9. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. — М., 2006.
10. Новиков Р.В. Некоторые вопросы назначения наказаний несовершеннолетним // Цели и средства уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 26-27 нояб. 2009 г.): в 2 ч. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2009. — Ч. 1.
11. Парадокс и контрпарадокс: Новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие / М. Сельвини Палаццоли, Л. Бо-сколо, Дж. Чекин [и др.]: пер. с итал. — М.: Когито-Центр, 2002. — 204 с.
12. Системная семейная терапия: Классика и современность / сост. и науч. ред. А.В. Черников. — М.: Класс, 2005. — 400 с.
13. Фромм Э. Душа человека. — М., 1998.
14. Хейли Дж. Терапия испытанием. Необычные способы менять поведение / пер. с англ. В.М. Сари-ной. — М.: Класс, 1998. — 208 с.
15. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. — М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2007. — 308 с.
16. Хеллингер Б. Порядки помощи. — М.: Ин-т консультирования и системных решений, 2006. — 242 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЛИЗКИХ РОДСТВЕННИКОВ
О. В. Старикова, К. А. Хрушкова
Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) — проект № 10-06-53401а/Ц
Аннотация: статья посвящена анализу психологических особенностей «Я-концепции» осужденных за преступления против близких родственников. Авторами рассматриваются различные подходы к проблеме формирования «Я-концепции», раскрываются психологические механизмы совершения данных преступлений.
Ключевые слова: «Я-концепция», внутрисемейные преступления, осужденные за преступления против близких родственников, психологические механизмы.
The summary: the article analyzes the psychological characteristics of «I-concept» convicted of crimes against family members. The authors consider various approaches to the formation of
«I-concept», reveals the psychological mechanisms of the commission of these crimes.
Keywords: «I-concept», intrafamily offense, convicted perstupleniya against close relatives, the psychological mechanisms.
Большое количество совершаемых преступлений внутри семьи свидетельствует о кризисе института семьи, нарушении семейных взаимоотношений как системного явления. Эти нарушения, на наш взгляд, имеют глубокие корни, которые отправляют нас в главный период формирования модели будущих семейных взаимоотношений, в детство. Именно в этот период закладываются будущие сложности в будущей семье
ребенка. Накапливаются психологические проблемы, психологические и физические травмы, которые требуют вмешательства специалистов различных уровней. Агрессия внутри семьи, криминальная направленность родителей, отсутствие одного из них в процессе воспитания ребенка, гипо- и гиперопека, низкий нравственный и культурный уровень взрослых, оказывающих влияние на ребенка, и ряд других факторов способствуют формированию установок в сознании детей, нарушениям в становлении «Я-концепции» ребенка, как структурного элемента сознания, ведущим в последующем к совершению преступления против членов своей семьи.
В современной психологии под сознанием подразумевают—специфически человеческую форму ориентировки в мире, включающую в себя в качестве образцов (идеальных форм) ее обобщенные схемы, имеющие социальный и надиндивидуальный характер и принятые в данной культуре в качестве средства передачи опыта (в том числе опыта действий) новому поколению входящих в культуру людей. Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов [1].
Вместе с тем «Я-концепция» как структурный элемент сознания имеет общие характеристики, присутствующие как в зарубежных (Г. Айзенк, А. Адлер, Ч. Кули, Д. Мид, Г. Олпорт, К. Роджерс, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.), так и в отечественных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь,
Д.А. Леоньтьев, М.М. Бахтин и др.) теориях.
Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает влияние на восприятие данным человеком окружающего мира, людей, на оценки, которые человек дает людям и собственному поведению. На основе образа «Я» у каждого человека формируется «Я-концепция». Она может быть положительной, отрицательной и двойственной (противоречивой). Индивид с положительной «Я-концепцией» видит мир иначе, чем человек с отрицательной или двойственной «Я-концепцией». Она может быть реальной, соответствующей действительности, и нереальной (вымышленной, иллюзорной, искаженной). То, что не согласуется с «Я-концепцией» человека, может быть вытеснено из сферы его сознания, отвергнуто им, хотя на самом деле это может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека своей жизнью, мера полноты переживаемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой степени его опыт, его реальное «Я» и его же идеальное «Я» согласуются друг с другом. Следовательно, «Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание им своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
В данной работе проводились исследования, направленные на изучение психологических особенностей «Я-концепции» осужденных, отбывающих наказание за преступления против близких родственников. Степень
адекватности образа «Я» осужденного выясняется при изучении самооценки личности — оценки личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения осужденного с окружающими, его критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая социальная ответственность, желание удовлетворить свои потребности любыми средствами, частое употребление алкоголя и наркотиков в сочетании с бесцельным времяпрепровождением приводят к совершению преступлений насильственного характера.
В исследовании принимали участие 138 осужденных разного пола, отбывающих наказание за преступления против близких родственников. Осужденным было предложено заполнить анкету, разработанную исследователями Академии ФСИН России, выполнить проективную методику «Несуществующее животное», пройти тест «Индекс жизненного стиля» (LSI). Также был проведен анализ независимых характеристик осужденных.
В ходе исследования были выделены следующие особенности всех результатов независимых характеристик:
Анкетирование показало, что 103 испытуемых не состояли в браке, 18 — состояли в браке и семья сохранилась, у 17 — семья распалась. Судимость у 96 человек является первой и, как правило, по ст. 105 УК РФ. Второе место занимают изнасилования ст. 131, 132 УК РФ. Образование у 123 человек среднее и среднее специальное, высшего образования нет ни у одного из обследуемых. На момент совершения преступления 114 человек не работали.
Основная часть осужденных воспитывалась в неполных семьях. Чаще всего наиболее слабым звеном в системе социальных отношений выступают отношения с родителями (а уже потом их сверстниками и педагогами), при этом такие нарушения возникают при уже деформированном отношении к будущему и наличии выраженных акцентуаций характера. Эти качества личности формируются, как известно, в основном под влиянием семьи. Следовательно, наиболее исходным и в психологическом плане первичным моментом в возникновении деформированного развития личности являются ненормальные отношения в семье. Данная позиция оказала огромное влияние на формирование и развитие личности.
Как известно, характер ребенка закладывается до 3 лет. Большинство испытуемых в этом возрасте столкнулись с ранней утратой близких (смерть матери, либо отца), что, безусловно, оставило отпечаток на психике, вместо любви, теплоты, заботы и безопасности вселило чувство пустоты, незащищенности, одиночества. Так, 50 % осужденных воспитывались в неполных семьях, 35 % — не имели отца и 15 % — росли без родителей в интернатах. Кроме того, осужденные были лишены должного родительского внимания и воспитания. С детства испытуемые видели либо алкоголизм родителей, либо были предоставлены сами себе, ввиду частого нахождения родителей на работе. По статистике у 96 % осужденных родители работали полный рабочий день и лишь у 4 % — являлись безработными. Следовательно, в детском возрасте испытуемые ощущали недостаток внимания, что способствовало повышению риска усвоения негативного
опыта от старших сверстников, формированию девиантного поведения.
Большинство преступлений было совершено осужденными в 13-14 лет, то есть в подростковый период, который является важным, переломным моментом в жизни каждого человека. Подростковый и юношеский возраст рассматривается как один из наиболее опасных для формирования девиантного и делинк-вентного развития личности. Подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения. Нужно отметить, что мотивация преступного поведения имеет свои выраженные возрастные особенности. Как правило, подросткам присущи два вида криминальной мотивации: корыстная (более 50 %) и насильственно-эгоистическая (40 %), при этом три четверти преступлений носят ситуативно-импульсивный характер. Конкретными причинами становятся: желание развлечься, показать силу, смелость, утвердить себя в глазах сверстников, стремление к престижным вещам. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности к
проникновению в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.
Таким образом, постепенно у подростка формируется своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека. Следовательно, можно предположить, что «Я-концепция» осужденных деформировалась, отклонилась от социально принятых норм, тем самым привела к антиобщественному поведению данных лиц.
Осужденные воспитывались преимущественно представителями противоположного пола. Нужно отметить, что при полноценном воспитании ребенка необходимо как женское, так и мужское влияние, поскольку происходит основное усвоение социальных ролей. Девочка, как будущая женщина должна принять поведение будущей хозяйки, хранительницы домашнего очага, приобрести свойственную женственность. Мальчики же усваивают особенности мужского поведения, приобретают свойственные их природе черты характера (смелость, выдержку, настойчивость и т. д.).
Затем осужденным было предложено выполнить проективную методику «Несуществующее животное». Большинство рисунков примитивны, наблюдается наличие клыков, шипов, что говорит об агрессии человека, непрорисованность ног (лап) свидетельствует об отсутствии дальнейших жизненных планов, индивид не имеет представления о своем дальнейшем будущем. В рисунках при-
показатели по методике "Несуществующее животное"
Адекватная самооценка Выс. „ Семантические закономерности Низк. Адекватная самооценка Сред,
Семантические закономерности.Сред. г—^Адекватная самооценкаТЧизк.
Семантические закономерности. \ / Уровень решительности Выс.
Уровень склонности к фантазированию Низк. Уровень склонности к фантазированию Сред.
Уровень склонности к фантазированию Выс. Уровень инфантильности Низк. Уровень инфантильности Сред. Уровень инфантильности Выс. Уровень демонстративности Низк. Уровень демонстративности Сред. Уровень демонстративности Выс.
Уровень депрессии Низк. Уровень депрессии Сред. Уровень депрессии Выс. Уровень агрессии Низк. Уроведьагрессш^С^е^
Уровень ai
ёнь агрессии Выс,, -Уровень защиты Низк.
.Уровень решительности Сред. Уровень решительности Низк. Уровень рационализма Выс.
Уровень рационализма Сред. Уровень рационализма Низк. Уровень невротизма Выс. Уровень невротизма Сред. Уровень невротизма Низк. Уровень энергии Выс. Уровень энергии Сред. Уровень энергии Низк. Уровень шизоидности Выс. Уровень шизоидностиСред. Уровень шизоидности Низк. . гЮвень защиты Выс. Уровень защиты Сред.
-Ряд1
Рис. 1. Результаты тестирования по методике «Несуществующее животное»
сутствуют углы, тщательная штриховка элементов, небольшой размер изображения. Большинство изображений мелкие, невзрачные, часто встречаются только определенные части тела (только голова без туловища). Такое явление говорит об эгоцентризме осужденного, его стремлении выделить себя среди остальных.
Рисунок 1 содержит результаты тестирования по методике «Несуществующее животное».
Наблюдается высокий уровень невротизма, шизоидности, решительности и пр. В связи с этим осужденные, отбывающие наказание за преступления против близких родственников, обладают повышенной агрессией, высоким уровнем тревожности, преобладают злость, враждебность.
Также осужденным был предложен тест индекс жизненного стиля (LSI). В нем имеется 97 утверждений, среди которых испытуемым необходимо выбрать верное или неверное. Тест LSI направлен на изучение уровня и преобладания у человека определенных механизмов психологической защиты. К ним относят: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, рационализм, реактивные образования.
В ходе выполнения работы было установлено, что у осужденных, отбывающих наказание за преступления против близких родственников, доминирующими являются замещение, регрессия, проекция, реактивные образования. Как показало исследование, у большинства испытуемых преобладают деструктив-
Рис. 2. Результаты тестирования осужденных, отбывающих наказание за преступления против близких родственников, по методике «Индекс жизненного стиля»
ные защитные психологические механизмы, то есть те механизмы, которые приводят к разрушению личности человека. Это обусловлено возникновением неверного представления человека об окружающем мире, отношения к жизни, сформированном в раннем детстве, иными словами формированием базовых мировоззренческих заблуждений, являющихся основной причиной приобретения криминальных установок. Будучи особенной, каждая личность несет в себе отпечаток тех общественных условий, в которых она живет и действует как сознательное, общественное существо. Своеобразие личности осужденного проявляется, прежде всего, в ее психическом облике: характере, способностях, интересах, установках, отношениях, формирующихся и проявляющихся в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида. В то же время вряд ли можно полностью согласиться
с мнением зарубежных и отечественных криминологов и психологов о том, что у этих осужденных особые качества, особая психология, делающие их непохожими на законопослушных людей (Г.Й. Шнайдер, Н.А. Андреев). Следствием низкого общего уровня интересов, культуры осужденного является пренебрежение к моральным и иным ценностям, несдержанность в поведении, отношениях с другими. Так, отсутствие первичного надлежащего воспитания в семье, затем в школе сформировало личность с извращенными интересами и потребностями. Дальнейшее общение с близкими себе по духу, взглядам и воспитанию людьми привело к появлению стойкого стереотипа человека, пренебрегающего элементарными нормами, культурными и этическими взглядами и запросами, способного поступать лишь с узкоэгоцентрических позиций, не признающего нравственные правила поведения.
На рисунке 2 представлены результаты тестирования осужденных, отбывающих наказание за преступления про-
тив близких родственников, по методике «индекс жизненного стиля» (LSI).
Судя по данной гистограмме можно определить, что у осужденных преобладает такой механизм психологической защиты, как замещение, а также интенсивно развиты регрессия, проекция и реактивные образования.
Для механизма замещения характерны: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, отсутствие чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта, предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т. п.); приверженность к любой деятельности, связанной с риском; выраженная тенденция к доминированию, иногда сочетается с сентиментальностью; склонность к занятию физическим трудом.
Под регрессией понимают такие свойства личности, как: возвращение к ранним, связанным с детством типам поведения, переход на предшествующие уровни психического развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования, неустойчивость.
Такой защитный механизм, как проекция, включает в себя систематическое приписывание другим людям собственных вытесненных переживаний, черт характера. Может проявляться в приписывании окружающим различных негативных качеств как рациональной основе для их неприятия и самопринятия на этом фоне. Человек склонен искать виновников или причины своих проблем во внешнем мире, перекладывает на них ответственность за то, что происходит внутри «Я». Причем он искренне уверен в своей правоте. Доволь-
но часто объектом проекции являются близкие люди: дети, родители, супруги. Возможно бессознательное отвержение собственных негативных качеств и приписывание их окружающим. Вероятно осознание у себя приписываемых качеств и проецирование по формуле «все так делают», и (или) интерпретация своих реальных или мнимых недостатков как достоинств, приписывание недостатков по сходству, например, родитель — ребенок. При этом у него нередко возникает ощущение того, что окружающий мир холоден и безразличен к нему. Вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденности к самому себе, он переживает его так, как будто оно направлено на него из этого мира. Аналогично, внутренняя агрессивность часто объясняется как нападение извне. Любитель обвинительных речей и тотального подозрения.
Под реактивными образованиями понимают неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, оно выражается в различных формах и с различной интенсивностью; избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т. п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе; сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте); подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость и т. д., осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, ино-
гда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для других.
Таким образом, у осужденных, отбывающих наказание за преступления против близких родственников, доминируют деструктивные механизмы психологической защиты, направленные на разрушение личности человека. Конструктивные механизмы развиты слабо, что говорит о низкой адаптации личности в социуме, неумении правильно строить взаимоотношения в обществе, отсутствии планов на будущее.
Итак, ознакомившись с характеристиками осужденных, можно сделать вывод о том, что испытуемым свойственен некоторый инфантилизм и эмоциональная незрелость — сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту, что выражается в недостаточной зрелости эмоционально-волевой сферы. Возможны: несамостоятельность решений и действий, чувство незащищенности, пониженная критичность по отношению к себе, повышенная требовательность к заботе других, компенсаторные реакции (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и пр.), ввиду отсутствия мужского воспитания.
Наблюдается низкий уровень самооценки, средний и высокий уровень невротизма, агрессии, а также средний уровень шизоидности и достаточно высокий уровень инфантильности. Поскольку в раннем возрасте испытуемые не получили должной любви, ласки, заботы произошло смещение социальных ролей, при котором осужденный занимает статус ребенка по отношению к своему партнеру. При нежелании гражданских жен (мужей) подчиняться правилам, удовлетворяющим потребностям
испытуемых (отказ составить компанию, недостаток внимания), у осужденных проявляется гнев, агрессия, что служит основанием для совершения преступлений против близких родственников. Значительно увеличилось число женщин, отбывающих наказание за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений и даже соучастие в изнасиловании,что связано с возросшей в обществе агрессивностью.
Низкий уровень ответственности, неумение оценивать ситуацию с позиции взрослого человека говорят о высоком уровне инфантильности. Существовать в таких условиях партнерам осужденных психологически тяжело, даже невозможно. Много семей не выдерживают и распадаются, а часто осужденные на момент отбывания наказания вообще не создавали домашнего очага. Осужденных-женщин, совершивших насильственные преступления, отличает чрезмерная эмоциональность реакций на конкретные ситуации, отсутствие конвенциональных взглядов и установок, высокая самооценка и эгоизм, стойкий характер пренебрежения общепринятыми нормами, личностная тревожность, невротизм, депрессия, агрессивность, подозрительность, мстительность и упрямство. По данным Е.В. Середы, имеются специфические личностные особенности у женщин, посягнувших на жизнь своих мужей, отмечается высокий уровень эмоциональности, упрямство, отсутствие чувства вины и раскаяния в совершенном преступлении.
Основной чертой женщин-детоубийц является дисгармоничность их личности. С одной стороны, они стремятся к общению в связи с наличием в характере де-
прессивных признаков, с другой — боятся общения, поскольку подозревают большинство окружающих в недоброжелательности. Наблюдается высокий уровень ненависти к родной матери, ввиду функционирования деструктивных защитных механизмов. 74 % осужденных считают, что наказание со стороны матери, которая несла основную ответственность за воспитание детей, было несправедливым, слишком суровым. Самым частым видом наказания, по словам осужденных, были многочисленные удары по другим частям тела кроме ягодиц, такими предметами как ремень, щетка для волос, палка и другие предметы. Основными методами, которыми руководствовались родители в воспитании детей, были: повышение голоса, крик, попытка заставить ребенка чувствовать стыд, вину, всяческие шлепки, подзатыльники, пощечины и пр.
Отсюда возникает злопамятность; неумение прощать, являющееся, по мнению осужденных, признаком слабости; частое употребление алкогольных напитков, наркотиков, психотропных препаратов; недовольство собой; разочарование в жизни. Такие установки являются предпосылками для совершения преступлений. Исследование показало, что 87 % осужденных совершают правонарушения в состоянии алкогольного опьянения.
Таким образом, изложенное позволило нам сделать выводы об основных механизмах совершения преступлений против близких родственников:
- формирование антисоциальных установок на протяжении детского и подросткового периода. Прежде всего, это усвоение неприемлемых для общества норм, правил поведения в семье (алко-
голизм родителей, нищета, грязь), в ближайшем окружении (общение со сверстниками из неблагополучных семей, трудными подростками, обладающими девиантным или делинквентным поведением), в социуме (СМИ, просмотр видеофильмов жестокого и насильственного характера, чтение литературы, прославляющей представителей криминального мира). Также ввиду отсутствия воспитания со стороны родителей осужденные не были приучены к трудовой деятельности. По данным анкетирования, 80 % испытуемых не работали к моменту ареста;
- совершение правонарушений, мелких преступлений (краж, мошенничеств) и первое попадание в места лишения свободы;
- усвоение криминального опыта, ознакомление с преступной средой (повышенная депрессия, агрессивность, сформированная под влиянием тюремных условий);
- резкое, сильное, негативное психологическое воздействие близких родственников на испытуемого после освобождения (ссоры, скандалы, побои);
- совершение преступлений против близких родственников на фоне повышенной агрессии, ненависти, невроза.
Ознакомившись с данными механизмами, можно отметить, что осужденные, перед совершением преступлений против близких родственников, имели криминальный опыт. Тюремная романтика, жизнь «по понятиям» приходятся большинству осужденных по нраву, поэтому, как правило, в своих преступлениях они не раскаиваются. Лишь 17 % сожалеют о содеянном, а остальные 83 % считают, что убитые ими родственники (в основном матери) заслуживали смерти.
Анкетирование осужденных показало, что, по мнению опрашиваемых, всегда можно оставлять себе найденные деньги, а также иногда стоит лгать в своих собственных интересах, брать взятки за выполнение своих обязанностей, покупать нечто, даже если эта вещь краденная, уклоняться от уплаты проезда в общественном транспорте, мошенничать с налогами при наличии возможности и убивать в целях самозащиты.
Следовательно, происходит определенное психологическое выравнивание сложности, опасности преступлений, безразличие к последствиям относительно себя и других. Тяжесть ответственности за убийство и мелкую кражу приравнивается. Такое явление можно объяснить с точки зрения повторного отбывания наказания осужденными.
Для более яркой иллюстрации описываемой нами проблемы мы приведем некоторые примеры из личных дел осужденных за преступления против близких родственников, являющиеся наиболее типичными жизненными случаями.
Осужденный № 1. К. жил с матерью, отцом и бабушкой. Родители были не расписаны. Отец сел в тюрьму в очередной раз, а мать начала пить и исчезла. С 3 лет осужденный К. жил с бабушкой, но через год она скончалась (повлияли старость и болезнь женщины) и мальчика на воспитание взяла соседская семья в составе 2 взрослых (супруги) и 3 детей. По словам осужденного, он воспитывался в любви и заботе. В 14 лет он решил бросить школу, поскольку не хотелось продолжать обучение, ушел из дома, начал бродяжничать, воровать, за что получил первую судимость. Приемные родители поняли его и простили, после освобождения приняли обратно в семью.
Осужденный часто ругался с младшим братом и в процессе очередной ссоры, осужденный К. зарубил своего родственника. Нужно отметить, что осужденный находился в тот момент в состоянии алкогольного опьянения.
Осужденный № 2. З. воспитывался матерью, взаимоотношения были хорошие. Он окончил школу, получил образование в техникуме по специальности менеджмент. Первую судимость имеет за подделку документов. После освобождения вернулся домой, начал выпивать и в состоянии алкогольного опьянения убил мать топором.
Осужденный № 3. К. воспитывался в неполной семье, преимущественно матерью. Мать много пила и била сына за малейшую провинность, вследствие чего сложились плохие отношения. В 14 лет осужденный К. ушел из дома, попал в неблагоприятную компанию и совершил свое первое преступление — кражу. После чего совершил еще несколько преступлений и в течение нескольких лет находился в местах лишения свободы. В тюрьме познакомился с женщиной, у которой от первого брака осталась несовершеннолетняя дочь (7 лет). После освобождения осужденный стал проживать с ней гражданским браком. Осужденный К. постоянно пил, а также ему не нравилось то, что женщина основное внимание уделяет ребенку и не употребляет алкогольные напитки, и не составляет компанию гражданскому мужу. Утром, после ухода жены на работу, осужденный, в состоянии алкогольного опьянения, совершил насильственный акт сексуального характера по отношению к девочке, после чего решил задушить подушкой находящегося без сознания ребенка.
Осужденный № 4. Ф. воспитывался в интернате, не был знаком со своими родителями. В 14 лет он познакомился со своей матерью, которая была лишена родительских прав по причине алкоголизма. Осужденный Ф. начал проживать с матерью. Первые судимости получил за кражу и хранение и распространение наркотиков. После освобождения вернулся домой, стал часто выпивать с матерью и ее гостями. Во время очередного застолья убил мать топором, так как осужденному не понравилось ее поведение.
Осужденный № 5. П. воспитывался отцом и бабушкой, мать умерла, когда осужденному было 3 года. В подростковом возрасте убил своего отца (перерезал горло), вследствие чего получил сильный стресс. В 13 лет осужденный лишился бабушки (женщина умерла по
причине болезни), стал выпивать, употреблять наркотики, воровать. Имел несколько судимостей, после освобождения начал жить с женщиной гражданским браком. Спустя некоторое время убил незнакомого мужчину, который грубо отзывался о его сожительнице.
Осужденный № 6. Б. воспитывался в неполной семье, матерью и бабушкой, отец умер, когда осужденный был маленьким. В 13 лет у него появился отчим и младший брат. Первую судимость получил за насильственные действия сексуального характера (изнасиловал дочь младшего брата). Осужденный Б. имеет жену и дочь.
Литература
1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1992.