УДК: 159.923: 364.622 + 004.738.5 - 057.875
М. И. Дрепа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОГО СТУДЕНТА
В статье рассматриваются результаты диагностики уровня интернет-зависимости среди современной молодежи и изучения личностных характеристик студентов, зависимых от Интернета, раскрываются особенности эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности данной социальной группы; анализируется динамика личностных характеристик интернет-зависимых студентов при увеличении степени данного вида зависимости; дается сравнение психологических характеристик личности интернет-зависимых студентов с данными характеристиками студентов, не имеющих интернет-зависимости.
Ключевые слова: интернет-зависимость, интернет-зависимая личность, личностные особенности интернет-зависимых студентов.
В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета, обозначенная в зарубежной литературе в конце 80-х гг. прошлого столетия.
На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия обгоняет Австралию, Испанию, Италию, Францию, Великобританию и Бразилию. В период с 2002 по 2008 г. число интернет-пользователей в России выросло с 8 % (8.7 млн человек) до 30 % (34.4 млн человек), а уровень суточной аудитории -с 2 % (2.1 млн человек) до 16 % (17.7 млн человек). Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день являются молодые люди в возрасте 18-24 лет [1]. Вместе с увеличением количества пользователей Интернета в мире неуклонно возрастает уровень интернет-зависимости, что связано еще и с тем, что у четверти пользователей Интернета зависимость формируется уже после полугода его использования [2].
На данный момент интернет-зависимость не является самостоятельным заболеванием и определяется психологами как феномен. За рубежом проблема интернет-зависимости изучается более 20 лет. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета считаются клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. Впервые термин «интернет-зависимость» был предложен И. Гольдбергом, под которой он понимал расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности человека [3]. В настоящее время под интернет-зависимостью понимается компульсивное желание войти в Интернет, находясь в off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь в on-line [4].
Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных данному виду зависимости, в которых дается его описание с точки зрения различных психологических направлений и школ, исследуются связь данного вида зависимости с другими видами зависимости, а также возможные его последствия.
Основными направлениями в изучении интернет-зависимости в современной науке являются: разработка диагностических критериев интернет-зависимости; изучение влияния виртуальных взаимоотношений на личность пользователя Интернета; исследование идентичности пользователей Интернета и процессов их самопрезентации в сети; изучение психологических аспектов коммуникативных процессов, реализуемых посредством сети Интернет [5].
На настоящее время выявлены основные причины и механизмы развития зависимости от Интернета. Американским психологом К. Янг были выделены основные предпосылки и стадии развития данного вида зависимости. В созданном ею «Центре он-лайн-зависимости» была разработана трехуровневая модель, объясняющая приверженность к применению Интернета. Р. Дэвисом была предложена когнитивно-поведенческая модель патологического использования Интернета. Доктором М. Орзак была проведена систематизация критериев интернет-зависимости с выделением психологических и физических симптомов данной зависимости [2-4, 6].
В России проблема интернет-зависимости начала изучаться только в последнее десятилетие. А. Е. Войскунским и А. В. Котляровым были разработаны собственные критерии данного вида зависимости [7, 8]. В. Д. Менделевич выделил типы интернет-зави-симых личностей [3]. А. Е. Жичкиной, И. В. Чудовой, Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот и были исследованы особенности личности интернет-зависимых подростков [5, 9, 10].
Несмотря на увеличивающееся количество исследований данного вида зависимости, проблема влияния интернет-зависимости на личностные характеристики современного студенчества остается малоизученной. Так, несмотря на увеличение количества пользователей Интернета в возрастной группе от 18 до 24 лет, выявление среди них интернет-зависимых пользователей, диагностика у них степени интернет-зависимости, исследование их личностных особенностей и оценка динамики личностных характеристик зависимых пользователей в данной возрастной группе в настоящее время не проводится.
Принимая во внимание прогнозы темпов роста распространенности Интернета в России, рост удельного веса молодежи среди пользователей Интернета, формирование интернет-зависимости у четверти пользователей в первые полгода после начала работы в Интернете, можно заключить, что изучение влияния интернет-зависимости на личностные характеристики современной молодежи является актуальной проблемой современной психологии. Изучение данной проблемы позволит разработать профилактическую и психокоррек-ционную программу для предупреждения изменений личности интернет-зависимых пользователей. Учитывая актуальность данной темы, целью нашего исследования явилось изучение эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер личности интернет-зависимых студентов.
Исходя из цели исследования в качестве его объекта выступали личностные характеристики интернет-зависимых студентов, а предметом исследования явились особенности эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер их личности.
Основными задачами проводимого нами исследования явились: диагностика уровня интернет-зависимости среди современных студентов; выявление ин-тернет-зависимых студентов; изучение особенностей эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер их личности; изучение динамики личностных характеристик данной группы студентов в зависимости от степени интернет-зависимости и сравнение психологических характеристик личности интернет-зависимых студентов с данными характеристиками студентов, не имеющих интернет-зависимости.
Для решения поставленных задач в ходе нашего исследования использовался комплекс методик,
включающий тест на интернет-зависимость К. Янг в трактовке В. А. Буровой и опросник «Восприятие Интернета» Е. А. Щипилиной, используемые для изучения роли глобальной сети Интернет в жизни студента и диагностики у них уровня интернет-зависимости; шкала реактивной тревожности Спилберга-Ханина, тест «Самооценка силы воли» Н. Н. Обозо-ва, тест на стрессоустойчивость, методика самооценки личности Будасси, тест уверенности в себе Райда-са, опросник депрессии Бека и опросник Баса-Дарки - для изучения эмоционально-волевой сферы личности; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и тест «Самооценка конфликтности» С. М. Емельянова - для диагностики коммуника-тивной сферы личности и методика диагностики мотивации успеха и боязни неудачи Т. Элерса - для изучения направленности мотивационной сферы личности.
Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия». В ходе проводимого исследования приняли участие 287 студентов в возрасте от 18 до 25 лет.
На основании теста на интернет-зависимость К. Янг все испытуемые были разделены на 2 группы. В контрольную группу (КГ) вошли 137 человек (47.7 %) не имеющие интернет-зависимости, в экспериментальную - 150 человек (52.3 %), имеющих интернет-зависимость различной степени. Согласно тесту К. Янг все опрошенные, имеющие интернет-зависимость, были разделены на 3 группы: лица с низкой степенью интернет-зависимости (НСт ИЗ) составили 30 %, лица со средней степенью (СрСт ИЗ) - 55 % и лица с высокой степенью (ВСт ИЗ) - 15 % (рис. 1).
□ Контрольная группа ■ Экспериментальная группа
в Низкая степень интернет-зависимости
и Средняя степень интернет-зависимости
Я Высокая степень интернет-зависимости
Рис. 1. Характеристика группы исследования
Для изучения роли глобальной сети Интернет в жизни современных студентов анализировались основная цель, стаж, частота и длительность использования Интернета; частота превышения запланированного времени пребывания в Интернете; частота пренебрежения личными делами в связи с пребыва-нием в Интернете и частота недовольства окружающих виртуальной жизнью студента (рис. 2-8).
Анализ эмпирических данных (рис. 2-8) позволил заключить, что на сегодняшний день Интернет
играет важную роль в жизни современной молодежи. Это подтверждается каждодневным посещением ими глобальной сети Интернет, очень частым превышением времени пребывания в Интернете (в среднем 10-20 час в неделю), пренебрежением личными делами в связи с пребыванием в Интернете, частыми жалобами окружающих на проведение студентом слишком большого количества времени в Интернете. Тот факт, что основной целью использования современной молодежью интернет-среды является обще-
00 - 2 мес. и 3 - 5 мес.
0.5 -1 год 1-3 года 4 - 5 пет а более 5 лет
Рис. 2. Распределение опрошенных по стажу пребывания в Интернете
Для работы Для
образования
Для
развлечения Для общения
Рис. 3. Распределение опрошенных по основной цели использования Интернета
и Каждый ень аз в 3 дня Раз в неделю ЕЗ Раз в месяц
Рис. 4. Распределение опрошенных по частоте посещения Интернета
в менее 2 часов 2 - 5 часов 5 -10 часов и 10 -20 часов
Рис. 5. Распределение опрошенных по длительности пребывания в неделю
□ Редко и Иногда
□ Часто Очень часто Всегда
Редко Иногда Часто
Очень часто Вс егда
Рис. 6. Распределение опрошенных по частоте превышения запланированного времени пребывания в Интернете
Рис. 7. Распределение опрошенных по частоте пренебрежения личными делами в связи с пребыванием в Интернете
♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ '"►♦♦♦♦♦♦♦♦ ^♦.♦♦♦▼^ **♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦*?
вш Редко в Иногда ш Часто и Очень часто 5 Всегда
Рис. 8. Распределение по частоте фиксирования недовольства окружающих пребыванием в Интернете
ние, свидетельствует о наличии у интернет-зависимых студентов трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения в реальной жизни.
При изучении эмоционально-волевой сферы личности интернет-зависимых студентов исследовались уровни личностной тревожности (рис. 9), депрессии (рис. 10), агрессивности и враждебности (рис. 11), воли (рис. 12), стрессоустойчивости (рис. 13), уверенности в себе (рис. 14) и самооценки личности (рис. 15).
Как видно из рис. 9, для студентов контрольной группы был характерен низкий уровень личностной тревожности, а при возрастании степени интернет-зависимости данный показатель повышался, и лица с
высоким уровнем интернет-зависимости характеризовались высоким уровнем личностной тревожности. Увеличение уровня тревожности у интернет-зави-симых студентов свидетельствует: о склонности данной группы студентов воспринимать все более расширяющийся круг ситуаций как угрожающие, что выражается в постоянном общем чувстве напряженности; представлениях о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим; повышенной озабоченности критикой в свой адрес; нежелании вступать
КГ НСт ИЗ СрСт ИЗ ВСт ИЗ
Рис. 9. Зависимость показателей личностной тревожности от степени интернет-зависимости
во взаимоотношения без гарантий понравиться; ограниченности жизненного уклада.
Данные, представленные на рис. 10, свидетельствуют о том, что студенты контрольной группы характеризовались низким уровнем депрессии, по мере увеличения степени интернет-зависимости уровень депрессии возрастал, и у студентов с высокой степенью интернет-зависимости отмечался высокий уровень депрессии, что выражалось в подавленном настроении, не зависящем от обстоятельств; потере интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; выраженной утомляемости и пессимизме; чувстве вины, бесполезности, тревоги и страха; неспособности концентрироваться и принимать решения.
Рис. 10. Зависимость уровня депрессии от уровня интернет-зависимости
Повышение уровней агрессивности и враждебности по мере увеличения степени интернет-зависимости (рис. 11) свидетельствует о повышенной готовности этих студентов к агрессии, склонности воспринимать и интерпретировать поведение других людей как враждебное, что приводит к формированию потенциально агрессивного восприятия как устойчивой особенности мировосприятия и миропонимания данной группы студентов. Повышенная агрессивность интернет-зависимых студентов формируется как форма протеста против непонимания общества и в связи с неудовлетворенностью своим положением в обществе.
-г 2 а
1Г> СП
N
1 1 >5 ч—
$ ю
Д т- 5<
КГ НСт ИЗ СрСт ИЗ ВСт ИЗ
И Агрессивность И Враждебность
Рис. 11. Зависимость показателей агрессивности и враждебное. „ от степени интернет-зависимости
При исследовании силы воли интернет-зависимых студентов (рис. 12) было установлено, что для студентов контрольной группы был характерен высокий показатель волевой характеристики. При увеличении степени интернет-зависимости происходило снижение данного показателя и для студентов с высоким уровнем интернет-зависимости был характерен низкий
I-1
О 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30
Рис. 12. Зависимость уровня силы воли от степени интернет- зависимости
уровень силы воли. Снижение показателей силы воли у интернет-зависимых студентов проявлялось в неумении сдерживать свои чувства, в импульсивных и необдуманных действиях, в неумении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие и свидетельствует о нарушении способности преодолевать трудности на пути к цели в реальной жизни, что способствует прогрессированию зависимости от Интернета за счет возможности переноса цели из реальной жизни в виртуальную.
В результате изучения уровня стрессоустойчивос-ти интернет-зависимых студентов было выявлено снижение данного показателя по мере повышения степени интернет-зависимости (рис. 13), что свидетельствует о нарушении способности интернет-зависимых студентов переносить значительные интеллектуальные-волевые и эмоциональные нагрузки без вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
Рис. 13. Зависимость уровня стрессоустойчивости от степени интернет-зависимости Низкая степень уверенности в себе у большинства интернет-зависимых студентов (рис. 14) возникает как следствие негативных оценок собственных достижений и своего образа и характеризуется недостаточно ясными формулировками намерений, неполными планами действий, негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению дефицитных стереотипов поведения. Неуверенность в себе свидетельствует о том, что данная категория студентов зависит от мнения окружающих, что приводит к их несамостоятельности, неспособности принимать ответственные решения и брать на себя обязательства, что формирует у данных студентов пассивную позицию, что приводит к снижению уровня самооценки,
Рис. 14. Зависимость уровня уверенности в себе от степени интернет-зависимости
отчуждению от окружающих и погружению в депрессию.
Исследование уровня самооценки (рис. 15) показало, что в контрольной группе отмечается высокий уровень самооценки, по мере же нарастания степени интернет-зависимости уровень самооценки снижается. Так, лица с низкой степенью зависимости характеризовались нормальным уровнем самооценки, а лица со средней и высокой степенью - низким уровнем. Снижение уровня самооценки при увеличении степени интернет-зависимости вызывает у данной группы студентов чувство неуверенности в себе, робость, невозможность реализовать свои способности. Интернет-зависимые студенты, имея низкую самооценку, чувствуют себя слабыми и недостойными успеха. Отсутствие веры в себя накладывает ограничения на их цели и планы: интернет-зависимые студенты не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач; прилагаемые ими усилия меньше потенциально возможных. Низкая самооценка нарушает у этих студентов процесс самоуправления и повышает их конфликтность. Помимо вышесказанного данная группа студентов за счет низкого уровня самооценки и недостатка необходимых навыков испытывает социальную неуверенность, менее склонна к установлению новых взаимоотношений или углублению существующих, что в свою очередь увеличивает риск одиночества среди интернет-зависимых студентов в реальной жизни и компенсаторный поиск ими альтернативных методов реализации потребности во взаимоотношениях.
Для характеристики направленности мотивационной сферы личности интернет-зависимых студентов изучались уровни мотивации достижения успеха и
Рис. 15. Зависимость уровня самооценки личности от степени интернет-зависимости
избегания неудач (рис. 16). При анализе полученных результатов было установлено, что в контрольной группе преобладала мотивация достижения успеха, а уровень мотивации избегания неудач оказался низким, по мере возрастания степени интернет-зависимости уровень мотивации достижения успеха снижался, а уровень мотивации избегания неудач возрастал, и у студентов с высокой степенью интернет-зависи-
24 22 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0
0 Мотивация достижения успеха в Мотивация избегания неудам
Рис. 16. Направленность мотивационной сферы интернет-зависимых студентов
мости данный уровень оказался завышен. Преобладание при увеличении степени интернет-зависимости мотивации избегания неудач свидетельствует о том, что цель интернет-зависимых студентов заключается в том, чтобы избежать неудачи, что выражается в предпочтении интернет-зависимыми студентами наиболее легких или наиболее трудных задач. Проявлениями доминирования у интернет-зависимых студентов мотивации избегания неудач являются также неуверенность в себе, заниженная самооценка и нереалистичный уровень притязаний.
Для характеристики коммуникативной сферы личности интернет-зависимых студентов в ходе нашего исследования оценивались уровни конфликтности (рис. 17) и одиночества (рис. 18).
Анализ полученных результатов показал, что у студентов контрольной группы были выявлены низкий уровень конфликтности (рис. 17) и степень одиночества (рис. 18), в то время как по мере возрастания степени интернет-зависимости данные показатели увеличивались.
Рис. 17. Зависимость уровня конфликтности от степени интернет-зависимости
Рис. 18. Зависимость степени одиночества от степени интернет-зависимости
Высокий уровень одиночества у интернет-зави-симых студентов свидетельствует о межличностном обеднении реальной жизни данной группы студентов и о компенсаторном развитии зависимости вследствие недостатка вербального общения, что обусловливается недостатком необходимых навыков для установления новых и укрепления существующих взаимоотношений и наличием трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного взаимодействия за счет высокого уровня конфликтности у интернет-зависимых студентов. Конфликты в данном случае возникают из-за чрезмерной критичности и требовательности данных студентов к себе и к окружающим.
Анализируя результаты, полученные в ходе нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день 70 % пользователей Интернета имеют средний и высокий уровень интернет-зависимости, что выражается в каждодневном посещении большинством опрошенных глобальной сети Интернет, превышении запланированного времени посещения Интернета (в среднем 10-20 час в неделю), пренебрежении личными делами в связи с пребыванием в Интернете, в частых жалобах окружающих по данному поводу.
2. Для интернет-зависимых личностей характерны: «предвкушение» аддиктивной реализации, проблема контроля, низкая критика к собственному состоянию и нарушения социальной адаптации в реальной жизни.
3. Интернет-зависимые студенты характеризуются такими показателями эмоционально-волевой сферы их личности, как высокие уровни личностной тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. При
увеличении степени интернет-зависимости происходит дальнейшее повышение этих характеристик. Помимо этого, для интернет-зависимых студентов характерны низкие показатели силы воли, стрессоус-тойчивости, самооценки и уверенности в себе. При увеличении степени зависимости наблюдается снижение этих показателей.
4. Выявленные особенности эмоционально-волевой сферы интернет-зависимых студентов предрасполагают их к увеличению использования интернет-среды за счет возможности конструирования в ней новой виртуальной личности, получения эмоциональной поддержки и признания в Интернете, а также за счет возможности достижения целей не путем развития собственных необходимых качеств, а путем смещения самих целей в виртуальную реальность.
5. Интернет-зависимые студенты характеризуются такими показателями коммуникативной сферы, как высокая степень одиночества и конфликтности, что свидетельствует о наличии у интернет-зависимых студентов трудностей в формировании и успешном осуществлении межличностного общения и о преодолении данных трудностей межличностного взаимодействия в реальности путем замещения этого общения на виртуальное за счет возможности конструирования в рамках общения посредством сети Интернет новой виртуальной личности. Наличие трудностей в межличностном общении у интернет-зависимых студентов подтверждается использованием большинством опрошенной молодежи интернет-среды с целью общения.
6. Для мотивационной сферы интернет-зависимых студентов характерно преобладание мотивации избегания неудач над мотивацией достижения успеха, что обусловливает наличие у этих студентов трудностей в процессе социальной адаптации.
7. При увеличении степени интернет-зависимости происходит усугубление изменения личностных характеристик интернет-зависимых студентов, что приводит к углублению социальной их дезадаптации и прогрессированию интернет-зависимости.
8. Своевременное выявление интернет-зависимых студентов позволит предупредить изменения психологических характеристик их личности и своевременно провести профилактическую и психокоррекционную работу.
Список литературы
1. Проект «Интернет в России / Россия в Интернете». Вып. 24 (Лето 2008). М.: Фонд «Общественное мнение», 2008.
2. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.
3. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.
4. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб.: Речь, 2007.
5. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006.
6. Носов Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
7. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.С 100-131.
8. Котляров А. В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. М.: Психотерапия, 2006.
9. Чудова И. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психол. журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 113-117.
10. Жичкина А. Е. Пространство, населенное Другими // Интернет. 1999. № 16. С. 76-81.
Дрепа М. И., соискатель кафедры прикладной психологии и педагогики.
Северо-Кавказский социальный институт.
Ул. Доваторцев, 38, г. Ставрополь, Россия, 355037.
E-mail: Drepa-Mary@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 16.02.2009
M. I. Drepa
PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE STUDENT WITH THE INTERNET-ADDICTION
In the article the author gives the results of diagnostics of a level of Internet-addiction among youth and studies the characteristics of the person of the students with Internet-addiction. The author describes the peculiarities of emotional, motivational and communicative spheres of the person this social group. The author describes the results of diagnostics a dynamics of personal characteristics the Interne-addiction students; compares of psychological characteristics of person the Internet-addiction students with the characteristics of the students who are not having Internet-addiction.
Key words: internet addiction, the Internet-addiction person, personal peculiarities the Internet-addiction ofstudents.
Drepa M. I.
North Caucasus Social Institute.
Ul. Dovatortsev, 38, Stavropol, Russia, 355037.
E-mail: Drepa-Mary@yandex.ru