педагогические науки
Джамалова Адалят Джамал кызы ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ...
УДК 371.74
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ
КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ
© 2016
Джамалова Адалят Джамал кызы, докторант кафедры педагогики
Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)
Аннотация. В основе нравственного развития подростков в рамках образовательного процесса лежат возможности преподаваемых дисциплин. В период растущей глобализации необходим также учет влияния духовной культуры Запада и защита своих моральных ценностей. Формирование нравственных качеств подростков означает воспитание у них таких качеств, как справедливость и честность, патриотизм, человечность, сострадание, доброта, смелость и мужество, другие национальные и общечеловеческие ценности, трудолюбие, уважение к старшим, и т.д. Кроме того, подростки в процессе преподавания литературы, культуры, искусства, фольклора должны понять смысл этих дисциплин, оценить их в своем сознании. Необходимо развить уважение к духовным ценностям народа, истории страны, языку, культуре в целом. Проведенное исследование показывает, что развитие этических норм, которые играют важную роль в формировании личности у подростков, зависит от нравственного воспитания, а также от ряда определенных социальных, политических и культурных факторов. Ведущей стороной нравственных качеств опрошенной молодежи являются семейно-нравственные ценности, они ценят образованность и высокие запросы, а среди ценностей принятия других людей лидируют самоконтроль и честность.
Ключевые слова: педагогическая наука, нравственные качества, подростки, современные методики обучения.
PEDAGOGICAL PROBLEMS OF FORMATION OF MORAL QUALITIES IN ADOLESCENTS
© 2016
Jamalova Adalat Jamal gizi, doctoral student of pedagogy Baku State University, Baku (Azerbaijan)
Abstract. Opportunities of the taught disciplines form the basis of teenagers' moral development in the frames of the education process. In the period of increasing globalization it is also important to consider the influence of the Western intellectual culture and protection of one's moral values. Formation of moral qualities in teenagers means development of such qualities as justice and honesty, patriotism, humanism, empathy and sympathy, kindness, braveness and courage, other national and common values, diligence, respect of the elderly, etc. Apart from that, in the course of studying literature, culture, art, folk art, the teenagers need to understand the sense of these disciplines, and evaluate them in their conscience. It is necessary to develop respect to spiritual values of the nation, history of the country, language and culture as a whole. The research shows that development of ethical norms which play important role in teenager's personality formation depends on moral upbringing, and some other social, political and cultural factors. Family and moral values are currently the leading values of the surveyed youth; they appreciate education and high demands. As to values they appreciate in others, these are self-control and honesty.
Keywords: pedagogical science, moral qualities, teenagers, moderns education methods.
Актуальность проблемы. Смена поколений в человеческом обществе основана на определенных приоритетах, в том числе связанных с нравственными нормами. Понятие добра и зла, хотя и носят относительный, т.е. исторический характер, играют большую роль в консолидации людей, формировании структуры отношений, в том числе на личностном уровне. Отношения людей в обществе, хотя и носят в какой-то мере статусный характер, в то же время регулируются общепринятыми нормами и ценностными смыслами, часть из которых укреплена только в общественном сознании на уровне общественного мнения. Как известно, есть целая система мер, которые реализуются через систему обучения и воспитания подрастающего поколения, а также путем воздействия на эмоциональный и когнитивный мир человека (через культурные ценности). Все это делается для того, чтобы каждый член общества жил в определенных рамках взаимоотношений, приспосабливаясь к социальной среде, изменяя ее в позитивном смысле. Особенно важная эта работа для подрастающего поколения.
Каждое поколение людей находит готовые нормы и ценности для организации своей жизни, но их к восприятию этих норм следует готовить. В этом смысле перед педагогической наукой стоят неоценимые задачи: дать каждому человеку комплекс знаний, умений и навыков, в том числе связанных с человеческим общежитием. Особенно важная эта работа для подростков. Известно, что особенности возрастного развития создают здесь определенные сложности для психолого-педагогического воздействия. В особенности это связано с формированием нравственных качеств. Этот процесс сопровождает нас всю жизнь, однако основы его закладываются еще в детстве и ранней юности.
Степень исследованности проблемы. Понятие нравственных качеств является предметом рассмотрения
этики, психологии, педагогики, литературоведения. Нас интересует характер исследований, проводимых в направлении педагогических основ формирования нравственных качеств у подростков как у нас в стране, так и за рубежом. Подростковый возраст также является предметом исследования медицинских наук, психологии, педагогики и т.д. В этом плане можно показать многочисленные исследования представителей данных наук. С точки зрения педагогики данная проблема рассматривалась в нескольких аспектах. Одним из направлений исследования проблемы является анализ воздействия отдельных школьных предметов на становление нравственных качеств подростков. Кельцинова И.С. рассмотрела, в частности, модель формирования педагогического обеспечения нравственных качеств подростков в процессе изучения обществознания в школе [1].
С.Б.Петрыгиным были определены педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности школьника в учебно-тренировочном процессе занятий восточными единоборствами [2]. Есть много подобных исследований и в других странах. Вместе с тем работа в указанном направлении не была бы возможной, если не были бы созданы психолого-педагогические основы исследования личности школьника, в частности, здесь следует показать заслуги П.П.Блонского, Л.С.Выготского, Г.С.Костюка, С.Л.Рубинштейна, А.Р.Лурия, М.И.Шиловой [1, 5]. В нашей стране подобные исследования проводились А.Кадыровым, Л.Касимовой, Р.Кадыровой и др. [3, 4, 6].
Исследователями проведена и проводится большая работа по совершенствованию процесса формирования нравственных качеств у школьников, в том числе и подростков, вместе с тем стремительные изменения в обществе, социальные процессы делают эту проблему всегда актуальной. Есть исследования, которые непосредствен-
Джамалова Адалят Джамал кызы| I педагогические
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ... науки
но выходят на практику, когда создаются концептуальные модели развития нравственного сознания людей, прежде всего в школьном возрасте, с учетом национальных, региональных особенностей и общечеловеческих ценностей в их современном понимании. Однако скорость социальных процессов вынуждает вновь возвращаться к вопросу формирования нравственных ценностей у подрастающего поколения, поскольку постоянно вымываются одни и формируются другие.
Нестабильность в становлении нравственного облика молодого человека имеет много причин, которые следует выявить и разрешить.
Отсюда, целью данной статьи является выявление характерных особенностей педагогического воздействия на процесс обучения подростков с целью формирования у них нравственных качеств. Нами будет обобщен практический опыт работы в данном направлении, собранный на базе ряда учебных заведений страны.
Основное содержание. Определим вначале общее содержание основных категорий, привлекаемых к исследованию. Содержание нравственного мира подростка во многом определяется также и его личностными особенностями.
Известно, что важны не только его взаимоотношения в социальной группе, к которой он принадлежит, но и то, что положение его здесь постоянно видоизменяется под влиянием возрастных изменений, происходящих в его организме. Процесс взросления требует особого подхода к воспитанию ряда качеств, без которых он, как личность, не может состояться. Известны трудности в характере, когда подросток становится упрямым, ленивым, грубым или замкнутым. Все это создает проблемы для учителей и родителей. В подростковом периоде, который считается кризисным, формируются новые формы взаимоотношений, ценностных ориентаций, растет уровень самооценки. Происходит это на фоне взросления.
Остановимся на данном вопросе более подробно. Психологический анализ эмоционального и когнитивного мира подростка показал, что здесь следует выделять различные этапы, в соответствии с возрастными изменениями. Особенно важен процесс формирования самооценки [7], для того, чтобы нравственное созревание прошло успешно.
В исследованиях данного процесса основное внимание уделяется тому, умеет ли подросток разграничивать положительные и отрицательные факторы в данном процессе, противоречивость некоторых позиций, преодолевать их.
Важную роль в формировании нравственных качеств и оценок играет самовоспитание. В данном процессе важно умение подростка различать понятия добра и зла на примере жизненных ситуаций, сравнивать себя с другими, стремиться дать самому себе правильную оценку. Умение видеть себя со стороны имеет большое значение для каждого человека, в том числе и подростка.
Среди нравственных качеств подростка важное место занимают ценности, связанные с понятиями народа и нации. При этом формируется уважение к своей отчизне, религии, обычаям, ментальности своего народа. Здесь важна совместная работа семьи и школы, а также общественности. Национальное самосознание, его элементы формируются через обучение ряду предметов, в том числе литературе и истории. Кроме того, здесь важен воспитательный процесс, который целенаправленно должен претворяться в жизнь. Здесь должны участвовать, кроме школьного коллектива, также родители и общественность.
В целом формирование нравственных чувств является длительным процессом [7-13]. Переходный возраст знаменуется обострением взаимоотношений ребенка и родителей.
Причин здесь несколько. Прежде всего, это педаго-
гическая неграмотность родителей, которые не изучают особенностей развития подростка, не реагируют на все изменения здесь вовремя и правильно. Помимо этого, важны представления самих подростков о своих родителях. И, наконец, есть недостатки в воспитании детей вообще, которые родители допускали изначально.
В целях исследования и выявления некоторых особенностей нравственного воспитания подростков и влияния его на дальнейшее становление личностных качеств мы провели небольшое исследование, которое охватило выпускников школ г. Баку и регионов страны. География охвата поможет выявить сходство и различие в формировании нравственных качеств молодежи и роль здесь подросткового возраста. Были опрошены студенты Бакинского государственного университета, обучающиеся по специальности «социальная работа», причем их просили (на основе опросника М.Рокича «Ценностные ориентации») [14, с.63б] определить, много ли произошло изменений по сравнению с 5-7 - летним периодом после того, как они вышли из подросткового возраста.
Нам хотелось проследить также, насколько школьная среда, которая различается от школы к школе, влияет на становление нравственных качеств у подростка. Среди опрошенных 23 девушек и 27 юношей 37 человек (из них 19 девушек) окончили бакинские школы. 6 человек окончили школы г. Сумгаита, еще 4 человека окончили городские школы в районных центрах страны, остальные три человека - сельские школы. В группе терминальных ценностей ответы были распределены следующим образом:
Таблица 1 - Конкретные и абстрактные ценности
Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
юноши девушки юноши девушки
Активная деятельная жизнь 5 10 Жизненная мудрость 11 10
Здоровье 3 2 Красота природы и искусства 13 14
Интересная работа 7 11 Любовь 5 6
Материально о б еспеч енная жизнь 9 9 Познание 11 10
Наличие хороших и верных друзей 7 8 Развитие 9 10
Общественное признание 11 11 Свобода 9 9
Продуктивная жизнь 10 10 Счастье других 15 13
Счастливая семейная жизнь 8 5 Творчество 16 11
Удовольствия 13 12 Уверенность в себе 14 8
Как видно из приведенной таблицы, некоторые ответы очень близки между собой по уровню приятия, поэтому они иногда имеют схожие или одинаковые оценки. Между тем у ребят лидируют ценности здоровья, активной творческой жизни, интересной работы и хороших верных друзей.
У девушек также здоровая жизнь, однако, следом идут ценности счастливой семейной жизни и наличие хороших верных друзей. Все это свидетельствует о высокой роли традиционных ценностей в ментальности молодежи, которую они формировали в школьные годы, на основе обучения и воспитания, как в школе, так и семье.
Отметим также, что у ребят конкретные ценности проявляются в большей степени, чем у девушек. Они более практичные и приземленные. Из абстрактных ценностей наиболее популярна любовь, причем в одинаковой степени, как у девушек, так и юношей.
Сгруппируем ответы по другим параметрам, в том числе связанным с профессиональной самореализацией и личной жизнью.
Данная сфера ценностей имеет большое значение, поскольку связана непосредственно с личностным развитием молодых людей. Личная жизнь по многим ценностным параметрам стоит у молодежи на первом месте. Основные ценности - свобода, любовь, счастливая семейная жизнь, а также наличие хороших и верных друзей.
педагогические Джамалова Адалят Джамал кызы
науки ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ...
Таблица 2 - Профессиональная самореализация и Таблица 5 - Ценности самоутверждения, ценности личная жизнь принятия других
Профессиональная Место Личная жизнь Место
самореализация жизни жизни
Юн. Дев. Юн. Дев.
Активная деятельная жизнь 5 10 Любовь 5 6
Интересная работа 7 11 Наличие хороших и верных друзей 7
Общественное признание 11 11 Свобода 9 9
Продуктивная жизнь 10 10 Счастливая семенная жизнь 8 5
Развитие 9 9 Удовольствия 12 12
Что же касается группы инструментальных ценно -стей, то здесь сходства между юношами и девушками больше, чем в группе терминальных ценностей.
Таблица 3 - Этические ценности, ценности общения, ценности дела
Этические ценности Место в жизни Ценности обшення Место в жизни Ценности дела Место в жизни
Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев.
Ответственность 9 6 Воспитанность 4 4 Аккуратность 11 11
Высокие запросы 9 12 Жизнерадостность 8 8 Исполнительность 6 о
Независимость 7 6 Непримиримость к недостаткам 10 15 Образованность 7 8
Самоконтроль о 8 Терпимость 12 11 Рационализм 12 И
Широта взглядов 12 10 Чуткость 10 10 Смелость в отстаивании своего мнения 10 10
Честность 8 6 Твердая воля 11 10
Эффективность в делах 12 12
Инднвидуалнстичеех не ценности Место в жизни Конформист ские ценности Место в жизни Альтруистиче ские ценности Место в жизни
Юн. Дев. Юн. Дев. Юн. Дев.
Независимость 7 б Воспитанно сть 4 4 Терпимость 12 11
Непримиримость к недостаткам 10 15 Самоконтро ль 9 8 Чуткость 10 10
Рационализм 12 11 Широта взглядов 12 10
Смелость в отстаивании своего мнения 10 10
Твердая воля 11 10
Ценности самоутверждения Место в Ценности принятия Место в
жизни других людей жизни
Юн. Дев. Юн. Дев.
Высокие запросы 9 8 Самоконтроль 9 8
Независимость 7 б Терпимость 12 11
Непримиримость к 10 15 Чуткость 10 10
недостатка^!
Образованность 7 8 Широта взглядов 12 10
Смелость в отстаивании 10 10 Честность 8 6
своего мнения
Твердая вопя 10 11
Эффективностьв делах 12 12
Ряд ценностей, связанных с этическими предпочтениями, это ответственность, независимость и самоконтроль, представляют определенную ценность для опрошенной молодежи. Однако высокие запросы и широта взглядов не очень котируются в молодежной среде. Напомним, что и вопрос о роли познания также не был достаточно популярен среди опрошенной молодежи. Что же касается ценностей общения, то заметно выделяются такие ценности, как воспитанность, жизнерадостность и честность. Однако терпимость и непримиримость к недостаткам не являются здесь лидирующими качествами. Видимо, это связано с другими качествами, слабо проявляемыми, прежде всего выдержка и ответственность. Это есть проявление молодости и отсутствия достаточного жизненного опыта.
Вместе с тем отметим, что, несмотря на то, что познание не очень-то в чести у исследователей, образованность в целом предпочитается таким качествам, как аккуратность, твердая воля, рационализм.
Таблица 4 - Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
Среди индивидуалистических, конформистских и альтруистических ценностей преобладают в определенной степени независимость, затем - воспитание и самоконтроль. Особой симпатией к альтруистическим ценностям молодежь не отличается. Об этом свидетельствуют результаты опроса. Чуткость и терпимость явно не являются ведущими ценностями.
Наконец, последняя группа ценностей, связанная с ценностями самоутверждения, ценностями принятия других, свидетельствует о том, что они ценят образованность и высокие запросы, а среди ценностей принятия других людей лидируют самоконтроль и честность.
В целом, можно сказать, что система школьного воспитания, а также ментальные ценности народа повлияли на характер ценностных предпочтений людей._
Выводы. Работа по определению характера и направлений педагогического процесса по формированию нравственных качеств у подростков может вестись с учетом всех условий и факторов, участвующих в этом деле. Прежде всего, это:
-Учет семейных традиций в формировании нравственных качеств личности детей всех возрастов.
-Определение задач нравственного воспитания с учетом всех форм и видов обучения и воспитания, задач, стоящих, прежде всего, перед классным руководителем, теоретических аспектов данной работы. В частности, следует разрабатывать дидактические приемы и методы по всем учебным дисциплинам в отдельности.
-Проведение диагностики уровня и качества нравственных качеств у детей и подростков. Необходим рассмотрение противоречий между моралью и нравственностью как методологической основы педагогических исследований, а также учет структурно-функциональной типологии нравственных качеств личности, разработанных корифеями психологической науки. Необходим учет взаимосвязи, взаимодействия нравственных и волевых качеств личности старшеклассника.
-Составление методических рекомендаций по формированию нравственных качеств личности школьников на всех ступенях обучения, причем разграничивать методы формирования нравственных качеств у школьников, имеющих определенные проблемы со здоровьем, в частности, различные физические дефекты, в том числе нарушение интеллекта.
-Создание модели воспитательной системы школы на уровне управления при воспитании нравственных ценностей у детей всех возрастов с использованием таких форм, как беседа, дискуссия, игра или упражнение.
- Также определение роли характера взаимоотношений в формировании нравственных качеств дошкольников, поскольку данная работа должна начаться задолго до того, как ребенок поступит в школу. Должны быть определена методика и анализ итогов работы по воспитанию нравственных качеств дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Т. Кельцинова И.С. Формирование нравственных качеств подростков в процессе изучения обществозна-ния в школе. Автореф.дис. на соиск. уч.ст. канд. пед. наук. Якутск: 2006. - 24 с.
2. Петрыгин С.Б. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств личности подростков в процессе занятий восточными единоборствами. Автореф.дис. на соиск. уч.ст. канд. пед.наук. Рязань: 2005. - 27 с.
3. Касумова Л. Из опыта воспитания у школьников национально-нравственных ценностей. Монография. Баку: Нурлан: 2004 (на азербайджанском языке)
4. Кадыров А. Возрастная психология. Баку: 2003
5. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1998. - 193 с.
6. Кадырова Р. Национальная идентичность азербайджанских детей и подростков. Социально-психологический анализ. Баку, «Кавказ», 2007. - 247 с.
7. Погудина И. Е. Становление самооценки в подростковом возрасте как объект психолого-педагогиче-
Джамалова Адалят Джамал кызы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ..
педагогические науки
ского сопровождения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск // http://www.egpu.ru/lib/elib
8. Ванюхина Н.В., Исмагилова Р.Р. Программа формирования ценностных ориентаций учащихся среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 123-125.
9. Яковлева Е.Л. К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 32-36.
10. Андросова Ю.В. Ценности и их место в структуре мировоззрения современного учителя и ученика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 7-9.
11. Казанцева Д.Б., Казанцев Е.А., Жарова О.С. Содержательные особенности ценностно-смысловой сферы личности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 110-114.
12. Воробьева И.Н. Основные направления формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 25-28.
13. Панкова Ю.О. Исследование сформированности у учащихся старших классов средней школы ценностной ориентации на здоровый образ жизни // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 1 (17). С. 19-22.
14. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Ростов на Дону. Бахрах, 2002. - 666 с.