ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС
Е. С. АГАПИТОВА, Н. А. ЛЕВИНА
Риск возникновения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС связан со спецификой их работы, предполагающей постоянное воздействие на них различных стрессогенных факторов.
В статье с целью профилактики возникновения симптомов эмоционального выгорания предлагается развивать такую способность личности у сотрудников МЧС, как жизнестойкость.
Развитие жизнестойкости рассматривается как эффективное противостояние стрессогенным факторам, как способ создания собственного, уникального смысла взаимодействия с богатым на стрессы миром.
Ключевые слова: жизнестойкость, синдром эмоционального выгорания, экстремальная деятельность.
Жизнедеятельность современного человека протекает в постоянно изменяющихся социальных и технологических условиях, в рамках постоянного роста требований к личности профессионала в различных областях. Современный ритм жизни людей связан с экстремальными жизненными ситуациями, которые, в свою очередь, могут провоцировать развитие стресса и возникновение эмоционального выгорания как психологического защитного механизма. Особенно ярко это прослеживается в профессиональной деятельности сотрудников МЧС, работа которых неотъемлемо связана с повышенным риском и требует чрезвычайной адаптации человека к постоянно меняющимся, повышенно опасным условиям труда.
Риск возникновения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС связан со спецификой их работы, предполагающей постоянное воздействие на них различных стрессогенных факторов: повышенная ответственность за жизни других людей, необходимость мгновенного принятия решений, экстремальная ситуация работы, страх за собственную жизнь, необходимость быть постоянно сосредоточенным и готовым действовать в самых неординарных и непредсказуемых ситуациях.
От правильных и своевременных действий сотрудников МЧС, от их умения мгновенно принять единственно правильное решение зависят жизни десятков, а порой и сотен людей, включая и их собственные жизни. Специфика работы требует от них способности противостоять любым жизненным трудностям, успешно преодолевать препятствия любой сложности и достигать поставленных целей.
В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретает проблема научного поиска эффективных способов повышения устойчивости сотрудников МЧС к деструктивному влиянию стресс-факторов, возникающих в профессиональной деятельности, что своим следствием будет иметь снижение риска возникновения у них синдрома эмоционального выгорания.
Психологическая помощь специалистам, подверженным негативным последействиям рабочих стрессов, в том числе и синдрому выгорания, имеет непосредственное отношение к сохранению профессионального и социально-общественного здоровья, а также к проблеме эффективности работы специалистов. Для наиболее эффективной адаптации к работе в экстремальных ситуациях, требующей мгновенного принятия решений, сотрудникам МЧС необходимо обладать способностью, которая дает возможность эффективно самореализовываться в любых жизненных ситуациях. В качестве такой способности, на наш взгляд, может выступать жизнестойкость человека. Это обусловлено тем, что жизнестойкость позволяет выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, не снижая при этом успешность выполнения деятельности [4].
Исследованием эмоционального выгорания занимались многие зарубежные (Х. Фрейнденберг, К. Маслач) и отечественные ученые: в среде педагогов (А. А. Реан, Л. М. Митина, Т. И. Ронгинская,
О. А. Баронина и др.), медицинских работников (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, Н. В. Козина и др.), социальных работников (Н. Е. Водопьянова,
Е. С. Старченкова и др.); управленцев (Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова и др.), у торгового персонала, менеджеров (А. Р. Фонарев, Н. Е. Водопьянова и др.), у психологов (Е. Г. Лешукова, А. Н. Моховиков и др.), у пенитенциарных служащих (О. В. Крапивина и др.). Изучением «выгорания» у сотрудников МЧС занимались Ю. С. Сидорович,
Н. В. Мушастая и др.
Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз») представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающего в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные)).
Впервые в 1974 г. этот феномен описал американский психолог и психиатр Х. Фрейнденберг и назвал его «bumout» (выгорание). Социальный психолог К. Маслач (1976 г.) определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Позднее К. Кондо определяет «bumout» как состояние деза-даптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. По В. В. Бойко (1999 г.), «эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [3].
Повышенно экстремальные условия работы сотрудников МЧС могут провоцировать возникновение у них симптомов эмоционального выгорания как психологической защиты, о чем свидетельствует:
- эмоциональный дефицит, проявляющийся в ощущении отсутствия возможности эмоционального соучастия и сопереживания;
- эмоциональная отстраненность, проявляющаяся в полном исключении эмоций из профессиональной деятельности;
- личностная отстраненность, проявляющаяся в утрате интереса к другим людям, которые воспринимаются лишь как объекты для манипуляций;
- психосоматические и психовегетативные нарушения, которые проявляются лишь при од-
ной мысли о субъектах профессиональной деятельности [3].
Кроме симптомов эмоционального выгорания как психологической защиты выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания как такового:
1) физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса, бессонница, затрудненное дыхание, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь, повышение артериального давления, язвы и воспалительные заболевания кожи, болезни сердечнососудистой системы);
2) эмоциональные симптомы (недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность, тревога, усиление иррационального беспокойства; неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины, истерики; душевные страдания, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
3) поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);
4) интеллектуальное состояние (утрата интереса к новшествам в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, потеря интереса к жизни; предпочтение шаблонных решений творческому подходу; избегание или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
5) социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).
Помимо выше названных симптомов исследователи (Н. А. Аминов, Е. И. Кальченко, В. Е. Орел, Лейтер и Харви) выделяют три основных фактора, играющих существенную роль в возникновении синдрома эмоционального выгорания - личностный, ролевой и организационный.
Личностный фактор. Ранее проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж работы, никак
не влияют на эмоциональное выгорание. Однако у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Лица, испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».
Х. Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Е. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной дея-тельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель -подчиненный», так и между коллегами.
По мнению К. Маслач, выгорание есть продукт взаимодействия личностных и ситуационных факторов, т. е. результат несоответствия между личностью и работой [5]. Выгорание рассматривается независимо от типа профессиональной деятельности и операционализируется как трехмерная конструкция, включающая в себя:
- эмоциональное истощение как основную составляющую «профессионального выгорания». Оно проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или в эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии;
- деперсонализацию, проявляющуюся в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, подчиненным, ученикам);
- редуцирование личных достижений, которое проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, снижении значимости собственных достижений, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.
На наш взгляд, учитывая выше перечисленные факторы, можно выделить две основные группы причин формирования эмоционального выгорания: специфика профессиональной деятельности (ролевой и организационный фактор; ситуационный фактор, по К. Маслач) и личностные характеристики сотрудников (личностный фактор).
Существует также двухфакторный подход, согласно которому в синдром «выгорания» входят:
- эмоциональное истощение - «аффективный» фактор, относится к сфере жалоб на плохое физическое самочувствие, нервное напряжение;
- деперсонализация - «установочный» фактор, проявляется в изменении отношений к клиентам или к себе.
При изучении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции это явление рассматривается как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Анализируя имеющиеся подходы к пониманию эмоционального выгорания, необходимо отметить, что, несмотря на различия подходов, общим для них является наличие «истощения», которое вызывается длительными эмоциональными перегрузками.
Перечни внешних проявлений выгорания, представленные в работах разных авторов (К. Ма-слач, Г. Э. Робертс), обладают определенным сходством:
- ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
- нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам);
- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
- утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
- повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
- упорное желание переменить род занятий;
- рассеянность;
- нарушение сна;
- обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Развитие синдрома эмоционального выгорания происходит постепенно. Вначале начинают расти напряженность в общении с коллегами, трудности в отношениях с начальством, конфликты в семье, физические и эмоциональные перегрузки. Человек все чаще тревожится и чувствует себя зависимым от работы.
Эмоциональное переутомление переходит в физическое. Нередко это сопровождается головной болью и простудой. Обычно после небольшого отдыха эти неприятные симптомы уменьшаются, однако при возвращении в прежнюю рабочую ситуацию вспыхивают с новой силой.
В целом, необходимо отметить, что эмоциональное выгорание возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы.
Следствием нарастающего напряжения при развитии синдрома эмоционального выгорания может стать:
- неадекватное, избирательное реагирование на происходящее;
- ухудшение психического здоровья;
- раздражительность;
- утомление;
- головные боли;
- рост конфликтности с собеседниками;
- негативные установки по отношению к клиентам и др.
Таким образом, последствия эмоционального выгорания можно разделить на: физические, эмоциональные, межличностные, установочные и поведенческие. Данные проявления эмоционального выгорания могут негативно сказаться не только на работе, но и на личности профессионала в целом.
Среди существующих способов профилактики эмоционального выгорания можно отметить:
- включение в рабочий график «тайм-аутов» для обеспечения психического и физического благополучия;
- определение совместно с сотрудниками краткосрочных и долгосрочных целей;
- научение сотрудников умениям и навыкам саморегуляции;
- профессиональное развитие и самосовершенствование сотрудников;
- обмен профессиональной информацией для расширения кругозора и разгрузки;
- научение способам эмоционального общения,
- физические упражнения как разрядка накопившейся энергии и др.
В нашем исследовании с целью профилактики возникновения симптомов эмоционального выгорания предлагается развивать такую способность личности, как жизнестойкость. Развитие жизнестойкости может выступать как эффективное противостояния стрессогенным факторам, как способ создания собственного, уникального смысла взаимодействия с богатым на стрессы миром.
В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, использующими такие понятия, как копинг-стратегии, стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство: Н. В. Тарабрина, М. Ш. Магомед-Эминов, Н. Н. Пуховский, Ф. Е. Василюк, К. Муз-дыбаев, В. Лебедев, М. М. Решетников, Ц. П. Короленко, Ю. Александровский и др. В основном авторы рассматривают данную проблему в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов [2].
Современными отечественными психологами выявлены личностные характеристики, ответственные за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями, введено понятие личностного адаптационного потенциала, определяющего устойчивость человека к экстремальным факторам (А. Г. Маклаков), понятие «личностный потенциал» (Д. А. Леонтьев) на основе синтеза философских
идей М. К. Мамардашвили, П. Тиллиха, Э. Фромма и В. Франкла.
Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как «воля», «сила Эго», «внутренняя опора», «локус-контроль», «ориентация на действие», «воля к смыслу» и др. Наиболее полно, с точки зрения Д. А. Леонтьева, этому понятию в зарубежной психологии соответствует понятие «hardiness», введенное С. Мадди.
В отечественной литературе принято переводить «hardiness» как «стойкость» или «жизнестойкость» (Д. А. Леонтьев).
Теория С. Мадди об особом личностном качестве «hardiness» возникла в связи с разработкой им проблем творческого потенциала личности и регулирования стресса. С его точки зрения, эти проблемы наиболее логично связываются, анализируются и интегрируются в рамках разработанной им концепции «hardiness».
Жизнестойкость («hardiness») включает в себя трехкомпонентную структуру:
- вовлеченность как способность получать удовольствие отсобственной деятельности;
- контроль как возможность повлиять на результат происходящего;
- принятие риска как убежденность в том, что все происходящее с человеком способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта.
Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности [4].
Понятие жизнестойкости, введенное С. Кобейса и С. Мадди (Kobasa, Maddi, Kobasa), находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним.
Прикладной аспект жизнестойкости обусловлен той ролью, которую эта личностная переменная играет в успешном противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным исследований, жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
Жизнестойкость, согласно С. Мадди, - это внутренний ресурс, подвластный самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, это установка,
придающая жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Именно жизнестойкость необходима для овладения жизненно эффективными способами совла-дания, предупреждающими возникновение и развитие эмоционального выгорания.
С. Мадди подчеркивает важность выраженности всех трех компонентов (вовлеченность, контроль, принятие риска) для сохранения здоровья, оптимального уровня работоспособности и активности в стрессогенных условиях.
Понятие ^аМтеББ» не тождественно понятию копинг-стратегий или стратегий совладания с жизненными трудностями. С точки зрения Р. Лазаруса и С. Фолкман, это стратегии, направленные на преодоление жизненных трудностей, а именно: стратегия противостоящего совладания, стратегия дистанцирования, стратегия самоконтроля и др. Во-первых, копинг-стратегии - это приемы, алгоритмы действия, привычные и традиционные для личности, в то время как ^аМтеББ» - черта личности, установка на выживаемость. Во-вторых, копинг-стратегии могут принимать как продуктивную, так и непродуктивную форму, даже вести к регрессу, а ^аМтеББ» - черта личности, позволяющая справляться с дистрессом эффективно и всегда в направлении личностного роста.
В отечественной психологии нет понятия, полностью идентичного понятию жизнестойкость С. Мадди. С жизнестойкостью соотносятся: стилевые закономерности (А. А. Либин), субъектность (А. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,
В. А. Петровский, А. К. Осницкий), личностноситуационное взаимодействие (Е. Ю. Коржова), смысл жизни (В. Э. Чудновский), жизнетворчество (Д. А. Леонтьев), самореализация личности (Л. А. Коростылева). Близкими понятиями представляются стилевые закономерности, стилевые проявления (А. А. Либин) как различия в способах взаимодействия людей с окружающим миром и друг с другом.
В зарубежных исследованиях жизнестойкость изучалась в большей степени с точки зрения ее связи с адаптацией к стрессу, психического и психологического здоровья: психологические
факторы совладания со стрессом Ла Грека, отношения между ^аМтеББ» и напряжением в условиях, индуцирующих тревогу Солканы и Сикора, влияние ожидания результата на физическое благополучие человека Ч. Шейер и М. Карвер, роль качества ^аМтеББ» в преодолении повседневного стресса И. Солковой и П. Томанека.
В концепциях этих авторов речь идет не о разных подходах к проблеме психологической устой-
чивости и жизнестойкости человека, а о разных уровнях анализа этого процесса: от адаптации к са-модетерминации и реализации своего жизненного предназначения.
В целом можно, сделать вывод о том, что большое количество исследователей рассматривают «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации-дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди рассматривает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие «hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития.
С. Ханг, рассматривая взаимосвязь жизнестойкости и стресса, пришел к выводу о том, что люди с высокой степенью выраженности качеств жизнестойкости имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, путем когнитивной оценки.
Зарубежные психологи В. Флориан, М. Ми-кулинчер и О. Таубман в своем исследовании выявили, что высокий уровень жизнестойкости способствует сохранению психического здоровья в напряженной ситуации, что можно рассматривать в качестве условия предупреждения эмоционального выгорания.
Анализ данных, полученных нами в ходе проведения эмпирического исследования на базе ГУ МЧС России по Тамбовской области, свидетельствует о наличии взаимосвязи между жизнестойкостью и эмоциональным выгоранием, причем, чем более подвержены сотрудники МЧС эмоциональному выгоранию, тем ниже у них уровень сформи-рованности компонентов жизнестойкости [1].
Все вышесказанное подтверждает наше предположение о том, что развитие жизнестойкости является неотъемлемым условием предупреждения эмоционального выгорания, особенно учитывая специфику работы сотрудников МЧС. Это позволяет говорить о двух группах причин возникновения эмоционального выгорания у сотрудников МЧС:
спецнфнка профессионального деятельности:
- постоянная работа с людьми;
- повышенный уровень ответственности за жизни других людей и собственную жизнь;
- необходимость принятия самостоятельных и своевременных ответственных решений;
- неординарность и непредсказуемость развития рабочих ситуаций;
личностные характеристики сотрудников:
- низкий уровень развития жизнестойкости;
- мотивация избегания неудач;
- отчуждение от работы;
- низкий уровень саморегуляции;
- низкий уровень стрессоустойчивости.
В целом, можно отметить, что жизнестойкость - это интегральная характеристика личности, обладающая трехкомпонентной структурой. Развивая компоненты жизнестойкости, можно предупредить возникновение эмоционального выгорания даже в такой наполненной ежедневными стрессами профессиональной деятельности, как служба в МЧС.
Литература
1. Агапитова Е. С. Жизнестойкость как внутренний ресурс, препятствующий возникновению эмоционального выгорания у сотрудников МЧС // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012» / отв. ред. А. И. Андреев [и др.]. М., 2012.
2. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня: сб. научн. тр. / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово, 2004. Вып. 2. С. 82-90.
3. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
5. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. URL:http://hrland.com
* * *
PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF VITALITY AND THE PROBLEM OF THE PREVENTION OF EMOTIONAL BURNING OUT AT THE STAFF OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS
Ye. S. Agapitova, N. A. Levina
The risk of emergence of emotional burning out at the staff of the Ministry of Emergency Situations is connected with specifics of their work assuming continuous impact on them of various stressful factors. In article for the purpose of prevention of emergence of symptoms of emotional burning out it is offered to develop such ability of the personality at the staff of the Ministry of Emergency Situations as vitality. Development of vitality is considered as effective opposition to stressful factors, as a way of creation of own, unique sense of interaction with the rich world on stresses.
Key words: vitality, syndrome of emotional burning out, extreme activity.