происшествия должен производиться не только в юри-дико-психологическом, но и социально-психологичес-ком плане, поскольку субъектом деятельности в данном случае является не отдельная личность, а группа, где ведущими фигурами являются следователь и специалист-криминалист при установленном процессуально лидерстве первого, и поэтому конечный результат этого следственного действия определяется, в частности, особенностями их взаимодействия.
Это позволяет высказать ряд соображений по психологическому обеспечению деятельности следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия. Во-первых, на основе психограмм труда следователя и эксперта-криминалиста необходимо выявить круг профессионально важных качеств личности. наиболее актуальных для этого следственного действия, и целенаправленно формировать и развивать их путем самовоспитания; при этом особого внимания заслуживает дифференциация познавательных функций следователя и специалиста-криминалиста с целью исключения их смешения и подмены одного специалиста другим. Во-вторых, особое значение приобретает задача психологической подготовки членов следственно-оперативной группы каждому осмотру места происшествия в силу его осуществления в экстремальных условиях. В-третьих, среди предпосылок оптимизации производства осмотров места происшествия первостепенное значение имеют способности профессионального общения, определяемые развитостью трех групп умений — коммуникативных, интерактивных, перцептивных. В них важнейшими в данном контексте являются интерактивные, которые не могут быть сформированы без учета социально-психологических закономерностей формирования и функционирования малых групп!
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Мм 1980.
2. Вологин С.М. Взаимодействие следователя, оперативного работника и эксперта при выдвижении и проверке версий о лице, совершившем квартирную кражу: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — М., 1984.
3. Вологин С.М., Сивачев A.B. Взаимодействие следователя, оперативного работника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную, кражу. — М., 1985.
4. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. -Волгоград, 1983.
5. Коновалова В.Е. Психология в расследовании преступлений. — Харьков, 1978.
6. Петровский A.B. и др. Общая психология. — М., 1986.
7. Шмханцов Г.Г. Юридическая психология. — М., 1998.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ
Канд. психол. наук, член-корреспондент Международной академии психологических наук Б.Д. Новиков, канд. психол. наук, доцент, докторант ВУ ПВО СЛ. Козлов
г. Тверь
В системе научных знаний, способствующих совершенствованию правоприменительной деятельности, важное место отводится юридической психологии, которая в том числе изучает психологические закономерности использования права в следственной практике. Широкое применение психологической науки в целях познания особенностей этой деятельности и разработки рекомендаций по совершенствованию ее организации предполагают проведение комплексных исследований юристов и психологов для выяснения множества характеристик, которые определяют специфику всех направлений следствия и участие в нем человека.
Следственную работу традиционно относят к сложному виду профессиональной деятельности в правоохранительной системе. Она характеризуется многообразием профессиональных задач, высоким уровнем психической напряженности труда, жесткими временными ограничениями, повышенной социальной ответственностью за профессиональные ошибки. Сложность профессиональной деятельности предъявляет, наряду с жесткими требованиями к состоянию соматического и психического здоровья, высокие психологические требования к кандидату, связавшему выбор с работой следователя. Из сказанного следует, что не каждый желающий работать следователем может успешно выполнять эти обязанности. О необходимости профессионально-психологического отбора свидетельствует анализ психологического самочувствия прокурорско-следственных работников, проведенный отделом правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры РФ. Поданным опроса, почти каждьШ третий следователь, проработавший в прокуратуре не более двух лет, не скрывает своей апатии, безразличия к работе; 42,6% из них жалуются на неудовлетворительное состояние желудочно-кишечной системы; 35,2 — на повышенную возбудимость, раздражительность, головные боли; 18,5% — на болезненные симптомы в области сердечно-сосудистой системы (всего было опрошено 114 человек).
Несмотря на то, что исследования в области правовой психологии по профессиографическому изучению правоохранительной деятельности юриста длят-
35
к-
ся уже более четверти века, лишь сравнительно недавно В.В.Романовым разработана подробная про-фессиограмма деятельности сотрудника прокуратуры, которая позволяет выделить значимые свойства личности, необходимые прокурору и следователю. Сотрудники, имеющие большой опыт в системе правоохранительных органов, утверждают, что деятельность следователя значительно отличается от других видов деятельности в органах прокуратуры.
Нами было проведено исследование, в ходе которого проанализированы и выявлены особенности деятельности следственных работников, а также взаимосвязь между личностными свойствами и профессиональной успешностью следователей. Целью исследования было определение взаимозависимости между профессиональной успешностью и личностными свойствами следователей, поскольку профессиональная успешность зависит от уровня подготовки, психологической структуры личности следователя, а также от среды профессионального обитания.
Были поставлены задачи выявить психодиагностические показатели, позволяющие прогнозировать профессиональную успешность следователей прокуратуры и определить различия в личностных свойствах между следователями разных уровней профессиональной успешности. Респондентами являлись следователи структурных подразделений прокуратуры Тверской области, изучались их личностные свойства и успешность деятельности. Под личностными свойствами в работе следователя подразумевались компоненты личности, связанные с выполнением той или иной деятельности. Всего были обследованы 83 человека, из них 76 мужчин и 7 женщин в возрасте от 21 до 50 лет с высшим юридическим образованием.
Проведен сравнительный анализ работ, авторы которых изучали психологические особенности следственной деятельности. В качестве основных источников были использованы работы А.Р.Ратинова, чей труд был первой попыткой систематического изложения курса судебной психологии для следственных работников, В.Е.Коноваловой и наиболее современные исследования, проведенные В.В.Романовым.
Совокупность определенных признаков, их специфическое сочетание придают работе следователя специальный характер, при этом выделяются такие аспекты следственной работы:
1. Работа следователя как вид государственной службы.
2. Правовая регламентация деятельности следователя.
3. Противодействие заинтересованных лиц.
4. Наличие властных полномочий.
5. Необходимость сохранения следственной тайны.
6. Общественно-психологическая атмосфера расследования.
7. Разнообразие и творческий характер следственной работы.
8. Коллегиальные и индивидуальные начала в следственной работе.
9. Дефицит времени, своеобразие внешних условий работы и перегрузки в деятельности следователя.
5 Сравнивая работы названных выше авторов, мы не нашли в более поздних, после исследований А.Р.Ратинова, дополнений. Отличительными моментами более поздних работ является лишь то, что В.Е. Коновалова и В.В. Романов исключили из списка основных особенностей профессиональной деятельности юриста понятия государственной службы и вида политической деятельности, противодействие заинтересованных лиц, сохранение служебной тайны, общественно-психологическую атмосферу расследования. На наш взгляд, компонент «общественно-психологическая атмосфера расследования» сохраняет значимость, особенно в районах с малым количеством населения и при расследовании уголовных дел. вызывающих общественный резонанс. Однако в общей профессиограмме юридической деятельности В.В.Романов выделил подструктуры деятельности, что, в свою очередь, позволило создать надежную систему оценки и отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы:
— познавательно-прогностическая (когнитивная):
— коммуникативная (общения);
— организационно-управленческая;
— воспитательная.
Таким образом, процессуальная деятельность обладает особенностями, отличающими ее от тех видов деятельности, где познавательная цель отсутствует либо существует в свернутом виде, подчиненном иным целям. Деятельность же следователя, по существу, представляет собой познание, осуществляемое в частной области и имеющее свой предмет. Это означает, что в психологическом плане деятельность следователя является работой исследователя и протекает по законам познания. Но раскрытие тайны в науке носит иной характер, чем раскрытие тайны при расследовании преступлений, поскольку социальный смысл таких тайн различен, различны и их последствия.
Познавательный характер правоприменительной деятельности в психологическом отношении чрезвычайно сложен. Это объясняется, главным образом, тем, что эта деятельность требует не только решения многообразных мыслительных задач различного плана и трудности, но и такой ее организации, которая направлена на практическое осуществление решаемых задач. Поэтому здесь деятельность носит чисто мыслительный характер, имеет целью построение следственных версий, причем составление следователем планов проведения отдельных процессуальных действий соединяется с практической организацией работы по реализации мысленных схем и решений. С точки зрения психологического состояния лица, выполняющего эти задачи, правоприменительная деятельность является разноплановой, требует определенной гибкости и связана с возможностью переключать усилия и психическую настроенность. Этим и объясняется в отдельных случаях неспособность лица осуществлять названную деятельность ввиду ее сложного характера, соединяющего в себе исследование и оперативно-розыскную направленность.
В судебно-психологических исследованиях последнего времени анализировалась структура профес-сиограмм, относящихся к деятельности следователя и
других представителей правоохранительных органов..
Профессиограмма следователя, по В.Л.Васильеву. представляет собой многоуровневую иерархическую структуру, отражающую основные стороны профессиональной деятельности следователя, а также личностные качества и навыки, которые реализуются в этой деятельности. Она состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности. К ним, в частности, отнесены: а) поисковая деятельность (наблюдательность, любознательность, устойчивость и концентрация внимания, высокая ориентация); б) коммуникативная деятельность (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение слушать человека, умение говорить с ним); в) удостоверительная деятельность (аккуратность, пунктуальность, четкая письменная речь); г) организационная деятельность (самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с людьми); д) реконструктивная деятельность (память, воображение, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция); е) социальная деятельность -общие качества: патриотизм, партийность, гуманность, честность, принципиальность; специальные качества: стремление к истине и торжеству справедливости, профессиональная гордость, профессиональная этика.
Более поздние изыскания в этой области проводились В.В.Романовым, который предложил профессио-грамму более полную и, что особенно важно для специалистов в области психодиагностики, имеющую ссылку на показатели психодиагностических методик. Вместе с тем автор не разграничивает структуру деятельности следователя и прокурора, а объединяет их и предлагает единую профессиограмму. На основе профессиографического анализа деятельности про-курорско-следственных работников В.В.Романов сформулировал пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых качеств.
I фактор — высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации.
II фактор — нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности работника.
III фактор — высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста.
IV фактор — коммуникативная компетентность юриста.
V фактор — организаторские способности.
В работе нами использовались интеллектуально-психологические тесты: шкала прогрессивных матриц Равена и краткий ориентировочный тест, а также личностные опросники: СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности) и 16-факторный личностный опросник Кеттелла.
Критерий профессиональной успешности вычислялся путем учета показателей следственной работы: количество дел, находившихся в производстве, количество дел, направленных в суд, количество прекращенных и направленных на доследование, количество дел, отправленных в производство с нарушенным сроком. Учет следственной работы производился за 1998-2000 годы. В последующем были проанализированы личные дела следователей, принимавших участие в обследовании. Материалы личных дел, а также объективные критерии работы позволили разделить следователей на три группы по уровню профессиональной успешности:
4 — профессионально успешные;
3 — менее успешные;
2 — профессионально неуспешные.
Результаты исследования с применением геста Кеттелла, СМИЛ, КОТ и прогрессивных матриц Равена определили набор личностных свойств, способствующих успешной работе следователя. В нашем случае это интерпретационные характеристики факторов С, Ь, <32, СИ, (¿3 16-ФЛО Кеттелла, уровень И.Г1. КОТ, а также шкалы 2,4,9 теста СМИЛ.
Результаты проведенного исследования позволили:
1. Подтвердить гипотезу о существовании взаимозависимости профессиональной успешности не только с уровнем подготовки, но и личностными свойствами следователей.
2. Определить различия в личностных свойствах между следователями групп профессиональной успешности.
3. Выявить показатели психодиагностических методик, являющихся признаками-индикаторами для прогнозирования профессиональной успешности.
Пытаясь объяснить, почему сотрудники, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных урпехов, мы в своей работе обращались к понятиям способности и личностных свойств, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Эти же понятия использовались и тогда, когда нужно было осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки и соответственно переходят в разряд специалистов более высокого порядка. Результаты проведенной работы позволили
Методики Показатели психодиагностических методик
ИП С ь О <32 С>3 <24 3 4 9 0
Краткий ориентировочный тест >22
Шкала прогрессивных матриц Равена >109
16-ФЛО Кеттелла >6 <6 <5 >5 >8 <5
СМИЛ 53 61 52 50
глубже изучить специфичность деятельности следователя и определить наиболее важные личностные свойства, при наличии которых можно прогнозировать успешную деятельность сотрудника, а также отметить ряд специфических моментов, которые способствуют формированию профессионального мастерства.
1. Профессиональная деятельность следователя связана с решением многообразных задач, которые зачастую не могут быть приведены к единому алгоритму действий и сложно поддаются описанию. Большую роль в нашем случае играет творческое мышление, особенно там, где использование готовых рецептов и стандартных мыслительных операций не приносит успеха из-за проблемности ситуации. Теоретические схемы решения мыслительных и организационных задач даже в конкретной ситуации требуют творческого подхода к их применению. В этом отношении велика роль интеллектуальных способностей. В ходе исследования экспериментально доказано, что можно прогнозировать хороший уровень профессиональной успешности кандидата при наличии у последнего показателей К) не ниже 109 и И.П не ниже 22 .
2. В нашем исследовании были выявлены личностные свойства, наличие которых существенно влияет на уровень профессиональной успешности следователя. К этому разряду относятся показатели факторов, определяемых с помощью теста Кеттелла С+, Ь-, С>2+, <34-, О, С)3 и СМИЛ шкалы 2,4,9. Наличие показателей по названным факторам оказывает существенное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы личности следователя, которая преломляется в виде личностных свойств следователя как субъекта познания, трудовой деятельности и общения.
Если интерпретировать названные факторы, то профессионально успешный следователь, прежде всего, должен быть эмоционально устойчив, уверен в себе, настойчив при достижении поставленных целей. Должен уметь ладить с окружающими и коллегами по работе, быть терпимым к недостаткам других. В то же время следователю необходимо быть самостоятельным и самодостаточным, умеющим отстаивать собственную точку зрения. Эти характеристики, выявленные с помощью теста Кеттелла, должны сопоставляться с результатами, полученными с помощью СМИЛ, где особое внимание должно обращаться на сочетание 2, 4 и 9 шкал.
Вместе с тем, наряду с соответствием личности представленным нормам, следователи структурных подразделений отличаются опытом работы, который расширяет границы теоретических представлений, делая их богаче, глубже и разностороннее. Продвижение по службе для следователя должно быть связано в том числе и с опытом работы, продолжительность усвоения которого зависит от личностных качеств сотрудника.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно утверждать о существовании зависимости между личностными свойствами и уровнем профессиональной успешности следователя, что и предпо-
лагалось доказать в соответствии с выдвинутой гипотезой. На наш взгляд, исследование позволило выделить перечень личностных свойств, способствующих профессиональной успешности следователя.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА Б КОЛЛЕКТИВЕ
И.А. Дурова, инспектор ОВР УК и ВР УВД Омской области
Процесс становления молодого специалиста сложен и многогранен. Найти работу или получить место по распределению выпускнику вуза — это сделать всего лишь полдела. Во многом становление вчерашнего студента зависит от коллектива1, в который он попал. Естественно, при приеме на работу многих выпускников мучают отнюдь не простые вопросы: что за люди работают в новом для него коллективе, как они тебя примут и т.д.
Удачно окончив учебное заведение, вчерашний студент делает шаг в неизвестный мир, где нет каникул, а есть отпуск всего лишь один раз в год, где нет опекунов и «нянек», и ему приходится самостоятельно зарабатывать средства на жизнь ежедневным, упорным, кропотливым трудом.
Хорошо, если учась в вузе, студент заблаговременно готовил себя к будущей профессии, понимая, что в том числе и от физического состояния во многом будет зависеть его профессиональный успех. Зачастую физическая подготовленность является необходимым фактором плодотворной ежедневной работы. Еще в вузе необходимо выработать для себя привычку начинать день с элементарных физических упражнений, тем самым настраивая свой организм на предстоящую работу, заряжаясь необходимой энергией на весь рабочий день. Хорошая физическая подготовка позволит выпускнику выдержать все психологические, эмоциональные, физические перегрузки. Ведя здоровый образ жизни, занимаясь физической культурой и спортом, не куря, не злоупотребляя алкоголем и поддерживая этим высокую работоспособность, он невольно вызывает уважение у окружающих, коллег. А если учесть, что он не берет больничных листов и плодотворно трудится изо дня в день, то ценность его значительно возрастает.
Получив диплом об окончании вуза, вооружившись необходимыми знаниями, умениями, навыками, выпускнику необходимо раскрыть в своей предстоящей деятельности имеющийся у него потенциал2. Заканчивая вуз, выпускник получает большой объем знаний, но как суметь их реализовать в своей будущей практической деятельности? Приступая к работе, выпускник сразу замечает, что не все изучаемые в
1 Коллектив — от лат. «соПесЦуиз» — собирательный. В соответствии со Словарем русского языка С.И. Ожегова коллектив — это группа лиц, объединенных общей работой, учебой, общими интересами.
2 Потенциал (от лат. «ро1епиа» — возможность) означает совокупность средств, возможностей, необходимых для решения определенных задач. В данном случае мы рассматриваем потенциал как совокупность личностных, физических качеств и знаний, полученных в процессе обучения.