Научная статья на тему 'Психологические условия развития готовности педагогов к изменениям в системе образования'

Психологические условия развития готовности педагогов к изменениям в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR CHANGES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM / TEACHERS' PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / READINESS FOR INNOVATIONS / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / TEACHERS' SELF-DEVELOPMENT IN THE FIELD OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тауренис Алина Николаевна

Статья посвящена теоретическому обоснованию необходимости развития психологической готовности педагогов к изменениям в системе образования. В статье обсуждаются результаты, полученные в ходе проведенного исследования уровня готовности к инновациям педагогов. Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладающими мотивами реализации инноваций в образовании учителей начальных классов являются готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового и готовность при условии личностной и профессиональной самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тауренис Алина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Conditions of Developing Teachers’ Readiness for Changes in the Educational System

The article is based on the theoretical grounds of the necessity of teachers’ psychological readiness for changes in the educational system. The results received in the process of the conducted research of the level of teachers’ willingness for innovations are discussed. The received data testify to the fact that willingness to perceive the new emotionally positively and willingness for personal and professional self-actualization are prevalent motives of teachers’ innovative activities in the field of education.

Текст научной работы на тему «Психологические условия развития готовности педагогов к изменениям в системе образования»

А. Н. Тауренис

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИЗМЕНЕНИЯМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

(Статья победителя конкурса публикационной активности молодых исследователей РГПУ им. А. И. Герцена)

Статья посвящена теоретическому обоснованию необходимости развития психологической готовности педагогов к изменениям в системе образования. В статье обсуждаются результаты, полученные в ходе проведенного исследования уровня готовности к инновациям педагогов. Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладающими мотивами реализации инноваций в образовании учителей начальных классов являются готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового и готовность при условии личностной и профессиональной самореализации.

Ключевые слова: готовность к изменениям в образовании, профессиональное и личностное развитие педагога, готовность к инновациям, субъектно-деятельностный подход, саморазвитие педагога в инновационной деятельности.

A. Taurenis

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPING TEACHERS' READINESS FOR CHANGES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM

The article is based on the theoretical grounds of the necessity of teachers' psychological readiness for changes in the educational system. The results received in the process of the conducted research of the level of teachers' willingness for innovations are discussed. The received data testify to the fact that willingness to perceive the new emotionally positively and willingness for personal and professional self-actualization are prevalent motives of teachers' innovative activities in the field of education.

Keywords: psychological readiness for changes in the educational system, teachers' personal and professional development, readiness for innovations, subject-activity approach, teachers' self-development in the field of innovations.

В последние годы российская система образования претерпевает значительные изменения, которые характеризуются мощными инновационными процессами, побуждая педагога к активному и непрерывному участию в инновационной деятельности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров, необходимостью внедрения инновационных технологий в образо-

вании. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Непрерывность изменений в образовании обусловливает современные требования государства и общества к профессиональному развитию современного педагога, ориентированного на инновационный потенциал. Эти требования отражены в Федеральном государственном образова-

тельном стандарте начального (основного) общего образования, Профессиональном стандарте педагога, Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Таким образом, существует противоречие между требованиями государства и общества к педагогу, готовому решать задачи современного образования, и психологической неготовностью самого педагога к изменениям в образовании. В связи с этим, особое значение приобретает психологическая готовность педагога к инновациям, включающая в себя осознание ценности инновационной деятельности, знание методологии, теории и практики педагогических инноваций, создание модели профессионального развития и преодоление психологических барьеров в условиях инновационной деятельности, определение оптимальных способов педагогической деятельности и необходимости достижения высоких результатов профессиональной деятельности.

Согласно О. М. Краснорядцевой, «психологическая готовность к инновационной деятельности отражает динамические характеристики многомерного жизненного мира человека (инициативность как готовность человека действовать в условиях непредсказуемости результатов деятельности, полагаться на свои силы (доверие к себе) и отвечать за результаты; открытость к изменениям; готовность к переменам; легкость перестройки)» [5].

Психологическая готовность — это целостное выражение личности педагога, настроенность на организованные и активные действия с изменениями в образовании.

В реализации стратегических целей реформы системы образования учитель остается ключевой фигурой, на которого возложена ответственность по изменению образовательного процесса — освоению новых образовательных технологий, проектированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды, овладению специальными методиками, позво-

ляющими проводить коррекционно-разви-вающую работу и т. п. Следовательно, возникает необходимость быстрой и многоаспектной адаптации педагогов к динамично меняющимся изменениям в российской системе образования.

По мнению А. Г. Асмолова, «происходящие в России изменения дали шанс на создание такой системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути» [1].

Фундаментальным условием развития психологической готовности педагогов к динамично меняющимся условиям в системе образования является осознание ими необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самореализации в педагогической деятельности.

Существуют две модели профессионального поведения, предполагающие различные направления развития педагога в профессиогенезе (Л. М. Митина). Модель адаптивного поведения предполагает доминирование в самосознании человека тенденции к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Профессиональное функционирование педагога детерминируется противоречием между требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, и возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности и общения, опытом работы — с другой. Динамика профессионального функционирования педагога представлена тремя стадиями: адаптации, становления и стагнации. Модель профессионального развития предполагает способность человека выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Такой учитель способен превращать собственную

жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это дает возможность самостоятельно и конструктивно разрешать трудности и противоречия, оптимально использовать свои потенциальные возможности, творчески осмысливать прошлый опыт, искать и находить новые пути совершенствования педагогического процесса [6].

Одной из главных составляющих психологической готовности педагога к инновационной деятельности является наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей.

На базе Института развития образования Сахалинской области в рамках курсов повышения квалификации нами было проведено исследование с целью изучения превалирующего типа готовности к инновациям учителей начальных классов. В эмпирическом исследовании приняли участие 175 педагогов (учителя начальных классов), средний возраст — 46,2 года, педагогиче-

ский стаж — 24,1 лет, срок реализации ФГОС НОО — 3,5 года. Результаты эмпирического исследования готовности к инновациям учителей начальных классов, полученные с помощью методики Загашева И. О. «Готовность к инновациям» [3] представлены в диаграмме (рис. 1).

Анализ результатов исследования показал, что среди мотивов готовности к инновациям учителей начальных классов превалируют готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового и готовность при условии личностной и профессиональной самореализации. Мы проверили наличие статистически значимых связей (критерий г-Пирсона) между показателями готовности к инновациям и объективными характеристиками выборки: возраст, педагогический стаж деятельности и срок реализации ФГОС НОО. В исследовании не выявлена взаимосвязь между возрастом педагогов и типом готовности к инновациям. Также не выявлена взаимосвязь между стажем педагогической деятельности и типом готовности к инновациям.

30

25

20

15

10

I Готовность последовать за лидером

I Готовность при условии материального вознаграждения

I Готовность при условии возможности взять на себя ответственность за инновацию

I Готовность при условии личностной и профессиональной самореализации

I Готовность при условии отсутствия серьезных изменений

I Готовность на основании прошлого опыта

I Готовность на основе позитивного эмоционального восприятия всего нового

5

0

Рис. 1. Показатели готовности к инновациям учителей начальных классов

Учителя начальных классов успешно реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Модернизация образования предполагает внесение изменений в профессиональную деятельность педагогов. И у нас возник вопрос, зависит ли тип готовности педагогов к инновациям от срока реализации педагогами ФГОС НОО. На статистически значимом уровне эта взаимосвязь не выявлена.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что вне зависимости от возраста, педагогического стажа и срока реализации ФГОС НОО педагоги готовы к изменениям в образовании, но при условии позитивного эмоционального восприятия всего нового, а также личностной и профессиональной самореализации. Полученные результаты дают основания утверждать, что у педагогов существует внутренний мотивационный потенциал, реализация которого будет определять потребность индивидуального роста и стремление к достижению высоких результатов в педагогической деятельности.

Высокие достижения педагога в профессиональной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку в творческих делах человека — важнейший источник его роста [9].

В связи с этим вопрос обучения педагогов в условиях реформирования системы образования приобретает особую актуальность. Центральное место в психологии обучения взрослых занимает взрослый человек как субъект деятельности. В системе повышения квалификации необходимо создавать такие условия, которые обеспечат режим саморазвития педагога.

По мнению И. А. Баевой и Л. А. Гаязо-вой, «необходимо запустить и поддерживать процесс саморазвития; организовать

помощь в планировании жизненного пути и профессионального самоопределения; развить способности к саморегуляции и самоуправлению поведением» [2].

Психологические условия, повышающие эффективность процесса развития готовности педагога к изменениям в системе образования в процессе повышения квалификации:

• Основным подходом в обучении педагогов должен быть субъектно-дея-тельностный подход (К. А. Альбуханова, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. А. Дер-кач, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.). В соответствии с этим подходом личность педагога выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный следующими характеристиками: способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые; осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять; способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и осознанием пределов «собственной несвободы» — с другой; активная позиция личности, стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать результаты деятельности и отношений; направленность на саморазвитие; способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, внутренняя независимость от «внешнего мира», независимость не в смысле его игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения; творческий потенциал, уникальность, неповторимость [10].

• Вопрос развития рефлексивности педагогов в условиях реформирования системы образования приобретает особую актуальность и требует создания рефлексивной образовательной среды в системе повыше-

ния квалификации педагогов. В самом широком контексте рефлексивная среда представляет собой понятие для обозначения всего комплекса факторов, обусловливающих рефлексивные акты. Под рефлексивной средой А. А. Бизяева и Г. Г. Ермакова понимают «систему условий развития личности, открывающую ей возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов». Основной функцией такой среды исследователи называют «способствование возникновению у личности потребности в рефлексии». Определены психолого-педагогические условия, характерные для рефлексивной среды: обеспечение преподавания психолого-педагогических дисциплин; создание на учебных занятиях рефлексивной среды, способствующей самопознанию педагогами себя и своих действий; использование образовательных технологий, актуализирующих рефлексию педагогов (Н. Г. Баженова) [4].

• В рамках курсов повышения квалификации педагогов необходимо создавать условия, предполагающие обучение эффективным способам и приемам психологической саморегуляции. Профессиональная успешность педагогов в условиях длительного действия фактора повышенной напряженности, вызванной внедрением инноваций в системе образования, обеспечивается эффективной саморегуляцией. Процесс саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и профессиональными задачами и т. п.

Таким образом, развитие психологической готовности педагога к реформированию системы образования возможно через осознание педагогом необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиск новых возможностей самореализации в педагогической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

2. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: Монография / Под науч. ред. И. А. Баевой, С. В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2014.

3. Загашев И. О. Психологическая готовность к инновациям как условие эффективности внедрения системы управления качеством // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5(2). С. 418-420.

4. Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004.

5. Краснорядцева О. М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 42-44.

6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебное пособие. М.: Академия. 2004.

7. Мицкевич Н. И. Диалектические основы повышения квалификации: теория и практика. Минск, 1999.

8. Причинин А. Е. Инновационное образование: основания принципа неопределенности // Образование и наука. 2011. № 5.

9. Сластёнин В. А., Ануфриева Д. Ю. Саморазвитие личности педагога // Магистр. 1997. № 2.

10. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский журнал. 2007. № 1. С. 42-49.

REFERENCES

1. Asmolov A. G. Po tu storonu soznaniya: metodologicheskie problemy neklassicheskoj psihologii. M.: Smysl, 2002.

2. Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: psihologo-pedagogicheskie osnovy formirovaniya, soprovozhdeni-ya i ocenki: Monografiya / Pod nauch. red. I. A. Baevoj, S. V. Tarasova. SPb.: LOIRO, 2014.

3. Zagashev I. O. Psihologicheskaya gotovnost' k innovaciyam kak uslovie ehffektivnosti vnedreniya sis-temy upravleniya kachestvom // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. 2010. № 5(2). S. 418-420.

4. Karpov A. V., Ponomareva V. V. Psihologiya refleksivnyh mekhanizmov deyatel'nosti. M.: Institut psi-hologii RAN, 2004.

5. Krasnoryadceva O. M. Problemy professional'nogo stanovleniya lichnosti v processe povysheniya kvalifikacii // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2002. № 16-17. S. 42-44.

6. Mitina L. M. Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya: Uchebnoe posobie. M.: Akademi-ya. 2004.

7. Mickevich N. I. Dialekticheskie osnovy povysheniya kvalifikacii: teoriya i praktika. Minsk, 1999.

8. Prichinin A. E. Innovacionnoe obrazovanie: osnovaniya principa neopredelennosti // Obrazovanie i nau-ka. 2011. № 5.

9. Slastyonin V. A., Anufrieva D. Yu. Samorazvitie lichnosti pedagoga // Magistr. 1997. № 2.

10. Slastyonin V. A., Podymova L. S. Gotovnost' pedagoga k innovacionnoj deyatel'nosti // Sibirskij zhurnal. 2007. № 1. S. 42-49.

Н. А. Кузьмина

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТА — БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Изложены педагогические условия формирования практико-ориентированных умений студента — будущего специалиста совместно с работодателем в лице Дальневосточной железной дороги филиала ОАО «РЖД».

Ключевые слова: практико-ориентированные умения студента — будущего специалиста в области эксплуатации железных дорог, педагогические условия, железнодорожный вуз, железнодорожная отрасль, наставничество.

N. Kuzmina

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PRACTICE-ORIENTED SKILLS OF STUDENTS — FUTURE SPECIALISTS IN RAILWAY OPERATION

Set out pedagogical conditions offormation ofpractice — oriented skills of students — the future experts, together with the employer in the face of the Far Eastern Railway, a branch of JSC «Russian Railways».

Keywords: practice-oriented skills of students — the future experts in the field of railway operation, pedagogical conditions, railway university, the railway industry, mentoring.

Сегодня железнодорожники участвуют в реализации сложнейших проектов, от которых зависит будущее национальной

транспортной системы. Уровень задач, стоящих перед компанией ОАО «РЖД», требует соответствующей квалификации ра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.