словесным перепалкам или даже к физическому воздействию. В данных условиях тем более принципиально, чтобы следователь демонстрировал присутствие духа, выдержку, сдержанность, корректное, обходительное отношение к обыскиваемому, членам его семьи.
В процессе обыска обыскивающие ведут надзор за признаками, которые считаются значимыми, показательными: характеристиками предметов, поведением людей, а в кое-каких случаях -за реакциями животных и птиц. Наблюдение за окружающими бытовыми характеристиками помогает отыскать наиболее места сокрытия искомого. Методом наблюдения за поведением обыскиваемого, членов его семьи возможно обнаружить признаки, указывающие на сокрытия отпечатков, орудий правонарушения, разыскиваемых документов, ценностей. В конце концов, надзор за поведением животных и птиц часто помогает обнаружить тайники. Так, известно, что часто домашние животные испытывают волнение вблизи местонахождения трупа. Собаки, птицы собственным возбужденным поведением указывают на наличие чего-то необычного в привычных для них местах.
Психологическое влияние на следователя оказывают и иные составляющие быта. К примеру, присутствие загроможденных, захламленных помещений, нечистые предметы и вещи вызывают у членов следственной группы естественные для всякого человека чувства отвращения и брезгливости. Впрочем, принципиально важно для специалиста уметь заставить себя преодолеть их и с не меньшей тщательностью обыскать все неприглядные закоулки жилплощади. В данной ситуации важно понимать, что злоумышленники, будучи весьма тонкими житейскими психологами, используют негативные эмоции человека в расчете на то, что именно в особо грязных и зловонных местах следователи не будут искать слишком тщательно, поэтому и прячут искомые улики именно между таких вещей.
Предвидя возможность обыска, преступник желает спрятать орудия правонарушения таким образом, дабы чужие лица не сумели их отыскать. С данной целью он, как правило, не использует пространства и предметы, предназначенные для простого хранения вещей, средств, ценностей (например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п.), а выбирает в качестве тайников и хранилищ пространства и предметы абсолютно иного предназначения.[1]
Итак, можно сделать вывод, что обыск представляет из себя одно из предусмотренных УПК следственных действий, имеющее свой порядок производства, свою цель и свои особенности.
Производя обыск у подозреваемого (обвиняемого), следователь имеет возможность там же получить сведения, касающиеся его личности, связей с преступным миром, друзей и т.п.
Полученные сведения могут повлиять как на квалификацию уголовного дела, так и на его
исход.
Согласно ст.177 УПК, следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, имеющие значение для дела, производит обыск для их нахождения и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов или животных.[3]
Как видно из данной уголовно-процессуальной нормы, целью обыска является розыск и изъятие имеющих значение для дела объектов.
Рассмотрев психологические особенности обыскиваемого и следователя, можно отметить, что успех обыска в значительной мере зависит от интеллектуально-волевых качеств следователя: от гибкости его интеллектуальной деятельности, развитости воссоздающего воображения, выдержки, настойчивости, профессионализма, самообладания, способности к длительному напряжению в преодолении трудностей. Отдельные из этих качеств могут быть хорошо развиты, другие -недостаточно. При подборе участников обыска следователю необходимо учитывать свои психические особенности, компенсировать свои слабо развитые качества в системе групповой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Васильев, В.Л. Юридическая психология. - М., 2003. - 245 с.
2. Левченко, О. , Камардина, А. Неотложные следственные действия и проблемы их производства: учебное пособие. -Оренбург: ОГУ, 2012, - С. 117-125.
3. Уголовный кодекс РФ. - М., 2009.
Е.Г. Петрова, Н.Ю. Иванова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. С каждым годом количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, растет. Причем сами несовершеннолетние могут выступать в роли подозреваемых, потерпевших или свидетелей. Процесс расследования таких преступлений очень сложный и тре-
бует от следователя специальных знаний из области детской психологии и педагогики. Одно из самых распространенных действий при расследовании любых преступлений - это допрос, в ходе которого можно получить довольно ценную информацию для разработки версий и планирования расследования. Однако допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая связана с их психологическими возрастными особенностями.
Ключевые слова: допрос, психологические особенности допроса, психологические особенности несовершеннолетних, психологические особенности допроса несовершеннолетних.
E. G. Petrova, N. Y. Ivanova PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INTERROGATION OF A MINOR
Abstract. Every year the number of crimes committed with participation of minors increases. And do a minor can act as suspects, victims or witnesses. The process of investigation of such crimes is very difficult and requires the investigator special knowledge of child psychology and pedagogy. One of the most common actions in the investigation of any crime is the interrogation, in which you can get quite valuable information for the development of version and investigation planning. However, the interrogation of a minor has its own specifics, which is related to their psychological age characteristics.
Keywords: interrogation, psychological features of interrogation, the psychological characteristics of minors, psychological features of interrogation of a minor.
С каждым годом количество преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, растет. Причем сами несовершеннолетние могут выступать в роли подозреваемых, потерпевших или свидетелей. Процесс расследования таких преступлений очень сложный и требует от следователя специальных знаний из области детской психологии и педагогики. Одно из самых распространенных действий при расследовании любых преступлений - это допрос, в ходе которого можно получить довольно ценную информацию для разработки версий и планирования расследования. Однако допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая связана с их психологическими возрастными особенностями.
Как показывает практика, знание психологических особенностей подростков позволяет верно интерпретировать информацию, полученную в ходе допроса. А при проведении допроса, помимо общих закономерностей, присущих данному процессу, необходимо учитывать специфику психических особенностей, которые связаны с возрастом несовершеннолетних.
Целью настоящей работы является изучение психологических особенностей допроса несовершеннолетних.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить возрастные особенности психики несовершеннолетних;
2. раскрыть индивидуально-психологические особенности психики несовершеннолетних;
3. рассмотреть тактику ведения допроса;
4. определить методы установления психологического контакта с несовершеннолетним при допросе.
Объектом исследования являются возрастные особенности психики несовершеннолетних.
Предметом исследования выступают психологические особенности допроса несовершеннолетних.
Возрастные особенности психики несовершеннолетних связаны, в первую очередь, с ограниченностью их жизненного опыта. Это обусловливает то, что запас знаний и представлений так же ограничен, а адаптивные поведенческие навыки находятся на стадии формирования.
Процесс развития подростка сопровождается существенными сдвигами в его психике, и в первую очередь - весьма активное развитие системы социальных связей. Важнейшая особенность несовершеннолетних - это интенсивное физическое и половое развитие. [1]
На данном возрастном этапе ведущей потребностью является потребность в самоутверждении. Реализация данной потребности может проходить в пределах малой контактной группы (компании), что может повлечь ряд негативных последствий и явлений. Это обусловливает одну из основных мер по предупреждению правонарушений с участием несовершеннолетних. Она заключается в расширении его социальных связей, вовлечении в разнообразные социальные группы. [5]
В процессе развития подросток активно ищет для себя референтную группу, друзей и товарищей и, найдя их, всеми силами стремится самоутвердиться. Довольно часто такое самоутверждение и делает его «трудным», так как основными психологическими особенностями данного подросткового периода являются: суггестивность,
групповая зависимость, повышенная конформность, демонстративная независимость, бравада,
подверженность поведения особым подростковым стереотипам, зависимость от референтной группы, склонность к рискованным действиям, негативизм,
недостаточный социальный самоконтроль повышенная подражательность кумирам .
К отличительным особенностям формирования чувственных представлений несовершеннолетних относятся: наглядно-эмоциональная направленность, некоторый дисбаланс в деятельности первой и второй сигнальных систем, недостаточная развитость обобщений по существенным признакам, недостаточная категориальная отнесенность, склонность к генерализованным обобщениям по несущественным признакам явлений.
Подросткам присущ меньший объем восприятия и долговременной памяти, меньшая точность отражения пространственных качеств объектов, таких как: их величина, удаленность, конфигурация, цветовые оттенки. Особенности памяти несовершеннолетних лиц в процессе допроса проявляются в тех ситуациях, когда необходимо вербальное воспроизведение увиденного и услышанного.
У несовершеннолетних затруднены последовательность рассуждений и обоснование отдельных положений, выражающееся в пропуске отдельных звеньев доказательств, их перестановке, введении лишних смысловых звеньев. Они чаще взрослых могут допускать ошибки при определении продолжительности временных интервалов, могут искажать последовательность в событиях. Постоянная потребность в новых впечатлениях может усиливать их ретроактивное и проак-тивное торможение.
Исходя из всех этих особенностей, следователю целесообразно применять методы, которые направленны на оказание мнемической помощи несовершеннолетним. Для активизации памяти подростков можно использовать следующие методы: методы аналогии или сравнения,
методы постановки напоминающих и контрольных вопросов, которые также помогут проверить и уточнить показания,
методы, позволяющие освещать событие с различных сторон.
Еще одна особенность несовершеннолетних - недостаточная сформированность понятийной сферы, что довольно часто приводит к неправильному употреблению терминов и понятий.
Неточность показаний несовершеннолетних может обусловливаться подражательностью и стремлением говорить «как надо». При этом, психике подростков присуще такие существенные для установления истины по расследуемому делу качествами, как:
повышенная ориентировочно-исследовательская деятельность,
направленность внимания на экстраординарные события,
обостренное внимание к отдельным деталям события,
искренность,
непосредственность,
правдивость.
Еще одна характерная особенность несовершеннолетних - это более стабильный, по сравнению со взрослыми, распорядок жизнедеятельности, что может позволить в ряде случаев определить примерное время совершения и период продолжительности расследуемых событий, а также их пространственную локализацию.
Стоит также отметить, что если при даче ложных показаний, несовершеннолетние чаще допускают противоречия, несоответствия, детали их «легенды» менее продуманны.
К индивидуально-психологическим особенностям личности относят ее направленность, особенности темперамента, доминирующие черты характера, уровень самооценки, преобладающие механизмы психологической защиты, сформированные способы преодоления трудных жизненных ситуаций и т.д.
Специфика индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних состоит в несформированности всех этих компонентов. При этом, устойчивые тенденции в индивидуально-личностных особенностях индивида прослеживаются уже в подростковом возрасте.
Незрелость личности, как правило, отличает неустойчивая самооценка несовершеннолетних. Помимо этого, если наблюдается резкое несоответствие между самооценкой несовершеннолетнего и оценкой, данной его ближайшим социальным окружением (родители, педагоги, одноклассники и т. д.), то это может быть психодиагностическим признаком предрасположенности
несовершеннолетнего к различным видам девиантного поведения, в которые входит и криминальное. При допросе таких несовершеннолетних, с учетом лабильности их самооценки, очень важно способствовать ее повышению. Это можно сделать, акцентируя внимание на позитивные качества личности несовершеннолетнего, на его заслугах и успехах. Применение такого подхода способствует формированию у несовершеннолетнего положительного отношения как к следователю, так и правоохранительным органам в целом.
Также весьма значительную роль в предкриминальных и криминальных ситуациях, играют акцентуации характера человека. Однако необходимо помнить, что типы акцентуаций характера, которые присущи несовершеннолетним, хотя и сходны со взрослыми, но при этом, их проявление имеет свои возрастные особенности. При определении метода допроса необходимо учитывать доминирующие личностные характеристики, которые присущи конкретному типу акцентуации характера несовершеннолетнего. Выделяют следующие типы акцентуации:
«Гипертимный». Несовершеннолетние с такой акцентуацией характера характеризуются: приподнятостью настроения, потребностью в активной деятельности, недисциплинированностью, легкомыслием. У них в поведении могут проявляться следующие виды нарушения: склонность к употреблению психоактивных веществ, импульсивность, к антисоциальной среде, тяга к риску. При их допросе стоит поддерживать быстрый и эмоциональный темп речи, не надо долго задерживаться на одной теме, лучше почаще передавать инициативу в разговоре несовершеннолетнему. Оптимальным методом ведения допроса лиц с такой акцентуацией характера - «свободный рассказ».
«Циклоидный». Лицам с такой акцентуацией характера присуща цикличность изменения эмоционального фона, смена периодов подъема настроения фазами понижения и наоборот. Типичными нарушениями в поведении в периоды подъема являются склонность к употреблению психоактивных веществ, а в периоды спада мысли о самоубийстве. В процессе допроса несовершеннолетних с данной акцентуацией характера желательно поддерживать у них позитивный эмоциональный настрой, стараться подчеркивать их положительные качества.
«Лабильный». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: богатые, яркие и глубокие эмоциональные переживания, повышенная чувствительность к любым знакам внимания, острые аффективные реакции при отсутствии эмоциональной поддержки. При допросе необходима постоянная демонстрация внимания к ним, к информации которую они предоставляют, к их эмоциям и чувствам, сопереживание им, используя для этого психотехнику «активного слушания».
«Шизоидный». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: скрытность, недоверчивость, склонность к одиночеству, внушаемость, подозрительность, избирательность внимания, негативизм, неожиданная откровенность перед чужими людьми, неумение сопереживать. Если ситуация складывается неблагоприятно они могут либо «замкнуться в себе», либо совершить какие-нибудь неожиданные и своеобразные поступки. В начале допроса не стоит проявлять чрезмерную напористость и настойчивость. Разговор лучше начать с какой-нибудь нейтральной, относительно расследования преступления, темы и уже после установления психологического контакта можно начать задавать вопросы, релевантные для расследования конкретного преступления.
«Астено-невротический». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: капризность, повышенная утомляемость, тревожность, мнительность, пугливость, раздражительность. При допросе важно установить и постоянно поддерживать психологический контакт. При проявлении признаков утомления необходимо предоставить возможность для отдыха. Им могут быть присущи неприязнь и слабо мотивированные вспышки агрессии в отношении старших, поэтом при подготовке к допросу следует выяснить особенности взаимоотношений в семье, в учебном заведении и т. д. и учитывать их при допросе несовершеннолетнего.
«Сензитивный». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: повышенное чувство долга, робость и застенчивость, впечатлительность, избегание шумных компаний. При всем при этом на допросе они могут демонстрировать наигранную развязность. Следователю при допросе необходимо постоянно сдерживать у себя проявление любых негативных эмоций, так как грубость может вызывать вспышки агрессии, что затруднит получение правдивой информации.
«Психастенический». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: моторная неловкость, склонность к самоанализу, нерешительность, неуверенность принятия решений. При этом они могут проявлять исполнительность и дисциплинированность, что может побудить их давать показания, опираясь на «надуманные», либо услышанные факты, а не на реально воспринятые. Допрос нужно вести спокойным, доброжелательным тоном, постоянно подчеркивая значимость показаний несовершеннолетнего.
«Эпилептоидный». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: аффективная взрывчатость, повышенное чувство аккуратности, педантизм, бережливость. Им тяжело
вступать в коммуникативный контакт с незнакомыми и малознакомыми людьми. При допросе необходимо проявлять терпение, чуткость, неторопливость и тактичность. В начале беседы необходимо дать возможность выговориться на актуальную для несовершеннолетнего тему.
«Истероидный». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: потребность в привлечении к себе внимания, претензия на роль лидера, эгоцентризм, повышенная яркость эмоций, демонстративный тип поведения. На допросе они будут стараться сконцентрировать внимание окружающих на себе.
«Неустойчивый». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: безвольность при достижении цели, непослушание, ленивость, легкая подчиняемость. При неблагоприятных окружающих условиях может проявляться тяга к антисоциальному поведению, наркотикам и к групповым формам правонарушений. В ходе допроса могут возникать сложности с концентрацией внимания на одной теме в процессе «свободного рассказа». Следователю при допросе стоит направлять их мыслительную и мнемическую деятельность используя для этого уточняющие вопросы.
«Конформный». Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера присущи: зависимость, подчинение мнению окружающих, банальность в суждениях. Податливость и некритичность к действиям может привести к вовлечению в преступную группу. При допросе важно отсутствие какого-либо давления со стороны лиц, которые заинтересованы в каком-то конкретном исходе дела.
Типы темперамента, которые доминируют у несовершеннолетних, полностью совпадают с типами темперамента, которые наблюдаются у взрослых.
Темперамент - это составной элемент модуляционной (психофизиологической) сферы личности человека, который оказывает динамическое влияние на все его остальные психологические особенности .
Учет типа темперамента допрашиваемого позволит следователю выбрать оптимальный темп будущей беседы с ним, который будет способствовать максимальному восприятию и передаче информации. Например, беседуя с холериком и сангвиником можно использовать высокий темп речи и интенсивные переходы от одной темы к другой. Медленный темп разговора лучше применять с флегматиком, сопровождая его постепенными переходами от одной темы к другой. В беседе с меланхоликами следует проявлять терпеливость, так как при общении с ними очень важна неторопливость и детальный подход.
Допрос несовершеннолетних имеет свои психологические особенности. Причем необходимо понимать, что несовершеннолетний может проходить по делу как подозреваемый, а может и как пострадавший или свидетель. В каждом из этих случаев есть свои психологические особенности, которые необходимо учитывать при ведении допроса.
Для того, чтобы определить тактику допроса несовершеннолетних подозреваемых в совершении преступления целесообразно учитывать направленность личности данной возрастной категории. Г.М. Миньковский, в зависимости от типологии несовершеннолетних преступников, предлагает следующую классификацию преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами : случайное, противоречащее направленности личности;
реально возможное, с учетом общей неустойчивости личной направленности; соответствующее антиобщественной направленности личности, но случайным с точки зрения повода и ситуации.
Данная классификация позволяет определить роль несовершеннолетнего в расследуемом преступлении. В первой ситуации несовершеннолетний - жертва, действовавшая под воздействием обстоятельств. Во второй ситуации преступление могло быть как совершенным под воздействием сложившихся обстоятельств, так и сознательно спровоцированным и реализованным преступным умыслом. Третья ситуация - когда несовершеннолетний с антиобщественной направленностью личности сам провоцирует преступление и совершает его не зависимо от внешних условий. Роль несовершеннолетнего в преступлении, в соответствии с указанной классификацией необходимо учитывать в процессе его допроса.
Перед допросом несовершеннолетнего правонарушителя необходимо узнать, в каких условиях он проживает, особенности его воспитания, социальных связей, интересов и т.д., что позволит установить с ним коммуникативный и психологический контакт. Все эти сведения можно получить при беседе с родителями, учителями, участковым инспектором, а так же от инспекторов детской комнаты милиции. [2]
Продолжительность допроса несовершеннолетнего должна составлять не больше одного часа. Если проводится допрос несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, то обязательно присутствие педагога. Он дает необходимые консультации, позволяющие определить формы постановки вопросов, а так же дает рекомендации по установлению психологического контакта с несовершеннолетним.
Обстановка при проведении допроса должна быть спокойной и бесконфликтной. Вначале несовершеннолетнему допрашиваемому разъясняют, по какому обстоятельству проводится допрос, поясняются его обязанности и права, описываются функции всех лиц, которые присутствуют при допросе. Далее можно провести ознакомительную (не формальную) беседу о жизни самого подростка и о его социально-бытовых условиях. Участие в беседе могут принимать все присутствующие при допросе лица. После того, как контакт будет установлен, следователь побуждает допрашиваемого к свободному рассказу. Такой рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, однако, его не следует прерывать или пытаться подсказывать его направление .
При помощи контрольных вопросов необходимо определить ориентацию несовершеннолетнего в последовательности событий, а также степень понимания их сущности. Особенно существенным при допросе является оказание несовершеннолетнему мнемической помощи.
Если диагностируется ложность показаний, следователь должен определить их мотивы, например: чувство ложного товарищества, страха, возникшего в результате угрозы и запугивания заинтересованного лица, советы близких, стыда, неприязнь к следователю.
В ходе допроса необходимо придерживаться ряда педагогических требований: не фиксировать внимание на обстоятельствах, которые могут нанести вред воспитанию, пресекать жаргонные и нецензурные выражения,
не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности.
Речь следователя должна быть предельно корректной. Допустимо использование иронии, метких и острых определений, высоко ценимых подростками. Необходимо проявлять уважение к личности несовершеннолетнего. Нельзя допускать панибратства, заискивания и т.д.
В целом, учет следователем индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних участников допроса позволит повысить его эффективность.
Как уже говорилось ранее, получение достоверных сведений, относительно обстоятельств расследуемого правонарушения, связано с необходимостью установить психологический контакт с несовершеннолетним. Важность и сложность данного процесса в отношении несовершеннолетних, и в первую очередь в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, подчеркивается неоспоримо. Именно установление психологического контакта и своевременное распознавание ложных высказываний вызывает у следователей наибольшие трудности при производстве допроса. В связи с этим я считаю целесообразным рассмотреть проблему установления психологического контакта с несовершеннолетними допрашиваемыми. Для установления психологического контакта с несовершеннолетними следователь может использовать ряд психологических приемов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Правило «накопления согласия». [4] Суть данного метода заключается в следующем: в начале беседы задаются только те вопросы, на которые несовершеннолетний может дать положительные ответы. При этом важно, чтобы у допрашиваемого было позитивное отношение к темам, по которым задаются вышеуказанные вопросы. Так, например:
при фиксации даты рождения несовершеннолетнего допрашиваемого, следователь может уточнить у него, как проходило его детство или попросить рассказать о его родных, родителях, братьях и сестрах;
в процессе фиксации сведений об образовании можно уточнить у допрашиваемого, где и когда он учился и какие впечатления он сохранил об этом учебном заведении, о преподавателях, спросить о его связи с учениками;
в процессе заполнения графы о месте рождения, можно показать некоторые знания об этих местах или просто положительно отозваться о них;
если несовершеннолетний работает - можно задать вопросы о специальности допрашиваемого, о ее достоинствах и недостатках. [3]
Тактика данного приема заключается в том, что допрос начинается с «нейтральных» вопросов, которые не вызывают у несовершеннолетнего тревоги. Постепенно задаваемые вопросы усложняются, приближаясь к сути обсуждаемой проблемы.
2. Демонстрация общности взглядов, оценок, интересов по некоторым вопросам. Для психологического сближения с допрашиваемым несовершеннолетним следователь может находить и акцентировать внимание на том, что может сблизить его с несовершеннолетним:
гендерная принадлежность, способы проведения досуга, землячество, элементы биографии, место жительства, увлечения,
отношение к спорту и т. д.
3. Прием «психологическое поглаживание» [4] заключается в признании следователем положительных качеств личности несовершеннолетнего допрашиваемого, наличия правоты в его позиции и словах. Следователь должен удовлетворять претензии несовершеннолетнего на «взрослость», подчеркивая, к примеру, что он внешне выглядит совсем как взрослый, зрело рассуждает и т.д. Использование этого приема позволит успокоить несовершеннолетнего, повысить чувство уверенности, сформировать представление о доброжелательном отношении следователя к нему.
Занимаемое место следователя и допрашиваемого относительно друг друга. Личностная территория неосознанно устанавливается каждым из нас, и любое проникновение на нее без нашего на то согласия вызывает негативную реакцию.
Помимо дистанционного существует и временной предел межличностного сближения. Если временной предел межличностного общения повышается, то появляется желание разорвать психологический контакт. Это проявляется в наличии взглядов исподлобья, искоса, беспокойном ерзанье на стуле, отклонении тела в сторону и т. д. С учетом таких поведенческих проявлений необходимо определять продолжительность допроса несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с ч.1 ст. 425 УПК РФ [6] допрос несовершеннолетнего без перерыва не должен составлять более двух часов, и в сумме не более четырех часов в день.
Частота и устойчивость визуального контакта - это основной элемент общения. Одним из признаков отсутствия психологического контакта между собеседниками - постоянное отведение в сторону глаз при общении, наличие взглядов искоса, либо, наоборот, вызывающих взглядов.
Наличие естественной непринужденной мимики, жестов, осанки, а также сходство манеры общения со следователем и принимаемых поз свидетельствует о том, что психологический контакт установлен.
Отсутствие психологического контакта проявляется в наличии состояний напряженности, волнения, беспокойства, тревожности, неприязни, подозрительности.
Каждый возрастной период развития подростка характеризуется разным кругом общения, различными видами ведущих потребностей, отношениями с окружающими его людьми, игровой деятельностью, увлечениями, ценностными ориентирами, уровнями социального функционирования, интеллектом и развитием, направленностью личности. Каждый из этих факторов оказывает существенное влияние на его сознание, поведение, отношение к происходящему, и, в том числе, к процедуре допроса. Независимо от роли несовершеннолетнего в расследуемом деле - свидетеля, потерпевшего или подозреваемого, необходимо учитывать, что его поведение во время допроса во многом определятся возрастными, интеллектуальными и психическими особенностями развития. Это значит, что содержание, форма и достоверность показаний несовершеннолетнего во многом будет зависеть от уровня развития его психики, а также от индивидуально-психологических особенностей личности.
В практической деятельности следователей на сегодняшний день существует ряд проблем, которые связаны с неправильным установлением психологического контакта с несовершеннолетними, а также неверным выбором тактического приема для его установления, что значительно сказывается на качестве и полноте полученных показаний и на результатах допроса в целом, так как успешно осуществить допрос несовершеннолетнего по силам не каждому следователю, и дело здесь не только в юридической подготовке или опыте следственной работы. Для правильного допроса несовершеннолетнего, от каждого следователя помимо знаний криминалистики дополнительно требуются знания по таким предметам как педагогика, общая и детская психология, умение правильно выбрать собственную линию поведения, чтобы успешно выполнить поставленную задачу.
Таким образом, поставленная перед нами цель достигнута. Мы изучили возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних лиц, как они могут влиять на полученные показания и каким образом способствуют выбору правильной тактике ведения допроса. Изучили особенности проведения допроса несовершеннолетних на каждом его этапе и рассмотрели методы установления психологического контакта с несовершеннолетним.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бажович, О. Я. Основы юридической психологии: Курс лекций. - М.: Экзамен, 2005.
2. Галимов, О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. — СПб: Питер, 2001.
3. Зорин, Г. А. Руководство по практике допроса. - М., 2001.
4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов // Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
5. Яковлев, В.Г. Особенности допроса несовершеннолетних // Государство и право в XXI веке. - 2013. - №2. - С.21-24.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) КонсультантПлюс, 1992-2017. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34481/ (Дата обращения 02.02.2017)
И.В. Пищик
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ЕГО СЕМЬИ
Аннотация: В статье рассматривается проблема организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями и его семьи. Раскрыты и проанализированы основные принципы, формы и методы взаимодействия педагогов-психологов с ребенком группы риска и его семьей.
Ключевые слова: семья группы риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, комплексная поддержка, психологические особенности семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.
I.V. Pischik
PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CHILD WITH DISABILITIES
AND THEIR FAMILIES
Abstract. The article considers the problem of organization of psychological and pedagogical support of the child with disabilities and his family. Disclosed and analyzed the basic principles, forms and methods of interaction between teachers-psychologists with risk child and his family.
Key words: family risk, children with disabilities, psycho-pedagogical support, comprehensive support, psychological characteristics of families with children with disabilities.
Важной проблемой современного специального образования в России является своевременное оказание ранней психолого-педагогической помощи детям и семьям группы риска, так как с каждым годом учащаются случаи рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно медицинской статистке, растет количество детей с нарушениями в развитии, которые получают помощь в системе здравоохранения, при этом практически не осуществляется психолого-педагогическая и социальная помощь. Дети с органическим поражением ЦНС составляют основную группу среди детей с нарушением в развитии. У них выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: социально-эмоциональная, моторно-двигательная, мо-тивационно - потребностная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).
Появление на свет ребенка с такими отклонениями всегда является стрессом для семьи. Дети с отклонениями в развитии и нарушениями двигательных функций ограничены в навыках взаимодействия в социуме и свобода действий, в связи с этим у них проявляется очень высокая зависимость от семьи. Проблемы воспитания и развития «особых» детей ставят перед семьей сложную задачу. Оказываясь в сложной психологической ситуации, родители чувствуют свою вину, боль, горе, часто впадают в отчаяние. Они не знают, что делать, как вести себя. Такие семьи в большей степени нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении. В работе с семьей, которая воспитывает ребенка-инвалида, следует направлять родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, формировать позитивные перспективы его развития, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего.
Оказание психологической поддержки ребенку с ОВЗ и его семье для отечественной науки не стала новшеством. Еще в XIX веке отечественные психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков. И.В. Маляревский и др.) убедились, что положительное влияние родителей благотворно сказывается на самочувствии больного ребенка и его выздоровлении [10]. Для родителей специалисты проводили консультации, а также мероприятия разъяснительного характера, в том числе лекций о природе возникновения дефекта и недостатках семейного воспитания, оказанию им специальной помощи.
Большой вклад в понимание необходимости организации такого вида помощи внес Г. Я. Трошин. Автором была разработана антрополого-гуманистическая концепция, которая рассматривает личность больного ребенка как наивысшую ценность, нуждающуюся в развитии, опеке, родительской любви и защите. Трошин считал, что социум и педагогическое влияние семьи играет важную роль в процессе воспитания аномального ребенка. Свои идеи о понимании сущности развития аномального ребенка и условий, ее обеспечивающих, ученый изложил в известном труде «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» [11].Таким образом, лучшие представители отечественной медицинской, психологической и педагогической наук еще в XIX в. заложили традиции благотворного влияния семьи для разрешения лечебных и воспитательных проблем ребенка с отклонениями в развитии.
Развитие этого опыта было продолжено в России и в советскую эпоху в работах ведущих отечественных психологов, педагогов, психиатров: Н. Л. Белопольской, Л.С. Выготского, С.Д. Забрамной, М.В. Ипполитовой, И.Ю. Левченко, Э.И.Леонгард, А.Р. Маллера, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер, Л.И. Солнцевой, Е.А. Стребелевой, Г. В. Цикото и др [1]. Также советскими учеными (Т.А.Власова, А.П. Гозова, А.И. Дьячков, Б. Д. Корсунская, Н. А. Рау, Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау) в большей степени были освещены вопросы о включении семьи в процесс трудовой адаптации ребенка. Родителям были даны подробные рекомендации, как сформировать у «особых» детей навыки самообслуживания, ознакомить с окружающим миром, развивать познавательную деятельность и т. д.
В своих работах авторы предлагали некоторые формы и методы взаимодействия семьи и школы в воспитании «особого» ребенка: собрания для родителей, различные конференции, совместные мероприятия, дни открытых дверей и индивидуальные беседы и т.д.[6]. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические традиции были в значительной степени утеряны.
В 90-е годы ХХ столетия ситуация в корне поменялась. Сложное демографическое и социально-экономическое положение и необходимость соответствовать мировым тенденциям в развитии цивилизации, сложившееся в России в последние десятилетия, а также требует изучения новых направлений, создания оптимальных условий профилактики и успешной коррекции развития и обучения детей с ОВЗ. Поэтому в современных подходах к воспитанию и адаптации детей с ОВЗ в социуме начали активно привлекать семьи к участию в процессе развития и обучения. Таким образом, значительно возросли потребность общества и спрос на инклюзивное образование.
На сегодняшний день происходят большие изменения в подходах к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Они направлены на формирование и развитие социально-активной личности, которая должна обладать навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из решений реализации этой задач стала образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации не только самого ребенка, но и всей семьи в целом. Помимо этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает не только равные права, а также это возможность выбора подходящего образовательного направления и доступность для любого ребенка вне зависимости от его физических и умственных возможностей.
Существует множество теоретических концепций и моделей инклюзивного обучения детей с ОВЗ, но попыток создания оптимальных условий на практике в настоящее время мало. Для эффективной реализации инклюзивного подхода в образовании необходимо опираться на четкие цели и принципы, создавая под них адекватные управленческие и образовательные модели и технологии. На сегодняшний день актуальным является опыт использования современных технологий и авторских дидактических средств, способов работы по формированию универсальных учебных действий. Таким образом, обеспечивается удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в разных формах обучения. Наряду с этим выходит из поля зрения психологов проблема адаптации подобных детей в социум, в среду их сверстников и психологическое сопровождение этого процесса [4,5]. Необходимо учесть тот факт, что современная психология не имеет экспериментальных разработок, которые позволили бы в полной мере раскрыть специфику психологического сопровождения детей-инвалидов в социуме.
Одно из важнейших направлений деятельности инклюзивного образования - взаимодействие родителей с детьми с ОВЗ и инвалидностью, которые посещают образовательное учреждение, реализующее инклюзивную практику. Эффективность этого направления определяется многими факторами:
• знанием особенностей семьи;
• включением родителей и педагога в междисциплинарную команду специалистов;
• личной мотивацией и готовностью педагога к конструктивному взаимодействию и др.
Такой подход позволяет повысить квалификацию и профессиональную компетентность педагогов и родителей, достичь высокой результативности процесса сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи, сформировать образовательное учреждение как открытое социальное пространство. Еще одним важным показателем изменения образовательной системы - изменение роли семьи в данном процессе [5]. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, рассматривается учеными (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгард, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, Е.М. Мастюкова, Л.И. Солнцева, В.В. Ткачёва и др.) как структуру реабилитации, изначально обладающую всеми возможностями, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. По их мнению, семья как системообразующая детерминанта, как в социальном, так и культурном статусе ребенка, которая предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Комплексное изучение личностных особенностей семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, и разработка конкретных методов психологической, педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в пре-