Научная статья на тему 'Психологические требования к личности педагога'

Психологические требования к личности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4639
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология личности / психологические требования / педагог / личность педагога / шахс психологияси / психологик талаблар / педагог / педагогнинг шахсияти

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нигматулина Лилия Алиевна, Курбанова Мадина Акилбековна

В статье рассматриваются психологические требования, предъявляемые к личности педагога, профессиональные качества, педагогические способности и индивидуальность педагога. Проводится анализ требований, предъявляемых к личности педагога с педагогической и психологической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ПЕДАГОГ ШАХСИГА ҚЎЙИЛАДИГАН ПСИХОЛОГИК ТАЛАБЛАР

Мақолада педагог шахсиятига ўрнатилган психологик талаблар, унинг касбий фазилатлари, педагогик қобилиятлари ва ўқитувчилик ўзига хослиги кўриб чиқилган. Ўқитувчининг шахсига педагогик ва психологик нуқтаи назардан бўлган талаблар таҳлил қилинган.

Текст научной работы на тему «Психологические требования к личности педагога»

Нигматулина Лилия Алиевна,

старший преподаватель кафедры "Психология", Ташкентского государственного педагогического университета;

Курбанова Мадина Акилбековна,

магистрантка 1-го курса Ташкентского государственного педагогического университета направления "Педагогика и психология"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

НИГМАТУЛИНА Л.А., КУРБАНОВА М.А. ПЕДАГОГ ШАХСИГА КрЙИЛАДИГАН ПСИХОЛОГИК ТАЛАБЛАР

Маколада педагог шахсиятига урнатилган психологик талаблар, унинг касбий фазилатлари, педагогик кобилиятлари ва укитувчилик узига хослиги куриб чикилган. Укитувчининг шахсига педагогик ва психологик нуктаи назардан булган талаблар тах,лил килинган.

Таянч суз ва тушунчалар: шахс психологияси, психологик талаблар, педагог, педагогнинг шахсияти.

НИГМАТУЛИНА Л.А., КУРБАНОВА М.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются психологические требования, предъявляемые к личности педагога, профессиональные качества, педагогические способности и индивидуальность педагога. Проводится анализ требований, предъявляемых к личности педагога с педагогической и психологической точек зрения.

Ключевые слова и понятия: психология личности, психологические требования, педагог, личность педагога.

NIGMATULINA L.A., KURBANOVA M.A. PSYCHOLOGICAL REQUIREMENTS TO PERSONALITY OF TEACHER

The article deals with the psychological requirements for the teacher's personality, professional qualities, pedagogical abilities and the individuality of the teacher. An analysis of the requirements for the teacher's personality from the pedagogical and psychological points of view is carried out.

Keywords: psychology of personality, psychological requirements, teacher, personality of the teacher.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

Личность педагога играет определяющую роль в жизни каждого человека в обществе. Именно педагог, как профессионал, становится наставником для будущего поколения, психологически грамотно определяет направление развития личности. Значимость роли личности педагога в процессе обучения общепризнано во всех педагогических науках.

Профессиональные качества педагога как личности являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Педагогу в первую очередь необходимо владеть знаниями и умениями для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятым в его области знаний. Личностные качества педагога дополняют и составляют общую картину индивидуальности и профессионализма педагога.

В идеальном случае педагогической деятельностью должны заниматься люди, имеющие к ней призвание, одаренные, способные и любящие детей. Многие специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, высокого уровня воспитанности, культуры, этики, выраженной эмпатии, честного и серьезного отношения к своим обязанностям и постоянной работы над собой.

Педагогические способности, врожденные задатки, склонности являются важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающими в профессиональном становлении личности. Немало примеров, когда кандидаты в учителя, имея блестящие задатки, так и не состоялись как педагоги, и сколько поначалу средне-способных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это, прежде всего, труд и работа над собой.

Р.С.Немов1 среди прочих педагогических способностей отдельно выделил перечень воспитательных способностей, главными из которых являются следующие:

1 Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Книга 2. Психология образования. - М. Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. - С. 533.

• способность правильно оценивать внутреннее состояние человека, сочувствовать, сопереживать ему (эмпатия);

• способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках;

• способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

• способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка;

• способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию;

• способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания;

• способность вызывать к себе уважение воспитуемых, пользоваться признанием с их стороны, иметь авторитет среди детей.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким2, который и дал им соответствующие общие определения.

1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Учитель с дидактическими способностями умеет в случае необходимости соответствующим образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное - понятным. Профессиональное мастерство, как мы его понимаем сегодня, включает способность не просто доходчиво

2 Коломенский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. -Москва: «Просвещение», 1988. - 190 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

преподносить знания, популярно и понятно излагать материал, но и способность организовать самостоятельную работу учащихся, самостоятельное получение знаний, умно и тонко «дирижировать» познавательной активностью учащихся, направлять её в нужную сторону.

2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.). Способный учитель знает предмет не только в объёме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу.

3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика.

4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание - речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мыслей ясно, просто и понятно для учащихся.

5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитет создается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знания предмета, чуткости и такта учителя и т. д.). Авторитарные способности зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также от чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в том, что он прав, от умения передать эту убежденность своим воспитанникам.

7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

8. Педагогическое воображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.

9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика). В то же время он держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).

Как видно из приведенных определений педагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания. Это может свидетельствовать о том, что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более их совокупности, с помощью которой реализуется та или иная педагогическая функция, могут лежать несколько способностей.

Сфера приложения педагогических способностей, также может быть различной: в среде педагогов немало хороших учителей, но сравнительно слабых как воспитатели и встречаются те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляются с ролью учителя. Это обстоятельство свидетельствует о том, что педагог может заниматься либо преимущественно учительской, либо главным образом воспитательской деятельностью, в зависимости от способностей и склонностей.

Главными психологическими требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются любовь к детям, любовь к педагогической деятельности, наличие глубоких специальных знаний по предмету, широкая общая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей1. Без любого из этих качеств успешная педагогическая работа невозможна. Как отмечал еще в конце XIX в. П. Ф. Каптерев, любовь к детям и юношеству нужно отличать от любви к учительской профессии: «Можно очень любить детей, глубоко симпатизировать юношеству и в то же время быть нерасположенным к учительской деятельности; можно, наоборот, ничего не иметь собственно против учительской деятельности, предпочитать ее даже другим, но не питать

1 Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. - М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2010. - 191 с.

ни малейшего расположения ни к детям, ни к юношеству»2.

Такие исследователи как А.К.Маркова, В.Г.Рындак, Л.М.Митина выделяют различные группы профессионально значимых качеств педагога. Рассмотрим лишь психологически значимые3 (таблица 1):

Дополнительными, но относительно стабильными качествами, ожидаемыми от педагога, являются общительность, артистичность, чувство юмора, хороший вкус. Эти качества тоже важны, но без каждого из них в отдельности учитель или воспитатель вполне могут обойтись, если способны компенсировать это за счет других своих качеств. Например, педагог может быть по натуре интровертирован-ным, мало общительным, но его дидактические и речевые способности могут быть развиты настолько, что и при отсутствии этой педагогически важной способности он может оставаться хорошим педагогом. Однако несоответствие какому-либо из главных требований не может быть компенсировано никакими дополнительными важными качествами.

Через выдвигаемые психологические требования к личности педагога он реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

Педагог — это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни учащихся. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает педагога быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

2 Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство "Народный учитель", 1982. - С. 606.

3 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

V_/

Таблица 1. Группы профессионально значимых качеств педагога.

Направленность Характер Способности

1. Единство слов и дела. 2. Любовь к своей профессии. 3. Ответственность, добросовестность. 4. Увлеченность делом, трудолюбие. 5. Творчество в учебно-воспитательной работе. 6. Любовь к своему предмету. 7. Любовь к детям. 1. Уравновешенность 2. Инициативность. 3. Требовательность. 4. Справедливость. 5. Чуткость. 6. Терпеливость. 7. Чувство такта. 8. Чувство юмора. 9. Общительность. 10. Жизнерадостность, оптимизм. 11. Доброжелательность. 12. Искренность. 1. Ясность и критичность ума, изобретательность. 2. Развитое воображение. 3. Целенаправленная память. 4. Выразительность и убедительность речи, хорошая дикция. 5. Наблюдательность, внимание. 6. Артистические способности.

Однозначно важными и необходимыми профессиональными психологическими качествами современного педагога являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности учителя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Еще A.C. Макаренко писал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина1. Необходимо это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.

Неотъемлемое профессиональное качество педагога —справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития учащихся. По ним учащиеся судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным. Предубежденность, предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учащихся сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и установок. До обострения отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать.

Требовательность - это важнейшее условие успешной работы педагога. Высокие тре-

1 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — 3-е изд. — М.: «Школа-Пресс», 2000. — 512 с.

бования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера педагоги учитывают возможности развивающейся личности.

Необходимо отдельно выделить и профессиональное качество - это такт педагога, особого рода умение строить свои отношения с учащимися. Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в общении с учениками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры педагога. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности ребенка. Понимание личности ученика, предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в педагогической профессии неотделимы от профессиональных качеств. К последним обычно причисляются качества, приобретаемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, видов индивидуального стиля деятельности. Среди них: глубокое знание предмета преподавания, мастерство методики преподавания, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие личностные и дидактические качества. Профессиональная увлеченность предметом преподавания —обязательное педагогическое качество. Научный инте-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

рес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры и быть всегда в научном поиске нового и оригинального. Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть истинного педагога. Слагаемые этого качества — добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, выраженная требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Подводя итоги, отметим, что психологическими требованиями личности педагога являются любовь к детям, любовь к педагогической деятельности, наличие глубоких специальных знаний по предмету, широкая общая

эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей, развитые эпа-тические способности, волевые качества, объективность, способность вдохновлять и направлять учащихся.

Современный педагог — это не только передатчик знаний, но, прежде всего, личность, отличающаяся индивидуальным своеобразием и проявлением. Педагог должен воспринимать учащегося как индивидуальность, творческую и саморазвивающуюся личность и только тогда педагогический процесс будет гармоничным и плодотворным.

Список литературы:

1. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство "Народный учитель", 1982. С. 606.

2. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - М.: «Просвещение», 1988. - 190 с.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.

4. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. Книга 2. Психология образования. - М. Гума-нит. изд. центр "ВЛАДОС", 1998. - С. 533.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/. — 3-е изд. — М.: «Школа-Пресс», 2000 — 512 с.

6. Ткачева М.С. Педагогическая психология: конспект лекций. - М.: Издательство «ЮРАЙТ», 2010. - 191 с.

Интернет - источники:

1. http://www.lavill.ru/crond-161.html

2. http://sinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/010_pedagogicheskaia_psihologia lekcii_tkachova/024.htm

3. http://www.easilyeducation.ru/eidets-218-2.html

4. studfiles.net/preview/4190522/

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2018, 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.