Bibliography
1. Kokhut, Kh. Analiz samosti. - M., 2003.
2. Basova, A.G. Ponyatie ehmpatii v otechestvennoyj i zarubezhnoyj psikhologii // Molodoyj uchenihyj. - 2012. - № 8.
3. Boyjko, V.V. Ehnergiya ehmociyj v obthenii: vzglyad na sebya i drugikh. - M., 1996.
4. Ponomareva, M.A. Ehmpatiya: teoriya, diagnostika, razvitie: monografiya. - Minsk, 2006.
5. Shirinskaya, N.E. Ehmocionaljnihyj intellekt kak sderzhivayuthiyj faktor razvitiya sindroma ehmocionaljnogo vihgoraniya / N.E. Shirinskaya, A.R. Gayjnanova, I.A. Pukhov // Sb. st. po materialam XXXV mezhdunar. nauchno-praktich. konf. № 12. - Novosibirsk, 2013.
6. Pavlova, O.N. Civilizacionnihyj fenomen narcissizma: vektorih objhektivacii v paradigme psikhoanaliza // Voprosih filosofii. - 2010. - № 6.
7. Iljin, E.P. Psikhologiya pomothi. Aljtruizm, ehgoizm, ehmpatiya. - SPb., 2013.
8. Fetiskin, N.P. Socialjno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malihkh grupp: ucheb. posob. / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuyjlov. - M., 2002.
9. Shamshikova, O.A. Oprosnik «Narcissicheskie chertih lichnosti» / O.A. Shamshikova, N.M. Klepikova // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 2. - T. 31.
10. Grachyova, I.I. Adaptaciya metodiki «Mnogomernaya shkala perfekcionizma» P. Khjyuitta i G. Fletta // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. -№ 6. - T. 27.
11. Boljshunova, N.Ya. Kharakter i ego razvitie v sovremennihkh sociokuljturnihkh usloviyakh: ucheb. posobie. - Novosibirsk, 2012.
12. Boljshunova, N.Ya. Problemnoe pole yunosheskogo samoopredeleniya v sovremennoyj sociokuljturnoyj situacii // Materialih IY Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 21.10.14
УДК 159.9:34
Vasilenko Ye.V. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EXTREME SITUATIONS IN THE PRACTICE OF POLICE. The article is aimed at the integrated study of extreme situations, typical of the professional work in police. The paper presents the author's generalized classification of extreme situations that can be identified by their distinctive characteristics. The research will be of interest to teachers of Psychology in higher education institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia, as it discloses a summary of the author's elective course on "Psychology of extreme situations" for students whose goal is to increase the level of psychological competence of future police officers, their psychological preparedness and professional psychological stability, when working in extreme conditions of professional activity. Within the curriculum of the elective course the author studies the specifics of the affection of emergencies upon a person. The list of individual reactions to danger includes short-stopping, agitation, mobilization, psychological shock. The researcher offers her methods of dealing in extreme situations.
Key words: extreme situation, professional extreme situation, psychogenic factors, elective course, extreme factors, professional training.
Е.В. Василенко, канд. психол. наук, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского филиала МВД России, г. Ставрополь, E-mail: elena.vasilenko.com@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Статья посвящена комплексному исследованию экстремальных ситуаций, характерных для профессиональной деятельности полиции. Представленная автором обобщенная классификация экстремальных ситуаций, позволяет выделить их отличительные характеристики. Статья будет интересна преподавателям-психологам вузов МВД России, т.к. в ней раскрыто краткое содержание авторского элективного курса «Психология экстремальных ситуаций» для курсантов и слушателей, целью которого является повышение уровня психологической компетентности будущих сотрудников ОВД, их психологической подготовленности и профессионально-психологической устойчивости при работе в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, профессиональные экстремальные ситуации, психогенные факторы, элективный курс, экстремальные факторы, профессиональная подготовка.
В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. Известно, что деятельность сотрудников МВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций [1, с. 531-533].
Разносторонние исследования, проводимые психологами системы органов внутренних дел Адаевым А.И., Аболиным Л.М., Васильевым В.А., Волковым А.А., Столяренко А.М., Смирновым В.Н., Цой А.А., Чудновским В.Э., Човдыровой Г.С. и другими учеными, указывают нам на то, что служебная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с широким спектром экстремальных ситуаций и протекает в экстремальных условиях.
Наиболее важным компонентом в понимании экстремальных ситуаций является наличие воздействия на человека негативных факторов, физических и психологических, несущих ре-
альную опасность для его здоровья и жизни, т.е. экстремальные ситуации, в первую очередь характеризуются именно наличием негативно воздействующих факторов, отдельные компоненты которых резко отличаются от нормативных (экстремальные факторы) [2].
Проведенный нами анализ показал, что к экстремальным относятся ситуации, для которых характерны:
1. Различные эмоциональные воздействия, связанные с опасностью, трудностью, новизной, высокой ответственностью выполняемой деятельности, ограничением лимита времени на принятие решения и др.
2. Ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни.
3. Чрезмерные нагрузки на психику и тело человека.
4. Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно при дефиците информации.
5. Чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил.
6. Воздействие значительных ускорений, вестибулярных нагрузок.
7. Режим выраженного понижения двигательной активности (гипокинезия и гиподинамия).
8. Воздействие выраженной гипервентиляции, т.е. учащения глубокого дыхания более чем на 2,5-3 мин, например при сильном эмоциональном напряжении, и возникновение при этом критического снижения количества углекислоты в лёгочном воздухе и с другой стороны - значительное повышение содержания углекислоты в крови (гиперкапния).
9. Гипоксия - существенное понижение содержания кислорода в тканях организма.
10. Наличие во вдыхаемом воздухе различных вредоносных элементов.
11. Неблагоприятные воздействия различных климатических и микроклиматических факторов (жара, холод, влажность и др.).
12. Голод и жажда.
13. Сенсорная депривация и информационная изоляция.
14. Накопление психического напряжения, тревожность.
15. Переживание несчастья близких, их гибели [3].
Каждая экстремальная ситуация имеет присущие только ей
причины, особенности и характер развития.
Определить отличительные характеристики конкретной экстремальной ситуации помогает их научно-обоснованная классификация. В таблице 1 представлена обобщенная классификация экстремальных ситуаций.
На этапе профессиональной подготовки будущих сотрудников полиции важно сформировать целостные представления о профессиональных экстремальных ситуациях, психогенных факторах различных экстремальных ситуаций, характерных для деятельности в ОВД и особенностях поведения и деятельности человека в условиях экстремального воздействия. С этой целью с курсантами Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России был апробирован элективный курс «Психология экстремальных ситуаций».
Таблица 1
Классификация основных экстремальных ситуаций
Классификационный признак Классификационные группировки экстремальных ситуаций
Причины возникновения Стихийные, техногенные, антропогенные, смешанные
Масштаб Глобальные (федеральные, международные), локальные (региональные, местные, групповые), индивидуальные
Длительность Кратковременные, средней продолжительности, долговременные
Качественные особенности Природные, социально-политические, экономические, профессиональные, бытовые, соматические, транспортные, криминальные, военные
Степень внезапности Внезапные, ожидаемые (прогнозируемые)
Скорость распространения Взрывные, стремительные, быстро распространяющиеся, плавные.
Характер Преднамеренные, непреднамеренные
Комплексность и тяжесть последствий Кризисные, катастрофические, чрезвычайные, общественные бедствия
Таблица 2
Содержание элективного курса «Психология экстремальных ситуаций»
№ Название темы Содержание программного материала Основные задачи
1. Характеристика понятия «экстремальная ситуация» Понятие «экстремальности» в различных областях научных знаний. Современные подходы к трактовке термина «экстремальная ситуация». Классификация экстремальных ситуаций. 1. Формирование научных представлений об экстремальных ситуациях, их критериях и классификации; 2. Развитие способностей к когнитивной оценке экстремальных ситуаций.
2. Экстремальность в деятельности сотрудников ОВД Профессиональные экстремальные ситуации. Психологические особенности природных, техногенных, социально-политических чрезвычайных обстоятельств и криминальных чрезвычайных ситуаций. Характеристика экстремальных профессионально-психологических факторов и экстремальных морально-психологических факторов. 1. Формирование научных представлений о профессиональных экстремальных ситуациях в деятельности сотрудников ОВД, характерных для них психогенных факторов; 2. Развитие умений моделировать и прогнозировать возможные экстремальные ситуации в профессиональной деятельности.
3. Специфика влияния экстремальных ситуаций на человека Типы индивидуальных реакций человека на опасность: торможение, возбуждение, мобилизация. Острые реакции на психогенные факторы. Психологический шок. Динамика состояния, подвергшихся экстремальному воздействию. Понятие травматического стресса. Субсиндромы травматического стресса. 1. Развитие способностей к когнитивной оценке, оценочному моделированию экстремальных ситуаций; 2. Развитие способностей к выработке адаптивных стратегий поведения в профессиональных экстремальных ситуациях.
4. Благоприятные и неблагоприятные для осуществления деятельности в экстремальных условиях психические состояния Понятие состояний. Проблема отличия благоприятных состояний от неблагоприятных. Методики психической саморегуляции. Мероприятия, необходимые для восстановления благоприятного психического состояния и работоспособности сотрудников. 1. Ознакомление со способами регуляции негативных психических состояний. 2. Формирование устойчивых установок на активное преодоление трудностей в экстремальных ситуациях.
5. Поведение группы в экстремальных ситуациях Факторы надежности группы: формально-количественные и социально-психологические характеристики группы, психические состояния и личностные качества членов группы. Социально-психологические барьеры межгруппового взаимодействия. Отработка стратегий эффективного вну-тригруппового и межгруппового взаимодействия в процессе осуществления деятельности в условиях приближенных к экстремальным.
6. Психологическое обеспечение отбора сотрудников ОВД-для работы в экстремальных условиях Этапы, критерии отбора. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. 1. Углубление представлений о личностных качествах; 2. Развитие умений самодиагностики и самокоррекции.
7. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. Психологические аспекты повышения готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях. Методики профессионально-психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях. Ознакомление курсантов с системой профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях.
8. Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников ОВД после работы в экстремальных ситуациях. Диагностические критерии ПТСР. Методики диагностики ПТСР. Психокоррекционные методики в реабилитации сотрудников ОВД после работы в экстремальных ситуациях. Медико-психологический и социально-психологический подходы к реабилитации. Ознакомление курсантов с особенностями диагностики и лечения ПТСР, мероприятиями в области реабилитации сотрудников ОВД после работы в экстремальных ситуациях.
Основной целью элективного курса являлось повышение 3. Сформировать у будущих сотрудников ОВД необходимые
уровня психологической компетентности будущих сотрудников психодиагностические и психокоррекционные профессиональ-
ОВД, их психологической подготовленности и профессиональ- ные навыки и умения.
но-психологической устойчивости при работе в экстремальных 4. Выработать у курсантов готовность к практическому ис-
ситуациях профессиональной деятельности. пользованию данных предлагаемого курса в процессе решения
оперативно-служебных задач в условиях экстремального возданная цель решалась посредством следующих задач: действия.
1. Сформировать у курсантов научные представления об Программа элективного курса рассчитана на 36 часов, из экстремальных ситуациях, характерных для профессиональной которых 16 часов - теоретические занятия и 20 - практические. деятельности в ОВД, закономерностях психической деятельно- Краткое содержание элективного курса «Психология экстре-сти сотрудников ОВД, проявляющихся в экстремальных услови- мальных ситуаций» представлено в таблице 2.
ях. Таким образом, знания и умения, полученные на электив-
2. Сформировать у курсантов личностные качества, необ- ном курсе, позволят будущим сотрудникам полиции эффективно ходимые для эффективного осуществления деятельности в про- и надежно выполнять профессиональные задачи в экстремаль-фессиональных экстремальных ситуациях. ных ситуациях оперативно-служебной деятельности.
Библиографический список
1. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.
2. Смирнов, В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: учебно-методич. пособ. - Домодедово, 2003.
3. Авдеев, В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях. - М., 1988.
Bibliography
1. Belyaeva, L.I. Psikhologicheskie osobennosti ehkstremaljnihkh situaciyj pravookhraniteljnoyj deyateljnosti // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya / pod red. A.M. Stolyarenko. - M., 2001.
2. Smirnov, V.N. Professionaljno-psikhologicheskoe obespechenie deyateljnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del v ehkstremaljnihkh usloviyakh: uchebno-metodich. posob. - Domodedovo, 2003.
3. Avdeev, V.V. Psikhologicheskie osnovih povihsheniya ehffektivnosti deyateljnosti rabotnikov OVD v ehkstremaljnihkh situaciyakh. - M., 1988.
Статья поступила в редакцию 10.10.14
УДК 159. 922
Levchenko A.V. THE IMAGE OF A RIVAL IN CONTACT AND DISTANT SPORTS. The article examines the topical problem of rivalry in sports activity. As the research task the author made an attempt to estimate the image of a rival of in contact and distant sports. The main part of the research is made up by a semantic analysis of qualities given by sportsmen to their rivals. On the basis of the analysis, the author determines that in contact sports the image of a rival tends to be negative. This image of a rival is given such traits as big, strong, invulnerable and experienced. In distant kinds of sports, vice versa, the image of a rival tends to be positive. The rival is given such traits as strong, honest, crafty and capable of great endurance. This research will be interesting to the specialists, engaging in psychological training of sportsmen for a rival activity. In the experiment the respondents had to use the names of characters from children's stories to name the features of rivals. The respondents used five characters form tales and stories: Koshey Bessmertny, Buratino, Ilya Muromets, Zmey Gorynych and Kolobok.
Key words: image of a man, image of a rival, sports activity, contact and distant sports.
А.В. Левченко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Благовещенского гос. педагогического университета, г. Благовещенск, E-mail: levchenko.anastasija@lenta.ru
ОБРАЗ СОПЕРНИКА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНТАКТНЫХ И ДИСТАНТНЫХ ВИДОВ СПОРТА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме соперничества в спортивной деятельности. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить образ соперника у представителей контактных и дистантных видов спорта. Основное содержание исследования составляет семантиче-