УДК 37.014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ
Лушпаева И.И., Павлова О.Ю.
Социальный интеллект - относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В своей экспериментальной работе мы опирались на следующее определение социального интеллекта как «специальную способность, заключающуюся в способности формировать отношение к самому себе, понимать своё поведение и поведение окружающих, анализировать и предвидеть развитие ситуации взаимодействия, эмоциональном чувствовании её личностного и социальнопсихологического контекста» (Е.И. Алешиной (Михайловой)).
Экспериментальное исследование основывалось на комплексном подходе и охватывало ряд характерологических, психофизиологических и психологических компонентов структуры социального интеллекта студентов КНИИ (КХТИ) 1,4,5 курсов факультета подготовки социальных работников. По результатам полученных данных можно сделать следующие выводы.
В 1 группе исследуемых (1 курс) значительно выражены показатели личностных черт, эмоционального интеллекта. У испытуемых 1 группы развиты эмоциональная лабильность, индивидуалистичность, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
Изменение ведущих параметров наблюдается во второй группе испытуемых (4 курс) в личностных чертах и эмоциональном интеллекте -пессимистичность, тревожность, индивидуалистичность, и распознавание эмоций других людей.
3. В третьей исследуемой группе (5 курс) показатели личностных черт претерпели изменения (развиты ригидность, тревожность,
индивидуалистичность).
Таким образом, социальный интеллект позволяет анализировать социальную действительность и социальные явления во взаимосвязи всех внутренних качеств, в единстве внутренних противоречий. Формирование социального интеллекта и социального мышления исторически обусловлено и подчинено историческим закономерностям.
Цель: изучение психологических особенностей динамических
характеристик социального интеллекта студентов
Метод или методология проведения работы: факторный анализ развития социального интеллекта и личностных качеств студентов КНИИ (КХТИ), влияющих на параметры выделенных нами блоков психодиагностических методик на протяжении их обучения в ВУЗе
Результаты: На развитие социального интеллекта влияют в
определенных весах не все параметры выделенных нами блоков тестов, однако в различных группах испытуемых можно выделить одинаковые факторы, имеющие нагрузки на соответствующие переменные.
Такими параметрами являются:
1) блок личностных черт
2) блок эмоционального интеллекта
Основной вклад в индивидуальных различия вносят факторы личностных черт, которые присутствуют во всех исследуемых группах. На развитие социального интеллекта и индивидуально-психологические различия испытуемых влияют проблемы развития поведенческих реакций, и организационных и коммуникативных, перцептивно-невербальных способностей, а для третьей группы еще и эмоциональный интеллект
Область применения результатов: развитие теории изучения
социального интеллекта как процесса, написание методических пособий и разработку тренинговых занятий развития социального интеллекта
специалистов сферы деятельности человек-человек, к перспективным направлениям нашего исследования можно отнести проведение исследований, направленных на изучение гендерных, возрастных, профессиональных особенностей динамических характеристик социального интеллекта студентов Ключевые слова: социальный интеллект; симптомокомплекс,
факторный анализ, социальная действительность.
PSYCHOLOGICAL NUANCES OF DYNAMIC CHARACTERISTICS OF SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS
Lushpaeva I.I., Pavlova O.Y.
Social Intelligence - a relatively new concept in psychological science, which is in the process of development and refinement.
In his experimental work, we relied on the following definition of social intelligence as "a special ability is the ability to generate attitude to oneself, to understand their behavior and the behavior of others, to analyze and predict the development of the situation of interaction, emotional feeling, its personal, social and psychological context"
An experimental study was based on an integrated approach and covered a number of character, psycho-physiological and psychological components of the structure of social intelligence of students KNII (Kazan State Technological University), 1,4,5 courses for the department of social workers.
As a result of the data obtained the following conclusions
A. In one group of subjects (1 course) is significantly expressed in indicators of personality traits, emotional intelligence. We tested a group of developed emotional lability, individualistic, control your emotions, empathy, definition of emotions of other people.
B. Changing the parameters is observed leading to the second group of subjects (4 course) in the personality traits and emotional intelligence- pessimism, anxiety, individualistic, and definition of emotions of other people
C. In the third study group (5 course ) indices of personality traits have
evolved (developed rigidity, anxiety, and individualistic).
In conclusion, the social intelligence can analyze the social reality and social phenomena in the relationship of all internal qualities, in the unity of the internal contradictions
The formation of social intelligence and social thinking historically
conditioned and subject to historical patterns.
Purpose Study of the psychological characteristics of the dynamic characteristics of the social intelligence of students
Methodology Factor analysis of social intelligence and personal qualities of students KNII (Kazan State Technological University), influencing the parameters we selected blocks of diagnostics instruments for their studies at university
Results The development of social intelligence in the influence of certain scales, not all parameters of the selected blocks of our tests, but in different groups of subjects can be identified the same factors that have to load the appropriate variables. These parameters are
1) block of personality traits
2) block of emotional intelligence
The main contribution to individual differences in personality traits are contributing factors that are present in all groups. The development of social intelligence, and individual psychological differences in subjects affected by the development of behavioral problems, and organizational and communicative, perceptual abilities, nonverbal, and for the third group is also emotional intelligence.
Practical implications Development of the theory of social intelligence as a learning process, writing manuals and develop training sessions of social intelligence specialists in the activity of human-human,to promising directions of our research is
studies aimed at understanding the gender, age, professional details of the dynamic characteristics of the social intelligence of students.
Keywords: social intelligence, symptoms and complexs, factor analysis, the social reality.
Сущностью и целью современных социальных и культурных преобразований России является развитие общих способностей человека -разумного, чувствующего и переживающего, обретение им универсальных способов деятельности, мышления, самоорганизации, полоролевых отношений, субъектных качеств (А.С. Арсеньев, Г.С. Батищев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, М.И. Махмутов, Б.М. Теплов, В. Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.)
Рациональная часть образа современного общества предполагает своим важнейшим звеном наличие развитого социального интеллекта и мышления, как способности человека познавать социальную действительность и социальные связи.
Социальный интеллект - относительно новое понятие в психологической науке, которое находится в процессе развития и уточнения. В последнее время сформировалось мнение, что социальный интеллект представляет собой четкую группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия личности.
За последние годы интерес к проблеме социального интеллекта возрос, стали активно исследоваться различные его аспекты. В отечественной психологии ученые определяют социальный интеллект как «способность к познанию социальных явлений, которая составляет лишь один из компонентов социальных умений и компетентности, а не исчерпывает их», который обладает следующими характерными особенностями:
-континуальным характером;
-использованием невербальной репрезентации;
- потерей точного социального оценивания при вербализации; -формированием в процессе социального научения;
-использованием «внутреннего» опыта.
В своей экспериментальной работе мы опирались на следующее определение социального интеллекта как «специальную способность, заключающуюся в способности формировать отношение к самому себе, понимать своё поведение и поведение окружающих, анализировать и предвидеть развитие ситуации взаимодействия, эмоциональном чувствовании её личностного и социально-психологического контекста» (С.Е.(Алешиной) Михайловой)(4).
При анализе структуры социального интеллекта использовалась структура социального интеллекта, разработанная в работах И.Ф. Баширова и Ю.Н. Емельянова, которая имеет трёх компонентный состав и включает когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты, что делает её универсальной, оптимальной и замеряемой.
Экспериментальное исследование основывалось на комплексном подходе и охватывало ряд характерологических, психофизиологических и психологических компонентов структуры социального интеллекта. В процессе решения поставленных задач в исследовании использовался следующий
комплекс психодиагностических методик:
1 МИСИ М.Салливена и Дж.Г илфорда Блок социальный интеллект
2 ММР1 Блок личностные черты
3 Тест Хейма Блок поведенческие стратегии
4 Индекс стиля жизни (разработан Санкт- Петербургским психоневрологическим институтом им. В.М.Бехтерева лабораторией клинической психологии, отделением наркологии)
5 Тест перцептивно-невербальные способности Г.Я.Розена Блок способности
6 КОС
7 Эмоциональный интеллект Э.Холла Блок эмоциональный интеллект
Основную выборку составили студенты трех курсов отделения подготовки специалистов социальной работы первого, четвертого и пятого курсов Института социальных и гуманитарных технологий КНИТУ (Казанского Национального Исследовательского Технологического Университета).
1 группу составили студенты I курса (125 человек), 2 группу- студенты
IV курса (105 человек), 3 группа - студенты V курса в количестве 135 человек. Общая численность экспериментальной группы составила 365 человек. В ходе экспериментальной диагностики мы изучали различие между развитием социального интеллекта, его взаимосвязей с уровнем развития эмоционального интеллекта, уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, преобладающими компенсаторными механизмами и поведенческими стилями. Поэтому на каждом этапе анализа полученных экспериментальных данных мы:
-сравнивали уровень развития социального интеллекта;
-искали причины, мешающие развитию тех или иных компонентов социального интеллекта;
-проводили сравнительный анализ особенностей компенсаторных механизмов уровнем развития социального интеллекта;
-проводили сравнительный анализ особенностей поведенческого стиля и уровнем развития социального интеллекта;
- изучали взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и личностными особенностями
- путем факторного анализа выделили и описали симптомокомплексы динамических характеристик социального интеллекта исследуемых.
По результатам экспериментального исследования все испытуемые имели определенный уровень развития социального интеллекта, независимо от целенаправленного его формирования в ходе обучения. Лонгитюдное наблюдение во время эксперимента и в учебном процессе (в нашем случае 5
лет), дало нам возможность сделать основной вывод эксперимента о том, что социальный интеллект в процессе обучения развивается неравномерно.
Для изучения личностных качеств и социального интеллекта нами были использованы следующие методики: ММР1 И.Маккинли и С.Хатэуэя (включает в себя следующие шкалы:1шкала- «сверхконтроль», 2- шкала "пессимистичности", 3-«эмоциональная лабильность», 4 шкала-
«импульсивность»,5-«мужественность-женственнность»,6-«ригидность» , 7
шкала- «тревожность»,8- «индивидуалистичности», 9-шкала
«оптимистичности», 0- шкала интроверсии, шкала «лжи» (Ь) — предназначена для оценки искренности обследуемого; шкала достоверности ^) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции; шкала коррекции (К) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого) и МИСИ (Методика изучения социального интеллекта М.Салливена и Дж.Гилфорда) (включает в себя следующие субтесты: субтест №1- «Истории с завершением», субтест №2 «Группы экспрессии», субтест №3 - «Вербальная экспрессия»,субтест №4 -«Истории с дополнением» Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест- вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения (СВS, СВС,СВТ,СВ1). Два субтеста в своей факторной структуре имеют также второстепенные веса, касающиеся способностей понимать элементы и отношения (CBU,CBR))
Личностные характеристики будущих социальных работников определялись нами по тесту ММР1. Анализ результатов показал: ведущими чертами оказались (таблица 3): F(шкала лжи),
1(сверхконтроль),5(мужественность-женственность), 8
(индивидуалистичности) и 9 (шкала оптимистичности) (у девушек всех курсов).
Причем у студенток 1 курса лидируют 5 шкала ( мужественность-женственность в пользу маскулинности в поведенческих реакциях ), 7 шкала
(тревожность), 8 шкала, 9 шкала (разброс интересов, неопределенность в профессиональной сфере ), у юношей шкалы F (33%), шкала 1 (33%), шкала 9(50%). Юноши 2 курс лидируют: F (10%), 9 шкала (15%), девушки : шкала 5(72,5%), 9 шкала (47,5%), шкала F (22,5%). 3 курс юноши: шкала F (13,5%), 9 шкала (27%),девушки F шкала (31,5%),5 шкала (54%), 8,9 шкалы(40,5%). 5 курс девушки доминируют 5 шкала (74,25%), 9 шкала (36,5%) и 8 шкала (20,25%), а у юношей шкала F (75%), 6 шкала (100%) и 8 шкала (50%)
У студентов 2 курса предполагаемая взаимосвязь сильнее выражена, чем у студентов 3 курса. Если рассматривать профили социального интеллекта, то в обоих случаях доминируют (по стандартным баллам) КО= 2-3, и можно говорить о том, что испытуемым присущи стремление проявлять теплоту и дружелюбие в общении, эмпатия, социально-перцептивные способности, восприимчивость к обратной связи (таблица 2).
Таблица 2
Результаты теста МИСИ М. Салливена и Дж.Гилфорда
К О 1 курс 2курс Зкурс 5 курс
юно ши деву шки итого юно ши деву шки итого юно ши деву шки итог о юно ши деву шки итого
1 —
2 54% 58% 56% 52% 8% 30% 60% 54% 57% 42% 24% 33%
3 46% 42% 44% 24% 80% 52% 47% 27% 37% 19% 21% 20%
4 12% 24% 18% 4% 8% 6% 26% 40% 33%
5 2% 4% 3%
Из таблицы 2 можно сделать однозначные выводы, что у студентов обоих полов идет расширение диапазона познания поведения окружающих. После проведения тренингов сензитивности, направленных на развитие параметров социального интеллекта, развиваются способности полно и точно
описывать личность незнакомого человека, способность к расшифровке невербальных сообщений, как девушек, так и юношей. Также появляется способность распознавать структуру межличностной ситуаций в динамике.
Необходимо отметить наличие студентов с высокими показателями по субтесту №4 «Истории с дополнением», измеряющим способность к анализу и прогнозу ситуации, и у первокурсников - юношей, то есть дифференциация идет внутри композитной оценки). В процессе тренинговой работы студенты приобретают умения анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Студенты путем логических умозаключений достраивают неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек, поведет себя в дальнейшем, находить причины определенного поведения. У них появляется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе. Это означает, что у будущих социальных работников появляется точность и гибкость при оценивании незнакомых людей, умение дифференцировать Я-концепцию, как
собственную, так и потенциального клиента. Это связано с наличием развитой глубиной рефлексии, с принятием себя и развитием чувства собственного достоинства, интересом к социальным проблемами, общественной активностью.
Если обратить внимание на разброс данных по отдельным субтестам, составляющим композитную оценку в итоге, то на первом курсе у студентов проявляется доминирование 1-го субтеста «Истории с завершением»-предвидение последствия поведения и 2-го субтеста «Группы экспрессии» -оценка невербального поведения (около 80 % опрошенных девушек и 90 % юношей), что означает преобладание экстравертированной установки опрошенных. Это позволяет говорить о развитых способностях прогнозирования и понимания невербального языка общения, что вполне соотносится с данными, полученными по тесту ММР1, шкала 9- «шкала
оптимистичности»). Далее диапазон социальных навыков студентов расширяется. В процессе профессиональной подготовки у третьекурсников добавляется еще и навык ролевой пластичности (3-й субтест МИСИ), появляется контактность, стремление проявлять теплоту и дружелюбие в общении, развивается эмпатия и социально-перцептивные способности, восприимчивость к обратной связи.
У студентов пятого курса мы можем наблюдать навыки высокого уровня развития понимания нормативов различных социальных ролей и ориентацию обследуемых на ролевое поведение, профессиональную самореализацию. Это вполне коррелирует со шкалой «оптимистичности» ММР1(таблица №3), показатели по этой шкале приближаются к норме и 82,5% студенток и 75,5% юношей.
Таблица 3
Количество студентов, имеющих показатели выше 60Т в личностном
профиле.
Курс пол L F К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
1курс Юнош и 2% 33% 5% 33% 8% 25% 7% 6% 33% 8% 25% 50% 3%
1курс Девуш ки 1,7 % % 6 00 1,7 % 3,5 % 3,5 % 8,6% 3,5 % 83% 14% 10 % 14% 45% 3,5%
2курс Юнош и 5% 10% 2% 2,5 2% 7,5% 2% 7,5% 5% 7% 5% 15% 2,5%
2курс Девуш ки 2% 22,5 % 10% 16% 2% 15% 10% 72,5 % 17,5 % 15 % 22,5 % 47,5 % 2,5%
Зкурс Юнош и 1% 13,5 % 2,2 % 2% 1,5 % 2% 2,2 % 1% 1% 2,2 % 4,5% 27% 1,5%
Зкурс Девуш ки , 31,5 % 31,5 % 4% 2,2 % 4,5% 2,2 % 54% 4,5% 2,2 % 40,5 % 40,5 % 5%
5курс Юнош и 10% 75% 5% 25% 25% 25% 25% 5% 100% 6% 50% 25% 15%
5курс Девуш ки 4% 8% 2% 3% 4% 4% 4% 87,5 % 4% 2% 4% 12,5 % 4%
итого девуш ки 3,2 % 16% 1>, чО 3% 15,6 % С* 10,25 % 4% 74,25 % 10% 7% 20,25 % 36,45 % 3,75 %
итого юноши 4% 33% 11,3 % 7% 3% 8% 9% 4,9% 34,75 % 6% 21% 29,25 % 5,5%
Примечание:
1 шкала - «сверхконтроль»,
2 шкала - "пессимистичности",
3 шкала - «эмоциональная лабильность»,
4 шкала - «импульсивность»,
5 шкала. - «мужественность-женственнность»,
6 шкала - «ригидность»,
7 шкала- «тревожность»,
8 шкала - «индивидуалистичности»,
9 шкала - шкала «оптимистичности»,
0 шкала интроверсии,
шкала «лжи» (Ь) ; шкала достоверности ^); шкала коррекции (К).
Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что на развитие социального интеллекта влияют в определенных весах не все параметры выделенных нами блоков, их можно представить в виде сводной таблицы 4.
Таблица 4
Симптомокомплексы, выделенные по группам
№ Параметры 1 фактора Симптомокомп лекс по 1 фактору Параметры 2 фактора Симптомокомпл еск по 2 фактору Показатель общей дисперсии по двум факторам
1 гр -эмоциональная лабильность; -тревожность; -индивидуалис- тичность; оптимистичност ь Личностные черты -управление своими эмоциями; -самомотивация; -эмпатия; -распознавание эмоций других людей Эмоциональный интеллект 58%
2 гр. -пессимистич- ность; -тревожность; оптимистичност ь Личностные черты -распознавание эмоций других людей Эмоциональный интеллект 29%
3 гр -ригидность; -тревожность; индивидуалисти ч-ность Личностные черты 84%
Сравнивая факторные нагрузки всех групп можно сделать следующий вывод. Прежде всего, в различных группах испытуемых можно выделить
одинаковые факторы, имеющие подобные нагрузки на соответствующие переменные.
Такими параметрами являются:
1) блок личностных черт
2) блок эмоционального интеллекта
Основной вклад в индивидуальных различия вносят факторы личностных черт, которые присутствуют во всех исследуемых группах.
Дальнейший анализ полученных эмпирических данных проводился при помощи однофакторного дисперсионного анализа методом ранговым методом Крускала-Уоллиса по параметрам тестов, реализуя общую таблицу средних значений психометрических параметров для различных групп испытуемых в зависимости от ступени обучения и таблицы значимых различий по параметрам тестов (р<0,05) , можно сделать вывод о том, что развитие социального интеллекта и индивидуально-психологические различия испытуемых проблемы развития поведенческих реакций, и организационных и коммуникативных, перцептивно- невербальных способностей, а для третьей группы еще и эмоциональный интеллект( см Приложение 2 )
Таким образом, можно сделать следующие выводы
1. В 1 группе исследуемых (1 курс) значительно выражены показатели личностных черт, эмоционального интеллекта. У испытуемых 1 группы развиты эмоциональная лабильность, индивидуалистичность, управление своими эмоциями, эмпатия, распознавание эмоций других людей.
2. Изменение ведущих параметров наблюдается во второй группе испытуемых (4 курс) в личностных чертах и эмоциональном интеллекте -пессимистичность, тревожность, индивидуалистичность, и распознавание эмоций других людей.
3. В третьей исследуемой группе (5 курс) показатели личностных черт
претерпели изменения (развиты ригидность, тревожность,
индивидуалистичность).
Таким образом, социальный интеллект позволяет анализировать социальную действительность и социальные явления во взаимосвязи всех внутренних качеств, в единстве внутренних противоречий.
Формирование социального интеллекта и социального мышления исторически обусловлено и подчинено историческим закономерностям. Человек начинает мыслить и понимать социальную действительность лишь тогда, когда он хочет что- то понять. Мыслительный процесс начинается с постановки проблемы и совершается в обобщениях, а обобщения выражаются в социальных понятиях, которые функционируют во взаимодействии с наглядными представлениями и словом. Реальный мыслительный процесс по осмыслению социальной реальности включен в целостную психическую систему и взаимосвязан со всеми сторонами психической деятельности.
Список литературы
1. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, вып. 4. С.26-34.
2. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: «Фолиум», 1994.С.175.
3. Блейхер В. М., Крук И. В., Патопсихологическая диагностика. К.: Здоровье, 1986.С.280.
4. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена. С-Пб.1996.С.53.
5. Собчик Л. Н., Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММР1) Практическое руководство. М.: Речь, 2007.С.224.
6. Холодная М.А.Психология интеллекта: парадоксы исследования/2-ое изд, перераб. и доп. С-Пб.: Питер, 2002 .С 272.
References
1. Mitin L.M. Voprosypsyhologii, no. 4 (1997): 26-34.
2. Berezin F.B., Miroshnikov M.P., Sokolova E.D. Metodika mnogostoronnego issledovania lichnosti (struktura,osnovy interpretazii,nekotorye oblasti primenenie [Technique multilateral study of personality (the structure, the foundations of interpretation, some applications]. Moscow, 1994. P. 175.
3.Bleicher, V.M., Crook I.V. Patopsylogicheskay diagnostika [Pathopsychological diagnosis]. Kiev, 1986. p. 280.
4. Mikhailov (Aleshin) E.S. Metodika issledovania socialnogo intellekta. Adaptazia testa Dz.Giforda i M.Sallivena [Methods of study of social intelligence. Adapting the test, and J. Gilford M.Sallivena]. S-Peterburg, 1996. p.53
5. Sobchik L.N. Standartizirovannyy mnogofaktornyy metod issledovania lichnosty SMIL (MMPI).Prakticheskoe rukovodstvo [Multivariate standardized method for studying personality SMIL (MMPI) Practic method]. Moscow, 2007. p. 224.
6. Holodnaya M.A. Psyhologia intellekta:paradoksy issledovania [Psihologiya Intelligence: Paradoxes of Research]. Saint-Petersburg, 2002. p. 272.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Лушпаева Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт Развития Образования Республики Татарстан»
ул. Б.Красная, 68, г. Казань, РТ, 420015, Россия
Павлова Оксана Юрьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №152» города Казани
ул. Лейтенанта Красикова,16, г. Казань, РТ, 420078, Россия
ox.pav2011@yandex. ru DATA ABOUT THE AUTHORS
Lushpaeva Irina Igorevna, Ph.D. in Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Psychology
Education Development Institute of the Republic of Tatarstan 68, B.Krasnaya st., Kazan, Tatarstan, 420015, Russia Pavlova Oksana Yurevna, psychologist higher qualification Gymnasium № 152, Kazan
16, Lieutenant Krasikov st., 16, Kazan, Tatarstan, 420078, Russia ox.pav2011@yandex. ru
Рецензент:
Сибгатуллина И.Ф., зав кафедрой педагогики и психологии ГАОУ ДПО РТ, д.психол.наук, профессор, действительный член Европейской ассоциации IAPS, заместитель руководителя Республиканского научно-методического Совета педагогов-психологов РТ, член Федерации психологов образования РФ