Научная статья на тему 'Особенности допроса несовершеннолетних'

Особенности допроса несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4057
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ДОПРОС / ТАКТИКА ДОПРОСА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варлова Александра Олеговна, Гнетова Людмила Валентиновна

В данной статье содержится анализ основных характерных особенностей несовершеннолетних, которые в своей профессиональной деятельности должны учитываться дознавателем или следователем при их допросе в процессе расследования уголовного дела. Специфика проведения этого следственного действия обусловлена тем, что допрашивается подросток, который стал свидетелем, потерпевшим или подозреваемым. И, как часто бывает на практике, несовершеннолетний выступает едва ли не единственным источником сведений, которые содержат важную информацию относительно события совершения преступления, а именно о лицах его совершивших, о месте и способе совершения преступления, о размере причинного ущерба, а также о причинах совершения общественно-опасного деяния и многое другое. Результаты таких исследований показали, что при проведении допроса несовершеннолетних, часто дознаватели или следователи не учитывают психологические черты подростка и обстоятельства, оказывающие влияние на развитие как умственных, так и физиологических особенностей несовершеннолетних. А это является необходимым условием для проведения качественных следственных действий с участием несовершеннолетних. В данной статье рассмотрены дискуссионные вопросы, возникающие в следственной практике при допросе несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варлова Александра Олеговна, Гнетова Людмила Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности допроса несовершеннолетних»

УДК 343.98

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Варлова Александра Олеговна, студент (e-mail: varlova.aleksandra.2012@mail.ru) Гнетова Людмила Валентиновна, к.ю.н., доцент Нижегородский государственный университет им. Лобачевского Павловский филиал, г. Павлово, Россия (e-mail: gnotova@yandex.ru)

В данной статье содержится анализ основных характерных особенностей несовершеннолетних, которые в своей профессиональной деятельности должны учитываться дознавателем или следователем при их допросе в процессе расследования уголовного дела.

Специфика проведения этого следственного действия обусловлена тем, что допрашивается подросток, который стал свидетелем, потерпевшим или подозреваемым. И, как часто бывает на практике, несовершеннолетний выступает едва ли не единственным источником сведений, которые содержат важную информацию относительно события совершения преступления, а именно о лицах его совершивших, о месте и способе совершения преступления, о размере причинного ущерба, а также о причинах совершения общественно-опасного деяния и многое другое.

Результаты таких исследований показали, что при проведении допроса несовершеннолетних, часто дознаватели или следователи не учитывают психологические черты подростка и обстоятельства, оказывающие влияние на развитие как умственных, так и физиологических особенностей несовершеннолетних. А это является необходимым условием для проведения качественных следственных действий с участием несовершеннолетних.

В данной статье рассмотрены дискуссионные вопросы, возникающие в следственной практике при допросе несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, допрос, тактика допроса, психологические особенности.

Допрос является достаточно сложным следственным действием, имеющий различного рода аспекты - психологический, криминологический, этический, процессуальный. Сущность допроса заключается в оказании психологического воздействия допрашивающего лица на допрашиваемого подростка. Основной целью допроса является получение от допрашиваемого несовершеннолетнего необходимых сведений о событиях преступления, например, о лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения.

Лица, не достигшие совершеннолетия, являются особыми субъектами уголовно-процессуальных правоотношений. В связи с этим проведение

допросов несовершеннолетних традиционно сопряжено с различного рода трудностями как процессуального, так и психологического порядка.

В отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в каких-либо преступлениях Уголовный кодекс РФ устанавливает строго определенный возраст, а именно с 14 лет. Перед следователями (дознавателями) встает вопрос о том, с какого возраста могут быть допрошены лица, не достигшие совершеннолетия, в качестве потерпевшего или свидетеля. В теории уголовного права данный вопрос является достаточно дискуссионным, поэтому многие авторы приводят различные мнения и доводы. Рассмотрим некоторые из них.

Например, по утверждению ученого Н. И. Порубова, несовершеннолетний может быть допрошен независимо от возраста, если предмет допроса ему по возрасту доступен и ребенок не является умственно отсталым.2 В то же время, другой ученый Е. И. Цымбала считает, что «значимые для дела показания могут быть получены у здоровых детей старше 3 лет и детей с психическими отклонениями средней тяжести старше 5-6 лет. Однако для этого необходимо создание специальных условий при проведении допроса и привлечение психологов, имеющих необходимую подготовку».3 Согласно данным имеется еще мнение и другого ученого -М. М. Мамайчука, который считает, что самый ранний возраст ребенка, участвующего в судеб-

о 4

но-следственных действиях - 2 года.

На наш взгляд, Е.И. Цымбала указал оптимальный возраст, с которого несовершеннолетний может участвовать в допросе в качестве потерпевшего или свидетеля.

Рассмотрим все характерные черты психологических особенностей несовершеннолетних, которых очень часто приходится допрашивать на предварительном следствии и в процессе судебного разбирательства. Дело в том, что с учетом всех этих особенностей строится тактика допроса, формулируются допросы, избирается линия поведения следователя.

Так, дети дошкольного возраста, а именно с 3 до 7 лет, отличаются крайней несосредоточенностью, в силу своего возраста быстро переключаются с одного объекта на другой. Их внимание привлекают необычные, значительные по силе раздражители, например резкие звуки, яркая окраска, необычная форма предметов. Процессы запоминания и организованности отсутствуют. Содержание их памяти, как правило, составляют яркие, образные и логически не связанные друг с другом эпизоды. Нередко в дан-

2 Порубов, Н.И. Информационная сущность допроса / Н.И. Порубов // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 153-156.

3 Цымбал Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно-практической конференции. М., 2013. С. 26.

4 Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учеб. пособие. СПб., 2014. С. 136.

ном процессе допроса используются картинки с изображением предметов, которые необходимо будет установить.

У детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет уже вырабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения, появляется самоконтроль речи и деятельности.5 Для детей характерно отсутствие жизненного опыта, который они заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. Они склонны к преувеличению, не всегда способны описать увиденные ими ранее предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целесообразно бы предъявлять ребенку эти предметы, т.е применяется метод сравнения.

Психология подростков среднего школьного возраста от 11 до 14-15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, усиленным развитием самосознания, проявлением чувства долга и ответственности, потребности к общению. Подростки проявляют самостоятельность в работе, стараются подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда подростки одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей. В данном случае в процессе допроса применяется прием уточнения, который заключается в том, что следователь соответствующими вопросами уточняет необходимые показания, относящиеся к частным моментам, помогающим уточнить отдельные обстоятельства дела, а также прием детализации - постановка вопросов, позволяющих расчленить общие и недостаточно конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и более точно выяснить их6

Особенно хотелось бы отметить Возраст несовершеннолетнего от 14-18 лет, который характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма в целом, ростом физических и интеллектуальных сил и возможностей. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить плохое от хорошего, смелость от лихачества, свободу от своеволия, часто бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину. В данном случае необходимо применить, на наш взгляд, такие приемы допроса, как использование положительных свойств личности, это предполагает постановку вопросов, рассчитанных на стимулирование ранее известных следователю положительных качеств допрашиваемого; прием контроля - тактический прием, заключающийся в постановке вопросов, прямо не относящихся к теме допроса, но позволяющих получить контрольные сведения для проверки правильности показаний об отдельных фактах

5 Арямов А. Особенности детского возраста. - М., 2013. с. 14.

6 Арямов А. Особенности детского возраста. - М., 2013. с. 16;

7 Арямов А. Особенности детского возраста. - М., 2013. с. 18.

В целях обеспечения результатов допроса следователю необходимо воспользоваться такими тактическими приемами подготовки допроса организационного характера, как:

- решения вопроса о способе приглашения несовершеннолетнего на допрос. Например, если ребенок активный, идет на контакт, то можно пригласить на допрос его лично. Если же ребенок запуган, избегает общения, то пригласить на допрос стоит через его законных представителей, опекунов или попечителей, администрацию школы;

- использование видеозаписи. Суть данного приема заключается в фиксации поведения ребенка при допросе. Если ребенок, отвечая на вопросы следователя (дознавателя), смотрит на реакцию его законных представителей, опекунов или попечителей, то, следовательно, можно сделать вывод, что на несовершеннолетнего оказывали воздействие до начала допроса;

- предъявление для опознания в целях, исключающих визуальное наблюдение. Если несовершеннолетний запуган и боится, что его узнает подозреваемый, то в этом случае опознание лица может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение.

Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован ст.ст.191,425 УПК РФ. Согласно ст.191 УПК РФ «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего»

Пока несовершеннолетний осваивается в новой для него обстановке и привыкает к незнакомым людям, беседу лучше начинать с сопровождающим его лицом, а уже в дальнейшем постепенно вовлекать в процесс общения и самого ребенка. Чтобы убедиться в том, что ребенок освоился в новой для него обстановке, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд). В ходе данного следственного действия необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить... Надо вспом-

нить... Ты не мог забыть о том, что...». Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). Задавая вопросы, следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что ребенок не понял вопроса, его необходимо переформулировать и задать еще раз. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы.

Во время проведения допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия, а также в случае необходимости прибегать к использованию современной подростковой лексики. Целесообразнее, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать то, что не каждый ребенок, в силу психического и физиологического развития могут последовательно излагать показания, они могут прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Зачастую бывают случаи, когда в силу душевных волнений, несовершеннолетние могут расплакаться, растеряться и забыть всю необходимую следователю (дознавателю) информацию. В таком случае лицо, проводившее допрос, может задавать уточняющие вопросы, может напомнить отдельные эпизоды уголовного дела.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что несовершеннолетние являются особыми субъектами процессуальных правоотношений, поэтому очень важно выстроить индивидуальную линию поведения дознавателя, следователя при их допросе.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Москва «Про-спект»,2018. - 371 с.

2. Арямов А. Особенности детского возраста. - М., 2013. с. 18.

3. Мамайчук ИИ. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учеб. пособие. СПб., 2014. С. 136.

4. Порубов, Н.И. Информационная сущность допроса / Н.И. Порубов // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2015. - № 4. - С. 153-156.

5. Цымбал Е.И. Проблемы правового регулирования использования психологических познаний при проведении следственных действий с участием несовершеннолетних // Психолого-криминалистические проблемы раскрытия преступлений. Тезисы научно-практической конференции. М., 2013. С. 26.

Varlova Aleksandra Olegovna, student (e-mail: varlova.aleksandra.2012@mail.ru)

Gnetova Ludmila Valentinovna, Cand. Leg. Sci., associate professor Lobachevsky State University Pavlovsky branch, Pavlovo, Russia FEATURES OF INTERROGATION OF MINORS

Abstract. The main content of the study is the analysis of the characteristics of minors, which should be taken into account by the investigator or investigator during their interrogation. The specificity of the investigative action is due to the fact that the interrogation is subject to a child who became a witness, victim or suspect. And, as it happens in practice, often a minor is almost the only source of information that contains the necessary infor-

mation regarding the event of the crime, namely the persons who committed it, the place and method of Commission, the amount of damage, the causes of the crime and much more. The results of many studies have shown that during the interrogation of minors investigators do not take into account their psychological characteristics and circumstances that affect the development of both mental and physiological characteristics of minors. But this is a necessary condition for carrying out investigative actions with the participation of minors. This article discusses the controversial issues arising in the investigative practice during the interrogation of minors.

Keywords. imperfectly-year-old, interrogation, tactics of interrogation, psychological features

УДК 368.8

СТРАХОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РИСКОВ (КИБЕРСТРАХОВАНИЕ) Волкова Татьяна Алексеевна, студентка (е-таИ:уо1коуа12602@таИ.ги) Суслякова Оксана Николаевна, к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Калуга, Россия (е-та11:Апат-11@таи.ги)

В данной статье затрагивается такая актуальная для современной действительности тема как страхование информационных рисков. Проанализированы характерные особенности и необходимость данного вида страхования. Цель статьи - показать, что одним из основных методов защиты от кибер-атак, похищения важной информации, денег и от введения вирусов является киберстрахование.

Ключевые слова: киберпреступность, киберстрахование, информационные риски, информационная безопасность, кибер-риск, кибер-атака

Современное развивающееся общество характеризуется в первую очередь глобальными взаимосвязями между различными субъектами. В связи с этим все больший масштаб в мире и в России в частности приобретает киберпреступность.

Киберпреступность - это общее наименование компьютерных правонарушений (взломы файлов, похищение секретов и денег со счетов банков), а также компьютерное хулиганство (введение вирусов и т.п.) [1].

Одним из возможных методов защиты от кибер-атак и негативных последствий от них может выступать кибер-страхование. Кибер-страхование - это страховой продукт по защите информационных рисков любых компаний, чей бизнес прямым или косвенным образом связан с обработкой и хранением данных [2, с. 13].

Проще говоря, киберпреступность подразумевает хищение денег и ценных бумаг со счетов организаций, важной информации при помощи взлома

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.