Научная статья на тему 'Психологическое познание в аспекте антропоцентрической парадигмы'

Психологическое познание в аспекте антропоцентрической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПСИХОЛОГОАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / PSYCHOLOGICAL-ANTHROPOLOGICAL PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Наталия Анатольевна

Статья посвящена анализу социально-психологических проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемых проблем предлагается применение психологоантропологического принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted the concept analysis socially-psychological problems, arisen in modern conditions of reality. For decision this problems are propose psychological-anthropological principle.

Текст научной работы на тему «Психологическое познание в аспекте антропоцентрической парадигмы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ В АСПЕКТЕ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ Ананьева Наталия Анатольевна,

доцент кафедры общей психологии и психологии труда, кандидат психологических наук, доцент Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

ananyeva70@mail. ru

Статья посвящена анализу социально-психологических проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемых проблем предлагается применение психологоантропологического принципа.

Ключевые слова: социально-психологические проблемы; психолого-

антропологический принцип.

PSYCHOLOGICAL OF KNOWLEDGE IN ASPECT ANTHROPO-CENTRAL PARADIGM Natalia Ananieva,

associate professor of Sub-Faculty for psychology, candidate of psychological sciences

Russia State Socially University, Moscow, Russia ananyeva70@mail. ru

The article is devoted the concept analysis socially-psychological problems, arisen in modern conditions of reality. For decision this problems are propose psychological-anthropological principle.

Keywords: socially-psychological problems; psychological-anthropological principle.

На современном этапе все ученые и исследователи приходят к мнению, что именно психологии самого индивидуума, при решении им различного рода проблем (социальных, витальных, личных и др.), отводится решающая роль. В связи с этим представители разных наук, связанных с изучением человека, все активнее рассматривают и обсуждают многочисленные проблемы человека сквозь призму психологии, то есть как бы преломленные через психологию самого индивидуума.

Не случайно психологической сфере человека отводится генеральная миссия. Как известно, человек представляет собой комбинацию с одной стороны, природных, врожденных, нейро-физиологических характеристик, а с другой, социальных свойств и качеств, образованных при жизни.

Однако, сегодня фактом является то, что геном человека как представителя вида Ното^арїеш не многим отличается от представителей среды животного мира. Следовательно, эта сторона, которую часто определяют понятием «индивид», не является генеральной в смысле выделения ведущих антропологических, то есть чисто человеческих характеристик.

Одновременно, и социальная сторона образованных при жизни характеристик, претерпевает сегодня значительные изменения (личность как продукт социума). Социальные предложения и привнесения, проводимые обществом, социумом, политикой, встречают сопротивления со стороны граждан или же не соответствуют их нуждам и стремлениям.

Сегодня реально имеется модель асинхронности между социумом и человеком. Решение проблем возможно при расстановки приоритетов с социума на человека: «Все социальные ориентиры должны быть направлены на антропологические приоритеты». Сегодня даже социологи признали этот факт и первыми на пороге XXI века провозгласили девиз: «от социоцентризма к человекоцентризму». Практически это девиз, отражающий формулу века: «Человек - наивысшая ценность». Таким образом, перспективной видится

антропоцентрическая модель при рассмотрении взаимодействия «человек-общество».

Человекоцентрация - генеральный принцип при реализации социальной политики. Это требование общества, которое нашло свое выражение во многих науках в сфере образования. Отсюда изменения в переструктирировании информации, в распределении акцентов, рассмотрении всех факторов и выделении главных - преобразующих. Это происходит во всех науках, включающих человеческие факторы. В частности, подобные тенденции к антропологизации имеют свое проявление и в психологии, изучающей закономерности и механизмы функционирования человеческих образований.

Социологи как правило имеют дело с внешним слоем человека -характеристик, лежащих на поверхности (поверхностный срез). При этом внутренние закономерности и механизмы их создания, образования, фиксации, а также возможности изменения, остаются не известными. В последнее время сами же социологи признают недостаточными свои возможности, то есть осознают некоторые ограничения социологии, и говорят, что сегодня «многие люди отказываются отвечать на социологические опросы, поэтому социология в этом случае как наука не работает». Более того, проблема и в том, что многие цифры, которые предсказывались и прогнозировались социологами, не соответствовали в дальнейшем настоящей действительности. Таким образом, реальные показатели не укладывались в прогноз. В качестве аргумента, объясняющего такое расположение фактов, указывалось, что «у нас психология людей так устроена или устроена по-другому».

Психология же изучает внутренний мир человека, открывает «завесу потаенного», таким образом, психологи создают доступ для раскрытия внутренних, часто скрытых, характеристик человека. Психическое - это особый слой, внутреннее динамическое пространство самого субъекта. Психологу предстоит ориентироваться в закономерностях и механизмах функционирования психического слоя. Психолог создает «проникновение» в

закономерности антропологической среды, в многообразие индивидуальных конструкций, в естественные человеческие изменения и преобразования. Все это обеспечивает ему знание системы «человек-человек», то есть «проникновение» в закономерности образования и функционирования антропологической среды.

Антропоцентрический принцип в психологии - фиксирует внимание на антропологический фактор, то есть на самого человека как субъекта с присущей ему активностью, самостоятельностью, произвольностью, внутренней интенциональностью и возможностью производить самоизменения и самопреобразования. Антропоцентрический принцип в психологии -центрирует на человека как системообразующую единицу, при этом необходимо соотноситься с многогранностью и многовариативностью антропологических конструкций.

Комплексные исследования, в которых в качестве методологической основы принимался принцип антропоцентризма, отразили ряд явлений психолого-антропологического порядка: а) имеются индивидуальные варианты поиска выхода из заранее заданных планов, отклонение от них, обусловленное индивидуальной мотивацией, связанной с принятием решения (организация поступка); б) имеются изменения в представлениях людей, допускающие при этом возможность девиации и асоциальных качеств (самооценка и объективная оценка асоциальных качеств); в) включаются у индивидуумов различного рода защитные механизмы, миссия которых не только в том, чтобы обеспечить адаптацию, то есть приспособление к среде, но и вырабатываются индивидуальные варианты способов защит, предназначенных для конфронтации со средой, то есть защита с помощью конфликта (психологические защиты); г) динамические силовые фазы профиля молодого человека связаны с активностью, решительностью, энергией, но и с проявлением крайней индивидуалистичности, что продуцирует поиск любых

вариантов ее проявления, но не связанных с участием в настоящем социуме (вектор приложения сил антропологического фактора).

Таким образом, имеется психологическая изменчивость и многообразие вариантов индивидуальных конструкций. Нерациональными являются предложения социума несоотнесенные с антропологической средой. При этом наиболее рациональной является линия стимулирования антропологических ресурсов, раскрытия латентных возможностей и повышения их роли и значимости. Любой индивидуум заинтересован в реализации собственных возможностей и их востребованности.

Известно, что каждый индивид имеет представление о своих собственных потенциалах, которые он всегда может актуализировать, проявить в той или иной степени выраженности и дать им возможность действовать. Генерально, -это обеспечивает линию самореализации в среде через самопроявление-самовыражение своих же собственных потенциалов. Исходные первичные конструкции составляют сферу возможностей индивида. Поэтому закономерно, что первое звено, к которому «обращается» индивид, - это его собственные потенциалы. Для реализации их в социуме значимым является востребованность имеющихся потенциалов, а также их соединения и комбинации, мощность и характеристика потенциалов для проведения изменений или модификации. Для каждого индивида, прежде всего, является значимым востребованность имеющегося ресурса. Поэтому для него важно не просто актуализировать имеющиеся потенциалы, но и найти сферу приложение сил и вектор направления реализации потенциала.

Известно также, что среда имеет значение в связи с тем, что задает усредненные конструкты, но важные только на начальной стадии психического развития, когда особо ценным является образец, выполняющий подражательную функцию или функцию уподобления. Возможность соотнесения со среднестатистическими значениями создает у индивидуума представление не только о собственных возможностях, но и пределах.

Создается представление о положительных и отрицательных сторонах, достоинствах и недостатках, успешности и неуспешности. Человек попадает в среду и, в то же время, индивидуум изменяет среду. Среда иногда удовлетворяет индивида, иногда не удовлетворяет. Это общезначимый конструкт, который выработало человечество. Сообщество, готовое принять своего представителя, создает возможности для актуализации индивидуальных возможностей. Особенно это действует в значимой среде - индивидуальные преобразования в антропологической среде (значимый человек). В связи с этим ведется поиск среды для приложения своих сил, совершенствования и изменения. Это создает изменчивость и расширяет диапазон индивидуальных возможностей.

Психическое - это некая «ниша», психолого-антропологическое пространство, в котором «работает» индивид: изменяет, перераспределяет, производит настройку выстраивает композиции, ищет пределы и допуски, реализует возможности и активизирует резервы.

Основные версии, связанные с функционированием трех пластов индивидуума - природного, социального, психологического - поставлены в рамках антропологической психологии (психологическая антропология). Основания для их доказательства выстраиваются в контексте парадигмы комплексного обоснования природы психической изменчивости индивидуума.

Психологу предстоит ориентироваться, как уже указывалось, в многогранности и вариативности человеческих конструкций, учитывать желаемые преобразования, возможные рассогласования различных сфер природного, социального, индивидуального в человеке; соотноситься с изменчивостью не только в сферах биологического типа и социального образца, но и внутри отдельных психических обликов (многогранность коммуникативности, вариативность конфликтности, функции психологических защит и т.д.). Все это ориентирует его на поиск целесообразности тех изменений, которые производит сам индивидуум; на функции самоизменения;

на механизмы, связанные в основном с распределением качеств; на принципы комплектации качеств. Подобное распознавание многообразных психологоантропологических конструкций необходимо психологу для понимания и сближения с другим человеком.

Отсюда формирование психолога может быть обеспечено путем проникновения с помощью ряда качеств (профессионально-личностные качества психолога). Требуется толерантность (терпимость) к многообразным изменениям, конвенциональность как результат достижения согласий, коммуникативность как средство решения проблем в коммуникативном сообществе, высокая и различительная чувствительность для того, чтобы проникать в среду и улавливать нюансы различий в антропологической среде. Первичное звено для формирования специалиста-психолога - обеспечить восприимчивость, которая дает знание антропологической среды -закономерностей, механизмов, изменчивости, субъективности, социальности, антропологической детерминированности, антропологических эффектов (эффекты восприятия, эффекты самоизменения). Создание личности специалиста с широким диапазоном антропологических возможностей, расширение диапазона различий - все это задачи по антропосовершенствованию специалиста психолога.

Таким образом, в настоящее время требуется особое расположение и некоторая иная комбинация материала, обеспечивающего психологическое познание с ориентиром на антропоцентрический принцип. Антропоцентрация психологического познания - задача инновационного образования. Реализация этой задачи предусматривает:

1. Изучение разных направлений «антропологической тематики» последнего времени.

2. Координация тематики вокруг системообразующего фактора «человек» и обмен результатами научных исследований.

3. Построение концепций, моделей, создающих представление о функционировании различных сторон и граней индивидуума, его уникальности.

4. Отбор наиболее целесообразных методологических категорий, принципов и понятий, используемых для объяснения психических конструкций, исходящих от человека, то есть отражающих детерминацию на внутреннем мире человека.

5. Обоснование набора операциональных единиц - терминов, соотнесенных между собой психологоантропологической связью, - для обозначения общего понимания и нахождения консенсуса.

Решение поставленных задач потребовало обращения внимания к материалам последних научных данных. Были просмотрены современные изыскания исследователей, посвященные роли психологии в обществе при решении социальных проблем и значимости психологии в системе образования: «Психолог и общество: диалог о взаимодействии». Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г.; За материалами IV Міжнародно науково-практичноі конференції «Цінністні пріоритети освіти XXI століття: европейський вектор розвитку вищоі школи». Украіни, 2009.

Большинство ученых связывают основные проблемы, переживаемые человеком, с кризисом в обществе.

Социально-психологическая палитра проблем человека в современном обществе

Отличительными чертами отечественной истории последнего периода, начиная с 1990-х гг., являются неопределенность будущего и жизнь в «обществе риска». Атмосфера «выживания», неуверенность в будущем накладывают определенный отпечаток (Н.Н. Авдеева, 2008) [1, С. 29].

Существенная характеристика сегодняшней социальной ситуации -стремительность перемен, огромная скорость изменения политического, экономического, социального уклада жизни.

Все эти внешние факторы должны быть осознаны, структурированы, поняты, приняты человеком. Для этого у него есть «инструмент» - психическое устройство. Однако, сегодня есть основания говорить о серьезных сбоях в функционировании психической жизни человека. Это находит отражение в таких фактах, как распространение социальных болезней - алкоголизме, наркомании, игромании, росте пограничных психологических состояний, депрессий, суицидов и т.д. (И.А. Баева, 2008) [3, С. 93].

Изменения, произошедшие в социальной и экономической жизни нашей страны за последние десятилетия, имеют как положительные, так и негативные последствия. Негативные последствия этих изменений проявляются в росте безработицы, экономическом и имущественном расслоении общества, росте преступности, высокой смертности. Особенно тревожными фактами являются рост тяжких и особо тяжких насильственных преступлений, преступность несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, агрессивное поведение, суициды, высокое количество разводов, социальное сиротство и др. (С.Н. Ениколопов, 2008) [7, С. 33].

В настоящее время имеется потребность в решении таких вечных социальных проблем как проблемы: кризиса идентичности; агрессии и ксенофобии; преодоления социальных и межличностных конфликтов; нарушений психологического здоровья общества; бегства от свободы; страха перед одиночеством и др. Среди социальных эффектов, прежде всего, -эффект кризиса идентичности нашего современника. С психологической точки зрения любая идеология, в том числе и идеология формирования государственной идентичности, выступает как фабрика конструирования мотивации поведения больших и малых социальных групп. Ценностные ориентиры методологии образования - формирование гражданской идентичности, этнокультурной идентичности и общечеловеческой идентичности (А.Г. Асмолов, 2008) [2, С. 17, 19, 20].

Таким образом, XXI век обострил многие противоречия в мировом социокультурном сообществе, которые порождались веками. Противоречия породили глобальный по своим масштабам кризис, который затронул практически все сферы жизненной организации человечества. Настоящий кризис можно обозначать и объяснять по-разному. Возможно обозначить его как мировоззренческий. Сегодня человечество живет в ситуации мировоззренческого кризиса, слома (разрушения) мировоззренческого ядра, что выражается в многочисленных социальных (сознательных и бессознательных) протестных формах как на групповом, так и на личностном уровнях (А.М. Егорычев, 2009) [6, С. 56, 57].

Вероятно, в качестве положительной стороны можно отметить, что все это позволит вызреванию Человека в человеке, который сможет активно и целенаправленно противостоять злу как внутри себя, в глубинах своей индивидуальной экзистенции, так и вовне, в сфере внешнего бытия (А.Т. Проказа, 2009) [10, С. 138].

В современной социокультурной ситуации психический мир человека нуждается в защите и поддержке, а сам человек испытывает дефицит защищенности, прежде всего, психологической. Психологический анализ показывает, что человек, не имеющий психологической защищенности, не обладающий внутренним ресурсов сопротивляемости к негативным воздействиям, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность для своего эффективного функционирования. А сегодня есть опасность, что те силы, которые призваны поддерживать защищенность человека на разных этапах его жизни, не подготовлены в аспекте обеспечения психологической безопасности, и в силу этого могут быть деструктивными. Психологическая безопасность - это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. В последнее время большие усилия тратятся на разработку и внедрение мер, направленных пусть

не на решение этих проблем, то хотя бы на сглаживание их остроты. Между тем, эти проблемы, несомненно, являющиеся весьма острыми и требующими незамедлительных решений, являются следствием гораздо более глубинных проблем. Актуальным является обращение к психологической составляющей (И.А. Баева, 2008) [3, С. 93, 94, 95].

Направления «антропологических изысканий» последнего времени в психологическом образовании

Более широко указанная проблема иногда формулируется как кризис гуманитарно-антропологического характера.

Противоречие, которое характеризует кризисное состояние образования, состоит в том, что человек нового типа востребован, а существующая система образования его не «воспроизводит». Большинство ученых сходятся во мнении, что сегодня на фоне смены антропологических оснований, назрела потребность в новых представлениях о человеке и образовании. Но содержательно здесь прояснения не наблюдается (К.В. Диденко, А.И. Дырин, 2009)[4, С. 46, 47, 48].

В основе формирующейся современной образовательной парадигмы утвердилась совершенно новая концепция отношения к человеку - управление человеческим ресурсом, в отличие от прежней концепции учета человеческого фактора (Ю.М. Забродин, 1996) [8, С. 14-16].

Их волнует «человеческий фактор», а с недавних пор - «человеческий капитал». Для того, чтобы «человеческий фактор» был созидательным, а не разрушительным, а «человеческий капитал» не лежал мертвым грузом, а приносил прибыль, в человека нужно инвестировать (В.П. Зинченко, 2008) [9, С.

11, 12].

В последнее время в обществе наметилась устойчивая тенденция, состоящая в том, что психолог становится одним из наиболее востребованных специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в различных сферах социальной практики (В.В. Рубцов, 2008) [11, С. 50].

В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной,

социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами. Однако психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует (И.В. Дубровина, 2008) [5, С. 63, 66, 68].

Психология - это помогающая, а не властная и руководящая человеком (а тем более - обществом) сила. Она понимающая и приглашающая сила. А

человек для психологии - желаемость, ожидаемость (В.П. Зинченко, 2008) [9, С. 9].

Опора на разработки практической психологии образования позволяет отвечать на социальные вызовы современного общества; высвечивает миссию и возможности психологии в конструировании социальной реальности (А.Г. Асмолов, 2008) [2, С. 22].

Заключение

1. На современном этапе все ученые и исследователи связывают основные проблемы человека с изменениями происходящими в обществе. Отчетливо поставлена и сформулирована тематика антропологических проблем.

2. Для решения глобальных проблем, имеющих место в условиях современной действительности, требуется консолидация усилий. Вектора исследований последнего времени идут с разных сторон, но сходятся в одной точке - системообразующем факторе - человек.

3. Психика человека вынуждена справляться с вновь возникшими и еще возникающими проблемами. Это активизирует особый запрос на психологию как науку в системе образования.

4. Перспективы развития психологической дисциплины должны отражать требования современности. Для решения многих проблем сегодня требуется пересмотр методологических категорий, принципов, понятий.

5. Все это может составить или образовать особую информационную зону, которую можно выделить и обозначить в тематику антропологической психологии.

Литература

1. Авдеева Н.Н. Родитель и психолог: новые запросы и риски / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с. - С. 29-32.

2. Асмолов А.Г. Психология и социальное конструирование реальности / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с.

- С. 16-22.

3. Баева И.А. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с. - С. 92-99.

4. Диденко К.В., Дырин А.И. Философия образования в России в XXI в.: основные идеи теоретического содержания и ценностные характеристики / Вестник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. - № 23 (186). - Грудень. - 2009. - Педагогічні науки. - Частина I. - За матерііалами IV Міжнародно науково-практичноі конференціі «Цінністні пріоритети освіти XXI століття: европейський вектор розвитку вищоі школи». - С. 44-50. (ВАК Украіни).

5. Дубровина И.В. Воспитание психологической культуры молодого поколения страны - одна из насущных задач современного образования / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с.

- С. 63-72.

6. Егорычев А.М. Интеграция науки и образования как стратегия модернизации системы образования в XXI веке / Вестник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. - № 23 (186). - Грудень. -2009. - Педагогічні науки. - Частина I. - За матерііалами IV Міжнародно науково-практичноі конференціі «Цінністні пріоритети освіти XXI століття: европейський вектор розвитку вищоі школи». - С. 56-63. (ВАК Украіни).

7. Ениколопов С.Н. Социально-дезадаптированные семьи как объект психологической помощи / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с. - С. 32-40.

8. Забродин Ю.М. Российские реформы и перспективы развития психологии // Магистр. - 1996. - № 6. - С. 14-16.

9. Зинченко В.П. Общество на пути к «человеку психологическому» / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с.

- С. 9-16.

10. Проказа А.Т. Реформирование образования в контексте европейской интеграции (проблемы педагогики кибернетически-синергетического периода) / Вестник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка. - № 23 (186). - Грудень. - 2009. - Педагогічні науки. -Частина I. - За матерііалами IV Міжнародно науково-практичноі конференціі «Цінністні пріоритети освіти XXI століття: европейський вектор розвитку вищоі школи». - С. 138-142. (ВАК Украіни).

11. Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы / Психолог и общество: диалог о взаимодействии. Материалы конференции. Москва, 12 февраля 2008 г. - М.: Центр развития русского языка, 2008. - 118 с. - С. 50-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.