Научная статья на тему 'Психологическое просвещение, или когда психолог «Говорит прозой»'

Психологическое просвещение, или когда психолог «Говорит прозой» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3222
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИКА / PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чупров Л. Ф.

Статья в «Сетевом методическом объединении психологов образования» с разъяснением целей, задач и специфики психологического просвещения как вида психопрофилактической деятельности специалиста-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological education, or when a psychologist "speaking in prose"

An article in the "Network methodical Association of educational psychologists" explaining the purposes, tasks and specific character of psychological education as a form of psycho-prophylactic activities psychologist

Текст научной работы на тему «Психологическое просвещение, или когда психолог «Говорит прозой»»

УДК 37.013.

Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой»*

Л.Ф.Чупров (Россия, Хакасия, г. Черногорск).

В знаменитой комедии Мольера герой был удивлен, узнав, что он говорит прозой.

Именно в такой ситуации оказывается специалист, узнав, что хоть он и психолог по образованию и должности, но в ситуации осуществления психологического просвещения оказывается вынужден занимается не психологической деятельностью, как далеко не лечебной деятельностью традиционно занимается врач или другой специалист здравоохранения, выполняя работу по санитарному просвещению.. Даже в этой, весьма щепетильной ситуации, перед психологом, решившим наконец-то уделить часть своего времени психологическому просвещению встает ряд неразрешенных вопросов.

Цель данного сообщения — определить, что собой представляет этот вид деятельности, и к какой категории понятий относится.

Как известно, согласно трактовке «Википедии» — свободной энциклопедии, просвещение — распространение знаний.

Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике психологическое просвещение — это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.

Как важное направление в системе профилактической деятельности психологическое просвещение было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].

* Публикация на основе материала, размещенного в «Сетевом МО ПО» портала «Сеть творческих учителей»:

Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Сетевое методическое объединение психологов образования [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1941&tmpl=com - 06-01-2009. Тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/slip2.html

ШШШШШШШШШШШ^

В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога. Ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000), другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога [2; 4]. Именно, исходя из этого, и было предложено определение термина «психологическое просвещение» [4].

Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений).

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

Средства психологического просвещения подразделяются на:

ШЖШШЖШШЖ^

1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].

2) наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3].

Конечно, это условное разделение

Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.

Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

Таким образом, в данном сообщении представлены определение психологического просвещения как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е. место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения. Хотя, более точное его положение внутри психопрофилактической работы, а не вне ее. К примеру, место санитарного просвещения в учреждениях системы здравоохранения определяется как общественная педагогическая деятельность в рамках профилактической работы: «раздел профилактической деятельности <.. .> направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения» [7].

В конечном итоге психологическое просвещение — это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, но как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной — легче собрать скудные плоды [6]. Вероятно поэтому, о психологическом просвещении в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий.

Литература:

1. Бергер И.А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I.

ШМШШМШШ^

Психогигиена / Под ред. Л.М.Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239156.

2. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

3. Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. - 2003. - № 1 -январь.

4. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие). — М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379 - 02.12.2003 - см. также: «Единое окно» [Электрон. ресурс] -http://window.edu.ru/window/catalog?p mode=1&amp;p qstr=Чупров Л.Ф.&атр;р rid=53902 или Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html

5. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования (приложение "Педагогические науки"). - 2008. - № 6. [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://online.rae.ru/258 . - 14 июля, 2008. — тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http: //leo-chuprov.narod.ru/edupedagogical.html

6. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в

психологическом просвещении // Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. -Направление I, II. - ООО ФПОР, 2008. - С. 196-197. -см.также Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: http: //leo-

chuprov.narod.ru/materialsconferences3.html

7. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б.В.Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984. - С. 69.

Опубликовано на URL: http://nsportal.ru/node/231756/ © Чупров Л.Ф., 2012.

© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012.

ШЖШШЖШШЖ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.