Научная статья на тему 'Психологические предпосылки психосоматических заболеваний у работников образования'

Психологические предпосылки психосоматических заболеваний у работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2884
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психосоматика / психосоматические заболевания / психосоматическая структура личности / невротические расстройства / клинический опросник / Psychosomatics / psychosomatic disease / psychosomatic personality structure / neurotic disorders / a clinical questionnaire

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пацырова Лилия Андреевна, Мельник Елена Викторовна, Латюшин Ян Витальевич

В статье рассматриваются теоретические вопросы психосоматики: факторы и предпосылки, провоцирующие возникновение психосоматических заболеваний у работников образования, соотношение понятий «психосоматические расстройства» и «невротические расстройства», методы и методики исследования данных состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пацырова Лилия Андреевна, Мельник Елена Викторовна, Латюшин Ян Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with theoretical issues of psychosomatics: the factors and conditions that trigger the emergence of psychosomatic diseases of teachers, the ratio of the concepts of «psychosomatic disorder» and «neurotic disorders, methods and techniques of research of these states».

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки психосоматических заболеваний у работников образования»

УДК 616.8-009 ББК 56.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Пацырова Л. А., Мельник Е. В., Латюшин Я. В.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы психосоматики: факторы и предпосылки, провоцирующие возникновение психосоматических заболеваний у работников образования, соотношение понятий «психосоматические расстройства» и «невротические расстройства», методы и методики исследования данных состояний.

The article deals with theoretical issues of psychosomatics: the factors and conditions that trigger the emergence of psychosomatic diseases of teachers, the ratio of the concepts of «psychosomatic disorder» and «neurotic disorders, methods and techniques of research of these states».

Ключевые слова: психосоматика, психосоматические заболевания, психосоматическая структура личности, невротические расстройства, клинический опросник.

Psychosomatics, psychosomatic disease, psychosomatic personality structure, neurotic disorders, a clinical questionnaire.

В условиях экономической и социальной нестабильности современное общество испытывает мощное негативное воздействие окру -жающей среды и далеко не всегда способно адаптироваться к высоким умственным нагрузкам. Все, что относится к образовательному процессу, в том числе и условия проведения самого процесса, имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья педагогов. Неблагоприятно влияет на здоровье не сама нагрузка, а неправильно организованный образовательный процесс (несоблюдение требований психогигиены обучения, дефицит свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях и т.д.) [8].

Внедрение новых технических средств обучения, интенсификация труда работников образования и непрерывное возрастание объема информации - это факторы, которые провоци-

руют возникновение психосоматических заболеваний. Они составляют весомую часть «болезней цивилизации» и на протяжении последних двух столетий являются объектом интенсивного изучения ввиду возрастающей роли в общей заболеваемости населения [5]. Основной задачей превентивной психологии в данной ситуации мы считаем выявление групп лиц с высоким риском формирования психосоматической патологии с целью разработки принципов адекватной и своевременной профилактики.

Появление термина «психосоматический» относится к 1818 г. (J. Heinroth), а идиома «психосоматическая медицина» встречается в литературе с 1939 г., когда американский психоаналитик F. Dunbar организовала издание журнала с аналогичным названием. Она же в 1943 г. выделила так называемые «профили личности» -особенности психологии человека, при которых имеется склонность к развитию определенных форм соматических заболеваний [7].

Согласно данным ВОЗ, в настоящее время частота психосоматических расстройств в общей структуре заболеваемости составляет от 15 до 50 % во всех группах населения, что невероятно много [9]. В МКБ-10 психосоматические расстройства классифицированы в разделах: «Органические, включая симптоматические, психические расстройства», «Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства», а также «Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами». Всего описано несколько тысяч синдромов и отдельных заболеваний, относящихся к психосоматическим. Интересно и показательно, что число их увеличивается в процессе эволюции человека, т.е. по мере того, как приспособительные возможности человека стали определяться возможностя -ми психическими.

Еще в 40-х годах А. Р. Лурия писал о том,

ПацыроваЛ-А-, МельникЕ-. В.,ЛатюшинЯ В. Психологические предпосылки психосоматических заболеваний...

что «по существу вся медицина является психосоматической», имея в виду, что психологические и психосоциальные факторы в большей или меньшей степени включены в этиопатоге-нез любого заболевания, влияя на течение и исход болезни. Нет только психических или только соматических болезней, отмечает автор, а есть лишь живой процесс в живом организме; его жизненность и состоит в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни [4].

Выделяют три группы психосоматозов. К первой группе относятся те заболевания, в основе которых лежит первично телесная реакция на конфликтное переживание. Первые проявления психосоматозов возникают в любом воз -расте, но чаще они начинают фиксироваться уже в ранней юности у лиц с отчетливыми и постоянными определенными личностными характеристиками. После манифестации заболевание обычно приобретает хроническое или рецидивирующее течение, провоцирующим фактором возникновения очередного обострения является для больного психический стресс. К этой группе относят семь классических психосоматических заболеваний: гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, неспецифический язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит и гипертиреоидный синдром [2].

Вторую группу составляют психосоматические функциональные синдромы - «сомати-зированные» формы неврозов («неврозы органов»). Отдельные симптомы здесь являются следствием физиологического сопровождения эмоций. Некоторые варианты эндогенных депрессий часто имитируют какое-либо соматическое заболевание, «маскируются» под него. К группе функциональных психосоматических синдромов относят мигрень, различные отклонения деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, психогенные боли в сердце), желудочно-кишечного тракта и др.

Третью группу составляют расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения -склонность к травмам и другим видам саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, табакокурение, ожирение и др.). Эти расстройства обусловлены определенным отношением, вытекающим из особенностей личности и

ее переживаний, что приводит к поведению, результатом которого является нарушение здо -ровья. Например, склонность к травмам характерна для детей и подростков, личностные свойства которых противоположны точности, тщательности. Повышенное потребление пищи может являться компенсацией недовольства.

Некоторые исследователи дополнительно выделяют психосоматические реакции, которые не являются четкой патологией и встречаются у здоровых людей как единичные реакции организма на те или иные стрессовые моменты (например, учащение мочеиспускания и диарея у студентов перед трудными экзаменами). При определенных условиях эти единичные психосоматические реакции могут стать началом психосоматического заболевания [2].

Психосоматика - наука интегративная, развивающаяся на стыке медицины и психологии. С одной стороны, она изучает влияние эмоций на физиологические функции и служит лечению болезней тела, с другой - исследует психологические механизмы воздействия на физиологические процессы. Кроме того, психосоматика в части психотерапии разрабатывает способы нивелирования делинквентного эмоционального поведения.

Психосоматическая предрасположенность существует абсолютно у всех органов и систем организма человека. Уже только поэтому этиология психосоматозов не может быть сведена к какой-то одной причине. В настоящее время в отношении этой разнородной группы заболеваний общепризнанной является теория многофакторного происхождения. К тому же, факторы риска развития данной патологии не специфичны. Ими могут стать конституциональные особенности (нарушения деятельности ЦНС, наследственная предрасположенность к заболеваниям), специфический психологический фактор (хронический стресс, личностные особенности), психофизическое состояние во время действия психотравмирующих событий. Способствуют прогрессированию уже возникшей патологии непомерно высокий темп жизни, неблагоприятные условия труда и обучения, гиподинамия, вредные привычки [1].

Стержень теоретической концепции психосоматической медицины может быть отражен в «формуле»:

В = f (а, Ь, с, а),

Научно-теоретический журнал

53

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

где В - болезнь; f - функция от ряда факторов: а - наследственность; Ь - родовые травмы; с - перенесенные в детстве органические забо -левания, усиливающие ранимость определенных органов; d - характер ухода за ребенком (грудное или искусственное вскармливание, туалет, сон и др.), а также неблагоприятный физический и психический опыт детства и юношества, эмоциональный климат семьи, особенности поведения братьев, сестер, позднее -физические нарушения [11].

Краеугольными для психосоматологии являются вопросы о пусковом механизме патологического процесса и начальной стадии его развития, о том, почему один и тот же сверхсильный психологический фактор у одних людей вызывает яркую эмоциональную реакцию и соответствующий комплекс вегето-

висцеральных сдвигов, а у других людей эти сдвиги вообще отсутствуют; почему психическая травма у одних людей вызывает заболевание сердечно-сосудистой системы, у других -пищеварительного аппарата, у третьих - дыхательной системы, у четвертых - эндокринной системы и т.д.

Согласно концепции З. Фрейда, в тех случаях, когда эмоции исключаются из поля сознания, тем самым лишаясь адекватной разрядки, они становятся источником хронического напряжения и могут порождать истерические симптомы. Энергия неразрешённого эмоционального конфликта «переводится» в телесную сферу и вызывает развитие конверсионных симптомов, выражающих подавленные, вытесненные в бессознательное неприятные чувства. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда не девается и обращается в болезненный симптом. Вытесняемый эмоциональный (внутриличностный) конфликт становится энергетическим резервуаром, подпитывающим болезнь [10].

Нежелание принять требования общественной жизни или неспособность справляться с трудностями заставляет людей бессознательно искать убежища в болезни. «Уход в болезнь» является компромиссом, на который идёт человек, пытаясь сохранить баланс между шкалами ценностей и опасностей. Болезнь при этом становится способом адаптации, позволяющим человеку сохранять равновесие во взаимодей-

ствии с миром [2].

Степень выраженности и тяжесть течения психосоматических заболеваний определяются состоянием волевой и психоэмоциональной составляющих личности, взаимодействующих с различными стрессогенными факторами. Чем выше уровень волевой и эмоциональной недостаточности, тем слабее сопротивляемость организма и личности к повреждающим факторам. Соматические нарушения приводят к изменению психотипологических и личностных характеристик.

Влияние стрессов на деятельность внутренних органов, в том числе на иммунные процессы, подтверждено данными многочисленных клинических и экспериментальных исследований. Однако травмирующие события -лишь одно из составляющих патогенеза психосоматических расстройств. Значимая роль в формировании психосоматических заболеваний принадлежит личностным свойствам. Выделяется ряд личностных профилей, предрасполагающих к возникновению конкретного психосоматического заболевания.

Профиль личности при любом психосоматическом расстройстве характеризуется наличием хронических переживаний, подавлением эмоций, стремлением к невротическому сопер -ничеству. Для всех психосоматиков с разной степенью частоты свойственны замкнутость, тревожность, недоверчивость, психическая инфантильность, истероидность, озлобленность, искажение иерархии ценностей, целей и потребностей, эгоцентричность, обостренность чувства достоинства, сужение интересов [5]. Психосоматическая структура личности в большой степени определяется понятием «алекситимия» (греч. а - отсутствие, lexis -слово, thymos - эмоции). «Алекситимические субъекты» не осознают своих эмоциональных конфликтов, не могут их вербализировать, так что психосоматические расстройства становятся результатом накопления эмоционального раздражения.

Начальной стадией психосоматических заболеваний являются невротические расстройства разной степени выраженности. В настоящее время одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке неврозов и невротических

ПацыроваЛ- А-, МельникЕ-. В.,ЛатюшинЯ В. Психологические предпосылки психосоматических заболеваний...

расстройств, являются опросники и анкеты. Широкое распространение получили клинические опросники.

На базе утверждений ММР1 в институте им. В. М. Бехтерева были созданы новые дифферен -циально-диагностические шкалы, в частности, методика определения уровня невротизации и психопатизации. Данная методика предназначена для экспресс-диагностики в практической и исследовательской работе в области психологической профилактики заболеваний, связанных с определенной спецификой условий жизни и некоторыми особенностями труда.

Опросник депрессии Бека позволяет дифференцированно оценить различные компоненты депрессивного состояния. Опросник включает 21 категорию симптомов, каждая оценивается по 3-балльной шкале в соответствии с нарастающей тяжестью симптома.

Для решения задач оценки невротических состояний применяются традиционные личностные опросники, например, методика диагностики степени эмоциональной стабильности и нестабильности личности Г. Айзенка, которая содержит 60 вопросов, интерпретируемых по шкале экстра- и интроверсии, нейротизма и лжи. Фактор нейротизма свидетельствует, по мнению автора, об эмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности - нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью вегетативной нервной системы, что отражает предрасположенность к неврозу. При выраженном нейротизме, по Г. Айзенку, достаточно незначительного стресса, и, наоборот, при невысоком показателе нейротизма для возникновения невроза требуется сильный стресс, чтобы развился невроз.

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение человека. Опросник Дж. Тейлора позволяет определить уровень врожденной личностно-конституциональной тревоги. Опросник был модифицирован В. Г. Нора-кидзе, дополнен шкалой лжи. Состоит из 60 утверждений.

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) позволяет измерить степень эмоционально-личностных нарушений в текущий момент и спрогнозировать тенденцию изменения характера человека при переходе этих нарушений в хроническую стадию, то есть спрогнозировать

патологии характера (тенденции в развитии личности, которые происходят при перерастании временной дезадаптации в хроническую).

На наш взгляд, наиболее полную картину наличия или отсутствия невротических расстройств может представить применение клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний В. Д. Менделевича и К. К. Яхина [6]. Опросник создан на основе клинических симптомов неврозов и состоит из 68 вопросов, расположенных в порядке убывания их информативности. Среди симптомов, характеризующих невротические состояния, выбраны болезненные признаки, встречающиеся с большей частотой среди лиц, страдающих неврозами. Опросник имеет 6 шкал: тревоги, невротической депрессии, астении, истерического реагирования, обсессив-но-фобических нарушений, вегетативных нарушений, что позволяет оценить качественное своеобразие невротической симптоматики, дает возможность определить среди множества симптомов ведущие и их сочетания.

Принцип первичной профилактики любой болезни означает изъятие факторов, способствующих ее возникновению, точно так же, как и успешное лечение любого заболевания невоз -можно без устранения вызывающей его причины (такой подход называется этиотропным). К сожалению, приходится констатировать, что все более ускоряющийся темп жизни современного общества, физические и психологические нагрузки, не учитывающие физиологические особенности организма, увеличение в популяции удельного веса т.н. «отягощенной» по соматической патологии наследственности, переводит задачу первичной профилактики пси-хосоматозов в разряд трудно выполнимых. Вместе с тем, стандарт лечения заболеваний, причина которых кроется в психотравмирую-щем воздействии, должен включать психокор-рекционные мероприятия.

Несомненно, что своевременное выявление специфических психологических особенностей у работников образования («преморбидных черт личности») с последующим психотерапевтическим воздействием на отдельные психотипологические черты прервало бы формирование «порочного круга», когда болезнь оказывает патологическое влияние на особенности личности, а сформированные личностные характеристики, в свою очередь, усугубляют течение заболевания.

Научно-теоретический журнал

55

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Работа по нивелированию отдельных факторов риска у работников образования, психокоррекция доступными и общеизвестными методами имеющихся функциональных состояний (то есть вторичная профилактика) - важная задача психолога. Таким образом, с нашей точки зрения, включение курса «Психосоматология» в программу повышения квалификации педагогов-практиков является весьма актуальным и позволит логичным и естественным образом «встроить» новую для них информацию в общую систему профессионального образования.

Литература

1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение [Текст] / Ф. Александер. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.

2. Елисеев, Ю. Ю. Психосоматические заболевания (справочник) [Текст] / Ю. Ю. Елисеев. - М. : АСТ, 2008. - 608 с.

3. Кулаков, С. А. Основы психосоматики [Текст] / С. А. Кулаков. - СПб. : Речь, 2003. -288 с.

4. Лурия, А. Р. Внутренняя картина болезни и интрогенные заболевания [Текст] / А. Р. Лурия . - М. : Медицина, 1977. -211 с.

5. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо,

2005. - 992 с.

6. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство [Текст] / В. Д. Менделевич. - М. : МЕДпресс, 2001. - 592 с.

7. Парцерняк, С. А. Стресс. Вегетозы. Психосоматика [Текст] / С. А. Парцерняк. -СПб. : А.В.К., 2002. - 382 с.

8. Смулевич, А. Б. Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи) [Текст] / А. Б. Смулевич // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - Т. 2. - С. 35-40.

9. Тухтарова, И. В. Соматопсихология [Текст] : учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» / И. В. Тухтарова, Т. З. Биктимиров. - Ульяновск : УлГУ, 2005. -716 с.

10. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции [Текст] / З. Фрейд. - М. : Азбука-классика,

2006. - 480 с.

11. Фурдуй, Ф. И. Стресс и здоровье [Текст] / Ф. И. Фурдуй. - Кишинёв : Штинница, 1990. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.