УДК 316.6
https://doi.org/10.24158/spp.2018.5.10
Цветкова Галина Евгеньевна
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОГО И СОКОНКУРЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация:
В статье представлен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам конкуренции и соконкуренции. Рассмотрена конкуренция в биологии, социологии, философии и психологии. Выявлено, что термин «конкуренция» не имеет единого определения, является междисциплинарным, его изучение актуально для современной психологической науки. Показано, что термин «соконкуренция» изначально применялся в области экономических наук, рассмотрение его в рамках психологической науки позволяет по-новому взглянуть на социальные взаимоотношения. Представлены основные результаты психологического исследования социальных представлений субъекта о понятии «конкуренция», проведенного с применением модификации метода «Незаконченные предложения». Полученные результаты проинтерпретированы внутри групп, выделяемых по гендерному и возрастному признакам. Анализ результатов социально-психологического исследования позволил выявить шесть сфер отношений современного общества к конкуренции и применить термин «соконкуренция» для описания социальных межличностных отношений.
Ключевые слова:
конкуренция, соконкуренция, междисциплинарный подход, отношение к конкуренции, социальные представления.
Tsvetkova Galina Evgenyevna
PhD student, St. Petersburg State University
PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE COMPETITIVE AND С0-0PETITIVE BEHAVIOR OF THE PERSONALITY
Summary:
The study analyzes the domestic and foreign literature on the problems of competition and co-opetition. Competition is considered in biology, sociology, philosophy, and psychology. The paper reveals that the term 'competition' has no unified definition. It is an interdisciplinary concept, the study of which is relevant to modern psychological science. The term 'co-opetition' was originally used in the field of economic sciences. The use of this term in the psychological science allows one to reassess the social relations. The author presents the main results of psychological research on the respondent's social views on the concept of competition. The modified technique of incomplete sentences is applied. The results obtained are interpreted within different age and sex groups. The social and psychological research identifies six areas of modern society attitudes to competition. The term 'co-opetition' is applied to describe the social interpersonal relations.
Keywords:
competition, co-opetition, interdisciplinary approach, attitude to competition, social views.
Введение. Термин «конкуренция» (от лат. concurrere - 'сталкиваться, соперничать') является общим для многих наук, что указывает на важность научного изучения этого феномена, а также на большую роль конкуренции в мире. Термин «конкуренция» был введен А. Смитом (1776), согласно которому конкуренция - это «процесс по достижению богатства или удовлетворению личного интереса» [1, с. 30].
На сегодня общепринятое определение конкуренции до сих пор не выработано. Некоторые авторы (С.И. Ожегов, А.П. Евгеньева) определяют конкуренцию как «борьбу», описывая ее скорее как некое противоборство, противопоставление и столкновение. Другие (В.И. Даль, А.Ю. Москвин) в своих определениях конкуренции рассматривают ее с точки зрения соревнования, отмечая позитивность действий конкурентов в стремлении достичь лучших результатов и более высоких целей, что позволяет рассмотреть конкуренцию с точки зрения самосовершенствования и саморазвития. Некоторые авторы описывают конкуренцию как процесс [2, с. 71] или как состояние [3, с. 239].
Т. е. конкуренция - это широко обсуждаемый феномен, который имеет множество определений и значений, что указывает на универсальную роль конкуренции в качестве как межличностного, так и межгруппового механизма взаимодействия.
Соконкуренция, как правило, рассматривается в экономических науках и бизнесе. Термин «соконкуренция» (со-opetition) представляет собой сочетание двух терминов: cooperation (сотрудничество) и competition (конкуренция). Развитие теории соконкуренции осуществили экономисты А. Бранденбургер и Б. Нейлбафф (2012), которые предложили рассматривать взаимодействие конкурентов в бизнесе с точки зрения сотрудничества, т. е. так называемого «конкурентного сотрудничества», которое, по их мнению, позволяет не только самому добиться успеха, но и дать возможность сделать это другим, что позволяет избежать ситуации, когда «победа за счет потерь
конкурентов приводит к ответному удару» [4, с. 55]. Стратегия соконкуренции подразумевает временное объединение конкурентов для достижения более высоких целей и результатов. Несмотря на то что теория соконкуренции изначально развивалась в области экономических наук, изучение ее в психологических областях знания позволяет не только расширить границы анализа межличностного социального взаимодействия, но и получить возможность для нового взгляда на конкуренцию, традиционно рассматриваемую как некое противостояние и столкновение.
Конкуренция в биологических науках в основном рассматривалась в работах Ч. Дарвина. Введенное им понятие «естественный отбор» подразумевает под собой прежде всего конкуренцию, в результате которой выживают наиболее полноценные особи и виды и погибают неполноценные. По мнению Ч. Дарвина, выживают «наиболее приспособленные», т. е. те виды, которые смогли победить в конкурентной борьбе. Это говорит о том, что в биологии конкуренция рассматривается как механизм развития, совершенствования и прогресса [5, с. 36-37].
В философских науках конкуренция исследуется с двух противоположных позиций. Философы описывают конкуренцию, с одной стороны, как деструктивное и негативное понятие, характеризующееся эгоистическим стремлением к наживе и власти [6], с другой - как способ самореализации и самосовершенствования [7], что позволило рассматривать конкуренцию в философии как важный механизм социального взаимодействия.
В социологии конкуренция изучается в рамках межгруппового и межличностного взаимодействия. В частности, большое значение в социологии имеют работы социал-дарвинистов, согласно идеям которых к человеческому обществу применимы законы биологического мира, описанные в трудах Ч. Дарвина [8, с. 50]. По их мнению, законы природы в социальном взаимодействии проявляются в межгрупповой конкуренции, классовой борьбе, расизме, войнах и т. д. Причинами конкуренции могут служить как расовые отличия, взаимная ненависть, стремление поработить слабого, различия в интересах, ценностях, так и стремление к материальному благосостоянию и простому желанию превзойти другого.
В психологии конкуренция рассматривается как одна их основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся стремлением достичь идентичной цели с другими участниками процесса. При этом понимание природы человека выходит на первый план.
Так, ряд авторов (З. Фрейд, К. Хорни) полагают, что конкуренция появляется у человека в процессе социализации вместе с желанием получить какие-либо блага и может приводить к агрессии, невротизации и стрессу [9]. А. Адлер рассматривал социальную конкуренцию в рамках своей теории о «стремлении к превосходству», согласно которой полнота жизни невозможна без его реализации. При этом на готовность к конкуренции, по его мнению, большое влияние оказывает социальное окружение [10, с. 170].
Представители гуманистического направления в психологии (А. Маслоу и Э. Фромм) описывают конкуренцию как способ самореализации и развития, позволяющий реализовать актуальную потребность [11].
М. Дойч и К. Томас схожи во мнении, что конкуренция - это один из основных механизмов социального взаимодействия. При этом конкуренция возникает при оценке личностью ситуации как конкурентной и при реализации конкурентных стратегий. Стоит отметить, что конкуренция приравнивается к конфликту и характеризуется желанием человека достичь своих целей в ущерб интересам и целям другого участника процесса [12, с. 191].
Представители подхода теории черт в психологии, рассматривая личность с точки зрения наличия лидерских качеств, чаще всего выделяют следующие черты, свойственные лидерам: интеллект выше среднего, инициативность и уверенность в себе. Согласно означенному подходу, наличие этих черт у человека дает ему конкурентные преимущества перед другими [13].
Таким образом, описание конкуренции в разных науках и разными авторами имеет противоречивый характер. Это, с одной стороны, усложняет анализ феномена «конкуренция», а с другой - говорит о его распространенности и важности изучения. В связи с этим нами было проведено исследование отношения к конкуренции у представителей современного общества.
Дизайн исследования. Цель эмпирического исследования - изучение современных социальных представлений о конкуренции с точки зрения ее психологического содержания. В исследовании приняли участие 100 человек - жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 16 до 70 лет. Респондентам было предложено закончить шестнадцать предложений, отражающих их отношение к конкуренции в различных сферах жизни. По результатам контент-анализа были выявлены шесть сфер отношений: отношение к себе в условиях конкурентной борьбы, к конкуренции в обществе, к межличностной конкуренции, к людям, ориентированным на конкуренцию, к конкуренции в профессиональной среде и к конкуренции при построении карьеры.
Результаты исследования. Полученные результаты подтвердили противоречивость в оценке явления конкуренции. Так, в возрастных диапазонах 21-30 и 31-40 лет (р < 0,05) женщины
оценивают свое состояние в условиях конкурентного взаимодействия хуже (р < 0,001), чем мужчины, описывая свое состояние как то, что «заставляет их нервничать», «разочаровываться в людях» и «переживать». Мужчинами ситуация конкуренции расценивается чаще как та, которая «стимулирует их к развитию», «активности» и «заставляет думать».
К людям, ориентированным на конкуренцию, мужчины относятся хуже (р < 0,001), чем женщины (анализ возрастной группы 41-50 лет). Женщины описывают таких людей как «уверенных», «сильных» и «успешных», в отличие от мужчин, которые видят их «жестокими», «лицемерными» и «агрессивными».
При оценке отношения к конкуренции в профессиональной среде выяснилось, что в группе 41-50 лет мужчины более негативно, чем женщины (р < 0,05), относятся к конкуренции на профессиональном уровне. Конкуренция в профессиональной среде расценивается мужчинами как то, что «мешает нормально трудиться», «вызывает вражду» и «опасно». Женщины описывают конкуренцию в профессии как источник роста и развития, а также как то, что «способствует повышению заработной платы», «стимулирует карьерный рост» и «способствует росту профессионализма».
При анализе оценки отношения респондентов к конкуренции при построении карьеры выяснилось, что 72,9 % мужчин и 78,8 % женщин оценивают ее положительно, описывая ее как «важную», «необходимую» и «неотъемлемую составляющую успешной карьеры».
В возрастном диапазоне 16-20 лет женщины хуже (р < 0,05) относятся к конкуренции в межличностном общении, чем мужчины, описывая конкуренцию как то, что «приводит к раздору», «мешает дружбе» и «провоцирует ссоры». Мужчины относятся к конкуренции в межличностном общении положительно, расценивая ее как то, что «бодрит», «стимулирует» и «вдохновляет».
При этом, однако, оказалось, что подавляющее большинство опрошенных (79,2 % мужчин и 88,5 % женщин) относятся к конкуренции в обществе положительно, считая ее механизмом, который способствует прогрессу и развитию.
Выводы. Представление о конкуренции в разные исторические периоды и в разных науках противоречиво - отмечаются как отрицательные, так и положительные ее свойства. Отношение к конкуренции в разных сферах человеческой жизни у представителей разного пола и возраста носит двойственный характер. Это может говорить о распространенности и разнонаправленно-сти конкуренции в общественной жизни человека, а также позволяет применить термин «сокон-куренция» для описания социальных взаимоотношений.
Заключение. Таким образом, конкуренция - это один из самых распространенных способов взаимодействия, который имеет множество значений и определений, что позволяет говорить о важности и универсальности этого механизма для описания социальной жизни. Конкуренция присутствует во всех сферах, где есть взаимодействие и какие-либо различия. Учеными конкуренция рассматривается и как феномен, который приводит к агрессии, борьбе, стрессу, и как способ достижения своей цели, реализации потенциала и процесс самоактуализации и развития. Изучение конкуренции в сочетании со стратегиями сотрудничества позволяет раскрыть новые возможности в рассмотрении социальных отношений и способствует внедрению понятия «сокон-куренция» в психологические науки.
Ссылки:
1. Цит. по: Кравцевич С.В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции. Чита, 2011. 146 с.
2. Мальцева О.В. Анализ и оценка уровня развития конкуренции в России // Вопросы регулирования экономики. 2014. Т. 5, № 1. С. 69-76.
3. Гуляев Г.Ю. Конкуренция: сущность и структура взаимосвязанных категорий // Научное обозрение. 2014. № 12. С. 234-241.
4. Бранденбургер А., Нейлбафф Б. Со-ореШоп. Конкурентное сотрудничество в бизнесе : пер. с англ. М., 2012. 352 с.
5. Цит. по: Гаузе Г.Ф. Борьба за существование. М. ; Ижевск, 2002. 160 с.
6. Фромм Э. Человек для самого себя / пер. с англ. Э. Спировой. М., 2008. 352 с. ; Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993. 495 с.
7. Кант И. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 6. Религия в пределах только разума. Метафизика нравов / под общ. ред. А.В. Гулыги. М., 1994. 613 с.
8. Цит. по: Гаузе Г.Ф. Указ. соч. С. 50.
9. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992. 567 с. ; Хорни К. Указ. соч.
10. Цит. по: Хьелл Л.А., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2003. 506 с.
11. Цит. по: Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб., 2008. 255 с.
12. Цит. по: Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008. 544 с.
13. Савченко И.А., Худякова О.А. Онтология лидерства в зарубежной науке: концепции и подходы // Вестник Вятского государственного университета. 2010. № 4. С. 62-67.
References:
Brandenburger, A & Nalebuff, B 2012, Co-opetition, Moscow, 352 p., (in Russian).
Freud, S 1992, Beyond the pleasure principle, Moscow, 567 p., (in Russian).
Fromm, E & Spirova, E (ed.) 2008, Man for himself, Moscow, 352 p., (in Russian).
Gauze, GF 2002, The struggle for existence, Moscow, Izhevsk, 160 p., (in Russian).
Grishina, NV 2008, Psychology of conflict, 2nd ed., St. Petersburg, 544 p., (in Russian).
Gulyaev, GYu 2014, 'Competition: the essence and structure of interrelated categories', Nauchnoye obozreniye, No. 12, pp. 234-241, (in Russian).
Hjelle, LA & Ziegler, DJ 2003, Personality theories: basic assumptions, research and applications, St. Petersburg, 506 p., (in Russian).
Horney, K 1993, The neurotic personality of our time, Moscow, 495 p., (in Russian).
Kant, I & Gulyga, AV (ed.) 1994, Collected works, in 8 vols., vol. 6, Moscow, 613 p., (in Russian).
Kravtsevich, SV 2011, Historical and economic views on the development of ideas about competition, Chita, 146 p., (in Russian).
Maltseva, OV 2014, 'Analysis and assessment of competition development in Russia', Voprosy regulirovaniya ekonomiki, Vol. 5, No. 1, pp. 69-76, (in Russian).
Rean, AA 2008, Psychology and psychodiagnostics of personality. Theory, research methods, case study, St. Petersburg, 255 p., (in Russian).
Savchenko, IA & Khudyakova, OA 2010, 'Ontology of leadership in international science: concepts and approaches', Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 4, pp. 62-67, (in Russian).