Список использованных источников
1. Вундт В. Фантазия как основа искусства/ пер. Л.А.Задлера под ред. А.П.Нечаева. Спб.-М.: Изд. Вольфа, 1914, 146 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд. Смысл, изд. ЭКСПО, 2003. - 512 с.
3. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки// Сб. статей. - М.: Музыка. 1980, с. 188/
4. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 54 с.
Пронин М.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
«ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ
Воронежский экономико-правовой институт
В настоящее время «трудные» подростки остаются главной проблемой в плане воспитания данной категории лиц как в целом для общества, так и для семьи. В последние годы эта проблема стала проявляться значительно острее и приобрела глобальные масштабы распространения. На современном этапе развития общества это негативное социальное явление выражается в таких формах, как подростковая девиантность и делинквентность.
Прежде всего данный социальный феномен обусловлен отсутствием или несформированностью на социальном и личностном уровне христианских духовно-нравственных норм и ценностей, которые могли бы обеспечить стабильное нравственное и правовое поведение подростков в социуме независимо от кризисных процессов, происходящих в общественноэкономической сфере.
Другим значимым источником подростковой преступности является кризисное состояние в современной социально-экономической и политической сферах общества. Такое состояние социума непосредственно ведет к снижению материального и социального благополучия, что адекватно негативно отражается и фиксируется в национальном и личностном самосознании и, как следствие, проявляется в увеличении количества противоправных проступков среди взрослых и подростков.
Психолого-педагогические особенности «трудных» подростков обусловлены в основном спецификой их жизнедеятельности и среды, в которой они обучаются и воспитываются. Для детального рассмотрения особенностей личностного развития трудных подростков первоначально ознакомимся с поливариантностью и семантикой понятия «трудный подросток», «девиантный подросток», «делинквентный подросток» и т.д.
По мнению многих авторов, понятие «педагогически запущенный» характеризует историю воспитания подростка. Педагогически запущенный учащийся рано или поздно становится трудным. Применительно к данным учащимся различного рода трудности не всегда являются следствием педагогической запущенности: «они могут возникнуть и в результате заболевания
ребенка, в силу некоторых врожденных или даже наследственных факторов и по другим причинам» [4, с. 8].
Понятие «трудный подросток» рассматривается, как результат соответствующего воспитания, где в абсолютном большинстве случаев «трудным» учащийся становится вследствие педагогической запущенности.
Например, Л.М.Зюбин [4] в своем исследовании использует понятия «педагогически запущенный» и «трудный» большей частью как синонимы, означающие учащегося с большой педагогической запущенностью и систематически нарушающего общепринятые нормы поведения.
Что касается понятия «трудный школьник», то точку зрения В.Г. Степанова [адекватно] разделяет С.А.Беличева, подчеркивая, что данный термин не является синонимом отрицательных характеристик: «испорченный», «безнадежный», «плохой». «Трудный школьник», по мнению авторов, - это школьник, который требует к себе особого отношения, пристального внимания учителей и коллектива класса, к которому больше, чем к кому-либо, необходим индивидуальный подход.
Более детальную и глубокую по содержанию типизацию «трудных» подростков предлагают следующие исследователи: Т.В.Драгунова,
Ю.А.Клейберг, И.С.Кон, Е.А.Личко, В.С.Мухина, Н.И.Непомнящая, А.В.Петровский и др. Классификация «трудных» подростков у данных ученых построена в соответствии с типом поведения, с типом вхождения подростков в систему общественно-полезной деятельности, при учете состояния нравственной сферы детей данной категории.
Рассмотрев основные концепции многих исследователей в плане изучения «трудных» подростков, мы считаем необходимым раскрыть и сформулировать сущностные характеристики детей с отклоняющимся поведением, в категорию которых входят «девиантные» и «делинквентные» школьники среднего возраста.
Некоторые исследователи данного феномена, такие, как М.В.Карпова, Т.И.Патукова, А.В.Петровский и др., рассматривают понятия «отклоняющееся поведение» и «девиантное поведение» как синонимы, вкладывая в них специфическое содержание.
Отклоняющееся поведение рассматривается данными авторами, как система проступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Данные авторы отмечают, что отклоняющееся поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений, характеризующих понятие «девиантность», «девиантное поведение» и генезис этого социально опасного поведения. Одни ученые (С.А.Бадмаев, В.Н.Кудрявцев, Н.Ю.Левкина, Ф.В.Пирожков и др.) склонны считать, что «девиантность» - это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие виды санкций по
отношению к личности правонарушителя. Другие ученые (С.А.Беличева, В.В.Ковалев, Л.М.Семенюк) видят причину девиантного поведения подростков в существенном расхождении между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей. Третья группа ученых (В.Д.Ермоленко, В.А.Мартынов, Д.С.Шимановский, В.В.Ядрышников и др.) подчеркивают, что девиантное поведение возникает в результате конфликтов между социальными и культурными нормами общества. Мы разделяем позицию третьей группы ученых.
Под «делинквентным» поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно-наказываемых, серьезных нарушений и преступлений. Мы также разделяем данную позицию, и в нашей работе будем активно использовать понятие «делинквентность» с вышеуказанным содержанием.
В отечественной психолого-педагогической науке известны следующие исследователи: А.С.Белкин, С.А.Беличева, Е.В.Змановская, А.Е.Личко, В.В.Комаров, М.Ю.Кондратьев, В.Н.Кудрявцев, И.Ф.Мягков, И.П.Петрище, В.Ф.Пирожков, Э.А.Умарова, Д.И.Фельдштейн и др., которые изучали различные стороны девиантного и делинквентного поведения.
Проблема отклоняющегося поведения в подростковом возрасте, при наличии многочисленных исследований, до сих пор остается недостаточно изученной, актуальной и насущной. При массовом наличии индивидуальных и коллективных исследований относительно предмета «отклоняющегося поведения» у большинства авторов нет единой позиции.
Ю.А.Клейберг [5] справедливо отмечает в своей работе о многоаспект-ности и поливариантности в позициях ученых по вопросу отклоняющегося поведения детей и подростков. Одни авторы считают, что в данном случае речь идет о любых отклонениях от социальных норм, принятых в обществе; другая группа авторов предлагает относить к вышеуказанной категории лиц, нарушающих правовые нормы; третья группа исследователей пропускает трудновоспитуемых школьников через призму социальной патологии.
В разработку общих теоретических основ по проблеме трудновоспитуемых учащихся внесли заметный вклад И.П.Башкатов, С.А.Беличева, Л.И.Божович, Л.М.Зюбин, В.Н.Кудрявцев, Г.М.Потанин, А.С.Северов, Л.М.Семенюк, В.Г.Степанов, Д.И.Фельдштейн и другие ученые.
Факторы педагогической запущенности в условиях социокультурной среды изучали К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, А.С.Белкин, Р.Бэрон, Д.Ричардсон, Н.Е.Ведерникова, В.А.Лелеков, Г.И.Леонова, Л.В.Козлова, Т.В.Паршина, Т.И.Патукова, Е. С. Скворцова, Н.Г.Карлсен, А. А. Сметанина, Л.Б.Филонов и др.
Личность педагогически запущенных подростков и изменение состояния их поведения выявляли В.В.Абдрахманов, В.С.Агеев, В.А.Алексеев,
A.Н.Алексеева, Б.Г.Ананьев, С.А.Беличева, Г.Г.Бочкарева, Г.В.Валицкас,
B.Н.Кудрявцев, Н.Ю.Левкина, Е.А.Личко, О.М.Мороз, И.Ф.Мягков,
Ю.В.Юров, В. Ф.Пирожков, Г.М.Потанин, В. Ф. Сафин и другие исследователи.
Несмотря на изобилие научных исследований в области отклоняющегося поведения необходимо констатировать, что имеются определенные проблемы как теоретического, так и практического плана, требующие неординарного, интегративного, новаторского и системного подхода к классификации имеющихся научных работ с целью получения наиболее объективной, целостной, завершенной, универсальной концепции и модели личности трудного подростка.
Недостаточная разработанность отдельных положений, нерешенность многих проблем, связанных с наличием несхожих, зачастую противоречивых подходов в исследовании особенностей личностного развития «трудных» подростков и побудило нас к выбору данной научной проблемы.
Для рассмотрения отклоняющегося поведения в подростковом возрасте нам предоставляется возможность более детально изучить данный феномен через анализ научной литературы отечественных и зарубежных авторов.
В данном исследовании мы рассмотрим особенности личностного развития «трудных» подростков в целостной мегасистеме, где главными темами будут: генезис, особенности, факторы, проявление, диагностика, коррекция и профилактика отклоняющегося поведения подростков.
Г.И.Горлов [3], Л.М.Зюбин [4], В.Г.Степанов [6] в своих научных работах отмечают, что основные проблемы в воспитании трудновоспитуемых школьников заключаются в неправильных семейных отношениях, в школьных просчетах учебно-воспитательного процесса, в межличностных конфликтах, в изоляции от сверстников и взрослых, в средовой дезадаптации, в стремлении к самоутверждению любым способом в любой группе.
Например, Г.И.Горлов в процессе исследования межличностных конфликтов пришел к выводу: «Деструктивные конфликты характеризуются как разрушающие деловые и личностные отношения и ведущие к изоляции конфликтующей личности. Значимость конфликтов «личность-личность» и «личность-группа» состоит в качественном отличии в восприятии ситуации личностью и группой и, следовательно, различие в протекании и способах разрешения данных конфликтов» [3, с .11].
Как справедливо указывают [авторы] Г.И.Горлов и В.Г.Степанов, комплекс причин вызывающий межличностные и внутриличностные конфликты, приводит к деструктивным изменениям в структуре сознания и самосознания подростков и пропорционально отражается в поведенческих реакциях.
Вместе с [автором] Д.И.Фельдштейном [7] подобную точку зрения разделяют и другие ученые (С.А.Беличева, Д.Ричардсон и др.), основываясь на понимании филогенетической обусловленности и социально-экономической детерминированности личности. Исходя из вышесказанного, многие отечественные ученые в области психологии и педагогики рассматривают развитие личности в тесной взаимосвязи с развитием социума. Нарушение процесса социализации автоматически влечет за собой различного рода деструктивные
проявления на личностном уровне, что непосредственно отражается на социальной дезадаптации у подростков и с последующим проявлением в девиантном и делинквентном поведении.
Так известный ученый Л.Б.Филонов [8], раскрывая особенности противоправного поведения, связывает его с особенностями личности правонарушителя, который эти поступки продуцирует. Как справедливо считает автор, отрицательные качества и свойства личности правонарушителя всегда сказываются на его поступках и проступках.
По мнению [авторов] Л.М.Зюбина, В.Г. Степанова, Д.И.Фельдштейна, в переходный период у подростков явно прослеживается психологическая тенденция к взрослости, которая проявляется в потребности престижа, самоактуализации личностной и социальной свободы.
Другая группа авторов: Л.И. Анциферова, И.П.Башкатов,
Е.В.Змановская, В.В.Комаров, - рассматривает «трудновоспитуемость» подростков в социальном и психологическом аспекте, при этом обусловленность данного феномена объясняет индивидуально-типологическими чертами личности, неадекватным воздействием социальной группы на личность, определенными социальными условиями ее жизнедеятельности, невосприимчивости к положительному социальному опыту.
Отклоняющееся поведение у подростков, по мнению многих авторов, вызывается взаимодействием различных факторов, которые обуславливают систему поведения подростков в социальной среде.
К группе ученых, которые во главу научных доктрин ставят биологический фактор, как основной фактор в генезисе отклоняющегося поведения, относятся Д.Ричардсон, В.А.Лелеков и др.
Другая группа ученых рассматривает возникновение отклоняющегося поведения через призму социально-биологического фактора, к ним относятся К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, А.Е.Личко,
Д.И.Фельдштейн и др.
И.Ф.Мягков, В.Ф.Пирожков, В.Н.Кудрявцев и др. посвятили свои научные работы изучению социально-психологического и биологического факторов в жизни «трудных» школьников, включая анализ состояния их психологического здоровья, психологических и нейрофизических особенностей подростков с девиантным поведением.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития науки основные ее направления признают социальный характер личностного развития в процессе филогенеза и онтогенеза. Вместе с тем приходится констатировать факты противоречий между основными научными школами и направлениями по вопросу сущностных характеристик человека и особенностей взаимодействия социального и биологического факторов развития в его целостной структуре.
Анализируя современную психолого-педагогическую литературу по проблеме «трудных» подростков, многие авторы в своих исследованиях отражают поливариантность и многоаспектность изучаемого феномена. Все это
позволяет глубоко рассмотреть данную проблему с разных сторон, определить и проработать неизученные грани этого явления, разработать систему коррекционных и профилактических мероприятий.
Несмотря на многообразие научных исследований относительно девиантного и делинквентного поведения подростков, коррекция и профилактика этого явления с позиции духовно-ориентированного подхода не нашла достаточно полного освещения как в психологии, так и в педагогике.
Список использованных источников
1. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 3 - 19.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1993. - 199 с.
3. Горлов Г.И. Психологические особенности конструктивного разрешения конфликтных ситуаций учителя со старшеклассниками в учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Калуга, 2001. - 27 с.
4. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М.: Высш. шк., 1982. - 191 с.
5. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отношения. - М.: Вита-Пресс, 1997. - 140
с.
6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 1997. - 320 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.
8. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 80 с.
9. Развитие ребенка и его отношения с окружающими/ К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин; Пер. с англ., общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. - 511 с.
Саутина Е.С.
НАУЧНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ
ИНТЕЛЛЕКТ»
Воронежский экономико-правовой институт
На данном этапе развития науки психологические знания затрагивают различные области жизнедеятельности человека. Огромный интерес исследователей сегодня направлен на вопросы успешности личности в деятельности, взаимоотношениях с другими людьми, адаптации в конкурентных условиях жизни и др. Одним из важнейших условий функционирования человека в современном обществе, безусловно, является достаточно высокий уровень интеллекта. А как необходимый компонент успешности в межличностных отношениях многими авторами выделяется социальный интеллект.
Как отмечает Пащенко Е.И.: «В последние два десятилетия отечественная психологическая наука проявляет особый интерес к исследованию социального интеллекта, определяющего успешность социального познания, социального взаимодействия и социальной адаптации, а так же его невер-