Научная статья на тему 'Психологические особенности развития атрибутов субъектности человека в процессе адаптации и взаимодействии с окружающей средой'

Психологические особенности развития атрибутов субъектности человека в процессе адаптации и взаимодействии с окружающей средой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ENVIRONMENTAL PSYCHOLOGY / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / SUBJECT-SUBJECT RELATION TO NATURE / ОКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДНАЯ СРЕДА / SURROUNDING PEOPLE ENVIRONMENT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ / INTERACTION OF A PERSON WITH NATURAL OBJECTS / СУБЪЕКТНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ / SUBJECT AND SUBJECTIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мудрак С. А., Глебов В. В.

В статье рассматриваются актуальные направления энвайронментально-психологического исследования, которые связаны с особенностями развития субъект-субъектного отношения человека к природе. В работе дан анализ проблемы развития субъектности во взаимодействии человека с природными объектами. Вопрос о становлении субъектности человека во взаимодействиях с природой связана с тремя основными моментами. Первый связан с новым пониманием природы и её роли в жизни людей. Вторым важным моментом является то, что в отечественной психологии утвердился субъектный подход. Третьим аспектом является тот факт, что появилось достаточное количество экспериментальных работ, посвящённых исследованию развития отношения человека к природе (в антропогенетическом и онтогенетическом аспекте), где выделилось отдельное направление экологическая психология. В представленной работе намечены пути изучения взаимосвязи двух личностных феноменов, непосредственно связанных с развитием субъективного отношения человека к природе: личностной субъективации и субъектификации природных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF HUMAN SUBJECTIVITY ATTRIBUTES' IN THE PROCESS OF ADAPTATION AND INTERACTIONS WITH THE ENVIRONMENT

In the paper actual directions of environmental-psychological research, connected with features of development subject-subject relation of a person with nature are considered. In the work an analysis of a problem of development of subjectivity in interaction of a person with environmental objects is given. A question of formation of subjectivity of the person in interaction with nature is connected with three aspects. The first is connected with new understanding of nature and its role in life of people. The second important point is that in Russian psychology the subject approach has been approved. The third aspect is connected with a fact that enough of experimental work dedicated to research of development of the relation of a person to nature (in anthropogenic and ontogenetic aspect), where a separate direction of ecological psychology has been distinguished. In the presented work ways of studying of interrelation of two personal phenomena, which are directly connected with the development of the subjective relation of people to the environment are planned: personal subjectivities and subjection of natural objects.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития атрибутов субъектности человека в процессе адаптации и взаимодействии с окружающей средой»

При этом поддерживать психологически устойчивую связь с очевидцами происшествия.

Психологические приёмы убеждения и принуждения, препятствующие наступлению желаемого противоправного результата в действиях правонарушителя, требуют определенного времени необходимого для введения правонарушителя в правомерное состояние. При этом обязательным и своевременным должно быть сделанное сотрудником полиции предупреждение правонарушителю о возможных нежелательных последствиях его поведения и требование прекратить противоправные действия. Важным тактическим приёмом пресечения правонарушения является подбор ситуации, при которой чётко высказанные и предъявленные сотрудником полиции требования должны быть произведены в момент снижения напряжённости в общении с правонарушителем. Сотруднику полиции при этом необходимо избегать возникновения споров с правонарушителем, допускать оскорбительное либо пренебрежительное обращение с ним. Такое поведение сотрудника подталкивает нарушителя к активизации противостояния, и попытке убедить «сочувствующих» правонарушителю лиц о «явных» нарушениях его прав и свобод, что может создать предпосылки к групповому неповиновению требованиям сотрудника полиции. Если указанных выше действий сотрудник полиции избежал, то последующим пошаговым алгоритмом действий должно быть принятие решения о задержании правонарушителя, при этом важным для сотрудников полиции является возможная оценка ситуации, сложившейся вокруг места задержания правонарушителя, включающая в себя и поведение окружающих людей, их одобрение и даже возможность оказать сотруднику полиции содействие. При этом необходимо учитывать настроение окружающих людей, национальный и возрастной состав населения в возможном месте проведения задержания. Нельзя при этом забывать о менталитете людей, проживающих в данной местности, степени криминализации населения и не допускать переоценки авторитетности сотрудников полиции в условиях негативной позиции к силовым действиям сотрудников полиции со стороны «несознательной части» гражданского общества. Если имеются основания прогнозировать нежелательное развитие ситуации, такое как оказания группового неповиновения либо создание препятствий к исполнению служебных обязанностей в связи с задержанием лица, то необходимо для задержания выбрать более подходящие обстоятельства.

В процессе общения сотрудник полиции должен в первую очередь попытаться установить психологический контакт с правонарушителем, используя при этом характерные для той или иной оперативной ситуации приёмы психологического воздействия на личность. Наиболее эффективным приёмом в ситуации, связанной с убеждением правонарушителя вернутся к правомерному поведению, является приём рационально-логического побуждения, создающего возможность у лица осмыслить

Библиографический список

убедительные доводы сотрудника полиции о прекращении противоправного поведения.

Вторым приёмом психологического сопровождения процесса задержания может быть эмоционально-чувственное восприятие правонарушителем возможных последствий противоправного поведения, убеждением его о социально-опасном положении, как для него, так и для окружающих.

Приведенные приёмы не могут быть единственными и эффективными в процессе принятия решения. Тогда как тактические приёмы напрямую могут быть использованы в качестве эффективных средств психологического воздействия, при склонении лица к добровольной сдаче и прекращению сопротивления. Использование подобных тактических приёмов убеждения чаще всего осуществляется в процессе проведения задержания. Умение достигать соглашения в целях предотвращения или урегулирования конфликтов, путём минимизации общественно-опасных последствий и обеспечения реализации оперативно-служебных задач, является признаком профессионализма для сотрудника полиции. В процессе задержания правонарушителя в условиях устойчивого противоправного поведения, ситуации, при которой имеется возможность у правонарушителя скрыться от правоохранительных органов, либо создание угрозы активного противодействия сотрудникам полиции. При этих обстоятельствах наиболее эффективными являются приёмы психологического принуждения, подавляющие волю преступника, включающие в себя предупреждение о намерении применить силу или угрозу применения специальных средств либо оружия [3, с. 68 - 71]. Данные действия побуждают и приводят правонарушителя к пониманию бесперспективности сопротивления и, в конечном итоге, к добровольной сдаче. При этом необходимо использовать тактические приёмы, включающие в себя сочетания угрозы применения мер пресечения с приёмами активного убеждения, так называемого устного психологического воздействия на правонарушителя. К примеру, немаловажным моментом в деятельности участкового уполномоченного полиции является знание особенности психологии правонарушителя.

Подводя итог, можно сделать вывод, что успешное осваивание тактических способов задержания и психологических приёмов общения с правонарушителем складываются в общий алгоритм необходимых навыков и умений, приобретаемых сотрудниками полиции на этапе их первоначального обучения. Тем самым создаются предпосылки для профессионально грамотной реализации полномочий при решении функциональных задач в процессе задержания, создание ситуаций, затрудняющих попытки правонарушителя в достижении его преступной цели, такие тактико-психологические действия, как правило, приводят к подавлению воли правонарушителя, и осознанию бессмысленности дальнейшего противодействия.

1. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции. Административное право и процесс. 2011; 9: 2 - 10.

2. Кареева - Попелковская К.А. Меры административного пресечения в деятельности полиции. Административное и муниципальное право. 2011; 8: 47 - 51.

3. Цуканов Н.Н. О соотношении норм Закона «О полиции» и УК РФ в регулировании права сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Административное право и процесс. 2012; 3: 68 - 71.

References

1. Bulavin S.P., Chernikov V.V. Pravovoj status sotrudnika policii. Administrativnoe pravo i process. 2011; 9: 2 - 10.

2. Kareeva - Popelkovskaya K.A. Mery administrativnogo presecheniya v deyatel'nosti policii. Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2011; 8: 47 - 51.

3. Cukanov N.N. O sootnoshenii norm Zakona «O policii» i UK RF v regulirovanii prava sotrudnika policii primenyat' fizicheskuyu silu, special'nye sredstva i ognestrel'noe oruzhie. Administrativnoe pravo i process. 2012; 3: 68 - 71.

Статья поступила в редакцию 24.05.16

УДК 159.99

Mudrak S.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Social, Psychological and Legal Communications, Moscow State Construction University (Moscow, Russia), E-mail: avelis@bk.ru

Glebov V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, the People's Friendship University of Russia, Moscow Technological Institute (Moscow, Russia), E-mail: vg44@mail.ru

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF DEVELOPMENT OF HUMAN SUBJECTIVITY ATTRIBUTES' IN THE PROCESS OF ADAPTATION AND INTERACTIONS WITH THE ENVIRONMENT. In the paper actual directions of environmental-psychological research, connected with features of development subject-subject relation of a person with nature are considered. In the work an analysis of a problem of development of subjectivity in interaction of a person with environmental objects is given. A question of

formation of subjectivity of the person in interaction with nature is connected with three aspects. The first is connected with new understanding of nature and its role in life of people. The second important point is that in Russian psychology the subject approach has been approved. The third aspect is connected with a fact that enough of experimental work dedicated to research of development of the relation of a person to nature (in anthropogenic and ontogenetic aspect), where a separate direction of ecological psychology has been distinguished. In the presented work ways of studying of interrelation of two personal phenomena, which are directly connected with the development of the subjective relation of people to the environment are planned: personal subjectivities and subjection of natural objects.

Key words: environmental psychology, subject-subject relation to nature, surrounding people environment, interaction of a person with natural objects, subject and subjective.

С.А. Мудрак, канд. психол. наук, доц. каф. социальных, психологических и правовых коммуникаций Московский

государственный строительный университет», г. Москва, E-mail: avelis@bk.ru

В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. Российского университета дружбы народов, доц. Московского технологического

института, г. Москва, E-mail: vg44@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АТРИБУТОВ СУБЪЕКТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

В статье рассматриваются актуальные направления энвайронментально-психологического исследования, которые связаны с особенностями развития субъект-субъектного отношения человека к природе. В работе дан анализ проблемы развития субъектности во взаимодействии человека с природными объектами. Вопрос о становлении субъектности человека во взаимодействиях с природой связана с тремя основными моментами. Первый связан с новым пониманием природы и её роли в жизни людей. Вторым важным моментом является то, что в отечественной психологии утвердился субъектный подход. Третьим аспектом является тот факт, что появилось достаточное количество экспериментальных работ, посвящённых исследованию развития отношения человека к природе (в антропогенетическом и онтогенетическом аспекте), где выделилось отдельное направление - экологическая психология. В представленной работе намечены пути изучения взаимосвязи двух личностных феноменов, непосредственно связанных с развитием субъективного отношения человека к природе: личностной субъективации и субъектификации природных объектов.

Ключевые слова: энвайронментальная психология, субъект-субъектное отношение к природе, окружающая человека природная среда, взаимодействие человека с природными объектами, субъектный и субъективный.

Сложности глобального и рост глобального экологического и духовного кризиса привели к возникновению в различных научных дисциплин (философии, социологии, психологии, культурологии и педагогике) подходов. Эти подходы перестали рассматривать мир и природу только как среду обитания, источник удовлетворения, объект познания человеком окружения, одним словом как «объект-средство» [1].

Для современной психологической науки стоит острый вопрос: развитие человека в синергетической связи с природой и рассмотрение этих отношений как диалогических и субъект-субъектных [1].

В настоящее время особая актуальность рассмотрения вопроса о становлении субъектности человека во взаимодействиях с природой вызвана тремя основными аспектами миропонимания и взаимоотношения в диаде «человек-природа» [2].

Первый связан с новым пониманием природы и ее роли в жизни людей. В философии преодолевается картезианский подход к природе как к объекту изучения, средству достижения благополучия человека, источнику материальных благ. Этому способствовали работы представителей философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Л.А Чижевский и др.), которые на рубеже XIX-XX веков обозначили идеи соразмерности человека и природы, положения о всеединстве (Человека и Природу не следует противопоставлять друг другу, их можно рассматривать только в единстве); антропокосмизме (Человек - это основная часть Природы); целостности (Человек и все, что его окружает - это частицы единого, Целого); ответственности (ответственность Разума перед Природой) [3].

В конце годы XX века начала формироваться новая философия природной среды - экологическая этика (Р. Аттфилд, Б. Кал-ликот, О. Леопольд, А. Нейсс и др). Данное направление пронизано идеей целостного и системного описания закономерностей и динамики процессов, происходящих в природе, общественной жизни, культуре, человеческом мышлении. Оно отражает актуальную потребность в изменении отношения к природе и указывает направление формирования нового экологического сознания и экологической культуры (Б. Калликот, О. Леопольд). В глубинной экологии (А. Нейсс, У. Фокс), отношения с природой рассматриваются через развитие схватывания «целостности Мира» [4].

Последнее время мы становимся очевидцами понимание о важности и усиление роли природной среды, возрастание зависимости человека от природы (А.С. рсеньев, Ф.И. Гиренок,

Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян и др.). Субъект-объектная парадигма преодолевается эволюционно - синергетической, диалогической и субъект-субъектной [4].

Вторым аспектом является то факт, что в отечественной психологии утвердился субъектный подход (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, Л.И Анцыферова, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко и др.), в основе которого лежит понимание сущности психических явлений как принадлежащих субъекту, качественными категориями которого являются активность, интен-циальность, рефлексивность, интегрированность, ответственность и др. [5].

И, наконец, третьим аспектом является эмпирическое подкрепление большим количеством экспериментальных работ, посвященных исследованию развития отношения человека к природе (в антропогенетическом и онтогенетическом аспекте). В этих работах выделилось отдельное направление - экологическая психология. Анализ теоретических и экспериментальных работ по проблеме субъектогенеза в энвайронменталь-но-психологическом аспекте свидетельствуют о существовании противоречий между представленностью экспериментального материала и многообразием исходных теоретических позиций.

Основываясь на представленные аспекты, можно сформулировать следующую проблему, которая стоит перед психологами, - это необходимость изучения становления субъектности человека не только в социальном плане, но и в процессе его взаимодействия с природной средой.

Для экологической психологии важно различение понятий природной среды вообще и окружающей человека природной среды. Окружающая человека природная среда - совокупность внешних по отношению к человеку природных объектов, явлений и процессов, с которыми он находится в прямых или косвенных взаимодействиях [6].

Психологическое содержание понятия окружающей человека природной среды состоит в понимании е как естественного окружения человека, обладающего комплексом влияний и условий, которые обеспечивают возможность для удовлетворения его потребностей, проявления его способностей и их развития [6].

В своих взаимодействиях с окружающей его природной средой человек амбивалентно влияет на неё (позитивно и негативно). Окружающая человека природная среда, в свою очередь, опосредованно и амбивалентно влияет на психику человека, на направление и темпы его психологического и культурного развития [6].

В ранних наших исследованиях [2; 3; 5; 6; 7] отмечена особенная актуальность изучения проблемы становления субъекта не только в рамках социума, но и обязательно в рамках целостной системы, которая объединяет человека и мир вокруг него. Если рассматривать человека как сущность единого природного и социального мира, то для полноценного субъектогенеза человека необходимо действие в мире социума и природы.

В контексте представленной работе мы придерживаемся эволюционного подхода при понимании соотношений понятий субъекта и личности, принципы которого сформулированы в последних работах Е.А. Сергиенко [8]. Категория субъекта при этом понимается как более широкая по сравнению с понятием личность. Продолжая традиции С.Л. Рубинштейна, А.В. Бруш-линского, Е.А. Сергиенко формулирует понимание субъекта как интегрированной уникальности.

В.А. Ясвин создает системную психологическую типологию субъективного отношения людей к природе на основе трех векторов: интенсивность, прагматизм, модальность (от объектной к субъектной) [9]. Автор отмечает, что субъектность человека сначала растет по мере отделения от природы и объективирования её. Но духовный кризис ХХ века показал необходимость преодоления отчужденности человека, в том числе и от мира природы. Приближение к природе, формирование экологоориентирован-ного сознания [9] в противовес антропоцентрическому приводит к росту креативности, нивелированию разрушительных наклонностей, преодолению отчужденности, росту регулятивных качеств субъекта.

Д.С. Дерябо подчеркивает, что необходимо различать употребление понятий «субъективный» и «субъектный». Он отмечает, что А.Н. Леонтьев впервые в отечественной психологии применил термин «субъектность» в значении «относящийся к субъекту» и противопоставил «субъективизму» и «субъективному», как отражающему степень адекватности отношения к объекту, противоположность объективному [10].

В И. Панов в своем исследовании «Экологическая психология. Опыт построения методологии» меняет основной ракурс рассмотрения в диаде природа-человек. Он пишет о необходимости рассмотрения вопросов, каким образом среда, ее природные и социальные факторы влияют на состояние человека, на развитие его психики [11]. Человек и окружающая его среда рассматриваются как компоненты единой системы, в которой невозможно господство интересов одной из сторон. Он вводит понятие экологического субъекта: «Человек должен рассматриваться в роли субъекта, который в процессе самоосуществления реализует... универсальные общеприродные принципы саморазвития природы [11].

А.В. Гагарин и др. на основе аксиологического аспекта приводит к поднятию вопроса о ценностном характере взаимодействия человека и природных объектов. Следует изменить в целом отношение к миру, говорить о единых, универсальных ценностях человека и природы [2]. Б. Калликот писал «Пока я думаю, что заключен в собственном теле, я буду заботиться о нем, часто ценой «тел» других - минералов, растений, животных и даже людей. Но раз я понял, что на самом деле внутренне связан со всеми остальными, все в мире оказываются моим телом. Природа внутренне ценна в той мере, в какой внутренне ценно «Я» [12 с. 5]. Т. е. мир природы наделяется несомненной ценностью для человека как части его сущности.

Западный мир до настоящего времени шел по пути отстаивания индивидуальной ценности человека в социуме, пытаясь гармонично совместить индивидуализм с законами социума, отдавая ценностный приоритет индивидуальности [12]. Природа

Библиографический список

оставалась лишь объектом-средством в рамках прагматического подхода.

На Востоке (Китай, Япония) традиционно формировалось общество, в котором культивировалось превосходство общесоциальных (государственных) ценностей над индивидуальными. При этом в буддизме признавалось, что все есть процесс, поддерживаемый универсальной энергией, объемлющей весь мир. Человек - не более чем всплеск в этом универсальном потоке, он часть природы. Все вещи и явления в процессе взаимодействия тяготеют к равновесию и гармонии. Ценностное восприятие природы пронизывает всю художественную культуру и классическую литературу Востока [13].

Африка предоставляет нам пример сохранившегося восприятия человеком себя как части мира и природы на уровне бытия и сознания, где природа на ценностном уровне имеет даже некоторую доминантность.

По нашему мнению, «экологическое Я» способствует не только внутренней интеграции физического и социального в субъекте, но и является необходимым условием превращения человека в субъекта целостной системы «Я - Мир». Мы считаем, что, если социализация - это необходимый процесс в становлении личности, то экологизация - путь превращения человека в субъекта целостной системы. Причём, необходимо наделить свойствами субъекта природные объекты (субъекти-фикация), и на этом основании изменяется собственная субъ-ективация.

Анализ теоретических и экспериментальных работ, посвященных психологическим взаимоотношениям человека и природы, понимание сущности субъекта в рамках эволюционного подхода и использование континуально - генетического принципа развития субъекта, позволили нам сформулировать следующую гипотезу и начать её теоретическую разработку.

Таким образом, в процессе субъект-субъектного взаимодействия с природой неизбежно происходит изменение атрибутов субъектности самого человека. Оно выражается в росте ответственности (расширении ее зоны и на природный мир), усилении рефлексивности в целом, проявлении феномена гибкости собственных границ (субтелесность), расширении сознания (трансцендентность), гармонизации инициативы и ответственности в активности. В целом, качественное изменение характера субъ-ектности самого человека можно представить как переход на новую ступень интеграции с природным миром [14].

Важность изучения проблемы становления субъекта в рамках целостной системы, которая объединяет человека и мир вокруг него, определяется новым пониманием природы и ее роли в жизни людей, утверждением субъектного подхода в отечественной психологии и наличием массива эмпирических данных о сложном и опосредованном влиянии окружающей природной среды на человека.

Актуальным является рассмотрение взаимоотношений человека и природы как диалога, как субъект-субъектного взаимодействия.

Уточнение категориального аппарата приводит к необходимости различения понятия «субъектный», в значении «относящийся к субъекту», и «субъективный», как отражающему степень адекватности отношения к объекту, противоположность объективному; «субъектификации», как процесса наделения природных объектов субъектными качествами со стороны человека в процессе взаимодействия и «субъективации», как процесса активного включения природных объектов в состав субъекта, объединяющего человека и мир, как процесса расширения субъектного состояния самого человека.

1. Барковская А.В. Экологическая этика: историко-культурные истоки и формирование, предыстория и генезис. Экологическая этика: учебное пособие. Под общей редакцией С.П. Кундаса и Т.В. Мишаткина. Минск: МГЭУ, 2011: 20 - 51.

2. Гагарин А.В., Мудрак С.А. Развитие субъектности в диалоге с природой. - Человек, субъект, личность в современной психологии. Всероссийская конференция, посвященная 80-летию А.В. Брушлинского. Институт психологии РАН. 10-11 октября, 2013 г. Москва, 2013: 243-245.

3. Мудрак С.А. Изменение субъектности человека в психологических взаимодействиях с природным объектом. Акмеология. 2015; Т. 53; № 1: 24 - 31.

4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. Москва: Гардарики, 2007.

5. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Становление субъектности человека в психологических взаимодействиях с природой. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014; 4: 69 - 77.

6. Мудрак С.А. Развитие отношения человека к природе (о субъективации и субъектификации). Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. 2013; 1: 36-40.

7. Мудрак С. А., Гагарин А. В., Глебов В. В. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012; 4: 78 - 84.

8. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности. Психологический журнал.. 2013; Т. 34; 2: 5 - 16.

9. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. Москва: Смысл, 2000.

10. Дерябо Д.С. Феномен субъектификации природных объектов. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Москва, 2002 .

11. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология. Социальная психология и общество. 2013; 3: 13 - 28.

12. Прядко И.П. Экологическое сознание - путь к сбалансированному обществу. Актуальные проблемы современной науки. 2014; 3 (77): 127 - 128.

13. Еpмолаева В.Е. Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии (обзор). Москва: ИНИОН, 1997.

14. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. Москва: Флинта, 2013.

References

1. Barkovskaya A.V. 'Ekologicheskaya 'etika: istoriko-kul'turnye istoki i formirovanie, predystoriya i genezis. 'Ekologicheskaya 'etika: uchebnoe posobie. Pod obschej redakciej S.P. Kundasa i T.V. Mishatkina. Minsk: MG'EU, 2011: 20 - 51.

2. Gagarin A.V., Mudrak S.A. Razvitie sub'ektnosti v dialoge s prirodoj. - Chelovek, sub'ekt, lichnost' v sovremennoj psihologii. Vserossijskaya konferenciya, posvyaschennaya 80-letiyuA.V. Brushlinskogo. Institut psihologii RAN. 10-11 oktyabrya, 2013 g. Moskva, 2013: 243-245.

3. Mudrak S.A. Izmenenie sub'ektnosti cheloveka v psihologicheskih vzaimodejstviyah s prirodnym ob'ektom. Akmeologiya. 2015; T. 53; № 1: 24 - 31.

4. Stepin V.S. Filosofiya nauki. Obschie problemy. Moskva: Gardariki, 2007.

5. Mudrak S.A., Gagarin A.V. Stanovlenie sub'ektnosti cheloveka v psihologicheskih vzaimodejstviyah s prirodoj. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2014; 4: 69 - 77.

6. Mudrak S.A. Razvitie otnosheniya cheloveka k prirode (o sub'ektivacii i sub'ektifikacii). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Seriya: Social'no-'ekologicheskie tehnologii. 2013; 1: 36-40.

7. Mudrak S. A., Gagarin A. V., Glebov V. V. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia). Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2012; 4: 78 - 84.

8. Sergienko E.A. Problema sootnosheniya ponyatij sub'ekta i lichnosti. Psihologicheskijzhurnal.. 2013; T. 34; 2: 5 - 16.

9. Yasvin V.A. Psihologiya otnosheniya kprirode. Moskva: Smysl, 2000.

10. Deryabo D.S. Fenomen sub'ektifikaciiprirodnyh ob'ektov. Avtoreferat dissertacii ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2002 .

11. Panov V.I. 'Ekopsihologicheskie vzaimodejstviya: vidy i tipologiya. Social'naya psihologiya i obschestvo. 2013; 3: 13 - 28.

12. Pryadko I.P. 'Ekologicheskoe soznanie - put' k sbalansirovannomu obschestvu. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki. 2014; 3 (77): 127 - 128.

13. Epmolaeva V.E. Filosofiya otnoshenij s prirodoj: spory vokrug glubinnoj 'ekologii (obzop). Moskva: IHIOH, 1997.

14. Ishkov A.D. Uchebnaya deyatel'nost'studenta: psihologicheskie faktory uspeshnosti. Moskva: Flinta, 2013.

Статья поступила в редакцию 27.05.16

УДК: 37.018.34+159.95

Darvish O.B., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology, Altai State Pedagogical (Barnaul,

Russia), E-mail: darvish2772@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE YOUTH AT CHILDREN'S HOUSES DURING THE PERIOD OF PEDAGOGICAL PRACTICE OF FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS. The article presents some results of a study of development of psychological stability of children at orphanage houses by future teachers-psychologists during their professional practice. The work presents complex target program, aimed at moral upbringing of the individual adapted to the society, capable to influence life circumstances, developing resilience in difficult situations. In the period of pedagogical practice the future teachers-psychologists are involved in work on giving psychological assistance to children. As a result of the remedial and developmental program consisting of a set of classes to improve the level of psychological stability of children in the experimental sample there was a significant increase in the severity of indicators of psychological stability, which brought the subjects with low level of formation of psychological stability on a medium level, with medium to high. The experiment shows that in a children's house psychological stability of a personality develops successfully at a specially organized work by teachers-psychologists and social teachers.

Key words: psychological stability, orphanage, educational psychologist, pedagogical practice.

О.Б. Дарвиш, канд. психол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: darvish2772@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА БУДУЩИМИ ПЕДАГОГАМИ-ПСИХОЛОГАМИ В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье представлены результаты исследования развития психологической устойчивости воспитанников детского дома будущими педагогами-психологами в период педагогической практики. Представлена комплексно-целевая программа, направленная на воспитание высоконравственной личности, адаптированной к обществу, способной влиять на жизненные обстоятельства, развивая психологическую устойчивость в трудных ситуациях. В период педагогической практики будущие педагоги-психологи включаются в работу по оказанию психологической помощи воспитанникам детского дома. В результате проведения коррекционно-развивающей программы, состоящей из комплекса занятий по повышению уровня психологической устойчивости воспитанников детского дома, в экспериментальной выборке произошло значительное повышение выраженности показателей психологической устойчивости, что вывело испытуемых с низкого уровня сформированности психологической устойчивости на средний уровень, со среднего на высокий. Проведённый эксперимент показывает, что у воспитанников детского дома психологическая устойчивость личности успешно развивается при специально организованной работе педагога-психолога, социального педагога, будущих педагогов-психологов.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, детский дом, педагог-психолог, педагогическая практика.

Проблема психологической устойчивости в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с современными социально-экономическими условиями, ростом социальной и экономической напряженности, повышением требовательности к эффективности принятия человеком решений.

Феномен психологической устойчивости исследуется в различных научных направлениях (медико-биологическом, социально-психологическом), что позволяет получить интегра-тивное представление о предпосылках и проявлениях стабильного функционирования системы психологических качеств,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.