УДК 159.9
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И САМООТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
И.В. Дробышевская
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального интеллекта и его структурных компонентов и аспектов самоотношения у студентов профессий социальной сферы. Рассмотрена динамика эмоционального интеллекта в период обучения в вузе. Показано, что показатели способностей воспринимать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей у студентов возрастает в процессе обучения в вузе. Выявлено, что чем больше студенты профессий социальной сферы стараются в межличностном общении адекватно воспринимать и распознавать эмоции других людей, тем отношение их к себе становится позитивнее, повышается стремление получить одобрение и положительное отношение окружающих к себе.
Ключевые слова: самоотношение; эмоциональный интеллект, профессии социальной сферы, студенческий возраст.
Постановка проблемы
Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание. Во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных и большинство исследователей считают, что самосознание - прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе. В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самосознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы (М.И.Лисина, В.В.Столин).
Особенности внутренней динамики самосознания, структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия [1, с. 130]. К настоящему времени силами в основном западных исследователей создано около двух десятков популярных и широко применяемых методик, связанных с диагностикой эмоциональнооценочной подсистемы самосознания. Ряд из них направлен на диагностику общего самоуважения, интегрального положительного или отрицательного отношения к себе, глобального самопринятия (self-regard, self-esteem, self-acceptance). К сожалению, эти методики не входят в арсенал методов отечественных психологов, что существенно обедняет и снижает эффективность научных и практических разработок, связанных с самоотношением личности.
При анализе различных взглядов на строение самоотношения можно отметить, что существует большое разнообразие понятий, в которых фиксируется содержание этого феномена. Из отечественных попыток реконструировать эмоциональную систему самоотношения широко известно исследование В. В. Столина, где выделены три измерения самоотношения: симпатия, уважение, близость. Самоотношение понимается как сложная, уровневая эмоционально-оценочная система, может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей (измерений), различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе. Выделяются глобальные и конкретные шкалы само-отношения. Среди глобальных шкал определяются следующие: интегральное чувство, аутосимпатия, ожидания, самоинтерес, а среди конкретных - самоуважение, отношение других, самопринятие, са-моруководство, самообвинение, самоинтерес, самопонимание.
Понимание самоотношения обладает некоторой спецификой как для различных индивидов, так и для различных социальных групп или других социальных общностей. Так, например, профессия работников социальной сферы насыщена коммуникативной активностью и сопряжена с высокими психологическими и эмоциональными нагрузками, которые в конечном итоге могут приводить к профессиональной деформации [2, с. 30]. Поэтому в профессиональной деятельности специалиста социальной сферы необходимы способности контролировать собственные эмоциональные и социальные реакции, регулировать собственные желания, понимать эмоциональные состояния других людей. Обозначенные личностные способности являются составляющими понятия «эмоциональный
интеллект».
Область изучения эмоционального интеллекта является сравнительно молодой. По свидетельству ряда исследователей (Д.В. Люсин, В.С. Юркевич), широкое распространение в среде психологов данная проблема получила благодаря работе американского ученого Д. Големана [3;4]. Более детально и результативно данная проблематика исследовалась американским психологом Р. Бар - Оном. Эмоциональный интеллект он предлагает определять как все не когнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными, жизненными ситуациями [4, с. 156]. Несколько иначе предлагает рассматривать это явление российский психолог Д.В. Люсин. В его трактовке эмоциональный интеллект — «...способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими» [5, с. 3]. Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.
Известно, что значительные изменения в эмоциональной сфере индивида происходят в течение всей жизни, но особенно бурно развитие способностей личности происходит в студенческом возрасте. Период первичной профессиональной социализации, совпадающий с периодом обучения в вузе, предполагает напряженную работу будущего профессионала по самопознанию, самопроектирова-нию и саморазвитию. В процессе смены стабильных и критических фаз развития личностные особенности студентов претерпевают существенные изменения, характер которых обусловлен решением многообразных проблем самоопределения, поиском личностной и профессиональной идентичности.
Методы и методики исследования
Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования обоснованным представляется применение следующих методик: методика «Тест-опросник самоотношения» В.В.Столина, С.Р.Пантилеева, методика «Эмоциональный интеллект» Н.Холла.
Полученные данные подверглись статистической обработке с использованием компьютерной программы SPSS 17.0. В анализ включались описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Результаты исследования
Экспериментальную выборку составили студенты 1-5 курсов факультета психологии, рекламы и связи с общественностью Брянского государственного университета. Всего в исследовании участвовало 138 человек в возрасте от 17 до 22 лет, из них 115 девушек и 23 юноши. На первом этапе испытуемые были опрошены с помощью методик «Тест-опросник самоотношения» В.В.Столина, Р.Пантилеева и «Эмоциональный интеллект» Н.Холла. Обобщая полученные данные, мы выявили, что по шкале S - «Глобальное самоотношение», которую мы понимаем, вслед за В.В.Столиным, как общее чувство «за» или «против» самого себя, среди студентов профессий социальной сферы у 80,4% испытуемых высокий показатель. Это свидетельствует о том, что они на должном уровне относятся к своим способностям, энергии, самостоятельности, а также оценивают свои возможности и могут контролировать свою жизнь. По шкале I - «Самоуважение» нами получены данные, о том, что более трети студентов профессий социальной сферы (39,9%) верят в свои силы, способности, самостоятельность. Они на должном уровне оценивают свои возможности, контролируют свою жизнь, стараются понимать самих себя. Полученные нами данные по шкале II - «Аутосимпатия», которая отражает дружественность или враждебность к собственному «Я», свидетельствуют о том, что для 49,3% испытуемых характерно одобрение себя в целом, они испытывают доверие к себе и имеют позитивную самооценку (см. рис. 1).
ШД Н 1/13К1/1 й сд Средний в Высокий
90 80 70 60 50 40 30 20 1 0 0
г і II ш IV
Структура аспектов самоотношения
Примечания: S - интегративное чувство, I - самоуважение, II - аутосимпатия, III - ожидание положитель-
Рис. 1. Сравнительный профиль уровня самоотношения по глобальным шкалам у студентов профессий социальной сферы
По шкале III - «Ожидание положительного отношения других» нами установлено, что у 39,9% студентов профессий выявлен средний показатель. Они, несмотря на то, что ждут от других отрицания своих внутренних достоинств (совести) и антипатии к своей внешности, принимают данную антипатию других, считают себя уникальным, непохожими на других и не ставят перед собой задачу на увеличение самоуважения. Данные, полученные по шкале IV - «Самоинтерес», свидетельствуют о том, что для 44,9% испытуемых характерны высокие показатели. Следовательно, они проявляют интерес к собственным мыслям и чувствам, готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других.
По конкретным шкалам методики самоотношения из диаграммы на рис. 2 видно, что высокие показатели мы вывили по конкретным шкалам «Самоинтерес» (у 63,8%), «Самоуважение» (у 60,1%), «Отношение других» (у 52,2%). Хотелось бы отметить, что по конкретной шкале «Саморуководство» нами получены высокие показатели у 41,0% студентов профессий социальной сферы. Это свидетельствует о том, что источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, являются они сами. Для них характерно переживать собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий их личность, деятельность и общение; считают, что их судьба находится в их собственных руках, испытывают чувство последовательности своих внутренних побуждений и целей (см. рис. 2).
ШП НИЗ КИЙ са Средний Ш Высокий
70 60 50 40 30 20 1 0 0
1 2 3 4 5 6 7
Структура аспектов самоотношения
Примечания: 1- самоуважение, 2- отношение других, 3- самопринятие, 4- саморуководство, 5 - самообвинение, 6 - самоинтерес, 7 - самопонимание.
Рис. 2. Сравнительный профиль структуры аспектов самоотношения по конкретным шкалам студентов профессий социальной сферы
По конкретной шкале «Самообвинение», связанной с интрапунитивностью, отрицательными эмоциями в адрес «Я», нами установлено, что у 49,0%, т.е. у половины студентов профессий социальной сферы, низкие показатели по данной шкале. Именно эти студенты готовы поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. У 46,0% испытуемых низкие показатели по шкале «Самопонимание», в которой прослеживается тенденция к выявлению эмоционального фона отношения к себе. Для таких студентов профессий социальной сферы характерно чувство конфликтности собственного «Я», наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой.
Таким образом, полученные нами данные по методике самоотношения у студентов профессий социальной сферы позволяют сделать вывод о том, что данные студенты одобряют себя в целом и в существенных частностях, адекватно оценивают свои возможности, они могут контролировать свою жизнь, имеют позитивную самооценку. В тоже время, в экспериментальном исследовании для нас было важно выявить отражение мнение студентов профессий социальной сферы о способности эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самого себя, и можно сделать вывод о том, что меньше половины испытуемых обладают данной способностью.
С помощью методики Н.Холла «Эмоциональный интеллект», мы определили, что у 60,1% ис-
пытуемых низкие показатели интегративного уровня эмоционального интеллекта, т.е. у данных студентов не достаточно развита способность к распознаванию и регулированию своих эмоций и эмоций других людей. Также хотелось бы отметить, что у 72,5% студентов профессий социальной сферы низкие показатели по такому структурному компоненту эмоционального интеллекта как «управление своими эмоциями» т.е. у них не развита способность к произвольному управлению своими эмоциями (см. рис. 3).
1 2 3 4 5 6
Структурный компонент эмоционального интеллекта
Примечания: 1-интегративный уровень, 2 - эмоциональная осведомленность,
3- управление своими эмоциями, 4- самомотивация, 5- эмпатия, 6- распознавание эмоций других людей.
Рис. 3. Сравнительный профиль интегративного уровня эмоционального интеллекта и его структурных компонентов у студентов профессий социальной сферы
Анализируя средние данные студентов профессий социальной сферы по структурным компонентам эмоционального интеллекта, приведенные в таблице 1, мы выявили, что у студентов профессий социальной сферы 5 курса наибольшие средние значения по всем структурным компонентам, т.е. именно к 5 курсу развивается способность к распознаванию и регулированию своих эмоций и эмоций других людей, а на протяжении обучения в вузе низкий уровень эмоционального интеллекта несколько снижается.
Таблица 1
Структурный компонент эмоционального интеллекта Среднее значение по курсу и по выборке
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Среднее по выборке
Эмоциональная осведомленность 7,56 7,9 8,91 7,64 10,72 8,62
Управление своими эмоциями -0,83 3,39 0,52 0,41 5,10 2,08
Самомотивация 6,06 7,68 5,48 4,23 8,45 6,59
Эмпатия 11,22 8,76 8,64 8,36 10,69 9,37
Распознавание эмоций других людей 8,22 8,46 7,94 6,73 10,38 8,43
Интегративный уровень 32,22 36,20 31,48 27,36 45,34 35,10
Выявленные эмпирическим путем особенности динамики уровня эмоционального интеллекта у студентов профессий социальной сферы позволяют сделать вывод о том, что будущим специалистам данной сферы необходимо в процессе обучения в вузе, с одной стороны, сохранять собственное спокойствие, а с другой стороны - контролировать эмоциональный настрой других и настраиваться на эффективную профессиональную деятельность.
При помощи ранговой корреляции Спирмена нами выявлена значимая корреляция между структурными компонентами эмоционального интеллекта: между «Управлением своими эмоциями» и «Эмпатией» (г= 0,185, уровень значимости p = 0,027), следовательно, чем больше студент профессий социальной сферы произвольно контролирует свои эмоции, тем выше развивается у него способность к эмпатии.
Также при выявлении взаимосвязи между интегральным уровнем эмоционального интеллекта и его структурными компонентами и аспектами самоотношения мы рассчитали ранговые корреляции Спирмена (см. табл. 2). Нами получены положительные корреляции: «Эмоциональная осведомленность» и «Самоинтерес» (г= 0,170; p = 0,046); «Распознавание эмоций других людей» и «Глобальное самоотношение» (г= 0,198; p = 0,020) и «Ожидание положительного отношения других» (г= 0,173; p =
0,043).
Таблица 2
Ранговые корреляции Спирмена между структурными компонентами эмоционального интеллекта и самоотношением у студентов профессий социальной сферы
Шкалы Эмоциональная осведомлённость Управление своими эмоциями Само мотивация Эмпатия Распознавание эмоций других людей Интегративный уровень
Глобальное само отношение -0,119 (p=0,164) (N in О 46 °,<э 0= (p 0,020 (p=0,820) 0,131 (p=0,125) 0,198* (p=0,020) 6 41 о" 0= (p
Ожидание положительного отношения других -0,017 (p=0,109) 0,131 (p=0,125) 0,093 (p=0,280) -0,024 (p=0,782) Ь 3 S3 ® з 6) 29 тг о, CD 0= (p
Само интерес 0,170* (p=0,046) 7) 96 45 °,<э 0= (p 0,009 (p=0,912) 0,085 (p=0,321) 5) 24 55 °,<э 0= (p 3) 28 92 °,<э 0= (p
Следовательно, чем больше студенты профессий социальной сферы стараются в межличностном общении адекватно воспринимать и распознавать эмоции других людей, тем больше возрастает позитивное отношение к себе и стремление получить одобрение и положительное отношение окружающих к себе.
Выводы
1. Студенты профессий социальной сферы, адекватно воспринимающие эмоции других людей и понимающие эмоциональные состояния других людей, а также контролирующие собственные эмоциональные реакции, имеют массу преимуществ перед теми, кто это сделать не в состоянии. Так, чем больше студенты профессий социальной сферы стараются в межличностном общении адекватно воспринимать и распознавать эмоции других людей, тем позитивнее становится их отношение к себе, повышается стремление получить одобрение и положительное отношение окружающих к себе, что особенно важно в их будущей профессиональной деятельности представителей социальной сферы.
2. Значительные изменения в эмоциональной сфере индивида происходят в течение всей жизни, но особенно бурное развитие способностей личности происходит в студенческом возрасте. Так, способность воспринимать, понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей у студентов профессий социальной сферы возрастает в процессе учебно-профессиональной деятельности в период обучения в вузе и достигает наиболее высокого уровня к пятому курсу.
The article presents the results of the empirical research of particular characteristics of emotional intellect and its structural components and self-relation aspects of students belonging to social professions. The emotional intellect dynamics has been considered during high school study. It is shown that students, during their high school study, have an increase in indicators of the following abilities- abilities to perceive, understand, and control their emotions and emotions of other people. It has been revealed- the more adequately students of social professions try in interpersonal communication to perceive and recognize other people emotions, the more positive their self- relation they get, their desire of obtaining approval and positive attitude of people around is increasing.
The key words: self-relation, emotional intellect, social professions, student’s age
Список литературы
1. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. М., 1988. 134 с.
2. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.
3. Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект. Самое важное. М.: Изд. дом АСТ, 2008. 187 с.
4. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Даниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Пер. с англ. 3 изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 301 с.
5. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования»/ Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
6. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4).
Об авторе
Дробышевская И.В. - аспирант Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского, г.Брянск, ул. Пушкина, д.75, кв. 104, ira. drobyshevskaj a@yandex.ru