УДК 159.923.3
A.M. Колышко, ст. преподаватель, (375-152) 51-28-27 [email protected] (Беларусь, Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы)
САМООТНОШЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Проведено исследование взаимосвязи самоотношения учителя и его установок в межличностных отношениях с учениками. Выявлены особенности данной взаимосвязи с учетом эмоционального тона и семантического содержания самоотношения учителя, специфика влияния его профессионального самоотношения и отношения к себе как к личности наустановки в межличностных отношениях сучениками.
Ключевые слова: формирование личности ученика, межличностные отношения учителя, самоотношениеучителя, профессиональное самоотношениеучителя.
Гуманизация отечественного образования обусловила потребность детального описания механизмов формирования ученика как личности. Одним из наиболее перспективных в современной педагогической психологии в данном плане является концептуальный подход, в основании которого лежит идея о непосредственности условий такого формирования [6]. Идея «непосредственных отношений» исходит из допущения, что личность может формировать только личность, а «на духовный мир личности может влиять только духовный мир другой личности» [8, с. 7]. Сторонники этой идеи, занимая позицию непосредственного контакта, и допуская при объяснении механизма связи личности учителя и формирования личности ученика в качестве исходного условия изначальную автономию акторов, отталкиваются от положения о том, что учитель как целостная личность, носитель уникальной системы личностных ценностей и смыслов может выступить медиатором формирования личности ученика.
В отечественной психологии идея личности учителя как непосредственного условия формирования личности ученика нашла свое отражение в исследованиях И. А. Джидарьяна [3], теории ценностного обмена Р. Л. Кричевского [9] и концепции персонализации А. В. Петровского [13]. Наиболее полно данная идея представлена в трудах Б. Г. Ананьева и его учеников [2, 7]. Так, в работе «Психология труда и личности учителя» К. В. Вербова и С. В. Кондратьева пишут, что «существенной специфической особенностью педагогической деятельности является то, что эта деятельность осуществляется не на уровне отдельных подструктур, а требует включения личности (учителя и ученика) в целом... Педагогическая деятельность осуществляется не только через взаимодействие двух деятельностей, а через взаимодействие личностей. и требует. вовлеченности целиком личности педагога и воспитанника в педагогический процесс, обмена не просто значениями, а их личностными смыслами» [2, с. 7]. В системе «учитель -ученик» такая деятельность обнаруживает себя в особом содержании
отношений - личностных взаимоотношениях, сущность которых основывается на априорном, безусловном принятии субъектами отношений друг друга как самоценностей, которые через взаимовнедрение личностей учителя и ученика друг в друга способствуют подлинному становлению ученика как личности [2].
В современной отечественной психологии и педагогической практике провозглашается существенная роль межличностных отношений учителя с учеником в становлении последнего как личности. Попытки описания содержания межличностных личностных отношений учителя как способствующего или блокирующего личностное развитие ученика были предприняты в педагогической психологии, прежде всего, через призму идей М. М. Бахтина и К. Роджерса. Сторонники теории диалогического общения используют при раскрытии формирующей сущности межличностных отношений учителя с учениками такие понятия, как «вненаходимость», «незавершенность» и «доминанта на собеседнике». «Развивающими» при этом рассматриваются доброжелательные, равноправные, толерантные, уважительные, беспристрастные, бескорыстные отношения учителя, ориентированные на принятие внутреннего мира ученика, пронизанные чувством сопричастности его личностному становлению [14, 16].
Приверженцы гуманистической психологии в качестве содержательных требований к развивающим отношениям учителя относят их «естественность», «безусловную позитивность» и «эмпатийность».
Сочувствие учителя как открытость переживаниям другого человека, безусловное принятие его как личности и искренность в отношениях постулируются как незаменимое условие для развития личности ученика. Интегральной характеристикой личностных отношений учителя к ученику при этом называется их «направленность». В качестве развивающей обозначается гуманистическая направленность межличностных отношений учителя, которая характеризуется его стремлением способствовать совместной самоактуализации, саморазвитию в диаде с учеником [1, 10].
Анализ психологической литературы показывает, что для отечественной педагогической психологии традиционным является обращение к мотивам и личностным (субъективным) установкам учителя как к тем образованиям, которые обнаруживают себя в основании его избирательности к содержанию межличностных отношений с учеником, направленности этих отношений. При этом важнейшим фактором готовности учителя устанавливать с учениками межличностные отношения того или иного содержания является его отношение к себе как к личности [6]. Отношение учителя к себе как к личности нами понимается вслед за
В. В. Сталиным как устойчивая личностная диспозиция, которая отражает смысл осознаваемых им собственных личностных свойств в контексте реализации жизненно значимых мотивов и целей. Его феноменологию образуют эмоционально-ценностные отношения и самооценочные суждения,
359
презентирующие в сознании учителя переживание им личностного смысла «Я» [12]. При этом важнейшими характеристиками отношения учителя к себе как к личности выступают его семантическое содержание и эмоциональный тон. Семантическое содержание самоотношения личности нами рассматривается как отражающее качественные различия переживания ею себя как субъекта жизненных отношений, а его эмоциональный тон указывает на эмоциональную окраску этого переживания [5, 12].
Анализ психологических исследований позволяет утверждать, что взаимосвязь отношения учителя к себе как к личности и его межличностные отношения с учеником изучена недостаточно. Существующие современные исследования в данной области, как правило, имеют фрагментарный характер. Так, была выявлена связь эмоционального тона, отдельных структурных составляющих самоотношения учителя со стилем его межличностных отношений с учениками, склонностью к манипуляции в системе данных отноше -ний [15, 17]. В этой связи возникает необходимость проведения специальных исследований, направленных на выявления характера взаимосвязи самоотношения учителя и его межличностных отношений с учениками. Эмпирической проверке в рамках предпринятого исследования было подвергнута еле -дующая гипотеза: между отношением учителя к себе как к личности и его установками в межличностных отношениях с учениками существует взаимосвязь. При этом отношение учителя к себе как к личности с различным семантическим содержанием и эмоциональным тоном обнаруживает спе-цифические связи с его установками в межличностных отношениях с учениками.
Необходимо отметить, что в психологии традиционно постулируется обусловленность профессиональным самоотношением учителя содержания его межличностных отношений с учениками [11]. Профессиональное самоотношение нами рассматривается как «динамическая система смысловых структур и процессов, отражающих объективные отношения индивидуальных свойств личности к практической реализации мотивов и ценностей труда и обеспечивающих подчинение профессиональной деятельности, общения и карьеры устойчивой структуре этих отношений» [4, с. 39]. Вместе с тем, изучение психологической литературы показывает, что педагогическая психология еще только приближается к осмыслению такой реальности,€ как профессиональное самоотношение учителя. В данной связи в качестве второй эмпирической гипотезы было определено предположение о том, что профессиональное самоотношение и отношение учителя к себе как к личности различным образом обусловливают его установки вмежличностных отношенияхеучениками.
Исследование предположения о взаимосвязи отношения учителя к себе и его установок в межличностных отношениях с учениками охватило 229 учителя 5-11 классов средних общеобразовательных школ г. Гродно и Гродненской области со стажем профессиональной деятельности от 1 года до 35
360
лет. В качестве методов сбора эмпирического материала были использованы: опросник С. Р. Пантелеева (МИС) и тест Т. Лири в модифицированном варианте Л. Н. Собчик (ДМО). Для определения характера взаимосвязи самоотношения учителя и его установок в межличностных отношениях с учениками использовался коэффициент корреляции г- Спирмена, результаты которого представлены в табл. 1.
Из табл.1 видно, что существуют содержательные особенности взаимосвязи составляющих самоотношения учителя с позитивным и негативным эмоциональным тоном (переменные самоотношения с негативным эмоциональным тоном в табл. 1-3 выделены серым цветом) и его установок в межличностных отношениях с учениками. Так, доминирование учителя в отношении учеников положительно коррелирует с переменными его самоотношения, которые характеризуются позитивным эмоциональным тоном и отрицательно - с его негативными модальностями. Недоверчивоскептические установки учителя в межличностных отношениях с учениками положительно коррелируют с его самоуничижением («внутренняя конфликтность», «самообвинение») и отрицательно - с самоуважением («открытость», «самоуверенность», «саморуководство» и «отраженное самоотношение»). Покорно-застенчивые и зависимо-послушные тенденции в межличностных отношения учителя связаны с «негативными» переменными его отношения к себе как к личности («самоуничижение», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение»), в то время как статистически значимых корреляций данных установок учителя с «положительными» переменными его самоотношения выявлено не было.
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о специфике взаимосвязи модальностей отношения учителя к себе как к личности с различным эмоциональным тоном и его установок в межличностных отношениях с учениками. А именно: позитивные переживания учителем себя как личности связаны с его готовностью к доминированию и с избеганием недо -верчиво-скептических отношений к ученикам. В то время как негативные переживания учителем себя как личности связаны с его избеганием доминирования, со стремлением выстраивать с учениками агрессивные, недоверчивоскептические, покорно-застенчивые и зависимые отношения.
Проведенное исследование (табл. 1) не позволило выявить выраженную специфику взаимосвязи переменных самоотношения учителя с различным семантическим содержанием и его тенденциями к доминированию и доброжелательности в отношениях с учениками, стремлением устанавливать с ними властные, сотрудничающие и ответственно-великодушные отношения.
362
Коррелируемые переменные Властный- лидирующий Независимый-до минирующий Прямолинейно- агрессивный Недоверчивый- скептический Покорно- застенчивый Зависимый- послушный Сотрудничающий- конвенциальный Ответственно- великодушный Доминирование Доброжелательность
Открытость -0,35*** 0,13* 0,22*** 0,30***
Самоуверенность 0 29*** -0 27*** 0,31*** 0,40*** 0,31*** 0,30***
Саморуководство 0,28*** 0,31*** 0,40*** 0,23*** 0,18**
Отр. 0,30*** -0,30*** 0 29*** 0,25*** 0,23*** 0,30***
самоотношение
Самоуважение 0,30*** -0,32*** 0,36*** 0 44*** 0,28*** 0,36***
Самоценность 0,34*** 0,15* 0,34*** 0,30*** 0 27*** 0,22***
Самопринятие 0,33*** 0,22*** 0 27*** 0,38*** 0,34*** 0,14*
Самопривязанность 0 24*** 0,19** 0,19** 0,19** 0 27***
Аутосимпатия 0,41*** 0,26*** 0,22*** 0,41*** 0,37*** 0 27*** 0,20**
Вн. конфликтность 0 27*** 0,45*** 0,33*** 0,39*** 0,25*** 0,26*** -0,20**
Самообвинение 0,19** 0,31*** 0,35*** 0,31*** -0 29***
Самоуничижение 0,25*** 0 42*** 0,39*** 0,39*** 0,20*** 0,20*** -0,28***
Как самоуважение (оценочное самоотношение) и его модальности («открытость», «самоуверенность», «саморуководство» и «отраженное самоотношение»), так и аутосипатия (эмоциональное самоотношение) и ее модальности («самоценность», «самопринятие» и «самопривязанность»), положительно коррелируют с властно-лидирующим, сотрудничающим-конвенциальным и ответственно-великодушным типами межличностных отношений, а также с факторами «доминирование» и «доброжелательность». Вместе с тем, проведенное исследование позволило выявить (см. табл. 1) положительную корреляционную связь переменных самоотношения учителя с его независимо-доминирующими и прямолинейно-агрессивными установками во взаимоотношениях с учениками. В то время как самоуважение учителя и его модальности обнаруживают отрицательную корреляционную связь с его недоверчиво-скептическими установками во взаимоотношениях с учениками.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить специфику взаимосвязи переменных самоотношения учителя с различным семантическим содержанием (оценочного и эмоционального) и его установками во взаимоотношениях с учениками. А именно: оценочное самоотношение учителя (самоуважение) тесно связано с избеганием им недоверчиво-скептических отношений с учениками. В то же время эмоциональное самоотношение (аутосимпатия) связано с его стремлением устанавливать с учениками недоверчивые и агрессивные отношения.
В эмпирической проверке гипотезы о специфике влияния профессионального самоотношения и отношения учителя к себе как к личности на его установки в межличностных отношениях с учениками приняло участие 63 учителя одной из средних общеобразовательных школ г. Гродно. В качестве методов сбора эмпирического материала были использованы: методика ис-следования самоотношения (С. Р. Пантелеева), опросник профессионального самоотношения личности (К. В. Карпинский, А. М. Колышко) и диагностика межличностных отношений (Л. Н. Собчик). Для определения характера влияния самоотношения учителя на его установки в межличностных отношениях с учениками использовался однофакторный дисперсионный анализ (Н-критерий Краскала-Уоллеса). Результаты данного анализа представлены в табл. 2 и 3.
Из табл. 2 следует, что «позитивные» составляющие профессионального отношения учителя оказывают влияние на его стремление устанавливать властно-лидирующие отношения с учениками, доминирование в этих отношениях, в то время как «самообвинение в профессии» учителя обусловливает его подчинительную позицию в межличностных отношениях с учениками. Результаты однофакторного дисперсионного анализа позволяю утверждать, что профессиональное самоотношение оказывает влияние на реализацию учителем властных отношений с учениками, его доминирование-подчинение в данной системе отношений.
364
Переменные и факторы профессионального самоотношения учителя Октанты ДМО Факторы ДМО
властный- лидирующий независимый- доминирующий прямолинейно- агрессивный недов ерчивый-скептический покорно- застенчивый зависимый- послушный сотрудн-ющий- конвенциальный ответственно- великодушный доминирование доброжел-ность
Самоуважение в профессии 8,99** - - - - - - - 7,64* -
Самоуверенность в профессии 8,23** - - - - - - - 6,99* -
Самопривязанность в профессии - 5,81* - - - - - - - -
Самоэффективность в профессии 11,15** - - - - - - - 6,06* -
Саморуководство в профессии 8,28** - - - - - - - 5,60* -
Самооценка личностного роста в - - - - - -
профессии
Общий показатель позитивности л. 31 * - - - - - - - - -
профессионального самоотношения
Внутренняя конфликтность - - - - - - - - - -
профессионального самоотношения
Самообвинение в профессии - - - - - - - - 7,38* -
Самоуничижение в профессии - - - - - - - - - -
365
Переменные и факторы отношения учителя к себе как к личности Октанты ДМО Факторы ДМО
властный- лидирующий независимый- доминирующий прямолинейно- агрессивный недов ерчивый-скептический покорно- застенчивый зависимый- послушный сотрудничающий- конвенциальный ответственно- великодушный доминирование доброжел-ность
Закрытость-открытость - - - - - - - - - -
Самоуверенность - - - - - - - - - -
Саморуководство - 12,60*** 14,13*** - - - - 6,64* 6,25* -
Отр. самоотношение - - - - - - - - - -
Самоуважение - 9,69** - - - - - 9,14** - -
Самоценность - - - - - - - 7,60* - -
Самопринятие - 10,53** - - - - - 7,05* - -
Самопривязанность - 7,55* - 5,92* - - - 7,28* - -
Аутосимпатия 9,46** 9,20** 5,99* - - - - 8,71** - -
Вн. конфликтность 6,67** - - 9,15** 5,39* 3,64* 5,42* - - -
Самообвинение - - - 9,26** 4,06* - - - - -
Самоуничижение - - - 12,50*** - - - - - -
Можно предположить, что установленный характер влияния вытекает из дисциплинирующих требований профессиональной деятельности учителя.
Проведенный анализ (см. табл. 3) позволил выявить более обширное влияние отношения учителя к себе как к личности на его установки в межличностных отношениях с учениками. Спецификой данного влияния является то, что переменные отношения учителя к себе как к личности в той или иной степени оказывают влияние на весь спектр его межличностных отношений с учениками. Исключение составляет лишь тенденция к доброжелательности-агрессивности учителя во взаимоотношениях с учениками. Отсюда, результаты дисперсионного анализа подтверждают вторую эмпирическую гипотезу о специфике влияния профессионального самоот-ношения и отношения учителя к себе как к личности на его установки в межличностных отношениях с учениками.
Таким образом, проведенное исследование позволило установить, что существует взаимосвязь между отношением учителя к себе как к личности и его установками в межличностных отношениях с учениками. Данная взаимосвязь обнаруживает специфику в зависимости от эмоционального тона и семантического содержания самоотношения учителя. Профессиональное самоотношение учителя и его отношение к себе как к личности обнаруживают различного содержания влияние на установки в межличностных отношениях с учениками. Полученные результаты позволяют предположить, что именно отношение учителя к себе как к личности, а не профессиональное самоотношение, оказывает превалирующее влияние на формирование ученика как личности через характер обусловливания его установок в межличностных отношениях с учащимся.
Список литературы
1. Белухин Д. А. Учитель: от любви до ненависти, (техника профессионального поведения). М.: Народное образование, 1994. 144 с.
2. ВербоваК. В., КондратьеваС. В. Психология труда и личности учителя. Гродно: ГрГУ, 1991. 81 с.
3. ДжидарьянИ. А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1982. С. 127159.
4. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. Гродно: ГрГУ, 2010. 139 с.
5. Колышко А. М. Психология самоотношения. Гродно: ГрГУ, 2004. 102 с.
6. Колышко А. М. Формирование личности ученика и самоотношение учителя в контексте разных образовательных парадигм // Весшк
Гродзенскага дзяржаунага ушверспэта ¿мя Яню Купалы. Сер. Психология. 2010. № 1 (93). С. 119-123.
7. КомароваТ. К. Ценностные основания субъективной значимости педагога для старшеклассников // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверспэта ¿мя Яню Купалы. Сер. 4. 2007. № 3 (58). С. 90-95.
8. Кондратьева С. В. Педагогическая и возрастная психология. Гродно: ГрГУ, 1996. 91 с.
9. Кричевский Р. Л. К вопросу о механизме межличностного взаимодействия // Вопросы психологии межличностного познания и общения / под ред. О. Г. Кукосян. Краснодар, 1983. С. 136-145.
10. МитинаЛ. М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 3-16.
11. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64.
12. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. 110 с.
13. Петровский А. В. Индивид и личность. Концепция персонализации // Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984.
С. 228-259.
14. ФлоренскаяТ. А. Диалог в практической психологии. М.: МП Петит, 1991. 244 с.
15. Чайковская И. А. Исследования взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик»: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 182 с.
16. Шейн С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 44-52.
17. ШкуратоваИ. П. ГабдулинаЛ. И. Стили общения // Практическая психология. 2001. № 6. С. 9-29.
A.M. Kolyshko
THE TEACHER’S SELF-ESTEEM IN THE CONTEXT OF FORMATION OF THE STUDENT’S PERSONALITY
The investigation of the relationship between teacher’s self-esteem and his attitudes in interpersonal relationships with students was conducted. Taking into account the emotional tone and semantic content of teacher’s self-esteem the features of this relationship were established.
Keywords: formation of the student's personality, interpersonal relations of the teacher, teacher’s self-esteem, professional self-esteem of the teacher.
Получено 20.10.2011 г.