Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
6
УДК: 159.9:687.01
ББК: 88.809.5 Психологические науки
Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза.
© Е.В. Ерохина
Ерохина Е.В.- старший преподаватель кафедры художественного проектирования костюма, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет» (КГУ)
E-mail: [email protected]
Адрес: г. Курск, ул. Кирова, 5, 305000, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Народное искусство выражает «дух» народа, его характер и психологию, эстетические и национальные ценности. Художественное своеобразие произведений народного творчества определяется их связью с исторически сложившимися традициями, которые и служат проектной основой для формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров в образователь-№4 (19) 2019 ном процессе вуза.
www.j-chr.com
Ключевые слова: психологические основы, этнокультурные компетенции, дизайнеры одежды, традиции.
С давнего времени психологической основой воспитания посредством искусства считалось наиболее продуктивным. С детства в человеке закладывали потребность в эстетическом развитии, которое заключается в связи - красоты, гармонии и любви, поэтому на современном этапе главной целью в системе образования вуза, является принцип формирования духовных ценностей, нравственно-эстетических потребностей учащихся.
Фундаментальной задачей работы по этнокультурному компоненту является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Актуальность формирования этно-художественной культуры будущих дизайнеров обусловлена тем, что современный дизайнер призван являть собой истинного носителя национального самосознания, способствующего посредством своей художественно-творческой деятельностью духовному развитию подрастающих поколений, воспитанию у них эстетического вкуса, внимательного отношения к истории и культуре собственной страны.
В рамках современного образовательного процесса вуза следует не только развивать абстрактное мышление, воспитывать художественный вкус и запоминать основную профессиональную терминологию, но и ориентировать будущих дизайнеров к готовности получать более обширные знания, формируя навыки этнокультурных компетенций [1]. Основные цели по формированию этнокультурных компетенций заключаются в систематическом расширении представления будущих дизайнеров о культуре и традициях своего и других народов, обогащении кругозора и развития воображения, постижения взаимовлияния культур и формирование на основе изученного новых открытий, необходимых для создания образов в проектной деятельности [2]. Часто используется инновация через традицию, которая даёт возможность возвращения, трансформации модных и культурных образов прошлого, их реабилитации в новом
контексте. Таким образом, формируются компетентные специалисты - дизайнеры, способные обеспечить усовершенствование индустрии моды [5].
Существуют разные мнения о возможности сочетания произведений народного искусства, каким является традиционные национальные костюмы, с современными изделиями массового производства. Одни считают такое сочетание вообще невозможным: оно представляется им эклектичным. Другие, наоборот, понимают, что произведения народного искусства вполне могут уживаться с современным моделированием, обогащая его. Знакомство с творчеством дизайнеров современной одежды вносит ясности в вопрос о том, что именно обуславливает особый интерес специалистов к освоению национальной одежды и позволяет успешно развивать одно из перспективных направлений современного моделирования [4].
Одно из актуальнейших направлений современной моды этно- стиль, который прочно закрепился в творческой практике модельеров-дизайнеров. Он подразумевает, как правило натуральные материалы, такие как шерсть, лён, хлопок, шёлк, украшения из дерева, кожи, ракушек, полудрагоценных камней. Такие вещи не только дарят телесный комфорт, но и позволяют человеку не терять связи со своими национальными истоками. Благодаря фантазийным идеям стиль живёт и развивается, выделяя отдельные течения. Главным в создании ансамбля считается базовый крой нарядов, качество материала, характерные орнаменты, типичные расцветки и разнообразные аксессуары. Для обозначения к модному течению дизайнеры иногда обогащают свои образы двумя-тремя элементами национального характера [6].
Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства, народная фантазия особенно привлекательна для дизайнера. При разработке дизайна одежды с использованием этнических орнаментальных композиций, необходимо учитывать определенную зависимость
7
между цветовым решением и естественным восприятием его человеком. Всё должно работать на цель, заинтересовать, вызвать нужные эмоции. Здесь срабатывает аффективный компонент, человек испытывает чувство восторга, эстетического наслаждения при напоминании о произведениях искусства разного народа. Важную роль здесь играет и этническая принадлежность и их тяготение к истокам именно своего народа. Наличие знаний об этнической культуре дают возможность добиться лучшего межэтнического понимания и взаимодействия [3].
Таким образом, для формирования этнокультурных компетенций будущих
ЛИТЕРАТУРА
дизайнеров костюма необходима организация исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности этнокультуры. Музейные практики и копирование элементов народного костюма позволяют наиболее подробно изучить культурное наследие. Знания и сложившиеся веками традиции являются обязательной основой для каждого художника - дизайнера, поскольку овладеть искусством нельзя, не освоив глубин накопленного народом творческого и технического опыта.
8
1. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры: костюм, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилища, обычаи и нравы. - М.: Эксмо, 2006
2. Денисова О.И. Основы теории и методологии дизайн-проектирования костюма: учебное пособие. — Кострома: КГТУ, 2009
3. История костюма: учебник для учащихся проф. лицеев, училищ, колледжей.-Ро-стов н/Д, 2001
4. Медведев В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры. Учеб. пособие. 2-е изд.-
СПб., СПГУТД, 2004.
5. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Молодая гвардия, 1998.
6. Соловьева, А.В. Условия формирования профессиональной компетентности студентов-дизайнеров в негосударственных ВУЗах / А.В. Соловьева // Теория и практика дополнительного образования. -М.:ИСМО РАО, 2010.- № 10. С. 27-29
PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FASHION DESIGNERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY.
© Elena V. Erokhina
Erokhina Elena V. - Senior Lecturer, Department of Costume Design, Kursk State University (KSU).
E-mail: [email protected]
Address: Kursk, st. Kirova, 5, 305000, Russian Federation.
Abstract
Folk art expresses the" spirit " of the people, their character and psychology, aesthetic and national values. The artistic originality of works of folk art is determined by their connection with historically established traditions, which serve as a design basis for the formation of ethnocultural competencies of future designers in the educational process of the University.
Keywords: psychological foundations, ethno-cultural competences, fashion designers, traditions.
REFERENCE
9
1. Weiss G. The general history of world culture: costume, jewelry, household items, weapons, temples and homes, customs and mores. -M .: Eksmo, 2006
2. Denisova O.I. Fundamentals of the theory and methodology of costume design: a training manual. - Kostroma: KSTU, 2009
3. The history of the costume: a textbook for students prof. lyceums, schools, colleges.-Ros-tov n / a, 2001
4. Medvedev V. Yu. The role of design in the
formation of culture. Textbook allowance. 2nd ed. - SPb., SPGUTD, 2004.
5. Mertsalova MN Poetry of folk costume. -2nd ed., Revised. and add. - M .: Young Guard, 1998.
6. Soloviev, A.V. Conditions for the formation of professional competence of design students in private universities / A.V. Solovieva // Theory and practice of continuing education. -M.: ISMO RAO, 2010.- No. 10. P. 27-29