ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
5. Олпорт, Г. Становление личности : избр. труды / Г. Ол-порт ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. — 462 с.
6. Психология зависимости: профессиональный тезаурус / под ред. К. С. Лисецкого, Е. В. Литягиной. — Самара : Самарский университет, 2011. — 138 с.
7. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. — N. Y. : Free press., cop., 1973. — 438 p.
МИХАЙЛОВА Лариса Борисовна, аспирантка кафедры социальной психологии, педагогики и со-
циальной работы Омской гуманитарной академии, педагог-психолог Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГаВт». ПАТЫЛИЦЫНА Юлия Юрьевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАвТ».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.04.2013 г.
© Л. Б. Михайлова, Ю. Ю. Патылицына
УДК 37 015 Н. Н. ЗАВЬЯЛОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСКОГО И ОТЦОВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА__________________________________
В статье рассматриваются психологические особенности материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста. Показаны отклонения в проявлении эмоций и чувств к ребенку, а также в действиях и поступках. Обоснована необходимость обучения матерей и отцов конструктивному проявлению отношения к ребенку, чтобы способствовать развитию личности дошкольника.
Ключевые слова: материнское и отцовское отношение, ребенок дошкольного возраста, конструктивное отношение, личность, эмоции и чувства, действия и поступки.
Изменения, произошедшие в последнее время в российском обществе, в экономической и в других сферах, привели к изменению отношений между людьми. Коснулись они и семьи, влияя на отношения родителей и детей. Не составляют исключение и полные семьи, в которых матери и отцы любят своих детей, но не умеют конструктивно, т. е. позитивно для развития личности ребенка проявлять свое отношение к сыновьям и дочерям. В результате ребенок либо испытывает недостаток внимания, либо негативное отношение со стороны родителей. Исследование психологических особенностей проявления материнского и отцовского отношения к ребенку-дошкольнику имеет практическое значение для Омской области. Важно устранить недостатки в проявлении материнского и отцовского отношения к сыну или дочери и научить матерей и отцов конструктивному отношению, чтобы способствовать конструктивному развитию личности ребенка-дошкольника.
Дети — это наше будущее. Дошкольный возраст — важнейший период в целостном процессе личностного развития ребенка, когда закладывается базис личности: формируется самосознание, происходит развитие восприятия, воображения, речи и образного мышления, начинает формироваться понятийное мышление. Дошкольный возраст является сензитивным периодом, когда дети открыты всему новому, любознательны, способны импровизировать, позитивно относятся к родителям, которые
выступают образцом для подражания [1—5]. Ребенок — «зеркальное отражение» своих родителей (Ч. Кули). Посредством проявления родительского отношения матери и отцы учат ребенка уже в дошкольном возрасте образцам проявления любви как отношения в будущем к своим детям (Р. В. Ов-чарова, М. И. Розенова, Г. Г. Филиппова). Но, чтобы вырастить социально успешную, самостоятельную личность, имеющую предпосылки создать счастливую семью и конструктивно относиться к своим будущим детям, родителям необходимо самим научиться конструктивно проявлять свое отношение к ребенку.
Мы рассматриваем материнское и отцовское отношение как чувство родителя к своему ребенку, транслируемое в особого рода переживании кровного родства, ответственности за его судьбу и подверженное динамическим изменениям (вслед за Р. В. Овчаровой) и выделяем следующие компоненты: биологический (стремление родителя к психофизиологическому контакту с ребенком), эмоционально-чувственный (эмоциональное отношение родителя к ребенку, определяющее характер их взаимоотношений), когнитивный (образ родительского отношения к ребенку) и поведенческий (совокупность реакций, действий и поступков при проявлении отношения к ребенку).
Неконструктивное отношение родителей может проявляться либо в чрезмерной опеке ребенка,
чрезмерном удовлетворении его желаний либо в недостатке внимания к его потребностям. В будущем это может привести к развитию у ребенка чрезмерной самоуверенности, к завышенной или, наоборот, заниженной самооценке, неумению преодолевать трудности, самостоятельно решать возникающие проблемы. Далее будут рассмотрены результаты исследования материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе детских дошкольных учреждений (ДОУ) №№ 303, 312, 119 г. Омска. Изучение психологических особенностей материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста проводилось в полной семье. Выборка составила 80 семей с детьми дошкольного возраста, в том числе 80 пап, 80 мам и 80 детей от 3 до 7 лет — всего 240 человек.
В материнском и отцовском отношении к ребенку дошкольного возраста особую значимость имеют эмоции и чувства, проявляемые к ребенку, а также проявление отношения в действиях и поступках. Например, чрезмерность удовлетворения всех желаний ребенка, ограждение его от всех трудностей в будущем может негативно повлиять на развитие личности ребенка.
Для изучения разнообразных чувств матерей и отцов по отношению к ребенку-дошкольнику, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания личности ребенка применялся «Опросник родительского отношения» А. Я Варги, В. В. Столина (ОРО).
При проведении исследования особенностей проявления материнской и отцовской любви к ре-бенку-дошкольнику условно все родители были разделены на три группы: 1) общая группа родителей;
2) группа матерей; 3) группа отцов. Аналогично дети тоже были распределены в три группы: 1) общая группа детей (обоих полов); 2) группа мальчиков;
3) группа девочек.
Анализ психологических особенностей материнского и отцовского отношения проводился по следующей схеме: сначала анализировались особенности материнского и отцовского отношения к детям обоих полов, а потом отдельно к сыновьям и к дочерям.
Анализ эмоционально-чувственного отношения к ребенку-дошкольнику показывает, что матери и отцы испытывают положительные эмоции и чувства и к сыновьям, и к дочерям, но при этом матери умеют лучше проявлять свое отношение эмоционально к сыновьям: 94 % (к дочерям — 89 %), а отцы — к дочерям: 96 % (к сыновьям — 77 %). Вместе с тем у матерей и у отцов выявлена чрезмерная эмоциональность в отношении к сыновьям и дочерям, а также стремление удовлетворить все их потребности. На это указывает высокий уровень симбиоза в материнском и отцовском отношении к сыновьям и дочерям. Однако матери и отцы больше тревожатся за дочерей, считают их более беззащитными, чем сыновей (выраженность по шкале «симбиоз»: матери к дочерям — 51 %; к сыновьям — 41 %; отцы к дочерям — 44 %; к сыновьям — 43 %).
В целом, проявление симбиоза выше у матерей, чем у отцов. Это можно объяснить тем, что у матери более тесная связь с детьми обоих полов, более высокая привязанность к ним. В эмоциональном отношении матерей и отцов к ребенку обнаружено стремление к инфантилизации сыновей (матери — 41 %; отцы — 42 %) и дочерей (матери — 41 %; отцы — 37 %). Это свидетельствует о том, что родители имеют неадекватное проявление эмоций и чувств (не
умеют конструктивно проявлять) и к сыновьям, и к дочерям. Это также свидетельствует о повышенной привязанности матери и отца и к сыну, и к дочери [6] и о повышенной ценности ребенка в полной семье.
Анализ результатов исследования представлений матерей и отцов, каким должно быть отношение к ребенку, показывает, что у них на высоком и среднем уровнях сформирован образ социально желательного материнского и отцовского отношения к сыновьям и к дочерям. Матери лучше представляют то, каким должно быть отношение к дочерям (к дочерям — 98 %; к сыновьям — 66 %), а у отцов к сыновьям (отцы — к дочерям — 81 %; к сыновьям — 85 %). Это можно объяснить гендерными особенностями родителя.
Исследование материнского и отцовского отношения в действиях и поступках к ребенку позволило выявить средний уровень авторитарного отношения к сыновьям и дочерям. Матери практически одинаково требуют дисциплины и послушания от дочерей (52 %) и от сыновей (51 %), отцы строже относятся к сыновьям (51 %), чем к дочерям (48 %). Это подтверждает безусловность МЛ, когда мать любит ребенка таким, какой он есть от природы [7], а также мысль И. С. Кона, И. В. Грошева о мужской дружбе. Сын, как мужчина, ближе к отцу, поэтому он более активно, чем к дочери, проявляет отцовскую любовь к нему.
Итак, материнское и отцовское отношение имеет важное значение для личностного развития ребен-ка-дошкольника. Посредством проявления своего отношения матери и отцы учат ребенка уже в дошкольном возрасте образцам проявления отношения в будущем к своим детям. Особую значимость для развития личности ребенка имеет проявление материнских и отцовских эмоций и чувств, а также действий и поступков по отношению к нему. У матерей и отцов из полных семей преобладает высокая эмоциональность при проявлении своего отношения к сыновьям, которая выражается в симбиотической привязанности к ребенку, стремлении оградить его от всех трудностей. У матерей и отцов хорошо сформирован социально желательный образ отношения к сыновьям и дочерям, однако они испытывают недостаток в средствах проявления своего отношения в действиях и поступках к ребенку, поэтому матерей и отцов необходимо обучать конструктивному проявлению своего отношения к ребенку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены данные о психологических особенностях проявления материнского и отцовского отношения к ребенку-дошкольнику. Результаты исследования могут найти применение в практике психокоррекционной, формирующей и развивающей работы с родителями как в детских садах, так и в различных дошкольных образовательных учреждениях.
Библиографический список
1. Овчарова, Р. В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
2. Розенова, М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности : дис. ... д-ра психол. наук / М. И. Розенова. — М., 2008. — 479 с.
3. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Т. 2 / А. С. Спиваковская. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
ЗАВЬЯЛОВА Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2013 г.
© Н. Н. Завьялова
Информация
Гранты правительства Норвегии для обучения в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре в Норвегии (государственная программа квот 2014 г.)
Норвежский центр международного сотрудничества в высшем образовании The Norwegian Centre for International Cooperation in Higher Education (SIU) сообщает о грантах правительства Норвегии студентам из развивающихся стран, Центральной, Восточной Европы и Центральной Азии для обучения в норвежских вузах (Quota Scheme, государственная программа квот).
Цель государственной программы квот — интернационализация норвежского высшего образования и помощь иностранным студентам в получении образования, которое полезно их родным странам. Список стран, граждане которых могут принимать участие в программе, опубликован на сайте SIU: http://siu.no
Программа предусматривает поддержку студентов, обучающихся по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Общее количество стипендиатов — около 1100, из них 300 — из балканских стран, стран Восточной Европы и Центральной Азии. Отбор и прием студентов по программе осуществляют норвежские вузы.
Оператором грантовой программы является Норвежский Государственный образовательный фонд (The Norwegian State Educational Loan Fund ).
Как правило, финансовая поддержка выделяется на срок до четырех лет обучения по одной или двум образовательным программам. Заочное обучение не финансируются.
В рамках программы студенты-иностранцы получают такие же средства, как и норвежские студенты, обучающиеся по аналогичной образовательной программе. 40 % от суммы предоставляется в виде гранта, 60 % — в виде кредита. Кредит считается погашенным, если студент по окончании курса обучения возвращается в родную страну. Студенты, которые остаются в Норвегии (или переезжают в какую-либо другую страну) после окончания учебы, должны самостоятельно погасить кредит.
Стипендиатам может быть предоставлено дополнительное финансирование для покрытия транспортных расходов (проезд в Норвегию). Студенты могут также подать заявку на финансирование одного ежегодного визита в родную страну, если образовательная программа длится дольше, чем один год, и заявку для оплаты командировочных расходов для участия в исследовательских полевых работах.
В большинстве случаев образовательные курсы, предлагаемые в рамках программы квот, проводятся на английском языке, поэтому заявителям, для которых английский язык не является родным, необходимо представить документ, подтверждающий степень владения английским. Каждый из вузов-участников программы предъявляет свои требования к знанию языка стипендиатами.
Заявки принимаются ежегодно до 1 декабря.
Контактная информация: [email protected]
Подробная информация о программе квот на сайте SIU: http://siu.no/
Перевод сообщения выполнен сотрудниками ИК «НТ-ИНФОРМ» ( www.rsci.ru ).
Адрес публикации в Интернет http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234916.php
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/267/234916.php (дата обращения: 27.09.2013).
4. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика / В. А. Су-хомлинский. — Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. — 221 с.
5. Филиппова Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. — М. : Институт психотерапии, 2002. — 226 с.
6. Соловьёв, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Я. Соловьёв. — Вильнюс : Минтис, 2008 — 226 с
7. Фромм, Э. Искусство любить / Э. Фромм. — Киев : Ника-Центр : Вист-С., 1998. — 224 с.