Педагогические науки
УДК 371.7+159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ -ЦЕЛИНА10
Л.Ф. Чупров, «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири»
(Черногорск, Россия), e-mail: [email protected] А.С. Щукин, Городская страховая медицинская компания; «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Санкт-Петербург, Россия), e-mail:
Аннотация. В статье рассматривается сложившееся положение в психопрофилактической работе специалистов психологов. Основной акцент сделан на психологическом просвещении во Всемирной паутине, анализируются возможные причины низкой Интернет-активности специалистов. Даны практические рекомендации для начинающих публицистическое общение с целью распространения специальных знаний психологов.
Ключевые слова; психологическое просвещение, Интернет, распространение специальных знаний, дидактические аспекты.
PSYCHOLOGICAL EDUCATION - FRONTIER
L.F. Chuprov, "Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia" (Chernogorsk, Russia).
AS. Shchukin, City medical insurance company; "Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia" (St. Petersburg, Russia).
Abstract. The article discusses the situation in the psychoprophylactic work of qualified psychologists. The main emphasis is on the
10 Материал рекомендовала кандидат психологических наук, доцент О.Ю. Гребешко-ва, выпускающий соредактор номера (Абакан, Россия).
psychological enlightenment in the world wide web, the authors analyze the possible reasons for low Internet activity of specialists. Practical recommendations for beginners in journalistic communication for distribution of the special knowledge of psychologists are given.
Keywords: psychological education, Internet, dissemination of special knowledge, didactic aspects.
Психологическое (психолого-педагогическое) просвещение и распространение специальных знаний среди населения - эта важнейшая составная часть психопрофилактической работы психолога-специалиста в соответствующей области научно-практической деятельности, в настоящее время только начинает обретать «права гражданства» в работе психолога [1; 2; 3;9; 12].
В своей аналитической статье психолог Н. К. Юрьев отмечает низкую активность психологов-практиков (и специалистов) во Всемирной паутине [10]. В то же время, он оставляет открытым вопрос о причинах такой низкой активности, или, на наш взгляд, недостаточно освещает этот аспект. В любом случае, вопрос требует обсуждения.
Возможно, проблема низкой интенсивности использования информационного поля Интернета практическим психологом кроется в крайних полярностях «гуманитарной» психологии и «технической» компьютерной науки. Прежнее профильное разделение при обучении сегодня не выдерживает критики. Страх перед сложными «большими электронными вычислительными машинами» прошлого не должен переноситься на современные удобные и легкие в использовании устройства и методы обмена информацией.
Важно понимать, что сегодня компьютер или иной коммуникационный гаджет - это вовсе не прибор для специалистов или узкой группы людей [4].
Интернет - не инородное тело в кругу традиционного социального общения. Напротив, часто это самый эффективный проводник между психологом и потенциальным клиентом [8].
В наш век происходит интенсивная информатизация общества - качественное усовершенствование информационно-технической среды, в которой развивается личность. Если психолог отказывается от компьютера и Интернета в своей работе, он делает выбор в пользу инструментов прошлого. Более того, он ограничивает собственное профессиональное развитие, а также усложняет связь с потенциальными клиентами.
Предыдущий век был веком узких специалистов. В XXI веке такому специалисту бывает сложно адаптироваться, ведь нынешние задачи требуют интеграции знаний различных областей и системного подхода. Верно и то, что сама по себе новая коммуникационная технология еще не дает результата - вся суть в понимании, с которым ее использует профессионал. Как следствие, психолог должен стремиться достигать мастерства в использовании новых информационно-коммуникативных технологий, не только для диагностической работы и ведения документации, профессионального общения с коллегами, но и профориентационной, просветительной деятельности [6; 8; 9].
Опасно заблуждаться, что при отсутствии в Интернете профессионального психолога-просветителя аспекты психологической науки не будут доведены здешней аудитории. В Сети хватает шарлатанов и непрофессионалов, культивирующих искаженные догматы и практики психологической науки. На одном из таких аспектах виртуального общения делает акцент в своих исследованиях Б. Тодорова [11]. В предыдущих работах и мы неоднократно указывали на конкретные примеры таких искажений и на общую опасность подобного попустительства со стороны профессионалов и учёных-психологов [5; 9].
Неожиданную связь в использовании коммуникационных технологий и устранения межэтнических барьеров можно проследить, проанализировав отличия традиционной и Интернет коммуникации. Интернет коммуникация может послужить связующим звеном при адаптации отдельных индивидов в полиэтнокультурной среде. Ведь одна из основных характеристик Интернет коммуникации, наряду с анонимностью, - равенство людей при доступе к информации. При равных регистрационных правах (администратор, модератор, зарегистрированный пользователь, гость), человек имеет во Всемирной паутине одинаковые возможности доступа к информации и распространение ее. Вне зависимости от национальности, вероисповедания, социального статуса, благосостояния, физических особенностей, уровня образования, получает одинаковые со всеми функционал и права. В определенной степени на успешность психологического просвещения влияет правильно выбранный информационный канал, используемый для передачи информации. Специально проведенное исследование возможностей психологического
просвещение коллег из Красноярска дает некоторые представления о предпочитаемом источнике знаний в этом плане [1]. Согласно полученным исследователями данным, наивысшие оценки как источника психологических знаний получили книги и Интернет.
В последнее время СМИ не пользуются тем доверием, что каких-то полтора-два десятилетия назад. В этом плане заслуживает внимания инициатива психолога Ю.В. Щербатых: «Пропаганда психологии - взаимодействие со СМИ». (URL: http://forum.ht-line.ru/threads/propaganda-psixologii-vzaimodejstvie-so-smi.1863/). Пока это один из немногочисленных примеров профессионального диалога с широкой аудиторией по пропаганде психологических знаний. Профессиональные психологи зачастую ограничивают свое общение в Сети лишь для чисто профессионального общения. Не исключено, что они просто не готовы к такому диалогу, а от этого страдает целое направление их деятельности - психопрофилактическая работа.
Оказание психологической помощи вне психологической профилактики и, в частности, при отсутствии системы психологического просвещения -это надежда на получение обильных всходов и высокого урожая от посева на невозделанную почву.
Литература:
1. Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Исследование представлений населения о возможностях психологического просвещения // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. В 8 частях. Часть 3 / Под ред. В.С. Белгородского, О.В. Кащеева, В. В. Зотова, И.В. Антоненко. - М.: ФГБОУ ВО «МГУДТ», 2016. - С. 131-138.
2. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - Направление I, II. - ООО ФПОР, 2008. - С. 196-197.
3. Чупров Л.Ф. Актуальные задачи психологического просвещения // Психология XXI столетия (Международный конгресс «Психология 21 века» 26 - 28 октября 2012). - ТОМ 2. - Ярославль, 2012 . - С. 321-323.
4. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Технология использования презентаций Microsoft Power Point в лекционной работе // Развитие системы непрерывного профессионального образования: содержание, проблемы, перспективы: материалы 4-й Междунар. учеб.-метод. конф. / под ред. В. Г. Агакова, А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2012. - С. 57-60.
5. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. - С. 162-169.
6. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в социально-психологической работе // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы III Международной научно-практической конференции (9-10 декабря 2014 г.) / отв. ред. Ю. Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2014. - С. 240-241.
7. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Психологическое просвещение -неосвоенная целина // В сборнике: Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы Материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума. 2016. С. 276-278.
8. Щукин А.С., Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация и информационные технологии в психологической практике // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 3. С. 51-59.
9. Щукин А.С., Чупров Л.Ф. Роль и значение психолого-педагогического просвещения в сознательном выборе профессии старшеклассниками // В сборнике: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ научный альманах. Москва, 2016. С.166-171.
10. Юрьев Н.К. Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2015. - №4. - С. 172-180.
11. Тодорова Б. За някои особености на псевдоакадемичната комуникация в Интернет // Наука. Мысль. - 2016. - № 8-1. - С. 144-151.
12. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. International Journal Of Applied And Fundamental Research. - 2015. - № 2 - URL: www.science-sd.com/461-24905 (28.11.2015).
References:
1. Alikin I.A., Alikin M.I., Luk'janchenko N.V. Issledovanie predstavlenij naselenija o vozmozhnostjah psihologicheskogo prosveshhenija // Gumanitarnye osnovanija social'nogo progressa: Rossija i sovremennost': sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 8 chastjah. Chast' 3 / Pod red. V.S. Belgorodskogo, O.V. Kashheeva, V.V. Zotova, I.V. Antonenko. - M.: FGBOU VO «MGUDT», 2016. - S. 131-138.
2. Chuprov L.F. Perspektivy ispol'zovanija Internet-tehnologij v psihologicheskom prosveshhenii // Psihologija i sovremennoe rossijskoe obrazovanie (Moskva, 8-12 dekabrja 2008 g.) Materialy IV Vserossijskogo s#ezda psihologov obrazovanija Rossii. - Napravlenie I, II. - OOO FPOR, 2008. - S. 196197.
3. Chuprov L.F. Aktual'nye zadachi psihologicheskogo prosveshhenija // Psihologija XXI stoletija (Mezhdunarodnyj kongress «Psihologija 21 veka» 26 - 28 oktjabrja 2012). - TOM 2. - Jaroslavl', 2012 . - S. 321-323.
4. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Tehnologija ispol'zovanija prezentacij Microsoft Power Point v lekcionnoj rabote // Razvitie sistemy nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija: soderzhanie, problemy, perspektivy: materialy 4-j Mezhdunar. ucheb.-metod. konf. / pod red. V. G. Agakova, A. Ju. Aleksandrova, E. L. Nikolaeva. - Cheboksary: Izd-vo Chuvash.un-ta, 2012. - S. 57-60.
5. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Princip «Primum non nocere» v psihologicheskom i sanitarnom prosveshhenii i Internet // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2013. № 1-2. - S. 162-169.
6. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v social'no-psihologicheskoj rabote // Formy i metody social'noj raboty v razlichnyh sferah zhiznedejatel'nosti: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (9-10 dekabrja 2014 g.) / otv. red. Ju. Ju. Shurygina. -Ulan-Udje: Izd-vo VSGUTU, 2014. - S. 240-241.
7. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Psihologicheskoe prosveshhenie -neosvoennaja celina // V sbornike: Obrazovanie v jetnopolikul'turnoj srede: sostojanie, problemy, perspektivy Materialy VI Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchno-kul'turnogo foruma. 2016. S. 276-278.
8. Shhukin A.S., Chuprov L.F. Retial'naja kommunikacija i informacionnye tehnologii v psihologicheskoj praktike // Vestnik po pedagogike i psihologii
Juzhnoj Sibiri. 2014. № 3. S. 51-59.
9. Shhukin A.S., Chuprov L.F. Rol' i znachenie psihologo-pedagogicheskogo prosveshhenija v soznatel'nom vybore professii starsheklassnikami // V sbornike: PSIHOLOGIJa OBRAZOVANIJa nauchnyj al'manah. Moskva, 2016. S.166-171.
10. Jur'ev N.K. Rasprostranenie psihologicheskih znanij: ot induktora k recipientu //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2015. - №4. - S. 172-180.
11. Todorova B. Za njakoi osobenosti na psevdoakademichnata komunikacija v Internet // Nauka. Mysl'. - 2016. - № 8-1. - S. 144-151.
12. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. International Journal Of Applied And Fundamental
Research. - 2015. - № 2 - URL: www.science-sd.com/461-24905 (28.11.2015).
— • —
Сведения об авторах
0
~ Леонид Федорович Чупров, кандидат психологических наук; главный редактор научных журналов «Наука. Мысль», «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и «PEM: Psychology. Educology. Medicine»; профессор Российской академии естествознания (Черногорск, Россия).
Андрей Сергеевич Щукин, Городская страховая медицинская компания, информационно-аналитический отдел, ответственный секретарь, «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Санкт-Петербург, Россия).