УДК 152.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ ОТЧУЖДЕНИЯ
© Елена Викторовна Кудрявцева
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры общей психологии, e-mail: tanechka_kud@mail.ru
В статье предложена авторская интерпретация понятия юношеского отчуждения, рассмотрены стратегии совладающего поведения, личностные и индивидуально-психологические особенности студентов с разными формами отчуждения.
Ключевые слова: отчуждение; авантюризм; нигилизм; бессилие; вегетативность.
Изменения, происходящие в нашем обществе, отличаются особой динамичностью, затрагивают все стороны жизни человека: политическую, экономическую, духовную и др. У многих это порождает представление о нестабильности, актуализирует проблему отчуждения личности от общества или отдельных сторон его жизнедеятельности. По мнению ряда авторов, отчуждение становится одним из преобладающих неблагоприятных психологических состояний человека не только у нас, но и в остальном мире.
Особенно тревожит общественность растущее отчуждение молодого поколения (от традиционных ценностей, морали, взрослых, друг от друга), которое проявляется в конфликтности, агрессивности, падении интереса к учебе, увеличении противоправных деяний и др. Серьезной трансформации подвергаются и культурные потребности молодежи, происходит их прагматизация, наблюдается рост эгоистических тенденций личности. В иерархии ценностных ориентаций молодых людей доминируют ценности личной жизни [1-5].
В этих условиях феномен отчуждения становится важной психологической проблемой, он создает серьезные трудности на пути самореализации молодых людей, страдает их личностное здоровье [6], нарушается процесс оптимального профессиональноличностного развития [7].
Юношеский возраст, в котором находятся молодые люди от 16-17 лет до 22-23 лет, характеризуется становлением способности соотносить цели, ресурсы и условия при определении в собственной жизни (выбор жизненного пути; поиск смысла жизни, построе-
ние перспективы будущего, проявление общественной позиции).
Главное психологическое приобретение этого возраста - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в свои переживания, молодой человек начинает осознавать собственную уникальность, непохожесть на других. Вместе с тем юношеское «Я» еще неопределенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Возникает внутреннее противоречие: растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [8].
Неблагоприятное стечение обстоятельств, специфические личностные особенности, деструктивные взаимоотношения со сверстниками и другие субъективные причины в периоды уединения могут спровоцировать различные формы отчуждения.
Под отчуждением в юношеском возрасте мы понимаем проявление таких жизненных отношений молодого человека с миром, при которых продукты его деятельности (учебной, трудовой, досуговой и пр.), он сам, его внутренний мир, а также другие индивиды и социальные группы (друзья, сокурсники, преподаватели и др.), являясь носителями общепринятых норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому, что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (обособленности, одиночества, отвержения) и проявляется в поведении, противоположном понятиям близости, тождественности, гуманности и т. д.
Отчуждение в юношеском возрасте фру-стрирует многие социально-психологические потребности молодежи: в интимно-личност-
ном общении, признании, принадлежности, добром имени; оно вызывает стойкие негативные переживания, такие как тревога, страх, неудовлетворенность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе, обида и др., которые в большинстве своем связаны с невключенностью юношей и девушек в систему социальных отношений.
Кризисность юношеского возраста усугубляется изменениями жизненной ситуации и деятельности, что зачастую приводит к ломке привычных стереотипов жизни и учебы, сочетающейся с частой материальной и бытовой неустроенностью, неопределенностью социального статуса, интенсивной умственной работой и периодическим экзаменационным стрессом.
Именно поэтому, на наш взгляд, молодые люди особенно нуждаются в навыках, необходимых им в периоды критических перемен, в качестве которых могут выступать навыки совладания со стрессом, с трудными жизненными ситуациями.
В рамках исследования, посвященного поиску психологических путей преодоления юношеского отчуждения с помощью развития навыков совладающего поведения, нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению личностных особенностей и стратегий поведения отчужденных студентов.
Определение форм и степени выраженности отчуждения испытуемых осуществлялось с помощью теста С. Мадди, Кобейса и Хувера. Для изучения личностных особенностей и стратегий поведения применялись 16-факторный личностный опросник Р. Кет-тела; опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения» С. Хобфолла; методики стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса, Раге; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела, М. Фергюссона; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой и методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
В качестве испытуемых выступили студенты 1-5 курсов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также студенты ГОУ НПО Профессионального училища № 14 - всего 311 человек (127 юношей и 187 девушек) в возрасте 16-22 лет.
Полученные с помощью указанного диагностического инструментария данные были подвергнуты статистической обработке в программе 8Р88 15,0.
Были выявлены испытуемые, результаты теста отчуждения С. Мадди, Кобейса и Хувера которых свидетельствуют о наличии у них отчуждения в различных сферах жизнедеятельности (16,4 % от общего количества респондентов), они определены в первую группу.
Среди респондентов первой группы присутствуют испытуемые с различными формами отчуждения от самой легкой формы -авантюризм, до самой тяжелой - вегетатив-ность.
Легкая форма отчуждения - авантюризм -выявлена у 35,3 % испытуемых данной группы; 19,6 % первой группы составили студенты с такой формой отчуждения, как нигилизм; 15,7 % - испытуемые с формой бессилие и у 29,4 % студентов наблюдается тяжелая форма отчуждения - вегетативность.
Испытуемые с низкими показателями по тесту отчуждения отнесены нами во вторую группу (без отчуждения), объем которой составил 36 % .
В рамках анализа связей форм отчуждения с личностными особенностями данные испытуемых I группы (с выявленным отчуждением) по тестам, диагностирующим личностные особенности, были подвергнуты процедуре корреляционного анализа по Пирсону, результаты которого представлены в табл. 1.
Обнаружены положительные статистически значимые корреляционные связи переменной «авантюризм» с такими переменными, отражающими личностные особенности, как «мечтательность», «чувство вины», «смелость», «низкое супер-эго», «жестокость», «доминантность» и «беспечность». Это позволяет охарактеризовать испытуемых с указанной формой отчуждения как личностей, поглощенных идеями, иллюзиями, подверженных чувствам, непостоянных, независимых, несогласных с общепринятыми нормами, безответственных, одиноких, ранимых.
Отличительными личностными особенностями испытуемых с выраженной формой отчуждения «нигилизм» являются беспринципность, независимость, внутренняя конфликтность, некоторая жестокость, которая
Таблица 1
Связь форм отчуждения и личностных особенностей испытуемых
Показатели
Формы отчуждения
Авантюризм
Нигилизм
Бессилие Вегетативность
16-факторный личностный опросник Р. Кеттела
Интеллектуальные особенности
Мечтательность - практичность 0,821** - - -
Радикализм-консерватизм - - - -
Эмоционально-волевые особенности
Сила «Я» -слабость «Я» -0,541** -0,684**
Низкое «Супер-эго» высокое «Супер-эго» 0,759** 0,429**
Нежность - жестокость -0,663** -0,633** - -
Чувство вины - самоуверенность 0,657** - 0,477** 0,547**
Контроль желаний - импульсивность - -0,488** - -
Фрустрированность - нефрустрированность - 0,579** 0,521** 0,695**
Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия
Сердечность - отчужденность - -0,499** -0,695** -0,788**
Смелость - робость 0,761** - -0,429** -
Озабоченность - беспечность -0,599** -0,487** - -
Доминантность - конформность 0,789** - -0,558** -
Самодостаточность - социабельность - - -0,723** -0,879**
** - уровень значимости р < 0,05.
Примечание: в таблице 1 указаны 13 из 16 факторов личностного опросника Р. Кеттела. Статистически значимой корреляционной связи форм отчуждения и трех оставшихся факторов, отражающих личностные особенности, не выявлено.
может сопровождаться асоциальными поступками, игнорированием собственных обязанностей, такие юноши и девушки следуют (и отстаивают) только своим убеждениям, некритичны, непреклонны. Это подтверждает наличие корреляционной связи указанной переменной с такими переменными, как «низкое супер-эго», «жестокость», «фруст-рированность», «импульсивность», «беспечность» и «отчужденность».
Анализ корреляционных связей следующей формы отчуждения - «бессилие» с переменными, отражающими личностные особенности - «слабость Я», «отчужденность», «робость», «конформность», «социабель-
ность», «чувство вины» и «фрустрирован-ность», позволяет охарактеризовать испытуемых с указанной формой отчуждения как обособленных, безучастных, несамостоятельных, нерешительных, неуверенных и эмоционально неустойчивых личностей, которым свойственна переменчивость в отношениях и неустойчивость в интересах.
Для испытуемых с тяжелой формой отчуждения «вегетативность» характерны следующие особенности личности: депрессив-
ность, тревожность, необщительность,
скрытность, замкнутость, раздражительность, напряженность, эмоциональная неустойчивость, зависимость от мнений окружающих, внушаемость, несамостоятель-
ность. Об этом свидетельствуют корреляционные связи переменной «вегетативность» с такими переменными, как «чувство вины», «отчужденность», «фрустрированность»,
«слабость Я» и «социабельность».
В ходе корреляционного анализа данных, полученных от испытуемых II группы (неотчужденных) выявлены связи, позволяющие охарактеризовать юношей и девушек указанной группы как эмоционально устойчивых, выдержанных, реалистичных по отношению к жизни, добросовестных, настойчивых, ответственных, решительных, самостоятельных, активных, общительных и открытых личностей.
Подводя итоги корреляционного анализа данных, полученных в ходе эмпирического исследования, можно сделать вывод, что отчуждение испытуемых детерминируется их личностными особенностями. Большинство отчужденных юношей и девушек осознают
неблагополучие в отношениях с коллективом (студенческой группой), испытывают дискомфорт в нем, чувства тревожности, переживают одиночество. Для отчужденных юношей и девушек характерны конфликтность и неудовлетворенность характером складывающихся взаимоотношений с одногруппниками; завышенная или неустойчивая самооценка; высокая степень тревожности в сфере межличностных отношений; социально-психологическая дезадаптированность,
маскируемая конфликтностью или уходом от проблем; трудности взаимоотношений, проявляющиеся в агрессивно-защитных или пассивных формах поведения. Среди личностных особенностей отчужденной молодежи доминируют пассивность, конформизм, недоверчивость к окружающим, подозрительность.
С целью выявить статистически значимые различия между двумя группами испытуемых (с отчуждением и без него) нами был проведен сравнительный анализ с использованием Г-критерия Стьюдента.
В результате было выявлено, что юношам и девушкам первой группы свойственны замкнутость, обособленность, депрессив-ность и раздражительность как по отношению к другим людям, так и к себе. Повышенная тревожность у них может сочетаться с импульсивностью, угрюмостью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью. Кроме того, студентам указанной группы свойственна неуверенность в себе (особенно если применяют «избегание» в качестве стратегии преодоления жизненных трудностей). У них отмечается наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой и чувство вины - они чаще ставят себе в вину свои промахи и неудачи.
Юноши и девушки первой группы склонны к непостоянству в межличностных отношениях, отличаются эгоистичным поведением, стремятся подчинить себе окружающих людей. Они не согласны и не считаются с общепринятыми нормами, используя агрессивные и асоциальные модели поведения, а также импульсивные действия и избегание в качестве стратегий совладающего поведения в стрессовых ситуациях, отличаются дезадаптивным поведением. Вследствие чего переживают ощущения одиночества, отвержения, обособленности от жизнен-
ных ситуаций, общества, культуры, власти и пр.
Испытуемые без отчуждения отличаются активными стратегиями преодоления жизненных трудностей (ассертивные действия). Они более жизнестойкие, лучше и быстрее адаптируются к изменившимся обстоятельствам, чем испытуемые первой группы. При этом они воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, в течение которого они стремятся к достижению намеченных целей. Кроме этого, испытуемые данной группы отличаются добродушно-стью, общительностью, открытостью, смелостью, активностью и предприимчивостью. Они внимательно относятся к окружающим людям, способны устанавливать близкие и значимые отношения, сочувствовать и сопереживать. Вместе с тем у них может наблюдаться склонность к авантюризму, приукрашивание своих достоинств и личностных качеств, желание находиться в центре внимания.
Таким образом, в результате сравнительного анализа были выявлены значимые различия между группой испытуемых с выявленным отчуждением и группой испытуемых без отчуждения. В частности, отчужденные юноши и девушки применяют непродуктивные стратегии совладающего поведения в отличие от испытуемых без отчуждения, которым свойственно использование продуктивных стратегий совладания.
Подобные навыки и способы поведения зависят от приобретенного опыта, от выработанных ранее навыков поведения и действий, уровня развития познавательных структур личности. В этой связи юношеский возраст можно охарактеризовать как возраст оформления накопленного опыта в определенную стратегию, характерный стиль поведения в трудных ситуациях. Поэтому, на наш взгляд, именно в это время особенно важно сформировать и закрепить у молодых людей продуктивные, адаптивные стили.
1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-12.
2. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987.
3. Викторов Э.М. Феномен отчуждения // Философские исследования. 2001. № 2. С. 201-211.
4. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1996. С. 17.
5. Косыре в В.Н. Отчуждение учебного труда студента // Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 138-143.
6. Косырев В.Н. Влияние отчуждения учебного труда на личностное здоровье студента // Ежегодник Института психологии Тамбовского государственного университета им.
Г.Р. Державина: сборник научных трудов. 2009. № 5. С. 48-61.
7. Косырев В. Н. Отчуждение учебного труда как препятствие оптимальному профессионально-личностному развитию студента // Ежегодник Академии психологии и управления: сборник научных трудов. 2010. С. 128139.
8. Кон И. Психология ранней юности. М., 1989. С. 255.
Поступила в редакцию 21.03.2011 г.
UDC 152.3
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH DIFFERENT FORMS OF ALIENATION Elena Viktovna Kudryavtseva, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of General Psychology Department, e-mail: tanechka_kud@mail.ru
The article offers the author's interpretation of the concept of youthful alienation, discussed strategies for coping, personality and individual psychological characteristics of students with different forms of alienation.
Key words: alienation; adventurism; nihilism; impotence; vegetativity.