Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири
Электронный научный журнал
Библиографическая ссылка
Группа авторов Педагогические науки 1. 1. // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - № 1.1 P;
URL: www.es.rae.ru/bulletinpp/147-415 (дата обращения: 19.03.2012).
Чупров Л. Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения. - С. 8-12.
Педагогические аспекты психологического просвещения
В статье поднимаются вопросы исследования психологического просвещения с позиций его содержания, как варианта педагогической работы. Обосновывается необходимость использования в психологическом просвещении принципов дидактики. Обсуждается роль и место наглядности в процессе психологического просвещения. Акцент сделан на использовании дидактических принципов в процессе проведения беседы.
Ключевые слова: психологическое просвещение, дидактические принципы, беседа, средства наглядности.
Как известно, просвещение — распространение знаний. Психологическое просвещение - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний. По своей специфике психологическое просвещение - это особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве с педагогом, журналистом, web-мастером и специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний.
Как важное направление в системе профилактической деятельности психологическое просвещение было выделено еще в первые десятилетия развития отечественной психологической практики [1].
Психологическое просвещение - это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой
общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Это основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:
- формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);
- информирование населения по вопросам психологического знания;
- формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;
- профилактика дидактогений (ятрогений). См.: [4].
Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.
Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.
Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией и информированностью аудитории для которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. Преподавание психологии, как учебного предмета в школах, тоже можно рассматривать как форму и средство психологического просвещения среди учащихся.
Средства психологического просвещения подразделяются на:
- вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].
- наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. [4]. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [2].
Конечно, это условное разделение.
Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.) [6]. Использование ресурсов электронной почты, Skype-технологий создает условия оперативного и адресного доведения психологических знаний до
адресата, и заменить безадресную ретиальную коммуникацию практического психолога [8] адресной - аксиальным вариантом Интернет-общения.
При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдение этико-педагогического такта.
Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят, в первую очередь, от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом, адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.
В своих более ранних сообщениях мною были представлены определения психологического просвещения как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения [5;7].
Само собой разумеет, что это педагогический вид деятельности и как любая педагогическая деятельность, основывается на знаниях дидактики и, в ряде случаев, на знаниях специальной (коррекционной) дидактики [3].
Например, психологическое просвещение среди учащихся немыслимо без учета особенностей их познавательной деятельности, без знания принципов обучения: воспитывающий характер обучения, всестороннее развитие личности ребенка, его сознательности и активности в усвоении знаний, учет возрастных особенностей, доступность предлагаемых сведений, индивидуальный подход к каждому ребенку и др.
Простая популяризация психологических знаний среди учащихся не даст действенного результата. Важно воспитывать у ребенка положительные стремления на примере конкретного человека, с одной стороны, и через активное вовлечение самих учащихся в процесс и формы психологического просвещения, с другой. Кроме этого, усвоение материала зависит от того, насколько он понятен, в частности, оснащен ли иллюстрациями (рисунками, схемами, другими наглядными пособиями), при традиционном характере технологии проведения мероприятия и видео- аудиоматериала, ppt-презентаций (PowerPoint Presentation), web-ресурсов при использовании современной информационной техники. С внедрением в учебно-образовательный процесс информационных технологий меняется роль с место наглядности, последняя поднимается до уровня дидактического принципа. Хотя практические вопросы этого явления ещё ждут своего экспериментального изучения и теоретического осмысления.
При всем при этом эффективной формой психологического просвещения является беседа, в процессе которой сообщается материал и задаются вопросы, чтобы привлечь внимание учащихся, использовать их практический опыт, активизировать сознательное участие в беседе. Такая структура бесед рекомендуется и для групповой индивидуальной работы с детьми. Конечно, материал беседы необходимо излагать доступно с учетом возраста и класса.
Последовательность примерно следующая: сообщение темы беседы, затем выявление круга знаний учащихся по данной теме, сообщение новых данных, практический показ (если это необходимо) и заключение.
В конечном итоге психологическое просвещение - это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи, и как известно, на хорошо удобренной почве легче взрастить обильный урожай, а на плохо возделанной - легче собрать скудные плоды [7]. Вероятно поэтому, о психологическом просвещении в образовании (и, уж тем более, вне учреждений образования) больше разговоров, чем конкретных реальных мероприятий [9].
Литература:
1. Бергер И.А. К методике психосанитарного просвещения // Психогигиенические и неврологические исследования. - Том II, вып. I. Психогигиена / Под ред. Л.М.Розенштейн. - М.: Изд. ГНИНПП, 1930. - С. 239156.
2. Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. - 2003. - № 1 - январь.
3. Чупров Л. Ф. Санитарное просвещение в вспомогательных школах // Фельдшер и акушерка .- 1981.- № 2.- С. 36 - 37. Тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/sanitaryedu.html - 20 июля 2008 г.
4. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие). - М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт. л.; таб., рис. / Л. Ф. Чупров // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] / Под патронажем Российской академии образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. - М.: OIM.RU, 2000-2003 г. - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.oim.ru/reader.asp?nomer=379 - 02.12.2003 г. - То же: «Единое окно» [Электрон. ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: -http://window.edu.m/window/catalog?p mode=1&p qstr=Чупров Л.Ф.&атр;р rid=53902 Тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон. ресурс] http://leo-chuprov.narod.ru/2reader.html
5. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в работе практического психолога // Современные проблемы науки и образования (приложение "Педагогические науки"). - 2008. - № 6. [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://online.rae.ru/258 . - 14 июля, 2008 г. - тоже: Психологический журнал Л.Чупрова [Эл. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/edupedagogical.html
6. Чупров Л.Ф. Перспективы использования Интернет-технологий в психологическом просвещении //Психология и современное российское образование (Москва, 8-12 декабря 2008 г.) Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - Направление I, II. - ООО ФПОР, 2008. - С. 196-197. - см.также Психологический журнал Л.Чупрова [Электрон.
ресурс] Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/materialsconferences3.html
7. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Сетевое методическое объединение психологов образования [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no= 1941&tmpl=com - 06-01-2009 г. Тоже: Психологический журнал Леонида Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/slip2.html
8. Чупров Л.Ф. Ретиальная коммуникация практического психолога // Психологический журнал Л. Чупрова [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://leo-chuprov.narod.ru/retecommunications.html - 0411-2009 г .
9. Чупров Л.Ф. Междисциплинарность психологического просвещения // Экономический и научно-технический интернет-журнал novainfo.ru http://novainfo.ru/ [Электрон. ресурс] - Режим доступа: World Wide Web. URL: http://novainfo.ru/mezhdistsiplinarnost-psikhologicheskogo-prosveshcheniya -14.03.2011.
Публикуется по докладу на конференции'.
Чупров Л.Ф. Педагогические аспекты психологического просвещения //Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психологии образования: система социально-психологического сопровождения
субъектов образовательного процесса»
(ХРИПКиПРО. А бакан, Хакасия). - 24 марта 2011 г.
© Чупров Л.Ф., 2011; 2012.
© ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири». Серия «Педагогические науки». № 1 / 2012..
L. F. Chuprov Pedagogical aspects of psychological education
In article questions of research of psychological education from positions of its maintenance, as variant of pedagogical work are brought up. Necessity of use for
psychological education of principles of didactics is proved. The role and a place of presentation in the course of psychological education is discussed. The accent is made on use of didactic principles in the course of conversation carrying out.
Keywords: psychological education, didactic principles, conversation, presentation means.
Чупров Леонид Федорович - главный редактор ЭНЖ «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (http://www.es.rae.ru/bulletinpp/). Кандидат психологических наук (ВАК СССР, Москва, 1988). Почётный доктор наук НОУ «Восточно-Сибирская открытая Академия» (ВСОА, Красноярск, 2010). Профессор АЕ (РАЕ, Москва, 2008 http://www.famous-scientists.ru/2952/). Почётный член и член Президиума Междисциплинарной академии наук (МАН, Кшв, 2012 http://man-ua.at.ua/). Полноправный член (Full Member) Европейской академии естествознания (EuANH, London, 2008).
ш