УДК 159.923
Деревянкина Наталья Алексеевна
кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье представлены результаты исследования психологических особенностей волонтеров, работающих в инклюзивном лагере для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Использовались методики: Q-классификация (Q-sort), опросник Т. Лири, методика самооценки настроения и некоторых состояний, метод экспертных оценок. Выявлены тенденции к альтруизму и ответственности, психотерапевтический эффект инклюзивных отношений в отношении здоровых участников инклюзии, проблематичность субъективных оценок эффективности инклюзии, наличие «психологической цены» включения в инклюзивные отношения
Ключевые слова: межличностные отношения, инклюзия, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное взаимодействие, волонтерская помощь.
Мы живем в ситуации меняющегося отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. На наших глазах осуществляется переход от патерналистской модели призрения лиц с ОВЗ к модели независимого образа жизни. Инклюзия объявлена официальным курсом развития общества. В связи с этим появляется много вопросов, касающихся организационных форм, содержания, методов и технологий инклюзии. Мы сосредоточились на вопросах психологического обеспечения этого процесса, а именно - психологических особенностях участников инклюзивного лагеря для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенностью этого лагеря является то, что основными исполнителями, реализующими инклюзию, выступают добровольцы (волонтеры). Поскольку лагерь летний, инклюзия осуществляется не в образовательном пространстве, а в трудовой деятельности. Однако для освоения различных видов работы некоторое обучение необходимо, поэтому обучение как формирование новых навыков и умений тоже присутствует. Этот лагерь организуется с 2006 года членами православной общины Храма Владимирской иконы Божией Матери села
Давыдово Борисоглебского района Ярославской области и фактически является летним лагерем для семей с детьми, страдающими психическими расстройствами.
В исследовании приняли участие 32 человека -волонтеры в возрасте от 11 до 62 лет. 17 женщин (девушек) и 15 мужчин (юношей). Профессия волонтеров в исследовании не учитывалась. Средний возраст для группы женщин - 25,6 лет; для группы мужчин - 16,4 лет. Средний возраст для всей группы - 21 год. Время исследования - июль 2014 года. Использовались методики: Q-классификация опросник Т. Лири, методика самооценки настроения и некоторых состояний, метод экспертных оценок.
Данные методики Q-классификация представлены на рисунке 1. Они показывают, что значимых различий между юношами и девушками нет. Самым выраженным качеством для всей группы является Общительность. Высокие оценки получили так же качества Общительность и «Избегание борьбы». Причем, у юношей они представлены ярче, чем у девушек. Вероятным объяснением этого может служить возраст испытуемых - для юношей он значительно ниже. Самые низкие показатели получил
16,0 п 14,0
12,0 10,0
8,0 6,0
4,0 2,0
0,0
/
/
Ф
ГЪ
45?
/
4У
/
□ девушкн Шюеьшн □ все Рисунок 1. Данные методики Q-сортировка для группы волонтеров
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Деревянкина Н.А., 2016
222
авторитарный
подчиненный
-девушки
Рисунок 2. Данные методики Т. Лири для группы волонтеров
параметр Необщительность. Сами условия лагеря таковы, что люди с тенденцией к избеганию контактов и низкой степенью лояльности не могут там долго находиться. Поэтому этот результат следует считать специфичным именно для этой группы.
Данные методики Т. Лири представлены на рисунке 2. Они вполне ожидаемы: максимальный бал получила тенденция к альтруизму и ответственности. Минимальные значения - по шкалам Эгоистичность и Подозрительность. Практически все оценки входят в зону «нормы», кроме Альтруизма - эта тенденция выражена в группе очень высоко. Отличия между юношами и девушками наблюдаются по шкалам Эгоистичный и Агрессивный - девушки отметили у себя эти тенденции как более выраженные, чем юноши. На наш взгляд, эти различия свидетельствуют о том, что девушки были более откровенны в своих ответах за счет возрастных характеристик, обусловливающих и большую готовность к рефлексии, и меньшую тревожность по отношению к ситуациям диагностики.
Данные самооценки своего состояния представлены на рисунке 3. В связи с отсутствием значимых различий между женской и мужской выборкой мы сочли разумным рассматривать средние по всей группе. Мы учитывали не только показатели по выделенным параметрам, но и их изменения - динамику. Для трех параметров динамика оказалась отрицательной - за время работы самочувствие, настроение и ощущение радости понизилось. Повысились усталость и надежда.
Параметр «Надежда» нуждается в отдельном рассмотрении, так как он по смысловому наполнению существенно отличается от всех остальных. Мы уже отмечали выше, что семьи с детьми, страдающими психическими расстройствами - специфичные и трудные партнеры по взаимодействию. Их жизненный опыт часто оформлен как набор определенных ожиданий, транслируемых другим людям последовательно и настойчиво. Один из таких «сигналов» - ощущение безысходности и безрадостного будущего. В личных встречах во-
100,0
80,0
60,0
0,0
-20,0
□ начало смены □ конец смены ■ динамика
Рисунок 3. Данные графической самооценки в группе волонтеров
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- № 3
40,0
20,0
223
лонтеры много об этом говорили: они сообщали о своих беспокойстве и тревоге по поводу жизни их «подопечных» вне лагеря, о том, как трудно им справляться с переживаниями «жалости» и «печали». Существенную трудность представляет задача сохранения отношений на фоне выраженных поведенческих отклонений лиц с ограниченными возможностями здоровья - «особые» могли быть агрессивными, неуживчивыми, эгоистичными, отказывающимися от работы и контактов и т.д. Преодоление всех этих трудностей, на наш взгляд, является главным психотерапевтическим эффектом этого лагеря. Каждый участник получает опыт разрешения наиболее трудных для большинства людей ситуаций - разрушающихся или не складывающихся отношений. Именно этим мы склонны объяснять повышение степени выраженности Надежды - это усиление субъективного чувства компетентности и уверенности перед лицом вызовов жизни.
Любопытны показатели по параметру Усталость. Практически никто из испытуемых не отметил усталость в начале своей работы равную нулю. Это означает, что люди приезжают в лагерь с определенным уровнем напряжения. На наш взгляд, этот результат нуждается в более подробном исследовании - он может указывать на наличие специфичных мотивов, обеспечивающих выбор инклюзивного лагеря как способа провести свой отпуск или каникулы.
Количественные результаты использования метода экспертных оценок представлены на рисунке 4. На наш взгляд, важны не столько усредненные показатели оценок экспертов, сколько связь этих оценок с данными других методик. Все оценки экспертов оказались связаны друг с другом прямой положительной связью. Безусловно, это можно понимать как признак единства команды и согласованности общего подхода к пониманию целей
и задач инклюзивного лагеря. Оценки эксперта 1 оказались связаны прямой положительной связью со следующими параметрами: самочувствие в конце смены и его динамика, а также динамика надежды. Его же оценки связаны прямой отрицательной связью с показателями Независимость ^-сортировка); Подозрительность и Зависимость (Т. Лири); самочувствие, настроение, радость, надежда в начале смены. Таким образом, этот эксперт оказался чувствительным к улучшению психофизиологического состояния волонтеров в конце смены, а так же к повышению параметра «Надежда». Этот же эксперт склонен был ставить более низкие оценки тем волонтерам, которые получили более высокие баллы по критериям Независимость, Подозрительность и Зависимость, а так же тем, чьи психофизиологические показатели к концу смены ухудшились. На наш взгляд, это можно интерпретировать как ориентацию этого эксперта на признаки самочувствия и склонность связывать эти признаки со смыслообразующими основаниями деятельности.
Оценки эксперта 2 связаны прямой положительной связью только с оценками других экспертов. А вот обратная связь обнаруживается с Агрессивностью и Подозрительностью (Т. Лири), выраженностью радости и надежды в начале смены. Таким образом, этот эксперт склонен был «занижать» оценки тем волонтерам, кто «выглядел» более агрессивным и недоверчивым, а так же выражал больший скептицизм, чем другие в начале работы. По нашему мнению, это может свидетельствовать об авторитарной позиции эксперта, включающей ожидание превентивной лояльности и «положительного настроя» от волонтеров. Это также не исключает состояния усталости и стремления экономить усилия.
Оценки эксперта 3 имеют наибольшее число прямых связей: с Авторитарностью и Альтруиз-
эксперт 1
эксперт 2
эксперт 3
сумма экспертных оценок
□ средние оценки □ число значимых связей Рисунок 4. Данные метода экспертных оценок для группы волонтеров
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
224
мом (Т. Лири), с самочувствием в конце смены, а также с динамикой самочувствия, настроения и надежды. Этот эксперт оказался самым молодым из числа организаторов, он так же имеет самый маленький опыт работы в этом лагере. На наш взгляд, такая связь оценок свидетельствует о поверхностной позиции, ориентирующейся на внешние стороны инклюзивного процесса и характерной для начинающих. Обратная связь оценок обнаружилась с параметрами: самочувствие, настроение, радость в начале смены; усталость в конце смены и динамика усталости.
Следует отметить, что и эксперт 2, и эксперт 3 в конце смены сами показывали признаки усталости и эмоционального выгорания. Их оценки явно свидетельствуют в пользу зависимости восприятия качества инклюзивных отношений от самочувствия и степени усталости самого эксперта.
Анализ взаимосвязей показывает, что наибольшее число связей с другими параметрами имеют «Избегание борьбы» (11), «Принятие борьбы» (10) и Независимость (9). Тенденция «Избегание борьбы» понимается, как стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Это очень важное качество для реализации инклюзии лиц с психическими расстройствами, так как количество конфликтных ситуаций в отношениях с ними намного превосходит все другие категории. Это качество оказалось прямо связано с выраженностью подчиненности, черт зависимости, дружелюбия и альтруизма. Оно более выражено также у тех волонтеров, кто отмечал у себя высокий уровень надежды в начале смены и хорошее настроение в конце. Обратная связь этой тенденции обнаруживается с такими параметрами как «Принятие борьбы», эгоистичность, агрессия и подозрительность. На наш взгляд, это свидетельствует о честности ответов испытуемых, так как все эти качества можно считать разными проявлениями одного аспекта - ориентации на себя, критичности и склонности к соперничеству.
«Принятие борьбы» понимается как стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Прямая связь с Независимостью, Эгоистичностью, Агрессивностью и склонностью к подозрительности позволяет «наполнить» эту тенденцию реальными проявлениями - напористость и упорство, критичность, внимание к собственным потребностям и интересам. Обратная связь с Альтруизмом и Дружелюбием позволяет судить о способе достижения высокого статуса - напористость без теплоты, тенденция настаивать на реализации своих интересов без учета интересов партнера. Это инфантильная тенденция, волонтеры с высокими баллами по критерию «Принятие борьбы» отмечают у себя низкие
показатели самочувствия, настроения и радости в конце смены. Это закономерный результат, так как общая атмосфера в лагере ориентирована на дружелюбие, принятие Другого и эмоциональную поддержку. Людям, ориентированным на самих себя, находиться в такой атмосфере тяжело.
Рассмотрим значимые связи для данных личностного опросника Т. Лири. Тенденции, получившие наибольшее число таких связей -Эгоистичность (18), Авторитарность (16), Подозрительность (13). Эгоистичность имеет прямую положительную связь с Независимостью, Необщительностью, «Принятием борьбы», Авторитарностью, Агрессией, Подозрительностью. Это набор высоко связанных качеств в этой выборке. В целом характеристика такого человека может быть представлена следующим образом: имеет эгоистические черты, ориентирован на себя, склонен к соперничеству; стремится участвовать в групповой жизни, чтобы добиваться высокого статуса; склонен избегать эмоциональных связей и готов идти в разрез с групповыми ценностями; уверенный в себе, упорный и настойчивый; упрямый и энергичный; критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Легко заметить, что это черты, культивируемые сегодняшней реальностью как желаемые, поскольку именно эти черты «обеспечивают» достижение успеха практически во всех видах социально-одобряемой деятельности. И именно этот набор характеристик имеет обратную связь с оценками успешности инклюзивной помощи. На наш взгляд, мы выявили серьезную проблему - противоречие стихийно сложившейся модели желательного успешного поведения и черт личности, способной к принятию и помощи Иному - человеку с ограниченными возможностями здоровья. Это противоречие носит социокультурный характер, и указывает на возможную причину широкого сопротивления, которое встречает инклюзивная практика в наших образовательных (и не только) учреждениях. Пока социальная, культурная и экономическая реальность остаются прежними, пока черты «умного и агрессивного эгоизма» считаются современными и положительными, пока эту точку зрения разделяют родители и педагоги, человек, желающий помогать другим, будет сталкиваться не столько с внешним сопротивлением, сколько с внутренним - ведь это поведение автоматически относит его в разряд «несовременных», а то и «лузеров», «слабаков» и «неудачников».
Значимые связи параметров самооценки в динамике с данными других методик. Наибольшее число связей имеют динамика настроения (17) и динамика радости (18). Эти качества связаны между собой очень высоко значимой прямой положительной связью. Фактически, спрашивая людей о радости, мы спрашивали о том, каково их на-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 3
225
строение, и наоборот. Их прямые положительные связи во многом совпадают: сильнее всего радость и настроение повысились у тех, кто отметил у себя много признаков авторитарности и дружелюбия, был более уставшим в начале смены и отметил «прирост» надежды к концу смены. Вероятно, речь идет о людях, для которых авторитарность выступает в первую очередь как ответственность, это так же те, кому трудно находиться в условиях конкурирующего города, и поездку в инклюзивный лагерь они воспринимают как отдушину и доказательство того, что «мир еще не озверел окончательно».
Обратная связь этих параметров самооценки (динамика настроения и радости) отмечается с качеством Подозрительность, самочувствие и радость в начале смены, динамика усталости. Другими словами, чем меньше недоверия и подозрительности несет в себе человек, чем ниже его самочувствие и радость в начале смены, тем сильнее «добавляется» этой радости в конце смены. Что касается усталости, то именно эти люди отмечали, что усталость к концу смены уменьшилась. Этот результат очень согласуется с позицией организаторов - доверие и вера оказываются наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим включенность в инклюзию с минимальными внутренними противоречиями.
Таким образом, даже поверхностный и неполный анализ данных исследования позволяет сделать ряд важных выводов.
1. Наиболее выраженными тенденциями для группы волонтеров инклюзивного лагеря оказалась тенденция к альтруизму и ответственности.
2. Инклюзия и инклюзивные отношения способны оказывать помогающий (психотерапевтический) эффект не только на людей с ОВЗ, но и самих помогающих.
3. Существуют мотивы, специфические для выбора инклюзивной деятельности. И они нуждаются в изучении.
4. Оценка успешности (эффективности) инклюзии представляет собой серьезную проблему. В нашем исследовании такие оценки явно свидетельствовали в пользу зависимости восприятия качества инклюзивных отношений от самочувствия и степени усталости самого эксперта.
5. Важна психологическая атмосфера инклюзивного учреждения. Очевидно, что от нее ждут дру-
желюбия, принятия людьми друг друга и высокой степени готовности оказать эмоциональную поддержку. Однако, есть люди, которым в такой атмосфере некомфортно. Они так же могут быть включены в инклюзивный процесс, но их «цена» инклюзии значительно возрастает за счет ресурсов, необходимых для преодоления собственного сопротивления.
6. Существует противоречие стихийно сложившейся модели желательного успешного поведения и черт личности, способной к принятию и помощи Иному - человеку с ограниченными возможностями здоровья. Это противоречие носит социокультурный характер.
7. Чем меньше недоверия и подозрительности несет в себе человек, чем ниже его самочувствие и радость в начале смены, тем сильнее «добавляется» этой радости в конце смены. Что касается усталости, то именно эти люди отмечали, что усталость к концу смены уменьшилась. Этот результат очень согласуется с позицией организаторов - доверие и вера оказываются наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим включенность в инклюзию с минимальными внутренними противоречиями.
Библиографический список
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.
2. Деревянкина Н.А., Назарова И.Г. Создание условий для адаптации и реабилитации детей-инвалидов на базе православной общины при приходе Владимирского храма с. Давыдово Борисоглебского района Ярославской области // Вестник Института развития образования. - Ярославль, 2008. - № 3. - С. 23-27.
3. Киз Д. Цветы для Элджернона. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2013. - 384 с.
4. Лаувенг А. Завтра я всегда бывала львом. -Самара: ИД «Бахрах - М», 2014. - 288 с.
5. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Руководство к использованию. - Петрозаводск, 1992. - 320 с.
6. Мириманова М.С. Модель экспертизы психологической безопасности образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 3 (3). - С. 145-150.
226
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22