Философские науки
негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка
Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме — виртуальной коммуникации. Автор, анализируя основные виды коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве, дает обобщенную характеристику психолингвистическим особенностям виртуальной коммуникации, рассматривает негативные и позитивные аспекты ее влияния на пользователей цифровыми средствами передачи информации, акцентируя различия в восприятии информации взрослыми пользователями и детской аудиторией. Значительное внимание уделено процессу развития кибер-аддикции и девиантного поведения в цифровой среде, предлагается многоуровневая классификация различных видов кибер-ад-дикции: интернет-зависимость, кибер-преследования, интернет-агрессия и др. Автором описываются возможные способы решения этой острой проблемы, а также озвучивается пастырская оценка обозначенных вопросов с акцентом на повышении культуры сетевой безопасности. В заключение приводятся практические рекомендации родителям, чьи дети оказались жертвами кибер-агрессии.
Ключевые слова: виртуальная коммуникация, анонимность, интернет-зависимость, интернет-аддикция, кибербуллинг, троллинг, астротурфинг, кибер-преследование.
Состояние современного общества характеризуется стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий и различных систем телекоммуникаций, которые на сегодняшний день затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Интернет уже давно перестал быть лишь инструментом для хранения и передачи информации, а превратился в новый слой нашей повседневной реальности. Уже в течение нескольких десятков лет мы можем наблюдать, как средства массовой коммуникации, трансформируя человеческую деятельность в целом, превращаются в мощное орудие воздействия на формирование мировоззрения. Это позволяет утверждать,
Иеромонах Тихон (Васильев Анатолий Александрович) — магистр богословия, соискатель ученой степени кандидата богословия на кафедре Церковно-практического отделения Санкт-Петербургской духовной академии, насельник Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (tihonptsl@mail.ru).
что человечество вступило в новую стадию развития — в эпоху информационного общества, отличающуюся своими достижениями, противоречиями и конфликтами.
Каждый из нас как член информационно общества ежедневно получает и обрабатывает огромные объемы информации. Учитывая ограниченность психофизиологических ресурсов человека, такую ситуацию можно охарактеризовать как «информационную перегрузку». Одним из главных стрессообразующих факторов для наших современников считается не только перенасыщение новостями и фактами, но и информационный голод.
Проблемы, возникающие при употреблении цифровых средств массовой информации, многочисленны и многогранны. Среди наиболее изученных из них следует выделить интернет-зависимость, уход от реальности в виртуальное пространство, зависимость от компьютерных и онлайн-игр, домогательства (педофилия), киберпреследования (трол-линг, кибербуллинг), интернет-агрессия, хакерство, хищение конфиденциальных личных данных и финансовой информации, манипуляции общественным мнением, астротурфинг.
Информационные угрозы коммуникативного характера в силу все возрастающей социальной роли виртуального общения представляют собой реальную опасность для пользователей, однако следует помнить и о бесчисленных преимуществах, получаемых от использования информационно-коммуникативных технологий. Необходимо осознать, что сами по себе интернет и иные цифровые средства безвредны, однако люди с предрасположенностью к аддиктивному поведению своей жизнедеятельностью в киберпространстве делают его потенциально опасным. Здесь стоит процитировать сербского архиепископа Охридского и митрополита Скопийского Иоанна (Вранишковского): «Современные технологии как средство — это и добро, и зло, так что все зависит от их использования. Именно способ использования делает некое средство хорошим или плохим. Этот принцип распространяется и на электронные технологии, и на интернет-пространство, и на иные средства, используемые в наше время»1.
1 Сидоров Д. Архиепископ Охридский Иоанн: Благодаря современным технологиям мы смогли рассказать о своей правде // Портал «Православие и мир». Дата обновления: 20.05.2015. URL: http://www.pravmir.ru/arhiepiskop-ohridskiy-ioann-blagodarya-sovremennyim-tehnologiyam-myi-smogli-rasskazat-o-svoey-pravde/ (дата обращения: 07.08.2016).
основные психолингвистические черты виртуальной коммуникации
Виртуальное пространство (киберпространство) представляет собой техно-социальную среду, которая может существовать только при условии человеческой деятельности. Само по себе оно является мышлением, воплощенным в виде текста, совмещающем в себе помимо словесного высказывания графику, звук, цвет и анимацию. Язык в киберпростран-стве становится не только средством общения, но и инструментом создания виртуальной реальности.
Филолог Т. Виноградова выделяет несколько графико-пунктуацион-ных особенностей виртуального общения2:
1. Анонимность. Общение в интернете анонимно по своей сути, то есть пользователь может сообщить о себе любые сведения или не сообщать никаких; при этом у партнера по общению нет возможности проверить достоверность информации о личности, внешности, социально-демографических характеристиках своего собеседника. Анонимность проявляется также в возможности выбора меры откровенности в общении, в регламентировании частоты и длительности общения. Негативными последствиями анонимности общения является ненормативность, аффективная раскрепощенность и некоторая безответственность участников коммуникации. Виртуальное общение стирает допустимые границы этических стандартов взаимодействия, и тогда оскорбления, хамство и ожесточенность становятся для некоторых людей нормой.
2. Своеобразие межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Значительное влияние на представление о собеседнике, как правило, имеют механизмы идентификации, стереотипи-зации и ожидание желаемых качеств в партнере.
3. Добровольность и желательность контактов. Участник виртуальной коммуникации произвольно завязывает контакты или уходит от них, а также может их в любой момент прервать.
4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стабильное стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков (смайликов) для обозначения эмоций или в описании их словами и графическими знаками.
2 Виноградова Т. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань, 2004. С. 63.
5. Стремление к ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях обычной жизни с определенными социально-этическими законами, проигрывают не реализуемые вне киберпространства роли и сценарии ненормативного поведения.
Личность в ситуации интерактивного общения отождествляется с текстом. Участники онлайн-коммуникации практически полностью лишены паралингвистических (вспомогательных) средств: тембра, эмоциональной окраски голоса, его силы, дикции, мимики и жестов, подчеркивание голосом части высказывания. В связи с этим графические символы и пунктуационные знаки наполняются новым содержанием и используются как средство оформления эмоционального выражения. Особо стоит отметить смайлики — готовые графические изображения лиц, передающие различные эмоции. Смайлики, как и сочетание пунктуационных знаков, передают эмоциональное состояние участников сетевой коммуникации, однако являются уже готовыми изображениями, нередко с анимационным эффектом, и поэтому с визуальной точки зрения являющимися более интересными для передачи настроения собеседника.
Основные виды коммуникативной деятельности в виртуальном пространстве
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством онлайн технологий, весьма разнообразна. Выделяют следующие основные виды общения в интернете3:
1. Общение в режиме реального времени (чат):
- с одним собеседником;
- с большим количеством людей одновременно.
2. Общение, при котором сообщения приходят к адресату с отсрочкой:
- с одним собеседником (электронная почта);
- со многими людьми — в рамках телеконференции (ньюсгруппы).
Для классификации различных видов общения в интернете также
могут служить такие параметры, как:
- открытость сообщества для всех желающих принять участие в общении или закрытость его для посторонних;
3 См.: Бабаева Ю., Войскунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. С. 11-39.
- наличие или отсутствие контроля за деятельностью участников коммуникации, причем особыми случаями контроля могут быть моде-рирование, неявное вторжение в закрытый для посторонних канал общения, подслушивание;
- ограничение лишь вербальной коммуникацией или мульти-медийность.
влияние коммуникации в виртуальном пространстве на личностные особенности пользователей
Длительное общение в виртуальном пространстве, по мнению специалистов в области кибер-психологии (О. Арестовой, Ю. Бабаевой, А. Во-йскунского, К. Янга, Д. Гринфильда и др.) может иметь как позитивные, так и негативные последствия для личности.
Виртуальное общение является благоприятной средой для проявления таких свойств и потенциалов личности, которые не всегда доступны в реальном общении. Так как основным свойством виртуальной коммуникации является телесная непредставленность собеседников, при разговоре посредством интернета снимается целый ряд психологических барьеров, обусловленных внешним обликом его участников. Особенно это важно для людей, переживающих свои мнимые или действительные недостатки, затрудняющие общение (болезненное восприятие собственной внешности, застенчивость, дефекты речи, нарушения сенсомотори-ки и т. п.). Поскольку невербальная коммуникация исключена из процесса общения, то собеседники могут не только выражать свое отношение к происходящему, но и скрывать его; так же могут выражать чувства, которые они в данный момент не испытывают.
Интернет-коммуникация характеризуется неограниченной доступностью контактов и поэтому позволяет пользователям расширить свой круг общения и преодолеть коммуникативный дефицит. Анонимность общения предоставляет участникам возможность примерять на себя различные социальные роли. Кроме того, собеседники сами регулируют длительность и время общения, а благодаря визуализации речи они могут лучше осознавать содержание беседы и структурировать полученную информацию.
Однако виртуальное общение может и негативно влиять на социально-психологическую адаптацию человека. Постоянное общение в сети может способствовать формированию у пользователей склонности проводить все больше времени в виртуальном мире. Так постепенно развивается интернет-зависимость (один из видов интернет-аддикции), которая
определяется специалистами как навязчивое желание выйти в интернет, находясь оффлайн, и неспособность выйти из него, будучи онлайн.
В наиболее широком понимании к интернет-аддикции относят не только зависимость от общения в сети, но и привязанность к онлайновым азартным играм, покупкам в интернет-магазинах и на виртуальных аукционах; тяготение к навигации по страницам всемирной паутины; пристрастие к сексуальным применениям интернета. Но все же наиболее значительный объем исследовательской работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного сетью общения.
В. Лоскутова выделяет три группы проявления интернет-зависимости4:
1. психологические проявления (позитивные чувства и эйфория, испытываемые в процессе общения в сети, невозможность ограничить это общение, проблемы с семьей и друзьями и т. д.);
2. физические проявления (боли в спине, сухость в глазах, синдром запястного канала (туннельный синдром), и т. д.);
3. поведенческие проявления (навязчивое желание выйти в онлайн, тяга к поиску в интернете и т. д.).
По мнению В. Лоскутовой, подлинная интернет-зависимость проявляется при наличии совокупности вышеперечисленных признаков.
Зависимость от виртуального общения, почти единогласно признается негативной трансформацией личности, однако, справедливости ради, стоит упомянуть и группу исследователей, которые не признают такую зависимость явной патологией (А. Войкунский, К. Мюррей, К. Суррат и др.). Согласно этой точке зрения5, виртуальная коммуникация представляет собой в большинстве случаев обычное человеческое общение, опосредствованное высокими технологиями, и говорить в этом случае о зависимости от интернета было бы равнозначно утверждению, что люди зависят от общения между собой6.
4 Лоскутова В. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
5 См.: Surratt C. Netaholics? The creation of a pathology. NY, 1999. Цит. по: Бабаева Ю., Вой-скунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. С. 11-39.
6 То же можно утверждать и об увлеченности компьютерными играми. Из аналитической работы С. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в слабой степени. См.: Шапкин С.
информационные угрозы коммуникативного характера: кибер-агрессия
Коммуникационные риски в виртуальном пространстве связаны, как правило, с межличностными отношениями пользователей. К ним можно отнести манипулирование сознанием и действиями, незаконные контакты, возможность стать жертвой шантажа, оскорблений и нападок со стороны других, кибер-агрессию.
Неосмотрительное размещение в интернете конфиденциальной информации позволяет злоумышленникам получить доступ как к личным данным (домашний адрес, телефон, пароли к персональным веб-страницам и др.), так и к служебной информации. Мошенники используют не только технические средства (хакерство), но и применяют психологические приемы (манипулируя посредством методов социальной инженерии или шантажа). Для взрослых пользователей вполне реальные риски представляют виртуальные знакомства, которые могут подвергнуть особой опасности физическое, эмоциональное и духовное здоровье человека.
Чаще всего жертвами кибер-агрессии становятся дети и подростки. По данным 2011г. более 72% российских тинейджеров имеют персональный профиль в социальных сетях, до 80% детей указывают при регистрации свою настоящую фамилию, возраст, номер школы, а у 30% опрошенных детей настройки профиля позволяют всем видеть личную информацию пользователя7. Детская аудитория отличается доверчивостью, наивностью, ведомостью, легко поддается манипулятивным уловкам и недостаточно информирована об опасностях, подстерегающих в сети.
Термин «кибер-агрессия» (введен в употребление в 2007 г. доктором философии Д. Шабро) означает форму девиантного поведения в интер-нет-среде8. К нему относятся оскорбления, унижения, издевательства, разоблачения, агрессивные нападки, преследования посредством коммуникативных технологий, манипулирование. Кибер-агрессия имеет
Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20. С. 86-102.
7 Солдатова Г., Зотова Е. Зона риска: российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации. Результаты исследования «Дети России онлайн». Дети в информационном обществе, 7. URL: http://detionline.eom/assets/files/journal/7/ 12research_7.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
8 Chibbaro J. S. School counselors and the cyberbully: interventions and implications. Professional School Counseling, 11 (1), 2007. Pp. 65-67.
множество разновидностей, основными из которых являются троллинг, кибербуллинг (кибермоббинг) и астротурфинг.
троллинг
Наиболее популярной формой негативного поведения в интернете считается троллинг9. Это процесс размещения на сетевых коммуникативных площадках провокационных сообщений с целью нагнетания конфликтной ситуации посредством нарушения правил сетевого этикета. С помощью различных механизмов разжигания конфликта между пользователями агрессор способен создать напряжение сразу в нескольких сетевых сообществах, при этом получая от процесса моральное удовольствие.
От нападок сетевых агрессоров-манипуляторов не застрахован ни один из участников виртуальной коммуникации, поэтому можно с уверенностью утверждать, что троллинг, как социально-психологическое явление, крайне негативно влияет на сетевую коммуникацию в целом.
кибербуллинг
Следующей формой кибер-агрессии является кибербуллинг — преднамеренные агрессивные действия, на протяжении продолжительного времени систематически осуществляемые группой или индивидом посредством информационных технологий и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить10. В отличие от троллин-га, где агрессия ограничивается оскорблениями, кибербуллинг выражается насильственными действиями антисоциального характера. Некоторые исследователи выделяют травлю посредством группы людей в отдельный подвид агрессии — кибермоббинг11. Троллинг и кибер-буллинг имеют схожие цели — получение удовольствия от негативной реакции жертвы.
9 Термин «троллинг» заимствован из сленга участников виртуальных сообществ. Первоначально этот термин рыболовный и означает ловлю рыбы на блесну. Некоторые исследователи предлагают использовать термин «нецивилизованность онлайн» (incivility online) или «кибернецивилизованность» (cyber incivility) (См.: Giumetti G. W., McKibben E. S., Hatfield A. L., Schroeder A. N., Kowalski R. M. Cyberincivility @ work: The new age of interpersonal deviance. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 15, 2012. Pp. 148-154).
10 Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel S., Tippett, N. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child and Psychiatry, 49, 2008. P. 376.
11 Войскунский А. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета, 2014. №2. С. 97.
На основе исследований Н. Виллард12, Р. Ковальски и коллек-тива13 была создана следующая система разновидностей и форм кибербуллинга:
Флейминг (перепалки, оскорбление). Происходит, как правило, в открытом публичном пространстве виртуальной сети (реже в частной переписке) посредством публикации вульгарных обращений и замечаний, оскорбительных комментариев; имеет свойство быстро перерастать в эмоциональный обмен репликами. Иногда превращается в затяжной конфликт.
харассмент (домогательство, нападки). Настойчивые повторяющиеся оскорбительные сообщения незнакомых людей конкретной жертве, вызывающие у нее тревогу, раздражение и стресс. Харрасмент в многопользовательских сетевых играх осуществляют так называемые гри-феры — агрессивные игроки, целенаправленно преследующие других игроков, проявляющие игровой вандализм.
очернение (распространение слухов, клеветы). Умышленное выставление жертвы в негативном свете посредством публикации в сети унижающей и ложной информации о человеке, его искаженных изображений. Одним из агрегаторов клеветы являются «онлайн слэм-буки» — сайты, на которых американские одноклассники публикуют разнообразные рейтинги и комментарии, часто грубые и неприятные. Некоторые студенты посещают их лишь для того, чтобы проверить, не стали ли они сами очередным объектом клеветы14.
имперсонация (использование фиктивного имени, самозванство). Преследователь, воспользовавшись украденным паролем, рассылает с взломанного аккаунта жертвы негативную, дискредитирующую или неадекватную информацию ее знакомым.
Публичное разглашение личной информации. Включает распространение в интернете персональной, секретной, конфиденциальной информации о жертве с целью оскорбить или шантажировать.
Эксклюзия, остракизм (социальная изоляция). Исключение из виртуального сообщества или группы, отказ общаться, удаление из «списка
12 WillardN.E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign, 2007.
13 Kowalski R. M, Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. Chichester, 2011.
14 Lisson M. Out-of-Control Gossip on Juicy Campus Web Site. URL: http://abcnews.go.com/ oncampus/story?id=5919608#.ULtYHWdOehU (дата обращения: 07.08.2016).
друзей». Снижает самооценку жертвы, может переживаться как социальная смерть.
киберсталкинг (продолжительное домогательство и преследование). Использование средств электронной коммуникации для систематического преследования кого-либо. Сопровождается угрозами и домогательствами. Стыд или страх могут вызывать так называемые «сексты» — сообщения с вложением фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Длительное и непрерывное преследование может привести человека к мысли о самоубийстве.
открытая угроза физической расправы. Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.
хеппислепинг. Публикация в сети видеозаписей физического насилия или хулиганского нападения. Используется для усиления чувства унижения у жертвы преследования.
киберсуицид (согласованные самоубийства). Одна из новейших интернет-угроз, зафиксированных в различных странах мира. Подростки посредством социальных сетей договариваются о совместном самоубийстве, своего рода флешмоб самоубийц. Обоснованием такого поведения является утверждение, что совместный уход из жизни проще, чем самоубийство в одиночестве.
Кибербуллинг является самым опасным видом кибер-агрессии, так как может нанести не только психический, эмоциональный, но и физический вред: психическое расстройство, нарушение психического развития, появление депрессии, потеря социальных контактов, мысли о суициде15. В научной литературе все чаще можно встретить термин «буллицид», означающий гибель жертвы буллинга.
Известно, что основное количество участников кибер-травли (как агрессоров, так и жертв) приходится на подростковый возраст (11-16 лет), характеризующийся высокой чувствительностью к любым социальным неудачам. По статистическим данным исследования «Дети России онлайн», 23% интернет-активной молодежи РФ являются жертвой буллинга онлайн или оффлайн16. По словам политолога У. Парфентьева, «российской особенностью является тот факт,
15 Бочавер А., Хломов К. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2013. №3. С. 149-159.
16 Солдатова Г., Зотова Е. Агрессоры и жертвы. Буллинг в России становится серьезной проблемой общения в сети // Портал «Дети России онлайн». URL: http://detionline.com/ assets/files/journal/11/issl11.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
что кибертравля нередко осуществляется по социальным или национальным мотивам, фактически представляя собой разновидность экстремистских действий»17.
По мнению психологов, жертвами кибербуллинга обычно становятся дети, которые чаще всего преследуются сверстниками и в реальной жизни: уязвимые и не уверенные в себе, по сравнению со своими сверстниками имеющие какие-то отличия в поведении, во внешнем виде, в происхождении, состоянии здоровья18, они же впоследствии чаще всего становятся агрессорами интернет-травли19.
Опасность кибербуллинга, как и иных форм кибер-агрессии, обусловлена особенностями виртуальной коммуникации: большой степенью анонимности, наличием практически неограниченной аудитории, возможностью действовать удаленно и в любое время, возможностью подделки цифровых данных, возможность скрываться за ложными иден-тичностями. Агрессоры, как правило, до конца не осознают степень своего асоциального поведения и, рассчитывая на анонимность, не предполагают какую-либо ответственность за свои действия. Такое поведение в области современной психологии получило название «феномен социального растормаживания (disinhibition)», когда люди, не опасаясь потенциального наказания и неодобрения, позволяют себе гораздо больше, чем привыкли в обычной жизни, где они несут ответственность за свои поступки и высказывания20.
Астротурфинг
Еще одним видом кибер-агресии является астротурфинг — искусственное формирование общественного мнения или эмуляция общественной поддержки путем масштабного комментирования в среде интернет-коммуникаций с использованием особого программного обеспечения и/или специально нанятых пользователей. Применяется для вытеснения мнения реальных людей на веб-форумах, для организации поддельных кампаний в интернете, которые создают впечатление,
17 Парфентьев У. Кибер-агрессоры // Дети в информационном обществе. Портал «Дети России онлайн». URL: http://detionline.eom/assets/files/journal/2/threat2_2.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
18 Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. Chichester, 2011.
19 Heirman, W., Walrave, M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetration / Children & Society Volume 25, 2011. Pp. 59-72.
20 Бочавер А., Холмов К. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 3. С. 177-191.
что большое количество людей требуют чего-то конкретного, либо выступают против чего-либо. Для достижения своих целей астротерферы нередко используют троллинг для дискредитации каких-либо неугодных заказчику идей.
Вышеперечисленные формы кибер-агрессии не исчерпывают всего разнообразия девиантного поведения в виртуальной среде, однако их опасность для пользователей интернет-пространства очевидна. Популяризация виртуальных коммуникативных технологий, глобальная вовлеченность все большего количества людей, и особенно подростков, в сетевое взаимодействие, их участие в различных онлайновых группах, возрастание социальной роли виртуального общения, низкая информированность об информационных угрозах создают благоприятные условия для повсеместного распространения троллинга, кибербуллинга и астротурфинга.
информационные угрозы в свете православного пастырского душепопечения
Как было отмечено выше, виртуальное пространство, постепенно меняющее наше восприятие мира, кардинально расширяет пространство и возможности общения, но в то же время приносит с собой и многочисленные проблемы, а в духовном плане и новые соблазны и искушения. Одна из актуальных задачей пастырского душепопечения на сегодняшний день — информировать паству о том, как с пользой применять цифровые технологии и предостерегать от негативных явлений, которые могут быть вызваны неразумным и бесконтрольным использованием интернета.
До взрослых интернет-пользователей необходимо донести, что одна из серьезных проблем современного человека, негативно сказывающаяся на его духовной жизни, — это постоянные информационные перегрузки.
Современный человек оперирует огромными объемами входящей информации, и зачастую в очень сжатые сроки он вынужден анализировать и выбирать ту информацию, которая удовлетворяет его актуальные потребности. День изо дня он перегружает организм и психику, что приводит к неврозам, стрессу, депрессиям и, как следствие, к снижению общего жизненного тонуса и неспособности к духовной жизни. Выходом из сложившейся ситуации может стать самоконтроль и приобретенное умение селективного восприятия информации, избегание
так называемого «спама», навык распознавания личностно-значимой информации. Для христиан все чаще становится частью постового воздержания сознательное ограничение пользования интернет-технологиями, которое, как правило, не означает полного отказа, а лишь разумное творческое использование тех возможностей и инструментов, которые предоставляет нам современная техника.
Не отрицая широких возможностей, предоставляемых нам информационными технологиями, необходимо обращать внимание социально-активной паствы на то, что интернет таит в себе многочисленные угрозы, имеющие негативные последствия для личностного роста, профессиональной деятельности, психофизического здоровья и личной безопасности пользователей. Особо следует предостеречь от необдуманного размещения в сети личных данных — стать жертвой преступления или попасть под деструктивное воздействие других пользователей может каждый.
Как было сказано выше, человек в виртуальной среде отождествляет себя с текстом, поэтому стоит обратить внимание также на способ общения в сети, на соблюдение так называемого «сетевого этикета», на недопустимость в беседе грубого общения, оскорблений, перехода на личности.
Особенно важно, с нашей точки зрения, развивать у родителей ответственное отношение к тому, как их дети используют цифровые технологии. Несовершеннолетние являются активными пользователями интернета — возраст пользователей снижается до трехлетнего возраста, при этом контроль со стороны родителей и взрослых, к сожалению, оказывается минимален. Культура сетевой безопасности детей в России пока недостаточно сформирована. «Практически все родители отмечают, что действительно интернет представляет собой потенциальную угрозу для психологической безопасности детей, многие родители называют риски интернета. Но при этом большая часть родителей не считает необходимым каким-либо специальным образом обучать детей безопасному использованию интернета... Наиболее эффективными приемами защиты ребенка в сети интернет считают родительский контроль и специальные программы ограничения доступа, не уделяя должного внимания необходимости обучения ребенка безопасному использованию сети интернет, общению с ребенком на тему интернета»21.
21 Баранова Ю. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети интернет // Социальная психология и общество. 2012. №4. С. 122-129.
Если взрослые могут определить, насколько правдива и полезна информация, то дети, в силу небольшого жизненного опыта, не в силах это сделать, а посему манипулирование их сознанием представляет серьезную угрозу. Данная опасность имеет множество точек воздействия, в том числе: незаконный контакт, сексуальное домогательство ребенка, кибер-преследование во всех его видах, доведение до суицида, что для христианина особо трагично.
Необходимо научить ребенка осторожности в сети. Родители должны объяснить детям, что любая личная информация может быть использована агрессорами против них, поэтому не следует размещать в открытом доступе свой номер телефона и подробную личную информацию.
Родителям можно рекомендовать чаще заходить на страничку своего ребенка в социальных сетях, изучать, что его интересует, ссылки на какие фильмы и музыку он публикует, о чем сам пишет. Это в любом случае поможет наладить контакт с подростком, а нередко и избежать беды.
Безусловно, информационная среда оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Для того чтобы это влияние имело положительные, а не отрицательные результаты, родителям необходимо больше внимания уделять тому, чем именно заняты их дети, и направлять их деятельность в нужное русло. Компьютер, планшет, интернет и иные технологии могут, конечно, быть помощниками в получении информации или развитии новых умений, но не более.
Необходимо контролировать и лимитировать время, проводимое детьми в сети и за компьютером, но полностью запрещать пользоваться «гаджетами» не следует, так как это сделает ребенка выключенным из его социальной среды. С особой внимательностью нужно следить, чтобы у ребенка не развилась зависимость от интернета. Это актуальная пастырская проблема, требующая решения22.
Мы убеждены, что современный пастырь должен знать о проблеме кибербуллинга, о методах профилактики и защиты от интернет-агрессии, чтобы своевременно оказать малолетним жертвам и их родителям посильную помощь, поддержать и, если назрела необходимость, направить к специалистам-психологам.
22 Давид Шарашенидзе, прот. Зависимость молодежи от Интернета сужает ее духовные горизонты, но нельзя запрещать компьютер // Портал «Православие и мир». Дата обновления: 07.05.2015. URL: http://www.pravmir.ru/protoierey-david-sharshamdze-zavisimost-molodezhi-ot-interneta-suzhaet-ee-duhovnyie-gorizontyi-no-nelzya-zapreshhat-kompyuter/ (дата обращения: 07.08.2016).
Священнику непросто по косвенным признакам определить, что ребенок подвергся интернет-агрессии. Это скорее могут сделать родители. Есть несколько симптомов того, что подросток стал жертвой кибербуллинга:
- поведение ребенка резко изменилось, он становится раздражительным, неадекватно реагирует на бытовые неприятности, уходит в себя;
- он намного реже или, наоборот, слишком часто заходит в соцсети, старается открывать персональные страницы, когда никого рядом нет, вздрагивает от сигналов о новом сообщении, при этом уединяется, иначе реагирует на телефонные звонки;
- он отказывается посещать школу.
Часто дети пытаются скрыть факты электронного преследования, так как, помимо прочего, многие родители, узнавшие, что их ребенок подвергается электронному насилию, сразу лишают его доступа к сети, чтобы прекратить поток сообщений от преследователя. Однако отсутствие доступа к электронной коммуникации практически аннулирует социальную жизнь ребенка. Для него страх лишения компьютера превышает даже страх от продолжения травли.
Так что же в этом случае должны делать родители?
Во-первых, необходимо принять меры к тому, чтобы все оскорбительные сообщения были удалены. Для этого можно заблокировать агрессора, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удалить страничку. В случае навязчивых звонков на сотовый телефон надо связаться с оператором сети либо сменить номер.
Во-вторых, следует пообщаться с классным руководителем или администрацией школы, если агрессор учится с ребенком в одном учебном заведении. Возможно, стоит отдельно обратиться также в правоохранительные органы и предоставить доказательства травли (сообщения, видео и т. д.). Можно обратиться дальше, в структуре МВД есть Управление «К», борющееся с преступлениями в сфере информационных технологий.
В-третьих, очень важно наладить доверительные отношения с ребенком, научить его не бояться и не стыдиться обращаться к близким людям, опираться на реальные отношения. Не менее важно помочь ребенку выстроить психологическую защиту, научить его правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей, не отвечать сразу, в порыве гнева, на грубости, отложить и обдумать свой ответ. А лучше совсем прекратить всякое общение с агрессором.
заключение
Интернет и остальные современные информационно-коммуникативные технологии играют все большую роль в повседневной жизни современного человека: значительная часть социальной активности современного общества реализуется посредством использования сети интернет. Поколение конца XX — начала XXI веков, выросшее в тесном контакте с персональными компьютерами и сотовой связью, отличается от предыдущих поколений мировоззрением, структурой самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы в моральном, психологическом и духовно-нравственном плане23. Поэтому в задачи современной науки входит всестороннее изучение этой новой реальности современного человека.
Результаты исследований специалистов в области психологии, социологии, педагогики, философии, языкознания и мн. др. позволяют судить о разнообразии и неоднозначности влияния, оказываемого информационными технологиями на личность. В зависимости от целей, мотивации и условий деятельности многочисленные сетевые средства могут быть использованы не только как средство ухода от реальности в виртуальный мир, но и как своеобразная творческая лаборатория, позволяющая приобрести новые навыки и опыт.
Под действием информационной среды многочисленные социальные проблемы общества получили новый виток развития — деструктивное поведение людей, агрессия и хулиганство стали частью виртуального мира. К сожалению, среди большинства интернет-пользователей редко практикуется анализ происходящего в сети, до сих пор не разработана внятная «система безопасности» поведения в интернете и отчетливые этические стандарты. В связи с этим регулярно происходят неприятные, а иногда и трагические ситуации.
Угрозы информационно-психологической безопасности либо подрывают личностную целостность (виртуализация личности, интернет-зависимость, эмоциональные и поведенческие нарушения), либо непосредственно действуют на состояние защищенности личности (ки-бер-агрессия, сексуальные домогательства, различные виды девиантного поведения в сети).
23 Плешаков В. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131-141.
Представляется крайне важным, особенно для детской аудитории, прививать осознанное отношение к своему поведению в интернете и последовательно доносить систему мер предосторожности, чтобы избежать или снизить риск того, что ребенок окажется в роли жертвы или инициатора кибер-агрессии.
Вопросы информационной и психофизической безопасности в области виртуальной коммуникации, безусловно, затрагивают и область пастырского душепопечения. Для помощи своей пастве священнику надо разбираться в основных вопросах виртуальной коммуникации, знать ее сильные и слабые стороны, понимать искушения и угрозы, предостерегающие пользователей современных технологий и уметь помочь человеку, попавшему в интернет-зависимость или ставшему жертвой интернет-агрессии. Важно понять, что необходимо учиться использовать информацию и способы ее получения во благо.
источники и литература
1. Chibbaro J. S. School counselors and the cyberbully: interventions and implications. Professional School Counseling, 11 (1), 2007. Pp. 65-67.
2. Giumetti G. W., McKibben E. S., Hatfield A. L., Schroeder A. N., Kowalski R. M. Cyberincivility @ work: The new age of interpersonal deviance. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 15, 2012. Pp. 148-154.
3. Heirman, W., Walrave, M. Cyberbullying: Predicting Victimisation and Perpetration / Children & Society Volume 25, 2011. Pp. 59-72.
4. Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. Chichester, 2011.
5. Lisson M. Out-of-Control Gossip on Juicy Campus Web Site. URL: http://abcnews. go.com/ oncampus/story?id=5919608#.ULtYHWd0ehU (дата обращения: 07.08.2016).
6. Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M, Fisher S., Russel S., Tippett, N. Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child and Psychiatry, 49, 2008.
7. Surratt C. Netaholics? The creation of a pathology. NY, 1999. Цит. по: Бабаева Ю., Войскунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. С. 11-39.
8. Willard N. E. Cyberbullying and Cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign, 2007.
9. Бабаева Ю., Войскунский А., Смыслова О. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. С. 11-39.
10. Баранова Ю. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети интернет // Социальная психология и общество. 2012. №4. С. 122-129.
11. Бочавер А., Хломов К. Буллинг как объект исследований и культурный феномен// Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2013. № 3. С. 149-159.
12. Бочавер А., Холмов К. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, №3. С. 177-191.
13. Виноградова Т. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань, 2004.
14. Войскунский А. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. 2014. № 2 .
15. Давид Шарашенидзе, прот. Зависимость молодежи от Интернета сужает ее духовные горизонты, но нельзя запрещать компьютер // Портал «Православие и мир». Дата обновления: 07.05.2015. URL: http://www.pravmir.ru/protoierey-david-sharshanidze-zavisimost-molodezhi-ot-interneta-suzhaet-ee-duhovnyie-gorizontyi-no-nelzya-zapreshhat-kompyuter/ (дата обращения: 07.08.2016).
16. Еремина Е., Калинина Ю., Заплатина Е., Лопатин Д. Информационные угрозы коммуникационного характера // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. № 2 (20). С. 124-125.
17. Лоскутова В. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктив-ных расстройств: дисс. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004.
18. Парфентьев У.Кибер-агрессоры. // Дети в информационном обществе. Портал «Дети России онлайн». URL: http://detionline.eom/assets/files/journal/2/ threat2_2.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
19. Плешаков В. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: Аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131-141.
20. Сидоров Д. Архиепископ Охридский Иоанн: Благодаря современным технологиям мы смогли рассказать о своей правде // Портал «Православие и мир». Дата обновления: 20.05.2015. URL: http://www.pravmir.ru/arhiepiskop-ohridskiy-ioann-blagodarya-sovremennyim-tehnologiyam-myi-smogli-rasskazat-o-svoey-pravde/ (дата обращения: 07.08.2016).
21. Солдатова Г., Зотова Е. Агрессоры и жертвы. Буллинг в России становится серьезной проблемой общения в сети // Портал «Дети России онлайн». URL: http://detionline.com/assets/files/journal/11/issl11.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
22. Солдатова Г., Зотова Е. Зона риска: Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации. Результаты исследования «Дети России онлайн». Дети в информационном обществе, 7. URL: http://detionline.com/assets/ files/ journal/7/ 12research_7.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
23. Шапкин С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. Т. 20, 1999. С. 86-102.
Hieromonk Tikhon (Anatoly Vasil'yev). Negative Aspects of Virtual communication ant its Pastoral Appraisal.
The article describes psycholinguistic features of virtual communication, both negative and positive aspects of its influence on digital content consumers, adults and children alike. It also focuses on the phenomenon of cyber-addiction and on the variants of deviant behavior in the digital world, such as internet-addiction, cyberstalking, internet-aggression, as well as discusses possible ways of dealing with that actual problem, giving it a theological appraisal.
Keywords: virtual communication, anonymity, internet-addiction, internet addiction disorder, cyberbullying, trolling, astroturfing, cyber-stalking.
Hieromonk Tikhon (Anatoly Aleksandrovich Vasil'yev) — Master of Theology, graduate student at the Department of Practical Church Studies at Saint Petersburg Theological Academy, resident of the Moscow Metochion of Holy Trinity St. Sergius Laura (tihonptsl@mail.ru).