МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
2. Михайлова Т.В. Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя. Автореферат.-Чеб.2008 - 38.с
3. Пакет психодиагностических методик: Для практического использования в работе школьного психолога /Методики систематизировал и подготовил к использованию проф. В.Г. Асеев. - Иркутск, 1991. - с. 169.
4. Смолина В.В. Подростковый возраст как возраст самоутверждения личности. М. 2006, с. 78
5. Шадже А.Ю. Зависимость ценностных ориентации студентов от смены видов деятельности. Методические рекомендации. М., 2001. с. 28
© Э.А.Пирмагомедова , 2016
УДК 159.96
О.П. Степанова
канд. псих. наук, доцент А.А. Серебрякова, Ст. преподаватель Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова.
г. Магнитогорск, РФ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития одаренных детей дошкольного возраста. Подробно характеризуются психологические проблемы одаренного ребенка, сопровождающие его в процессе творческого самовыражения и развития.
Ключевые слова
Особенности одарённых детей; проблемы одарённого ребёнка, родитель, учитель,
психолог, школьный возраст.
Проблем в современном мире очень много. Наиболее актуальной является проблема одаренности. Общество всегда нуждалось в неординарной личности. Ведь не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения требует постоянная динамика современной окружающей среды. Количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, растет, ведь количество одаренных по различным категориям детей увеличивается. Задача специальной психологии - помочь решить уникальному ученику его психологические проблемы. Нередко одарённость остаётся незамеченной, неоцененной. Например, когда ребёнок не особо успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. На мой взгляд, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала [2]. Данный подход отличается от общепринятого смещением акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. Важным становится понимание трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин неуспеваемости в школе с целью оказания поддержки и психологической помощи [6].
Основными проблемами одаренного ребенка являются:
1. Склонность к индивидуализму, эгоцентризм, коммуникативные трудности. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. При дальнейшей профессиональной деятельности, к примеру, это приводит к неспособности эффективно работать в группе. Одними из основных проблем снижения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
социальной адаптации личности являются коммуникативные трудности.
2. У многих одаренных детей присутствуют также протест против любых ограничений, отсутствия или недостаток ответственности, непереносимость ситуации неуспеха, проигрыша.
3. Интерес к игре. Одарённым детям нравятся неинтересны те забавы, которыми увлекаются их сверстники средних способностей, им нравятся игры сложнее. По причине этого нередко одарённый ребёнок замыкается, находится в изоляции
4. Различие между интеллектуальным, социальным и физическим развитием. Одарённые дети часто предпочитают общаться и играть с детьми постарше. Вследствие чего им порой трудно становиться лидерами, так как в физическом развитии они уступают последним.
5. Нереалистические цели. Нередко одарённые дети ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, что приводит к высоким достижениям, как не стремление к совершенству?
6. Сверхчувствительность. Одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают связи и отношения, они критично относятся не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более раним, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими.
7. Страх ошибки. В порицании неудач ребенка следует контролировать проявления собственных негативных эмоций.
8. Проблемы саморегуляции. Одаренные дети уделяют внимание только той деятельности, которая вызывает интерес. Деятельность, не входящую в сферу их склонностей многие одаренные дети игнорируют, пользуясь нетребовательным отношением к этому взрослых. В итоге одаренные дети, проявляя очевидную склонность, интерес к любимому труду, все же не проявляют желания и умения заниматься, когда от них требуется проявить волевое усилие.
9. Проблема общения с взрослыми. Родители, обнаружив талант ребенка, ограничивают игры, общение с детьми, акцентируя внимание лишь на данном виде деятельности. Иногда это приобретает почти маниакальную форму, свои нереализованные способности и амбиции они вымещают их на ребенке, что приводит к неврозам, болезням, отсутствию взаимопонимания.
Под воздействием общества многие дети скрывают свою тягу к тому или иному предмету, боятся быть непонятыми, осмеянными сверстниками.[1] Непросто увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Важно и то, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавали необходимые условия для его роста. Благодаря этому одну их главных задач улучшения системы образования представляет раннее обучение, выявление и воспитание одаренных и талантливых детей. Часто приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Ведь творческое мышление одаренного ребенка нередко рассматривается как негативизм или отклонение от нормы. Родители нередко сталкиваются с определенными трудностями еще до поступления ребенка в школу. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, объясняя это тем, что они не готовы к школе в плане социальном. Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Многие родители считают, что детям нужно заняться чем то посложнее, ведь заметна существенная разница в развитии со сверстниками. Возникает вопрос, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс? Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках. В формировании позитивной Я- концепции одаренного ребенка важную роль играет семья, дом. Ребенок, рано пошедший в школу, лишается этого, для него сокращается многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями. [3]
Для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить значение семьи. Родители будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения, рассматривая школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования. Не следует забывать, что каждый ребенок ждет
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
индивидуального подхода, и для детей с выдающимися способностями детей раннее поступление в школу-абсолютно правильный шаг [4].
Для ребенка важна свобода выбора для самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий. О проблеме диагностики одаренности постоянно говорят и много пишут. Как часто ошибки в диагностики приводили к неверным прогнозам и ставили крест на судьбе талантливого человека? Ответить на этот вопрос крайне трудно, ведь этого никто не знает. Но хорошо известны другие случаи, когда вопреки негативной оценке «специалистов» люди добивались выдающихся результатов, доказывая тем самым ошибочность этих оценок. Для выявления и сопровождения развития одаренных детей С.В.Титова разработала и подобрала особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам - психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. [5] Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в центры психологического консультирования. Перед одаренным ребенком встает широкий спектр психологических трудностей: в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; достаточно ранний интерес к вопросам мироздания, судьбы; ярко выраженная асинхрония, ведущая к потере учебной мотивации и активности. Одаренные дети часто стремятся к нетрадиционным решениям, конфликтуют со взрослыми и сверстниками, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Педагогам приходится искать специфические подходы, уделять им больше внимания, творчески относиться к работе. По причине этого педагоги нередко относят одаренных к трудным детям. С другой стороны одаренные дети обладают высоким уровнем развития мышления и речи, необыкновенной познавательной активностью. К тому же, они быстро находят решения разнообразных задач, легко перерабатывают и запоминают большое количество информации. Однако родителям, мало уделяющим внимание образовательному процессу, нелегко самостоятельно понять, одаренный ли их ребенок. Объективные данные о творческом и интеллектуальном потенциале дошкольника, советы психолога могут помочь не только преодолеть трудности, но и выбрать соответствующее учреждение и программу, развивающую таких детей. Психологу, чтобы разобраться в данной ситуации, приходится использовать не только специальные методики для детей, но и беседы, анкеты с детьми и родителями [2]. Необходимо помочь взрослым в осознании причин возникающих трудностей и совместно решить, какими путями можно решить данные проблемы. Для развития творческого потенциала одаренных дошкольников необходима разработка и реализация специальных учебных материалов и творческих программ. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, развитию навыков коммуникации, формированию лидерских и других личностных качеств, которые будут способствовать в будущем социальной реализации творческой личности. Таким образом, чтобы помочь преодолеть одаренному ребенку психологические проблемы и трудности, указанные в данной статье, необходимо быть внимательным и чутким педагогом/родителем, придерживаясь золотой середины, развивать в ребенке его индивидуальные особенности.
Список использованной литературы:
1. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе. - Ярославль.: Народное образование, 1999.
2. Овсянникова, Е.А. Социальная психология: учеб.пособие / Е.А. Овсянникова; А.А. Серебрякова.-Магнитогорск:МаГУ, 2014.-140 с.
3. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. - Ярославль.: Академия развития, 2004.
4. Сунагатуллина, И. И. Научите ребёнка говорить правильно : методическое пособие для учителей начальных классов / И. И. Сунагатуллина. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 64 с.
5. Сунагатуллина, И. И. Работа с детьми с нерезко выраженным общим недоразвитием речи : методическое пособие для учителей начальных классов / И. И. Сунагатуллина. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 84 с.
6. Ингель, Ф.И. Факторы тревоги и вегетативный тонус старших дошкольников из Магнитогорска/ Ингель Ф.И., Степанова А.А., Степанова О.П., Легостаева Т.Б., Коганова З.И., Козлова О.Б. //Гигиена и санитария. 2013. № 4. С. 65-73.
© Степанова О.П., Серебрякова А.А., 2016