Научная статья на тему 'Психологический анализ политики вещания российских телевизионных каналов'

Психологический анализ политики вещания российских телевизионных каналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3214
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Телевизионные каналы / политика вещания / функции телевидения / психологические техники воздействия / психологические особенности аудитории

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демидова Ирина Феликсовна

В статье представлены результаты сравнительного анализа политики вещания двух российских телевизионных каналов, выполненного с опорой на психологические критерии. Анализ осуществлялся по предложенному автором плану. Показаны сходства и различия в программной политике каналов, составлены психологические портреты зрителей каждого канала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологический анализ политики вещания российских телевизионных каналов»

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

И.Ф. ДЕМИДОВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ВЕЩАНИЯ РОССИЙСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ КАНАЛОВ

В статье представлены результаты сравнительного анализа политики вещания двух российских телевизионных каналов, выполненного с опорой на психологические критерии. Анализ осу-

ществлялся по предложенному автором плану. Показаны сходства и различия в программной политике каналов, составлены психологические портреты зрителей каждого канала.

Телевизионные каналы, политика вещания, функции телевидения, психологические техники воздействия, психологические особенности аудитории.

В постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в управ -лении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой социально значимой информации являются средства массовой коммуникации.

Как отмечают многие известные исследователи, например, Д. Макквейл, М. Маклюэн, С.Г. Корконо-сенко, Л.Г. Свнгич, человек, его повседневная жизнь все больше зависят от массовой коммуникации, создающей для него своего рода «вторую реальность», «субъективную реальность», влияние которой не менее значимо, чем воздействие объективной реальности.

За рубежом изучению и анализу деятельности СМИ, их месту в социокультурных и политических процессах всегда уделялось значительное внимание. Теорию массовой коммуникации и её средств в общем аспекте разрабатывали такие исследователи, как Т. Адорно, Р. Барт, Д. Макквейл, М Маклюэн, А Моль, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.

Теоретические аспекты массовой коммуникации, её воздействие на аудиторию рассмотрены в трудах таких российских исследователей, как Т.А Алексина, В.Ю. Борев, Ю.П. Буданцев, Л.М. Землянова, М.С. Каган, И.С. Мелюхин, М.М. Назаров, АА Нурул-лаев, АН. Поздняков, В. В. Почепцов, Ю.В. Рождественский, Б.М. Сапунов, И. А Федякин и др.

Комплексное представление о системе отечественного телевидения дают труды видных исследователей В.В. Егорова, Г.В. Кузнецова, С.А Муратова, В. Л. Цвика.

Среди всех СМИ именно телевидение оказывает наибольшее воздействие на аудиторию, это обусловлено не только его охватом, но и основными свойствами.

Для миллионов людей телеэкран стал основным источником информации и познания окружающего мира. Эйз связано с тем, что, являясь частью системы социальных отношений, телевидение выполняет такие же функции, что и другие средства массовой информации: помогает распространять информацию, знания, культуру, выступает в качестве инструмента пропаганды, социального регулирования, организации людей и т. д. Вместе с тем телевидение обладает недоступными другим СМИ качествами, прежде всего, оперативностью, возможностью информировать

людей с места событий, виртуальным межличностным общением и взаимодействием [1, с. 489-495].

Современное телевидение превратилось в наиболее значимый информационный источник и мощный инструмент формирования общественных стереотипов и образцов массового поведения людей. Отражая на экране те или иные события, телевидение создаёт особую медиа-реальность (то есть «псевдореаль-ностъ», существующую параллельно с действительной, «ложную окружающую среду»), заметно отличающуюся от истинной действительности. При этом зрители, зачастую не имея возможности проверить сообщения электро иных СМИ, вынуждены доверять им, принимая телевизионную реальность за подлинную, а события, попадающие в фокус внимания ТВ, -за действительно важные [4].

Не ощущая подмены эмпирической действительности предлагаемой медиа-реальностью, аудитория выстраивает свои отношения с окружающим миром, ориентируясь во многом не на саму реальность, а на её телевизионную интерпретацию. Эта интерпретация, формирующая образ события или проблемы, становится важнее происходящего в реальности, а освещение событий - важнее самих событий. Зачас-тую какое-либо явление действительности, вне зависимости от своего масштаба, может стать по-настоящему заметным, только если попадёт на телеэкран и в силу этого приобретёт политическую значимость. И наоборот, даже крупное событие, если оно не замечено ТВ, может не произвести никакого эффекта. Таким образом, телевидение не просто предлагает аудитории информационную повестку дня, то есть список наиболее важных, по мнению телеканалов, тем и событий, но и вынуждает разделять это мнение.

Телевидение снабжает аудиторию новой информацией, знакомит с известными и малоизвестными людьми, предлагает образцы поведения, которым та стремится соответствовать, формирует новые потребности, показывает пути удовлетворения желаний.

Особенностями телевидения, в отличие от способов межличностного общения, являются:

1) обращённость к аудитории опосредованно, через определённый способ доставки информации;

2) преодоление барьеров пространства и времени между источником информации и её получателем;

3) быстрота, скорость распространения информации вплоть до передачи сообщения о событии в момент его свершения;

54

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

4) определённая, заранее обусловленная периодичность, систематичность распространения сообщений;

5) универсальность, всеобщность массовой информации [2].

Освещение определённых событий и - шире - вся медиа-реальность зависят, в первую очередь, от редакционной политики телеканалов. Её составными частями являются политика вещания (программная политика), то есть принципы телевизионного программирования канала, и информационная политика, связанная с его деятельностью в информационной сфере.

Под термином «программное планирование» в России традиционно подразумевается планирование и размещение различных программ в эфирной сетке телеканала, формирование и распределение контента в эфирной сетке [2].

Основная задача программирования - максимизировать аудиторию канала, сформировав и наполнив программную сетку в соответствии с запросами аудитории и с учётом возможностей телеканала. Существуют различия в организации программной политики на государственном, общественном и коммерческом телевидении. Государственное телевидение является инструментом для идеологического обеспечения проводимой властью политики, в соответствии с чем особое внимание уделяет перспективному и жёсткому календарному планированию. Общественное телевидение, насколько это возможно, свободно от денежной зависимости и от необходимости вести идеологическую пропаганду. Для коммерческого телевидения особенностью является получение прибылей от рекламы, поэтому программная политика построена на получении прибылей через определение и удовлетворение массового спроса на контент.

Формат вещания телеканала определяет выбор соответствующего контента: развлекательного, познавательного, информационного, аналитического или смешанного. Контент большинства телеканалов соответствует выбранному формату: на развлекательном телевидении транслируются сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы; информационно-аналитические программы и новостные передачи составляют основу аналитического телевидения; на телеканалах, предназначенных для детей, транслируются мультфильмы. Следует отметить, что эфирные телеканалы, ввиду большого охвата аудитории, стремятся к смешанному контенту, тогда как кабельные каналы в большей степени ориентированы на нишевые форматы.

Вопрос о выборе контента решается на основе изучения зрительского спроса. Программирование в современных условиях немыслимо без данных мониторинга аудитории [3].

Аудитория телеканала - общее количество зрителей, имеющих возможность смотреть программы телевидения. При изучении телеаудитории как совокупности покупателей учитываются её социальнодемографические характеристики, включая пол, возраст, социальное положение, образование, доход, мнение о стиле жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение.

Следует отметить, что информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, её месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную информационную программу. На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных.

Целью нашего исследования было проанализировать политику вещания ряда российских телеканалов и выяснить, какие средства они используют для формирования мировоззрения телезрителей, а также описать психологический тип личности зрителя того или иного канала.

Для анализа работы телеканала мы разработали следующий план.

1. Краткая характеристика целей и задач канала, как они предс тавлены в его программных документах.

2. Анализ и распределение во времени видов продукции (информационные, развлекательные,

спортивные, политические, детские и т.д.; в какое время идут).

3. Тематика ток-шоу, способы подачи материала.

4. Анализ информационных программ.

5. Какие фильмы идут, на что направлены (что бессознательно внушают, воспитывают).

6. Реклама, сколько её, как часто, что рекламируют.

7. Какие манипулятивные техники встречаются чаще всего в высказываниях ведущих.

8. На какую аудиторию рассчитан канал, типичный зритель этого канала (каким он должен быть, чтобы смотреть этот канал).

9. Общий вывод по политике вещания: как и в чем реализуются программные цели и задачи, как формируется бессознательное зрителя и что конкретно формируется.

Кратко представим результаты по двум телевизионным каналам: ОАО «Первый канал» и ТНТ.

Целью деятельности Первого канала, как следует из его Устава, является «удовлетворение общественных потребностей в получении информации и извлечение прибыли». Для Первого канала новостные выпуски - это опорные точки ежедневной сетки вещания, они выходят примерно каждые три часа. Публицистические программы: в утреннем эфире - программа «Слово пастыря», «Служу Отчизне!», в дневном - «Свадебный переполох», в вечернем эфире -«Человек и закон», авторский комментарий Михаила Леонтьева «Однако», документальный цикл об известных личностях «Кумиры». Наиболее популярные ток-шоу - «Модный приговор», «Жить здорово!», «Жди меня», «В наше время» с Татьяной Веденеевой, Ангелиной Вовк и Юрием Николаевым, «Они и мы» с Александром Гордоном и Екатериной Стриженовой, «Пусть говорят», «Сегодня вечером» с Андреем Малаховым, «Давай поженимся!», «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.

55

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

В ночном эфире - «На ночь глядя», «Закрытый показ» с Александром Гордоном, «Познер», «Политика» с Петром Толстым и Александром Гордоном. Телеигры - «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Кто хочет стать миллионером?», «Большие гонки» с Дмитрием Нагиевым. Развлекательные передачи -«Пока все дома», «Смак», «Армейский магазин», «Клуб весёлых и находчивых», шоу пародий «Большая разница ТВ», интервью-шоу «Вечерний Ургант».

Информационные программы канала («Время», «Новости», «Воскресное время» и «Вечерние новое -ти») можно обозначить как традиционалистские, прогосударственные. Они пытаются сохранить существовавшее ранее единое информационное пространство государства.

Рекламные ролики аналогичны таким же на других телеканалах.

В высказываниях ведущих чаще всего присутствуют следующие манипулятивные техники: ссылки на авторитеты; нагнетание напряжённости для ухода от реальных проблем; они-мы; представление информации как «наиболее объективной, поскольку это только констатация факта»; использование экспертов; шокирование; разыгрывание недоумения; мнимое возмущение; «стравливание»; интерес обывателя к чужой жизни («подглядывание в замочную скважину»). Поведение ведущих часто наигранно и неестественно, на грани пафоса.

Гендерные характеристики аудитории Первого канала - женщины - 69%, мужчины - 31%.

Таким образом, в телеэфире Первого представлены информационные программы, аналитические и общественно-политические передачи, а также передачи, позиционируемые каналом как ток-шоу. Мало музыкальных и детских программ. Программы, предназначенные для «интеллектуальной» публики, идут в ночном эфире.

Основное ядро - женщины старше 45 лет. Социальный статус самой большой аудиторной группы Первого канала - пенсионеры. Культурно-просветительские программы в их истинном значении не представлены.

Делаются не всегда удачные попытки сформировать национальное самосознание, чувство превосходства, гордость за страну, её правительство. Подсознательно зрителя убеждают в том, что политика правительства, и особенно президента, мудрая и правильная. Сочетание «ностальгических» передач с более современными направлено на подтверждение преемственности между СССР и современной Россией, что особенно важно для старшего поколения.

Цель канала ТНТ - показать зрителям те программы, которые сложно или даже невозможно найти на других телеканалах. Эфирную сетку составляют преимущественно оригинальные проекты. Спецпроекты «ТНТ» достаточно разнообразны - выходят юморис -тические передачи, реалити-шоу, сериалы, программы на бытовую тематику и т.д. Также показывают комедийные мультфильмы. Телеканал ТНТ неохотно меняет сетку вещания, каждый слот навечно закреплён за программой или жанром. Дальнейшая программа передач телеканала состоит из череды комедийных сериалов («Саша+Маша», «Счастливы вмес-

те», «Универ», «Интерны», «Незлоб» и др.), реалити-шоу («Дом-2», «Битва экстрасенсов», «Холостяк»), шоу в жанре «Стендап» («ComedyClub», «Comedy-Баттл»), развлекательных шоу («Comedy Woman», «Перезагрузка»), мультсериалов. Каждый вечер

демонстрируется комедия зарубежного производства, после которой идёт реалити-шоу «Дом-2».

Манипулятивные техники включены в саму политику канала. Эго противопоставление молодёжи и старшего поколения; отрицание и высмеивание этикета, культурных норм, правил поведения; высокомерие по отношению к старшим («отсталые»); специфический жаргон; увод от проблем в мистику; «пофи-гизм»; упор на инстинкты, а не на интеллект.

Целевая аудитория телеканала ТНТ - 18-45 лет, однако большую часть телезрителей составляют люди в возрасте от 18 до 30 лет. ТНТ практически в равной степени смотрят женщины - 55% и мужчины - 45%.

Поскольку основная аудитория молодёжная, бессознательно внушается её исключительность, обособленность от традиций вплоть до их разрушения, высмеивание вечных ценностей; вседозволенность, хамство, цинизм и низменность выдаются за современность и раскрепощенность. Формируются аполитичность, бездумность, вера в сверхъестественное, желание попасть в тусовку, «золотую молодёжь» любой ценой. «Бери от жизни все, веселиеь и ни о чем не думай, живи по своим правилам, не считаясь ни с кем» - такой девиз должен стать результатом работы развлекательного канала.

Несмотря на разницу в программных целях и задачах, основная цель телевидения и каждого канала - повышение своего рейтинга с целью зарабатывания денег. Каждый телевизионный канал выбирает свою целевую аудиторию и, сообразуясь с общей политикой государства по влиянию на население, неосознанно для зрителя формирует взгляды, принципы, поведение, ценности своей целевой аудитории. При этом здесь можно обнаружить некую диалектичес-кую спираль: сначала руководители канала определяют для себя целевую аудиторию, затем изучают её вкусы и предпочтения, изучают потребности идеологии относительно этой части населения, а затем формируют свой эфир, отталкиваясь от того, что есть, и ведя зрителей к тем взглядам, которые негласно поддерживаются официальной властью.

Телевидение создаёт особую реальность для аудитории, в которую зритель погружен круглосуточно. АЦуладзе [5] в книге «Политическая мифология» справедливо заметил, что «телевидение - это не просто посредник между мифортворцами и зрителями. Эго особая среда, обладающая рядом уникальных свойств, которые превращают его не только в канал доставки мифов, но и в фабрику по их производству». Телевидение обладает особыми «орудиями», посредством которых информация превращается в хорошо продуманный «спектакль», и зрителю только остаётся смотреть его и впитывать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аббаси П. Место и роль СМИ в системе социальных коммуникаций современного общества // Социологический альманах. 2013. №4.

56

№ 2/2014

Вестник Таганрогского института управления и экономики

2. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории. М.: Аспект Пресс 2004.

3. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Московского университета «Высшая школа», 2002.

4. Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.

5. Цуладзе А.М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.