ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ
И.В. СЕМЧУК
Научный руководитель доктор психологических наук, профессор С.Н. ФЕДОТОВ Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования готовности будущего психолога к профессиональной деятельности в целом и психологов в образовательных учреждениях МВД России средствами тренинга в частности. Исходя из этого автор проводит анализ таких категорий, как профессиональная компетентность, профессионально важные качества и др. применительно к этапам обучения в вузах МВД России.
Ключевые слова, профессиональная деятельность, образовательные учреждения, профессиональная компетентность, профессионально важные качества.
READINESS FORMING PECULIARITIES IN PSYCHOLOGIST'S PROFESSIONAL ACTIVITY IN UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF RUSSIAN INTERIOR
BY THE MEANS OF TRAINING
I.V. SEMCHUK
Scientific supervisor Doctor of Psychology, professor S.N. FEDOTOV
Annotation. In this article we research the problems of readiness forming in psychologist's professional activity in universities of The Ministry of Russian Interior by the means of training. According to it the author makes the analysis of such categories like, professional competence, professionally important features, etc.
Key words, professional activity, universities, professional competence, professionally important features.
Профессия практического психолога справедливо считается одной из самых сложных профессий в нашем развивающемся обществе. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Вопрос готовности к профессиональной деятельности волнует не только практических психологов, но и тех, кто доверяется им и ждет квалифицированной помощи. Профессиональная деятельность психолога связана с познанием индивидуально личностных особенностей человека, его глубоких внутренних переживаний и различных эмоциональных состояний. Психолог осуществляет целенаправленное внедрение в их чувства, мировоззрение и поведение. В процессе деятельности психолог оперирует различного рода информацией, небрежное отношение к которой может нанести
непоправимый вред отдельным лицам, семьям, коллективам.
Важнейшее направление деятельности психологической службы МВД России — прикладное «экстремальное» психологическое обеспечение: психологическая подготовка к деятельности в экстремальных условиях, сопровождение профессиональной деятельности в экстремальных условиях, психологическая реабилитация сотрудников, испытавших действие экстремальных факторов служебной деятельности1.
Если на практике гражданский психолог, как правило, специализируется в одном или двух направлениях, то отличительной особенностью деятельности практического психолога МВД являются многообразие и разнородность направлений деятельности, отсутствие узкой специализации. Перед начинающим пси-
хологом МВД встает вопрос: посвятить ли себя полностью этому ремеслу; профессионально, надолго и основательно браться за дело или имитировать деятельность на необъятном поприще работ. Каждое из направлений психологической деятельности в МВД требует от психолога достаточно большой специальной подготовки, времени, значительного профессионального опыта и интеграции общих, особенных и специальных знаний. Поэтому проблема готовности к профессиональной деятельности остается центральной на этапе становления практического психолога МВД.
В психологическом словаре предлагается следующее определение готовности человека к профессиональной деятельности: «Готовность к профессиональной деятельности — психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей»2. Таким образом, готовность будущего психолога к профессиональной деятельности связана с правильностью использования им приобретенных знаний, навыков, умений, способностью к быстрой адаптации к условиям службы, а также направленностью на постоянное повышение квалификации.
Вполне очевидно, что способность практического психолога МВД эффективно выполнять столь широкий круг профессиональных функций зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием профессиональная компетентность, или профессионализм (готовность к профессиональной деятельности).
Для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам. ПВК служат предпосылкой профессиональной деятельности; при этом они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, будучи ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя3.
Сам термин «профессионально важные качества» впервые появляется в рамках психологии труда в связи с необходимостью профессионального отбора и профессиографического ана-
лиза. Разные авторы исследовали «профессионально важные психические функции», «профессионально важные признаки», «профессионально значимые качества», «ценные профессиональные качества», которые определялись как качества, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности4.
Особенность профессии психолога состоит в том, что важнейшим инструментом деятельности выступает его личность. Необходимым компонентом в построении образа профессии психолога и его успешности в деятельности является изучение и совершенствование его профессионально важных качеств.
Система ПВК — сложный и динамичный процесс образования функциональных и операционных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру.
В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности5.
Таким образом, профессионально важные качества — это психологические качества личности, определяющие продуктивность деятельности.
В рамках изучения готовности к профессиональной деятельности психолога значительное место занимают исследования самооценки профессионально важных качеств. Оценивая эталон личности профессионала, его профессионально важные качества, будущие психологи формируют соотношение своего образа с эталоном личности профессионала. В процессе формирования готовности к профессиональной деятельности изменяется соотношение представления о себе и эталона личности профессионала, а также сам эталон. Изменение индивидуальной эталонной модели профессионала означает изменение критериев отношений к себе как субъекту профессиональной деятельности.
По результатам анализа профессионально важных качеств практического психолога мы пришли к выводу, что включить в перечень следует такие качества, как: развитый интеллект, профессиональная грамотность, исполнительность, ответственность, целеустремленность, дисциплинированность, инициативность, проницательность, умение активно слушать, доброжелательность, принципиальность, наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания, общительность, эмоциональная устойчивость,
тактичность, выдержка, способность ясно излагать свои мысли, настойчивость (умение отстаивать свою точку зрения), быстрое обобщение и анализ информации, способность к прогнозированию ситуации, уверенность в себе, эмпатийность, рефлексия, организаторские способности, нестандартность мышления, широта кругозора, адекватная самооценка, уважение к личности, креативность (творческие способности), увлеченность будущей профессией и некоторые другие характеристики.
Проблему готовности к профессиональной деятельности будущих психологов необходимо решать на этапе обучения в вузе. Сами студенты отмечают, что в процессе обучения им не хватает практики и активных форм обучения, таких, как тренинги. Как нам представляется, выход из сложившейся ситуации лежит в повышении уровня профессионального самосознания студента-психолога. Повышение уровня профессионального самосознания возможно при наличии условий для самопознания себя как субъекта образовательной и профессиональной деятельности. Именно познание себя, своей личности, своих профессионально значимых способностей и качеств может подвести будущего специалиста к эффективному выполнению профессиональной деятельности, в то время когда незнание себя, своих сильных и слабых сторон, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний — все это затрудняет профессиональный и личностный рост будущего специалиста.
В настоящее время существует множество средств и способов целенаправленного развития ПВК. Можно утверждать, что развитие профессионально важных качеств должно идти тремя различными путями. Во-первых, это работа с регулятивной сферой; во-вторых, работа с когнитивной сферой и, в-третьих, выполнение определенных упражнений или искусственное создание таких условий, которые предъявляет человеку его профессиональная деятельность.
Во время обучения психологов в высших учебных заведениях процесс развития у них профессионально важных качеств, как правило, происходит спонтанно. Преподаватели недостаточно уделяют внимания целенаправленным воздействиям для развития ПВК студентов-психологов. Поэтому после окончания вуза они зачастую оказываются не подготовленными к самостоятельной практической деятельности. В связи с этим возникла необходимость создания комплекса мер, обеспечивающих более эффективную подготовку к про-
фессиональной деятельности студентов-психологов.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности — системное образование, которое формируется под влиянием множества факторов и может рассматриваться, по крайней мере, на трех уровнях: как процесс, как состояние и как результат. В качестве основного фактора формирования психологической готовности мы предлагаем взять систему тренингов как комплексное образование, проявляющее себя на всех уровнях сознания.
В психологии труда и инженерной психологии постоянно ведется интенсивный поиск путей совершенствования специалиста, готовности его к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. Выбирая тренинг в качестве средства развития ПВК, мы руководствовались следующими соображениями.
1. Психологический тренинг является одним из наиболее доступных путей ускорения обучения в группе, что достигается благодаря сильному эмоциональному подкреплению и усилению обратной связи. Механизм обратной связи стимулирует участников к более правдивому и глубокому самоанализу и самоосознанию.
Процесс рефлексии, разворачивающийся в контексте совместной деятельности (чем тренинг, безусловно, является), трактуется как осознание субъектом того, как в действительности его воспринимают и оценивают другие.
2. Человек может научиться мыслить и действовать только сам, мысля, действуя и совершая поступки. Тренинг предоставляет ему такую возможность, причем в благоприятных условиях, когда цена ошибки невелика. Тренинг также позволяет его участникам реализовать приобретенный опыт, подвергнуть его рефлексии, критике, а следовательно, и развитию.
3. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника. Упражнения, игры, обязательные ритуалы, входящие в программу тренинга, выступают в качестве средств для коррекции своего поведения. Человек начинает осознавать возможность произвольного овладения собственным поведением с использованием опыта, накопленного другими людьми. Тренинг стимулирует аналитическую активность, вооружает инструментами и приемами анализа и наглядно демонстрирует преимущество такого подхода.
4. Тренинги используются на разных этапах подготовки и деловой карьеры сотрудников. В организациях они хорошо себя зарекомендовали
и нашли широкое применение для ускорения адаптации новых работников, их быстрой «подгонки» под требования рабочего места и организации в целом; устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения; обучения новым технологиям и методам труда; быстрой подготовки для работы в новой, более высокой должности.
Эти и многие другие функции тренинг может выполнять и при его использовании в процессе обучения в вузе.
Коллективом авторов во главе с Т.Ю. Базаровым выделены следующие области применения тренинга профессиональных навыков.
1. Пополнение недостающих знаний.
2. Исправление недостатков в выполнении работником должностных обязанностей.
3. Доведение до автоматизма навыков работы в кризисных ситуациях.
4. Закрепление навыков работы при исполнении особо важных для фирмы функций6.
Тренинг также выступает в качестве «тренажера», на котором в безопасной обстановке осваиваются и оттачиваются управленческие и другие знания и умения. Групповой метод работы позволяет повысить интенсивность и стойкость возникающих изменений, максимально использовать возможности каждого участника. Лекции и другие традиционные методы лишь расширяют круг знаний, но не приводят к изменению поведения.
По мнению И.В. Вачкова, «тренинги, будучи формой практической работы, всегда отражают своим содержанием определенную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий занятия».
Таких парадигм можно выделить несколько.
1. Тренинг как своеобразный метод дрессуры, при которой жесткими манипулятивны-ми приемами (отрицательное и положительное подкрепление) выстраивается нужное поведение участников.
2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
3. Тренинг как форма активного обучения, цель которого — передача психологических знаний, развитие некоторых умений и навыков.
4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем7.
В результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются в первую очередь коммуникативные способности, что
отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания (Петровская, 1982; 1989). Изменения касаются социально-психологической компетентности, умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения (И.В. Вачков, 1999).
Отдельно можно рассматривать и такой эффект тренинга, как умение поставить себя на место партнера по общению, развитие эмпатии (Большаков, 1996).
Следует отметить, что представители различных научных направлений выделяют стандартный набор изменений, которые происходят с участниками в процессе тренинга. Помимо этих изменений происходит:
• развитие внутренней и внешней свободы, уменьшение числа штампов и зажимов;
• повышение самооценки, уверенности в себе;
• развитие воображения, умения нестандартно, оригинально мыслить;
• повышение поисковой активности, ориентация на активную позицию.
Таким образом, профессиональный тренинг как структурированное действие закладывает механизм по целенаправленному самосовершенствованию его участников в целях повышения эффективности выполнения профессиональной деятельности будущих психологов системы МВД.
1 Марьин М.И., Адаев А.И., Петров В.Е. и др. Правовое регулирование психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел: Метод. пособие. М.: ДКО МВД России: ЦОКР МВД России, 2006.
2 Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. М.: Мысль, 1973.
3 Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 83
4 Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
5 Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. С. 68
6 Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М., 2000. С. 300.
7 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999. С. 18.
Литература
1. Абрамова Т.С. Практическая психология. М., 1997.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. М.: Мысль, 1973.
3. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М., 2000.
5. Блонский П.П. Выбор профессии: Избр. пед. соч. М., 1961.
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.
7. Бачков И.В. Основы технологии группового 12. Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: тренинга. М.: ОСь-89, 1999. учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
8. Зеер Э.Ф. ПсиХология профессий: Учеб. по- 13. Самоукина H.R Психологичес]шй тренинг
собие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. для У*™. 2-е изд., Психотерапия, 2006
,, . «т-т т- 14. Старшенбаум Г.В. Тренинг навыков практи-
М.: А]]адемический Проект; Е]атеринбург: Деловая ческого психолога.: Интерактивный учебник: Иры,
книга, 2003. тесты, упражнения. 2-е изд. М.: Психотерапия, 2008.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма. 15. ШейнисМ.Ю. Рабочая книга психолога орга-М., 1996. низации. Самара: Бахрах-М, 2001.
10. Марьин М.И., Адаев А.И., Петров В.Е. и др. 16. ШадриковВ.Д. Проблемы системогенеза про-Правовое регулирование психологического обеспе- фесси°нальн°й деятельности. М^ 1982.
чения деятельности органов внутренних дел: Ме- 17. 0адриков В.Д. Деятельность и способности.
тод. пособие. М.: ДКО МВД России: ЦОКР МВД России, 2006.
М., 1994.
18. Шадриков Б.Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.
11. Психологический тренинг в группе: Игры и 19. Шадриков вд, дружинин в.И. Формирова
упражнения: Учеб. пособие / Аш\-с°ст. Т.Л. Бука, ние подсистемы профессионально важных качеств
М.Л. Митрофанова. М.: Изд-во Института психо- в процессе профессионализации / Проблемы инду-
терапии, 2005. стриальной психологии. Ярославль, 1979.
К ВОПРОСУ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.И. СМОЛИН
Аннотация. В работе автором развиваются существующие концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса, дается определение и характеристика процессу инновационных нововведений в вузе, проводится сравнительный анализ с зарубежными аналогами. Анализируется роль образовательных инноваций в обеспечении конкурентоспособности учебных заведений и процессе подготовки современных специалистов.
Ключевые слова, инновации, образование, воспитание, инновационная деятельность, форма и структура образования, качество образования.
INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL SPHERE
N.I. SMOLIN
Annotation. The author develops the conception of a university as a scientific innovation complex, gives the definition of Innovation, makes the analysis of foreign experience. The author also analyzes the role of educational innovations in the competitiveness process of training specialists nowadays.
Key words, innovations, education, training, innovation activity, structure of education, quality of education.
Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов, как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование» как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое — это и есть инновация.
В современном обществе поиск инновационных направлений развития профессионального образования актуален, ибо о переходе к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на измене-
ниях по существу — в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Опираясь на материалы анализа зарубежного опыта, можно выделить основные условия, позволяющие осуществить эффективное внедрение инноваций. В нашей стране реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа.
Следуя теории ученых, стратегия развития университетов основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой стороны, «становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями». Инновационные но-