в системе профессионально-трудовых отношений города-курорта. - М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2010. с.202-214.
8. Макаревская Ю.Э. Личностная идентичность: диагностика и классификация признаков // Дружининские чтения: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 мая 2013 г., г. Сочи, Сочинский государственный университет [Электронный ресурс] / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой.Электрон. текст. дан. (1 файл 2,8 Мб) - Вып. 2. - Киров: МЦНИП, 2013. - 417 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906223-23-4. с.165-171.
9. Макаревская Ю.Э. Толерантность как профессионально важное качество специалистов сферы сервисного обслуживания города-курорта Сочи // Известия
Юрова К.И., Юров И.А.
психологические свойства менеджеров различного уровня образования
Социологический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию менеджмент: «Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами)» [2 ]. В работах В.С. Алексеевского и Э.М. Короткова, М.Г. Лапуста, О.Н. Истратовой, Т.В. Эксакусто и др. описывается большое разнообразие специальностей в области менеджмента и основные признаки менеджмента как типа управления [1,3,5,6,8].В литературе недостаточно исследований по психологическим особенностям деятельности менеджеров в конкретных ситуациях, и мало работ, связанных с психологической дифференциацией работы менеджеров с разным образованием [1].
Объектом исследования стали 30 менеджеров в возрасте 22-32 лет Торгового Центра (ТЦ) «Мега» г. Краснодара: 15 менеджеров с неполным и полным средним образованием и 15 менеджеров с высшим образованием. Исследование проводилось в течение шести месяцев с использованием следующих методов: тестирование (К.Томаса, Басса-Дарки, Г.Айзенка, Ч.Спилбергера-Ханина), бе-
седы, включенное наблюдение, анализ деятельности, различие определялось с помощью критерия Стьюдента.Полученные результаты с помощью методики К.Томаса представлены в таблице 1.
№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием Статистиче ское различие
t Р
1 Соперничество 7 5 - -
2 Сотрудничество 8 4 2,2 0,05
3 Компромисс 6 5 - -
4 Избегание 4 9 2,35 0,05
5 Приспособление 5 8 2,!8 0,05
Из таблицы видно, что у менеджеров с высшим образованием по трем показателям значения выше, чем у менеджеров со средним образованием. Включенное наблюдение показало, что соперничество свидетельствует о сильной цели реализовать товар, о широком диапазоне коммуникативных операций, об использовании всего арсенала интеллектуальных и волевых качеств в работе с покупателями. Показатель сотрудничества свидетельствует о конструктивном и деловом взаимодействии с клиентами [3].
Полученные результаты с помощью опросника Басса-Дарки представлены в таблице 2.
Таблица 2
№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием статистическое различие
t Р
1 Физическая агрессия 3 3 - -
2 Косвенная агрессия 4 7 2,2 0,05
3 Раздражение 4 9 2,45 0,05
4 Вербальная агрессия 5 5 - -
5 Обида 3 6 2,!8 0,05
6 Подозрительность 5 8 2,24 0,05
7 Негативизм 3 4 - -
8 Чувство вины 4 8 2,37 0,05
9 Индекс агрессивности 12 17 - -
10 Индекс враждебности 8 14 2,21 0,05
Из таблицы видно, что у менеджеров с высшим образованием по восьми показателям значения ниже, чем у менеджеров со средним образованием. Уста-
новлено, что время общения с покупателем у менеджеров с высшим образованием (12 против 8 минут) и количество проданного товара как в количественном, так и стоимостном выражении больше (80% против 65% от максимальной суммы), чем у менеджеров со средним образованием (все различия достоверны на 5% уровне значимости).
Результаты, полученные по методике Г.Айзенка, представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием Статистическое различие
t Р
1 Экстраверсия 13 12 - -
2 Интроверсия 11 12 - -
3 Нейротизм 10 14 2,25 0,05
4 Самооценка 2 1,5 - -
Как видно из таблицы, что менеджеры со средним образованием больше подвержены эмоциональным факторам и в трудной ситуации проявляют нейро-тизм, что, безусловно, сказывается на эффективности их деятельности.
Полученные нами данные по тесту Ч.Спилбергена-Ханина представлены в таблице 4.
Таблица 4
№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием Статистическое различие
t Р
1 Личностная тревожность 39 45 2,32 0,05
2 Реактивная тревожность 41 47 2.41 0,05
При сравнении показателей четырех таблиц было установлено, что у менеджеров с высшим образованием высокие положительные показатели сотрудничества и соперничества совпадают с низкими показателями физической агрессии, обиды и негативизма, повышенной экстраверсией, пониженным уровнем нейротизма, личностной и реактивной тревожности. Это сочетание показателей можно назвать системокомплексом успешного менеджера [3].
Выводы: 1. Эффективность работы менеджеров с высшим образованием низшего звена выше, чем аналогичная работа менеджеров со средним образованием. Высшее образование даже при работе не по вузовской специальности имеет большое значение и производственную эффективность.
Работа подтверждает целесообразность получения высшего образования в области гуманитарных наук, несмотря на якобы переизбыток и невостребованность этих профессий.2. Доходы (зарплата, премии, бонусы) у менеджеров с высшим образованием выше, чем у менеджеров со средним образованием в связи с тем, что у них выше интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые качества.3. У менеджеров с высшим образованием более высокая вероятность карьерного роста, еще и потому, что у них быстрее формируется положительный системокомплекс успешного менеджера, чем у менеджеров со средним образованием [3].
литература
1. Словарь-справочник / Под ред. М.Г.Лапусты. - М.: ИНФРА, 1996 . 608 с.
2. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор -академик РАН Г.В.Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА, 1998.672 с.
3. Юров И.А. Регулирование конфликтных ситуаций в организации: тезисы докладов конф. «Бизнес. Общество. Человек». // Организационная психология. Т.3- М.: НИУ ВШЭ, 2013. С.192.
4. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, Сочинский государственный университет, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской, Ю.Э. Ма-каревской, С.Н. Тесля, В.П. Шувановой. -Электрон.текст. дан. - Киров: МЦНИП,
Китова Д.А., Шаков А.М.
отношение к собственности как предмет психологического исследования
Переход страны к рыночным отношениям ознаменован многочисленными инновациями в сфере социально-экономических взаимоотношений в обществе. Происходящие изменения в первую очередь детерминированы изменениями в отношениях собственности. Одно из главных требований рыночной экономики заключается в том, что каждый участник, хозяйственной деятельности должен