Психологические науки
№ 9. - 2017
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ (НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САЙТА)
Н.С. Завоеванная, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В материале рассматривается психологическое просвещение населения, его задачи и различные особенности этой деятельности с помощью интернет-ресурсов. Анализ осуществляется с учетом опыта просвещения с помощью авторского психологического сайта, в течение более чем 3 лет.
Ключевые слова: психологическое просвещение, особенности психологического просвещения, интернет-ресурс, психологический сайт, психологическая культура
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION USING INTERNET RESOURCES (CASE OF AUTHOR'S PSYCHOLOGICAL WEBSITE)
N.S. Zavoevannaya, Russian State Vocation-Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia), email: [email protected]
Abstract. The article discusses psychological education of population, its purposes and different features of this activity with the help of Internet resources. The analysis is carried out based on the experience of education through author's psychological website for more than 3 years.
Keywords: psychological education, features of psychological education, internet resource, psychological website, psychological culture
Любое просвещение - это, прежде всего, передача тех или иных знаний, формирование культуры населения. Психологическое просвещение - не исключение из этого правила. В самом общем виде, оно может быть представлено как передача психологических знаний с целью формирования и повышения психологической культуры населения. Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей психологического просвещения населения в интернет-пространстве, необходимо определить его суть. Иначе невозможно раскрытие его особенностей и, следовательно, заявленной нами темы.
Итак, психологическое просвещение часто рассматривается как часть профилактической деятельности практического психолога (Костригин, Хусяинов, Чупров, 2015; Чупров, 2012; 2017; Чупров, Щукин, 2013; Юрьев, 2015) [3; 6; 7; 8; 9; 10]. Однако не все исследователи с готовностью принимают такую точку зрения. Можно сказать, что уже на этапе формулировки определения понятия «психологическое просвещение» среди исследователей возникли разногласия. И.В. Дубровина, например, акцентирует внимание на психологическом просвещении как на отдельном направлении работы психолога в сфере образования. Однако суть просвещения она оставляет традиционной. По ее мнению, «психологическое просвещение - это приобщение взрослых - воспитателей, учителей,
родителей - и детей к психологическим знаниям» (Практическая психология образования..., 2005, с. 75) [5]. Тогда как Л.Ф. Чупров, к примеру, понимает под психологическим просвещением «раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания» (Чупров, 2012, с. 86) [6]. Что в целом схоже с точкой зрения И.В. Дубровиной. Однако он подчеркивает: «мы видим довольно тесную связь психологического просвещения с психологической профилактикой, настолько тесную, что это позволяет рассматривать предмет нашего исследования как составную часть этого направления работы» (Чупров, 2012, с. 86) [6]. Тем самым, психологическое просвещение, в том числе и в сети Интернет, представляет собой практическую деятельность психолога по передаче актуальных психологических знаний в необходимом объеме, формированию и повышению психологической культуры, в том числе культуры принятия психологической помощи, отдельными группами населения и общества в целом, для сохранения и профилактики психического и психологического здоровья. Из выше сказанного и анализа ряда исследований (Практическая психология образования., 2006; Чупров, 2012; Костригин, Хусяинов, Чупров, 2015) [3; 5; 6; 10] следует, что указанная цель психологического просвещения реализуется через выполнение задач:
1) распространение явно и неявно запрашиваемых психологических знаний о развитии и функционировании личности в обществе, межличностных, внутрисемейных отношениях и т.д.;
2) развенчивание лженаучных знаний и мифов, в том числе о психологической помощи;
3) формирование положительного отношения к психологам и их деятельности;
4) формирование устойчивой потребности, готовности и культуры принятия психологической помощи.
Эти задачи реализуются в самых разнообразных формах (беседы, лекции, статьи, фильмы и т.д.) и через различные средства - непосредственное общение, СМИ, Интернет и т.д. (Практическая психология образования., 2005; Чупров, 2012; Костригин, Хусяинов, Чупров, 2015; Юрьев, 2015) [3; 5; 9; 10]. Конечно, наиболее эффективна их реализация через те средства и формы, которым в данный момент доверяет население. А, практика, как и целый ряд исследований (Аянян, Марцинковская, 2016; Костригин, Хусяинов, Чупров, 2015; Чупров, Щукин, 2013; Юрьев, 2015) [1; 3; 9; 8; 10], показывает, что население сейчас доверяет Интернету как источнику информации и часто к нему обращается. Следовательно, наиболее перспективным представляется психологическое просвещение в различных формах через психологические интернет-ресурсы. К сожалению, наблюдается нехватка психологического просвещения именно в пространстве Интернет. Просвещения целенаправленного, регулярного и, самое главное, профессионального. Чаще психологическое просвещение сводиться к публикации психодиагностических и психокоррекционных методов и методик или к публикации псевдонаучных методов и методик, а также научных определений психологических феноменов, научных классификаций. Это можно легко увидеть, сформулировав запрос для поисковой системы в Интернете.
Само по себе распространение специальных знаний, в том числе и по психологии, -область мультидисциплинарная (Мантикова, Юрьев, 2017) [4]. Источником информирования широкой общественности может являться любой человек, и далеко не обязательно, что с базовым психологическим образованием, но владеющий технологией работы в Сети. В этом и таятся некоторые «подводные рифы» [8]. Вся эта информация, попадая в руки людей без психологического образования, притом не всегда честных, приводит к обесцениванию деятельности профессионального психолога и к возможному нанесению ущерба психологическому здоровью населения. Одним словом, происходит зачастую реализация «антизадач» психологического просвещения. Конечно, нельзя все психологические интернет-ресурсы отнести к подобным бесполезным или вредоносным «распространителям психологического знания». Есть ресурсы, которым можно и нужно доверять. К примеру, форум «Экспертное сообщество профессиональных психологов» (форум ЭСПП: http://forum.ht-line.ru/). На его площадке реализуется общение профессионалов, обсуждение проблем психологической науки и практики и ряд важных проектов, таких как разработка профессиональных стандартов и т.п. (Завоеванная, 2016) [2]. Обсуждается и проблемы низкой психологической культуры большинства населения. Однако форум ЭСПП - это место общения специалистов. А, качественных ресурсов, ориентированных на широкую аудиторию, все-таки, мало, что и подтолкнуло нас открыть психологический сайт «Мотив и позитив» (прямая ссылка: http://www.motiv-pozitiv.com/). Данный интернет-ресурс представляет собой сайт познавательной направленности для широкого круга пользователей (старше 12 лет), где размещаются материалы по популярной и научной психологии (в том числе, учебные). Сайт дает возможность получить консультацию психолога, найти много интересной и позитивной информации и пообщаться в чате. Он открыт в ноябре 2013 года. Вполне успешно функционирует по настоящее время. За более чем 3 года его существования у нас накопился некоторый опыт психологического просвещения в пространстве Интернет. Думаем, он позволяет анализировать особенности этого процесса.
Итак, во-первых, на страницах сайта «Мотив и позитив» посетитель и/или пользователь может сделать запрос на раскрытие той или иной темы по различным отраслям и проблемам психологии. Для этих же целей, а также для оповещений об обновлениях контента (содержимого) сайта, открыта зеркальная по отношению к интернет-ресурсу группа на платформе социальной сети «Вконтакте» (прямая ссылка: https://vk.com/motiv_pozitiv). В данный момент в этой группе не так много участников, но их число не отражает количество просмотров материалов сайта. Тем самым, сайт позволяет начать и поддерживать общение с представителями целевой аудитории. Это, пожалуй, главная особенность психологического просвещения через интернет-ресурс. У этой, на первый взгляд, только позитивной особенности есть обратная сторона - еще одна особенность - отсутствие полной и достоверной информации о человеке «по ту сторону монитора», его истинных целях обращения к ресурсу. Кроме того, отсутствует информация от невербального уровня общения. Наконец, существует феномен хейтерства и троллинга в Сети, что можно свести к немотивированной агрессии, преднамеренном разжигании конфликта и манипуляции со стороны посетителей ресурса. Это уже отмечено другими исследователями (например, Чупров, Щукин, 2013) [8].
Во-вторых, сайт дает возможность размещать информацию различного типа и в разной форме: а) статьи на профессиональные и научно-популярные темы (например, в
разделе «каталог статей»; применительно к сайту «Мотив и позитив» этот раздел носит название «Психология для настоящих и будущих профессионалов, и не только...»); б) психологическую информацию с других только проверенных ресурсов на профессиональные и научно-популярные темы в иной форме, допустим, коротких сообщений или даже в форме фильмов (например, в разделе «Блог»); в) ссылки на интернет-ресурсы с проверенной репутацией (например, в разделе «каталог сайтов»; на нашем сайте этот раздел носит название «Полезное и интересное в Сети»); г) психологические знания в ходе личного онлайн общения (например, в разделе «консультации» или чате).
Тем самым, следующая особенность психологического просвещения через сайт -широкие возможности для распространения знаний и охват немалой аудитории, возможность будить в ней интерес через самые разнообразные формы предъявления информации: от обычных статей и иллюстраций до видеороликов и фильмов. Главное, чтобы эта информация отвечала требованиям, предъявляемым как к оформлению, так и к содержанию. Требования к оформлению, в целом, повторяют те, что диктуют СМИ. Не будем здесь их приводить - остановимся на требованиях к содержанию. Безусловно, это, в первую очередь, достоверность информации и отсутствие плагиата. Еще два важных требования диктует сама суть психологического просвещения - это:
1) актуальность знаний, т.е. они должны отражать современное состояние разработки проблем психологии (например, психолого-педагогической проблемы школьной неуспеваемости) и должны отвечать на запрос целевой аудитории;
2) необходимость объема знаний, который должен определяться исходя из возраста и уровня образования адресата информации, т.е. знания должны быть доступны для понимания, но и не раскрывать профессиональную тайну психолога для целевой аудитории.
Только при соблюдении этих требований психологическое просвещение, и не только в Интернет, не нанесет ущерба психологическому здоровью индивида. Необходимо помнить, что любая информация, размещенная на сайте в какой-либо форме (например, статьи) находится там постоянно и может быть изменена или прокомментирована в любой момент. И не всегда это позитивные изменения или комментарии. В связи с этим автор сайта, его руководство должны отслеживать состояние размещенных на сайте материалов, проводить модерацию комментариев во всех разделах сайта и ограничивать права посетителей к каким-то разделам и материалам. В этом заключается еще одна особенность психологического просвещения через интернет-ресурс. Схожие наблюдения отмечают, например, Л.Ф. Чупров и А.С. Щукин (Чупров, Щукин, 2013) [8].
В-третьих, сайт благодаря статистике просмотров, отзывам на материалы позволяет отслеживать динамику интересов читателя и проявлять гибкость в публикации контента. Другими словами, уделять больше внимание наиболее популярным разделам (применительно к нашему сайту, например, - это раздел статей и раздел блога), «подтягивая» мало просматриваемые разделы или удаляя их совсем.
На этом завершим рассмотрение психологического просвещения в интернет-пространстве. Как видно, таких особенностей немало, но не все из них однозначно позитивные, к сожалению. Для того, чтобы сбалансировать ситуацию, необходимо следовать принципам: технического обеспечения (индексация ресурса поисковыми системами, пре- или постмодерация всех материалов и сообщений на сайте, оповещения об обновлениях, регуляция прав доступа); регулярности обновление контента сайта (по
№ 9. - 2017
возможности, ежедневное); учета особенностей интернет-общения; профессионального развития психолога. Последнее также возможно реализовать в интернет-пространстве. Пример тому - общение с коллегами на уже упомянутом форуме ЭСПП и участие в его проектах. Это должно только повысить эффективность просвещения в Сети.
Литература
1. Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. С. 8. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.04.2017).
2. Завоеванная Н.С. Соблюдение авторского права по отношению к психодиагностическому и иному инструментарию (о проекте многокритериальной онлайн-экспертизы психодиагностических методик) // Наука. Мысль. 2016. № 8-1. С. 104-109.
3. Костригин А.А., Хусяинов Т.М., Чупров Л.Ф. Актуальные вопросы распространения специальных знаний из области педагогики, психологии и социологии среди населения: новые вызовы // Наука. Мысль. 2015. № 5. С. 17-24.
4. Мантикова А.В., Юрьев Н.К. Распространение научных знаний -междисциплинарная область // Наука. Мысль. 2017. № 6. С. 9-18.
5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Сфера, 2005. - 592 с.
6. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение как междисциплинарная область науки и практики //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. №1-1. С. 85-91.
7. Чупров Л.Ф. Распространение специальных знаний по санитарно-гигиеническому и психолого-педагогическому просвещению в системе профилактической работы медицинского, социального работника и психолога // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VIII Международная научно-практическая интернет-конференция. 2017. С. 788-795.
8. Чупров Л.Ф., Щукин А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 162-169.
9. Юрьев Н.К. Распространение психологических знаний: от индуктора к реципиенту // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2015. № 4. С. 172-180.
10. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. International Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. С. 118.
References:
1. Ajanjan A.N., Marcinkovskaja T.D. Socializacija podrostkov v informacion-nom pros-transtve // Psihologicheskie issledovanija. 2016. T. 9, № 46. P. 8. URL: http://psystudy.ru (data obrashhenija: 11.04.2017).
2. Zavoevannaja N.S. Sobljudenie avtorskogo prava po otnosheniju k psihodiag-nosticheskomu i inomu instrumentariju (o proekte mnogokriterial'noj onlajn-jekspertizy psihodiag-nosticheskih metodik) // Nauka. Mysl'. 2016. № 8-1. P. 104-109.
3. Kostrigin A.A., Husjainov T.M., Chuprov L.F. Aktual'nye voprosy raspro-stranenija special'nyh znanij iz oblasti pedagogiki, psihologii i sociologii sredi naselenija: novye vyzovy // Nauka. Mysl'. 2015. № 5. P. 17-24.
4. Mantikova A.V., Jur'ev N.K. Rasprostranenie nauchnyh znanij - mezhdisciplinarnaja ob-last' // Nauka. Mysl'. 2017. № 6. S. 9-18.
5. Prakticheskaja psihologija obrazovanija / pod red. I.V. Dubrovinoj. - Moskva: Sfera, 2005. - 592 p.
6. Chuprov L.F. Psihologicheskoe prosveshhenie kak mezhdisciplinarnaja oblast' nauki i praktiki //Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. №1-1. P. 85-91.
7. Chuprov L.F. Rasprostranenie special'nyh znanij po sanitarno-gigienicheskomu i psi-hologo-pedagogicheskomu prosveshheniju v sisteme profilaktiche-skoj raboty medicinskogo, so-cial'nogo rabotnika i psihologa // Sostojanie zdorov'ja: medicinskie, social'nye i psihologo-pedagogicheskie aspekty VIII Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja internet-konferencija. 2017. P. 788-795.
8. Chuprov L.F., Shhukin A.S. Princip «Primum non nocere» v psihologicheskom i sani-tarnom prosveshhenii i Internet // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2013. № 1-2. P. 162-169.
9. Jur'ev N.K. Rasprostranenie psihologicheskih znanij: ot induktora k reci-pientu // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2015. № 4. P. 172-180.
10. Chuprov L.F., Kostrigin A.A., Khusyainov T.M. Current issues of dissemination of expertise in field of psychology, pedagogigs and social pedagogigs: new challenges. Inter-national
Journal of Applied and Fundamental Research. 2015. № 2. P. 118.
— • —
Сведения об авторе
Наталья Сергеевна Завоеванная, педагог-психолог, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), e-mail: [email protected]
— • —