УДК 159.922
Л. Ю. Субботина
Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности
Выполнено при поддержке государственного контракта 02.740.11.0601 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на
2009-2013 годы
В статье рассматривается вопрос структуры и динамики профессиональной готовности студентов-психологов к самостоятельной профессиональной деятельности. Профессиональная готовность рассматривается как активное состояние личности, обеспечивающее превентивную настройку на деятельность и формирование профессиональных моделей поведения в условиях обучения. Реализован системно-структурный подход к анализу психологической системы деятельности психологов.
Ключевые слова: профессионал, мотив, профессиональная готовность, профессионально-важные качества.
L. Ju. Subbotina
Formation of Students' Professional Readiness to Independent Activity
In this article the structure and dynamics of professional readiness of psychologist students for an independent professional activity are reviewed. Professional readiness is regarded as an active state of a person providing the preventive setting for activities and formation of the professional model behaviour in learning environments. The system-structural approach to the analysis of the psychological system of the psychologists' activity is realized.
Key words: a professional, a motive, professional readiness, professional important qualities.
В связи с требованиями обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда приобретает особую актуальность проблема профессиональной готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности
[3].
В высшем образовании нередко используется информационная модель обучения, которая ориентирует студентов на принятие информации, переработку ее, демонстрацию степени освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «из-
бегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности [2].
Исследования отечественных психологов (О. С. Анисимов, А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин и др.) указывают, что то как организована подготовка специалистов в учебных заведениях, являющаяся этапом профессионального становления, определяет и адаптацию и уровень достижений молодых специалистов.
В результате анализа сложившейся ситуации обнаруживаются следующие противоречия: несоответствие между предъявляемыми требованиями к специалисту, профессионалу, с одной стороны, и малой эффективностью его подготовки в системе высшего профессионального образования, с другой; между требованиями профессии и соответствием им личности специалиста; между запросом педагогической практики на теоретически обоснованный подход к формированию личностной психологической готовности будущего специалиста в процессе его профессионального обу-
© Субботина Л. Ю., 2011
чения на всех ступенях образовательного пути и отсутствием достаточно полной системы психологического сопровождения становления специалиста в изучаемой сфере [6].
Во время обучения в вузе у студентов формируется основа трудовой, профессиональной деятельности, а именно - готовности к ней. Понятие профессиональной готовности рассматривается как категория теории деятельности (состояние) и понимается, с одной стороны, как результат процесса подготовки, с другой - установки на что-то [7].
Анализ существующих подходов показывает, что чаще всего готовность исследуется как определенное состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним. Готовность показывает возможность, предрасположенность субъекта действовать на достаточно высоком уровне, являясь решающим условием быстрой адаптации к труду, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации.
В целом готовность к профессиональной деятельности рассматривается как активное состояние личности, вызывающее деятельность; как следствие деятельности; как качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; как предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности; как форма деятельности субъекта, которая включается в общий поток его условий [9].
Проблему готовности принято рассматривать в связи с тремя основными этапами становления, формирования личности человека: начало обучения в общеобразовательной школе, начало получения профессионального образования (профессиональное самоопределение) и самостоятельная профессиональная деятельность (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, И. Шванцар, Г. Вицлак). В настоящем исследовании готовность интересует нас, прежде всего, как профессиональная готовность, то есть субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять. Главной особенностью готовности к профессиональной деятельности является ее интегративный характер, проявляющийся в упорядоченности внутренних структур, согласованности основных компонентов личности профессионала, в устойчивости, стабильности и преем-
ственности их функционирования, то есть профессиональная готовность обладает признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности личности профессионала, способствующими продуктивности деятельности. П. А. Рудик (1989) рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения [8]. А. А. Деркач, исследуя проблему готовности к профессиональной деятельности, определяет ее как целостное проявление всех сторон личности специалиста, выделяя познавательные, эмоциональные и мотивацион-ные компоненты. Им выделяются условия формирования готовности к творческому труду: 1) самостоятельность и критическое усвоение культуры; 2) активное участие в решении общественно-значимых задач; 3) специальное развитие творческого потенциала личности - ее психических процессов [4].
Анализ имеющихся научных подходов (М. В. Гамезо, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.) к проблеме профессиональной готовности (в частности готовности к профессионально-педагогической деятельности) позволил выделить в рассматриваемой готовности две базовые составляющие:
- психологическую;
- деятельную.
В своем исследовании мы рассматриваем проблему психологической готовности студентов психологического факультета к профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволил выделить пять компонентов профессиональной готовности: социально-перцептивный, мотивационно-ценностный, когнитивно-оценочный, организационно-личностный и эмоционально-чувственный.
Социально-перцептивный компонент профессиональной готовности психолога должен закладываться на этапе освоения профессии. Необходимо, чтобы уже при обучении в вузе у студента-психолога развивались ПВК, важные в его профессиональной деятельности [10]. Нами были выделены следующие ПВК психолога-профессионала:
Базовыми качествами профессии психолога выступают интеллектуальные, эмоционально-волевые, психомоторные. Прежде всего, это быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.
Восприятие: психолог должен обладать активным восприятием для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте - зрительное и слуховое восприятие, а также восприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния.
Внимание: большой объем, направленность понимания на чувства, эмоции субъекта, с которым взаимодействует психолог, хорошая распре-деляемость внимания.
Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.
Преимущественные способы переработки информации: анализ и синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного разрешения профессиональных проблем и задач. Повышенные требования к словесно-логическому и образному мышлению; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления.
Большая нагрузка падает на эмоционально-волевую сферу. В работе психолога большинство ситуаций, вызывающих эмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий.
Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность. В рамках нашего исследования получен рейтинг ПВК, которыми должен обладать профессиональный психолог:
1. Стрессустойчивость,
2. Устойчивость к неопределенности,
3. Коммуникабельность,
4. Психическое здоровье,
5. Развитое абстрактное мышление,
6. Экстраверсия,
7. Развитое воображение,
8. Выразительность и четкость речи,
9. Развитое аналитическое мышление,
10. Высокая социальная адаптивность,
11. Развитая мимика и пантомимика,
12. Флексибильность.
Мотивационно-ценностный компонент очень важен на этапе обучения психолога. Проблема мотивации студентов в высшем учебном заведении всегда была актуальна, хотя и не стояла так остро как, например, в школе. Однако в последнее время (10-15 лет) наблюдается неуклонное снижение интереса к освоению профессии. Анализ профессиональных мотивов показал, что они различны по своему строению. Условно всех студентов можно разделить на следующие группы. Первая группа - это студенты (22 %), у которых преобладает мотив «неустойчивое желание заниматься психологической деятельностью». Вторая (52 %) - мотивы «устойчивое желание заниматься психологической деятельностью» и «склонность к работе с людьми». Третья (26 %) -мотивы «желание заниматься профессионально-психологической деятельностью», «склонность к работе с людьми», «интерес к специальному учебному предмету» и «намерение использовать полученные знания». Для студентов V курса ведущим мотивом становится «социальная значимость труда». У них появляется потребность быть полезным, ценным для людей, оказывать помощь, приводящую к позитивному результату.
Профессиональная готовность студентов-психологов отражается также в когнитивно-оценочном и организационно-личностном компонентах. Когнитивно-оценочный компонент проявляется в том, что у студента в процессе обучения формируется адекватное представление о своей будущей профессии, которое помогает ему разделять знания, получаемые в университете, на «применимые» и «неприменимые» в будущем. Данный компонент оказывает воздействие на выработку профессиональных качеств, навыков, на отношение студентов ко всему учебному процессу.
Организационно-личностный компонент представлен следующими основными профессионально значимыми качествами личности будущего психолога: способностью понимать людей, легко разбираться в их психологических особенностях, в характере; правильно определять уровень их знаний, убеждений, моральных качеств; предвидеть результаты своей работы; творчески реализовать себя; своевременно и быстро ориентироваться в обстановке и реагировать на то или иное событие. Для психолога необходима высокая гражданская ответственность и социальная активность, подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение ра-
ботать вместе с другими, высокий профессионализм.
При подготовке профессиональных психологов всегда возникает проблема вместить большой объем информации, необходимой психологу, в весьма ограниченное число учебных часов. Частичное смягчение ситуации достигается использованием индивидуальных форм работы преподавателя со студентами. Индивидуальные формы работы обладают тем плюсом, что позволяют осуществлять более тесное взаимодействие со студентом, учет его личных особенностей восприятия информации, объема знаний, индивидуальных точек зрения на тот или иной вопрос. Особую роль выполняет подготовка курсовой работы. Поощряется творческий подход студентов в реализации данной учебной формы. Приветствуются использование в качестве исследовательских гипотез любые известные им теории, однако, они должны представить убедительные способы проверки и обоснованные выводы. Вместе с тем парадоксальным является низкий рейтинг у студентов именно курсовых и дипломных работ. Следовательно, организация работы над курсовыми и дипломами неэффективна, и они не выполняют в полной мере свои обучающие функции. С этой точки зрения могут хорошо зарекомендовать себя разработка мини-проектов конкретными студентами или временными исследовательскими группами по решению задач факультета. Причем это вполне можно делать в рамках учебных курсов (примером может служить данный материал, когда студенты V курса организационной психологии провели анализ профессиональной мотивации психологов в рамках спецкурса «Личность в системе профессиональной подготовки»).
В результате анализа полученных данных мы сделали вывод, что целостная структура профессиональной готовности специфична для каждого курса. На втором курсе происходит переструктуризация профессиональной готовности только по одной позиции. Конец третьего - начало четвертого курса - критическая точка изменения профессиональной готовности студентов к деятельности. У многих испытуемых (особенно на первых курсах) обнаружена низкая профессиональная готовность к будущей деятельности. Готов
ность к профессиональной деятельности студентов-психологов явление динамичное. Формируясь в процессе обучения в вузе, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов претерпевает позитивные качественные и количественные изменения, наращивается и отражается в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому, определяется внутренним балансом между ее компонентами и обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания. Переход от одного уровня готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов к другому происходит не резко и связан с этапами обучения в вузе. Учет соответствующей динамики становится определяющим фактором успешности профессионализации психологов.
Библиографический список:
1. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К. Вилюнас. - М., 1986. - 206 с.
2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2006. - 508 с.
3. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е. А. Климов. - М., 1996. - 400 с.
4. Поваренков, Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности [Текст] / Ю. П. Поваренков // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ.
5. Реан, А. А., Бордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб. : Питер, 2002. -432 с.
6. Решетова, З. А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З. А. Решетова. -М. : Изд-во МГУ, 1985. - 207 с.
7. Ростунов, А. Т. Формирование профессиональной пригодности [Текст] / А. Т. Ростунов. - М., 1984. - 176 с.
8. Рудик, П. А. Мотивы поведения деятельности [Текст] / П. А. Рудик. - М., 1988. - 136 с.
9. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст] / П. А. Шавир. - М., 1981. - 95 с.
10. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В. Д. Шадриков. - М., 1982. - 185 с.