Научная статья на тему 'Психологические типы и способности к профессии'

Психологические типы и способности к профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
903
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокофьева Т. Н.

Каждый встречал в жизни людей, которые достигли в чем-то немалых успехов, причем удалось им это без видимых усилий, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и прикладывают. И не мало. Но труд этот доставляет такое удовольствие, что они часто не могут поверить, что именно эту сферу деятельности и надо связывать с профессией. «За такое приятное занятие еще и деньги получать?» говорят они. А есть и другие, которые честно трудятся, работают от зари до зари. Вроде бы и работа достойная, и зарабатывают на жизнь, но взгляд у них потухший; не любят они свое дело, В чем причина? Понятно: просто они не на своем месте. Очень важно с самого начала, найти жизненную дорогу и дело по душе, Лучше всего выбрать профессию, подходящую вам по психологическому типу личности. Постараемся рассказать об особенностях психологических типов и показать, какие профессии лучше выбирать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические типы и способности к профессии»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Прокофьева Т.Н.,

доктор философии в обл. соционики, директор НИИ соционики, Москва

Психологические типы и способности к профессии

Каждый встречал в жизни людей, которые достигли в чем-то немалых успехов, причем удалось им это без видимых усилий, как бы играючи. Это не значит, что они не прикладывали труда. Прикладывали и прикладывают. И не мало. Но труд этот доставляет такое удовольствие, что они часто не могут поверить, что именно эту сферу деятельности и надо связывать с профессией. «За такое приятное занятие еще и деньги получать?» - говорят они.

А есть и другие, которые честно трудятся, работают от зари до зари. Вроде бы и работа достойная, и зарабатывают на жизнь, но взгляд у них потухший; не любят они свое дело, В чем причина? Понятно: просто они не на своем месте.

Очень важно с самого начала, найти жизненную дорогу и дело по душе, Лучше всего выбрать профессию, подходящую вам по психологическому типу личности. Постараемся рассказать об особенностях психологических типов и показать, какие профессии лучше выбирать.

Особенности психологических типов

Наука, изучающая психологические типы личности, называется соционикой. Она выделяет у каждого человека такие признаки: экстраверсия - интраверсия; рациональность - иррациональность; логика - этика; интуиция - сенсорика. Что кроется за этими названиями? Кратко остановимся на описании каждого признака.

Экстраверты и интроверты

Внимание экстравертов направлено преимущественно во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Замечать новые объекты для экстраверта естественнее, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним.

Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Письменная речь им дается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Выражение «лентяй» является для них не оскорблением, а излюбленной похвалой.

Экстраверты и интроверты имеют ряд внешних отличий. Например, экстраверты отличаются широкой жестикуляцией, интроверты обычно не жестикулируют или жестикулируют мало. Лица экстравертов более подвижные, на них чаще отражаются эмоции. У интровертов, наоборот, лица малоподвижны. С первого впечатления их обычно характеризуют как скромных. Но это не внутренняя скромность, а просто свой способ выражения активности.

Рационалыииррационалы

Рационалы, ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое умение и суждение по главным жизненным вопросам.

Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные поговорки, фразы: «Капля камень точит», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», «Ну, подведем итоги».

Иррационалы ориентированы на непосредственное восприятие, стремятся построить свой взгляд на мир, увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. В отличие от рационалов, иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила — впечатление. Они чаще доверяют внутренним ощущениям. Характерные фразы, поговорки: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет».

Рационалы и иррационалы по-разному распределяют время, отпущенное на подготовку к экзамену. Рационал распределяет материал по дням и методично учит тему за темой. Иррационал будет учить все в последние день-два, и все равно «ночи не хватит».

Отличить рационала от иррационала можно по осанке и движениям. Рационалы чаще имеют прямую спину, «военную выправку». В их движениях ощущается отсутствие гибкости. Они бывают сухопары. Если сутулы, то сутулость у них «угловатая». Иррационалов отличает мягкость и закругленность линий. Их движения менее скованны, но эмоции более импульсивны. Рационалы говорят ритмично, словно по полочкам раскладывают, мысли излагают последовательно. Иррационалы говорят слитно, плавно, могут менять ритм и часто перескакивают с одной мысли на другую.

Логики и этики

Функция логики сравнивает содержание суждения с объективными законами, истинными утверждениями. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «Внесем ясность», «Эффективное доказательство», «Проанализируем детали», «Обдумаем решение», «Нужно (ненужно) для дела», «Заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д.

Этика сравнивает содержание суждения с принятыми в обществе моральными нормами и ценностями. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Если у человека этика — сильная функция, то, соответственно, логика — слабая. Хотя это вовсе не означает, что у него ее нет вообще, просто она у него выражена слабее. В нашей практике было много примеров, когда люди со слабой функцией логики становились высококлассными программистами, бухгалтерами и бизнесменами. Но во всех случаях эти люди опирались на знакомое, заранее известное. Ни новых правил, ни новых методов они в своей профессии не открыли. Нами было также замечено, что обещаниям логических типов можно верить больше, чем обещаниям этических. Логик во что бы то ни стало старается сдержать данное слово, а если не может, заранее предупреждает, чтобы «не обмануть человека». Этику не так важно не обмануть, сколько не испортить отношений. Он часто обещает то, что от него ожидают другие как «от хорошего человека». При этом этик не чувствует себя лгуном, скорее - осторожным дипломатом.

В процессе общения логики проявляют некоторую «эмоциональную закрытость», хорошо заметную даже на фотографиях. Их одежда, прически, манеры скорее правильны и просты, чем искусны. Этики проявляют заинтересованность в общении, при этом используют эмоциональную подстройку к партнеру. Этики ценят впечатление, производимое их внешностью.

Интуиты и сенсорики

Интуиция сортирует информацию во времени, рассматривает развитие процессов из прошлого в будущее, дает предсказание еще не случившихся событий. Сенсорика сортирует информацию в пространстве, это сведения о самочувствии, надежности, силе и выносливости.

Люди сенсорного типа живут ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него неважно.

Люди сенсорного типа живут ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно. Из-за неразвитого абстрактного мышления он не имеет чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

Ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, они часто рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Уверенности в своей материальности им хватает лишь до тех пор, пока они смотрят в зеркало. Жизненная позиция: «Поживем—увидим».

Интуиты всю жизнь пытаются разобраться в себе, а сенсорики менее озабочены вопросами самокопания.

Кстати, о математических способностях. Представители каких типов лучше справляются с задачами? Обычно о выраженных способностях к физике и математике говорят как о логических. Это так. Однако нами было подмечено еще одно, более тонкое деление. Например, сенсорики больше проявляют интерес к занятиям физикой, где необходимо во всей полноте и многообразии представлять окружающий мир. Поскольку сенсорики лучше ориентируются в пространстве, то они нередко увлечены геометрией. Интуиты же увлекаются чаще математикой, чем фи-

58

зикой. В связи с гибкостью мышления они особенно предпочитают алгебру и тригонометрию.

Как выбрать профессию

Знание своего психологического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, эффективно избегать излишних трудностей. Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных психологических типов.

В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики. Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и завершить даже очень трудное дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических структур. Они способны решить даже очень сложные технические вопросы.

В социальной сфере (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, повара, массажисты, менеджеры по туризму, социальные работники) смогут найти себя люди с сильными функциями этики и сенсорики. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей.

Коммуникативную сферу (журналисты, психологи, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари,библиотекари) украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и интуиции. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах.

В научно-исследовательской сфере (все виды научной работы, а также маркетинг, консалтинг, диспетчерская служба) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей.

Какой работой нам хочется заниматься

А разве есть такая работа, чтобы никто не заставлял? И чтобы выполнять ее не только по приказу начальника, но и потому что самому интересно? Зная особенности восприятия разных психологических типов, мы можем и здесь говорить о некоторых закономерностях.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Интровертированные люди с преобладанием функции сенсорики, ориентированы на повышение благосостояния и качества жизни. Значит, стимулом к деятельности для представителей этих типов может стать создание комфортных условий и хороший заработок. Для таких людей очень важно, чтобы работа приносила надежный кусок хлеба, давала возможность кормить семью.

Экстравертированные люди с преобладанием функций сенсорики предпочитают повышение по службе. В противоположность комфорту они ценят престиж. Такого работника следует стимулировать различными отличиями за хорошую работу, подчеркивать его высокий статус в каком-либо деле. Такой человек может быть руководителем, организатором.

Представители интровертированных типов с преобладанием функции интуиции превыше всего ставят личный интерес к работе или учебе. Наилучших результатов можно добиться, если поощрять такого человека интересной для него работой. Будьте уверены, он расскажет о ней много занимательных подробностей, которые вам были неизвестны.

В отличие от интровертированных, экстравертиро-ванные типы с преобладанием интуиции настроены на уникальность. Их заинтересованность в деятельности растет пропорционально чувству исключительности того дела, которым они занимаются: «Никто такого еще не делал!», или собственной исключительности: «Никто больше так не умеет, как я!» «Заниматься необычным, быть непохожим на других» — главный девиз их деятельности. Представители этих типов переполнены всевозможными идеями. Они могут дать разумный совет о нововведениях.

Летопись челоЕ

В 10-х классах нашей школы мы часто проводим занятия в форме презентации проекта, основывая их на самостоятельной работе учащихся. Урок в таких случаях является звеном в логической цепи уроков по теории литературы, раскрывающих особенности поэтических жанров. Мы ставим пред собой следующие задачи:

- опираясь на образцы стихотворных писем, возродить интерес к эпистолярному жанру;

- проследить историю эпистолярного жанра в литературе, отметить особенности поэтики, дать краткую справку на эту тему;

- определить, каковы законы жанра письма. Собрать материалы об адресатах лирики С.А.Есенина, выполнить лингвистический, текстуальный анализ лирических писем С.А.Есенина; выявить особенности стихов С.А.Есенина, написанных в этом жанре;

- развивать речь, обогащать ее лексикой, свойственной поэтическому жанру, эмоционально окрашенными фигурами речи, обратить внимание учащихся на стилистические приемы;

- побудить учащихся к творчеству, к желанию поделиться сокровенным в письме.

За две недели до урока на учебном занятии мы обычно проводим погружение в проект, на котором

Лучшим стимулом к деятельности для них является похвала за нестандартное принятое решение.

Определение психологических типов личности

Для того чтобы правильно и безошибочно определить свой тип личности, нужно обратиться за консультацией к психологу-соционику или пройти специальный диагностический тренинг. В основе диагностики психологических типов на тренингах лежит метод наблюдения. Участникам предлагаются различные игровые ситуации на разные виды деятельности. Тренинговая сессия включает задания, в которых нужно проявить логическое мышление, эмоциональность, общительность, деловые качества, лидерские способности, гибкость, эстетическое чутье или фантазию. Кроме того, включены задания на легкость переключения с одного вида деятельности на другой, на умение концентрировать и удерживать внимание на одном процессе, на внимание к другим людям, а также на уровень интереса к собственному внутреннему миру и внутреннему миру других людей.

Наряду с игровыми заданиями участникам предлагаются психологические тесты и с каждым из них проводится небольшое интервью для уточнения типа личности.

По ходу выполнения тренинговых заданий группа экспертов наблюдает и определяет отличительные признаки типов личности. После обработки собранной информации формируется психологический портрет личности, по которому можно сделать заключение о наиболее благоприятных сферах деятельности для каждого человека.

Анушкевич И. Г.,

учитель русского языка и литературы Центр образования № 641 имени Сергея Есенина

ческого сердца

при рассматривании проблемной ситуации мы выделяем основные вопросы:

- в чем особенность стихотворных писем?

- почему эпистолярный жанр, возникший в древности, не угас, не потерялся, а, наоборот, был возрожден Маяковским и Есениным в начале двадцатого века?

- какие перспективы у жанра письма сегодня, в эпоху Интернета, sms сообщений, on-line переписки?

Положительную мотивацию включения в работу нам создает ситуация выбора группы с учетом читательских интересов, например: «историки», «литературоведы», «есениноведы», «биографы», «читатели-исследователи», «философы». Это позволяет дать глубокое освещение темы урока.

Учащиеся чаще всего выбирают следующие формы презентации: историческая справка, таблицы-схемы, компьютерная презентация, сообщение-доклад.

Продуктом совместной проектной деятельности групп служит альманах «Летопись человеческого сердца», на страницах которого нашли отражение выводы и размышления всех участников проекта, а также творческие работы- стихотворные письма.

Обеспечение урока состоит из следующего:

Дополнительно привлекаемые специалисты: учителя истории и информатики.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.