Психологические особенности этических характеристик подростков и условия их развития
Р. Р. Исмагилова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
В статье представлены результаты экспериментального исследования ~тических характеристик подростков и условия их развития. Описаны характеристики уровня этического слоя у подростков, психологические технологии, методические приемы и техники личностного развития.
Актуальность проблемы нравственного развития обуславливается состоянием современного общества, фактом духовной деградации молодого поколения и отсутствием эффективной системы нравственного развития школьников.
При создавшейся ситуации в соответствии с общественными потребностями возникла необходимость «соотнесения, сопряжения психологии и этики» [1].
Рассматривая формы этой связи в реальности, в рамках методологии субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна, можно отметить, что отношение человека к другому вполне можно считать «общей, единой, пересекающейся территорией, предмет, которой одновременно должен принадлежать как психологии, так и этике» [4].
В настоящий момент является очевидным, что изменения, которые произошли в экономической, технологической, социальной областях российского общества, объективно определили условия функционирования и развитие современного человека в разных возрастных группах, поставив его в новую позицию, прежде всего, по отношению к обществу, к людям и к себе.
Д.И. Фельдштейн утверждает, что реально перестраивать общество и создавать не просто отдельные конструкты, а принципиально новую историческую действительность на принципиально новых основаниях будут не «нынешние юноши (девушки), а те, кто сегодня находится в подростковом возрасте» [5].
В современной психологии методики, предназначенные для диагностики нравственно-этических характеристик, различаются своей методологией и содержанием, что обусловлено пониманием авторами природы нравственно-этических компонентов. При этом применение и
использование существующих методик в новых условиях требуют определенных психометрических процедур, в том числе проведения повторной валидации и расчета локальных норм.
Во-первых, это методологические сомнения использования «объективных» методов при исследовании человеческой уникальности и нравственности (В.П. Дружинин, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков).
Во-вторых, это проблема четкой концептуализации и категоризации ценностно-смыслового развития личности (В.П. Зинченко, Е.А. Климов).
В-третьих, многие авторы не раз; еляют точку зрения относительно исследования
самоопределяющейся личности с помощью традиционных («объективных») средств.
Все это требует поиска совершенно иных подходов и методов, основанных на возможности исследовать «уникальное» и постоянно «развивающееся или деградирующее» в личности [2].
Этические характеристики подростков исследовались с помощью теста-опросника «ДЗ», «Методики изучения этических характеристик»
В основе предлагаемых опросников лежит концепция двухполюсности. «на одном из них сосредотачивается то, что на другом существует как противоположное. В частности, как в обществе, так и в одном человеке эти противоположности могут рассматриваться как доброе и злэе и существовать в одном человеке или в одной социальной общности и взаимно переходить друг в друга» ГЗ].
Представление о личности как структурообразующей системе этических отношений дало нам возможность разработать модель развивающейся личности как основу диагностической методики.
©Р.Р. Исмагилова, 2007
Психология
Нами был выработан список из 44 утверждений, отражающих актуальные для настоящего времени нравственно-этические характеристики. В утверждениях опросника в скрытой форме содержатся чепты личности, относимые по словарным источникам к добродетельным и побочным характеристикам поведения.
Мы полагаем, что полюс «Добродетели» может быть описан такими шкалами, как: «I отовность подчиняться», «Вежливость», «Бескорыстие».
Полюс «Пороки» шкалами - «Стремление к почетному положению любой ценой», «Аморальность», «Злонамеренность».
Перечисленные этические характеристики составляют субъективно-ценностную систему из шести блоков личностных отношений.
В эксперименте участвовали две представительные выборки возрастного периода подростков (13-17 лет): девушки - 102, юноши - 100 человек.
Количественный анализ характерологических свойств личности по функциям качеств «Добро -
Зло» дает возможность выявить особенности их развития.
Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что существуют достоверные различия в женских, и мужских выборках.
Так, у девушек и юношей уровень Добра значительно выше уровня Зла. У девушек самый низкий уровень Добра составляет (<89.7), высокий уровень (>111.4). У юношей низкий уровень Добра
составляет (<82.5), высокий уровень при (>106.2). Был получен расчетный критерий Стьюдента (+=2.838), что свидетельствует о высокой значимости различий. Интересно, что уровень значимости Зла значительно ниже. Так, девушки имеют границы от (<56.3 дс >83.8), юноши от (<57.6 до -'90.8). Полученные данные могут свидетельствовать о том. что добродетельные качества оцениваются более точно, чем порочные.
В дальнейшем была создана программа работы с подростками, которая разработана и апробирована как самостоятельная, альтернативная, дополнительная система теоретического и практического освоения этических категорий и нравственного воспитания.
Цель программы - способствовать осознанию подростками качеств своей личности (этической составляющей) и пониманию других людей.
Модель обучающего тренинга включала в себя: использование силы позитивного примера; решение проблемных этических задач-ситуаций (нравственных дилемм); включение подростка в
активное освоение и реализацию этических характеристик; создание здоровой нравственной атмосферы на уровне данной группы лодросгков.
Для этого уроки строились на основ самых современных технологий обучения, где этические понятия изучались в полном соответствии с технологией творческою развития (Л М. Попов).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Таблица
Сравнительная характеристика различий по функциям качеств «Добро - Зло»
юношей и девушек 13-17 лет
1. Выбоока женского пола (п = 102 чел.)
Уровни развития
низкий ниже среднего срьдний выше соеднего высокий
(5с-2 б) с -26 х+0,766 X-г 26 (г + 26)
«ДОБРО» (сумма) <89.7 89.7-08 98-103 103-114.4 >111.4
«ЗЛО» (сумм? В) <56.3 56.3-69 69-72 72-83.8 >83.8
«ДОБРО» - «ЗЛО» (ДЗ) <14.4 14.4-28 28-32 32-48.7 >48.7
«ДОБРО» (сумма) 1. ВыЬорка мужского пола 1 п = 100 чел.)
<82.5 82.5-90.5 90.5-95.2 95.2-106.2 >Ю6.2
«ЗЛО» (сумма В) <57.6 57.6-70 70-74 74-90.8 >90.8
«ДОБРО» - «ЗЛО» (ДЗ) <9 9-23 23-36 36-48.1 >48.1
154
Ветгаик КГУ им. Н.А. Некрасова» 20П7. Том 13
Проблема многообразия теоретических подходов в психологии: методологический аспект
1. Предполагается, что проведенное исследование показывает' адекватность применения методик «Добро - Зло», «Методики изучения этических характеристик» с открытием новых возможностей для психологических технологий и техник, способствующих переориентации человека в сторону Добра.
2. Необходимо дальнейшее исследование этических характеристик юношей и девушек для адаптации методик в современных условиях, что позволит обеспечить их корректное использование.
Библиографический список
■ Братусь Б.С Образ человека в психологии России XX века // Развитие личности. -
200о. -№ 1.-С. 119-152.
2. Пряжииков Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2002. - 329 с.
3. Попов Л М, Кашин А.П , Старшинова Т.А Добро и Зло в психологии человека. - Казань-Нижнекамск: Издательство Казанского университета, 2000 - С. 111-112.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер 2003. - 381 с.
5. Фельдштеин Д. И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития II Мир психологии. - 2005 -№ 1.-С. 15-23.
Р М. Товмасян
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПСИХОЛОГИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье обосновывается актуальность метатеоретического анализа факта существования в психологии личности альтернативных теоретических подходов; выделяются основные проблемы, порождаемые теоретико-методологическим многообразием; обосновывается возможность плюралистической методологии организации дисциплинарного знания.
Канадский психолог Ж. Годфруа в книге «Что такое психология», охарактеризовав шесть основных теоретических подходов в психологической науке: бихевиористский, биологический, когнитивный, психоаналитический, гуманистический, социально-психологический [3, с. 67-79], заключает: «Все описанные здесь школы и направления, очень часто придерживающиеся несовместимых концепций, легко могут привести в замешательство тех, кто впервые приступает к изучению психологии и стремится найти истину. Чему верить? К какому примкнуть лагерю?» [З.с. 79].
Вопросы справедливы, и они возникают не только у тех, кто начинает изучать психологию. Многообразие теоретических подходов создает проблемы и для преподавателя, обдумывающего логику построения курса и вынужденного постоянно решать, как совместить несовместимые точки зрения; и для психолога-практика, задумывающегося, какому из альтернативных подходов отдать предпочтение, какие методики считать наиболее надежными и
эффективными; и, разумеется, для ученого-исследователя, стремящегося, как это и положено в науке, к строгости, доказательности, в конечном счете - к однозначности получаемых результатов.
Психологическое консультирование, чем занимается автор данной статьи, прежде всего, базируется на теоретических представлениях и практических методиках психологии личности. Казалось бы, в этой специальной области психологии должно быть меньше «разнобоя», чем в психологии в целом. Однако ситуация сложилась иначе: все указанные Ж. Годфруа теоретические подходы, за исключением биологического, воспроизвелись и в психологии личности, более того, они разделились на соперничающие направления и школы.
Проблемы, порождаемые многообразием теоретических подходов, выносятся на обсуждение международных психологических конгрессов [5], в той или иной мере анализируются в обобщающих трудах и солидных учебниках по психологии личности, которые обычно пишутся в плюралистическом ключе
©Р.М. Товмасян, 2007