Научная статья на тему 'Профессиональный отбор кадров в органы прокуратуры (исторический аспект)'

Профессиональный отбор кадров в органы прокуратуры (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
839
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безрядин В. И., Гурбанов Алескер Гумбат-оглы, Кондрат И. Н., Сальников Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональный отбор кадров в органы прокуратуры (исторический аспект)»

История права и государства

В.И. Безрядин*, А.Г. Гурбаное**, И.Н. Кондрат***, М.В. Сальников****

Профессиональный отбор кадров в органы прокуратуры (исторический аспект)

Психологический профессиональный отбор возник в начале XX в. Индустриализация и появление новых профессий поставили во главу угла проблему профессиональной пригодности, а в психологии к этому времени создались предпосылки для ее решения в плане разработок методов диагностики профессионально важных качеств.

Массовое применение профессионального психологического отбора началось еще со времен с Первой мировой войны в армию, а затем распространилось и на гражданские профессии.

В настоящее время оценка психологической пригодности при найме на работу в той или иной форме осуществляется во всех промышленное развитых странах. Приоритетное место в теоретических разработках и практике профессионального психологического отбора задают США и Япония. Программами учебных заведений, готовящих психологов, предусмотрена подготовка специалистов по работе с кадрами. Теоретические исследования и разработка методов отбора осуществляются в рамках комплексных исследовательских программ или в постоянно действующих лабораториях. Широкое развитие получила в США, особенно в государственном секторе, практика «оценочных центров».

Интерес к этой проблеме ежегодно возрастает, что подтверждает количество публикаций по тематике профессионального отбора. Так, например, обзор литературы по вопросам отбора и классификации персонала за 1974-1977 гг. содержит 325 наименований. Отметим и тот факт, что в США издается ряд специальных журналов по проблемам профессиональной ориентации, профессионального отбора и кадровой работы.

В нашей стране работы по профотбору начались в 20-30-е гг. в рамках успешно развивавшегося тогда направления прикладной психологии - психотехники. В настоящее время это направление теперь называется психологией труда. Значительное число работ того времени посвящено изучению различных видов труда с целью выявления психических процессов, участвующих в выполнении той или иной деятельности (профессиография), требований, которые должны быть предъявлены к человеку, собирающемуся заняться этим видом труда. Были разработаны классификации профессий, создана первая психограмма следователя. На основе психологического изучения профессии интенсивно разрабатывались методики профессионального отбора.

Однако следует отметить, что задача профессионального отбора не являлась в этот период столь актуальной, ибо страна испытывала острую нехватку в квалифицированных кадрах, и первоочередной необходимостью был не профотбор, а профессиональное обучение, что и стало основным предметом научных исследований.

В конце 30-х гг. психотехника в числе других наук подверглась резкой критике. Психологический отбор (под «прикрытием» отбора медицинского) сохранился лишь в авиации.

Возрождение интереса к психологии труда (но еще не профессионального отбора) началось в 50-е г. К середине 60-х гг. была вновь поставлена проблема профессиональной пригодности, поскольку до этого исходили из того, что каждый человек может овладеть любой профессией, а профессиональная пригодность « формируется в с амом труде». Заслугой авторов тех лет можно считать уже то, что они стали открыто говорить о природных предпосылках профессиональной пригодности, о способностях и задатках. По мере становления и развития процесса психологии труда начали более активно издаваться отечественные и переводные научные книги, появились статьи и иные публикации по вопросам психодиагностики.

* Профессор кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

** Старший следователь по особо важным делам прокуратуры Московской области, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.

*** Кандидат юридических наук.

**** Профессор кафедры теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

История права и государства

В 80-90 гг. по планам развития и совершенствования организационной и научной базы кадровой службы в большинстве крупных министерств и ведомств создавались отраслевые научноисследовательские лаборатории психологических методов работы с кадрами. Начали разрабатываться нормативные требования к профессионально-деловым и психологическим качествам работника, к организации работы по профессиональной ориентации к подбору кадров.

В этой связи представляет интерес практика использования психологических методов для оценки деловых и личных качеств при формировании резерва на выдвижение, что не является психологическим отбором в традиционном его понимании. Как правило, данные методики подбираются без учета требований конкретной профессии и рассчитаны на некую универсальную эталонную модель руководителя. Подобная научно-исследовательская работа проводится в региональных и ведомственных институтах повышения квалификации. Так, например, в 1988 г. насчитывалось 98 таких институтов, в штате которых имелись небольшие группы психологов. Однако в этой работе отсутствовал какой-либо координирующий всесоюзный центр профессиональной психодиагностики, что свидетельствует о разобщенности и отсутствии единой методологической базы в деле психологического обеспечения кадровой политики.

Первые попытки психологического изучения юридических профессий, в частности, следственной деятельности, были предприняты уже в 20-е гг. Исключительная сложность подобного научного исследования обусловливалась специфичностью и уникальностью этой профессии, не имеющей аналогов ни в одной области интеллектуального труда. После многолетнего перерыва, начиная с 60-х гг., интерес к этой проблеме стал неуклонно возрастать. Появляются научные публикации, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы профессиональной пригодности, профессиональной ориентации, профессионального отбора, повышения профессионального уровня представителей отдельных юридических специальностей. Однако, на наш взгляд, в силу объективных и субъективных причин данная проблема психологами прорабатывалась крайне медленно. Это привело к тому, что вопросами такого характера стали вынужденно заниматься ученые-юристы, практические работники органов прокуратуры и милиции, не имеющие ни специальной подготовки, ни опыта проведения подобных научных исследований.

Возросший в 80-90 гг. интерес к вопросам профотбора на юридические специальности не случаен и объясняется актуализацией проблем кадровой политики и профотбора в других областях практической деятельности, к примеру, в космонавтике, авиации, энергетике и других. Низкий профессиональный уровень подготовки специалистов правоохранительных органов и возросшая потребность в мерах по его качественному и эффективному улучшению придали определенный импульс серьезной деятельности по профессиональному отбору и профессиональной ориентации. Наиболее эффективным и надежным инструментом качественного улучшения профессионального уровня практических работников правоохранительных органов справедливо признается профессиональный психологический отбор.

Отдавая должное заслугам ученых-юристов и практическим работникам системы органов юстиции, положившим начало развитию крайне важных для юридической практики проблем и даже на первом этапе исследования накопившим ценную информацию, нельзя не отметить неизбежные в подобных случаях типичные ошибки и недостатки, обусловленные значительной сложностью проблемы, ее практической неразработанностью в психологии и других областях практической деятельности, полным отсутствием экспериментальных и теоретических разработок, не явившихся, однако, препятствием для большинства исследователей.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что до сих пор большинство ученых собственно проблемой профессионального отбора не занимались и не претендовали на ее разрешение, хотя в круг изучаемых вопросов и входили некоторые близкие или смежные аспекты профессионального отбора и профессиональной ориентации, к примеру, вопросы научной организации труда следователя, профессиональной подготовки и профессионального мастерства, характеристики отдельных следственных действий, личность следователя и другие.

Следует заметить, что до настоящего времени понятием «профессиональный отбор» научные и практические работники пользуются довольно беспорядочно, имея в виду любое тестирование, проверку, собеседование, отбор на учебу и т. п. По-нашему мнению, профессиональный отбор (отбор на определенную профессию) требует прежде всего тщательного и скрупулезного изучения деятельности этой профессии. Только всестороннее, полное и объективное знание профессионального и психологического содержания деятельности профессии позволяет определить, кто способен в ней успешно работать и какими именно качествами должен обладать специалист.

Именно здесь, с нашей точки зрения, берет начало главная методологическая ошибка авторов, суть которой сводится к тому, что, не определив содержание деятельности профессии, они эмпирически или с помощью случайных, наиболее доступных для них тестов выявляли качество и свойства испытуемых, механически возводя их в ранг профессионально важных.

В большей степени подобнее ошибки характерны для исследователей, занимающихся проблемой профессионального отбора кандидатов на учебу в высшие юридические учебные заведения и определением способностей к овладению знаниями. В этом случае подбор претендентов на учебу в юридические вузы ошибочно выдается за профессиональный отбор специалистов, поскольку успешность обучения в высшей школе вряд ли гарантирует профессиональную пригодность будущего специалиста при дальнейшей работе

в органах прокуратуры, милиции, налоговых или таможенных службах. Именно поэтому такой подход не может являться критерием профессионального отбора специалистов.

Как показывает практика, недооценка сложности и многогранности проблемы, отсутствие научной методологии, стремление некоторых ученых-юристов и практических работников правоохранительных органов форсировать получение результатов в конечном итоге значительно обесценивает эти трудоемкие исследования. Об этом свидетельствует тот факт, что многие из проведенных исследований, к сожалению, так и не прошли практической апробации и остались практически незавершенными и невостребованными.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые авторы при рассмотрении вопросов профессионального отбора отталкивались от анализа содержания деятельности юридической профессии. Однако в результате методологических ошибок возможность практического применения разработанных ими профессиограмм и психограмм вызывает сомнение в силу:

а) отсутствия, по существу, содержательной характеристики и анализа самой деятельности юридической профессии;

б) отсутствия критериев оценки успешности профессиональной деятельности;

в) недооценки ведущей роли деятельности при составлении профессиограммы, из-за чего последняя не отвечает содержанию конкретной деятельности и сводится в основном к перечислению личных особенностей работника. На наш взгляд, определение профессионально важных качеств работника чаще всего, видимо, осуществлялось либо методом самонаблюдения и здравого смысла, либо интуитивно, когда лица, проводящие отбор, полаглись главным образом на свой профессиональный опыт и знания. В результате подобные психограммы представляют собой произвольный набор случайных и не специфических для данной деятельности качеств, характерных для всех видов интеллектуального труда. Поэтому имеющиеся в настоящее время многочисленные «психограммы» следователя могут рассматриваться только как рабочие гипотезы, подлежащие экспериментальной проверке.

В связи с этим нельзя не сказать, что из поля зрения в этом плане абсолютно выпала проблема изучения профессиональной деятельности специалистов других юридических профессий, в частности, интересующих нас - прокурор, помощник прокурора.

На наш взгляд, общими и характерными ошибками всех исследований проблем профессионального отбора, не позволяющими широко использовать их результаты на практике, является отсутствие в них единой концептуальной модели, комплексности, фрагментарность и изолированность. Тем не менее нельзя не отметить роль стимулирующего значения этих работ для развития серьезного психолого-правового анализа проблемы профессионального отбора специалистов в прокуратуру, милицию, другие правоохранительные органы.

Научные изыскания в области профессионального отбора способствовали появлению интереса к этой важной проблеме не только у работников прокуратуры, но и у других практических сотрудников правоохранительных органов. Однако главное, что побудило ученых-юристов и практических работников органов прокуратуры заниматься вопросами профессионального отбора и профессиональной ориентации на данном этапе, - это настоятельная потребность в качественном повышении профессионального уровня специалистов и укреплении в глазах общественности авторитета и престижа системы органов прокуратуры, милиции, других правоохранительных органов.

Негативные явления, развивавшиеся в застойный период в стране, не могли не отразиться и на деятельности прокуратуры как института государственной власти, на прокурорских и следственных кадрах. В их рядах наблюдался определенный застой. Во многих прокуратурах не происходило своевременных кадровых перемен, не было притока новых, творчески мыслящих людей, постоянно ощущался дефицит в оперативных работниках мужского пола в прокурорско-следственном аппарате, ежегодно росла диспропорция в его социальном составе.

При комплектовании органов прокуратуры по объективным и субъективным причинам имели место грубые отступления от принципа правильного соотношения мужчин и женщин, некоторое пренебрежение к психофизиологическим особенностям их организма, к неизбежным неблагоприятным влияниям физических перегрузок и отрицательных эмоциональных состояний, что во многом свойственно работе прокуроров и следователей. В результате органы прокуратуры оказались перенасыщены прокурорско-следственными кадрами из числа женщин. Все это наносило и наносит ущерб интересам дела.

Вопрос о соотношении мужчин и женщин, работающих в органах прокуратуры, важен не только с точки зрения психофизиологических и физических осложнений для женского организма, но и с точки зрения особых условий построения труда прокуроров и следователей. Во многих случаях выполнение работы не может передаваться другому лицу, неизбежны командировки, срочные и в любое время вызовы на работу, только личное ведение следственных действий, в т.ч. сопряженных с разъездами, непрерывность производства расследования - все это вытекает из требований норм уголовно-процессуального закона. В то же время согласно требованиям Конституции РФ и законодательства о труде, с учетом принципа равенства между женщинами и мужчинами, женщины закрепляются на вышеуказанной работе. И начинаются проблемы. К их числу относится запрет направления в командировки женщин, которые имеют детей в возрасте до 8 лет, выписка листка о нетрудоспособности и иной уход за детьми, предусмотренные в первую очередь для матерей, создание специфических санитарно-гигиенических условий, которые невозможны в нестандартно

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006

История права и государства

протекающем трудовом процессе, особенно для следователей, и другие обстоятельства. Практика показывает, что численность женщин в органах прокуратуры не должен превышать 10% от общего количества оперативных работников. Сейчас же доля женщин среди них в несколько раз больше.

Кроме того, такое положение отрицательно сказывается и на государственных интересах. Создавшееся ныне в органах прокуратуры положение привело к большой текучести кадров, срывам в работе. Как доказательство приведем следующие цифры. Оперативный состав прокуратуры города Москвы в 1987 г. на 65% был укомплектован женщинами, среди помощников прокуроров они составляли более 30%, среди следователей - около 35%. Ежегодно в отпусках в связи с беременностью и уходом за ребенком находятся до 50% работников. То же характерно и для других органах прокуратуры.

В последние годы в прокуратуре активно идет процесс омолаживания прокурорско-следственных кадров. Поэтому среди выпускников юридических вузов нередко встречаются случайные люди, непригодные к прокурорско-следственной деятельности, которые подрывают престиж и авторитет прокуратуру. А ведь речь идет о будущих специалистах, наделеннымх определенными властными полномочиями, которым государство доверит очень много - и прежде всего ответственность за судьбы людей.

В прошлые годы зачастую имели место случаи, когда после распределения в прокуратуру многие десятки выпускников либо не являлись к месту назначения, либо под надуманными предлогами требовали свободного трудоустройства. Для органов прокуратуры в то время это были ощутимые потери.

Более того, были случаи, когда молодые специалисты, не успев приступить к работе, уже брали взятки, злоупотребляли служебным положением, за что из органов прокуратуры было уволено значительное число работников из вновь принятых за грубые нарушения служебной дисциплины и даже преступления.

Все это сдерживает перспективу дальнейшего развития прокуратуры, снижает ее авторитет в глазах общественности, дискредитирует как саму прокуратуру, так и остальных ее работников, подрывает эффективность деятельности этой структуры.

В связи с этим центральные органы прокуратуры ориентировали свои подчиненные структурные подразделения на то, чтобы те активно и целенаправленно занимались отбором молодых людей в юридические вузы, ибо от того, насколько качественно и правильно прокуратура совместно с вузами сформирует студенческую аудиторию, во многом, если не в решающей степени, будет зависеть настоящее и будущее в осуществлении реформ в органах прокуратуры. Очевидно, что коренной перелом в работе всех звеньев прокурорских работников зависит прежде всего от целеустремленных, грамотных и наступательных действий каждого сотрудника. Поэтому с особой остротой встал вопрос о необходимости серьезного улучшения работы с кадрами в органах прокуратуры, обучению их действиям в условиях расширения демократии и реформ общества, постоянно памятуя о том, что тот, кто служит делу законности и правопорядка, сам должен быть кристально чист перед законом. Иными словами, в современных условиях в прокуратуре могут и должны работать только политически зрелые, принципиальные, неподкупные, компетентные и добросовестные люди.

В связи с этим органы прокуратуры, начиная с 1985 г., начали активную подготовку будущих прокурорско-следственных кадров уже на стадии отбора и направления молодых людей на учебу в Свердловский, Саратовский и Харьковский юридические институты. Кандидаты на учебу отбирались из числа передовых рабочих, служащих, работников сельского хозяйства со стажем производственной деятельности не менее двух лет, военнослужащих - отличников боевой и политической подготовки, уволенных в запас из рядов Вооруженных Сил, имеющих определенный жизненный опыт, высокие нравственные и моральные качества, что особенно важно, когда речь идет о работе в прокуратуре.

Д.М. Берова*, И.В.Москаленко**

Формирование российского нотариата в дореволюционный период и его роль в гражданском обороте

Исследования многих ученых подтверждают, что развитие нотариата в России имеет свою историю, хотя многое в этой области мы заимствовали у других стран. Первое известие о русских письменных актах отнесено к 911 г., в частности, к договору киевского князя Олега с греками. В этом историческом документе постановлялось, что если кто-то из русских умрет в Греции, не сделав распоряжение об имуществе, и не имеет в Греции родственников, то его имение должно быть возвращено родственникам на родину. Если же умерший сделает распоряжение об имуществе, то его имущество отойдет указанному наследнику1 .

* Кандидат юридических наук, доцент.

** Кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.