Научная статья на тему 'Особенности психологической совместимости танцоров старших разрядов в спортивных танцах'

Особенности психологической совместимости танцоров старших разрядов в спортивных танцах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
922
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ТАНЦОРОВ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТАНЦОРОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ / SPORT DANCES / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY OF DANCERS / INDIVIDUALLYPSYCHOLOGICAL INDICATORS OF DANCERS OF THE SENIOR CATEGORIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельченко Алексей Андреевич

В результате проведенного исследования выявлены особенности психологической совместимости танцоров, а также индивидуально-психологические показатели танцоров старших разрядов. Полученные данные расширяют знания об индивидуально-психологических особенностях танцоров и их совместимости, предназначены тренерам по спортивным танцам и могут быть внедрены в учебно-тренировочный процесс спортивно-танцевальных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of psychological compatibility of dancers of the senior categories on competitive result in sport dances

As a result of the conducted research features of psychological compatibility of dancers and also individually-psychological indicators of dancers of the senior categories influencing competitive result are revealed. The obtained results will allow optimizing training process and to avoid stressful situations, are intended trainers on sports dances and introduced in training process is sports dancing clubs and youthful sports schools.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической совместимости танцоров старших разрядов в спортивных танцах»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

удк 159.9 793.3 А. А. СТРЕЛЬЧЕНКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ТАНЦОРОВ СТАРШИХ РАЗРЯДОВ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

В результате проведенного исследования выявлены особенности психологической совместимости танцоров, а также индивидуально-психологические показатели танцоров старших разрядов. Полученные данные расширяют знания об индивидуально-психологических особенностях танцоров и их совместимости, предназначены тренерам по спортивным танцам и могут быть внедрены в учебно-тренировочный процесс спортивно-танцевальных клубов и детско-юношеских спортивных школ.

Ключевые слова: спортивные танцы, психологическая совместимость танцоров, индивидуально-психологические особенности танцоров старших разрядов.

«Один человек еще не человек, только в паре он обретает гармоничную целостность»

Фейербах

Актуальность данной темы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса в спортивных танцах, что обусловливает поиск средств и методов, направленных на повышение совместимости партнеров и оптимизацию их взаимоотношений.

Практика показывает, что большинство танцевальных дуэтов формируется без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто приводит к негативным взаимоотношениям, повышенной эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой смене партнеров или полной рекомплектации пары. В этой связи одной из важных задач психологического обеспечения тренировочного процесса в танцах является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектации составов. Реализация данной задачи затрудняется ввиду отсутствия научно обоснованной методики комплектования пар.

Различные стрессовые воздействия тренировок и соревнований могут быть значительно снижены, если спортивная деятельность дуэта протекает в русле взаимопонимания, психологического комфорта, позитивных взаимоотношений. Все это становится возможным при условии психологической совместимости партнеров [1]. В нашей работе показана взаимосвязь между ростом спортивного результата и уровнем эмоциональной атмосферы, в которой находятся взаимодействующие спортсмены.

К сожалению, вопросы психологического обеспечения тренировочного процесса в спортивных танцах раскрыты не полностью. В своей работе мы опирались на исследования, связанные со сложно-координационными, групповыми и парными видами спорта (фигурное катание, акробатика, баскетбол, теннис и др.), к которым, безусловно, относятся и спортивные танцы [2,3,4].

Цель работы — выявление особенностей психологической совместимости танцоров старших разрядов в спортивных танцах.

Объект исследования - психологическая совместимость партнеров в спортивных танцах.

Предмет исследования — индивидуально-психологические особенности танцоров старших разрядов в спортивных танцах.

Гипотезой исследования было предположено, что изучение акцентуированных типов характера, способов реагирования на конфликт и социотипов танцоров старших разрядов, а также определение взаимосвязи изучаемых показателей внутри пары и внутри группы позволят выявить показатели, характеризующие особенности и критерии психологической совместимости танцоров старших разрядов в спортивных танцах.

Научная новизна - работы заключается в следующем:

— выявлены индивидуально — психологические особенности (акцентуированные черты характера, способы реагирования на конфликт, социотипы) танцоров старших разрядов;

— изучен характер сочетания индивидуально-психологических особенностей танцоров в паре;

— определены критерии психологической совместимости танцоров в паре.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение данных научной и методической литературы, тестирование, педагогическое наблюдение, опрос, методы математической статистики.

Исследовательская работа проводилась с февраля 2006 года по декабрь 2007 года на базе спортивнотанцевальных клубов и ДЮСШ по спортивным танцам Кемеровской, Новосибирской, Омской областей, Алтайского и Красноярского краев. В исследовании приняли участие 70 танцоров (35 пар) возрастной классификации «Взрослые» 1982 — 1989 годов рождения старших разрядов (II, I, КМС, МС) соответственно C, B, A и S классов.

Исследование осуществлялось в три этапа: 1-й этап (февраль 2006 по сентябрь 2006 гг.) был посвящен подбору и отработке основных методик исследования, уточнению организации и процедуры тестирования с учетом класса испытуемого и имеющейся базы. Данный этап работы позволил отобрать ряд тестов, 2-й этап (сентябрь 2006 — сентябрь 2007 гг.) проведено собственно тестирование. В ходе тестирования выявились индивидуально-психологические особенности танцоров и их сочетаемость. Наряду с этим

Данные средних значений акцентуаций внутри группы

№ п/п Класс Кол-во танцоров Акцентуированные типы характера (%)

Истер Астен Гипер Эм/н. Эпил.

Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д

1 С 16 55 60 41 65 68 60 40 38 44 44

2 В 16 56 62 54 70 71 60 42 36 42 38

3 А 18 57 62 40 65 71 64 45 34 44 36

4 S 20 60 64 46 72 72 68 38 39 36 34

Хср 57 61 45 68 71 63 41 37 44 38

Примечание. Истер. — истероидность, Астен. — астения, Гипер. — гипертимность, Эм/н. — эмоциональная неустойчивость, Эпил. — эпилептоидность, Ю. — кол-во юношей со средним значение типа акцентуации класса, Д — кол-во девушек со средним значение типа акцентуации класса.

Таблица 2

Коррелляция данных способов реагирования на конфликт внутри пары

№ п/п Класс Кол-во танцоров Способы реагирования на конфликтные ситуации (баллы)

СОП СОТ КОМП ПРИСП ИЗБЕЖ

Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д

1 С 16 6 4 8 7 8 8 4 5 4 6

2 В 16 4 5 8 7 8 8 6 5 4 5

3 А 18 4 4 8 8 8 7 5 7 5 4

4 S 20 4 4 8 9 7 8 5 4 6 5

Хср 5 4 8 8 8 7 5 5 5 5

Примечание. СОП — соперничество, СОТ — сотрудничество, КОМП — компромисс, ПРИС — приспособление, ИЗБЕЖ — избежание, Ю — среднее значение способа реагирования на конфликт юношей класса, Д — среднее значение способа реагирования на конфликт девушек класса.

Таблица 3

Данные соционических свойств типов танцоров

№ п/п Соционические шкалы Процентное соотношение

1 Экстраверты 58

Интраверты 42

2 Сенсорики 55

Интуиты 45

Этики 58

3 Логики 42

4 Иррационалы 63

Рационалы 37

проводились беседы с тренерами и спортсменами, в которых выяснялись стаж совместных занятий, характер взаимоотношений, наличие конфликтных ситуаций, причины негативных отношений в парах, 3й этап (сентябрь 2007 — декабрь 2007 г.) был посвящен обработке полученных данных и их интерпретации. Были сделаны выводы и разработаны практические рекомендации.

Материалы исследования: среди танцоров независимо от класса преобладают гипертимы и истероиды. Причем, по мере повышения спортивной квалификации гипертимные типы акцентуаций характера проявляются в большей степени (табл. 1). Результаты исследования свидетельствуют о том, что астенические черты характера также встречаются довольно часто.

Это, на наш взгляд, обусловлено самим видом спорта.

К гипертимному типу акцентуации чаще относятся юноши (71%). Представители этого типа обладают творческими способностями, что очень важно в танцах. Они инициативны, энергичны, изобретательны. Своей активностью могут зажечь коллектив. Концентрация внимания невелика, но объем запоминаемой информации значителен. Следует также отметить, что гипертимам свойственно занимать лидирующее положение среди коллег, при этом лидерство их демократично. Многие вопросы в паре гипертим предпочитает решать на уровне компромисса и посредством сотрудничества, что является очень важным для поддержания здорового психологического климата пары [5,7].

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

Истероидов отличает стремление выделиться. Главная черта — беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления. Истероид чувствует малейшие колебания настроения партнера (партнерши), быстро вживается в ситуацию. Нередко эти люди играют ради игры, а не для достижения конкретных результатов. В случае конфликтных ситуаций истероид теряется на мгновение, но затем бросается в атаку. Экспрессия чувств свойственна танцорам, исполняющим латиноамериканскую программу [5, 6, 7].

Опрос показал, что к астеническому типу акцентуации характера в основном относятся девушки (68%) (табл. 1). Тип высшей нервной деятельности слабый: процессы возбуждения и торможения слабые, по силе и подвижности неуравновешенные. Поведение отличается большим разнообразием: есть партнерши с излишней подвижностью (суетливостью), у других наблюдается осторожность и пассивность. Основные реакции поведения проявляются слабо, отличаются неустойчивостью, преобладают реакции ориентировочная и пассивно-оборонительная. Первоначальное образование условных рефлексов происходит быстро, но они легко затормаживаются, с большим трудом формируются в сложные навыки и поэтому не достигают совершенства. Нервная система отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. При высокой аналитической деятельности синтетические процессы нервной системы ослаблены. На сильные раздражители условные рефлексы не образуются по причине запредельного торможения и неврозов при повторных и продолжительных их воздействиях. Существует вероятность слабого исполнения танцев европейской программы при занятии низкого места в первой из-за слабой нервной системы. Обмен веществ несбалансированный, партнерша сильно устает и часто пропускает занятия. Жизнестойкость слабая, сопротивляемость низкая. Такие танцоры болезненно переносят неблагоприятные условия, требуют заботы, не могут сами носить свои костюмы и обувь, плохо питаются и часто для судей малопривлекательны, несмотря на длинноногость, обычную для этого типа. Астеническая акцентуация типа характера отмечается преимущественно у партнерш — стандартисток, у партнерш, танцующих латиноамериканскую программу, встречается редко [6, 7, 8].

Данные нашего исследования акцентуаций характера совпали с результатами наблюдений психотерапевта К. Леонгарда, который утверждал, что гипертимная акцентуация преобладает у мужчин, а астеническая — у женщин [6].

При анализе сочетания акцентуаций типов характера был проведен корреляционный анализ данных акцентуированных черт характера внутри группы, который выявил наличие значительной взаимосвязи наиболее часто встречающихся акцентуированных черт характера мужского и женского контингента опрошенных: истероидность — г =0,63 при р< 0,01, гипертимность — г =0,64 при р< 0,01 (табл. 1). Достоверность коэффициента корреляции учитывалась с помощью таблиц Лакина Г.Ф., где достоверным считался коэффициент выше 0,45 при р<0,05 [9].

По данным типов: астения, эмоциональная неустойчивость и эпилептоидность коэффициенты корреляции оказались недостоверными.

Анализ типических способов реагирования на конфликтные ситуации показал, что подавляющее большинство спортсменов — танцоров предпочитает решать возникшие конфликты с помощью сотрудничества и компромиссов (табл. 2). По мнению

К. Томаса, «индивиды, для которых сотрудничество является более типичной формой поведения, при урегулировании конфликтных ситуаций обычно приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон» [10]. Вероятно, танцоры при разрешении конфликтов находят наиболее оптимальное решение, при котором обе стороны оказываются в выигрыше.

Нами был проведен корреляционный анализ данных способов реагирования на конфликт внутри группы, который указал на наличие достоверных связей наиболее встречающихся способов реагирования мужского и женского контингента: сотрудничество — г = 0.52 при р<0,01 и компромисс — г=0,56 при р<0,01. Коэффициенты корреляции остальных способов реагирования на конфликт (соперничество, приспособление и избежание) оказались недостоверными.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что сочетание танцоров в паре по акцентуациям типов характера и способов реагирования на конфликт происходит гомогенно.

Исследование социотипа показало, что среди танцоров наиболее часто встречаются: Есенин (интуитивно-этический интроверт), Штирлиц (логикосенсорный экстраверт), Гюго (этико-сенсорный экстраверт), Жуков (сенсорно-логический экстраверт), Робеспьер (логико-интуитивный интроверт), Гексли (интуитивно-этический экстраверт).

Более детальный анализ социотитпов спортсменов показал следующее (табл. 3): среди испытуемых экстраверты составили 58%, интраверты — 42%.

Экстраверты — люди, у которых доминирует экс-травертивная функция, более открыты, общительны, активны, легко меняют окружение. Интроверты — спокойны, скромны, склонны дорожить сложившимися связями. Интроверт склонен перевоспитывать партнера, приспосабливаться самому, но отношения должны сохраняться.

Танцоры — сенсорики составили 55%, танцоры-интуиты — 45%.

Сенсорик ориентирован на реальные чувства, живет по принципу «здесь и сейчас». При возникновении даже намека на спорную ситуацию, он стремится тут же разобраться и отстоять свои интересы.

Интуит в таких же ситуациях не то чтобы теряется, но предпочитает отступить, отложить вопрос в расчете на то, что само развитие ситуации во времени решит проблему, абстрагируется от реальности, часто живет в своем придуманном мире.

Спортсмены этического типа составили 58%, логического — 42%.

Этики несколько меньше интересуются техникой, законами, математикой и прочими объективными вещами. Зато они отлично понимают настроение, чувства, переживания людей. Этик оценочен по природе, только он понимает по-настоящему, что такое любовь, точно выверяет симпатию или антипатию, которую внушает ему тот или иной человек.

Логик предпочитает ограничиваться констатацией факта. Для логика очень важную роль играет рассудок, он старается жить умом — логически. Как правило, у логиков развито правое полушарие, отвечающее за логическое мышление. Слабой психической функцией логиков являются эмоции [11]. Во всяком случае, речь здесь идет о двух разных, не похожих друг на друга механизмах обработки информации, отражениях окружающего мира.

Спортсмены рациональной направленности составили 37%, иррациональной направленности —

Социотипы пар - дуалов

№ п/п Класс Социотип Квадры Расшифровка социотипов

1 С Жуков * Сенсорно-логический экстраверт

Есенин Интуитивно-этический интроверт

5 Есенин * Интуитивно-этический интроверт

Жуков Сенсорно-логический экстраверт

6 Дюма * Сенсорно-этический интроверт

Гюго Этико-сенсорный экстраверт

12 в Жуков * Сенсорно-логический экстраверт

Есенин Интуитивно-этический интроверт

13 Гексли * Интуитивно-этический экстраверт

Штирлиц Логико-сенсорный экстраверт

14 Штирлиц * Логико-сенсорный экстраверт

Гексли Интуитивно-этический экстраверт

18 А Достоевский * Этико-интуитивный интроверт

Гексли Интуитивно-этический экстраверт

23 Есенин * Интуитивно-этический интроверт

Жуков Сенсорно-логический экстраверт

24 Гексли * Интуитивно-этический экстраверт

Штирлиц Логико-сенсорный экстраверт

25 Гексли Габен * Интуитивно-этический экстраверт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сенсорно-логический интроверт

26 S Гюго * Этико-сенсорный экстраверт

Робеспьер Логико-интуитивный интроверт

28 Жуков * Сенсорно-логический экстраверт

Есенин Интуитивно-этический интроверт

30 Гюго * Этико-сенсорный экстраверт

Робеспьер Логико-интуитивный интроверт

31 Дюма * Сенсорно-этический интроверт

Робеспьер Логико-интуитивный интроверт

33 Жуков * Сенсорно-логический экстраверт

Есенин Интуитивно-этический интроверт

34 Гексли * Интуитивно-этический экстраверт

Габен Сенсорно-логический интроверт

35 м Гюго * Этико-сенсорный экстраверт

Робеспьер Логико-интуитивный интроверт

Примечание : * — пары, танцоры которой являются дуалами и представителями квадры

63%. Реально за шкалой «рациональность-иррациональность» стоит доминирование логики либо этики в первом случае (рациональности) и сенсорики либо интуиции во втором (иррациональность).

Для иррационального типа людей характерна определенная непредсказуемость действий. Они склонны к импровизации, действуют под влиянием сиюми-

нутных состояний, ситуаций, ощущений. Плавность движения руки иррационала объясняется тем, что он, собственно, не знает, куда должна прийти эта рука, и сверяется в каждый момент со своими ощущениями, не пришла ли она уже в удобную позицию?

Рационал, напротив, сразу знает, куда он поместит эту руку. И если намеченная точка оказалась по ошиб-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009

ке несколько ниже поверхности стола, рука ощутимо шлепнется на эту поверхность. Также и действия рационала предпринимаются с расчетом довести его до конца [11].

Эрнст Кречмер отмечает жизнерадостную непоследовательность и даже беспринципность иррационалов. У иррационалов всегда есть цель, идея или намерение, но не всегда конкретный план. У рационалов, напротив, всегда есть определенный план, даже если он выполняется просто в силу многолетней привычки [5].

Полученные данные свидетельствуют о том, что среди испытуемых наибольшее количество составили танцоры с выраженными этическими и экстравер-тивными соционическими функциями. Вероятно, это обусловлено эмоциональной особенностью танцевального спорта.

Анализ сочетания социотипов партнеров в паре показал следующее (Табл.4).

1.По признаку «экстраверсия-интроверсия»: сочетание экстраверт-интроверт составило 65%; экстраверт-экстраверт — 25%; интроверт-интроверт 10%.

2. По признаку «рациональность-иррациональность»: сочетание рационал-иррационал — 51%; ир-рационал-иррационал —34%; рационал-рационал — 15%.

3. По признаку «этика-логика»: сочетание этика-логика составило 68%; этика-этика — 22%; логика-логика — 10%.

4. По признаку «сенсорика-интуиция»: сочетание сенсорик-интуит — 70%; сенсорик-сенсорик — 22%; интуит-интуит — 8%.

Среди испытуемых 50% составили 17 пар, в которых партнеры входят в одну квадру: 38% (3 пары) — танцоры класса «С»; 38% (3 пары) танцоров класса «В»; 44% составили 4 пары танцоров класса «А»; 77% (7 пар) — дуальные партнеры класса <&>.

При рассмотрении соционических и корреляционных данных пары, где партнеры являются дуалами, было выявлено следующее (табл. 5):

1. По признаку «интроверсия-экстраверсия»: гетерогенное сочетание составляет 38%, а гомогенное — экстраверт-экстраверт — 9%, интроверт-интроверт — 3%

2. По признаку «рациональность-иррациональность»: сочетание рационал-иррационал — составляет 20%; иррационал-иррационал — 21%; рационал-раци-онал — 9%.

3. По признаку «сенсорика-интуиция»: сочетание сенсорик -интуит составляет 44%; сенсорик-сенсор-ик — 3%; интуит-интуит — 3%.

4. По признаку «логика-этика»: гетерогенное сочетание составляет 44%; гомогенное сочетание этика-этика — 6%.

Сочетание социотипов происходит по принципу дуальности, когда партнеры взаимно дополняют друг друга. Дуальная, то есть пара людей обладает наиболее оптимальными значениями по названным шкалам.

В нашем случае имеет место дуальное распределение по соционическим функциям (характеристикам) социотипов танцоров. Таким образом, чем выше класс спортсменов, тем чаще среди пар встречаются идеальные партнеры — дуалы.

Исследование показало, что, согласно таблице интертипных отношений (И. Вайсбанд, 1992), все пары, в которых партнеры находятся в квадрах, имеют симметричные отношения [11]. Это означает, что их отношения основываются на поддержке, взаимного дополнения; повышают активность друг друга; отлич-

но понимают друг друга; откровенны. Безусловно, это способствует хорошей совместимости партнеров и в конечном итоге росту спортивного результата.

У партнеров, находящихся в квадрах, как правило, доминируют гипертимный и истероидный типы акцентуаций характера. Они предпочитают решать конфликты в паре с помощью сотрудничества и компромисса (табл. 4).

Таким образом, результаты исследования позволили выявить индивидуально-психологические особенности танцоров и показать, что совместимость партнеров основывается на взаимосоответствии акцентуированных чертах характера, гомогенном сочетании типических способов реагирования на конфликт и дуальном сочетании социотипов танцоров. То есть можно предположить о влияние совместимости на спортивный результат (чем выше класс спортсменов, тем больше совпадений в паре).

Полученные нами психологические данные танцоров старших разрядов позволят тренерам улучшить психологический климат пары, помочь им достичь высоких спортивных результатов, оптимизировать мероприятия отбора на различных этапах. Данные исследования можно использовать в учебно-тренировочном процессе спортивно-танцевальных клубов и детско-юношеских школ.

Библиографический список

1. Бабушкин Г.Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности : монография / Г.Д. Бабушкин — Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - 380 с.

2. Синицын Р.А. Организация и методика отбора в спортивных танцах на льду: методические рекомендации / Р.А. Синицын. — Москва, 1990. — 14 с.

3. Ратушина Е.В. Комплектация составов в парно-групповых видах спортивной акробатики на основе учета совместимости индивидуально-психологических особенностей партнеров : автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Ратушина. — Омск : Изд-во СибГУФК, 1998. — 17 с.

4. Девяткина Е.Ю. Психологическая совместимость и срабатываемость в баскетболе : автореф. дис. ... канд. пед.наук / Е.Ю. Девяткина. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2005. — 15 с.

5. Кречмер Э. Строение тела и характера / Э. Кречмер. — Ленинград, 1930. — 178 с.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Ле-онгард. — Киев, 1989. — 197 с.

7. Личко А.Е. Акцентуированные черты характера личности / А.Е. Личко. — Ленинград, 1988. — 112 с.

8. Мур А. Техника исполнения основных фигур латиноамериканских танцев : пособие / А. Мур. — Москва, 1965. — 128 с.

9. Лакин Т.Ф. Биометрия : учеб. пособие для институтов / Т.Ф. Лакин.—Москва, 1989. — 79 с.

10. Немов Р.С. Психология : учеб. пособие / Р.С. Немов. — Москва, 2001. — 320 с.

11. Вайсбонд И. Кто я такой? Немного о соционике / И. Вайсбонд. — Москва : Изд-во Знание — сила, 1992. — 112 с.

СТРЕЛЬЧЕНКО Алексей Андреевич, аспирант кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса СибГУФК, руководитель спортивно-танцевального клуба «Экспресс», г. Междуреченск.

Дата поступления статьи в редакцию: 18.11.2008 г.

© Стрельченко А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.