Научная статья на тему 'Психологические особенности младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера'

Психологические особенности младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ "Я" / САМООЦЕНКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / БОЯЗЛИВОСТЬ / НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ / ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕАЛЛЕРГЕННОГО ХАРАКТЕРА / ХРОНИЧЕСКИЙ БРОНХИТ / ХРОНИЧЕСКИЙ ГАЙМОРИТ / ХРОНИЧЕСКИЙ РИНИТ / IMAGE OF THE ''I'' / SELF-ESTEEM / ANXIETY / FEARFULNESS / SELF-DOUBT / THE DESIRE FOR SELF-ASSERTION / CHRONIC DISEASE ALLERGENIC NATURE OF THE DISEASE / DISEASES OF ALLERGIC NATURE / CHRONIC BRONCHITIS / CHRONIC SINUSITIS / CHRONIC RHINITIS SKY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трошина Евгения Александровна

В статье рассматривается некоторые личностные характеристики детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера (хронический бронхит, хронический гайморит, хронический ринит). Приведены результаты лонгитюдного исследования детей с указанным диагнозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трошина Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of primary school children with chronic respiratory diseases of non-allergenic nature

The article discussed some personal characteristics of primary school-age children non-allergic respiratory diseases (chronic bronchitis, chronic sinusitis, chronic rhinitis). The results of longitudinal studies of children with this diagnosis are presented.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера»

УДК 159.922.76-056.49

Е. А. Трошина

Психологические особенности младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера

В статье рассматривается некоторые личностные характеристики детей младшего школьного возраста с заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера (хронический бронхит, хронический гайморит, хронический ринит). Приведены результаты лонгитюдного исследования детей с указанным диагнозом.

The article discussed some personal characteristics of primary school-age children non-allergic respiratory diseases (chronic bronchitis, chronic sinusitis, chronic rhinitis). The results of longitudinal studies of children with this diagnosis are presented.

Ключевые слова: образ «Я»; самооценка; тревожность; боязливость; неуверенность в себе; стремление к самоутверждению; хроническая болезнь заболевания неаллергенного характера; хронический бронхит; хронический гайморит; хронический ринит.

Key words: image of the 'I', self-esteem, anxiety, fearfulness, self-doubt, the desire for self-assertion; chronic disease allergenic nature of the disease, diseases of allergic nature, chronic bronchitis, chronic sinusitis, chronic rhinitis sky.

Рассматриваемые в данной статье болезни являются широко распространёнными заболеваниями системы дыхания, и в последние годы отмечается тенденция к увеличению заболеваемости.

Изучение психических и психологических особенностей хронически больных детей остаётся одним из актуальных направлений отечественной психологии, что связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей. Уже к 2004 г. официальная статистика показывала снижение числа абсолютно здоровых детей до 10 %, увеличение количества часто и длительно болеющих до 70-75 %, имеющих хронические заболевания до 1520 % . Больные дети по-прежнему вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психологопедагогического сопровождения и поддержки данной категории [1].

Болезни органов дыхания занимают первое место в структуре заболеваемости как у детей, так и у взрослых, и составляют у детей до 14 лет 68-72 %, а до 4 лет - 76-82 %; протекают с сезонными

© Трошина Е. А., 2012

обострениями. Несмотря на обширный арсенал лекарственных средств, их терапия не всегда оказывается эффективной [2]. К наиболее распространённым заболеваниям органов дыхания относят бронхит, ринит, гайморит. Все эти заболевания могут быть как острыми, так и хроническими.

Хроническая болезнь - это заболевание, которое длится дольше трёх месяцев в году или требует госпитализации более чем на месяц. Хронические болезненные состояния - это целый ряд осложнений, связанных с физическим ростом, функционированием и развитием, например: ухудшение зрения и слуха, что составляет часть картины в целом.

В психологической литературе приводятся некоторые данные, указывающие на отличия болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения мамы) [4]. При адекватной и даже несколько завышенной вербализованной осознанной самооценке у часто болеющих детей существует негативное эмоциональное самоотношение, иногда доходящее до аутоагрессии. Для большинства часто болеющих детей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких как горе (печаль), страх (злость), чувство вины.

В целом же отношение ребёнка к болезни зависит от его возраста, характерологических особенностей, личного опыта, восприятия заболевания и его тяжести, во многом определяется представлениями родителей и других членов семьи о его болезни [5].

Исследование проводилось на базе УЗ «Тихвинская центральная районная больница (ЦРБ). На протяжении 2009-2011 гг. обследовались группы мальчиков и девочек 7-10 лет, имеющих хронические заболевания органов дыхания: хронический бронхит, хронический ринит, хронический гайморит.

Предполагалось, что формирование личностных особенностей (самооценки, тревожности, агрессивности, интересов и ценностей), межличностных отношений детей со сверстниками и взрослыми имеет свои особенности и возможную специфическую динамику развития.

В процессе проведенных обследований использовались: методика Дембо-Рубинштейн, шкала явной тревожности в адаптации А. М. Прихожан, методика диагностики школьной тревожности Филипса, методика «Какой я?», исследование отношения к прошлому, настоящему, будущему, методика Баса-Дарки, детский вариант теста Кетелла; регламентированная клиническая беседа, а также методы математической статистики для анализа полученных результатов.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап: август -сентябрь 2009 г.; второй этап: август - сентябрь 2010 г.; третий этап: август - сентябрь 2011 г. Полученные в ходе лонгитюдного исследования результаты по этапам сравнивались между собой.

Сравнительный анализ исследуемых психических характеристик на 1 и 2, 2 и 3 этапах исследования статистически значимых различий не выявил. Однако сравнение результатов, полученных в 2009 г. (1 этап) и 2011 г. (3 этап) показывает положительную динамику в развитии ряда личностных характеристик младших школьников, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания.

Определенный интерес представляет динамика личностных характеристик девочек с заболеваниями неаллергенного характера (хронический бронхит, хронический ринит, хронический гайморит), результаты которого приведены в табл. 1.

Таблица 1

Оценка достоверности отличий детей младшего школьного возраста с заболеваниями неаллергенного характера (девочки) по уровню выраженности некоторых личностных характеристик

по этапам исследования

Психологический признак 1 этап (п=93) 3 этап (п=93) Р

М±т О М±т О

Методика «Какой я?»

1. Самооценка 5,57±0,316 3,052 6,624±0,238 2,298 2,66 Р<0,01

Методика Кетелла

2. Аффектотимия-шизотимия 5,71 ±0,272 2,628 6,581±0,227 2,193 2,45 Р<0,05

3. Интеллект 5,376±0,272 2,625 6,129±0,221 2,128 2,115 Р<0,05

4. Доминантность-конфорность 4,688±0,249 2,405 5,72±0,213 2,05 3,15 Р<0,01

5. Сургенсия-десургенсия 5,258±0,292 2,813 6,108±0,271 2,615 2,13 Р<0,01

6. Пармия-тректия 4,871±0,238 2,295 5,634±0,233 2,25 2,29 Р<0,05

Как видно из приведенных данных, у девочек с заболеваниями неаллергенного характера более выражены по сравнению с первым этапом исследования следующие признаки: самооценка, доминантность - конфорность, интеллект, сургенсия - десургенсия (р<0,01); аффектотимия - шизотимия (р<0,05). Это позволяет говорить о том, что у девочек с заболеваниями неаллегренного характера повышается самооценка, они становятся более уверенными в себе, настойчивыми, независимыми, эмоционально устойчивыми, энергичными, добрыми, более успешными в учебной деятельности.

Также представляет интерес динамика личностных характеристик мальчиков с заболеваниями неаллергенного характера (хронический бронхит, хронический ринит, хронический гайморит), результаты которой приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнение средних значений для детей, с заболеваниями неаллергенного характера (хронический бронхит, хронический гайморит, хронический ринит) (мальчики)

Психологический признак 1 этап (п=69) 3 этап (п=69) Р

М±т О М±т О

Методика «Какой я?»

1. Самооценка 5,464±0,347 2,883 6,971±0,247 2,051 3,54 Р<0,001

Методика Кетелла

2. Аффектотимия-шизотимия 5,449±0,309 2,564 6,439±0,231 1,922 2,7 Р<0,01

3. Интеллект 5,522±0,299 2,483 6,406±0,264 2,192 2,22 Р<0,05

4. Доминантность-конфорность 5,275±0,249 2,064 6,014±0,21 1,745 2,27 Р<0,05

5. Пармия-тректия 5,159±0,27 2,247 6,058±0,253 2,1 2,43 Р<0,05

6. Контроль желаний - импульсивность 5,652±0,315 2,617 6,609±0,273 2,264 2,3 Р<0,05

Методика Филипса

7.Общий балл 47,68±1,626 13,51 38,46±1,326 11,02 4,392 Р<0,001

8. Общая тревожность в школе 13,97±0,764 6,343 10,32±0,615 5,106 3,726 Р<0,001

9.Переживание социального стресса 7,159±0,274 2,279 6,319±0,28 2,323 2,145 Р<0,05

10. Фрустрация потребности в достижении успеха 6,768±0,266 2,211 5,594±0,258 2,144 3,166 Р<0,01

11. Страх самовыражения 4,348±0,156 1,293 3,797±0,151 1,255 2,593 Р<0,05

12. Страх ситуации проверки знаний 3,826±0,168 1,393 3,319±0,167 1,388 2,143 Р<0,05

13. Страх несоответствия ожиданиям окружающих 3,609±0,145 1,203 3,043±0,136 1,13 2,844 Р<0,01

14. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 2,87±0,221 1,838 2,232±0,186 1,545 2,206 Р<0,05

15. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 5,188±0,238 1,98 4,275±0,222 1,846 2,802 Р<0,01

Для мальчиков на статистически значимом уровне были выявлены различия по следующим психологическим признакам: самооценка, общая тревожность в школе (р<0,001); аффектотимия -шизотимия (р<0,01); интеллект, доминантность - конформность, пармия - тректия, контроль желаний - импульсивность, переживание социального стресса, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (р<0,05); фрустрация потребности в достижении успеха, страх несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями (р<0,01). В этом случае мы можем говорить, что мальчики стали более доброжелательными, открытыми, общительными, смелыми, более уверенными в себе при установлении контактов со сверстниками и общении со сверстниками; эмоционально устойчивыми; более настойчивыми, оптимистичными, менее тревожными в учебной деятельности по сравнению с первым этапом исследования. Также повысилась самооценка.

Таким образом, выявленные в группе неаллергенных заболеваний различия в динамике психического развития позволяют говорить о том, что со временем девочки демонстрируют меньшую тревожность в учебной деятельности по сравнению с мальчиками. Для них более значимы такие характеристики, как настойчивость, независимость, эмоциональная устойчивость, по которым также наблюдается положительная динамика. В отличии от них мальчики быстрее становятся более уверенными в себе при установлении контактов и общении со сверстниками, а также в ситуации проверки знаний.

Результаты динамики личностных характеристик здоровых детей, принимавших участие в исследовании, приведены в табл. 3, 4.

Таблица 3

Сравнение средних значений для здоровых детей (девочки)

Психологический признак 1 этап(п=35) 3 этап (п=35) Р

М±т О М±т О

Методика «Какой я?»

1. Самооценка 2,298±0,687 6,624 6,625±0,455 1,821 5,25 Р<0,001

2. Явная тревожность 1,539±0,728 7,022 7,188±0,34 1,601 6,8 Р<0,001

Методика Кетелла

3. Аффектотимия-шизотимия 2,193±0,682 6,581 7,938±0,382 1,526 7,35 Р<0,001

4. Интеллект 2,128±0,636 6,129 7,625±0,375 1,5 7,45 Р<0,001

5.Тревожность- самоуверенность 1,764±0,65 6,269 4,625±0,455 1,821 3,6 Р<0,001

Методика Басса-Дарки

6. Косвенная агрессия 1,99±0,646 6,226 6,313±0,53 2,12 5,17 Р<0,001

Методика Филипса

7. Фрустрация потребности в достижении успеха 1,736±0,705 6,796 5,875±0,407 1,628 5,09 Р<0,001

8.Страх несоответствия ожиданиям окружающих 1,005±0,426 4,108 3,875±0,272 1,088 5,68 Р<0,001

Как видно из приведенных данных, для здоровых девочек более выраженными по сравнению с первым этапом исследования становятся следующие признаки: интеллект, самооценка, явная тревожность, тревожность - самоувереноость, косвенная агрессия, аффектотимия - шизотимия, страх несоответствия ожиданиям окружающих (р<0,001). Это позволяет говорить о том, что здоровые девочки становятся более уверенными в себе в школе, но тревожность возрастает в межличностных отношениях.

Таблица 4

Сравнение средних значений для здоровых детей по этапам исследования (мальчики)

Психологический признак 1этап (п=43) 3 этап (п=35) Р

М±т О М±т О

Методика Кетелла

1. Премсия-харрия 4,465±0,374 2,453 5,571±0,385 2,118 2,14 Р<0,05

Методика Филипса

2. Страх самовыражения 4,605±0,258 1,692 6,143±0,496 2,932 2,75 Р<0,01

3. Несоответствие ожиданиям окружающих 4,326±0,14 0,919 6,371±0,374 2,211 5,13 Р<0,001

Для мальчиков на статистически значимом уровне были выявлены различия по следующим психологическим признакам: премсия

- харрия (р<0,05), страх самовыражения (р<0,01) несоответствие ожиданиям окружающих (р<0,001). Мы можем говорить в этом случае, что мальчики стали более сдержанными, у них более выражены такие характеристики, как страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих.

Выявленные различия в динамике психического развития позволяют говорить о том, что для здоровых детей большее значение имеет построение отношений в коллективе сверстников, поэтому возможно появление проблем в учебной деятельности, так как для них очень важно мнение одноклассников.

Сравнивая результаты обследования здоровых детей и детей с неаллергенными заболеваниями, мы можем заключить, что для больных детей достаточно значимы личностные характеристики, которые помогают войти в школьный коллектив и успешно учиться.

Проведение факторного анализа позволило выделить три основных фактора, влияющих на личностное развитие младших школьников. Переменные, находящиеся в каждом факторе, были отсортированы в порядке убывания факторных нагрузок, причём был запрещён вывод факторных нагрузок ниже 0,4.

Первый фактор собрал все пункты, описывающие отношение к себе. Эти пункты описывают самооценку человека, уровень самоконтроля, уровень тревожности, интеллект. Фактор был обозначен меткой «Принятие себя» (ПрС).

Второй фактор собрал все пункты, описывающие отношение к другим. Это уровень открытости, уверенность в установлении контактов с другими людьми, доминантность - конформность, добросовестность - недобросовестность. Этому фактору была присвоена метка: «Принятие других» (ПрД).

Третий фактор объединяет все пункты, описывающие агрессивные реакции, состояние напряжённости - расслабленности, отношение детей к прошлому, настоящему и будущему. Фактор был назван «Защитные реакции» (Зр).

При сравнении результатов первого и третьего этапов исследования было выявлено, что на первом этапе для девочек с заболеваниями неаллергенного характера наиболее значимым является принятие себя, т. е. понимание того, что они несколько отличаются от здоровых одноклассниц. На втором месте - защитные реакции, что вызвано тем, что они из-за болезни боятся, что к ним будут относиться иначе, чем к здоровым, на третьем месте - принятие других, т. е. установление контактов с соучениками, которое проходит более стабильно, если есть определённая устойчивость в новом социальном статусе - ученика (ПрС - Зр - ПрД).

Для девочек с заболеваниями неаллергенного характера на третьем этапе исследования более значимым является фактор «защитные реакции», затем «принятие себя» и «принятие других» (Зр - ПрС - ПрД). Для мальчиков с неаллергенными заболеваниями после фактора «принятие себя» располагаются факторы «защитные реакции» и «принятие других» (ПрС - Зр - ПрД).

Это свидетельствует о том, что младшие школьники с заболеваниями неаллергенного характера более болезненно реагируют на отношение к ним как к больным детям, считая свои заболевания менее значимыми.

На третьем этапе исследования для мальчиков с неаллергенными заболеваниями на первое место выходит фактор «принятие

110

себя», затем «защитные реакции» и «принятие других» (ПрД - ЗрС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ПрС). Это свидетельствует о том, что проблема первого этапа остаётся, и дети испытывают затруднения в учебной деятельности и в общении.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что для младших школьников с хроническими заболеваниями органов дыхания, обучающихся вместе со здоровыми детьми, более важно принятие себя как учащегося, отличающегося от сверстников. Ведь в результате связанных с заболеванием ограничений они не могут в полную силу осваивать учебную программу. Более болезненно реагируют на это различие дети с заболеваниями неаллергенного характера, которые недооценивают себя, более склонны к чувству вины. Высокая тревожность в ситуации общения может быть связана с неуверенностью в своих силах, ощущением отличия от сверстников.

Данные проведённого исследования могут способствовать разработке рекомендаций по формированию адекватных условий воспитания детей с хроническими заболеваниями органов дыхания неаллергенного характера для родителей и педагогов.

Список литературы

1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети: клиникосоциальные аспекты. Пути выздоровления. - Саратов, 2003.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Про-свещение,1991.

3. Ершов Ф. И., Гаращенко Т. И. Актуальные вопросы оториноларингологии детского возраста и фармакотерапия болезней ЛОР-органов. Юбилейный сборник научных трудов. - М., 2001.

4. Материалы II Всероссийской научной конференции «Психологически проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. - Ч. I / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005.

5. Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющего младшего школьника. - Красноярск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.