Научная статья на тему 'Психологические аспекты персонального имиджа жителей города-курорта Сочи'

Психологические аспекты персонального имиджа жителей города-курорта Сочи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / IMAGE / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PERSONAL IMAGE / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOR / SELF-IDENTITY OF A PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранова С. А., Макаревская Ю. Э.

В статье отражены результаты анализа проблемы персонального имиджа жителей города-курорта Сочи. Основой для выделения и исследования психологических аспектов персонального имиджа жителей города-курорта Сочи послужила трехлучевая модель персонального имиджа типа «личность деятельность отношения», которая основана на одном из фундаментальных положений психологической науки о том, что личность не существует вне деятельности и общения. Представлены исследования различных феноменов, имеющих отношение к персональному имиджу жителей нашего города-курорта, таких как: толерантность жителей г. Сочи; характеристики этнической идентичности сочинцев; типичные представления жителей г. Сочи о среде обитания; самоидентификационные характеристики представителей различных национальностей, проживающих в г. Сочи; нравственные представления и представления о нормальном поведении. В заключении, представлена трехлучевая модель персонального имиджа жителей города-курорта Сочи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of the personal image of the Sochi-city residents

This paper presents the results of analysis of the personal image of the local people in Sochi. A three-rayed model serves the basis for the singling out and study of the psychological aspects of personal image of the residents of Sochi. It has been built as a three-rayed model of personal image alike «personality-activity-relationship», which is based on one of the fundamental principles of psychology that a person does not exist outside activities and communication. It presents the study of various phenomena related to the personal image of the inhabitants of the city-resort, such as: tolerance of the Sochi mountainous regions inhabitants; characteristics of Sochi-dwellers ethnic identity; typical representations of the residents of Sochi about the city environment; self-identification characteristics of various nationalities living in the Sochi-city; moral concepts and ideas concerning normal behavior. It concludes providing with a three-rayed model of a personal image of the Sochi local community.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты персонального имиджа жителей города-курорта Сочи»

on self-report scales Personality and Individual Differences. 1998. V.25. P. 187-193.

10. Milgram N., Dangour W., & Raviv A. Situational and personal determinants of academic procrastination // Journal of General Psychology. 1992. № 119. P. 123133.

11. Milgram, N., Tenne, R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination //European Journal of Personality. 2000. V.14. P.141-156.

12. Ferrari J.R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // J. of Psychopathology and Behavioural Assessment. 1992. V.14. №2. P. 97-110.

Баранова C.A., Макаревская Ю.Э.

психологические аспекты персонального имиджа жителей города-курорта сочи

Введение.

Сочи - легендарный курорт российского Причерноморья, самый длинный город в Европе и единственный курорт России с экзотическим климатом влажных субтропиков. Сочи считается самым большим курортным городом страны, по своей территории он превосходит размеры 28 государств мира. Протяженность города по береговой линии Черного моря составляет 145 км. Урбанизация этого района началась не ранее средины 1930-х г. и осуществлялась на всех этапах истории на базе государственных программ, направленных на развитие рекреационного потенциала района. Это определило, как численность, так и структуру населения города. Если в 1926 г. в городе Сочи насчитывалось не более 15 тысяч жителей, то уже в 1979 году их стало 245 тысяч. К 2012 г. - 360,3 тысячи, а с жителями поселков, входящих в агломерацию уже 437, 6 тысяч.

По данным от Росстата по национальному составу Краснодарского края при переписи населения в 2010 году из 420 589 жителей в городском округе Сочи, национальность указана у 403 401 чел. из них (народы более 1000 чел.) составляют:

Национальная принадлежно сть Численность лиц соответствующей национальности Процентное соотношение

русские 282 072 чел. 69,92 %

армяне 81 045 чел. 20,09 %

украинцы 9240 чел. 2,29 %

грузины 8190 чел. 2,03 %

Национальная принадлежность Численность лиц соответствующей национальности Процентное соотношение

адыги 4282 чел. 1,06 %

шапсуги 1897 чел. 0,47 %

адыгейцы 2385 чел. 0,59 %

греки 3292 чел. 0,82 %

татары 1986 чел. 0,49 %

белорусы 1765 чел. 0,44 %

абхазы 1228 чел. 0,30 %

осетины 1133 чел. 0,28 %

другие 9168 чел. 2,27 %

всего 403 401 чел. 100,00 %

Миграции оказали существенное влияние на национальный состав города Сочи. В городе преобладает русское население, но заметно и присутствие других общин. Современная русская община в городе сокращается, так как естественная убыль русских не компенсируется даже миграционным приростом [5].

В городе Сочи представлены и коллективистский и индивидуалистический типы культур. Это говорит о том, что персональный имидж жителей, населяющих город-курорт можно рассматривать как сочетание ряда внешних и внутренних факторов. Однако есть дополнительные аспекты, имеющие отношение к персональному имиджу жителей города-курорта Сочи.

Мы приведем данные исследований, которые проясняют картину психологического аспекта персонального имиджа жителей города-курорта Сочи.

Материалы и методы.

На базе Сочинского государственного университета сотрудники кафедры общей психологии и социальных коммуникаций более 10-ти лет проводят научные исследования различных феноменов, имеющих отношение к персональному имиджу жителей нашего города-курорта.

В числе таких феноменов:

- толерантность жителей гор. Сочи;

- характеристики этнической идентичности сочинцев;

- типичные представления жителей г. Сочи о среде обитания;

- самоидентификационные характеристики представителей различных национальностей, проживающих в г. Сочи;

- нравственные представления и представления о нормальном поведении.

В число методов исследований входили: наблюдение, опрос, анкетирование, структурированное и полуструктурированное интервью, методы психологического тестирования, семантический дифференциал, метод семантических универсалий, а так же методы статистической обработки данных (расчеты мер центральной тенденции, критерии вывода (^Стьюдента, Красала-Уоллеса и др.)

Исследование.

Основой для выделения и исследования данных компонентов послужила трехлучевая модель персонального имиджа типа «личность - деятельность

- отношения», которая основана на одном из фундаментальных положений психологической науки о том, что личность не существует вне деятельности и общения; кроме того, о качествах личности мы судим по ее поступкам и отношениям.

Психологически обоснованно строить модель персонального имиджа по трем следующим векторам: «личностные качества» - «деятельность (поведение)»

- «отношения».

Личностный компонент в данной модели представлен потенциалом, ценностными ориентациями и характеристиками направленности личности.

Деятельностный и отношенческий компоненты модели наполнены характеристиками поведения, общения и взаимодействий прототипа имиджа.

В нашей работе мы будем рассматривать персональный имидж как мнение, которое сложилось у определенной группы людей, о каком-либо объекте (А. Н. Жмыриков, А. Б. Зверинцев, Ю. А. Панасюк, А. М. Цуладзе и др.). Данное мнение формируется в результате возникновения образа объекта. Предложенная трехлучевая модель не выходит за рамки психологического подхода к структуре имиджа, где представлены следующие компоненты:

1. Габитарный имидж - это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия и оценки имиджформирующей информации о его внешнем виде.

2. Этологический имидж - это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия и оценки имиджформирующей информации о его поведении.

3. Овеществленный имидж - образ (имидж) человека создается на основе оценки результата его труда.

4. Средовой имидж - это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия и оценки имиджформирующей информации о среде его обитания (кабинет, рабочий стол, приемная с секретарем, автомобиль).

5. Вербальный имидж - это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия и оценки имиджформирующей информации о его вербальной продукции.

6. Невербальный имидж - это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия и оценки имиджформирующей информации о его невербальной продукции [1,2].

Таким образом, мы предоставим информацию в имиджформирующем аспекте, о характеристиках поведения сочинцев в основе которого лежат

психологические компоненты, отраженные в указанной выше модели.

Ряд исследований, результаты которых представлены в данной статье, проходил на протяжении предшествующих 3-7 лет [3-10].

Результаты.

Рассматривая результаты исследования толерантности жителей города Сочи (методика Солдатовой Г.У.), мы исходим из того, что терпимость в отношениях -это общенациональная ценность (Золотухин В.М.) [9].

Фокусом толерантности жителей города Сочи является толерантность как черта личности, т.е. сочинцы в целом толерантны за счет своих внутренних установок и убеждений. Наиболее выраженной интолерантной установкой сочинцев является консерватизм в оценке других людей и неумение сглаживать неприятные чувства при общении с некоммуникабельным партнером.

По половому признаку: женщины, живущие в городе Сочи характеризуется большей социальной терпимостью чем мужчины; мужчины-сочинцы более коммуникативно толерантны.

Жители г. Сочи, относящиеся к кавказской группе, проявляют большую этническую и социальную толерантность, чем представители славянских национальностей. А общая коммуникативная толерантность в славянской группе выше. Это говорит о том, что славяне значительно больше кавказцев приспосабливаются к характеру и желаниям других людей.

В зрелом и пожилом возрасте показатели этнической, социальной, общей коммуникативной толерантности снижаются. Представители подросткового, юношеского и среднего возраста проявляют большую терпимость в оценке др. людей, в отношении некоммуникабельного партнера по общению [7].

Имиджевые характеристики:

- сочинцы гибко реагируют на различные варианты поведения людей различных национальностей.

- в сфере коммуникации жители Сочи славянских национальностей более терпимы: не «цепляются» к словам, легко вступают в контакт.

- у сочинцев есть стереотипы в оценке других людей (особенно приезжих, отдыхающих), переубедить их в этом сложно.

- от сочинцев следует ожидать терпимости в отношении дискомфорта, создаваемого др. людьми. Эта характеристика лежит в основе дружелюбного отношения жителей города Сочи к гостям.

Далее были изучены типичные представления жителей города Сочи о среде обитания. Представления являются результатом отражения в сознании и самосознании людей не только условий их жизнедеятельности, но и возможностей, которые предоставляет им среда. В свою очередь, будучи сформированными, они оказывают влияние на поведение человека практически во всех ситуациях социального взаимодействия [5].

Изучив представления о среде обитания сочинцев, мы пришли к выводу, что, во-первых 2/3 жителей представляют её как среду, формирующую инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении,

отстаивание своих интересов, т.е. карьерная среда, во-вторых, 1/4 сочинцев - как среду, не поддерживающую активность личности, т.е. догматическая среда, в-третьих, 5,8% опрошенных жителей, как среду творческую, наиболее благоприятную для развития доброй воли, энтузиазма, морального эстетизма личности, и в-четвертых 1,2% опрошенных, как безмятежную среду.

Имиджевые характеристики:

- в поведении ожидаема инициатива, подкрепленная разумным расчетом возможной выгоды;

- преобладает ориентация на статусную позицию, использование внешней атрибутики власти и успеха;

- большая часть населения подвержена подчинению, прямому приказу, указанию на правила, нравственные нормы и традиции;

- в поведении ожидаема пассивность вплоть до отказа подчиняться, если это не освещено в официальных правилах и нормах.

Исследование этнической идентичности — это определение того, как осознают себя представители определенного этноса. Для сочинцев это важная характеристика. Так, в ходе исторического развития могут быть утеряны и язык, и общая территория, и даже культурные традиции, но пока сохраняется этническое самосознание, не тускнеет и образ этнического «мы». В результате диагностики были определены типы распределения разных типов этнической идентичности среди жителей города Сочи. Примерно 70% сочинцев с безопасной этнической идентичностью. Более 50% сочинцев имеют представления о социальной дистанции между своей и другими этническими группами, сохраняя положительное отношение к собственному народу, позитивно относятся и к другим народам. Для 15% сочинцев вопрос об этнической идентификации не актуален. Ожидаемо нейтральное отношение к представителям различных национальностей. Около 10% сочинцев могут испытывать чувство превосходства своего народа над другими, сознательно стремиться не «смешиваться» с другими национальностями [8].

Имиджевые характеристики:

- сочинцы открыто проявляют в поведении этнокультурные интересы и потребности, а так же этногрупповую солидарность;

- жители Сочи в большинстве своем толерантно ведут себя в этноконтактных ситуациях;

- возможны такие поведенческие варианты отношения сочинцев к представителям других национальностей, как: стремление к превосходству, выделению своей нации, демонстрации различных форм этнической нетерпимости, от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы.

Далее, были рассмотрены результаты исследования самоидентификации жителей города Сочи. Личная идентификация - это ответ на вопрос об отношении личности к самой себе, о тех признаках и характеристиках по которым

человек осознает свою уникальность, неповторимость и непрерывность своего существования [10]. Являясь одним из самых глубинных и ядерных образований личности, идентичность регулирует целостность протекания всех психических процессов, последовательность действий и поведения индивида. То есть это один из важнейших психологических компонентов, из числа тех, которые можно обсуждать в аспекте проблем межэтнического общения. То, что человек думает о себе, чувствует по отношению к себе, проявляется в его отношениях с другими людьми. [5].

Имиджевые характеристики:

- в персональном имидже сочинцев независимо от их национальности отражены их жизненные ценности, принципы, убеждения, идеалы, отношение к другим людям - это так называемые универсальные самидентификационные характеристики;

- представителям русской национальности в городе Сочи более свойственно выделять себя среди других людей через проявление своего настроения, чувств, сферы интересов, значимых достижений;

- для сочинцев представителей армянской национальности характерно проявление себя через такие признаки идентичности как взгляд, улыбка, мимика, жесты, интонация голоса, смех, походка;

- грузины и абхазы склонны выделять себя через стилевые характеристики деятельности.

И, в заключении, рассмотрим результаты исследования представлений жителей города Сочи о нормальном поведении [3]. Представители всех национальностей сошлись во мнении о том, что человек с нормальным поведением должен быть «общительным», «смелым» и «порядочным». По мнению русских, армян и греков человек с нормальным поведением еще должен быть «доброжелательным», «сильным» и «обаятельным». Русские и армяне, нормальное поведение считают «естественным», а вот русские и греки называют его ещё и «умным». О «полезности» жителя города Сочи с нормальным поведением говорят представители грузинской и греческой выборок. Сочинцы армяне считают, что местный житель должен быть веселым. В отличие от других сочинцев, грузинские респонденты отмечают, что житель с нормальным поведением должен быть уравновешенным и щедрым. Оценивая людей с нормальным поведением, только представители греческой диаспоры указывают на необходимость присутствия уверенности, бережливости, уважения и тактичности [3,4].

заключение.

На основе анализа данных представленных выше исследований в заключении можно выделить модель персонального имиджа по трем следующим векторам: «личностные качества» - «деятельность (поведение)» - «отношения».

Личностные качества:

- толерантность как черта личности;

- позитивная этническая идентичность;

- выраженные эмоциональные самоидентификации;

- регуляция психической деятельности через убеждения, идеалы, принципы;

- коммуникативная толерантность.

Деятельность (поведение):

- открытое проявление этнокультурных интересов и потребностей, этногрупповой солидарности;

- толерантное поведение в этноконтактных ситуациях;

- демонстрация статусной позиции, использование внешней атрибутики власти и успеха;

- выраженная экспрессия.

Отношение:

- дружелюбное, гостеприимное, ожидания тактичности и внимания к национальным традициям от гостей города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литература

1. Горчакова В. Г. Имиджелогия. Теория и практика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Горчакова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 335 с.

2. Социальное пространство имиджа: Монография / М.О. Кошлякова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 152 с.

3. Баранова С.А. Этнокультурные особенности представлений о нормальном поведении // Дружининские чтения: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 мая 2013 г., г. Сочи, Сочинский государственный университет [Электронный ресурс] / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой.Электрон. текст. дан. (1 файл 2,8 Мб) - Вып. 2. - Киров: МЦНИП, 2013. - 417 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906223-23-4. с.11-21.

4. Баранова С.А. Представление о совести молодых людей с разными уровнями самооценки // Известия Сочинского государственного университета. 2014. № 2 (30) с. 245-248.

5. Баранова С.А., Макаревская Ю.Э Психологические аспекты безопасности межнационального общения в полиэтнической среде (на примере г. Сочи) // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4-2 (28). с. 11-18.

6. Баранова С.А. Новикова С.С. Надиндивидуальные ценности и различия в социальных представлениях подростков о нормативном поведении. Рецензируемый электронный научный журнал GESJ: Education Science and Psychology 2012 | No.2(21), с. 47-52

7. Социальная психология труда: Теория и практика. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Л.Г. Дикая// Макаревская Ю.Э., Базалева Л.А. Толерантность жителей

в системе профессионально-трудовых отношений города-курорта. - М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2010. с.202-214.

8. Макаревская Ю.Э. Личностная идентичность: диагностика и классификация признаков // Дружининские чтения: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 мая 2013 г., г. Сочи, Сочинский государственный университет [Электронный ресурс] / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой.Электрон. текст. дан. (1 файл 2,8 Мб) - Вып. 2. - Киров: МЦНИП, 2013. - 417 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906223-23-4. с.165-171.

9. Макаревская Ю.Э. Толерантность как профессионально важное качество специалистов сферы сервисного обслуживания города-курорта Сочи // Известия

Юрова К.И., Юров И.А.

психологические свойства менеджеров различного уровня образования

Социологический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию менеджмент: «Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами)» [2 ]. В работах В.С. Алексеевского и Э.М. Короткова, М.Г. Лапуста, О.Н. Истратовой, Т.В. Эксакусто и др. описывается большое разнообразие специальностей в области менеджмента и основные признаки менеджмента как типа управления [1,3,5,6,8].В литературе недостаточно исследований по психологическим особенностям деятельности менеджеров в конкретных ситуациях, и мало работ, связанных с психологической дифференциацией работы менеджеров с разным образованием [1].

Объектом исследования стали 30 менеджеров в возрасте 22-32 лет Торгового Центра (ТЦ) «Мега» г. Краснодара: 15 менеджеров с неполным и полным средним образованием и 15 менеджеров с высшим образованием. Исследование проводилось в течение шести месяцев с использованием следующих методов: тестирование (К.Томаса, Басса-Дарки, Г.Айзенка, Ч.Спилбергера-Ханина), бе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.