Научная статья на тему 'Психологические свойства, препятствующие эмоциональному выгоранию личности как синдрому развития хронического стресса'

Психологические свойства, препятствующие эмоциональному выгоранию личности как синдрому развития хронического стресса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА / АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / СОТРУДНИКИ / EMOTIONAL “BURNOUT” / SYNDROME OF CHRONICAL STRESS / ADAPTATION SYNDROME / PERSONALITY STRUCTURE / MOTIVATION / OFFICERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулейменовна, Осипова Марина Игоревна, Клименко Тимур Станиславович

Рассматривается эмоциональное выгорание как синдром хронического стресса. Проанализирована психодиагностика личностной структуры полицейских, не склонных к развитию эмоционального выгорания как синдрома хронического стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулейменовна, Осипова Марина Игоревна, Клименко Тимур Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Attributes Hindering the Person’s Emotional Burnout as a Syndrome of Chronical Stress Development

The researchers investigate emotional burnout as a syndrome of chronical stress. The article explores psychodiagnostics of policemen’s personality structures unapt to emotional “burnout” development as a syndrome of chronical stress.

Текст научной работы на тему «Психологические свойства, препятствующие эмоциональному выгоранию личности как синдрому развития хронического стресса»

практическая психология:

опыт и ПРОБЛЕМЫ

УДК 159,9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ ЛИЧНОСТИ КАК СИНДРОМУ РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА

Г. С. Човдырова, М. И. Осипова, Т. С. Клименко

Рассматривается эмоциональное выгорание как синдром хронического стресса. Проанализирована психодиагностика личностной структуры полицейских, не склонных к развитию эмоционального выгорания как синдрома хронического стресса.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром хронического стресса, адаптационный синдром, структура личности, мотивация, сотрудники.

При подготовке настоящей статьи было предположено, что развивается хронический стресс у сотрудников органов внутренних дел (ОВД) 1 в виде синдрома выгорания и зависит от структуры свойств личности. Потеря стрессоустойчивости становится причиной развития у сотрудников ОВД различных стрессовых нарушений — истощения адаптационных механизмов, по Г. Селье. Это показано и в наших исследованиях 1998-2008 гг. 2 Целью данной работы было определить формирование симптомов эмоционального выгорания.

На первом этапе исследования мы с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко выявили уровень сформированности эмоционального выгорания у сотрудников органов внутренних дел (полицейских), работающих и живущих в условиях мегаполиса и имеющих напряженные условия труда и жизни.

Вся выборка была разделена на три группы, по такому критерию, как сформированность фаз, по В. В. Бойко:

В первой группе — синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61). Первую группу составили 1,25% сотрудников (эта группа не была исследована из-за малочисленности).

Во второй группе синдром находился в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т. е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов); вторую группу составили 17,5%.

В третьей группе синдром не сформировался (т. е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не

превышает 36 баллов). Третью группу составили 81,25% сотрудников.

Таким образом, мы видим, что самой многочисленной оказалась группа сотрудников с несформиро-вавшимся синдромом хронического стресса и сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной — группа со сформировавшимися симптомами выгорания, т. е. с синдромом хронического стресса — 1,25%.

Перейдем теперь к анализу проявления личностных факторов этого явления. В данном разделе особый интерес для нас представляли сотрудники, вошедшие во вторую (выгорание на стадии формирования) и третью группы (выгорание не произошло).

С целью выявить личностные факторы, влияющие на возникновение выгорания, были сравнены личностные качества, присущие сотрудникам второй и третьей группы, как наиболее многочисленные. На втором этапе для диагностики этих качеств был использован Калифорнийский психологический опросник: СР1. Для того чтобы удостовериться в статистически достоверных различиях между результатами второй и третьей групп, были вычислены критерии Стьюдента.

Статистически значимыми оказались показатели разницы следующих шкал СР1:мотивация лидерства и достижения; организаторские способности, включая самоорганизованность; социальная ответственность, терпимость, дружелюбие, неконфликтность.

Рассмотрим более подробно количественные характеристики выраженности этих свойств по данным шкалам в двух группах. Полученные результаты (приводятся соответственно во второй группе — на стадии формирования ЭВ и третьей — без признаков ЭВ) следующие:

1. По шкале «мотивация лидерства и достижения»:

— высокие показатели имели соответственно 42,9 и 63,1% полицейских;

— средние показатели имели 35,7 и 35,7%;

— низкие показатели имели 21,4 и 4,6%;

Оцениваемые факторы: способность к лидерству,

доминирование, настойчивость, социальная инициатива.

При высоких показателях испытуемые показали характерные черты личности: агрессивный, самоуве-

Човдырова Г. С., Осипова М. И., Клименко Т. С. Психологические свойства, препятствующие.

ренный, настойчивый, организованный, способный легко и убедительно говорить; независимый и уверенный в своих силах; инициативный и обладающий потенциальными способностями к лидерству.

При низких показателях испытуемые показали характерные черты личности: застенчивый, подавленный, банальный, индифферентный, молчаливый; избегающий ситуаций, связанных с напряжением и принятием решений; утративший уверенность в себе.

2. По шкале «организаторские способности», включая самоорганизованность:

— высокие показатели имели соответственно 7,1 и 54,5% полицейских;

— средние показатели имели 71,4 и 32,3%;

— низкие показатели имели 21,4 и 6,2%;

Оцениваемые показатели: коммуникативные способности, психологический склад ума, дружелюбие, эм-патия, способность заражать и активизировать других, критичность, тактичность, инициативность, требовательность к себе и другим, самообладание, настойчивость.

Высокие показатели имели личности: открытые, предприимчивые, быстро соображающие, полные энтузиазма, с богатым воображением; разговорчивые, обладающие экспрессивной, кипучей натурой.

Низкие показатели. Характерные черты личности: неловкий, тихий, послушный и непритязательный, обособленный и пассивный в своих установках, внушаемый и слишком подверженный влиянию чужих реакций и мнений, осторожный, умеренный, терпеливый, сдержанный и простой, нерешительный, колеблющийся при принятии решений, педантичный и неоригинальный в мыслях и суждениях.

3. По шкале «социальная ответственность»:

— высокие показатели имели соответственно 14,3 и 44,6% полицейских;

— средние показатели имели 21,4 и 49,2%;

— низкие показатели имели 64,3 и 6,2%.

Оцениваемые факторы: оценка зрелости и ответственности, проявляемые в социальных и межличностных отношениях, осознанное следование социальным нормам и выполнение своих обязательств.

Лица с высокими показателями характеризовались как ответственные, надежные, восприимчивые к этическим нормам, обладающие хорошей самодисциплиной. Они серьезно относились к своим обязанностям и обязательствам, были учтивы и добросовестны.

Лица с низкими показателями как импульсивные, легко потакающие своим желаниям, недисциплинированные, беззаботные (беспечные), безразличные к своим обязательствам. Их отличали своеволие и цинизм.

4. По шкале «терпимость, дружелюбие, неконфликтность»:

— высокие показатели имели соответственно 0 и 21,5% полицейских;

— средние показатели имели 42,8 и 60%;

— низкие показатели имели 57,2 и 18,5%.

Оцениваемые факторы: мягкость, доброжелательность, некатегоричность социальных убеждений, отношений и установок.

Высокие показатели. Характерные черты — предприимчивый, неформальный, живой, терпимый, ясно мыслящий и находчивый; интеллектуально развитый и разговорчивый; обладающий широкими и разнообразными интересами.

Лица, имевшие высокие показатели, были относительно свободны от конфликтов и психологических проблем, характеризовались терпимым отношением к чужим убеждениям и ценностям, даже если они отличны и противоположны собственным. Они отличались искренностью, рассудительностью и тактичностью. Им был свойствен реализм ожиданий, интеллигентность и интерес к познавательной деятельности.

Низкие показатели. Характерные черты личности испытуемых: подозрительный, ограниченный, отчуждённый, осторожный и скрытный; пассивный и слишком склонный судить других; недоверчивый и сомневающийся в личной и социальной перспективе.

Лица с низкими показателями были, как правило, малотерпимы, недоверчивы, они во всех неприятностях обвиняли окружающих, часто испытывали враждебные и мстительные чувства. Были (при очень низких показателях) склонны к проявлению насилия в межличностных отношениях (вербально и физически), т. е. чаще склонны к гетероагрессивному поведению.

Таким образом, психологические свойства личности, препятствующие развитию СЭВ, способствуют мобилизации адаптационных потенциалов личности без истощения, препятствуя развитию хронического стресса.

Стрессоустойчивость, психологическая адаптивность или отсутствие признаков выгорания у лиц с напряженными условиями труда характерны для личностей со следующими хорошо развитыми психологически, характерными свойствами личности, предохраняющими от развития ЭВ как синдрома хронического стресса:

— мотивированность — по этой шкале высокие показатели имели 63,1% полицейских третьей группы, где ни в одной из фаз не было сформировано ЭВ. Это были лица с преобладанием просоциальной направленности на достижение общественно значимых результатов, а не на эгоистические цели; агрессивные, самоуверенные, настойчивые, самоорганизованные;

— организаторские способности — по данной шкале высокие показатели имели 54,5% полицейских третьей группы;

— социальная ответственность — по этой шкале высокие показатели имелись у 44,6% полицейских третьей группы;

— терпимость, дружелюбие, неконфликтность — по данной шкале высокие показатели отмечались у 21,5% полицейских третьей группы, во второй группе — не наблюдаются.

Обладатели отмеченных качеств — это личности, охотно вступающие в контакты, любящие находиться среди людей, открытые, амбициозные. Их манера обще-

ния носит активный характер, а не сводится к пассивному сопереживанию; понимающие чувства других, восприимчивые к этическим нормам; оптимистичные, социально предприимчивые; инициативные, с чувством юмора, уверенные в себе, независимые, разносторонние; с хорошими речевыми способностями, обладающие хорошей самодисциплиной; надёжные, серьёзно относящиеся к своим обязанностям и обязательствам, учтивые и добросовестные.

Анализ позволил сделать ряд выводов.

1. Лица второй группы, имевшие более низкие показатели указанных свойств, обладали антиподными характеристиками, легко подвергались развитию невротических качеств и истощению, не могли мобилизоваться и противостоять развитию хронического стресса.

2. При психодиагностике структуры характера психологические тренинги и психокоррекционная работа психологов должна быть направлена на развитие выявленных и других недостающих свойств личности для профилактики синдрома хронического стресса.

3. Психическое или эмоциональное выгорание — это симптомокомплекс признаков развития у личности синдрома хронического стресса. Поэтому употребление выражения эмоциональное выгорание как не строго научного термина допустимо только в рамках рассмотрения признаков синдрома хронического стресса, который имеет несколько стадий развития.

4. Эмоциональное или, вернее, психическое выгорание клинически соответствует фазам или стадиям развития стресса — стадии тревоги, резистенции (адап-

тации) и истощения, по Г. Селье — в физиологическом аспекте и представляет собой общий адаптационный синдром. Синдром психологической защиты, по З. Фрейду, в психологическом аспекте также имеет свои особенности в клинико-поведенческом аспекте.

Таким образом, клинические, физиологические и психологические механизмы развития стрессовых расстройств, в целом клинико-психологические, составляют целостную картину: процесс человеческого реагирования как приспособления на требования социума. Этот процесс, трактуемый как эмоциональное выгорание, у различных личностей может не развиться, а может развиваться и симптоматически протекать с разными отличительными моментами, в зависимости от структуры личности, от профессиональных сложностей, интенсивности и длительности воздействия стрессогенных факторов и т. д. Эти отличия иногда могут трактоваться как нозологическое различие, но на самом деле это вариации на одну и ту же тему, которая рассматривается специалистами с разных точек зрения (в основном психологи и медики) в разных ракурсах.

1 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 1. № 1. С. 90-101.

2 Човдырова Г. С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. М., 1998. 156 с. ; Ее же. Личность в условиях социальной изоляции. Проблемы адаптации и повышения стрессоустойчивости. М., 2000. 288 с. ; Ее же. Концепция психологической адаптации личного состава МВД России к условиям профессиональной деятельности. М., 2008. 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.