СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ Н01И1ИуНННЛиНМ
A.B. ОСАДЧАЯ, Е.А. МАКАРОВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КИБЕР-БУЛЛИНГА НА ВСЕХ ЕГО УЧАСТНИКОВ
В данной статье рассмотрены проблемы школьного насилия и новые виды кибер-издева-тельств. Выявлены причины и особенности данного вида насилия. Исследованы последствия школьной травли на будущую судьбу подростков и обнаружен негативный эффект в дальнейшей жизни всех сторон буллинга.
Интернет представлен как негативная среда для неокрепшей психики подростков. Была выявлена необходимость родительского мониторинга деятельности детей в социальных сетях.
Выделены возможные пути решения данной проблемы. Обоснована необходимость совместного решения данной ситуации родителями и педагогическим коллективом школы.
Школьное насилие, кибер-буллинг, издевательства в школе, сеть Интернет, взаимодействие подростков, социальные сети.
Школьная травля продолжает беспокоить педагогов и школьных психологов на муниципальном, общенациональном и международном уровнях. Как широко известно, издевательства в образовательной среде стары, как сама наша цивилизация. Это сложное социальное явление, которое оказывает влияние как на жертву, так и на хулигана. Именно поэтому проводились исследования с целью понять, каковы последствия травли для жертв и как она влияет на обидчиков. Проблема школьной травли осложняется еще и тем, что, по-видимому, не существует экономических, социальных или даже расовых абсолютов - любой может стать жертвой и/или обидчиком. Это затрудняет исследователям выявление факторов и групп риска, а также разработку профилактических мер и способов вмешательства в данный процесс. Один факт совершенно точно получил подтверждение в ходе исследований школьной травли - это то, что жертвы издевательств часто испытывают долгосрочные эмоциональные страхи в результате своего негативного опыта. Часто встречаются различные психологические, а также психосоматические симптомы, и некоторые из них могут сохраняться на всю жизнь. Именно такие долгосрочные психологические воз -действия беспокоят общество в свете увеличения школьной девиантности и делинквентности за последние десятилетия. Многие из девиантных подростков сами издевались или подвергались издевательствам в течение многих лет. Школьная травля больше не должна рассматриваться как детская проблема, которая может быть разрешена на школьной игровой площадке.
Психологические последствия издевательств -серьезная проблема психического здоровья, о которой родители и учителя должны знать, чтобы лучше заботиться о своих учениках и детях. Как следствие
школьных издевательств у подростка могут возникнуть социальные проблемы. Одна из наиболее распространенных реакций на издевательства у маленьких детей заключается в том, что они начинают активно действовать раньше, чем им положено по возрасту, и не всегда их действия будут направлены на созидание. В попытке защитить себя они станут еще более привлекательными для взрослых хулиганов, которые будут рассматривать их как детей, даже если они будут сверстниками. Чем больше ребенок будет обращаться к учителям и взрослым в надежде получить защиту, тем более жестокими становятся издевательства. Это особенно разрушительно в пре-пубертатный период, когда дети пытаются понять, как развивать личные отношения со сверстниками. Это может иметь негативные последствия для способности человека социализироваться или строить отношения.
Последствиями издевательств могут стать беспокойство и депрессия. У детей старшего возраста и подростков в результате школьной травли часто усложняется отношение к жизни - они жаждут независимости и не хотят помощи взрослых. Поэтому они будут пытаться самостоятельно решать свои проблемы, но поскольку в этом возрасте навыки преодоления сложных ситуаций у них развиты недостаточно, то постепенно развивается чувство беспомощности, которое может привести к депрессии и даже к психическим расстройствам. Если оставить все как есть, то беспокойство может проявиться, например, в расстройстве пищеварения, чаще всего это анорексия и булимия, особенно у девушек.
Последствия школьных издевательств могут иметь не только психологические, но и физические проявления. Иногда, когда подросток не знает, как справиться с негативными эмоциями, могут начать развиваться психосоматические симптомы. Это та
ситуация, когда эмоциональное состояние приводит к физическому заболеванию. Исследования показывают прямую связь между издевательствами в школе и увеличением числа головных болей, болей в животе, проблем со сном и общими недомоганиями. Все эти физические проявления могут добавиться к трудностям социального развития, что, в свою очередь, будет приводить к дальнейшей травле, это так называемый «цикл агрессии». Например, подросток, имеющий проблемы со сном, может уставать в школе и начать плохо работать на уроках, стать невнимательным и рассеянным. Это может легко привести к дальнейшим издевательствам. Стремясь избавить своих детей от подобного дискомфорта, родители могут обратиться к лекарствам, которые помогают только при физическом недомогании, в то время как эмоциональная причина проблемы остается нерешенной.
Школьная травля - это форма жестокого обращения, когда физически или психологически более сильный подросток получает удовольствие, притесняя слабого и причиняя ему физическую боль и вред или нанося психологическую травму. Один человек или группа учеников могут буквально сделать жизнь ребенка кошмаром, заставить ежедневно жить в страхе, бояться ходить в школу, выходить на улицу. Школьное насилие - это вид насилия, при котором обязательно имеет место принуждение, применение физической силы [1]. Наряду с физическими (избиение, подзатыльники, порча личных вещей) и вербальными формами агрессии (насмешки, клички, высмеивание, необъективные оценки деятельности) нередки случаи социальной изоляции (бойкот, исключение из группы, отказ от общения). Её скрытые и тщательно замаскированные проявления, к сожалению, слишком часто ускользают от внимания взрослых [2, с.38-39]. Но если раньше школьные издевательства принимали грубые физические формы, то теперь школьное насилие и издевательства становятся все более современными и изощренными, это и есть «кибер-буллинг», который как раз и означает всё вместе: моральное и психологическое насилие, доминирование и принуждение, социальную изоляцию, запугивание и вымогательство, осуществляемые с помощью электронных средств коммуникации.
Хотя кибер-насилие не идет ни в какое сравнение с более жестокими преступлениями, такими как вооруженное нападение, изнасилование, похищение людей или организация взрыва, оно все-таки достойно рассмотрения, так как причиняет непоправимый вред психологическому здоровью всех участников данного процесса, несмотря на то, что это более пассивные, но зато более распространенные формы преследования и/или хулиганства в современной молодежной среде, чем физическое насилие.
Новый уровень хулиганства пришел в жизнь вместе с легкой доступностью мобильных средств связи, Интернета, сотовых телефонов, планшетов, т.е. с развитием компьютерных технологий. Издевательства и преследования с использованием мобильных звонков, текстовых сообщений, интерактивных игр и социальных сетей быстро стали более изощренными и преобладающими формами преследования/насильственных действий в пределах школы. Они проникли
и в частную жизнь детей школьного возраста. Кибер-преследование, или кибер-буллинг, включает в себя «издевательства или домогательства с использованием любого электронного устройства связи, которое может включать в себя электронную почту, обмен текстовыми сообщениями, электронные письма, блоги, онлайн-игры и веб-сайты» [3].
Хотя жестокие хулиганские действия и угрозы в реальном мире привлекают внимание средств массовой информации в последние годы, тема кибер-буллинга и интернет-жестокости всё ещё не достаточно обсуждается в СМИ и изучается в научных кругах, хотя исследования подтверждают, что такого рода травля давно уже перестала быть «детской шалостью» и вносит свою печальную лепту в статистику подростковых самоубийств и в рост уровня делинквентности.
Издевательства в интернет-сети могут быть гораздо хуже, чем в школьном дворе, потому что кибер-хулиган может скрываться за «ником» (прозвищем или выдуманным именем) или за анонимной атакой на социальные сети. Подобно тому, как акты физического насилия ставят под угрозу физическую безопасность подростков, кибер-преследование и домогательства точно так же разрушительны и угрожают психическому здоровью школьников. Анонимность Интернета позволяет хулигану долгое время оставаться безнаказанным, а жертвы кибер-издева-тельства существуют в страхе буквально 24 часа в сутки. Выложенное в сеть издевательское заявление, будь то текст или изображение, практически невозможно удалить из киберпространства, особенно если оно размещено на нескольких сайтах одновременно.
Хулиган имеет возможность распространить информацию в Интернете так, что ее просмотрит огромное количество людей, и тем самым может повлиять на общественное мнение, на то, как будут другие дети в школе воспринимать жертву кибер-буллинга после просмотра снятых без разрешения роликов или позорящих подростка фотографий. Данная информация также может повлиять на успехи жертв кибер-буллинга в учебе, потому что отсутствие уверенности в себе и постоянные насмешки одноклассников помешают им работать в классе и добиваться успеха. Статистикой подсчитано, что более 61% подростков посещают сайты социальных сетей, где они общаются без какого-либо вмешательства или мониторинга со стороны взрослых. Именно на таких сайтах появляются сообщения о ненависти, частные электронные письма с угрозами пересылаются с анонимного адреса, демонстрируются компрометирующие или просто неудачные фотографии, сделанные с помощью сотовых телефонов, там же размещаются опросы по поводу этих материалов. Многие, как ни странно, даже получают «лайки» [4].
Недавнее исследование, проведенное с помощью провайдера сотовой связи, подтвердило, что «назойливые», оскорбительные СМС-сообщения и электронные письма стали довольно распространенной проблемой среди подростков. В результатах исследования сообщалось: 87% опрошенных россиян считают, что в целом изобретение Интернета принесло людям больше хорошего, чем плохого. На другой
вопрос 53% ответили, что их жизнь значительно изменится, если они вдруг лишатся возможности пользоваться Интернетом (по данным фонда «Общественное мнение», 27.01.2016), но при этом 94% подростков бессистемно просматривают Интернет, 89% выходят в Интернет из дома, 77% пользуются связью в школе, 71% выходят в «сеть» от друга или родственника, 66% - из библиотеки и 63% подростков выходят в Интернет ежедневно. Было установлено, что 58% подростков имеют свой сайт в Интернете. Кроме того, исследование показало, что 32% подростков имеют некоторый опыт онлайн-домога-тельств, т.е. участвовали в кибер-преследовании. И наконец, было выявлено, что 32% подростков в Интернете связывались онлайн с совершенно незнакомыми людьми и общались с ними, при этом не сказав своим родителям. По данным за 2010 г. регулярному кибер-насилию подвергаются 21% девочек и 22% мальчиков в возрасте 11 лет; 20% девочек и 19% мальчиков в возрасте 13 лет; 12% девочек и 13% мальчиков в возрасте 15 лет. Сами регулярно обижают других 20-24% российских школьников и 1014% школьниц [5].
Исследование, проведенное психологами в США в 2006 г., показало, что 75% американских подростков подвергались издевательствам онлайн, а 85% подвергались издевательствам в школе. Технология предоставила кибер-хулиганам быстрый и простой способ контролировать и притеснять своих жертв. Когда родители или взрослые, которые отвечают за детей, зная об издевательствах, не вмешиваются, предоставляя детям самим решать их проблемы, они как бы передают «сообщение», что обидные слова, взгляды, полные ненависти, или коварно, исподтишка размещенные на сайте фотографии с оскорбительными комментариями являются приемлемыми.
Некоторые взрослые принимают издевательства или онлайн-домогательства как необходимую стадию, через которую дети должны непременно пройти, чтобы стать более сильными, такое отношение, к сожалению, имеет тенденцию к увеличению. Вопреки таким взглядам, родители и учителя должны проявлять инициативу и действовать вместе, чтобы защитить детей и обеспечить им большую степень безопасности. В случае бездействия или попустительства при совершении кибер-преступлений онлайн-хулиганы получают ошибочное впечатление, что их поведение санкционировано и что они имеют право относиться к другим таким образом.
Жертвами кибер-буллига одинаково становятся как девочки, так и мальчики (процент почти одинаков). При этом частота вербальных издевательств и социальной изоляции с возрастом не снижается, а наоборот, увеличивается, проявляясь особенно активно в подростковом возрасте. По нашему мнению, большую роль в проявлениях кибер-буллинга играет виктимность, выраженная в особой предрасположенности человека стать жертвой. Повышенная виктимность несовершеннолетних определяется не только их психологическими особенностями, но и социальными ролями, местом в системе социальных отношений, положением, которое они занимают в семье [6]. В социальной психологии свойство виктимности свя-
зано с неадекватно заниженной самооценкой, с неспособностью и нежеланием брать на себя ответственность за принятие решений в проблемных ситуациях, с высоким уровнем конформизма, с чувством вины и т.д. [7].
Изучение виктимности в психологии выявило у жертв повышенное чувство тревожности, которая рассматривается как эмоционально-личностное образование, жертва принимает установку на беспомощность и ожидает от окружающих сочувствия и жалости. Также виктимность в большой степени обусловлена низкой самооценкой личности, которая легко поддается принятым в обществе виктимным стереотипам и дает волю своим индивидуально-психологическим особенностям: агрессии, конфликтности, тревожности, неуверенности в себе, эмоциональной неустойчивости [8].
Теоретический обзор проблемы, анализ отечественных и зарубежных исследований кибер-буллинга позволил нам систематизировать психологические характеристики «жертв» и «обидчиков» по следующим показателям: виктимные отношения; коммуникативные способности обеих сторон; враждебность-агрессивность; социометрический статус; эмоционально-психологические особенности; поведение в конфликтной ситуации. Необходимо признать, что исследователи достаточно полно охарактеризовали «жертву» кибер-буллинга, незаслуженно обходя вниманием «обидчика». Данный факт указывает на недостаточную полноту изученности проблемы психологических особенностей участников кибер-буллинга, тем самым определяя актуальность нашего исследования.
Принято считать, что организаторами и исполнителями кибер-насилия становятся, главным образом, физически и нравственно сильные, но интеллектуально неразвитые дети из «неблагополучных» семей, которые таким образом пытаются компенсировать свою интеллектуальную и социальную несостоятельность. На самом деле все совсем не так. Определенная ущербность, конечно, имеется, но другого, психологического характера: нарциссизм, готовность достигать цели любыми способами, отсутствие эмпатии, искажённые моральные принципы, нездоровое стремление к лидерству и дешевой популярности.
Психологические последствия любого насилия могут проявиться спустя годы. Виктимные подростки, становясь взрослыми, часто страдают бессонницей, психическими расстройствами, склонны к депрессии и суициду. Сами «школьные тираны» тоже страдают от психологических последствий своего девиантного поведения, став взрослыми, они имеют очень большие шансы остаться одинокими на всю жизнь, так как «буллинг» развивает у них склонность к нарциссизму, комплекс превосходства над остальными. Агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко приводит к проблемам с социальной адаптацией, например, на работе или в семье [9].
Психологическое воздействие кибер-запугивания особенно опасно для младшего школьного возраста. Технология - это часть их жизни, и имитация поведения взрослых - это то, как они учатся. Они могут
щелкнуть мышью на компьютере, нажать номер на мобильном телефоне и провести пальцем по экрану смартфона. В эти годы они учатся общаться в социальных сетях и могут участвовать в интернет-играх с друзьями. Это возраст, когда дети учатся и используют все пять чувств, чтобы узнать об окружающей среде. Подростки очень быстро попадают в онлайн-мир и остаются в нем надолго. Даже когда подростки вместе, они смотрят ролики в YouTube, играют в игры или «шарят» в Интернете. Очень часто сайты, которые они находят, не подходят для их возраста. Есть сайты, предназначенные для детей этого возраста, где они могут играть в игры с несколькими игроками и общаться в чате. Они также могут загружать фотографии на некоторые сайты, ориентированные на подростков, например, это подростковые ник-игры или kidzworld.com. Родители должны точно знать, на каких сайтах находятся дети, и точно знать, что они загружают. Дети в подростковом возрасте начинают отправлять CMC и загружают фото на сайты с помощью сотовых телефонов. Социальные сети - это то, на что они обращают внимание в первую очередь, это их мир общения, он дает необыкновенные шансы узнать о различных явлениях, познакомиться с новыми людьми, но он же дает и возможности злоупотребления доверием других людей. Подростки не всегда понимают, как анонимность Интернета и безнаказанное он-лайн поведение может влиять на людей. У них еще есть несколько лет, прежде чем они поймут полное значение кибер-буллинга, но даже подростки уже знают разницу между правильным и неправильным поведением.
Доказательство этого было получено группой учёных из Королевского колледжа в Лондоне под руководством Рю Такизавы. Наблюдение велось за детьми в Англии, Шотландии и Уэльсе. Были отобраны дети, которые подвергались насилию в семи- и 11-летнем возрасте. Затем замеры делались по достижении ими возраста 23, 33, 42, 45 и 50 лет. Подробный отчёт о результатах исследования опубликован в Американском психиатрическом журнале [10] (American Journal of Psychiatry).
Рекомендации. Вмешательство - единственный проверенный способ решения проблемы кибер-буллинга, которая стоит перед нашей страной. Родители и учителя не должны недооценивать последствия, которые грозят их детям в результате перенесенных издевательств. Дети и подростки нуждаются в помощи, чтобы справиться со сложными эмоциональными последствиями кибер-издевательств.
Персоналу школы необходимо объединиться с родителями, чтобы информировать, инструктировать и защищать подростков, постараться оградить их от публичного унижения. Взрослые должны знать, что хотя насилие в школе является сложным вопросом с многочисленными и разнообразными причинами, проблемы кибер-преследования носят систематичный и длительный характер и требуют постоянных усилий для борьбы с ними (Johnson Institute, 1994). Кибер-буллинг - это сложный процесс, в котором одинаково участвуют жертвы, преследователи, свидетели, в нем учитывается взаимодействие между участниками, а также позиция взрослых по отноше-
нию к происходящему. Для понимания и разрешения проблемы следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком хулигане и его беспомощной жертве. Любая стратегия вмешательства при кибер-буллинге должна быть направлена на процесс в целом, если же исходить при этом из эмпирической модели бул-линга, то эффективность вмешательства повышается.
Очень хорошо воспользоваться системным подходом для создания безопасной образовательной среды, включая четкие и исчерпывающие определения явлений, методы преодоления и новую школьную политику, которая стремится ограждать и защищать своих учеников, чтобы они чувствовали безопасность и уважение.
В «Уставе Организации Объединенных Наций по правам несовершеннолетних» говорится, что каждый ребенок имеет право на образование и право на свободу от насилия в образовательной среде. Тем не менее, когда речь идет о кибер-буллинге, родители и студенты воспринимают онлайн-издевательства и притеснения как не связанные с образовательной средой, но широко распространенные за ее пределами. Как же тогда школьный персонал должен решать эти серьезные и трудноразрешимые проблемы? Необходимо разрабатывать, внедрять и последовательно применять школьную политику, которая поможет в предотвращении, расследовании и ликвидации кибер-буллинга и кибер-преследований.
Персонал школы должен реагировать соответствующим образом, когда жалобы на кибер-издеватель-ства и/или домогательства доводятся до их сведения, и помогать в предотвращении такого рода преступлений, должен проявлять инициативу.
В качестве превентивных мер предлагаются следующие:
• рассказывать учащимся, что они должны информировать родителей или школьного психолога в случае любого кибер-домогательства или издевательства;
• информировать родителей и учащихся о наказуемости подобных правонарушений подростков и о правовой базе, с этим связанной;
• поощрять родителей, которые считают обычной практикой проверку текстовых сообщений и фотографий на мобильных телефонах подростков;
• информировать родителей о доступных услугах, о различных типах программного обеспечения для мониторинга и инфо-фильтров;
• обсуждать с родителями и учащимися общие особенности кибер-издевательств;
• поощрять родителей обращаться к провайдеру услуг Интернета за помощью, если кибер-преследование не прекращается;
• обновить школьный кодекс поведения и уточнить, что издевательства и преследования с помощью электронных средств будут рассматриваться так же серьезно, как традиционное девиантное поведение;
• осуществлять плановое техническое обслужива-ние и мониторинг использования компьютеров персоналом и учащимися.
Социальные навыки, необходимые детям и подросткам для развития и общения, такие как сочувствие, сопереживание и эмпатия, следует развивать в ранние годы жизни. Детям нужно изучать последствия своего поведения. Родителям необходимо ограничивать время, проводимое у монитора компьютера, даже в игре, и выбирать программы и игры, максимально подходящие для их возраста. Гаджеты не должны заменять время, проведенное с семьей, так как дети всегда учатся на примере взрослых. Например, взрослые не должны разговаривать по мобильному телефону во время семейного обеда или писать или получать CMC, когда они общаются с детьми и семьей. Необходимо помочь детям освоить альтернативные способы борьбы со скукой, а не только с помощью электронного устройства. Родители обязательно должны просить детей рассказывать о своем чувстве гнева и разочарования, побуждая их использовать слова, чтобы выразить свои потаенные чувства. Таким образом осуществляется психологическая разгрузка, подросток учится «выпускать пар».
Родители и школьные учителя должны следить за тем, как дети используют средства электронного общения, просто обязаны читать, что дети публикуют в социальных сетях или на сайтах, проверять их текстовые сообщения и электронную почту. Чтобы не обидеть подростков недоверием, лучше сказать им, что вы будете следить за тем, что они делают с компьютером и как используют мобильный телефон, но мониторинг социальных сетей, которые посещает подросток, обязателен.
Учителя в школе должны проводить беседы на тему о том, что делать, если дети становятся жертвами кибер-хулиганов. Необходимо учить детей дома и в школе, как быть почтительными в Интернете или как вежливо отвечать на телефонные звонки и CMC. Социальные сети, интернет-чаты и онлайн-игры - это те места, где невинные комментарии могут спровоцировать конфронтацию и вызвать почти «военные действия». Родители должны убедиться, что дети знают, как блокировать хулигана или как внести его в «черный список». Поделившись со взрослыми своими проблемами, связанными со школьными издевательствами, дети и подростки смогут облегчить груз психологических воздействий кибер-буллинга и, возможно, беседы с родителями и учителями помогут жертвам издевательств избавиться от проблемных психологических и психосоматических
последствий данного вида школьной травли. Взрослые должны всегда помнить, что одним из самых важных последствий школьных издевательств, в том числе и кибер-буллинга, является самоубийство. Поэтому все усилия должны быть направлены не только на профилактику буллинга, но и на предотвращение суицидального поведения подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, их жизнестойкость: дис. ... канд.психол.наук/ В.Р. Петросянц. - СПб., 2011. -210 с.
2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления /под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
3. Center for the Prevention of School Violence, North Carolina Department of Justice and Delinquency Prevention. A Vision for Safer School. Raleigh, 2000. P. 2.
4. Макарова E.A., Макарова Е.Л., Махрина E.A. Психологические особенности кибер-буллинга как формы интернет-преступления/ Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова, Е.А. Махрина // Российский психологический журнал. - 2016. - Т.13. - №3.
5. Интернет в России и его значение [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bizhit.ru/index/internet _v_rossii_i_ego_znachenie/0-593
6. Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: дис. ... д-ра юрид. наук/ К.В. Вишневецкий. - М., 2008. - 399 с.
7. Андроникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: дис. ... канд.психол.наук/ О.О. Андроникова. -Новосибирск, 2010. - 213 с.
8. Гамова Е.М. Формирование нравственно-волевой устойчивости подростков к виктимизации в условиях общеобразовательного учреждения: дис. ... канд.пед. наук/ Е.М. Гамова. - М., 2010. - 272 с.
9. Сажина Н.М., Голубь М.С. Предупреждение педагогических рисков виктимизации подростка/ Н.М. Сажина, М.С. Голубь // Вестник АТУ. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2012.
10. Arehart-Treichel, Joan. Effects of Bullying Don't End When School Does. American Journal of Psychiatry. April 2013. Vol. 48. No. 7. Pp. 12 - 17.