Научная статья на тему 'Опыт преодоления архетипа делинквентности у подростков, оставшихся без попечения родителей'

Опыт преодоления архетипа делинквентности у подростков, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Ключевые слова
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА / ПОСРЕДНИК И ВОСПИТАННИК / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ПОСРЕДНИКА / ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ИЛИ МЫШЛЕНИЯ / ОБЛАДАЮЩИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ СИЛОЙ / ЛИЧНОСТЬ ПОНЯТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ / ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИДЕЯ КОНВЕРГЕНЦИИ ДВУХ ФАКТОРОВ: ГЕНОТИПА И СРЕДЫ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДОПЕЧНЫХ ПОДРОСТКОВ / ПРИНЦИПЫ СТИМУЛИРУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ / CONDITIONS FOR PERSON'S DEVELOPMENT AND BEING / SOCIAL ESSENCE OF A MAN / MEDIATOR AND WARD / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ROLE OF MEDIATOR / SIGNIFICANCE OF EDUCATION / TYPES OF BEHAVIOR AND THINKING WITH COMPULSORY POWER / PERSONALITY AS HISTORICAL CONCEPT / PERSONALITY AS INDIVIDUAL BEING OF SOCIAL RELATIONS / IDEA OF TWO FACTORS CONVERGENCE: GENOTYPE AND ENVIRONMENT / INNER POSITION OF A MAN AS A PERSONALITY / ORGANIZATION OF CONDITIONS FOR PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF ADOLESCENTS UNDER WARDSHIP / PRINCIPLES OF STIMULATING DEVELOPMENT OF INNER POSITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович

Представлена рефлексия на опыт работы по психологическому диагностированию и сопровождению развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Обсуждаются: социально-психологическая роль посредника; возможность преодоления архетипа делинквентности; методологические основы исходной позиции; социальные условия развития и бытия личности; предпосылки развития; внутренняя позиция и чувство личности в контексте организации психологического сопровождения подопечных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of overcoming of delinquency archetype in adolescents deprived of parental care

The reflection on the experience of psychological diagnostics and support of development of adolescents deprived of parental care is presented. The following problems are discussed: socio-psychological role of moderator; possibility of delinquency archetype overcoming; methodological grounds of initial position; social conditions of person’s development and being; preconditions for development; inner position and sense of personality in the context of organization of psychological support of adolescents under wardship.

Текст научной работы на тему «Опыт преодоления архетипа делинквентности у подростков, оставшихся без попечения родителей»

Виктор Басюк

ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ АРХЕТИПА ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. Представлена рефлексия на опыт работы по психологическому диагностированию и сопровождению развития подростков, оставшихся без попечения родителей. Обсуждаются: социально-психологическая роль посредника; возможность преодоления архетипа делинквентности; методологические основы исходной позиции; социальные условия развития и бытия личности; предпосылки развития; внутренняя позиция и чувство личности в контексте организации психологического сопровождения подопечных подростков.

Ключевые слова: условия развития и бытия личности; социальная сущность человека; посредник и воспитанник; социально-психологическая роль посредника; значение воспитания; типы поведения или мышления, обладающие принудительной силой; личность - понятие историческое; личность - индивидуальное бытие общественных отношений; идея конвергенции двух факторов: генотипа и среды; внутренняя позиция человека как личности; организация условий психологического сопровождения подопечных подростков; принципы стимулирующего развития внутренней позиции.

Abstract. The reflection on the experience of psychological diagnostics and support of development of adolescents deprived of parental care is presented. The following problems are discussed: socio-psychological role of moderator; possibility of delinquency archetype overcoming; methodological grounds of initial position; social conditions of person's development and being; preconditions for development; inner position and sense of personality in the context of organization of psychological support of adolescents under wardship.

Keywords: conditions for person's development and being; social essence of a man; mediator and ward; socio-psychological role of mediator; significance of education; types of behavior and thinking with compulsory power; personality as historical concept; personality as individual being of social relations; idea of two factors convergence: genotype and environment; inner position of a man as a personality; organization of conditions for psychological support of adolescents under wardship; principles of stimulating development of inner position.

Обоснование и реализация программы психологического сопровождения

Методы

психологического сопровождения делинквентных подростков

Инициативы, выступающие условием психологического сопровождения

На протяжении более десяти лет мы с академиком РАО, доктором психологических наук, профессором Валерией Сергеевной Мухиной работаем над реализацией проекта программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства. Методологическая позиция программы состоит в обосновании теоретического понимания нашего долговременного эмпирического опыта в отношении эффективности психологического сопровождения данной категории подростков. Особое значение мы придаем роли посредника, психолого-социальная функция которого должна состоять в ориентации младшего поколения на позитивные социально и психологически значимые для развития личности ценности. Согласно нашему видению, посредничество в профессии психолога обретает особую социально-психологическую ценность.

Посредничество в воспитательном процессе — профессиональная деятельность, направленная на развитие понимания подопечными норм социальных ценностей и адекватных форм нормативного разрешения возникающих проблем.

В профессиональной, включенной работе с подростками из детских домов г. Иркутска нами были использованы разработанные и апробированные методы психологического сопровождения, вошедшие в проект программы психологического сопровождения: 1 — работа с телом, самосознанием и личностью подростка; 2 — прохождение инициаций (послушанием, свободой, физическими трудностями, страхом, саморефлексией); 3 — участие в тренингах общения и личностного роста; 4 — организация посреднической работы психологов, преподавателей экономики, инструкторов по физподготовке, священников Русской Православной церкви; 5 — участие в работе специальных смен «Школы социальной адаптации» с проведением вечерних групповых и индивидуальных ежедневных рефлексий на прожитый день; 6 — специально организованное взаимодействие подростков с пожизненно осужденными (беседы о преступлениях и наказании, об особенностях наказания осужденных пожизненно; эпистолярные переписки; видеопослания от подростков к осужденным); 7 — психологическое погружение в ситуации профильных военно-патриотических смен на базе кадетского корпуса. Реализация этих методов имела положительное воздействие на личностное развитие наших подопечных подростков.

Инициативы проекта программы психологического сопровождения развития личности подростками,

Особенности наполнения структурных звеньев самосознания у делинквентных подростков

Для делинквентов типично

стигматизировать имена друг друга

Притязания на признание у делинквентов реализуются в сфере аморализма

Половая идентификация может иметь свои деформации

оставшимися без попечения родителей, выступали условием: 1 — приобретения подростками нового социального опыта; 2 — развития рефлексивных способностей; 3 — развития внутренней позиции, воли и планирования возможного жизненного пути.

Приступая к работе с подростками, оставшимися без попечения родителей, мы следовали разработанной В.С. Мухиной концепции структурных звеньев самосознания личности, вошедшей в теорию и практику психологии [1, с. 493—735]: изучали особенности наполнения всех звеньев самосознания у делинквентных подростков, осознавая, что развитие и формирование самосознания зависит не только от внешних условий, генотипа, но и от внутренней позиции самого человека как личности и от развития рефлексии на себя и на других.

Работая с подопечными, мы нередко встречались с выраженными нарушениями в личностном развитии в части формирования у них структурных звеньев самосознания. Рассмотрим особенности наполнения каждого из структурных звеньев самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей.

Делинквентные подростки чаще всего не воспитаны в ценностном отношении к своему имени, они нередко обращаются друг к другу по кличкам и прозвищам. Стигматизация* имен друг друга и насильственная готовность к оскорблению личности сверстника — типичная для них форма депривации ближнего.

Притязания на признание этих подростков нередко реализуются в ценностях аморализма (в грубости, хамстве, в асоциальных «подвигах» на виду у своих референтных асоциальных групп). Такие дети порой готовы перейти в другой (нормативный и перспективный для развития личности) мир, но при этом они нуждаются в поддержке.

Половая идентификация у делинквентных подростков часто имеет свои деформации в сторону сексуальных извращений по отношению к представителям своего и противоположного пола и выражается в стремлении к активным пробам низменных форм сексуального поведения. Как правило, это связано с отсутствием положительных примеров сексуального поведения

* Стигмы (греч. stigma — клеймо, пятно) — 1) в древности — метки или клейма на теле рабов или преступников; 2) в современном понимании нарочитое оскорбление чести и чувства личности другого человека, навешивание ярлыков. — Ред.

Ущербность представлений о своем развитии в индивидуальном времени жизни

Ущербные представления о социально-нормативном пространстве

Внешние реалии

существования

человека

Историческое время вводит в сферу Великого идеополя общественного самосознания идеи мыслителей

Типы поведения или мышления наделены принудительной силой

Личность — это социальное и индивидуальное в нас

окружающих их взрослых и стремлением самоутвердиться в асоциальном окружении.

Ущербность формирования психологического времени личности делинквентного подростка обусловлена тем, что в онтогенезе он не получал необходимой информации об особенностях своего развития как личности, никто из значимых взрослых не занимался формированием его представлений о перспективе его социального и психологического будущего.

У делинквентного подростка формируются асоциальные ориентации поведения, он отдает предпочтение ценностям аморализма, что приводит к деформации восприятия социально-нормативного пространства личности.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия и поныне В.С. Мухина показывает, что определяемые культурным развитием исторически обусловленные реальности существования человека представляют собой внешние условия: 1 — реальность предметного мира; 2 — реальность образно-знаковых систем; 3 — природная реальность; 4 — реальность социально-нормативного пространства. В процессе нашей совместной работы в условиях диагностики и организации психологического сопровождения делинквентных подростков мы постоянно обращались к теоретическим позициям философов и ученых прошлого, отшлифованным в веках [1, с. 48—265].

Около 10 лет тому назад мы с В.С. Мухиной начали работать над проектом психологического сопровождения делинквентных подростков [2]. Мы исходили из своих знаний, наработанных каждым из нас в эмпирическом опыте и в результате теоретического обобщения этого опыта.

Историческое время вводит в сферу Великого идео-поля общественного самосознания идеи последующих мыслителей — философов, социологов, психологов и представителей других наук, ставивших себе целью понять феноменологическую сущность человека в его стремлении быть личностью.

Для нас, безусловно, значимо положение французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма о том, что «типы поведения или мышления не только находятся вне индивида, но и наделены принудительной силой, вследствие которой они навязываются ему независимо от его желания» [3, с. 69-70].

Л.С. Выготский обсуждал закономерности «врастания подростка в культуру» [4, с. 19], особенности его культурного развития и саморазвития.

Конвергенция внутренних данных и внешних условий развития

Связь наследственности и среды сущ-ностно значима в исследовании делинквентных подростков

Личность всегда имеет свои собственные ориентиры в жизни

Невозможно обойтись без идей, внесенных в эту область знания Львом Семеновичем Выготским. Обосновывая введенное им в науку понятие «личность», он писал: «Личность... есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врожденна, но возникает в результате культурного развития, поэтому "личность" есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» [4, с. 315].

В субъективном плане понятию «личность», в видении Л.С. Выготского, сопутствует понятие мировоззрение. Ученый писал: «Мировоззрение — то, что характеризует поведение человека в целом.» [Там же].

В.С. Мухина, исходя из идей К. Маркса о том, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений, еще несколько десятков лет тому назад стала определять «личность как индивидуальное бытие общественных отношений» [1, с. 496]. Это определение несет в себе следующее понимание: 1 — личность — это социальное в нас (личность — бытие общественных отношений); 2 — личность — это уникальное в нас (личность — индивидуальное бытие общественных отношений).

Немецкий психолог В. Штерн, создатель теории конвергенции, считал, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимовлиянием) двух факторов — наследственности и среды и выражал уверенность в их соединении: «Душевное развитие не есть простое выступление прирожденных свойств, но и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. Эта "конвергенция" имеет силу как для основных черт, так и для отдельных явлений развития. Ни о какой функции, ни о каком свойстве нельзя спрашивать: "Происходит ли оно извне или внутри?", а нужно спросить: "Что в нем происходит извне, что изнутри?", так как и то и другое всегда принимает участие — только неодинаковое в разных случаях — в его осуществлении» [5, с. 20].

Теория конвергенции, ставшая путеводной нитью наших научных поисков, опирается на определенное философское воззрение на сущность человека. В наших исследованиях личностных особенностей делинквент-ных подростков проблема связи наследственности и среды являлась сущностно значимой.

В.С. Мухина обсуждала роль трех факторов: наследственности, социальных условий и внутренней позиции самой личности. Психолог подчеркивала: «Личность

Подростки,

лишенные

родительского

попечения,

предпочитают

ценности

аморализма

Программа сопровождения реализовы-валась в период высокой сензитивно-сти подростков к амбивалентным ценностям

Влияние на личностное развитие подростков значимых взрослых

Потенциал посреднической деятельности психолога

социальна, поэтому она исторически и психологически зависит от социальных условий своего развития как своего естественного человеческого бытия» [1, с. 831]. И далее: «Личность всегда имеет свои собственные ориентиры в жизни — ценности, которые определяют ее внутреннюю позицию и ее поступки. Личность должна обладать способностью к свободе выбора, к самостоянию» [Там же, с. 953].

Указанные три фактора имеют принципиальное значение для понимания глубинной сути развития психики и духовности человека. При этом внутренняя позиция человека как личности детерминирует путь, по которому он будет идти в повседневной жизни и в своих идеальных жизненных устремлениях.

Это очень важно осознавать, работая с обсуждаемыми категориями подопечных.

Подростки, лишенные родительского попечения и имеющие негативный опыт пребывания в асоциальных группах, по большей части предпочитают ценности аморализма.

С учетом сказанного нами были сделаны акценты: 1 — на принципиальном значении изучения подростками нормативно-правовых основ; 2 — на условиях возможного развития внутренней позиции подростка как потенциально правомерно социализирующейся личности; 3 — на осознании подростками смысла сущностного понятия «пора» — времени необходимости осмыслить значимость выбора жизненного пути и быть готовым к осуществлению своих замыслов.

Реализация программы психологического сопровождения осуществлялась в период высокой сензитивно-сти подростков к амбивалентным ценностям, существующим в культуре социальных отношений: к социально-нормативным ценностям и ценностям аморализма или к спонтанной готовности отдаться на волю обстоятельств.

Мы исходили из того, что следует учитывать влияние на личностное развитие подростков значимых взрослых, сверстников, а также влияние образно и четко сформулированных идей, которые вдруг становятся значимыми для подростка и начинают входить в систему его ценностных ориентаций и эмоционального приятия.

Уже по прошествии времени при общении со своими подопечными и сопровождении их все более явно прослеживается важность присутствия в их жизни значимых взрослых, включенных в их жизнь и личностное развитие. Так, например, один из наших подопечных,

рано сам осознавший важность формирования в себе положительных ценностных ориентаций на собственное развитие, начал контролировать себя в условиях межличностного общения со сверстниками, старшими и со своими попечителями.

От значимых для подростка взрослых требуется большая самоотдача, терпение, долговременное личное участие в важных для подростка жизненных ситуациях и постоянной высокой сензитивности его психологическому состоянию.

Этот наш опыт оказался бесценным для теоретического осмысления значения и роли потенциала посреднической деятельности психолога.

Нарушение Какими бы личностными ориентациями ни руко-

общественно водствовался преступивший принятые в обществе

сложившихся

нормы человек, он принадлежит социуму со всеми его

правил должно быть

наказуемым ожиданиями, обращенными к каждому. Нарушение

общественно сложившихся правил должно быть наказуемым — попавшийся на преступлении испытывает аффект, обусловленный неотвратимостью наказания. Принято считать, что аффект протекает бурно и кратковременно, но реально шлейф от пережитого может длиться несколько часов и даже дней. По сути, человек, попавший в такую ситуацию, переживает стресс от разоблачения и тяжелых эмоций, вызванных аффектом.

Ученые вновь и вновь обращаются к проблеме взаимодействия генотипа и среды, особо обсуждается и исследуется врожденное и приобретаемое состояние готовности к агрессии.

Детям, родившимся и растущим в асоциальных семьях, обычно генетически присущи психические аномалии (выраженные гневливость, агрессивность, отчужденность и др.).

Мы уже указывали, что «история человеческой культуры в целом складывается позитивным для людей образом: человеки в своем большинстве научены контролировать сполохи наших тяжелых эмоций и подавлять не только внешние проявления возбужденной агрессии, но и более мучительные для нас внутренние переживания, возникающие в сознании, связанные с агрессией помыслов. В индивидуальном развитии одно из главных стремлений, которое. могло бы быть названо "культурным", может удовлетворяться ролью самоограничения» [6, с. 65]. Самоограничение — одно из наиболее трудно дающихся человеку личностных качеств, способность сознательно отказаться от удовлетворения каких-либо своих потребностей и спонтанных интересов. Самоогра-

Детям из

асоциальных семей

генетически

присущи

психические

аномалии

Делинквенты — рабы спонтанных проявлений асоциальных форм поведения

Субъект-субъектные отношения несут в себе потенциал к личностному росту

Образы предметов реального мира оставляют своеобразные психические образы внутреннего мира в индивидуальном сознании

Сопровождающий взрослый-посредник — важный элемент психологического сопровождения

Подростки способны усвоить основополага ющие идеи Великого идеополя общественного самосознания

ничение органически связано с самодисциплиной — умением подчинить свои действия определенным (общественно значимым и личным) требованиям.

Подростки-делинквенты — рабы спонтанных проявлений: ведь в их жизненной ситуации и социальных условиях (агрессивные способы взаимодействия их родителей, вплоть до убийства одним членом семьи другого; агрессивное неконтролируемое общение в ближайшем окружении) асоциальные формы взаимодействия людей воспринимаются ими как норма.

Исходя из концептуальной позиции в отношении развития человека на первых этапах его онтогенеза и из опыта нашей многолетней работы с детьми, подростками, мы полагаем, что внешние условия для нового поколения - это прежде всего социальные условия, влияющие на них через посредство всех реалий, сложившихся в процессе истории. «Если человек относится к другому человеку как субъект к субъекту, то это отношение несет в себе потенциал к личностному росту и умственному развитию» [7, с. 85].

Обсуждая реальность внутреннего пространства человека как личности, В.С. Мухина обращалась к рассмотрению образов и знаков, хранимых памятью и запечатленных психикой в процессе восприятия внешнего мира. Образы предметов реального мира оставляют своеобразные психические образы внутреннего мира в индивидуальном сознании человека.

По сути, понятие «внутренняя позиция» предполагает сложившиеся у человека ценностные ориентации на мир вообще, на себя в этом мире и на других людей. И в связи с этим основная наша миссия в программе психологического сопровождения — формирование у подростков позитивных ценностных ориентаций на развитие внутренней позиции личности.

Одним из самых важных элементов психологического сопровождения развития личности подростка выступает профессиональный сопровождающий — взрослый-посредник.

Для того чтобы позитивные ценностные ориентации на развитие внутренней позиции личности прорастали и укреплялись в самосознании молодых людей, необходимы особые условия сопровождения их личностного развития, которые требуют от взрослого посредника самоотдачи и любви к подопечному подростку.

Обсуждая условия развития и бытия наших непростых подопечных, которые выверялись через контекст нашей общей теоретической позиции, мы пришли к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понимание основополагающих идей личностного развития не ведет к следованию им

убеждению, что по потенциалу умственного и социального развития подростки 15-18 лет способны понять и усвоить основополагающие идеи, которые прорастали в веках и вошли в сферы Великого идеополя общественного самосознания, сформулированные философами, учеными и православными мыслителями относительно психического и личностного развития человека, относительно его душевного и духовного роста и принятые в обществе.

На волне обсуждения этой проблемы с коллегами — философами, учеными и служителями церкви, интересы которых направлены на оказание психологической и духовной поддержки делинквентным подросткам, а также на основе нашего многолетнего опыта работы с детьми, лишенными родительского попечительства, и уникального опыта В.С. Мухиной по оказанию психологической помощи разным категориям детей, подростков, взрослых, мы продумали и разработали подходы к обоснованию и построению исходных теоретических позиций работы с делинквентными подростками.

Было понятно, что понимание основополагающих идей личностного развития не всегда ведет к позитивному результату. Для делинквентного подростка это кропотливый, многотрудный и многолетний процесс преодоления себя, адекватного осознания и выбора более сложного, но правильного пути личностного развития.

Один из наших подопечных после окончания профессионального учебного заведения получил квартиру, которая была закреплена за ним на период нахождения в государственном учреждении до совершеннолетия. Спустя год он продал свою квартиру, деньги потратил в течение нескольких дней, приехал в Москву, где не смог найти работу и жилье, и вернулся в Иркутск, оставшись без жилья и средств к существованию. Свой безрассудный поступок юноша пытался оправдать тем, что свободен в принятии своих решений. Беспечность и необдуманность своих поступков, выдаваемых за свободу личности, лишь принесли юноше проблемы в его последующей жизни.

В беседах со своими подопечными мы исходили из общих, принятых нами положений относительно видения социальной природы человека, особенностей его развития в контексте взаимодействия наследственности и социальных условий, а также из возможности формирования у каждого отдельного человека внутренней позиции по отношению к самому себе, к другим и к миру людей в целом.

Необходимость присвоения подростками сложных для их понимания, но значимых для развития их личности философских и научных идей

Создание специальных условий в заданных пределах времени, принципиально нового пространства и отношений

Возможность преодоления архетипа делинквентности

С самого начала нашего взаимодействия с подопечными и по сей день в наши задачи входило и входит понимание необходимости присвоения подростками, лишенными родительского попечительства, сложных для понимания, но значимых для развития их личности философских и научных идей.

Условия: непосредственное общение с доверяющими нам и расположенными к нам подростками. Темы доверительных бесед тщательно продумывались, обосновывались и проверялись. Затем подвергались совместному обсуждению.

Делинквентные подростки — весьма обобщенное понятие. Наиболее сензитивные из них способны услышать и присвоить сущностно значимые идеи, поняв их на своем уровне интеллектуального потенциала. Мы уверены в том, что необходимо создавать и контролировать социальные условия в заданных пределах времени, принципиально нового пространства и отношений.

На значимых для всех встречах наши подопечные с вниманием слушали и обсуждали, что значит «путь к себе как личности» и «духовный рост личности». Однажды один из опекаемых подростков воскликнул: «Я всё понял!» Он начал вдумчиво размышлять о том, что же собой представляет внутренняя позиция человека, и стал выстраивать путь своего личностного развития, опираясь на поддержку значимых для него взрослых.

Основываясь на результатах психологического сопровождения делинквентных подростков, мы пришли к убеждению, что на сакраментальный вопрос, освященный традициями христианской религии, а также педагогики и психологии: «Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?», можно ответить утвердительно.

Сегодня многие из наших подопечных (теперь уже юноши) достигли двадцатилетнего возраста, окончили избранные ими профессиональные учебные заведения, строят планы на жизнь и притязают на то, чтобы делать себя в соответствии со своей социально ориентированной внутренней позицией.

Мы стремимся по мере сил и возможностей сопровождать по жизни наших подопечных и дальше. Однако при этом осознаём, что процесс преодоления архетипа делинквентности не закончен: 1 — должен поддерживаться со стороны государственной системы через социальную поддержку данной категории (жилье, юридическая защита государственных вкладов, расширение льгот по обучению и трудоустройству); 2 — предполагает

активное участие в личностном и социальном становлении подростков специалистов — взрослых-посредников; 3 — требует участия неравнодушных людей, способных профессионально и личностно оказывать поддержку и помощь обсуждаемой категории лишенных родительского попечительства на этапах детства, отрочества и ранней юности.

1. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 5-е изд., испр. и доп. — М., 2017.

2. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности?) // Развитие личности. - 2014. - № 4. - С. 202-217; 2015. - № 2. - С. 56-66; № 3. - С. 117-137; 2016. - № 1. -С. 41-73.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: пер. с фр. - 3-е изд., доп. и испр. - М., 2008. - (СОЦИО-ЛОГОС).

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. - М., 1983.

5. Штерн (Стерн) В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: пер. с нем. - Пг., 1915.

6. Мухина В.С., Басюк В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквент-ности?) // Развитие личности. - 2016. - № 1. - С. 41-73.

7. Мухина В.С. Прибавление 1: Проблема мировосприятия, свободы и чувства самого себя // Развитие личности. - 2016. - № 1. - С. 74-87.

REFERENCES

1. Mukhina V.S. Lichnost': Mify i Real'nost' (Al'terna-tivnyj vzglyad. Sistemnyj podkhod. Innovatsionnye aspekty). 5th edition, corrected and augmented. Moscow, 2017 (in Russian).

2. Mukhina V.S., Basyuk V.S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie delinkventnykh podrostkov: proekt i ego realizatsiya (Vozmozhno li preodolet' arkhetip delink-ventnosti?). Razvitie lichnosti - Development of Personality, 2014, no. 4, pp. 202-217; 2015, no. 2, pp. 56-66; no. 3, pp. 117-137; 2016, no. 1, pp. 41-73 (in Russian).

3. Durkheim E. Sotsiologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. Translated from French. 3rd ed., additional and corrected. Moscow, 2008 (in Russian).

4. Vygotsky L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhi-cheskikh funktsij. Sobranie sochinenij. In 6 volumes. Vol. 3. Moscow, 1983 (in Russian).

5. Stern W. Psikhologiya rannego detstva do shestilet-nego vozrasta. Translated from German. Petrograd, 1915 (in Russian).

6. Mukhina V.S., Basyuk V.S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie delinkventnykh podrostkov: proekt i ego realizatsiya (Vozmozhno li preodolet' arkhetip delinkvent-nosti?)/ Razvitie lichnosti - Development of Personality, 2016, no. 1, pp. 41-73 (in Russian).

7. Mukhina V.S. Pribavlenie 1: Problema mirovospri-yatiya, svobody i chuvstva samogo sebya. Razvitie lichnosti - Development of Personality, 2016, no. 1, pp. 74-87 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.