М.А. Манойлова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ*
Проблемы современного образования - возрождение духовности, развитие гуманистического мировоззрения, ценностных ориентаций личности, нравственные ценности, сотрудничества, развитие толерантности и включения их в этнокультурный контекст, приобретают актуальность, требуют обновления содержания образования в современном обществе.
В Законе РФ "Об образовании" одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства [15]. Перед системой современного образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования через развитие межэтнической толерантности, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
Образование является ведущим механизмом развития общества и цивилизации, основой устойчивого общества и качества жизни личности в изменяющемся мире, образование - основа становления личности и ее самореализации [30]. Система образования обеспечивает человека знаниями, позволяющими ему вписываться в создаваемый им мир, прогнозировать дальнейшее развитие этого мира и свое место в нем. Могущество любой страны прирастает, прежде всего, системой образования, ибо ее будущее куется, прежде всего, в этой системе [36].
Образовательная среда в широком контексте является подсистемой социокультурной среды. В.А. Ясвин понимает образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении [37]. По мнению ГЮ. Беляева образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.
Ю.Н. Кулюткин и С. Тарасов образовательную социокультурную среду трактуют как систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды) и т.д.
Можно констатировать, что в современном обществе, образовательную среду невозможно рассматривать в отрыве от социокультурного контекста.
В современных психолого-педагогических, философских, социологических и культурологических исследованиях, вопрос поликультурной образовательной среды является дискуссионным, наблюдается множество подходов к определению как самой поликультурной образовательной среды, так и к определению понятия "культура".
Культура - понятие сложное, многоаспектное и междисциплинарное. В эпоху античности понятие культуры означало не только возделывание земли, но и культуру души, культ предков. В Риме, Цицерон, говоря о культуре, подразумевал культуру духа и ума. Современное понимание культуры - неоднозначно и не имеет исчерпывающего определения. Л.Е. Кертман насчитывает свыше пятисот определений культуры [16]. В философии, социлогии, педагогике категория "культура" рассматривается как научная проблема и явление общественной жизни (Б.Г. Ананьев, З.И. Васильев, Л.С. Выготский, Е.И. Казакова, А.В. Кирьякова, С.А. Лебедев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, К.Д. Радина, С.Л. Рубинштейн). А.А. Беляев, Е.М. Жуков, С.М. Ковалёв, А.М. Прохоров рассматривают культуру как знание, характеризующее различные исторические эпохи, этносы, сферы жизнедеятельности, информирующее об уровне развития общества, о творческих силах и спо-
* Выполнено при поддержке проекта 2.2.3.3/4199 "Разработка научно - методического обеспечения реализаций стратегий поведения и жизненных навыков молодежи, обеспечивающих устойчивость по отношению к негативным социальным влияниям".
собностях человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. С.Н. Артановский, Э.А. Баллер, Ю.К. Борев, ГП. Выжлецов, В.Н. Сагатовский, М.И. Шуматов рассматривают культуру как знание в трёх аспектах: философско-антропологическом, феноменологическом, этносоциологическом. По мнению С.Н. Артановско-го, культура - это направленное человеческое усилие, в процессе которого меняется не только окружающий природный мир, первоначальный объект этого усилия, но и сам человек [2].
В исследовании Крёбера и Клакхона "Культура: критический обзор концепций и определений" проанализировано более ста пятидесяти определений, в результате чего авторы предложили собственную трактовку, где содержание культуры рассматривается как набор традиционных идей с приписываемыми им ценностными значениями. Системы культур, по мнению авторов, могут рассматриваться, с одной стороны, как производные от деятельности, а с другой - как элементы, обусловливающие дальнейшую деятельность [18]. В.Н. Сагатовский считает, что "культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определённых ценностей или жизненных смыслов культуры". А.Н. Леонтьев, В.С. Давидович рассматривают культуру в качестве специфического способа деятельности, включающего процесс творческой саморегуляции личности - субъекта индивидуальности и неповторимости.
Отечественные психологи придают решающее значение культуре как условию развития человека, утверждают, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее [14]. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн психические процессы рассматривают не сами по себе, а в контексте взаимоотношений человека с окружающим миром культуры. В понимании Ф. Боаса, культура - это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Т.М. Буякас, О.Г. Зевина определяют человека - как субъекта культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях человек опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач [9].
Психологический аспект явления культуры изучается в связи с жизнью человека на основе активного усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
A.А. Бодалёв, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Мацумото, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин). Существуют ряд психологических исследований культурологических проблем субъекта: кросскультурные различия стратегий совладающего поведения (Т.Л. Крюкова), взаимодействие детей с матерями разных национальностей (Л. Анерт, Т. Майшнер, А. Шмидт,
B.А. Доскин), кросскультурные исследования младенчества (В. Романова), особенности этнической идентичности (А.В. Сухарев, С.Л. Бухарева, А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева, М.А. Козлова,
В.Ю. Хотинец), этнотипическое поведение (В.Ю. Хотинец, Т.Ц. Тудупова), межэтническая толерантность (В. Богданова, М.А. Манойлова) и мн.др.
Поскольку элементы культуры обуславливают деятельность и являются производными деятельности, то процессы глобализации и поликультурализации, происходящие в обществе, неизбежно приводят к диалогизации самой культуры. Необходимо определить понятие культуры в контексте ее диалогичности, многообразия, поликультурности.
По мнению А.И. Субетто "диалог культур" имеет внешнюю и внутреннюю стороны. "Внутренняя сторона" - неотъемлемая часть культуры личности и народов, это сопоставление ценностей, систем нравственности религий, культур. "Внешняя сторона" диалога культур связана с движением общества к обмену ценностями, духовными богатствами [30].
Диалоговая концепция культуры представлена в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Бубера и др. Крупнейший философ и культуролог В.С. Библер определяет культуру как диалог культур, как форму одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур [7]. Вечный характер культуры подчеркивает М.М. Бахтин, говоря о человеке как об уникальном мире культуры, вступающим во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящими себя в процес-
се такого взаимодействия и воздействующем на других: "Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур (сложное единство человеческой культуры)..." [3].
С.Г. Кулагина, Н.В. Янкина, Н.Ф. Долгополова отмечают, что культура выполняет ценностную функцию, передает знания, опыт, ценности нации и эпохи [19]. ГД. Дмитриев, предлагает следующее утверждение "... каждый человек есть пересечение многих культур и поэтому можно говорить о наличии у индивида нескольких идентичностей, т.е. человек полиидентичен" [13].
Таким образом, поскольку само общество характеризуется поликультурностью, то и образование как институт социализации обладает той же направленностью. То есть современная образовательная среда предполагает взаимодействие представителей различных культур и возможность свободного самоопределения собственной социокультурной идентичности. Поскольку образовательная среда не формируется спонтанно, а требует проектирования, то представляется необходимым рассмотрение основных принципов, целей и ценностей современного образования.
В современной научной литературе вопрос о данной специфике образования нашел отражение в соответствующих терминах: поликультурное образование (Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, Н. Данилевский, А.Н. Джуринский, В.А. Ершов, М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова. Э.Мей-лер, Л.Л. Супрунова, А.Тойнби, Г Шаррельман, Ю Яковец), мультикультурное образование (П. Бателаан, Л.Ф. Гайсина, А.А. Джалалова, ГИ. Кислова, А.И. Куропятник, Г.В. Палаткина, J. Lynch, W. Nieke, S. Nieto, T.M. Singelis, М.Т. Talib, К. Trasberg, и др.), многокультурное образование (Г. Д. Дмитриев, Л.М. Дробижева), глобальное образование (Б.Л. Вульфсон, З.Т. Гасанов).
Термин "поликультура" будем понимать как культуру, складывающуюся из множества культур и этносов, по содержанию данный термин синонимичен с "мультикультурностью". И "поли..." и "мульти..." как части сложных слов обозначают множественность. "Поли.." (от греч. Polys - многочисленный, общирный), часть сложных слов указывающая на множество, всесторонний охват или разнообразный состав чего-либо. "Мульти..." (от лат. Multus - много) часть сложных слов, означающая: множественность или многократность [5]. Исходя из определений, частица "поли." предполагает разнообразный состав и является более широким понятием по отношению к мульти.... В нашем исследовании будем использовать понятие поликультурное образование, т.к. именно данное определение наиболее полно характеризует многообразную культурологическую образовательную среду, включающую всех ее субъектов.
Проблема поликультурного образования сначала рассматривалась исследователями как проблема национальной школы, затем как проблема многонациональной школы в полиэтнической среде. На современном этапе она преобразовалась в проблему школы общечеловеческой культуры и эффективного диалога культур [27].
Д. Бэнкс рассмотрел эволюцию мультикультурного образования, которую, исходя из синонимичности понятий, можно взять за основу и к развитию поликультурного образования, которое можно представить следующим образом:
I фаза: Моноэтническое направление в обучении.
II фаза: Полиэтническое направление в обучении.
III фаза: Полиэтническое образование.
IV фаза: Поликультурное образование.
Переход от одной фазы к другой одновременно является как реакцией, так и историей развития и прогресса образования в ответ на изменяющиеся социополитичекие и социокультурные условия. Таким образом, современное образование проходит путь от культурного монизма к культурному плюрализму.
Поликультурное образование - это образование, которое благодаря тесному взаимодействию представителей различных культур и этнических групп образует своеобразный сплав культур, взамен множества индивидуальных культур, единой культуры, и, следовательно, возникает новая групповая идентичность. Современная модель поликультурного образования предполагает уважительное отношение к индивидуальным культурам, сосуществование и взаимо-
проникновение культур, а также получение нового опыта, опирается на идею сохранения своеобразия традиций и ценностей представителей разных народностей. Субъекты образовательного процесса наряду с получением опыта межкультурного взаимодействия, обогащают и пополняют свой культурный багаж.
Современное поликультурное образование направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей и является культуросообразным по своей сути. По мнению К. Трасберг, поликультурное образование в условиях взаимовлияния культур должно способствовать развитию и сохранению собственной идентичности, формированию навыков межкультурного общения, предупреждению и успешному разрешению конфликтов, обусловленных национальными и другими различиями. Оно значительно расширяет диапазон возможностей каждого человека в сфере общения и сотрудничества [35].
Реализация основных принципов поликультурного образования предполагает обновление целей и содержания образования в соответствии с динамикой социокультурных ценностей и целей общественного развития. Так, по представлению Г.В. Палаткиной, развитие поликультурного содержания образования повышает интерес педагогов к этнокультурологической проблематике. Субъекты образовательного процесса, включая сообщество в целом как потребителя результатов педагогической деятельности, начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонентами, что создает условия для духовного становления личности, а общечеловеческие ценности могут обеспечить новые социокультурные потребности [26]. По мнению Ю.Ю. Бочаровой, общие цели поликуль-турного образования предполагают через диалог, критическое осмысление собственной культуры и преодоление этноцентрической фиксации вести учащихся к терпимости, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному поведению - тем самым к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество [6]. И.В. Алексашенкова рассматривает современное образование как способ приобщения к различным культурам с целью формирования общепланитарного сознания, что способствует взаимодействию представителей различных народов и интегрированию в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство. Педагогический процесс же должен предоставлять учащимся возможность для расширения границ их миропонимания, возможности осознания относительности мнений и развитию критического мышления [1]. Памела и Ирис Тайдт видят целью поликультурного образования создание системы, предоставляющей возможности обучения для всех детей социума, способствующей максимальному развитию их потенциала, так, чтобы они могли использовать все ресурсы, которые мир может предоставить человечеству. В этом случае педагогическая деятельность должна базироваться на трех принципах: уважение, эмпатия, справедливость (EEE model: Esteem, Empathy, Equity). Использование данных принципов направлено на достижение следующих целей:
• развитие идентичности учащихся как их индивидуального достоинства;
• способствовать осознанию учениками различий в их ценностях и развитие понимания, что именно эти различия позволяют повысить уровень вариативности в принятии решений в разнообразных жизненных ситуациях;
• осознание разницы в индивидуальных целях и перспективах, понимание их причин;
• совместное изучение истории и наследия представителей всех культур в образовательном коллективе, избегая критики и стереотипов;
• развитие у учащихся понимания взаимосвязанности и взаимозависимости всего человечества [40].
Таким образом, большинство исследователей видят целями поликультурного образования максимально полное развитие потенциала всех учащихся, вне зависимости от их расовой, национальной и культурной принадлежности. При этом каждый ребенок воспитывается и обучается в духе понимания, признания и уважения собственной расы, национальности и культуры, преодоления стереотипов и однозначности мышления, акцептирования и уважения иных точек зрения, обычаев и ценностей. Условием внедрения принципов поликультурного образования является многогранная реформа образования.
Рассмотрим ценности современного образовательного процесса в условиях поликультур-ной среды. М.А. Лукацкий и М.Е. Остренкова в качестве ценностей выделяют неразрывную связь глобального восприятия мира с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным народам; принцип ненасилия в отношении других людей, без которого невозможно эффективное сотрудничество; возможность принятия в проблемных ситуациях альтернативного решения; осознание не только ближайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений [23]. Анализируя основные ценности поликультурного образования,
С. Нието выделяет такие его характеристики, как антирасизм, всеобщность, всеобъемле-мость и глубина, социально справедливое, является педагогикой критического мышления [39].
Таким образом, если образовательная среда включает в себя совокупность условий, в которых происходит формирование, развитие и образование человека, то поликультурная образовательная среда обеспечивает еще и культурное взаимообогащение всех субъектов образовательного процесса.
А.А. Джалалова в диссертационном исследовании мультикультурности образования, делает вывод, что образовательная среда, должна обладать такими характеристиками, ценностями и психологическими особенностями, как: наличие условий для культурной самоидентификации всех субъектов образовательного процесса; позитивное ценностное отношение к разным культурам; направленность на формирование знаний о культурном разнообразии мира; диалогичность; толерантность; открытость для проникновения других культур; равные условия существования для представителей всех культур; готовность к мультикультурному взаимодействию; чувствительность к культурным особенностям субъектов образовательного процесса; направленность на анализ различных моделей поведения, обусловленных культурными различиями; направленность на формирование навыков взаимодействия с представителями разных культур; многоязычие; учет поликультурного состава общества при составлении учебных программ, материалов и заданий [12].
Система образования как целенаправленно организованный социальный институт этноса, обеспечивая удовлетворение этнокультурных запросов, становится фактором существования межэтнической толерантности, возрождения этнической культуры, выбора ценностной ориентации этноса, приобщения к этнокультурному опыту, удовлетворения этнокультурных потребностей, основным средством передачи, воспроизводства и развития этнической культуры.
Для того чтобы образовательная среда обладала такими качествами, необходимо, чтобы субъекты педагогического взаимодействия принимали ценности поликультурного образования и умели их воплощать в процессе взаимодействия, что предполагает развитую поликультурную компетентность субъектов образования и в первую очередь самого педагога.
Литература
1. Алексашенкова И.В. Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение // Педагогика открытости и диалога культур. М., 2000. С. 102-147.
2. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник ЛГУ Сер. 6. Вып.3. № 20. 1988. С. 23-31.
3. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 361-412.
4. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. М., 2000.
5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 2, перераб. и доп.. М.-СПб., 2004.
6. Бочарова Ю.Ю. Проблема становления межкультурного образования в современной России [Электронный ресурс] // Образование: исследовано в мире / Рос. академия образования, ГНПБ. Электрон. журн. 2002. Режим доступа: http://www.oim.ru. 25.05.2008 http://wwwoim.m/reader.asp?nomer=220. Загл. с экрана.
7. Библер В.С. На гранях логики культуры // Книга избранных очерков. М., 1997.
8. Бубер М. Два образа веры: пер с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М., 1995.
9. Буякас Т.М., Зевина О.Г Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. 1997. № 5.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.,2005.
11. Вундт В. Проблемы психологии народов. СПб., 2001.
12. Джалалова А.А. Мультикультурная компетентность русскоязычных учителей в образовательной среде Эстонии: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2008.
13. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
14. Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. 2005. №6.
15. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Учительская газета. 1992. № 23.
16. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1997.
17. Кислова Г.И. Диалог культур в полиэтническом образовательном пространстве: Материалы Все-рос. науч.-практич. конференции "Поликультурное образование в современной России". Пятигорск, 1997.
18. Кребер А.Л. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология ХХ век. М., 2000. N 1. С. 105-183.
19. Кулагина С.Г. Интеркультурная коммуникация в контексте университетского образования студентов // Реализация ценностного подхода в педагогике школы / Под. ред. А.В.Кирьяковой. М., 2000. С. 217-236.
20. Кулюткин Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. №1. С. 6-7.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
22. Леонтьев А.Н. Человек и культура. М., 1961.
23. Лукацкий М.А. Теоретические основы и принципы построения гуманистически ориентированного образования // Философия образования: связь науки и практики: сб. науч. ст. / Ин-т теории образования и педагогики Рос. акад. образования, Твер. обл. ин-т усовершенствования учителей; науч. ред. Я.С. Турбовской. М.; Тверь, 2002. С. 121-141.
24. Манойлова М.А. Межэтническая толерантность в образовании // Issues of Multiculturalism and Multilingualism in Modern Education System. Нарва, 2008. С. 34-35.
25. Мацумото Д. Психология и культура. М.; СПб., 2002.
26. Палаткина Г.В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. тр. Волгоград, 2001. С. 22-26.
27. Проблемы поликультурного образования в Дагестане / Под ред. С.И. Муртузалиева, Г.И.Кисло-вой. Махачкала, 2002.
28. Романова В. Кросс - культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. С.118-129
29. Сабольчи М. Этноцентризм в образовании: сравнительный анализ // Перспективы. 1990. № 2. С. 10-18.
30. Субетто А.И. Россия и человечество на "перевале" истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб., 1999.
31. Сухарев А.В. Опыт этнофункциональной экспресс-психотерапии эммоциональных и поведенческих расстройств у детей в условиях стационара // Вопросы психологии. 1997. №3.
32. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. №4.
33. Сухарев А.В., Бухарева С.Л. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах // Вопросы психологии. 2005. №6. С.82-90.
34. Татарко А.Н., Лебедева Н.М., Козлова М.А. Роль модернизации образа жизни в трансформации этнической идентичности // Вопросы психологии. 2006. № 2.
35. Трасберг К. Мультикультурное образование: развитие идей и поиски путей их реализации в современном мире // Мультикультурное образование: ключевые вопросы современности и поиск решений / Под ред. Л. Васильченко. Тарту, 2004. С. 7-26.
36. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. 1998. №3. С.31-43
37. Философия социальных и гуманитарных наук. Уч. пособие для вузов / Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. М., 2006.
38. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., исправл. и дополн. М., 2001.
39. Developing intercultural competence in practice / edited by Michael Byram, Adam Nichols and David Stevens. Clevedon, 2001.
40. Nieto S. Affirming diversity: the sociopolitical context of multicultural education. Boston, 2004.
41. Tiedt PL. Multicultural teaching: a handbook of activities, information, and resources. Boston, 2005.