of education and psychological support of adolescents deprived of parental care and bringing up in boarding schools and later - in professional colleges, lycées and military schools are considered. Methodological and theoretical approaches to educational conditions' organization; empirical experience of the authors in the sphere connected with the organization of conditions for education and psychological support;
innovational elaboration of new approaches to organization of psychological support; the results of longitudinal psychological support under the conditions of innovational approaches are discussed.
The authors examine the typology of delinquency and put a question: is it possible to overcome the archetype of delinquency?
Theoretical aspect of the study is determined by the authors' position in respect to: analysis of conditions of development and existence of every new generation in the context of social reality and formation of ambivalent social guidelines in the history of mankind; understanding of phenomenology of development in society of ambivalently oriented subjects - bearers of ambivalent qualities; meaning for adolescent's personality development such factors as conscious, self-reliant inner position towards oneself as a person, towards own place in the world, towards own present and future.
The results of practical work and psychological support of delinquent adolescents for five years are presented.
Keywords: ambivalent values of social reality; upbringing; psychological support; conditions of education and psychological support of delinquent adolescents; archetype of delinquency; forced pressure of culture and subculture; phenomenon of collective representations within the bounds of concrete subculture; ambivalent qualities of a man; socio-psychological essence of a man.
1. Исходные позиции в понимании условий развития и бытия личности
Мы исходим из того, что понятия воспитание, развитие и психологическое сопровождение реально сопряжены друг с другом. Так, воспитание в педагогически ориентированных науках подразумевает целенаправленное создание условий для физического, социального, психического и духовного развития подрастающего поколения. В общем социальном значении воспитание есть воздействие на развитие подрастающего поколения (детей, подростков и молодежи) через создание условий воспитания в конкретном историческом времени, а также условий, содействующих формированию внутренней позиции, способствующей позитивному врастанию ребенка в цивилизацию.
Известно, что Л.С. Выготский обсуждал закономерности слияния двух планов развития — натурального и культурного, которые представляют собой уникальное новообразование органического роста и созревания. При этом он полагал, что врастание ребенка в цивилизацию «представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания» [1, с. 47].
Идея врастания в цивилизацию, безусловно, эври-стична, но она носит общий, теоретический характер. «Врастание в цивилизацию» по сути своей требует рас-
Сопряженные понятия, значимые для понимания психологического сопровождения
Идея врастания в цивилизацию носит теоретический характер
Каждая
цивилизация несет в себе
амбивалентные ориентиры
Человек по своей сути — существо амбивалентное
Воспитание в широком смысле этого слова может осуществляться в разных направлениях
смотрения воспитания и развития в контексте анализа сущностных сторон потенциала всего диапазона сфер влияния цивилизации, к которой принадлежит конкретное новое поколение.
Каждая цивилизация несет в себе амбивалентные сущности. Цивилизация неизменно включает в сферы Великого идеополя общественного самосознания ценности идеальных представлений о возможности движения человека к его физическому, социальному, психическому и духовному акме и побуждение каждого представителя нового поколения к развитию в ожидаемом направлении [2, с. 924]. В то же время каждая цивилизация неизменно включает в себя ценности аморализма, что побуждает людей, их разделяющих, совершать асоциальные (хамство, агрессия и др.) и преступные (кражи, разбой, убийства и др.) действия. В криминальной среде, сущностно сопутствующей каждой цивилизации, может доминировать культ асоциального образа жизни. Криминальный мир обладает пагубной привлекательностью для тех, кто существует и развивается в этих условиях [3, с. 256—264].
Каждые род, этносы, государства, цивилизации несут в себе амбивалентность ценностей и ценностных ориентаций на сложившиеся в ее истории идеи, традиции и социальные нормы. Такова особенность исторического развития человечества во всех исторически складывающихся пространствах и на всех временных этапах истории.
В.С. Мухина писала: «Мы, человеки, существа сложные, амбивалентные: в нас присутствует стремление к высокому, мы же исповедуем нашу неправедную зависимость от всего того, что было создано в истории человечества. Зависимости наши представлены историей нашего восхождения к культуре и цивилизации» [Там же, с. 35]. Так что врастание ребенка в закономерно амбивалентно складывающиеся сферы цивилизации отнюдь не столь оптимистически предопределенный процесс — условия развития и бытия человека весьма многообразны [Там же, с. 44, 102].
Исследуя психологию преступников, совершивших страшные преступления против жизни и личности своих жертв, В.С. Мухина стремилась показать, что среда и внутренняя позиция асоциального человека определяют его жизненные выборы.
Само воспитание при этом — не только целенаправленное создание условий для развития позитивных качеств человека. А.В. Мудрик, размышляя о феномене
Личность человека может быть ориентирована как на нравственные ценности, так и на ценности аморализма Воспитание как социально-психологическая ценность
«Сделаться человеком нельзя разом»
Потребность быть личностью возникает из коллективных представлений
воспитания, утверждал, что традиционно воспитание понимается как воздействие на личность общества в целом, то есть воспитание отождествляется с социализацией, формированием у молодого поколения значимых личностных качеств [4, с. 165]. Однако мы полагаем, что процесс воспитания может осуществляться спонтанно или целенаправленно, ориентации нового поколения на асоциальные ценности могут быть нацелены на формирование значимых для общества личностных качеств или посредством совращения подростков и молодежи и внушения им ценностей аморализма.
Нравственно-отрицательные проявления личности не меньше свойственны человеку, чем нравственно-положительные. Направленность на аморальные ценности, на так называемый этикохаос, злотворчество — антипод ориентаций на высокие моральные ценности есть аморализм [5, с. 28—31].
Воспитание в социально-психологическом отношении по своему существу рассматривается как создание условий, содействующих позитивному развитию человека как личности. Однако при этом должны быть созданы не только условия развития, но и условия, продвигающие самосознание человека к осознанному стремлению ответственно и самостоятельно выделать себя.
В этом отношении следует обратиться к сущностно значимой мысли Ф.М. Достоевского о том, что сам человек должен прилагать усилия, чтобы сделать себя. Писатель-мыслитель тонко и прозорливо полагал, что «сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека» [6, с. 47]. Согласно Ф.М. Достоевскому, «выделаться» — приобрести путем специальных усилий желаемые качества. При этом тех, кто не знает дисциплины и кто не побуждается к тому, чтобы «выделать-ся», он называл «недоделанными людьми» [Там же].
Поддерживая эту сущностно значимую идею, В.С. Мухина писала: «Безусловно, этот процесс должен строиться таким образом, чтобы каждый ребенок получил шанс стать настоящей, полноценной, развитой личностью. Чтобы ребенок стал личностью, надо сформировать у него потребность быть личностью» [2, с. 822].
Потребность быть личностью не формируется у человека спонтанно. Эта потребность вынашивается в уме подростка (и потом — в последующие годы) в условиях складывающихся социальных отношений людей.
Основатель французской социологии Э. Дюркгейм полагал, что социальная реальность является особой реальностью, которая обладает самостоятельной харак-
Коллективные представления могут оказывать принудительное давление на человека
Общество несет в себе коллективные представления о воспитании
Коллективные представления выражают способы, которыми группа осмысливает себя и свою
воспитательную миссию
теристикой. Эта совокупность социальных факторов, согласно разумению Э. Дюркгейма, не сводима к физическим, психологическим, экономическим и другим факторам действительности. Социальные факторы — это независимое от индивидов существование и способность оказывать на людей так называемое принудительное давление [7]. Э. Дюркгейм ввел в социологию понятие коллективные представления.
Для нас, авторов, как организаторов проекта Программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства [8, с. 167-183], чрезвычайно значимо понять и принять идеи, сформулированные проницательным социологом. Действительно коллективные представления могут оказывать принудительное давление на умы каждого нового поколения.
Коллективные представления внутри конкретной общности людей влияют на формирование ценностных ориентаций человека. Коллективные представления заполняют сферы Великого идеополя общественного самосознания — феномена глобальной культуры [2, с. 949, 952]. Однако коллективные представления определяют амбивалентность человеческой сущности [3, с. 44, 102, 148—149 и др.]. О глубинной исторической, социальной и психологической связи всех ценностей, которые были рождены в истории человечества и которые оказывали на каждого в процессе его бытия принудительное давление, размышляет В.С. Мухина в своей работе «Социально-психологическая сущность личности: Возможно ли полное воплощение в человеке исторически обусловленных чаяний человечества?» [9].
Общество несет в себе потенциал воспитания. Э. Дюркгейм писал о том, что воспитание многолико: реально в обществе столько разных систем воспитания, сколько существует различных групп. Он полагал: «Воспитание — это воздействие, оказываемое старшими поколениями на младшие поколения, которые еще не созрели для общественной жизни» [10, с. 17].
Однако для Э. Дюркгейма было важно понимать, что «материя социальной жизни не может объясняться только психологическими факторами, то есть состояниями индивидуального сознания. Действительно, коллективные представления выражают способ, которым группа осмысливает себя в способах отношений с объектами, которые на нее влияют» [11, с. 399]. Поэтому ученый как социолог полагал, что «необходимо рассматривать сущность не отдельных индивидов, а общества. Символы, в которых оно осмысливает себя, меняются в
В одном сообществе могут сосуществовать разного типа коллективные представления
Осмысление иерархии ценностей
Коллективные представления о ценностях могут быть «высокими» и «низкими»
зависимости от того, что оно собой представляет» [11, с. 400]. Согласно Э. Дюркгейму социальные факты (и идеи в том числе. — Авт.) «способны оказывать на отдельные сознания принуждающее воздействие» [Там же, с. 402]. Французский социолог верен своим идеям — из одной своей работы в другую он упорно повторял свое научное откровение: социум оказывает на каждого отдельного человека принуждающее воздействие. Мы хотим уточнить: принуждающее — не значит насильственное, но побуждающее.
В то же время следует обратить специальное внимание на тот факт, что в одном сообществе (этносе, народности, нации или государстве) могут сосуществовать разного типа и уровня коллективные представления, которые сегодня можно рассматривать в контексте классификации ценностей.
Категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира исследует аксиология -философская дисциплина, а также сопряженные с ней науки о человеке [12—15 и др.]. С конца XIX века и по сей день проблема сущности ценностей стала одной из доминирующих в сфере европейской мысли: мыслители обратились к изучению общих законов, заключенных в ценностных отношениях и «эмпирических» ценностях.
Для нас значимо осмысление иерархии ценностей, которое предложил М. Шелер. Он писал: «Всему царству ценностей присущ особый порядок, который состоит в том, что ценности в отношениях друг к другу образуют высокую "иерархию", в силу которой одна ценность оказывается "более высокой" или "более низкой", чем другая. Эта иерархия, как и разделение на "позитивные" и "негативные" ценности, вытекает из самой сущности ценностей и не относится только к "известным нам ценностям"» [16, с. 305]. М. Шелер специально анализировал так называемые предпочтения ценностей.
Безусловно: в сознании отдельных групп людей в одном этносе, в одном государстве, в конкретном сообществе складываются определенные коллективные представления и выстраивается определенная иерархия ценностей. Все составляющие социально-нормативного пространства и образно-знаковых систем [2], а также ценностные предпочтения и ориентиры конкретного сообщества людей оказывают принудительное давление на входящих в это сообщество взрослых, а также на поколение только начинающих входить в этот мир.
Мы исходим из того, что каждая социальная общность несет в сферах своих ментальных особенностей как
Рекомендации
региональной
программы
социальной
адаптации
выпускников
учреждений
интернатного типа
Понимание влияния социальных факторов на сознание подростков
«высокие», так и «низкие» ценности, как идеалы духовных устремлений к акме, так и ценности аморализма.
Мы солидарны во мнении, что человек есть существо социальное и личностное. Посему: личность есть индивидуальное бытие общественных отношений. В этой формулировке, выстроенной на основании пристального внимания к философской классике, заложено понимание того, что личность есть социальное и индивидуальное бытие в нас. Поэтому, когда мы рассматриваем человека в качестве уникальной личности, мы стремимся опознать его внутреннюю позицию: его отношение к самому себе как личности, к другим людям и ко всему миру в целом.
2. Проект программы психологического сопровождения делинквентных подростков
Готовясь к построению и обоснованию нашего проекта, мы рассматривали Рекомендации Департамента воспитания и социализации Минобрнауки РФ от 01.03.2011 № 06—369 по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа [17].
Мы взяли на себя труд отрефлексировать свой долговременный опыт работы с этой категорией детей и подростков, обобщить наш опыт и тщательно изучить рекомендации департамента [18, с. 167—174].
Одним из ключевых звеньев в нашем проекте были идеи о том, что социальные факторы могут оказывать на сознание подростка принуждающее воздействие. При этом мы исходили из того, что в общую сферу воздействия на конкретное сообщество людей могут входить в качестве составляющих сущностно значимые компоненты, которые могут находиться по отношению друг к другу в позициях полного совпадения ценностей (отношения равенства), частичного наложения ценностей, (отношений конъюнкции) и полного размежевания ценностей (отношения вне-положенности и несовпадений, дизъюнкции)*.
Полное совпадение ценностей — это, по существу, иллюзия сознания теоретиков или наивных эмпириков;
* Согласно предложенной модели так называемых кругов Эйлера.
Леонард Эйлер (1707—1783) — швейцарский философ, математик, более 30 лет проработал в Петербургской академии наук, в том числе в должности директора академии (1766—1783).
В Великом идеополе общественного самосознания реально
представлены как высокие, так и низкие ценности
Новое поколение вырастает в ценности своей среды
Необходимость в создании новых условий, содействующих личностному росту и построению более перспективной внутренней позиции
Условия формирования внутренней позиции
полное размежевание ценностей и выбор одной из ряда сущностей — это также иллюзия сознания; частичное наложение разнополярных ценностей — это объективная данность ценностных ориентиров обыденного человеческого разумения.
В Великом идеополе общественного самосознания в разных его сферах в логике научных знаний может быть представлено как совпадение, так и размежевание ценностей, относящихся к категории «высоких» и «низких».
Реальные предпочтения нравственных ориентиров или ориентиров аморализма определяются социальным окружением, которое и оказывает на молодое поколение принуждающее воздействие.
Вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями как для подростков из полных, относительно благополучных семей, так и для детей из асоциальных семей [19, с. 415, 464, 473-475, 477].
Войдя в среду, исповедующую определенные ценности, ребенок, подросток, затем молодой человек врастают в ее ценности, начинают воспринимать их как норму для своих ориентиров в условиях своей жизни, которую они по большей части оценивают как обычную, нормальную. Если эта среда, исповедующая асоциальные ценности, то всё, что ее составляет, чаще всего воспринимается в качестве обыденных условий существования. Где-то далеко от сознания детей и подростков из этой среды «фонят» знания о других ценностях, тяготеющих к высоким идеалам, но практика их обыденной жизни держит их в узах асоциальных ценностей, асоциального поведения и асоциальной внутренней позиции.
Недаром Ф.М. Достоевский рассматривал социальные условия как тяжкое испытание, предопределяющее судьбу человека.
Стало быть, мы, создавая проект программы психологического сопровождения делинквентных подростков, должны были создать особые условия, которые помогли бы нам заново выстроить в голове каждого нашего подопечного внутреннюю позицию, поддерживающую подростков во время их вступления на новый этап жизненного пути.
Помимо ознакомления подростков с возможными в регионах их проживания профессиями и ориентацией их на продолжительность и трудоемкость обучения, помимо их ознакомления с возможностями получения образования (от лицеев до университетов), следует специально создать условия для формирования у подростков так называемой внутренней позиции по отношению
к себе самому, к окружающим людям, с которыми они непосредственно взаимодействуют, к миру вещей и к социально-нормативному миру [2, с. 537].
Внутренняя позиция побуждает человека к определению для себя принципиальных ориентиров и следованию этим ориентирам в самостоянии в обыденной повседневной жизни и в экстремальных ситуациях [Там же, с. 739].
Внутренняя позиция Внутренняя позиция личности отражает ценност-личности отражает ные ориентации, которые выбирает для себя сам чело-
ее ценностные т-,
век. Внутренняя позиция отражает индивидуальное
ориентации
понимание общественных отношений людей и своего места в этих отношениях [Там же, с. 831]. Внутренняя позиция сущностно определяет не только смыслообразо-вания, которые формирует для себя человек, но и обеспечивает развитие воли и чувство ответственности за свободу выбора своего жизненного пути. Таким образом: «Внутренняя позиция — особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще» [Там же, с. 913].
Понятие «внутренняя позиция» может быть сопряжено с понятием «самоактуализация».
У подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа, внутренняя позиция весьма синкретична; в отдельных (типичных) случаях она может быть явно ориентирована не на социально-нормативные ценности, а на ценности аморализма. Аморализм как Ценности аморализма могут оказаться особенно
цзнность привлекательными для подростков, лишенных роди-
тельского попечительства. А.А. Хвостов исследовал особенности индивидуально-нравственных проявлений личности: нравственно-положительных и нравственно-отрицательных [5]. В.С. Мухина указывала на «неясность новых социальных этических ориентиров в переходное время, порождающих полярно противоположные состояния личности...» [19, с. 29].
Известно: «подростковый возраст — период отчаянных попыток "пройти через все"... При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки "из любопытства" пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость.
Это может привести к психической зависимости, к аддиктивному поведению — измененному психическому состоянию: к уходу от реальности, агрессии и др.» [Там же, с. 475].
Амбивалентность
в социально-
этических
ориентирах
у воспитанников
интернатных
учреждений
Успехи в развитии личностной позиции в разных условиях существования разительно различаются
Возникновение асоциальной агрессии А. Бандура и Р. Уолтерс объясняли тем, что она «вызвана разрушением зависимости ребенка от родителей» [20, с. 140]. Однако есть и другие проблемы — когда сами родители отчуж-дены от своих детей, когда они создают асоциальные отношения в своих семьях (пьют; проявляют агрессию друг к другу, к предметному миру и рядом находящимся людям, проявляют вандализм; совершают противоправные проступки и др.). Из подобной среды дети и подростки нередко попадают в условия содержания учреждений интернатного типа, неся за собой шлейфы делинквент-ности, обретенные в своей асоциальной среде.
Подростки, воспитывающиеся в условиях учреждений интернатного типа, нередко проявляют амбивалентность в социально-этических ориентирах. Даже когда подросток легко и правильно формулирует нормы ценностных ориентаций в условиях социальной нормативности, реально в своих поступках он зачастую поступает далеко не нормативным образом. Нередко подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, проявляют предрасположенность к ценностям аморализма.
Подростки, воспитывающиеся в условиях учреждений интернатного типа, нередко опекаются весьма ограниченным образом: их постоянно контролируют — часто школа, спортивные секции и кружки по интересам находятся на территории интерната. Режим дня строго регламентирован и постоянно находится под контролем окружающих взрослых. От них не ждут самостоятельности в определении их профессиональных планов, а чаще всего предлагают то, что можно осуществить наиболее простым способом. Вся масса подростков находится в типичных условиях, за исключением тех, кто достаточно успешен в учении и стремится обрести для себя внутреннюю позицию.
Внутренняя позиция — не эфемерное понятие, а сущностное условие развития личности.
В подростковом возрасте должны быть сформированы основы моральных ориентиров личности, выработано отношение к моральным установлениям и правовым запретам. В подростковом возрасте возможно также физическое развитие, которое презентирует повышенный уровень выносливости, скорости и точности телесных и психических реакций. Однако успехи в развитии личностной позиции, в нравственных ориентирах и физических достижениях в разных условиях существования разительно различаются.
Условия профилактики подростковой преступности
Проект адаптации подростков с девиантным поведением
Е.В. Ермасов в своих исследованиях показал, что изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя (подростка с девиантным поведением) является условием профилактики подростковой преступности. Автор сформулировал основные задачи изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя:
• изучение ближайшего социального окружения подростка;
• выявление индивидуальных особенностей личности подростка, оказывающих влияние на его поведение;
• определение доминирующих стратегий поведения подростка в трудных жизненных ситуациях;
• выявление социальных условий, способствовавших совершению правонарушения;
• определение степени криминальной заражённости подростка;
• прогнозирование склонности к правонарушениям;
• определение методов воздействия на личность правонарушителя, членов его семьи и лиц, входящих в его ближайшее окружение [21, с. 203]. Речь идет о необходимости учитывать социальную принадлежность подростка.
Настоящий проект планировался на четыре года интенсивной адаптации подростков с девиантным поведением к социально-нормативным условиям обыденной жизни. Было выбрано пятнадцать подростков, совершивших правонарушения различной тяжести и состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел по г. Иркутску. В отношении девяти подростков шло уголовное производство по различным статьям Уголовного кодекса РФ (грабеж, разбой, кража).
Девиантное поведение (от англ. deviation — отклонение), согласно отечественной психологии, — это действия, не соответствующие традиционно нормативно установленным или фактически сложившимся в обществе, действия, носители которых подлежат исправлению и наказанию (начиная с постановки на учёт в учреждении, которое несёт ответственность за развитие личности подростка; далее — на учёт в подразделения по делам несовершеннолетних полиции; затем — перевод в специальные воспитательные учреждения и т.д.).
Подростки, лишённые родительского попечительства и имеющие негативный опыт пребывания в асоциальных группах, по большей части деиндивидуализиро-ваны тем, что начинают ценить аморализм. Девианты несут в себе устойчивые отклонения от статических
норм поведения. Эти отклонения могут быть выражены в устойчивых проявлениях в поведении, в образе мышления и ценностных ориентациях, которые являются нетипичными для нормативных ожиданий или порицаемыми в общественном мнении.
Ценности Девиантность — один из важных аспектов, определяю-
посзлу^ни^ щих развитие человека. Девиантное поведение выступает
запретов
как условие деиндивидуализации, когда подросток не
и долженствования
знает или игнорирует ценности послушания, запретов и долженствования, когда подросток предпочитает ценности аморализма и противонормативного поведения.
Исходя из сказанного, следует сделать акцент: 1 — на принципиальном значении изучения подростками нормативно-правовых основ; 2 — на условиях возможного развития внутренней позиции подростка по отношению к себе как потенциально правомерно социализирующейся личности; 3 — на осознании подростками смысла сущностного понятия «пора» — необходимости осознавать значимость выбора жизненного пути и быть готовым к осуществлению своих замыслов.
Проект программы в окончательно разработанном виде рассчитан на четыре года — на период высокой сен-зитивности подростков к сложившимся амбивалентным ценностям, существующим в человеческой культуре социальных отношений: к социально-нормативным ценностям, к ценностям аморализма или к спонтанной готовности отдаваться воле обстоятельств.
По существу, создавая условия для эффективного влияния на самосознание подростков, авторы проекта с большим количеством профессиональных участников (педагогов, психологов, социальных работников) берут на себя труд сформулировать ценностно-смысловые ориентиры: 1 — разработку перспективных условий, побуждающих подростков к активному поиску своего места в жизни и личностного самоопределения (внутренней позиции и самоактуализации); 2 — проведение научно обоснованных экспериментальных исследований и наблюдений; 3 — проведение расширенного лонгитюдного исследования по всем сферам создаваемых условий, формирующих личностную позицию подростка.
Реализацию проекта программы предваряют установочные беседы с подростками и получаемые от них «консультации» (рефлексии) относительно поведения, вызывающего у другого досаду и провокацию на агрессивный ответ. В этот период проводятся хорошо апробированные в практике работы с подростками инициации: 1 — послушанием [22, с. 146—162]; 2 — свободой [23,
Подросткам следует знать о негативных страстях человеческих
Требования к проекту программы
с. 37-51]; 3 - страхом [24, с. 133-154]; 4 - саморефлексией [25, с. 127-141]. Инициации создают условия для развития рефлексии подростка на конкретные ситуации и на себя самого в этих ситуациях. Подготовка к индивидуальной и групповой рефлексии подростка на самого себя и на других - значимый контролируемый психологом опыт, в котором особое значение имеет психологическое сопровождение.
Особое место занимает монография В.С. Мухиной и А.А. Хвостова, посвященная негативным страстям человеческим, отчуждающим человека от самого себя. Для подростков специально делается акцент на опасность: сребролюбия, разъедающего душу; гнева и уныния, уничижающих личность; тщеславия и гордости, порождающих зависть и ненависть к ближнему [26]. Кроме того, обсуждается проблема отчуждения человека от других, анализируются проявления в обыденной человеческой жизни: ярости, цинизма и хамства; мошенничества и плутовства; насилия и убийств [27]. Указанные материалы (монографии и статьи) отсылаются подросткам и пожизненно осужденным для внимательного прочтения, рефлексий, продумывания, обсуждения и попытки определиться со своей внутренней позицией как ориентиром в жизни.
В соответствии с проектом программы подросткам предстоит обсуждать книгу, где пожизненно осужденные, с которыми они начали общаться по переписке, представлены непосредственно через свои суждения в письмах, беседах и специальных рефлексиях на самих себя. Их истории ужасны, но весьма поучительны для тех подростков, для которых аморализм и агрессия выступают в качестве особой ценности и квазисилы.
Проект программы выстроен в соответствии с требованиями, адресованными модели нормативного многообразия социальных ориентиров человека в обществе. Сюда были отнесены следующие условия взаимодействия человека с человеком: 1 - нормативно провозглашаемые и контролируемые психологами и социальными работниками амбивалентные формы взаимоотношений; 2 - духовные проповеди, сопровождение отроков в лоне церкви, наставления, беседы, исповеди (священники); 3 - диалоги по переписке подростков, имеющих опыт асоциального, девиантно-го поведения, с пожизненно осужденными (контроль и сопровождение обеих сторон диалога осуществляют детские психологи и психологи, работающие с пожизненно осужденными).
Ситуации возможного жизненного выбора
Необходимость формирования навыков ориентирования в реальных условиях
Разноуровневые, разнопорядковые модели вероятного поведения, возможность осуществлять свой самостоятельный выбор пути в предстоящей взрослой жизни могут выступать для подростка условием анализа реальных ситуаций возможного жизненного выбора. В проекте осуществляется: 1 — обсуждение обыденных нормативных ситуаций; 2 — ситуаций общения с церковными наставниками; 3 — ситуаций диалогов подростков с пожизненно осужденными, выразившими готовность помочь подросткам с девиантным поведением; 4 — использование моделей амбивалентной многоплановости воздействия реалий бытия на человека. Тем самым создаются условия, побуждающие подростка к углубленной рефлексии на реальные условия жизни.
В то же время подростки постоянно побуждаются к развитию рефлексии на себя: 1 — через специально разработанные и давно апробированные инициации;
2 — через общение с подготовленными специалистами (психологами, социальными работниками, педагогами);
3 — через духовное сопровождение священниками;
4 — через равноправные рефлексивные диалоги с пожизненно осужденными, готовыми поддержать и предупредить подростков о возможных необратимых изменениях в предстоящей жизни; 5 — через погружение в обязанности и права в сферах межличностного общения, учебы и трудовой деятельности.
Помимо создаваемых условий для погружения подростка в рефлексии на себя в социальных условиях, в проекте запланировано и уже осуществляется профессиональное ориентирование (например, для рефлексии самооценки своего потенциала к физическим трудностям, послушанию и системному освоению специальных дисциплин). Подростки были участниками военно-патриотических смен для воспитанников интернатных учреждений, организуемых в течение четырех лет на базе Усольского гвардейского кадетского корпуса. За эти годы было проведено шесть подобных смен, в которых приняли участие более 240 подростков, оставшихся без попечения родителей. Эффективность проведения такой работы выразилась, прежде всего, в том, что каждый четвертый участник военно-патриотических смен пошел обучаться в Иркутский и Усольский кадетские корпуса. Для подростков старшего возраста осуществляется реальное ознакомление и включение (в соответствии с законом) в трудовую деятельность с соблюдением обязанностей и прав, получением зарплаты и обязательным обучением простейшим экономическим прави-
лам сбережения и увеличения начального капитала; созданы и другие значимые для социализации условия развития социального интеллекта и опыта подростков.
Все инициативы проекта программы выступают: 1 — как новые социальные условия приобретения социального опыта; 2 — как условия развития рефлексивных способностей; 3 — как условия развития внутренней позиции, воли и планирования возможного жизненного пути.
(Продолжение следует)
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2013.
3. Мухина В.С. Отчуждение: Абсолют отчуждения. - 2-е изд. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.
4. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. - М., 1993. - С. 165-168.
5. Хвостов А.А. Моральное сознание личности: структура, детерминанты. - М., 2005.
6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. Январь-август // Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 25. - Л., 1983.
7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995.
8. Мухина В.С., Басюк В.С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. -2011. - № 4. - С. 167-183.
9. Мухина В.С. Социально-психологическая сущность личности: Возможно ли полное воплощение в человеке исторически обусловленных чаяний человечества? // Развитие личности. - 2014. - № 3. - С. 77-107.
10. Дюркгейм Э. Воспитание, его природа и роль // Социология образования: пер. с фр. - М., 1996. -С. 10-31.
11. Дюркгейм Э. Метод социологии // О разделении общественного труда. Метод социологии: пер. с фр. - М., 1992. Социологическое наследие. - С. 391-532.
12. Лосский Н.О. Бытие и ценности. - Париж, 1931.
13. Каган М.С. Философская теория ценности. -СПб., 1997.
14. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. -Новосибирск, 1998.
15. Шохин В.К. Аксиология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. I. - М., 2010. - С. 62-67.
16. Шелер М. Избранные произведения. — М., 1994.
17. Письмо Минобрнауки РФ от 01.03.2011 № 06-369 «О направлении рекомендаций».
18. Мухина В.С. Басюк В.С. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства // Развитие личности. - 2011. - № 4. - С. 167-183.
19. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 14-е изд., перераб. и доп. - М., 2012.
20. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений: пер. с англ. - М., 2000. - (Серия «Психология. ХХ век»).
21. Ермасов Е.В. Нормативно-правовые основы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей // Развитие личности. - 2011. - № 3. - С. 202-214.
22. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициа-ций послушанием и физическими трудностями // Развитие личности. - 2010. - № 3. - С. 146-162.
23. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициа-ций свободой // Развитие личности. - 2010. - № 4. -С. 37-51.
24. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициа-ций страхом // Развитие личности. - 2011. - № 1. -С. 133-154.
25. Мухина В.С., Басюк В.С. Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициации саморефлексией (в ситуации уединения и обособления) // Развитие личности. - 2011. - № 2. - С. 127-141.
26. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: о саморазрушающих страстях человеческих. - М., 2011.
27. Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других: От прилогов и помыслов к поступку и преступлению. - М., 2013.
ш