Научная статья на тему 'Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомо-комплексов личности'

Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомо-комплексов личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1280
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / ФУНКЦИИ ЭМПАТИИ / СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ / НАРЦИССИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / PERSONALITY / EMPATHY / EMPATHY FUNCTION / SYMPTOCOMPLEXES OF PERSONALITY TRAITS / NARCISSISM / PERFECTIONISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Большунова Н. Я., Ульянов А. В.

В работе рассматривается психологический феномен эмпатии, история появления термина, его содержание и противоречия в его интерпретации у разных авторов. Показано, что эмпатия может выполнять разные функции в симтомокомплексе нарциссической личности, личности перфекциониста и в ситуации «условной нормы». Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязей эмпатии и ее параметров с показателями перфекционизма, нарциссизма и данными ряда других методик, проведенного на 20 респондентах, студентах различных университетов и специальностей в возрасте от 18 до 22 лет. Основные результаты работы изложены в статье. Авторы пришли к выводу, что эмпатия и ее виды могут выполнять как функцию сочувствия, соучастия, так и применяться для манипулирования, приспособления и защиты. В исследовании были учтены шесть видов методики выявления уровня эмпатии, в том числе «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко и «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIETY OF FUNCTIONS OF EMPATHY IN THE CONTEXT OF DIFFERENT SYMPTOCOMPLEXES OF A PERSON

N the work the psychological phenomenon of empathy, the history of the term, its contents and contradictions in its interpretation by different authors are considered. It is shown that empathy can perform different functions in a symptocomplex of a narcissistic person, a perfectionist and in a situation of “conditional norms”. The authors carried out an investigation on 20 students from different universities and with different major with the age from 18 to 22. The results of the empirical study with an aim to examine the relation of empathy and its parameters with indicators of perfectionism, narcissism and the data of a number of other techniques are described in the paper. They show that empathy and its types can perform as a function of empathy, complicity, and used for manipulation, adjustment behavior and protection. The research is based on six approaches including “A diagnostics of a level of empathic abilities” (by V.V. Boiko) and “A diagnostics of a level of policommunicative empathy” (by I.M. Yusupova).

Текст научной работы на тему «Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомо-комплексов личности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

УДК 159.922.8

Bolshunova N.Ya, Ul'yanov A.V. VARIETY OF FUNCTIONS OF EMPATHY IN THE CONTEXT OF DIFFERENT SYMPTOCOMPLEXES OF A PERSON. In the work the psychological phenomenon of empathy, the history of the term, its contents and contradictions in its interpretation by different authors are considered. It is shown that empathy can perform different functions in a symptocomplex of a narcissistic person, a perfectionist and in a situation of "conditional norms". The authors carried out an investigation on 20 students from different universities and with different major with the age from 18 to 22. The results of the empirical study with an aim to examine the relation of empathy and its parameters with indicators of perfectionism, narcissism and the data of a number of other techniques are described in the paper. They show that empathy and its types can perform as a function of empathy, complicity, and used for manipulation, adjustment behavior and protection. The research is based on six approaches including "A diagnostics of a level of empathic abilities" (by V.V. Boiko) and "A diagnostics of a level of policommunicative empathy" (by I.M. Yusupova).

Key words: personality, empathy, empathy function, symptocomplexes of personality traits, narcissism, perfectionism.

Н.Я. Большунова, д-р психол. наук, проф. каф. общей психологии и истории психологии Новосибирского гос. педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: nat_bolshunova@mail.ru; А.В. Ульянов, аспирант каф. профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского гос. университета путей сообщения, г. Новосибирск, E-mail: hemul915@mail.ru

МНОГООБРАЗИЕ ФУНКЦИЙ ЭМПАТИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ СИМПТОМОКОМПЛЕКСОВ ЛИЧНОСТИ

В работе рассматривается психологический феномен эмпатии, история появления термина, его содержание и противоречия в его интерпретации у разных авторов. Показано, что эмпатия может выполнять разные функции в симтомокомплексе нарциссической личности, личности перфекциониста и в ситуации «условной нормы». Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязей эмпатии и ее параметров с показателями перфекционизма, нарциссизма и данными ряда других методик, проведенного на 20 респондентах, студентах различных университетов и специальностей в возрасте от 18 до 22 лет. Основные результаты работы изложены в статье. Авторы пришли к выводу, что эмпатия и ее виды могут выполнять как функцию сочувствия, соучастия, так и применяться для манипулирования, приспособления и защиты. В исследовании были учтены шесть видов методики выявления уровня эмпатии, в том числе «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко и «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова.

Ключевые слова: личность, эмпатия, функции эмпатии, симптомокомплексы свойств личности, нарциссизм, перфекционизм.

Развитая эмпатия является важной характеристикой здоровой личности, она лежит в основе сочувствия, отзывчивости, гуманности, нравственности. Это качество закладывается с раннего детства под влиянием, прежде всего родителей. Проявление родительской заботы, тепла и любви способствует благоприятному развитию эмпатии. Х. Кохут считал ее универсальной потребностью развития [1].

Известно, что понятие эмпатии было введено в 1909 году Э. Титченером, который таким образом перевел немецкое слово «ЕПиЫипд» - «вчувствование». Ранее в эстетике оно описывало процесс понимания произведений искусства, объектов природы, склонность наблюдателя к отождествлению себя с

наблюдаемым предметом, являющимся причиной переживания прекрасного [2].

В психологической литературе термин «эмпатия» получил распространение в 50-х годах XX в. Изначально он трактовался буквально и означал процесс вчувствования, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого [2].

В настоящее время среди исследователей данного феномена имеются значительные расхождения во взглядах, противоречия в интерпретациях. Например, В.В. Бойко рассматривает эмпатию как рационально-эмоциональную форму отражения, которая является утонченным средством «вхождения» в пси-хо-энергетическое пространство другого человека. Соучастие и

сопереживание не являются смыслом эмпатии. Это всего лишь эмоциональные средства достижения цели - понимания, а так же предвосхищения индивидуальных особенностей другого человека [3].

В свою очередь, М. А. Пономарева описывает эмпатию как системное образование, включающее в себя следующие компоненты: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека), эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые субъект испытывает к другому человеку), конативный (активная помощь объекту эмпатии). В итоге полноценный эмпа-тический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие [4].

Наличие такого рода противоречий в понимании эмпатии, ее структурных элементов и механизмов формирования, обусловливает актуальность этой проблемы.

Значение исследований эмпатии связано также с тем, что для современной социокультурной ситуации характерно обесценивание таких явлений как эмпатия, нравственность, человеколюбие. Однако, если человек «глух» к другим - он останется «глухим» и к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков.

Засилье современных технологий, наличие интернета, как указывает Н.Е. Ширинская, не способствует развитию непосредственного межличностного общения, а значит, эмоциональный план общения становится скудным, сужается поле непосредственного восприятия другого, происходит отчуждение от переживаний как других людей, так и от собственных. При этом рефлексия, являющаяся одним из важнейших механизмов понимания другого в процессе общения, задействована слабо. Такая ситуация современного общения при его интенсивности может способствовать раннему развитию алекситимии [5]. Как известно, алекситимия достаточно сильно ограничивает развитие способности к эмпатии.

Представляют также интерес связи развития различных сторон эмпатии с такими особенностями личности как перфек-ционизм и нарциссизм, поскольку повышенный уровень пер-фекционизма может приводить к эмоциональной дезадаптации, тревоге. Стремление достичь совершенства в работе, ожидание совершенства от других, может сопровождаться постоянными стрессами, приводить к хроническому переутомлению и т.д. Пер-фекционисту необходимо чувствовать и понимать отношение к себе другого для обеспечения собственного спокойствия. Все это может быть усугублено высоким уровнем развития нарциссизма, понимаемого как «комплекс Бога». Тем более что современная социокультурная ситуация, как свидетельствует философский и культурологический анализ процессов глобализации, порождает человека, «в личности которого доминирует нарциссический радикал» [6]. Таким образом, различные проявления эмпатии, возможно, сложно и противоречиво связаны с представленностью у современного человека феноменов нарциссизма и перфекци-онизма.

В настоящем исследовании мы исходим из предположения, что в условиях быстро развивающегося и изменяющегося мира, ускоренного темпа жизни, увеличения объемов информации, виртуального общения и пр. эмпатия испытывает давление и деформируется, поскольку люди в значительной мере сосредоточены на себе и не готовы растрачивать свою психическую энергию на окружающих. Эмпатия может обретать иную функцию, становиться в определенных случаях не столько основой сочувствия, сопереживания, сколько средством реализации перфекционист-ских и нарциссических тенденций, обеспечивая понимание другого в целях манипулирования, «сохранения лица» и пр.

В исследовании принимали участие 20 студентов различных вузов и специальностей (студенты-психологи Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), обучающиеся по специальности реклама, Сибирского государственного университета путей и сообщений (СГУПС), обучающиеся по специальности сервис и туризм). Возраст респондентов варьировался от 18 до 22 лет.

Использовались следующие методики:

1. «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [7], предназначенная для определения уровня эмпатии и эмпатических способностей.

Методика содержит шесть шкал: рациональный канал эм-патии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проника-224

ющая способность и идентификация.

2. «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М. Юсупова [8]. Опросник включает в себя шесть диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

3. Опросник «Нарциссические черты личности» (НЧЛ) О.А. Шамшиковой и Н.М. Клепиковой [9]. Он направлен на диагностику нарциссических состояний, характеризующихся совокупностью нарциссических черт, которые входят в структуру нарциссического расстройства личности, но не доходящих до уровня, необходимого для диагностики патологического нарциссизма по DSM.

Шкалы опросника НЧЛ: грандиозное чувство самозначимости; поглощенность фантазиями; вера в собственную уникальность; потребность в постоянном внимании и восхищении; ожидание особого отношения; манипуляция в межличностных отношениях; отсутствие эмпатии; сверхзанятость чувством зависти; дерзкое, заносчивое поведение.

4. «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [10]. Она позволяет выявить уровень развития как самого перфекционизма, так и его видов.

Состоит данная методика из трех субшкал:

- перфекционизм, ориентированный на себя (ПОС);

- перфекционизм, ориентированный на других (ПОД);

- социально предписанный перфекционизм (СПП).

5. Тест «Альтруизм - эгоизм» Е.П. Ильина [7] .

6. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности в адаптации В.Н. Карандашева [11], позволяющая выявить уровень значимости для испытуемого десяти типов ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть и безопасность.

Обработка данных, проведенная по методу ранговой корреляции Спирмена, представлена в таблице 1.

Рассмотрим связи, относящиеся к методике В.В. Бойко.

Было выявлено, что внутри данной методики, «эмпатия» имеет прямую взаимосвязь с большей частью своих характеристик, кроме «эмоционального канала» и «проникающей способности», хотя они являются одними из ключевых в успешном эмпатическом процессе. Благодаря им создается открытая, доверительная атмосфера при взаимодействии с окружающими, позволяя эмпатирующему входить в эмоциональный резонанс с ними - сопереживать, сочувствовать. Эмоциональный отклик и подстройка важны для понимания внутреннего состояния людей. Если партнер напряжен и не доверят эмпатирующему, то это препятствует эффективному взаимодействию, а значит эмпати-ческому постижению.

Возможно, такой результат свидетельствует о том, что наши респонденты воспринимают эмоциональную сторону эмпатии как слабость и сентиментальность, о чем свидетельствует наличие обратной связи «эмоционального канала» с параметром «самостоятельность», а также прямая связь этого показателя с «поглощенностью фантазиями» (эмоции, как, видимо, полагают респонденты, мешают человеку самостоятельно и эффективно действовать, мыслить, реализовывать свои планы и желания, которые в итоге остаются на уровне фантазий). Эти данные могут быть поняты также в контексте интерпретаций А. Меграбяном и Н. Эпштейном методики «Шкала эмоционального отклика», что чрезмерное развитие умения сопереживать и входить в эмоциональный резонанс с окружающими, может гипертрофироваться и привести к формированию эмоциональной зависимости от других.

«Проникающая способность эмпатии», показала положительную взаимосвязь с параметром «традиции» и отрицательную с «социально предписанным перфекционизмом», что может быть интерпретировано как связь этого параметра с независимостью от чужого мнения и оценок со стороны: человек, который не стремится к совершенству, потому что так требуют значимые другие, независимый, почитающий и уважающий традиционные обычаи своей страны, культуры, способен располагать к себе окружающих, понимать их внутреннее состояние и создавать при взаимодействии с ними доверительную атмосферу.

Выявлена также корреляционная взаимосвязь между «идентификацией» и «перфекционизмом, ориентированным на себя». Подобный результат, возможно, означает, что идентификация в данном случае отражает потребность в подстраивании под людей и ситуацию, подражая тем, кто добивается высоких результатов в своей деятельности. Идентификация в данном контек-

Таблица 1

Достоверные корреляционные связи между параметрами применяемых методик

Характеристики Rs p-level < 0,05

Эмпатия и рациональный канал 0,85 0,00002

Эмпатия и интуитивный канал 0,74 0,0008

Эмпатия и установки 0,63 0,008

Эмпатия и идентификация 0,55 0,02

Эмпатия и эмпатия к животным 0,64 0,006

Эмпатия и эмпатия к детям 0,53 0,03

Эмпатия и эмпатийность 0,5 0,04

Эмпатия и эгоизм -0,62 0,009

Эмпатия и манипуляции в межличностных отношениях 0,53 0,03

Рациональный канал и эмпатия к родителям -0,58 0,01

Рациональный канал и эмпатия к животным 0,58 0,01

Рациональный канал и эгоизм -0,51 0,03

Эмоциональный канал и самостоятельность -0,51 0,04

Эмоциональный канал и поглощенность фантазиями 0,52 0,03

Интуитивный канал и эмпатия к героям произведений 0,53 0,03

Интуитивный канал и манипуляции в межличностных отношениях 0,65 0,005

Проникающая способность и социально предписанный перфекционизм -0,51 0,03

Проникающая способность и традиции 0,5 0,04

Идентификация и перфекционизм ориентированный на себя 0,51 0,04

Эмпатия к животным и эгоизм -0,72 0,001

Эмпатия к детям и эгоизм -0,62 0,008

Эмпатия к детям и традиции -0,56 0,02

Эмпатия к детям и поглощенность фантазиями 0,57 0,02

Эмпатия к детям и потребность в постоянном внимании и восхищении 0,72 0,001

Эмпатия к детям и сверхзанятость чувством зависти 0,49 0,04

Эмпатия к героям художественных произведений и эмпатийность 0,49 0,04

Эмпатия к героям художественных произведений и эгоизм -0,5 0,04

Эмпатия к знакомым и незнакомыми людьми и конформность 0,52 0,03

Эмпатия к знакомым и незнакомыми людьми и дерзкое поведение -0,61 0,01

Эмпатияность и эгоизм -0,55 0,02

Эмпатийность и социально предписанный перфекционизм 0,59 0,01

Эмппатийность и грандиозное чувство самозначимости -0,55 0,02

Эмпатийность и потребность в постоянном внимании и восхищении 0,89 0,000003

Эмпатийность и манипуляции в межличностных отношениях 0,61 0,01

Эмпатийность и сверхзанятость чувством зависти 0,61 0,01

Примечание. Rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; р-1еуе! - уровень достоверной вероятности.

сте несет в себе не сопереживательную, а приспособительную функцию.

Теперь обратим внимание на методику диагностики уровня поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова.

Внутри нее были выявлены прямые связи общего параметра «эмпатийности» с такими видами как: «эмпатия к детям» и «эмпатия к героям художественных произведений». «Эмпатия к пожилым людям» и «эмпатия к животным, оказались слабо связаны с общим параметром (0,48 при р < 0,05). Интересно, что связи с такими параметрами как «эмпатия к родителям» и «знакомым, незнакомым людям», оказались незначимы как по отношению к «эмпатийности», так и внутри методики в целом. Возможно, это обусловлено несколькими причинами:

- социокультурная - разрыв связей между поколениями;

- некоторая инфантилизация современной молодежи;

- прагматизация жизненных целей и смыслов, основанная на эгоцентризме и недоверии к окружающим, сопровождающаяся манипулятивностью, утратой подлинного восприятия себя и других, утратой «доминанты на другом» [11, с. 13].

Было обнаружено, что «эмпатия к детям» положительно коррелирует с параметрами: «поглощенность фантазиями», «потребность в постоянном внимании и восхищении» и «сверхзанятость чувством зависти». Данные характеристики относятся к нарциссическим чертам личности. Возможно, что люди, эмпа-тирующие детям, отождествляют себя в какой-то мере с детьми. Они нуждаются во внимании, одобрении и похвале; зависть к окружающим по поводу реальных и мнимых достижений сопряжена с поглощенностью фантазиями, которая выступает, как «защита» от мнимого осознания своей несостоятельности и ничтожности.

Такие потребности и ценности, несообразные возрасту респондентов, могут свидетельствовать о некоторой инфантильности современной молодежи. Инфантильная ценностная структура личности может выступать как форма нарциссизма, которую О.Ф. Кренберг назвал нормальным инфантильным нарциссизмом.

Помимо «эмпатии к детям», с «потребностью в постоянном внимании и восхищении», коррелирует и общий параметр «эмпатийности», причем данная связь оказалась наиболее

значимой. Зафиксирована также прямая связь «эмпатийности» со «сверхзанятостью чувством зависти» и обратная, с «грандиозным чувством самозначимости». Эти связи подтверждают наше предположение, что эмпатия может выполнять у нарциссической личности защитную функцию, обеспечивая чувствительность к одобрению/неодобрению, особенно со стороны значимых других, по отношению к которым человек переживает зависть.

Что касается параметра «эмпатия к знакомым и незнакомым людям», то ее прямая взаимосвязь с «конформностью» и обратная с показателем «дерзкое, заносчивое поведение», свидетельствует о том, что выраженная эмпатия может обслуживать коньюнктурное соглашательство в ситуациях выбора позиции, а ее отсутствие проявляться как неспособность к «доминанте на другом». Однако и в том, и в другом случае можно говорить о проблемах в построении диалога, и равноправного общения. Как показали наши исследования конформизм, как реализация желания не думать, не осмысливать, не выбирать, быть как все, является одним из непродуктивных путей самореализации молодежи в современной социокультурной ситуации [12].

В то же время эти данные можно интерпретировать и как способность до определенной границы не противопоставлять себя другому из соображений сочувствия, достижения согласия. При этом позиция другого подвергается внутреннему анализу, эмпатирующий стремится понять ее, прочувствовать, поставить себя на место окружающих.

Для получения более полной картины необходимо проанализировать связи, выявленные между основными методиками диагностики эмпатии (В.В. Бойко и И.М. Юсупова), а также их общие связи с другими параметрами.

Согласно данным, представленным в таблице 1, общим для обеих методик является наличие обратной связи с показателем «эгоизм» таких параметров как: «эмпатия», «эмпатийность», «рациональный канал», «эмпатия к детям» и «эмпатия к героям художественных произведений». Это говорит о том, что эгоизм не совместим с эмпатией, направленной, прежде всего, на других, вне зависимости от пресуппозиций авторов методик.

Такой вывод, как указывает Е.П. Ильин, согласуется с данными В.Н. Кунициной, которая показывает, что эгоистам свойственно отсутствие милосердия, они высоко ценят успех и не видят смысла помогать окружающим, принцип полезности людям ими отвергается [7]. В тот же время М. Хоффман, реализуя позицию «разумного эгоизма», указывает, что «эмпатия, обладая способностью преобразовывать несчастье другого в ощущение собственного страдания, сочетает в себе элементы эгоизма и альтруизма. Она эгоистична, поскольку является негативным состоянием, которое может быть устранено путем оказания помощи жертве» [цит. по 7, с. 146].

Кроме общих отрицательных связей с «эгоизмом», выявлены также прямые взаимосвязи с «манипуляцией в межличностных отношениях». С этим параметром коррелируют «эмпатия», «интуитивный канал» и общий параметр «эмпатийность». Эти данные свидетельствуют, что выраженная эмпатия может быть сопряжена с манипулятивными тенденциями, что как уже указывалось, является одним из параметров нарциссизма.

Следует отметить, что показатели обеих методик диагностики эмпатии достаточно тесно связаны друг с другом: «эмпа-

Библиографический список

тия» положительно коррелирует с общим параметром «эмпатий-ность», «эмпатия к детям» и «эмпатия к животным»; параметр «эмпатия к животным» в свою очередь положительно коррелирует с показателем «рациональный канал», а «эмпатия к героям художественных произведений» с «интуитивный канал». Это означает, что авторы опросников в основном исходят из сходных представлений, что усиливает достоверность полученных нами данных. В то же время выявлены и противоречивые связи: показатель «рациональный канал эмпатии» отрицательно коррелирует с параметром «эмпатия к родителям». Возможно, в этом и проявляется основное интерпретационное расхождение. В.В. Бойко рассматривает компоненты, из которых складывается успешная эмпатия, и это не только сочувствие, сопереживание, но и направленность внимания, спонтанный интерес к окружающим, желание узнать их, что и является содержанием рационального канала. Тогда как И.М. Юсупов выделяет эмпатию как такое целое, которое проявляет себя в различных сферах жизни, что отражается в объекте, на который она направлена. Соответственно, эмпатийные отношения с родителями, по-видимому, не отличаются «рациональностью» и опираются на какие-то другие механизмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Противоречивые связи параметров эмпатии получены так же с такими показателями как: «социально предписанный перфекционизм» и «традиции»: «проникающая способность» прямо коррелирует с «традициями», а «эмпатия к детям» имеет отрицательную связь с тем же параметром. Возможно, это связано с тем, что «эмпатия к детям» включена согласно нашим данным в плеяду взаимосвязей с параметрами нарцистических черт личности: нормальный инфантильный нарциссизм (отождествление себя с ребенком) выражается в высокой концентрации человека на себе, что может проявляться в нигилизме, противопоставлении к традициям и общепринятым нормам и ценностям.

Что касается параметра «социально предписанный перфек-ционизм», то его прямая связь с «эмпатийностью» и обратная с «проникающей способностью», возможно, свидетельствует о том, что у человека, ориентированного на социально предписанные ожидания успешности, не представлено подлинное, живое сочувствие, доверительность, однако в этом случае ему для успешного соответствия социальным экспектациям необходимо чувствовать и понимать предписания значимых других.

Таким образом, подробный анализ и интерпретация как ожидаемых, так и противоречивых связей эмпатии и ее составляющих с различными параметрами, характеризующими личность, позволяют говорить о сложном строении эмпатии и выполнении ею разных функций в контексте разных симтомокомплексов. Эмпатия может проявлять себя в контексте традиционного ее понимания как вчувствование в другого, сопровождающееся сочувствием, содействием. Однако в составе симтомокомплек-са нарциссизма или перфекционизма эмпатия и ее компоненты могут обслуживать и поддерживать такие черты как манипуля-тивность, представления о своей сверхзначимости, зависимость, приспособление и др.

Полученные нами данные дают основание для расширения исследования структуры и функций эмпатии в контексте различных симптомокомплексов личности.

1. Кохут, Х. Анализ самости. - М., 2003.

2. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. - 2012. - № 8.

3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.

4. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. - Минск, 2006.

5. Ширинская, Н.Е. Эмоциональный интеллект как сдерживающий фактор развития синдрома эмоционального выгорания / Н.Е. Ширинская, А.Р. Гайнанова, И.А. Пухов // Сб. ст. по материалам XXXV междунар. научно-практич. конф. № 12. - Новосибирск, 2013.

6. Павлова, О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа // Вопросы философии. - 2010. - № 6.

7. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - СПб., 2013.

8. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособ. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М., 2002.

9. Шамшикова, О.А. Опросник «Нарциссические черты личности» / О.А. Шамшикова, Н.М. Клепикова // Психологический журнал. -2010. - № 2. - Т. 31.

10. Грачёва, И.И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. -2006. - № 6. - Т. 27.

11. Большунова, Н.Я. Характер и его развитие в современных социокультурных условиях: учеб. пособие. - Новосибирск, 2012.

12. Большунова, Н.Я. Проблемное поле юношеского самоопределения в современной социокультурной ситуации // Материалы ^ Международной научно-практич. конф. - Новосибирск, 2010.

Bibliography

1. Kokhut, Kh. Analiz samosti. - M., 2003.

2. Basova, A.G. Ponyatie ehmpatii v otechestvennoyj i zarubezhnoyj psikhologii // Molodoyj uchenihyj. - 2012. - № 8.

3. Boyjko, V.V. Ehnergiya ehmociyj v obthenii: vzglyad na sebya i drugikh. - M., 1996.

4. Ponomareva, M.A. Ehmpatiya: teoriya, diagnostika, razvitie: monografiya. - Minsk, 2006.

5. Shirinskaya, N.E. Ehmocionaljnihyj intellekt kak sderzhivayuthiyj faktor razvitiya sindroma ehmocionaljnogo vihgoraniya / N.E. Shirinskaya, A.R. Gayjnanova, I.A. Pukhov // Sb. st. po materialam XXXV mezhdunar. nauchno-praktich. konf. № 12. - Novosibirsk, 2013.

6. Pavlova, O.N. Civilizacionnihyj fenomen narcissizma: vektorih objhektivacii v paradigme psikhoanaliza // Voprosih filosofii. - 2010. - № 6.

7. Iljin, E.P. Psikhologiya pomothi. Aljtruizm, ehgoizm, ehmpatiya. - SPb., 2013.

8. Fetiskin, N.P. Socialjno-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malihkh grupp: ucheb. posob. / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuyjlov. - M., 2002.

9. Shamshikova, O.A. Oprosnik «Narcissicheskie chertih lichnosti» / O.A. Shamshikova, N.M. Klepikova // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2010. - № 2. - T. 31.

10. Grachyova, I.I. Adaptaciya metodiki «Mnogomernaya shkala perfekcionizma» P. Khjyuitta i G. Fletta // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2006. -№ 6. - T. 27.

11. Boljshunova, N.Ya. Kharakter i ego razvitie v sovremennihkh sociokuljturnihkh usloviyakh: ucheb. posobie. - Novosibirsk, 2012.

12. Boljshunova, N.Ya. Problemnoe pole yunosheskogo samoopredeleniya v sovremennoyj sociokuljturnoyj situacii // Materialih IY Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Novosibirsk, 2010.

Статья поступила в редакцию 21.10.14

УДК 159.9:34

Vasilenko Ye.V. PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EXTREME SITUATIONS IN THE PRACTICE OF POLICE. The article is aimed at the integrated study of extreme situations, typical of the professional work in police. The paper presents the author's generalized classification of extreme situations that can be identified by their distinctive characteristics. The research will be of interest to teachers of Psychology in higher education institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia, as it discloses a summary of the author's elective course on "Psychology of extreme situations" for students whose goal is to increase the level of psychological competence of future police officers, their psychological preparedness and professional psychological stability, when working in extreme conditions of professional activity. Within the curriculum of the elective course the author studies the specifics of the affection of emergencies upon a person. The list of individual reactions to danger includes short-stopping, agitation, mobilization, psychological shock. The researcher offers her methods of dealing in extreme situations.

Key words: extreme situation, professional extreme situation, psychogenic factors, elective course, extreme factors, professional training.

Е.В. Василенко, канд. психол. наук, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского филиала МВД России, г. Ставрополь, E-mail: elena.vasilenko.com@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

Статья посвящена комплексному исследованию экстремальных ситуаций, характерных для профессиональной деятельности полиции. Представленная автором обобщенная классификация экстремальных ситуаций, позволяет выделить их отличительные характеристики. Статья будет интересна преподавателям-психологам вузов МВД России, т.к. в ней раскрыто краткое содержание авторского элективного курса «Психология экстремальных ситуаций» для курсантов и слушателей, целью которого является повышение уровня психологической компетентности будущих сотрудников ОВД, их психологической подготовленности и профессионально-психологической устойчивости при работе в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности.

Ключевые слова: экстремальная ситуация, профессиональные экстремальные ситуации, психогенные факторы, элективный курс, экстремальные факторы, профессиональная подготовка.

В нашей жизни существует множество профессий, включающих человека в экстремальные ситуации. Известно, что деятельность сотрудников МВД характеризуется такими ситуациями, которые отличаются наличием в них факторов, обладающих силой влияния на людей и их деятельность, именуемых экстремальными. В последние годы наблюдается тенденция повышения экстремальности деятельности ОВД, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций [1, с. 531-533].

Разносторонние исследования, проводимые психологами системы органов внутренних дел Адаевым А.И., Аболиным Л.М., Васильевым В.А., Волковым А.А., Столяренко А.М., Смирновым В.Н., Цой А.А., Чудновским В.Э., Човдыровой Г.С. и другими учеными, указывают нам на то, что служебная деятельность сотрудников ОВД сопряжена с широким спектром экстремальных ситуаций и протекает в экстремальных условиях.

Наиболее важным компонентом в понимании экстремальных ситуаций является наличие воздействия на человека негативных факторов, физических и психологических, несущих ре-

альную опасность для его здоровья и жизни, т.е. экстремальные ситуации, в первую очередь характеризуются именно наличием негативно воздействующих факторов, отдельные компоненты которых резко отличаются от нормативных (экстремальные факторы) [2].

Проведенный нами анализ показал, что к экстремальным относятся ситуации, для которых характерны:

1. Различные эмоциональные воздействия, связанные с опасностью, трудностью, новизной, высокой ответственностью выполняемой деятельности, ограничением лимита времени на принятие решения и др.

2. Ситуации, сопровождающиеся опасностью массового поражения, чувством беззащитности, наличием непосредственной угрозы для жизни.

3. Чрезмерные нагрузки на психику и тело человека.

4. Чрезмерные нагрузки на речевые функции, особенно при дефиците информации.

5. Чрезмерные физические нагрузки, перенапряжение сил.

6. Воздействие значительных ускорений, вестибулярных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.