УДК613.9 и. в. ЧЕРВОНЦЕВА
О. Л. ТРЕЩЕВЛ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье изложены результаты анализа состояния здоровья, функции внешнего дыхания, физического развития и физической подготовленности часто болеющих детей младшего школьного возраста и проведена сравнительная характеристика изучаемых показателей со здоровыми школьниками.
Младший школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности ребенка. Начало систематического обучения ребенка в школе сопряжено со значительными психическими и физическими нагрузками, требующими от ребенка значительного напряжения. Соотношение между динамическими и статическими нагрузками по сравнению с дошкольным возрастным периодом резко изменяется в сторону статического компонента [2]. Это приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, снижению внимания и памяти. Организм детей должен адаптироваться к новым условиям и не всегда способен адекватно реагировать на сильные продолжительные воздействия, что может негативно отразиться на его физическом состоянии.
Под физическим состоянием понимается уровень физического развития, состояние здоровья, функциональные возможности организма, физическая работоспособность [5].
В настоящее время наметилась тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. В последнее время увеличивается количество детей и подростков с функциональными нарушениями деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, опорно-двигатель-ного аппарата, органов зрения, с отклонениями в нервно-психической сфере [9]. Более 40% детей рождаются больными. Общая заболеваемость детей всех возрастов (до 17 лет включительно) ежегодно увеличивается на 5 — 6%. Среди детей отмечается преимущественный рост хронической патологии. Её доля в структуре всех нарушений здоровья в настоящее время достигает 30- 32% [12].
Особого внимания заслуживают дети, подверженные частым и длительным респираторным заболеваниям.
По определению Г.А. Самсыгиной (2005), часто болеющие дети — это термин, обозначающий группу детей, выделяемую при диспансерном наблюдении, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники уровнем заболеваемости острыми респираторными заболеваниями [10]. Частота заболеваемости у данной категории детей, по мнению разных авторов, варьирует от 4 раз и более [ 1 ] до 6 раз и более [ 1,11 ] в год.
В зависимости от возраста и социальных условий ЧБД составляют от 10 до 40% детской популяции, обуславливая до 67,7-75% всех случаев респираторной заболеваемости [4]. Однако, по мнению С.В. Хрущева, количество часто болеющих детей может быть и больше в связи с тем, что дети в период ремиссии считаются здоровыми. Но, к сожалению, каждое перенесенное заболевание ОРВИ оставляет в развивающемся организме ребенка глубокий след, отрицательно влияет на некоторые органы и системы (прежде всего на дыхательную и сердечно-сосудистую), на неспецифические и специфические факторы резистентности организма. У большинства детей, перенесших ОРВИ, отмечаются остаточные признаки воспаления дыхательной системы (ринит, гиперемия зева) и нарушение функции внешнего дыхания с признаками гипоксемии [12].
В условиях частых респираторных инфекций нарушается морфофункциональное состояние растущего организма. Рецидивирующие ОРЗ могут способствовать срыву адаптации основных функциональных систем детского организма и привести к раннему развитию хронических патологических состояний [6]. По данным некоторых авторов, к часто болеющим относят детей, страдающих не только острыми респираторными заболеваниями, но и имеющих обострения хронических заболеваний, так как зачастую в клинически спокойный период у детей выявляются нарушения в состоянии здоровья в виде хронических заболеваний ЛОР-органов, аллергически измененной реактивности организма, поражение зубов кариесом, воспалительные заболевания органов чувств (отиты, синуситы) [4].
Выяснение медицинского анамнеза часто болеющих детей позволяет создать представление о протекании заболеваний респираторного тракта, их характер, длительность, наличие хронических очагов инфекции в организме и сопутствующих заболеваний.
По данным наших исследований максимальный уровень заболеваемости школьников приходится на первые классы, причем число заболеваний среди мальчиков и девочек практически одинаково. Так, количество часто болеющих детей в первых классах составляет 21%, во вторых — 13,2%, в третьих — 12,7%, в четвертых — 11,7% (рис.1). Это связано прежде всего с тем, что в школе резко увеличивается нагрузка на организм ребенка, вдвое снижается двигательная активность, воз-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
*
[Ьиілси фи ■■кет! подготовленности у часто болеющих н здоровы! мальчиков в-10лет (Хіпі
Пска;атЕпи Группы Всіра:г, зігт
3 9 10
Прыжж б длину С МЕгїТа, см 1 ізб.з=9.і 164.9=3.4 162.3=12.3
125.7=12.2* 147.3=16.3** 155.7=10.3
Нисгз к ъ гіді аг ні гашошанш сидя, си 1 2 7=2 3 4,7=2,9 5,4=2,0
-С. 1=3.4* 2.3=4.2 2.6=3.1*
Б=г 30 м, с 1 6,Ы;,6 Є,СЬС;6 5,6=0,5
2 7.6=1.1*** 7.1=0 і*** 6.7=0.3**
Чалнсчнь[й&гЗ*10 м. с і 9.5Н). 6 5.3=0.5 9.2=0.7
2. 10.4=0.3=** 10.1=0.4*** 9.3=04**
6-минутный За? 1 931.3=115.0 1073.0=155.6 11222=1962
1 736.3=34.9*** 371:2=70.6*** 369.3=124.3***
Подтягивание 1 3,7=:;7 4,й=1;9 5.(Ы.9
2.7=2.3 2,3=1,5** 25=1,3**
Таблица 2
[Ьиі«СДИфИ1И№ШІ нодютовлснвостн у чкюбахепщн н здоровых довочен в-10лег (ХІНІ
ПоЕагатэш Грч'ППЬІ Вс^рД^Т, Л5Т
3 9 10
Прьгксх в дп нну с ы зіта, аі 1 133.3=11.1 156.0=6.1 167.6=12.1
114.6=3.0*** 136.7=14.1* 143.4=13.3**
Наксс н вперед нз шпшанш сндд.см 1 т 4.2=6.6 15=3.4 6,3=3,3 4 ^ 2 7.4=3.7 43=5.4
БїгЗОм, с 1 6.9=0.6 6.3=0.5 5.3=03
т X 3.5=1.3** 7.2=0.4** 7.1=1.1**
"-їьлне ЧНЫ Н 5=г 3 *10 м, с 1 Ю.ЗьО.З 9.9=0.3 9.5=0.5
т X 11.2=0.6* 10.6=03** 10.5=0.3**
~ е 1 354.3=141.9 905.0=124.5 9352=144.3
т X 650.4=57.9*** 710.0=79.1** 761.6=134.7**
_ _ 1 9.3=3.9 13,5=3,5 13.7=3.0
2 5,4=1,4** 6,9Ь2,7** 7,1=3,7***
Примечание: достоиорнио отллчия мознду группами ИД (1) и ЧБД17) уроооіп. значимости при Р<Д05; уровйт. значимости при Р<0,01;урооон і. значимости при Р< 0,001
никает дефицит ЖШДШИЙ деятельности [5].
Уровень общей Заболеваемости у часто болеющих детей в несколько развыше, чем у эпизодически болеющих детей'На первоеместо выступают заболевания дыхательной система, средикоторых можно отметить тонзиллиты, фарингиты, ларинготрахеиты, бронхиты, приобретающие хроническоетечениеи обостряющиеся в осенне-зимний период, то есть в течение веег<5 учебного года. Установлено, что наибольший удельный вес сопутствующих заболеваний дыхательной систе-мыи очагов хроническойинфекциинаблюдаетея в третьих классах и составляет 100%, Это говорит о накоплении в организме ребенка условно-патогенной микрофлоры и дальнейшем ослаблении иммунитета.
По данным наших исследований,, наиболее часто в группе постоянно болеющих детей встречается патология лимфаденоидногб кольца глотки. В И1’,, случаев обнаружена гипертрофия небных миндалин (ГНМ) (причем II - III стейейей), глоточных миндалин (ГГМ) — 5%; доля хронического тонзиллита составляет — 12%; патология придаточных паЗух носа (синусит, фронтит, гайморит), затрудняющая полноценнее носовое дыхание — Й^и Стекание патологического секрета с )ийИй,а-лин глоточного кольца приводит к развитию поражений нижележащих отделов респираторного тракта и: развитию фарингитов, ларингитов и трахеитов [6]. Повторные Заражения и последствия Недолеченных предыдущих заболеваний способствуют формированию цовых очагов инфекции уже в бронхах, трахее, верхних отделах легких. Так, йз рецидивирующих хронических заболеваний 5% составляют фарингиты и ларингиты, 17% - бронхиты, трахеиты и трахеобронхиты (рис. 2).
Немалая роль в частом возникновении и развитии заболеваний р еспираторного тракта принадлежит наличию аллергии в анамнезе [4]. Изучение анамнеза жизни
таких детейнозволило птметить наличие признаков аллергической реактивности, проявляющейся В виде аллергических дерматозов, респираторного аллериза, рецидивирующей крапивницы, атопического дерматита, астматического бронхита и бронхиальной астмы. Распространенность этой патологии у часто болеющих детей составляет 7%, в то времякак у здоровых всего 3%.
Среди обследованных часто болеющих ОРЗ детей каждый второй имеет патологию ЛОР-органов. Значи-тельноешето занимают гипертрофические процессы глоточной и небной миндалин, хронические Очаги Инфекции во всех отделах респираторного тракта. В некоторых случаях затруднено Шшжое дыханиев связи с увеличениемтлоточных миндалин. Общая поражен-ность хроническими заболеваниями у младших школьников с возрастом имееттенденцию к увеличению.
СравнитаАьнаяхарактеристикауровня физического развития и физической подготовленности часто болеющих и Здоровых школьников проведена на основе изучения антропометрических показателей и опредег лениИуровня развития ведущих двигательных качеств.
Физическое развитие детей изучалось по обще-цринятымметодикам [2,3]. Исследовались и былиизу-чены следующие показатели: длина тела ( см), вес: тела (кг), окружность грудной клетки - ОГК (см), жизненная: емкость легких - ЖЕЛ (л), относительнаякисте-вая динаяойетрия (кг/кг). При оценке антропометрических признаков физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп.
Проводя анализ полученных данных, можно сделать заключение о том, что показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки в каждой возрастной группе мальчиков и девочек соответствует возрастным стандартам [3], но дети, страдающие частыми респираторными инфекциями, несколько отставэтот
своих сверстников в физическом развитии. Сравнение среднегрупповых результатов в обеихтруппахне выявило достоверных различий (Р>0,05).
Физическая подготовленность изучалась путем проведения несложных контрольных упражнений по Методике, предложенной В.И. Ляхом [8], котораяпо-ЗВОлила нам комплексно подойти к оценке физических качеств детей 8-10 лет.
При тестировании физических возможностей младших школьников оценивались такие показатели двигательных качеств как быстрота (бегНа 30м), гибкость (наклонвперед из положения сидя), скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), координационные качества и скоростные способности (челночный бег 3*1 Ом), выносливость (6-мИНутный бег*) • Силовые способности определялись с помощью динамометрии кисти. Сравнительный анализ обгцего уровня физической подготовленности детей 8-10 лет выявил следующее. У здоровых мальчиков и девочек развитие физических качеств отличается в основном незначительно , причем у дев очек некоторые качества преобладают. Особенно это касается показателей гибкости. Среди часто болеющих детей у мальчиков большинство качеств развито значительно лучше, причем отличия довольно существенны. Это можно объяснить тем, что дети первойтруппы не имеют еще Четко выраженных половых различий в первую очередь в уровне физического развития. У детей группы риска довольно неоднозначная картина показателей физического развития, которые Несколько лучше у мальчиков, и это естественно отражается и на специфике развития двигательных Качеств мальчиков и девочек.
При оценке физических качеств часто болеющих и здоровых детей были выявлены наиболыпиеоТли-чия по показателям выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей (табл. 1,2).
Согласно литературным данным, сенситивный период в развитии скоростно-силовых качеств приходится: на возраст 8-14 лет [7,8]. В группе здоровых детейпока-затели развития скоростно-силовых качеств в возрасте 8летнаходятся в пределах «среднего» (причемприближены к верхней границе), а в 9-10 лет — в пределах «выше среднею». Значительной разницы в изучаемыхпоказателях между мальчиками и девочками выявлено не было. При оценке данного показателя Среди ЧБД было выявлено значительное отставание в: проявлении скоростносиловых качеств во все возрастные периоды и независимо от половых, различий. Сенситивным периодом для развития быстр оты движений является возраст от 6 до 13 лет. Она зависит отмногих факторов: от уровня развития быстроты какгенетического фактора, координационных способностей,, способности набирать максимальную скорость и от.лабильности нервных процессов, а также состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Половые различия, по данным авторов, до 12-летнего возраста невелики [3,7,8].
Результаты в беге на 30 м у ЗД находятся в пределах «средней» нормы и приближаются в :ее верхней границе во всех возрастных группах, а в группе ЧБД достоверно снижены (Р<0,001) у мальчиков и в меньшей стецени у девочек (Р<0,01) (рис.З). Это может быть обусловлено недостаточной силой мышц в связи с постоянной: гипокинезией, со сниженной: способностью перехода мышцы из расслабленного состояния в напряженное, нарушением анаэробного обмена в мышцах после перенесенных заболеваний.
Выносливость» на наш взгляд, наиболее полно отражает состояние двигательной подготовленности и об-щеесостояние организма, так как предъявляет большие требования к организму при выполнении мышечной
25
И и и ■
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс ■ чает сгга ОРЗ. %
Рис.1. Динамика заболеваемости ОРВИ ЧБД младшего школьного возраста
И Г нхгертокня набных :м кидал ин
■ Г нггертокня глоточных мнкдалкн
■ ?р. ТОНЗЮТШТ
□ инфекция пазух носа
22%
15% В фарингиты, ларингиты
Н бронхиты. траав иты
Рис. 2. Структура заболеваемости контингента ЧБД хроническими заболеваниями органов дыхания
работы на фоне утомления. Мышечная работа в данном случае обеспечивается за счет аэробного источника, пр едъявляются значительные требования к дыхательной и сердечно-сосудистой системам. По Данным литературы отмечено, что чем выше: мощность нагрузки, тем больше уровень потребления кислорода [12].
Показатели 6-минутного бега у здоровых школьников расположены в пределах «средние» и «выше среднего», значительныхотличий по половой принадлежности не наблюдается. Втруццё ЧБД имеютсязна-чимые отставания в результатах этого двигательного теста во всех возрастных группах (Р<0,01),ЧТо обусловлено: несовершенной координацией системы дыхания и: движений и, как следствие, недостаточным снабжением крови кислородом, увеличением МОК за счет неэкономичной работы сердца и ускорения ЧСС, низкими функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы (рис., 3).
При Сравнении среднегрупповых показателей выносливости среди мальчиков и дев очек отмечено , что у девочек выявлены значительные отставания от мальчиков во всех возрастных периодах) но больше всего ОнипроявляЮтся в возрасте 9 лет (Р<0,001 \ Это можст быть обусловлено большей гипокинезиейв сравнении с мальчиками и несовершенствомприспособительных механизмов сердечно-сосудистой системы к нагрузке.
При Оценке состояния здоровья детей за основу принимались следующие показатели:
В качестве критерия оценки уровня заболеваемости детей использовались два показателя;
- количество заболеваний простудного Характера за год;
- количество дней, пропущеНН'ьИ по болезни загод.
Для этой цели исследовались показатели заболеваемости детей за предыдущий год. По количеству заболеваний в год и количеству пропущенных по болезни: дней Часто болеющие дети существенно опережают здоровых сверстников, но с возрастом оба показателя снижаются в группе; ЧБД, а в группе ЗД остаются практически на одномуровне. При сравнении показателей мальчиков и девочек отмечалось, что в группе ЧБД девочки превосходят по количеству заболеваний и пропущенных дней мальчиков данной группы. Полученные результаты можно объяснить.тем, что, как правило, мальчики проводят большевремени на открытом воздухе, поэтому фак-
частста заболевав мосгн . %
20 15 ' 10 ' 5 п
*
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
*
6-минутный бег время, сек.
возраст, лет
Подтягивание
кол-вам
1200,00
1100,00 1000,00
900.00
800.00
700.00
600.00 500,00
8 9 Ю
возраст, лет
Бег 30 м
время, сек.
11.50 -
11,00 -
10.50 -10,00 -
9.50 -9,00 -
8.50 -
Челночный бег
кол-во раз,
14.00 |
12.00 1
10.00 4
8.00 4
6.00 -
4.00 -
2.00 4 0,00 4
возраст, лет
лет
8 9 10
возраст,
—#— здорвые мальчики —■— здоровые девочки
часто болеющие мальчики часто болеющие девочки
Рис. 3. Возрастная динамика показателей физической подготовленности здоровых и часто болеющих детей младшего школьного возраста
торы внешней среды оказывают закаливающее влияние на организм.
Для оценки функции внешнею дыхания определялись частота д ыхательных движений, тип дыхания, экскурсия грудной клетки, относительные и абсолютные величины ЖЕА, форсированная ЖЕА и проба Тиффнр, мощности вдоха и выдоха, гипоксическиё пробы Генчи и Штанге. Наряду с этим оценивалось ссетряние носового дыхания. Д ля оценки функционального состояния кардиореспираторной системы рассчитывался кардио-респираторный индекс Скибински, комплексный показатель выносливости дыхательной системы (КПВ).
В ходе провеДенныхисследОваний выявлёШ), что по в сем показателям функции внешнего дыхания часто болеющие дети: Отстают от здоровых. Результаты спирометрии выдоха у детей ЧБ респираторными заболеваниями имеют достоверные отличия в сравнении со здоровыми сверстниками, особенно ярко эти проявления заметны в возрасте 9-1 Олет (р<0,001) (рйе. 4). Уменьшение общей площади дыхательной поверхности может быть обусловлено снижением уровня активности дыхательных мышц, их детренированности, а в связи с этим ухудшением подвижности грудной клетки и диафрагмы,, Окружности: грудной клетки, то есть общего физического развития детей. ОтФ, в азою очередь, вызвано уменьшением общ ей физической активности детей.
При оценке бронхиальной проходимости: результаты в группе ЧБД значительно ниже в сравнении со здоровыми школьниками (Р<0,001), причем у мальчиков показатели выше, чем у девочек. Эту разницу можно объяснить особенностями дыхания, связанных с дифференциацией типов дыхания и более сильной дыхательной мускулатурой у мальчиков. Значительное отставание показателей мощности вдоха и
выдоха часто болеющих детей от здоровых, свидетельствует О б ухудшении бронхиальной проходимости, слабости мышц, участвующих в акте дыхания, снижении дренажной функции бронхов (рис. 4).
Оценивая устойчивость к недостатку кислорода, мы наблюдали, что длительность произвольной задержки дыхания у младших школьников 8-10 летзиачительно ниже условной:Нормыв обёих группах (Р<0,001). Наи* большее отставание выявлено у ЧБД в возрасте 8 лет, что говорит ёЩе о несовершенстве системы кровооб-ращения инизкой степени адаптации к внешним условиям?? возрастом продолжительность задержки дыхания на вдохе и выдохе закономерно увеличивается [1,3].
Сравнительный: анализ величин индекса СкибйН* ски и КПВ, отражающего состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем показал, что результаты в группе часто болеющих детей достоверно ниже, чему здоровых (Р<0,001).
Снижение, функциональных возможностей дыхательной мускулатуры, растяжимости легких и грудной клетки, бронхиальнойпрохоДимостиспосОбствуетуменъ-шению показателей ФЖЕЛ, пробыТиффно (Р<0,001).
В ходе Определения типа дыхания у школьников существенных различий: между ЧБД и ЗД отмечено Не было, в то время как по половозрастным признакам тип дыхания: существенно варьировался. Диафрагмальный тип дыхания отмёчаетеяпрёимущеетвен-но у мальчиков, причем с возрастом количество школьников с этим Типом дыхания увеличивается; смешанный тип дыхания у мальчиков в 10 летвстре-чается Значительно реже,чем в возрасте 7-8 лет. Грудного типа дыхания у них выявлено: не было,
У девочек отмечался: преимущественно смешан* iii.ni тип дыхания, далее, по распространенности,
3
♦ ♦ ♦ - 2,5'
1,5 11 0.5 щ. --
8 9 10 8 9 10
Возраст, лет Возраст, л^ т
, 8,00 —■— здооовые девочки
часто болеющие мальчики часто болеющие девочки
Рис. 4. Возрастная динамика показателей дыхательной функции у здоровых и часто болеющих детей младшего школьного возраста
встречалсятрудной тип дыхания. Диафрагмальный тип дыхания наблюдался у школьниц 7-10 лет в среднемв 15% случаев. Таким образом, у Мальчиков свозрастом формируется преимущественно диафрагмальный тип дыхания, а у девочек — смешанный и грудной, что соответствует общим биологическим закономерностям развития Организма здоровых: деТей.
Педагогические наблюдения показали, что у школьников часто отмечается нарушение нОойвоЮ дыхания. Более; подробное обследование учеников младших классов показало,, что у 37 % мальчиков и 54%: девочек 8-9 лет отмечено нарушение или отсутствие Носового дыхания. В 10-11 лет этот Показатель у ЗД несколько: снижается: и составляет 23%, а в группе ЧБД напротив увеличивается до 72%, что может быть обусловлено продолжительным:отеком слизистой оболочки НОса..
Заключение. Полученные в настоящих исследованиях результаты свидетельствуют о том, что возрастная динамика основных показателей функции внешнего дыхания часто болеющих младших школьников соответствует общим биологическим закономерностям развития здоровых детей. В тоже время во всех возрастных периодах у часто болеющих детей снижены легочные объемы, показатели мощности дыхательной мускулатуры и бронхиальной проходимости.
Среди обследованных, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями: деТёй, каждый второй имеет патологию АОР-органов. Значительное место занимают гипертрофичвекйепроцеССы глоточной и небной миндалин, хронические очаги инфекции во всех Отделах респираторного тракта. В некоторых: случаях затруднено носовое дыхание в связи с увеличением глоточных миндалин. Общая пораженидсть хроническими заболеваниями у младших школьников с возрастом имеет тенденцию к увеличению.
Полученные данные показывают, что проблема Часто болеющих детей до настоящего времени остается актуальной в плаве их соматического здоровья. В связи с этим возникает необходимость поиска ивне-дрения новых формоздоровления средствами физического воспитания. Мы предполагаем, что разработка методики физкультурно-оздоровительных занятий с часто болеющими детьми, основанная на использовании преимущественно дыхательных упражнений в преодолевающем режиме в сочетании с упражнениями в воде и элементами закаливания позволит улучшить функцию внешнею дыхания и повысить уровень резервных возможностей организма детей. Благодаря правильному подбору средств оздоровительной физической культуры можно избежать развития хронической инфекции дыхательных путей и сократить число заболеваний в течение учебного года.
Библиографический список
1. Альбицкий В.Ю. Часто болеющие дети /В.Ю. Аль-бицкий, А,А- Баранов, И.А. Камаев, М.А. Огнева,- Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2003, — 180 с.
2. Ананьева Н.А, Физическое развитие и адаптационные возможности школьников / Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская //Вестник Российской АМН, -1993,- Sfe 5. - С. 19 - 24.
3. Доскин В.А, Морфофункциональные Константы детского организма: Справочник /В. V Доскин, X. Келлер:, Н М. Мураенко, Р.В. Тонкова-Ямпольская. — М.: Медицина, 1997. — 288 щ
4. Земляникина-Огнева. М.Л, Синдром «Часто болеющий ребенок»* Профилактика и методы лечения /М-Л-Земляникина-ОгНева. — М,1 ЗАО Центрополиграф, 2006. - 125 с,
5. Круцевич Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков /Т.Ю. Круцевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2002. - №4. - С,9-13.
6. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях /З.С. Макарова, Л.Г. Голубева. — М.: Владос, 2004. — 270 с.
7. Аевушкин С,П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения /С.П. Аевушкин //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - №6. — 2006, - С,2-5.
8. Лях В.И. Двигательные способности школьников, Основы теории и методика развития / В,И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
9. Резолюция XI Конгресс педиатров России «Акту-альные проблемы педиатрии»{5-8 февраля 2007) http:/ /www.pediatr-russia.ru/pecliatr/kongressl 1/ rssol.html
10. Самсыгина Г.А, Проблемы патогенеза! диагное* тики и терапий /А.Г. Самсыгина //Педиатрия. — 2005. » РИ. - с, 66-73.
11. Таточенко В.К. Иммунопрофилактика/В.К. Та-точенко, Н.А, Озерецковский, — М.» 2001. — 86 с.
12. Хрущев С.В. Физическая культура детей с Заболеваниями органов дыхания: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /СВ Хрущев, О.И. Симонова. -М’.: Издательдкий центр «Академия», 2006. — 304 с<
ЧЕРВОНЦЕВА Ирина Валерьевна, преподаватель кафедры теории и методики физической реабилитации ТРЕЩЕВА О.Л.
Дата поступления статьи в редакцию: 18.06.2007 г.
© Червонцева И.В., Трещева О.Л.