С. Н. Томилина, Р. Р. Туктаров
(Новороссийск)
Государственно-патриотическое воспитание молодежи
как педагогическая проблема
В статье анализируются сущностные и содержательные характеристики государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания современной молодежи, формирования у юношей и девушек патриотического потенциала.
Углубление осуществляемых в России реформ в экономической, политической и социальной сферах, проводимых на фоне обострения международной обстановки, настоятельно требует консолидации всего общества, усиления государственного компонента патриотического воспитания всего населения и прежде всего российской молодежи.
Сегодня задача всех россиян, общественных, военно-патриотических, ветеранских, религиозных организаций - сплотиться и отстаивать независимость и суверенитет Российского государства. Президент РФ В. В. Путин в многочисленных своих выступлениях на тему о патриотизме постоянно подчеркивает, что главная задача каждого россиянина - проявить на деле свои лучшие патриотические качества, свою настоящую любовь и верность Отечеству, готовность защитить интересы нашего государства и народа.
Так, в послании Президента Федеральному Собранию РФ 2012 года он сказал: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране» [16].
Следовательно, государственный аспект должен выступать как важнейший, стержневой в характеристике патриотического воспитания россиян, сущностной характеристикой государственно-патриотического воспитания (ГПВ) молодежи.
Государственно-патриотическое воспита-
ние как педагогическая проблема во все времена предполагало формирование на основе патриотического идеала патриотического сознания, патриотического поведения, патриотических чувств и убеждений. Это направление всегда занимало особое место в духовной и политической жизни общества.
Вместе с тем актуальность и практическая значимость проблемы, её недостаточная разработанность в педагогической науке потребовали осуществить теоретический анализ и выявить сущность государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания. В связи с неоднозначным отношением в средствах массовой информации к истории нашего государства, её искажением, изменением представлений в обществе о государственном патриотизме, государственной службе и воинском долге ныне назрела необходимость рассмотреть педагогические основы государственно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях.
Анализ научной литературы позволил установить, что основы государственного патриотизма и государственно-патриотического воспитания заложили митрополит Илларион, Даниил Заточник, Владимир Мономах, старец Филофей, Сергий Радонежский, Симеон Полоцкий, Н. Макиавелли, Г. Гегель, Ю. Крижа-нич, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Фихте и др.
Одним из первых разработчиков теоретических предпосылок государственного патриотизма был Николо Макиавелли [13], сторонник единого и сильного итальянского государства. В своем знаменитом труде «Государь» он описывает методологию захвата и удержания власти, методы и способы правления государством. Великий флорентинец утверждал, что назначение человека на земле, его первейший долг - это патриотизм, забота
о славе, величии, свободе родного государства. Кроме того, автор полагает, что мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государстве, что обеспечит их преданность и верность.
Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, И. Г. Фихте и другие мыслители видели в патриотизме, в любви граждан к своему Отечеству высшую ценность личности и общества.
Серьезный философский вклад в обоснование государственного патриотизма внес Г. Гегель [3], известный как ярый сторонник прусской конституционной монархии. Идеи государственного патриотизма он изложил в таких работах, как «Наука логики», «Феноменология духа», «Основания естественного права и науки о государстве. Основы философии права» и др.
Г. Гегель утверждал, что самосознание общества, взятое в его целостности, «есть форма сознания субстанции каждого существенного вида духовности - семьи, отечества, государства, равно как и всех добродетелей -любви, дружбы, храбрости, чести, славы» [3].
На основе глубокого анализа взглядов Г. Гегеля на патриотизм С. Ю. Иванова [8], А. А. Козлов [10], В. И. Лутовинов [12] констатируют, что его понимание рассматриваемого феномена означает стремление к общим целям и интересам государства, которые являются, безусловно, приоритетными по отношению к любым другим, будь то интересы общества, группы или личности. Государство же, как высшая форма организации и высшая ценность, выступает главным объектом возвышенных чувств и помыслов личности и общества, и прежде всего патриотических. Поэтому, по мысли Гегеля, подлинно научное, диалектическое понимание самосознания предполагает, что это не только и не столько осознание своей самости, сколько осознание всеобщего, субстанционального, признание примата общественных интересов. С вышеприведенным выводом нельзя не согласиться.
Государственный патриотизм имеет и в России древние корни. Государственный подход к патриотизму звучит в таких трудах, как «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» (автор - киевский митрополит Илларион, «Слово Даниила Заточника», «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть временных лет», «Москва - третий Рим» (автор -
старец Псковско-Елизаровского монастыря Филофей), в проповедях Сергия Радонежского, трудах Симеона Полоцкого и др.
Для того периода истории характерно развитие и популяризация идеи патриотизма как основы объединения русских земель в борьбе против общего врага. По сути, это был истинный, народный патриотизм, способствовавший освобождению страны от иноземного ига, формированию и укреплению единого российского государства.
В течение многих веков государственная идея играла существенную роль в деле самосохранения русского народа, развития его национального самосознания, патриотизма и патриотических чувств. Развитию идеи государственного патриотизма способствовали труды А. С. Пушкина, М. В. Ломоносова, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена, Н. Я. Данилевского, Н. Г. Чернышевского, В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Г. В. Плеханова, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, В. И. Вернадского,
Л. Н. Гумилева, О. А. Платонова и др. При разнообразии точек зрения данных авторов на сущность и содержание патриотизма общей является позиция, что патриотизм призван служить объединению и упрочению русского народа, российского общества и государства.
Так, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию», «Риторике» говорил о необходимости воспитания сознательных граждан, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства [по 10]. По мнению Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина и др., патриотизм российского народа основан на глубоком чувстве любви к своему Отечеству, защите духовно-нравственных основ его бытия, самоотверженности, героизме.
Анализ научных источников [1-19] показывает, что на разных этапах российского государства существенно изменялся характер патриотизма. Истинный, народный патриотизм, призванный объединять российские земли, отстоять свободу и независимость России, сменился революционным патриотизмом, направленным против царизма и монархического строя. В советской, командно-административной системе государственный патриотизм, любовь к Родине был подменен лояльностью и преданностью правящей коммунистической партии.
В постсоветский период проблема русской идеи, государственного патриотизма пережи-
вает настоящий ренессанс. В многочисленных работах отечественных философов, политологов и педагогов (Э. Я. Баталова,
A. Н. Вырщикова, Г. Д. Гачева, А. С. Дугина, С. Г. Кара-Мурзы, В. В. Кожинова, Э. С. Кульпи-на, М. Б. Кусмарцева, В. И. Лутовинова,
B. М. Межуева, Л. В. Милова, И. В. Можайского, В. С. Мусиной, А. П. Паршева, Г. В. Осипова и др.] предпринимаются попытки рассмотреть вопросы соотношения ценностей России и Запада, поиска причин и способов преодоления современного экономического и духовного кризиса в России, ведутся поиски определения патриотизма и патриотического воспитания, рассматриваются проблемы формирования патриотизма и патриотического воспитания в тесной связи с государственными, этно-национальными изменениями, происшедшими за последнее время в России.
Так, В. И. Лутовинов характеризует патриотизм «как возвышенно-эмоциональное состояние личности, где главным объектом патриотизма выступает государство» [12]. По мнению А. Н. Вырщикова и М. Б. Кусмарце-ва, патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов [2, с. 10].
В. Е. Мусина отмечает, что с первых дней «возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений [14, с. 7]. Н. М. Снопко [17] подчеркивает, что феномен патриотизма в социокультурном аспекте неразрывно связан с формированием нового образа Отечества -трансформацией российского общества, сменой ценностных ориентиров после раздела СССР в условиях как центробежных, так и центростремительных тенденций. В новых исторических условиях происходит становление нового Отечества, нового государства.
Е. С. Троицкий [18] различает: а] государственный патриотизм, объясняя его как «чувство любви к Родине, воплощенное в служении ее коренным интересам, некая сила, цементирующая этнос или группу этносов»; б] региональный и в] местный патриотизм, характеризуя их «привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, в известном смысле к предприятию, спортивной
команде и т.д.». А. Н. Вырщиков и М. Б. Кус-марцев [2] именуют этот вид патриотизма любовью к «своей „малой" родине».
В. Е. Мусина [14] рассматривает государственный патриотизм как форму, базирующуюся на чувстве любви гражданина к государству.
Анализ работ [1-19] позволяет заключить, что сила государственного патриотизма заключается в том, что он:
- выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства;
- способен активизировать энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели - сохранения и развития России;
- содействует сохранению и развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.
Результатом государственно-патриотического воспитания должна стать сформиро-ванность у каждого россиянина государственных взглядов и убеждений, государственного мышления и мировоззрения, государственной позиции по отношению к современным реалиям, государственного подхода и отношения к порученному делу (учеба, работа, воинская служба].
В современной трактовке патриотизм как качество личности состоит из определенных структурных компонентов [10]:
- патриотическая идея и идеал (духовно цементирует общество и создает предпосылки его целостности];
- патриотическое сознание (сложное целостное образование, сочетающее в себе совокупность знаний о собственных генетических корнях, осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и перспектив ее развития, установку готовности к созидательной деятельности и защите Отечества, как преобладающего мотива жизнедеятельности в контексте перспектив собственного существования];
- патриотическое поведение (осознанное проявление в различных видах деятельности социально ценностных мотивов, ориентированных на личностный вклад в созидание и защиту своего Отечества];
- патриотические чувства и убеждения.
Существенен взгляд на рассматриваемый
феномен В. Н. Шейко [19], утверждающего,
что государственный и этнорегиональный аспекты современного российского патриотизма выступают составляющими концепции национальной идеи и нациостроительства, обеспечивающими безопасность и территориальную целостность государства в его нынешних границах.
Следовательно, государственные и общенациональные интересы должны быть концептуально выражены в идеологии российского государственного патриотизма как системе нравственно-духовных, культурно-исторических ценностей и геополитических реалий, призванной стать стратегией воспитания личности на современном этапе.
Государственная потребность в подлинных патриотах стала основой для нормативно-правовой базы патриотизма, состоящей из Конституции и федеральных законов РФ, Концепции национальной безопасности РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», других правовых актов.
Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [6] раскрывает содержание проблемы патриотического воспитания и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Программа дает развернутое определение понятию «патриотическое воспитание», формулируя его как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В Программе акцентируется, что в современных реалиях основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, является государство.
Системой государственных мер предусматривается формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы.
Анализ Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [6] позволяет резюмировать:
- они имеют государственный статус;
- каждая новая программа является продолжением предыдущих государственных программ, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из важнейших факторов единения нации;
- реализация Программ способствует сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности государства;
- они ориентированы на все социальные слои и возрастные группы граждан России, учитывают опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества;
- предусматривают проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- обеспечивают достижение целей государственно-патриотического воспитания организацией плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций;
- определяют основные пути развития системы государственно-патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству -российскому государству.
Следовательно, государство, активно влияя на социальную жизнь общества, заботится о состоянии патриотизма, организует и координирует вопросы государственно-патриотического воспитания, контролирует процесс патриотической работы, поддерживает и воспитывает настоящих патриотов.
Таким образом, проблема государственно-патриотического воспитания юношей и девушек России в настоящее время приобретает особую актуальность и требует поиска новых подходов в её разработке. Использование педагогического арсенала государственного патриотизма и ГПВ позволит воспитать у современной молодежи высокие патриотические качества и чувства, позволяющие обеспечить сохранение свободы и независимости нашего государства.
Государство выступает в роли заказчика государственно-патриотического воспитания путем разработки и установления нормативно-правовой базы патриотизма, проектирования и реализации государственных программ патриотического воспитания граждан.
Сущность государственно-патриотического воспитания заключается в организованной, целенаправленной, систематической деятельности государственных институтов, учреждений, общественных организаций по формированию и развитию у современной молодежи патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении Конституции РФ, федеральных законов, гражданского и воинского долга.
Анализ взглядов по проблемам государственно-патриотического воспитания современной молодежи приводит к выводу, что ре-
шение данной проблемы должно основываться на глубоком анализе всех изменений, происходящих в обществе, процессов и явлений, характеризующих особенности современной молодежи. Приоритетным направлением в этих условиях является поиск и разработка принципиально новых подходов, реализация которых способствовала бы созданию основ педагогической деятельности с молодым поколением, учитывающих систему его ценностей и интересов, соответствующих важнейшим тенденциям развития нашего общества.
Таким образом, государственный патриотизм, государственно-патриотическое воспитание - это один из существенных факторов, способный существенным образом влиять на ход исторических событий, реально имеющий потенциальные возможности стать движущей силой истории нашего государства на современном этапе.
Литература
1. Абдуллаев А. Т. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2006. - 191 с.
2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе : моногр. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.
4. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05. - Тамбов, 2005. -59 с.
5. Горбунов В. С. Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования : дис. . канд. пед наук: 13.00.01. - Кемерово, 2007. - 270 с.
6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 04.01.2015)
7. Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2001. - 396 с.
8. Иванова С. Ю. Основные концептуальные подходы к исследованию патриотизма [Электронный ресурс]. - URL: http://www. superinf.ru/view_helpstud.php?id=3704
9. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Челябинск, 2000. - 383 с.
10. Козлов А. А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // Нравственность в образовании : [сайт] / Обществ. движение «За нравственность в образовании». URL: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2263 (дата обращения 25.12.2014)
11. Кузьмин А. В. Воспитание патриота как педагогическая проблема // Образование и наука без границ - 2011 : материалы конференции / Publishing house Education and Science s.r.o. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/31_ONBG_2011/ Pedagogica/6_96767.doc.htm (дата обращения 05.01.2015)
12. Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления // Studia Humani-tatis. - 2013. - № 2. - С. 18 [Электронный ресурс]. URL: http://st-hum.ru/node/37 (дата обращения: 17.06.2013).
13. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990. - 80 с.
14. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников : учеб.-метод. пособие. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 156 с
15. Новиков А. В. Государственно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Москвы : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02.
- М., 2005 - 168 с.
16. Послание Президента Федеральному Собранию : 12 декабря 2012 года // Президент России : [официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/news/17118 (дата обращения 04 января 2014)
17. Снопко Н. М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007.
- 47 с.
18. Троицкий Е. С. О русской идее. Очерки теории возрождения нации. - М.: АКИРН, 1994. - 314 с.
19. Шейко В. Н. Российский патриотизм: Государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты : автореф. ... дис. канд. философ. наук : 24.00.01. - Краснодар, 2005. - 24 с.